К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль? Амортизация автомобиля. Начисление амортизации Считаем норму амортизации

Часто руководители фирм интересуются, что собой представляет ускоренная амортизация. Рассмотрим основные особенности таких начислений, основные преимущества и недостатки, а также используемые методы в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Предприятие, которое имеет нематериальные активы и ОС, должно начислять амортизацию. В определенных ситуациях возможно использование методов ускоренной амортизации. Определим основные нюансы.

Основные моменты

Есть два амортизационных метода. В первом случае амортизация начисляется равными частями в течение определенного периода. Во втором случае используется ускоренная амортизация. Рассмотрим, в чем ее суть и какие функции.

Необходимые термины

Износом называют уменьшение первичной цены объекты при снашивании в производственном процессе или при моральном старении. Износ отражают каждый месяц при амортизационных начислениях.

Амортизация – постепенное снашивание объекта и перенесение их цены равномерно на производимый товар. Начисленную амортизационную сумму включают в себестоимость товара, что производится, или издержки обращения.

Создают амортизационные фонды, что используются при проведении восстановительных работ. Распространенный прием, обеспечивающий более быстрые налоговые по активам – ускоренная амортизация.

С ее помощью собственники могут получить больший доход, чтобы возместить затраты на определенных стадиях развития предприятия.

Использование конкретных форм амортизации основывается на поисках пути уменьшения налоговой нагрузки на фирму. Ускоренной называют амортизацию по завышенной норме, когда увеличение нормы допустимо не больше чем в 2 раза.

То есть, большую часть цены активов списывают на расходы в первые годы использования объектов, а это позволит управляющим уменьшить на прибыль.

Здесь не применяются механизмы прямой амортизации. Но это также повлияет на возможность в ближайшие годы претендовать на амортизацию объектов.

Выполняемые функции

Задачей амортизации является распределение цены материальных активов, что используются длительное время на издержки на протяжении эксплуатационного периода.

Основание – использование систематических и рациональных записей. Имеет место процедура распределения, а не оценивания.
Ускоренная амортизация позволяет стимулировать темпы развития промышленной отрасли.

В Excel при расчете ускоренных амортизационных начислений используют такие функции:

Законодательная база

При определении амортизационных начислений стоит руководствоваться такими нормативными актами:

Особенности процедуры

Ведение учета амортизационных отчислений – это способ снижения налогов фирмы.

При инфляции метод равномерного начисления амортизации может привести к увеличению налоговой сумы с компании, а значит, целесообразней применять метод ускоренной амортизации.

Стоит учесть, что ускоренную амортизацию не начисляют:

При таком виде амортизации используется несколько методов начисления сумм износа с повышающими коэффициентами (но не больше 2). Благодаря ускоренному типу амортизации основные денежные средства можно списать быстрее.

При расчете амортизации нужно применять метод:

  • дискретной амортизации (методы списания с учетом периода работы);
  • уменьшаемого остатка;
  • дегрессивной геометрической амортизации.

Ускоренная амортизация применима относительно объектов лизинга. Тогда показатель коэффициента – не больше 3.

Благодаря ускоренной амортизации уменьшается налог на имущественные объекты и на , но лизинговую скидку сохраняют в активных режимах.

При окончании действия контракта лизинга, лизингополучатели могут выкупать объект по небольшой остаточной цене. Выгода в том, что лицо должно выплачивать небольшую сумму по окончанию сроков. Подробнее рассмотрим далее.

Применяемые методы

Есть такие способы определения амортизационного отчисления по конкретным объектам:

  • линейный;
  • списания цены в пропорциональном соотношении объемам товара;
  • списания цены по суммам чисел лет периода полезного использования;
  • уменьшаемых остатков.

Последние два метода используются при ускоренной амортизации. Активы быстрее снашиваются в первое время использования, а значит, и размер отчислений по амортизации будет меньше с течением времени.

Есть и такое деление методов:

  • двойного остатка, что убывает;
  • суммы лет;
  • полуторный убывающий остаток.

Если активы вводились в работу позднее 1986 года, тогда начисление износа осуществляется с учетом эксплуатационного периода и иных факторов по методам равномерного списания, полуторного или двойного баланса, что убывает.

Наиболее ускоренная амортизация в бухгалтерском учете представлена самой простой формулой. К примеру, объекты, что имеют срок службы 4 года, будут иметь такую сумму лет:

А значит, в первый год использования отчисления на амортизацию будут составлять 4/10 цены оборудования, во второй – 3/10 и т. д.

При использовании метода убывающего остатка, следует определить проценты отчисления согласно методу равномерного списания. Затем показатель удваивается для первого года.

На второй год амортизацию устанавливают при умножении удвоенного процентного показателя на ту цены, что не списана. В итоге размер отчисления по амортизации будет меньшей, чем при методе равномерного списания.

При методе единицы эксплуатации фирмы должны менять ставку отчисления в пропорциональном соотношении интенсивности использования активов в отчетных периодах. Так сглаживается показатель дохода.

Основных средств

Список объектов, в отношении которых возможно начисление ускоренной амортизации, есть в ст. 259.3 НК.

Это касается:

Расходы на покупку и создание ОС, среда которых является агрессивной, могут списываться в уменьшение налогооблагаемого дохода в 2 раза быстрее (). Устанавливается коэффициент до 2.

Для возникновения права применения ускоренной амортизации стоит выполнить одно условие – применять объект в агрессивной среде, когда ОС изнашивается быстрее, или же использовать объект в среде, что приравнивается к агрессивной.

К примеру, ОС может контактировать с такой средой, в результате чего есть риск возникновения аварийных ситуаций. Но нельзя применять метод ускоренной амортизации относительно объектов 1, 2, 3 амортизационной группы.

Автотранспорта

К примеру, организация составляет лизинговый договор, предметом которого становится подъемный кран. Балансовую стоимость будет снижено в 3 раза быстрее, чем в тех случаях, когда объект приобретается в кредит или за собственные средства.

Спустя несколько лет можно платить за транспорт в разы меньше, чтобы его выкупить. Но учтите, что пока вы эксплуатируете авто по , оно не будет поставлено на баланс предприятия.

А при выкупе по остаточной цене (75-25% от первичной цены), она же и отразится в декларациях. В результате будет снижено и .

Амортизация не начисляется при ремонте или модернизации объекта. Прекращается начисление амортизационной суммы сроком до года.

Не начисляют такие суммы и при передаче транспорта в пользование на безвозмездной основе, или при консервации ТС на период более 3 месяцев.

При способе уменьшаемого остатка в первое время списываются большие суммы амортизации в сравнении с более поздними начислениями. Сначала определяют годовую сумму отчисления. При этом учитывают остаточные цены ОС на начало года.

Амортизационную норму могут увеличивать на коэффициенты ускорения, которые устанавливаются федеральным министерством и ведомством в списке эффективного вида машины для высокотехнологичной отрасли.

Коэффициент при лизинге

Использование ускоренной амортизации при лизинге – основное преимущество финансирования по лизинговому договору. Но как именно устроен механизм начисления амортизации ОС в данном случае?

Плюсы использования ускоренного вида амортизации при лизинге:

Основа для установления базы налога на имущество – остаточные показатели цены. Полностью списать ОС при использовании ускоренной амортизации с коэффициентов до 3 можно в три раза быстрее.

Когда лизинговая сделка оканчивается и объект лизинга в полной мере списан, амортизацию по нему в затраты не включают, тогда как при обычных амортизационных начислениях основной фонд амортизируется, уменьшая налоговую базу.

Используя ускоренную амортизацию нужно осуществлять контроль за общими показателями затрат и финансовые результаты работы предприятия, значительная сумма может приводить к убытку в период начислений амортизации, что рассматривается в качестве недостатка применения такого механизма.

Составляют на период, в течение которого возможно списание лизингового предмета, используя методы ускоренной амортизации.

К примеру, если объект относится к 5 амортизационной группе, которая имеет срок полезного применения 7-10 лет, ускоренный вид амортизации позволит списать его за 3 года.

По истечению такого срока показатели выкупной стоимости будут минимальными.

По данной цене объект будет отражаться в составе собственных ОС лизингополучателей. Нулевое значение остаточной стоимости выгодно лизингополучателям при продаже выкупленных объектов.

При расчете ускоренной амортизации лизинговых объектов применяют такую формулу:

Итак, коэффициент не может быть больше 3. Это правило не распространяется на амортизационную группу 1-3.

Если лизинговый объект применяется по контракту, что составлен до начала 2002, начисление амортизации осуществляется по таким правилам:

Преимущества использования ускоренной амортизации природоохранного оборудования

К примеру, фирма приобрела новые фургоны. Основным достоинством метода ускоренной амортизации является возможность в первом году использования объектов провести стандартную амортизацию цены при помощи налогового вычета.

Альтернатива – ускоренные вычеты и применение большей части капитала на протяжении следующих нескольких лет. Минус – цена фургонов не будет генерирована за счет налогового вычета в остальные годы.

Конечный результат – фирме предоставляется неплохая по налогам и она получает новые объекты в одном налоговом году.

При ускоренной амортизации можно увеличить свои инвестиции внутри предприятия, что состоят из чистого дохода и амортизационного отчисления.

Такие инвестиции всегда находятся в доступе и ими может распоряжаться организация. Они не имеют цены – являются бесплатными для компании.

Минус ускоренного вида амортизации – нужно быть осторожным. На первый взгляд это прекрасный способ получения максимальной прибыли от активов в первые периоды.

Но есть риск того, что ее использование приведет к финансовой проблеме в остальное время. До принятия решения о применении методов ускоренной амортизации стоит осуществить проверку иных возможностей решения проблем.

Иногда ускоренная амортизация приносит больше проблем. Именно поэтому лучше консультироваться у финансового аналитика или обратиться к бухгалтерской организации.

Как насчет фондов природоохранного назначения? Методы ускоренной амортизации таких фондов – апробированная в мире мера стимулирования приоритетного вида работы, научного технического процесса.

Компания, завысив отчисления на амортизацию, может сократить величину дохода, что должен облагаться налогом. В итоге увеличивается чистый доход.

Опыт применения амортизации с природоохранной целью в разных странах показывает хорошие результаты – быстро накапливается капитал для обновления оборудования, минимизируется экологический ущерб.

Предприятие может применять метод ускоренной амортизации, если выполнено определенные условия и соблюдены нормы законодательства. Когда такой способ является целесообразным, а когда приносит только проблемы, мы выяснили.

За вами остается выполнение требований нормативных документов при проведении расчетов. Ведь правила определения износа объектов все равно стоит соблюдать безоговорочно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

 

Амортизация автомобиля - это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 . Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода - линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации - 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний - наименьшая.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ .

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом - 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Разберемся, в чем особенность их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера.

И в бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.

Определяем срок полезного использования

Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.

В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.

Считаем норму амортизации

Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 месяцев, то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 процента (100% : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).

Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 процента (1: 48 мес. x 100%) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тысяч рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.

Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 процентов и на поправочный коэффициент 0,5 (письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 месяцев норма амортизации будет 1,05 процента.

В бухгалтерском же учете такого правила нет и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. № 16-00-14/ 318).

Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, так как Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).

Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Пример

Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 000 руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова.

В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 месяцев). Код по Классификатору – 15 3410010.

Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 месяцев.

Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 процента и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб.

В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 процента. В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5000 руб. в месяц.

Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5000 руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).

В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:

Дебет 09 Кредит 68

– 14 400 руб. (60 000 руб. x 24%) – отражен отложенный налоговый актив.

В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.

Дебет 68 Кредит 09

– 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

В результате сальдо по счету 09 отсутствует.

Год начисления амортизации
Сумма амортизации в бухгалтерском учете
Сумма амортизации в налоговом учете
Временная разница (гр. 2 – гр. 3)
Отложенный налоговый актив (г. 3 х 24%)
1
2
3
4
5
1-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
2-ой год
120 000
60 000
60 000
14 400
3-ий год
120 000
60 000
60 000
14 400
4-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
5-ый год

60 000
-60 000
-14 400
6-ой год

60 000
-60 000
-14 400
7-ой год

60 000
-60 000
-14 400
8-ой год

60 000
-60 000
-14 400

Упростим жизнь бухгалтеру

Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Только не забудьте указать об этом решении в учетной политике.

Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).

Есть еще одно «но». С 2006 года фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.

В этом случае никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бух-учете не сделает одинаковыми суммы амортизации и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.

Автомобиль модернизировали

Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тысяч рублей. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например поставить кондиционер.

В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации.

Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).

Добровольные коэффициенты

В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.

Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).

Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

Т. Бурсулая, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа» Источник материала -