Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты. Кто изобрел первый пароход? Военный пароход фултона

Роберт Фултон родился на ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания (Little Britain, Pennsylvania), 14 ноября 1765-го. У него было три сестры – Изабелла (Isabella), Элизабет (Elizabeth) и Мэри (Mary), а также младший брат Абрахам (Abraham). Его отец, Роберт, был близким другом отца художника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Отец умер, когда Роберту-мл. было три года.

Фултон перебрался в Филадельфию (Philadelphia) на шесть лет, где увлекался рисованием, писал портреты и пейзажи, делал чертежи домов и различных механизмов. Он зарабатывал неплохие деньги, часть которых отправлял домой, чтобы поддержать мать. В 1785-м он купил ферму в Хопуэлле (Hopewell, Pa.), куда переехала вся его семья. Живя в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin) и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу (Europe).

Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии (England), где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и др. изобретения.

В 1797-м он оправился в Париж (Paris), где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский, немецкий, химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Он также познакомился с Джеймсом Рамзи (James Rumsey), изобретателем из Вирджинии (Virginia), который еще в 1786-м руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне (Shepherdstown).

Сам же Фултон предлагал реализовать его планы по строительству парохода в 1793-м, как правительству Британии, так и США. С 1793-го по 1797-й он конструировал первую рабочую подводную лодку "Наутилус", которая успешно прошла испытания в гавани Гавра (Le Havre) в 1800-м. Он предложил свое изобретение флоту, но на вооружение подлодка принята не была.

Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном (Robert R. Livingston), который в 1801-м был назначен послом США во Франции. Вместе они решили построить пароход и попробовать запустить его на Сене (Seine). Фултон перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами 20.1 м. x 2.4 м прошли неплохо, правда, пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803-го судно развило скорость 4.8-6.4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну.

Вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью. В 1806-м инженер женился на Гарриет Ливингстон (Harriet Livingston), племяннице Роберта Ливингстона. У пары было четверо детей. Новый коммерческий пароход Фултона, получивший название "North River Steamboat" отправился в первое плавание 17 августа 1807-го. Судно, к которому позже прилипло имя "Clermont" (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.

Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, "Demologos", началось в 1814-м. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815-го, от туберкулеза.

Вскоре после эмиграции в Америку в ирландской семье Фултонов – прибавление, сын Боб. А через три года умирает отец многодетного семейства, поденщик на окрестных фермах. Они и раньше прекрасно знали, что такое бедность, но сейчас нужда стала совсем беспросветной. Мать работала тяжко, но образование, хоть и начальное, получили у нее все дети.

В маленьком Роберте нежданно проснулась страсть, которую в их среде всегда считали «баловством» — рисование. В 12 лет мать отвезла его в Филадельфию, чтобы он научился золотых дел мастерству. А он ненавидел это занятие все пять лет учебы, хозяин на него рукой махнул – не будет из парня толку. Семнадцатилетним он уходит из опостылевшей мастерской – выживать, крутиться в окружающем его мире.

И единственное, что он любил и мог делать, было рисование. Карьеру художника Роберт начал вполне по-американски: начал ходить по гостиницам, трактирам и предлагать людям делать их портреты. Вскоре он так на этих портретиках набил руку, что начал зарабатывать вполне прилично. Он завел портретную мастерскую, а потом поехал к своим со всеми деньгами, которые он заработал – и их хватило, чтобы купить матери собственную ферму! Но карьера фермера самого Роберта не соблазняла. Он вернулся в большой город и начал думать, как ему жить дальше. Рисовать купцов с их женами было уже сверх сил. Учиться же живописи тогда в Америке было негде и не у кого.

И так счастливо случилось, что в то время он познакомился со знаменитым уже тогда человеком, ученым, дипломатом, «отцом американской конституции» Бенджаменом Франклином. Тот посмотрел фултоновские картинки и воспламенился помочь молодому таланту – дал ему рекомендательное письмо в Европу к известному художнику, ему предложили деньги на поездку в Старый свет. Роберт взят деньги только на дорогу – и отправился.

В Лондоне он жил в мастерской художника, как и все его ученики, на полном содержании. Но там быстро понял границы своего таланта живописца – ничего выше средненькой посредственности из него не выйдет. А это он почитал за стыдное. Перенес он это открытие мужественно, с достоинством и решил заняться чем-то другим. И этим «чем-то» была чрезвычайно модная в те времена в Англии механика.

Но по уходе из мастерской денег совсем не стало, и Фултон уходит на заводы рабочим. Там уже много было разных механизмов, любознательный американец к ним приглядывается, склонность к механике также оказалась у него врожденной. И тут Роберт сталкивается с человеком уже почти сломленным судьбой и неудачами в деле, которое тот почитал за главнейшее в своей жизни – с его соотечественником-американцем Рамсеем.

Мечтой Рамсея было поставить на корабль паровую машину – и тогда этому принципиально новому судну не грозили больше ни штормы, ни штили. Многие пытались это сделать, но все многочисленные попытки оканчивались полными неудачами. Неудача постигла и Рамсея. Но свою идею он перед смертью эстафетой передал своему молодому соотечественнику. И Фултон настолько увлекся ею, что выполнение ее стало с этих пор заветной мечтой его жизни, которую он никогда не забывал и стремиться к осуществлению которой не переставал, пока не добился, наконец, создания истинного парохода .

Но никто в Англии после стольких неудач не соглашался рисковать деньгами в хронически неудающемся деле. И Фултон поступил инженером на рытье каналов. Здесь он изобрел первый в мире экскаватор (который развалился при самом начале работы из-за небольшой ошибки в расчетах), предложил специальный плуг для прокладки каналов (которые потом вошли все-таки в употребление), изобрел мельницу для пиления и полировки мрамора, машину для кручения веревок. Но все это было далеко от его мечты. И он переехал через Ла-Манш, во Францию.

Но Франции, воевавшей тогда со всей Европой, было в это время не до «безумных» проектов. Тогда Фултон взялся за проект военный – он изобрел… подводную лодку. Что удивительно, построенная им за свой счет при консультациях с виднейшими французскими учеными деревянная субмарина «Наутилус» с экипажем из трех человек была действительно успешным проектом – она на одной мускульной силе могла погружаться на несколько часов, подплывать к кораблю, закладывать под него бочонки с порохом и взрывать их безопасно для себя. Но военное министерство отказалось от этого проекта – он показался там «слишком кровожадным и нечестным».

Однако, время во Франции Фултон провел не без пользы – подрабатывая на жизнь и на свои проекты живописью, он десять лет упорно изучал математику и химию, физику и механику. Без этой научной подготовки ему вряд ли удалось бы решить великую проблему использования пара в судоходстве. Теперь Фултон ясно увидел причины неудач своих предшественников и мог выработать план, который вел его к цели.

Судьба выручила Фултона в очередной раз, сведя его с новым посланником Соединенных Штатов, Робертом Ливингстоном (известным покупкой у французов и присоединением к Соединенным Штатам Луизианы). Ливингстон был большой любитель механики и один из видных промышленных деятелей Соединенных Штатов. Когда он узнал, что его новый знакомый обуреваем мечтой о пароходе, когда убедился в широте и глубине познаний Фултона, он рискнул ради этой идеи всем своим капиталом.

Вначале компаньонов преследовала одна неудача за другой, но успех, наконец, пришел: построенное ими небольшое судно с паровой машиной целых полтора часа плавало по Сене при стечении огромной толпы народа. Но когда Фултон предложил свое изобретение Франции, Наполеон презрительно бросил: «Корабли без парусов - это нелепость. Место пара на кухне, в кастрюле под крышкой». Фултону нечего было больше ожидать от Франции, незачем было оставаться далее в этой стране. Если где он и мог еще ожидать настоящей оценки для своего изобретения, то разве только в Америке. И Фултон решил возвратиться на родину, чтобы начать там дело практического применения пароходства.

Штат Нью-Йорк выдал им двадцатилетнюю монополию плавания на пароходах по Гудзону при условии выстроить в течение двух лет пароход, который будет идти против течения со скоростью пешехода. Ливингстон и Фултон заказали знаменитому Джеймсу Уатту, изобретателю паровой машины, и его компаньону Болтону (который по отношению к Уатту играл такую же роль, как Ливингстон по отношению к Фултону) паровую машину особого устройства, спроектированного Фултоном. Особенности эти давали машине способность проявлять нужную силу при наименьшем размере ее самой. Фултон отправился в Англию для надзора за изготовлением заказанной машины.

А в Англии очень обеспокоились давними испытаниями подводной лодки Фултона, посчитав ее реальной угрозой своему флоту. Адмиралтейство предложило ее изобретателю 15 тысяч долларов за то, чтобы он навсегда забыл свое создание. Деньги были огромные, но Фултон отказался от сделки.

Фултон привез заказанный им двигатель в Нью-Йорк и поставил его на уже построенное там Ливигстоном судно. Наступил решающий час – в кассе их компании денег больше не было. В августе 1807 года на производство опыта собралась масса народа. Вся набережная покрылась зрителями, которые были настроены очень скептически. Приготовления к отплытию встречались насмешками, когда Фултон поднялся на палубу парохода, готового к отплытию, он был встречен улюлюканьем. Но вот, по данному знаку машина была пущена в ход — и пароход двинулся против течения. Вместо свиста и насмешек раздались крики восторга. И чем больше усиливался ход парохода, тем неистовей выплескивались изумление и восторг толпы.

Только тот, кто столько трудился над осуществлением своей мечты, кто столько перестрадал за нее, сможет понять, что чувствовал Роберт Фултон, стоя за штурвалом своего первого в мире парохода. А через неделю был и первый регулярный рейс вверх по течению — до Олбани, 240 километров.

Но палуба оказалась пуста – ни один человек не решился ступить на столь необычный корабль, на это шипящее огненное чудовище, извергавшее дым и пламя. Лишь на обратном пути нашелся такой смельчак. «Я предложил бы вам выпить со мною бутылку вина за доверие, которое вы оказали моему судну, но я теперь так беден, что не в состоянии купить этой бутылки. Может быть, впоследствии мы свидимся, когда обстоятельства мои поправятся, и тогда я надеюсь распить с вами не одну бутылку доброго вина в память нынешнего дня», — дрожащим голосом сказал своему первому пассажиру Роберт Фултон (и они действительно встретились впоследствии – и распили-таки эту бутылочку!) .

На радостях Фултон тут же устраивает и свою личную жизнь – он женится на племяннице своего верного компаньона Гарриет Ливингстон. Но мера жизни судьи Ливингстона подошла к концу – но он успел перед смертью увидеть триумф их дела и разделить эту радость с Робертом Фултоном.

Фултон выстроил еще несколько пароходов, в постройке был и огромный по тем временам военный паровой корабль, призванный охранять нью-йоркскую гавань. И в 50 лет от роду умер от простуды…

Сограждане Фултона поняли, каким великим человеком он был, и погребение его приняло характер национального чествования великого изобретателя: весь Нью-Йорк оделся в траур, Законодательная палата прекратила на время свои заседания, все общины и компании Нью-Йорка провожали Фултона в последний путь. И во все время печального шествия неумолкаемо гремели с верфи орудия его последнего парового корабля…

ФУЛТОН РОБЕРТ

(род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.)

Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807).

Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой мечте суждено было сбыться в начале XIX века. Правда, путь от мечты до ее реального воплощения был тернист. Попытки спрятать огнедышащий котел в деревянный корпус корабля зачастую оканчивались незапланированным фейерверком. Самым упорным в достижении этой цели оказался Роберт Фултон, гениальный американский инженер и изобретатель. Принято считать, что первый колесный пароход изобрел именно он. На самом деле это не совсем так. Еще в XVIII веке, сразу после изобретения паровой машины, предпринимались многочисленные попытки установить ее на парусное судно, однако они были неудачны. Именно Роберт Фултон, проанализировав достижения и ошибки своих предшественников, сумел создать первый действующий колесный пароход «Клермонт», который был спущен на воду в 1807 г. Этот год и вошел в историю как дата рождения парохода.

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 г. в городке Литл-Бритен, недалеко от Филадельфии, штат Пенсильвания. Сейчас этот городок называется Фултон. Его отец Роберт Фултон-старший и мать Мэри Смит имели пятерых детей – трех девочек и двух мальчиков. В 1766 г. семья продала ферму и перебралась в город Ланкастер. А в 1768 г. отец умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми на руках. Неудивительно, что будущий изобретатель не получил никакого систематического образования. Однако уже в детстве Роберт проявил самые разносторонние способности: он хорошо рисовал, был прекрасным математиком, любил работать с инструментами. Мальчик мечтал стать художником, хотя это занятие в те годы в США считалось, по меньшей мере, несерьезным. В семнадцать лет он покинул родной дом и переехал в Филадельфию. Этот город, центр культурной и политической жизни США, стал идеальным местом для амбициозного молодого человека с широким кругом интересов. Роберт успешно работал гравером, помощником ювелира, познакомился с рядом влиятельных людей, в том числе с Бенджамином Франклином. В 21 год он уже смог купить ферму для своей семьи.

В 1786 г., вооружившись рекомендательным письмом от Франклина, Фултон поехал в Лондон, чтобы продолжить свои занятия живописью. В Лондоне он общался с молодыми талантливыми художниками, литераторами, инженерами. Его бьющая через край энергия требовала практической деятельности. Молодой человек бросил занятия живописью и стал инженером-изобретателем. Роберту еще не было 30 лет, когда он изобрел устройство для разрезания мраморных плит. В 1794 г. за эту работу он получил серебряную медаль Лондонского общества поощрения искусств, торговли и ремесел. Тогда же он разработал проекты и создал машины для прядения льна, для скручивания веревок. Следующие несколько лет Фултон усердно изучал вопросы, связанные со строительством каналов и шлюзов. Он изобрел экскаватор для рытья каналов, а также наклонный судоподъемник, позволявший обходиться без шлюзов. Все дарования Фултона как бы слились воедино, дополняя друг друга.

В 1797 г. Роберт, уже известный инженер, механик и изобретатель, поехал во Францию, надеясь заинтересовать французское правительство своими идеями по прокладке каналов и дамб. Но французам не до каналов: идет война. И Фултон вновь в корне поменял направление своих исследований: он обратился к правительству Французской республики с предложением о строительстве подводной лодки. Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Наполеона Бонапарта и заинтересовал его идеей подводного корабля. В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками осуществил погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный «Наутилус» длиной 6,5 и шириной 2,2 м. Для того времени лодка имела приличную глубину погружения – около 30 м. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 3 км/час. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 5–6 км/час. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. «Наутилус» был вооружен миной, которая представляла собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Но изобретатель отказался от боевого применения «Наутилуса» из-за того, что французский морской министр не удовлетворил его требование присвоить членам экипажа лодки воинские звания, без чего в случае захвата в плен англичане повесили бы их как пиратов. Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Однако построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом ее удалось поднять, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 м в ширину. В августе 1803 г. на Сене было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/час и показал хорошую маневренность. Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Говорят, что император раздраженно сказал: «Во всех европейских столицах полно авантюристов. Бегают по миру и предлагают правителям мнимые изобретения, которые существуют только в их фантазии. Это одни шарлатаны и обманщики, жаждущие только денег. Этот американец – один из них. О Фултоне не хочу больше слышать ни слова».

В мае 1804 г. после заключения Французской академии наук о бесперспективности паровой навигации Роберт Фултон возвратился в Англию. Он пытался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и парохода, предлагал другие изобретения. Британское адмиралтейство выдвигает встречное предложение: Фултону была назначена пожизненная пенсия с одним условием – забыть о своем изобретении. Так непросто складывалась судьба изобретателя и главного его детища – парохода. Фортуна улыбнулась Роберту лишь в 1806 г., когда он, отчаявшись найти поддержку у европейских правителей, решил вернуться на родину. Перед отъездом изобретатель заказал в известной бирмингемской фирме «Бултон энд Уатт» паровую машину мощностью 20 лошадиных сил. В Америке при финансовой поддержке своего друга Р. Ливингстона на верфи Чарльза Брауна Фултон построил корабль. На борту установили привезенный из Англии паровой двигатель, и весной 1807 г. судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Северной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранилось название «Клермонт». Это было небольшое судно, водоизмещением около 100 тонн, длина его составляла 40 м, ширина около 5 м. В августе 1807 г. на судно был установлен двигатель, испытанный в работе во время рейса Нью-Йорк – Олбани. Расстояние до Олбани составляло 150 миль (241 км), рейс длился 32 часа, возврат по течению реки занял 30 часов. Паруса не использовались ни разу. Это был первый безостановочный транспортный рейс длительностью более суток, совершенный паровым судном. С этого дня началось триумфальное шествие парового судоходства.

Интересно, что в первое плавание «Клермонт» отправился без пассажиров и груза – велика была вероятность того, что судно не доберется до места назначения. Первый рейс парохода был широко разрекламирован в газетах. К отплытию собралась большая толпа любопытных, состоявшая из горячих сторонников и ярых противников прогресса, множества зевак. Заключались пари на исход этого мероприятия. Рассказывают такой анекдот: некий господин, который не верил в успешное окончание дела, стоя на берегу, кричал: «Он не сможет заставить его двинуться!» Внезапно, выпустив клубы пара, пароход тронулся с места. Пораженный мужчина замолк на мгновение, а затем стал кричать: «Он не сможет остановиться!»

Успешное завершение первого плавания позволило открыть регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Олбани. «Клермонт» держал эту линию в течение нескольких лет, сразу столкнувшись с крайне враждебным отношением владельцев парусных и гребных судов на Гудзоне, увидевших в пароходе грозного конкурента. Они то и дело подстраивали столкновения парохода с шаландами и баркасами или устраивали на пути парохода заторы. В 1811 г. в США был даже принят специальный закон, грозивший строгим наказанием за сознательный вред, нанесенный пароходам. Интересна и коммерческая сторона вопроса – только за первый год эксплуатации «Клермонт» дал выручку 16 тысяч долларов (немалые деньги по тем временам), доказав всему миру рентабельность парового флота. Хотя сам Фултон неоднократно подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь, и именно с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.

В последние годы жизни Фултон работал над проектом канала, соединяющего Великие озера и Нью-Йоркскую гавань. Этот канал был построен уже после смерти великого изобретателя. Умер Роберт Фултон в Нью-Йорке 24 февраля 1815 г., за несколько месяцев до своего пятидесятилетия.

Одна из легенд рассказывает, что в 1815 г., когда уже свергнутого императора Наполеона Бонапарта везли в ссылку на остров Святой Елены, английский военный парусник, дрейфовавший из-за штиля, повстречал в океане пароход, шедший на всех парах. Поинтересовавшись у офицера охраны, кто построил пароход, обогнавший их парусник, узник получил лаконичный ответ – Роберт Фултон…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность автора Абрамов Яков Васильевич

Глава II. Фултон в Англии В мастерской Уэтса. – Разочарование в живописи и увлечение механикой. – Три года на заводах. – Встреча с Рамзеем. – Краткий очерк истории попыток применения пара к судоходству: Власко де Гарай, Папин, Джонатан Хольз, Бернулли, Перье и Жоффруа,

Из книги Лестница в небеса: Led Zeppelin без цензуры автора Коул Ричард

Глава III. Фултон во Франции Фултон в Париже. – Идея подводного судна. – Поездка в Голландию и возвращение в Париж. – Барлоу. – Занятие живописью. – Самообразование. – Изучение механики. – Фултон и Бонапарт. – Подводная лодка. – Ливингстон. – Работы над паровым

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава IV. Фултон в Америке. Его торжество Привилегия плавания по Гудзону. – Заказ машины Уатту. – Предложение покупки подводного судна. – Постройка первого парохода «Клермонт». – Материальные затруднения. – Первый опыт плавания на «Клермонте». – Объявление о рейсах

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Из книги Четыре друга на фоне столетия автора Прохорова Вера Ивановна

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт (поэт; скончался 19 августа 1994 года на 63-м году жизни). В 1990 году врачи обнаружили у поэта опухоль мозга. Несмотря на страшный диагноз, Рождественский воспринял это сообщение с присущим ему юмором, написав стихотворение

Из книги Красавцы советского кино автора Раззаков Федор

Роберт ФИШЕР Слово о Роберте Фишере Прошло 20 лет, как Фишер стал чемпионом мира (с того момента он не сыграл ни одном турнирной партии), – и тогда же он ушел из мира шахмат.Да, многие его решения казались непонятными и непредсказуемыми. По-видимому, Фишер представлял себе

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

Роберт Фальк Родился 27 октября 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Фалька.В детстве и юности мечтал стать музыкантом.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Одним из его профессоров был Валентин Серов, в свое время посоветовавший

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Его звали не Роберт Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его отец - Александр Николаевич - воевал на фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии, имел несколько боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

ВУД РОБЕРТ (род. в 1868 г. – ум. в 1955 г.) Американский физик – экспериментатор, которого часто называют «отцом современной физической оптики» и «гением эксперимента». Открыл и исследовал резонансное излучение паров натрия и ртути, развил методы спектроскопии, заложил

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Дж. Ф.ФУЛТОН Иван ПавловИсследования Павлова, создавшие эпоху в изучении деятель ности мозговой коры и начатые приблизительно в 1902 г., за пре делами России фактически были неизвестны. Павлов сам сделал сообщение в Лондоне в 1906 г. и прочитал доклад в Гронингене в 1913 г., но до

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Роберт Гук Гук был несколько старше Ньютона. Он родился в 1635 году, в семье священника на острове Уайт, расположенном в проливе Ла-Манш. Гук был очень слабым и болезненным ребенком и поэтому не получил систематического образования. В 1648 году его отец умер и мальчик переехал

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Создатель парохода Роберт Фултон (Robert Fulton) (14 ноября 1765, Литтл-Бритн - 24 февраля 1815, Нью-Йорк) В Санкт-Петербурге на Невском проспекте через реку Мойку перекинут Зеленый мост. Эту чугунную переправу в 1806–1808 годах построил шотландский инженер Вильям Гесте вместо старого

Из книги Обратно к врагам: Автобиографическая повесть автора Бабенко-Вудбери Виктория

Роберт Митчем «Я – гамбургер»Ро?берт Чарльз Дэ?рмен Ми?тчем (1917–1997) – американский актер, сценарист и продюсер.Бродяга, полупрофессиональный боксер, композитор, писавший песни для различных спектаклей, певец, не имевший успеха, актер однажды заявил о том, что фильмы ему

Из книги Мэрилин Монро автора Надеждин Николай Яковлевич

ФУЛТОН РОБЕРТ (род. в 1765 г. – ум. в 1815 г.) Изобретатель. Построил первую подводную лодку «Наутилус» (1800), первый колесный пароход «Клермонт» (1807). Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой

Из книги автора

Роберт Ранней весной 1945-го года уже все поняли, что война подходит к концу. Изо дня в день через наш маленький город тянулась непрерывная цепь беженцев. Здесь были и военные, и гражданские, немцы и иностранцы, мужчины, женщины, дети. Многие ехали на старых машинах или на

Из книги автора

71. Роберт Братья Кеннеди никогда не отличались незыблемой приверженностью моральным принципам. Талантливые, энергичные, амбициозные, они привыкли брать от жизни то, что им нравилось. Отказов женщин на их притязания они практически не получали. И при этом оба любили своих

Американский инженер-самоучка и изобретатель.

«Фултон , родившийся в 1765 г. в графстве Ланкастерском, с раннего детства прошёл школу всевозможных несчастий. Родители его были бедные ирландские эмигранты. Трёх лет он потерял отца. На четвёртом году Роберт выучился читать и писать и в ранней молодости отправился в Филадельфию, где поступил учеником к ювелиру. Молодой Фултон отличался удивительными способностями к живописи; всё свободное время он посвящал рисованию картин и достиг в этом искусстве такого совершенства, что в 17 лет уже пользовался этим искусством для добывания средств к жизни. Будущий творец пароходства сделался странствующим живописцем; взяв с собой краски и кисти, он переходил из гостиницы в гостиницу и рисовал то пейзажи, то жанровые сценки, то портреты. Потом он поселился в Филадельфии в качестве миниатюриста, составил себе некоторую репутацию и в короткое время скопил сумму денег, достаточную для покупки в графстве Вашингтон фермы, куда переселилась его мать доживать остаток своих дней».

Гастон Тиссандье , Мученики науки, М., «Капитал и культура», 1995 г., с. 290.

«В 1786 г. молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Казалось бы, всё определено на годы вперёд, но, обучаясь живописи, Фултон сошелся с группой инженеров, которые решали важную проблему Англии - они проектировали строительство каналов. Заинтересовавшись этим делом, Фултон участвовал в сооружении шлюзов и водопроводов. […] Почувствовав вкус к изобретательству, Фултон через некоторое время получает патент на модель акведука, части которого отливались прямо в песке на месте стройки, а затем уже монтировались».

Позже Роберт Фултон предложил французам идею подводной лодки для использования в войне с Англией.

«Субмарина была вооружена пороховой миной с контактным взрывателем, которая буксировалась за ним на длинном тросе. Морякам требовалось подплыть под днище вражеского корабля и вонзить в него специальный гарпун с отверстием для линя, одним концом прикреплённый к лодке, а другим - к мине. Загнав гарпун в корпус вражеского корабля, подводная лодка продолжала двигаться дальше. По мере её удаления мина подтягивалась под днище цели и в момент соприкосновения с ним взрывалась. Французское правительство отклонило проект как зверский и постыдный опыт борьбы».

Ренкель А., Роберт Фултон - отец «Наутилуса», журнал «Изобретатель и рационализатор», 2009 г., N 4.

Наиболее известное изобретении Роберта Фултона – постройка и испытание в 1806 году в США колёсного парохода «Клермонт», на котором была установлена паровая машина мощностью 20 лошадиных сил. В последующие годы он спрооектировал и построил ещё несколько паровых судов…

«Паровой двигатель использовался в шахтах около 75 лет до того, как Роберт Фултон поставил его на корабль и изобрёл первый пароход, который имел коммерческий успех. Фултону удалось это сделать, поскольку он понимал, каким образом применялись паровые двигатели в горной промышленности и догадался, как приспособить эти двигатели к судам».

Роберт Саттон, Странные идеи, которые работают, Киев, «Калядос Паблишинг», 2007 г., с.43-44.

Кроме пароходов, Роберт Фултон делал проекты:

Водопроводов, каналов, шлюзов, мостов (на основе его проекта построен «Зелёный мост» через реку Мойку в Санкт-Петербурге);
- машин для распиловки мрамора, прядения льна, скручивания верёвок;
- подводной мины и подводной лодки «Наутилус» (спустя 70 лет её название заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо...)

Индустриальная революция, вклад Фултона

Роберт ФУЛТОН Годы жизни: (14 ноября 1765, Литл-Бритен - 24 февраля 1815), американский изобретатель и инженер.1807г. -создал 1-й колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль.

Ювелир и живописец

Родители Фултона - ирландские иммигранты, имели убыточную ферму. После 1771г. они переехали в Ланкастер, здесь скончался отец Фултона в 1774г.
Чтению и письму Фултон научился дома, в 8 лет родители отдали его в школу квакеров. После, мальчик стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии.
Там занимался живописью миниатюрных портретов для медальонов и колец. 1786г. - юный художник уезжает учиться в Лондон, получив немного денег от торговцев-меценатов. К сожалению, учеба в Европе не принесла плодов.

Гребное колесо. Каналы

В данный период юноша ознакомился с новыми изобретениями, служащими для движения кораблей. Все эти изобретения основывались на работе 1-го весла, которое работало с помощью парового двигателя.

Фултон заинтересовался этим и начал экспериментировать с подобными механизмами. После нескольких опытов, ему в голову пришла идея об использовании нескольких работающих автоматически, одно за другим весел.
С 1794г. Роберт занялся разработкой системы каналов и уже в 1796г. написал Трактат об их усовершенствовании, где система внутреннего водного транспорта базировалась на небольших каналах, которые должны были быть созданы в раенах деревней и сел. Информация его оказалась полезной для строительства нескольких мостов на Британских островах, однако каналы так и не прокопали.

Франция. Подводная лодка.

1797г. - Фултон переехал в Париж, где предложил проект подводной лодки «Наутилус» как средство в войне Франции с Англией. Принцип её действия заключался в том, что Подводная лодка подплывала к английским кораблям с порох, который позже взрывали. Однако французское правительство не приняло его идею.
Несмотря на это, Роберт Фултон и не думал сдаваться. В 1800г. он строит «Наутилус» за свои деньги и испытывает на реке Сене. И наконец правительство разрешает ему испытать «Наутилус» на деле. Несмотря на все старания, проект Роберт не оправдывает себя - английские корабли уходят от медленной подлодки на ветру и быстром течении.

Пароход

1803г. в Париже на р. Сене испытывается 1-й пароход, созданный Р. Фултоном.

1801г. - Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, который имел разрешение на навигацию кораблей внутри штата Нью-Йорк сроком в 20 лет. Они создают пароход, по идеям и разработкам Фултона. Проект имел длину в 20 метров и двигатель на 8 лошадиных сил (далее л.с.). К сожалению, двигатель проломил корпус парохода. После этого Роберт заказал двигатель на 24 л.с. ,а Ливингстон получает разрешение плавание по реке Гудзон.
В 1805г. Фултон едет в Лондон и предлагает свой проект военной подлодки«Наутилус», однако и там его детище не оправдывает себя. Через некоторое время компоненты парохода были готовы к отправке в США.

В 1806-м Роберт возвращается в Нью-Йорк, где лично контролирует создание парохода. Несмотря на неудачи, Фултон предлагает Американскому правительству «Наутилус» и вновь терпит крах.

В августе 1807г. «Пароход» длиной 45 м был завершен. Двигатель содержал 1-н цилиндр и работал на дубовых и сосновых дровах.Он преодолел 240 км от Нью-Йорка до Олбани за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/час, монополия же требовала скорости всего 4 мили/ч.
После установки мест в каютах парохода, названного «Северный Речной Пароход», Роберт организовал платные поездки в сентябре 1807г. Каждые 2 недели он осуществлял 3 плавания из Нью-Йорка в Олбань и обратно, перевозя пассажиров и небольшие грузы. Во время 1-го зимнего сезона Фултон расширил корпус судна, усовершенствовал конструкцию коленчатого вала, колес и модернизировал пассажирские каюты. В 1808г. Пароход был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт».

В том же 1808г. Роберт взял в жены племянницу своего приятеля, Гарриет Ливингстон.
1811г. - построен пароход «Новый Орлеан» под руководством Фултона. Он отправился на юг, для получения разрешения Р. Ливингстона и Р. Фултона на плавание в водах Нового Орлеана.

Паровой военный корабль

1812г. Роберт создал 1-й паровой военный корабль с целью защиты Нью-Йоркской Гавани от атак Английских кораблей «Demologos», или «Фултон». Судно имело 2 параллельных корпуса и гребные колеса между ними. Паровой двигатель находился в 1-м корпусе, а паровой котел - в 2-м. Корабль имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и мог двигаться со скоростью не более 11 км/ч. В 1814г. военный пароход успешно прошел морские испытания, однако ни разу не был пущен в дело, а в 1829г. Военный корабль был и вовсе уничтожен случайным взрывом.

Патентная борьба

Начиная с 1810г. 3 парохода Фултона проводили плавания по рекам Гудзон и Раритан. Пароходы начали заменять паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Роберт отдал огромную долю своих доходов из-за многократных нарушений патентных прав создателя на пароходы, однако конкурентов с каждым разом становилось все больше. После, практически все оставшиеся финансовые сбережения Фултон растратил на подводные проекты (вновь не принесшие успеха) и на благотворительность.

В 1815г. Роберт простудился по дороге в Нью-Йорк, там и скончался. Семейство Фултона искало помощи у американского правительства, однако лишь в 1846г. Конгресс выдал им 76 300 $.