Какой дворец официальная резиденция папы римского. Апостольский дворец, Ватикан: описание, фото, где находится на карте, как добраться

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские Апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви, несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля.

Апостольский дворец построен при Папе Сиксте V. На 3 этаже располагаются залы для аудиенций: среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Другие папская резиденция находится в , а в городке Кастель Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

До переноса столицы Италии в Рим в 1871 г. официальной резиденцией папы являлся . После окончательной ликвидации Папской области в 1870 г., Квиринальский дворец был конфисковал и стал официальной резиденцией короля. После ликвидации в Италии монархии в 1946 г. этот дворец стал резиденцией президента .

См. также

  • Апартаменты Борджиа
  • Капелла Никколина
  • Станцы Рафаэля
  • Галерея географических карт
  • Галерея канделябров
  • Зал Кьяроскури
  • Галерея Арацци
  • Капелла Урбана VIII
  • Зал Дам
  • Зал Богородицы
  • Зал Урбана VIII
  • Папские апартаменты
  • Дом Святой Марты

Ватиканские дворцы – самый величественный памятник архитектуры в мире. В него входят: , музеи, часовни, католические правительственные учреждения. Ватиканские дворцы – это не единое строение, а комплекс зданий и сооружений, представляющих собой фигуру неправильного четырехугольника.

Историки по сей день не пришли к однозначному выводу о дате начала строительства Апостольского дворца. Так, некоторые историки считают временной точкой отсчета дни правления Константина Великого, другие проводят параллель с апостольской резиденцией времен Симмаха (6 век н.э.). Установлено, что некоторое время Апостольский дворец пустовал, но после Авиньонского пленения пап вновь стал «домом» пап.

В XV веке Римский папа Николай V предложил построить новый дворец. Архитекторы и строители взялись за реконструкцию северного крыла, не разрушая старых стен. В это здание позже вошли и апартаменты Борджиа.

Под капеллу переделали 2 этажа военной башни, позднее получившей название «Никколина», т.к. некоторое время капелла была личной молельней Николая V. Украшали капеллу доминиканский монах, художник Фра Беато Анжелико с учеником Б.Гоцоцоли. Три стены капеллы повествуют об историях из жизней святых Лоренцо и Стефана, четвертая стена позднее стала алтарем.

Ближе к концу 15 века папа Александр VI Борджиа пригласил художника Пинтуриккио расписать свои покои, занимавшие шесть залов. Залы соответствуют сюжетам росписей - Зал таинств веры, Зал сивилл, Зал наук и искусств, Зал жития святых, Зал мистерий и Зал римских пап. При папе Юлие II посредством строительства галерей были соединены Ватиканский и Бельведерский дворцы, над росписью которых работали великий Микеланджело Буонаротти и гениальный Рафаэль Санти, архитектором проекта был Донато Браманте.

В Бельведерском дворце расположился , хранящий множество экспонатов древнегреческого и римского искусства. В музей ведут два вестибюля: круглый с панорамным видом на Рим и четырехугольный, в котором красуется торс Геркулеса. У круглого вестибюля находится Зала Мелеагра, представленная статуей этого охотника. Отсюда можно попасть во внутренний двор. Во дворе Бельведерского дворца папа Юлий II установил группу скульптур «Лаокоон» и статую Аполлона, а очень скоро к ним добавились и другие археологические находки, образовав Ватиканские музеи.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – пожалуй, самая известная капелла в мире – жемчужина Ватикана. Архитектура здания не вызовет особого интереса, но внутреннее убранство поразит красотой фресок гениальных художников эпохи ренессанса. Капелла названа в честь папы Римского Сикста IV, под покровительством которого велись работы по реконструкции и декорированию здания в период с 1477 по 1482 год. По сей день здесь проходит конклав (собрание кардиналов для выбора нового папы).

Сикстинская капелла состоит из трех этажей, накрытых цилиндрическим сводом. На две части капеллу разделяет стена из мрамора с барельефами, над которой работали Джованни Долмато, Мино да Фьезоле и Андреа Бреньо.

Боковые стены поделены на три яруса: нижний ярус украшают драпировки с гербом папы Римского, выполненные золотом и серебром; над средним ярусом работали художники: Боттичелли, Козимо Россели, Гирландайо, Перуджино, познакомившие нас со сценами из жизней Христа и Моисея. Но все же самыми великими произведениями искусства считаются росписи потолка и стен, выполненные живописцем Микеланджело. На фресках потолка изображены 9 сцен Ветхого Завета - от сотворения мира до грехопадения. На стене над алтарем капеллы изображена сцена Страшного суда, которую во время важных церемоний украшают гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля.

Ватиканская апостольская библиотека

Ватиканская библиотека славится богатым собранием рукописей разных эпох. Библиотека была основана папой Николаем V в XV веке. Коллекция библиотеки постоянно пополняется, сейчас в её фонд входят около 150 тыс. манускриптов, 1,6 млн. печатных книг, 8,3 тыс. инкунабул, более 100 тыс. гравюр и географических карт, 300 тыс. монет и медалей.

Как добраться?

Ватикан — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Несмотря на то, что наша группа была заранее записана на этот день, пришлось постоять немного в очереди в ворота.

Прошли металлоискатели и контроль и оказались внутри.

Сфера внутри сферы (Sfera con sfera) - современная бронзовая скульптура итальянского скульптора Арнальдо Помодоро:

Мы вошли в Музей Пио-Клементино — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Мы оказались во внутреннем дворике дворца:

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона. Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.

2. Ниша Аполлона. Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Тут что-то ремонтировали и рядом с Аполлоном притулился совсем не Аполлон:

3. Ниша Кановы и 4. Ниша Гермеса, их я не успела сфотографировать.
Зато сфотографировала стоящую в одной из ниш дворика статую Венеры Счастливой (Venus Felix). Скульптура сделана в 170 г. Она имеет портретное сходство с Фаустиной Младшей, дочерью императора Антонина Пия и Фаустины Старшей, женой императора Марка Аврелия:

Зал муз создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре. На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин».
Кстати, экскурсовод сказала, что Микеланджело так впечатлился этим торсом, что именно с него написал Иисуса на алтарной стене Сикстинской капеллы. Там действительно сразу бросается в глаза, что Иисус как-то очень сильно накачан и стоит в странной позе.

Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности — Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала:

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона:

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков):

Потолки тоже просто потрясающие:

Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей):

В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета «Апоксиомена» с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.):

Галерея гобеленов создана по первоначальным рисункам известного мастера кисти Санти Рафаэля. Всю серию гобеленов создавали в лучшей мастерской того времени — мастерской Питера Ян Алеста в Брюсселе (с 1517 по 1521 гг.):

Галерея географических карт возникла в 1578—1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты, сражения при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг; потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками.

Затем нас отвели в Сикстинскую капеллу. Сикстинская капелла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.
В Сикстинской капелле нельзя не только фотографировать, но даже разговаривать. Но выложу тут фото из Сети, а то со временем забуду, что там была:

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

Красота фресок конечно просто нереальная, там бы побыть подольше, рассматривая каждую стену. Но это невозможно, толпа огромная, даже страшно было потерять свою группу. Постояв разинув рот минут пятнадцать, мы вышли, и здесь уже можно было фотографировать:

Вышли на улицу и пошли в Собор Святого Петра, его покажу следующим постом.


Апостольский дворец

Апостольский дворец - официальная резиденция папы Римского в Ватикане. Но чаще всего можно услышать другие варианты названия: Папский дворец или Ватиканский дворец. Апостольский дворец - это не просто папские апартаменты, а целый исторический и музейный комплекс, который с уверенностью можно назвать одним из грандиозных архитектурных сооружений, представляющих неоспоримую художественную и историческую ценность.

В комплекс Ватиканский дворец входят такие здания как Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско - католической церкви, Библиотека Ватикана, Ватиканский музей и несколько часовен. Во дворце более тысячу помещений, среди них Зал консисторий, Климентинский зал, Большой и Малый тронные залы, кабинет Папы и кабинет для частных аудиенций, которые расположились на третьем этаже. А на четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Немного из истории. А именно немного, потому что достоверно так и неизвестно когда было начато строительство Ватиканского дворца. Одни эту дату приписывают к временам Константина Великого, начало IV века, другие относят первую постройку к временам папы Симмаха, VI век. Достоверно известно только одно, что во время приезда Карла Великого для коронования, папской резиденцией служил дворец на Ватиканском холме. Это было конец VIII начало IX веков. Но позже дворец был запущен. И только 1377 году Ватикан становится постоянной резиденцией папы, и этот период начинается со строительства ряда грандиозных построек.

Ватиканский дворец представляет собой целую композицию архитектурных собраний дворцов, залов, галерей и капелл, которые относятся к разному времени постройки, а по стилю принадлежат к различным эпохам. Ватиканский дворец - это сокровищница архитектуры, живописи и скульптуры, главная достопримечательность Ватикана. Во дворце можно насчитать более 20 дворов, 12 тысяч различных комнат, а так же более 200 лестниц.

Если посмотреть на дворец сверху, то его внешний вид напоминает форму неправильного четырехугольника, который протянулся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. На восточной и западной части расположены галереи, которые соединяют Ватиканский и Бельведерский дворцы, а между ними - поперечные галереи, которые поделили все пространство на три двора. Самая старейшая часть дворца - южная, главный вход в которую находится правее колоннады Святого Петра, недалеко от конной статуи Константина Великого. Главная лестница ведет в Царскую залу, через которую вы попадете в знаменитую Сикстинскую капеллу.

Лоджия Рафаэля

Станцы Рафаэля

Апартаменты Борджа

Фрески капеллы Niccolina

Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла в Ватикане - это бывшая домовая церковь. Сикстинская капелла - это исторический, художественный и религиозный памятник, который относится к эпохи Возрождения. Сегодня Сикстинская капелла является самой известной капеллой не только в Ватикане, но и во всем мире.

Вид капеллы с собора святого Петра

Сикстинская капелла была построена на том месте, где до нее стояла «Великая капелла», в которой в эпохе Средневековья собиралось более 200 кардиналов. Папа Сикст IV решил укрепить эту постройку, от набегов войск, который угрожали восточным берегам Италии. Именно в честь него и была названа Сикстинская капелла. Архитектором этого проекта стал Баччо Пантелли, а работы по строительству велись под руководством Джордже де Дольчи. И в праздник Вознесения, 15 августа 1483 году капеллу осветили.

В 1481 - 1483 году была приглашена группа флорентийских художников в Рим, для росписи стен Сикстинской капеллы. Это были такие известные художники как Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Баттичелли, при участии своих помощников: Синьорелли, Бьяджо д’Антонио, Пинтуриккио, Давид Гирландайо, Бартоломео делла Гатта, Пьеро ди Козимо. Эти фрески содержали многочисленные изображения портретных фигур. Изночально фресок было 16, но до наших дней сохранилось только 12.

Внутреннее помещение Сикстинской капеллы представляет собой прямоугольный зал с овальным сводом, который поделен на две части красивейшим мраморной оградой, сделанной Мино де Фьезоле. Такую ценность Сикстинской капелле придали именно эти фрески, которые и украшают все стены внутри здания. Стены капеллы описывают два цикла - Это история Христа и история Моисея. История Христа: Крещение Христа (Перуджино), Признание первых апостолов (Гирландайо), Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли), Нагорная проповедь (Козимо, Росселли), Тайная вечеря (Козимо, Росселли), Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино). История Моисея: Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли), Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино), Переход через Красное море (Козимо, Росселли), Дарование заповедей и золотой телец (Козимо, Росселли), Возмущение против законов Моисея (Боттичелли), Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли).

Все вышеперечисленные художники и их росписи представляют большую ценность, но все, же самые ценные считаются те фрески, которые были написаны чуть позже и сделаны они были Микеланджело. Именно эти фрески считаются главными шедеврами ренессансного искусства.

Микеланджело начал работать в начале XVI века. В одиночку знаменитый на весь мир скульптор расписал более 500 квадратных метров потолка Сикстинской капеллы. Вся композиция Микеланджело состоит из более десятков отдельных фресок, которые между собой создают впечатление единого целого. На потолке Сикстинской капеллы запечатлены самые важные моменты из Библии, начиная от сотворения мира и заканчивая «Страшным судом».

Потолок Сикстинской капеллы

Почти четыре года понадобилось Микеланджело чтобы закончить работу над фресками. Такая значимая работа не могла не сказать на его здоровье: большое количество краски попало в его легкие. Это жертва того стоила, но из-за плохого состояния Микеланджело пришлось на время остановить свои работы, которые он возобновил только в 1536 году. После долгого перерыва он вернулся, что бы закончить свою последнюю фреску «Страшный суд», над которой трудился уже в возрасте 60 лет. И это не смогло не сказаться на его работе.

«Страшный суд»

Страшный суд,детали

Многие не поняли «Страшный суд» Микеланджело. В этой фреске он представил человека, как существо, которое ничего не может противопоставить судьбе. Его работала была раскритикована, а священнослужители пытались вообще уничтожить последнюю фреску, из-за того что все персонажи на ней изображены обнаженные. Ее удалось спасти, нарисовав им набедренные повязки. По-настоящему оценить работу Микеланджело смогли только спустя десятилетия.

Фрески Сикстинской капеллы подвергались несколько раз реставрации. Последняя такая реставрация проводилась в 1980 - 1994 годы. Эта реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав многочисленные споры, критику и негативные отклики.

Крещение

Искушение Христа

Призвание апостолов

Нагорная проповедь

Тайная вечеря

Вручение ключей

Призвание Моисея

Обрезание сына Моисея

Переход через море

Дарование заповедей

Возмущение против законов

Смерть Моисея

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента. В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.

Это самая маленькая страна мира. Здесь на территории в 44 гектара, со всех сторон окруженных бывшей столицей мира, проживает всего несколько сотен человек, и тем не менее глава этого государства в той или иной степени распоряжается душами более чем миллиарда землян, пятой части всего населения третьей планеты от Солнца. Об устройстве Ватикана, только что получившего своего нового папу, рассказывает блогер Darriuss.

Когда-то здесь, на небольшой возвышенности, занимающей противоположный знаменитым римским семи холмам берег реки Тибр, располагался храм этрусского бога пророчеств Вагитануса. Именно на его месте в 40 году нашей эры, спустя всего 7 лет после легендарного распятия в Иерусалиме одного иудейского проведника, известного под именем Иисус, в тогдашнем пригороде Вечного города император Калигула начал строительство огромного цирка, арены для тех самых зрелищ, которыми славился Рим. Достраивалось сооружение уже при преемнике Калигулы - не менее печально известном императоре Нероне, а потому сейчас оно известно как Circus Gaii et Neronis или просто цирк Нерона. На плане хорошо видно, что цирк, да и весь Mons Vaticanus (Ватиканский холм) располагался за границами (и соответственно, стенами) Рима и в городскую черту не входил. Обратите внимание и на обозначенное кладбище рядом с ареной, оно в будущем сыграет важнейшую роль в истории Ватикана и католической церкви.

Именно в цирке Нерона, начиная с 65 года, начали устраиваться своеобразные, по нынешним меркам, представления, в то время пользовавшиеся большой популярностью у свободных римлян. На его арене, украшенной доставленным из египетского города Гелиополь обелиском, систематически и весьма изощренными способами убивали еретиков, в том числе и последователей упомянутого выше иудейского проповедника, называемых христианами. В 67 году очередь дошла и до ближайшего ученика Иисуса по имени Петр, избранного к тому времени первым епископом столицы империи, главой римской христианской общины. Петра распяли прямо в центре цирка, у обелиска. Причем, согласно легенде, подвесили его к кресту вниз головой. Это была собственная инициатива апостола - он решил, что недостоин быть распятым так же, как его учитель (то есть головой вверх). После такой мученической смерти апостола последователи Петра сняли его тело с креста и похоронили на кладбище под стенами цирка. Цирк Нерона на гравюре Пьетро Санти Бартоли 1699 года.

Именно расположение могилы святого Петра сыграло потом определяющую роль в строительстве главного храма христианского мира. К четвертому веку нашей эры увлечения римлян несколько изменились, сам город и империя, столицей которой он был, начали приходить в упадок, а с ними деградировал и Неронов цирк. Примерно так он выглядел к четвертому веку нашей эры, когда император Константин Великий решил построить большую базилику на месте предполагаемой гибели и захоронения апостола Петра. К тому времени христианство обрело популярность и из относительно камерной секты выросло во влиятельную религию, не считаться с которой императорская власть не могла. Древний некрополь хорошо виден в верхней части этой реконструкции.

Строительство базилики св. Петра началось ближе к 322 году нашей эры и продолжалось примерно 30 лет, причем для устройства ее фундамента Ватиканский холм в значительной степени был срыт. Считается, что храм был возведен таким образом, чтобы могила святого Петра оказалась как раз под его алтарем. Этот факт и необходимость развернуть собор фасадом к городу определили его экзотическую ориентацию: апсида расположилась на западе, а вход на востоке (обычно все делалось наоборот, мессу служили ad orientem, то есть лицом к востоку). Специалисты сумели воссоздать оригинальный облик так называемой Старой базилики, предшественницы дошедшего до наших дней собора. Храм имел весьма типичный для ранних христианских церквей внешний вид. Перед фасадом пятинефного здания был устроен окруженный аркадной колоннадой двор, так называемый Райский сад. Обратите внимание и на крепостную стену с многочисленными башнями, видную на заднем плане иллюстрации - это так называемая Леонинская стена, окружившая собор и его ближайшие окрестности в IX веке, чтобы обезопасить их от нападений сарацин (то есть арабов-мусульман, в 846 году захвативших и разграбивших Рим). Она частично уцелела до сих пор и отдельными своими фрагментами обозначает современные границы государства-города Ватикан.

Разрез Старой базилики. 42 колонны, поддерживавшие своды здания, были позаимствованы у античных римских языческих храмов (стоит ли удивляться, что они так плохо сохранились до наших дней). Храм длиной 110 метров и формой похожий на латинский крест вмещал 3-4 тысячи верующих, и именно тут в 800 году Карл Великий короновался императором Запада. Кто знает, если бы здание было построено более качественно, возможно, так главный собор католической церкви выглядел бы и сегодня.

Однако к XV веку базилика, существовавшая уже 11 столетий (более 1100 лет!), ощутимо деградировала, чему в значительной степени способствовало и то, что с 1309 по 1377 годы резиденция римских пап находилась во французском Авиньоне. По возвращению в Рим понтифики нашли, что город (и первый собор святого Петра вместе с ним) крайне запущенны и нуждаются в капитальном ремонте. По свидетельству очевидцев: «Церковь и монастырь этого имени находились в полном запустении. Монахов оставалось всего несколько человек. В старинной базилике путники варили на кострах мясо и овощи и тут же их ели. На ночь пастухи загоняли сюда быков и буйволов» . Центральный неф базилики стоял без крыши.

При папе Николае V в 1450-е началась грандиозная реконструкция Рима, его наследники ее продолжили (в частности, при Сиксте IV рядом с собором св. Петра была построена новая часовня, сейчас известная как Сикстинская капелла), Рим стал называться городом зодчих и художников. Это, впрочем, оригинальный храм апостола Петра не спасло. При папе Юлии II в начале XVI века стало очевидно, что тысячелетнее здание уже не спасти. Решение о его сносе далось папе нелегко и шокировало современников, но в тех условиях оно было единственно возможным - отклонение стен здания от вертикали на некоторых участках составляло до двух метров. Базилика еще сопротивлялась ветровым нагрузкам, но первое же ощутимое землетрясение (не редкость в окрестностях Рима) стало бы для нее последним.

В строительстве нового собора, равного которому не было бы ни в христианском, ни в языческом мирах, поучаствовали в итоге все крупнейшие итальянские архитекторы XVI века. Первым к реализации был утвержден проект Донато Браманте 1506 года, предложившего сооружение в виде равностороннего греческого креста с центрической композицией.

Перекрестье должно было быть увенчано грандиозным куполом, а все здание - напоминать античные храмы.

После смерти Браманте в 1514 году в строительстве собора случился небольшой хаос. Сначала его возглавил знаменитый Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной для католиков форме латинского креста (с одной вытянутой стороной). Затем Бальдассаре Перуцци вновь предложил центрическую композицию, а в 1534 году следующий главный архитектор, так называемый капомаэстро Антонио да Сангалла опять реанимировал латинский крест. Так собор св. Петра должен был выглядеть в представлении последнего. В глаза в первую очередь бросаются две высокие колокольни, фланкирующие центральный купол.

Но и Сангалло умер в 1546-м, успев возвести только южную и восточную сторону своего здания, после чего руководство работами перешло к Микеланджело, вновь-таки отказавшемуся от вытянутой композиции и вернувшемуся к оригинальной центрально-купольной системе Браманте. Великому человеку эпохи Ренессанса было уже за 70, но свои идеи он по-прежнему отстаивал с присущим ему энтузиазмом. Несмотря на то что и Микеланджело не дожил до завершения строительства, его идея в общем и целом была реализована. Лишь купол, достроенный к 1590 году Джакомо делла Порта, получил чуть более вытянутую форму, чем предлагал Микеланджело.

Однако, как оказалось, в скором будущем оригинальный замысел выдающегося архитектора был все-таки значительно искажен. Папа Павел V решил, что новенькое, только что законченное здание недостаточно вместительное, после чего приказал пристроить к центрическому храму Микеланджело дополнительную трехнефную базиликальную часть с новым грандиозным фасадом. Эти работы были проведены в 1607-1614 гг. архитектором Карло Мадерной, и в общем и целом, спустя чуть более 100 лет после начала строительства, собор святого Петра приобрел облик, близкий к современному. Картина Вивиано Кодацци 1630 года.

Пристройка Мадерны в конечном итоге все-таки придала зданию форму вытянутого латинского креста, традиционную для католических церквей. При этом Мадерна безвозвратно нарушил единство и целостность композиции собора, так как его огромный купол полностью утратил свое доминирующее положение. Теперь, находясь перед входом в храм, посетители не могли купол видеть вовсе или видели его лишь частично. Выдающееся инженерное сооружение эпохи Возрождения было полностью подавлено пышно декорированным массивным главным фасадом Мадерны.

Всю грандиозность постройки можно оценить лишь издалека, например, от замка святого Ангела, бывшего мавзолея римского императора Адриана. Только на таком расстоянии художественный образ самого значительного здания эпохи, придуманный целой плеядой крупнейших архитекторов Ренессанса, виден целостно и в полном объеме.

Зато папа Павел V, надо полагать, был доволен. Вместимость собора святого Петра в конечном итоге составила 60 000 человек, беспрецедентная цифра не только для XVII, но и для XXI века. Интерьер пристройки Мадерны на картине Джованни Паоло Панини 1750 года.

Строительство здания продолжалось всего чуть более века, с 1506 по 1614 годы. Несмотря на частую смену архитекторов-капомаэстро и периодическую приостановку работ, это мизерный срок для эпохи, когда возведение огромных катедралей затягивалось на несколько сотен лет. Сыграло свою роль и щедрое финансирование проекта: папы потратили на главный храм христианского мира более 45 млн золотых дукатов (по некоторым оценкам, эквивалент около 6,5 миллиардов современных долларов).

Купол, опирающийся на четыре мощные колонны, имеет высоту в верхней точке 119 метров и диаметр 42 метра.

Новый собор святого Петра был гораздо больше оригинальной Старой базилики. Тем не менее итальянские архитекторы Возрождения сохранили основную идею безвестных авторов первого храма - центром его по-прежнему являлась могила св. Петра. На этом сравнительном плане внизу серым обозначены контуры цирка Нерона, сплошной черной линией - Старая базилика, пунктиром - современный собор св. Петра. Показано расположение могилы апостола по отношению ко всем трем сооружениям.

Над ней, прямо под главным куполом, расположен основной алтарь здания, украшенный высоченным (29 метров, четырехэтажный дом!) балдахином, первой (1633 год) работой для собора Джованни Бернини, принявшего у Мадерны эстафету как капомаэстро.

Балдахин Бернини - выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства уже следующей эры - барокко. Необычная форма его колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия крестоносцами Иерусалима.

Вот перед ним и находится лестница в гробницу святого Петра. Этот спуск называется Confessio - своеобразное окно в исповедальне, через которое верующие могли обратиться напрямую к раке, где находятся мощи первого из апостолов. В 1968 году папа Павел VI объявил, что останки 60-70-летнего человека, найденного в этом месте при раскопках еще в 1950-е годы, каким-то образом идентифицированы как останки св. Петра.

Под этим полом и находится могила первого римского епископа, от которого вот уже 265 римских пап ведут свою преемственность. Сложно представить, что 1950 лет назад здесь было обычное кладбище, а рядом стоял античный цирк, где тысячи людей умирали, а часть их них даже славила при этом цезаря.

После завершения строительства собора в центре внимания римских пап оказалось создание достойной площади перед ним, соответствовавшей бы масштабами и архитектурным антуражем и храму, и тому количеству верующих, которое могло на ней оказаться. Формирование ее архитектурного ансамбля было поручено Джованни Лоренцо Бернини, что он с успехом и проделал в 1656-1667 гг. По замыслу архитектора, площадь должна была состоять из двух половин. Первая по форме напоминала трапецию, расширяющуюся к фасаду собора и зрительно увеличивающую его высоту, уменьшая при этом ширину. Вторая половина представляла собой гигантский эллипс, с юга и севера ограниченный монументальными колоннадами. Обратите внимание на сплошную белую линию, соединяющую внешние стороны колоннад со стороны города (в правом нижнем углу) - это граница, разделяющая две страны: Италию и Ватикан.

В центре эллипса, на центральной оси собора св. Петра, установлен тот самый обелиск из Гелиополя, вывезенный в 36 году по приказу Калигулы из Египта и первоначально установленный в цирке Нерона. Обелиск, общей высотой 40 метров, прозван «Свидетелем», так как считается, что именно у него казнили апостола Петра.

По обе стороны от обелиска, на оси, перпендикулярной центральной, сооружены два фонтана, уравновешивающие композицию в целом.

Общий вид площади, названной, как и собор, в честь первого римского епископа. По замыслу Бернини, вся композиция должна была напоминать руки, как бы обнимающие верующих и приглашающие их в храм.

300 лет площадь упиралась в сплошную стену средневековых домиков и ренессансных палаццо, отделявших ее от Тибра и исторического центра Рима. Фотография 1900 года.

Все эти 300 лет архитекторы вынашивали планы создания широкого променада, раскрывшего бы собор на реку и служившего бы парадным подходом к нему. Вот один из проектов.

Идею смогли реализовать только при кровавом режиме Муссолини. Волевым решением диктатора через средневековые кварталы и историческую сеть улиц в направлении замка св. Ангела и моста через Тибр того же имени был таки пробит искомый проспект, и теперь с купола собора открываются весьма живописные и душеспасительные перспективы. Так что уничтожали милые сердцу туристов и коренных жителей «узкие кривые улочки» не только в Советском Союзе, прорубая Новый Арбат (в Москве) или новую Немигу (в Минске). Градостроительное благо ставилось превыше ностальгической умиляющей старины и во вполне цивилизованных европейских странах (правда, при не вполне цивилизованных режимах). Что характерно, и там это тоже вызывало лютое, бешеное сопротивление краеведов и прочей неравнодушной общественности.

Проект был осуществлен в 1936-1950 годах, то есть заканчивался даже после того, как Муссолини с триумфом расстреляли. Его реализация началась вскоре после заключения так называемых Латеранских соглашений, оформивших в 1929-м отношения между Италией и новым государством-городом Ватикан. Конфликт, в ходе которого римские папы на протяжении 59 лет (в 1870-1929 гг.) объявляли себя «узниками Ватикана», отказываясь его покидать в знак протеста против ликвидации Папского государства, образования единой Италии и узурпации, казалось бы, богом данной понтификам собственности, был успешно разрешен. По этому поводу новый проспект назвали Виа делла Кончилиационе (то есть «улица Примирения»).

Собор св. Петра теперь стал прекрасно виден прямо от Тибра. Тем не менее архитектурные «наци» и прочие пуристы от зодчества продолжают негодовать, ведь кроме сетки старых кварталов разрушен был и любопытный замысел Бернини. По идее создателя площади святого Петра, она должна была совершенно неожиданно своим грандиозным открытым пространством и монументальным ансамблем зданий набрасываться на путника, плутающего по тем самым узким кривым улочкам. Мол, идет пилигрим, ничего не подозревает, и тут внезапно выходит на огромную пьяццу с еще более умопомрачительным собором на ней, от чего дополнительно преисполняется высоких чувств. С созданием улицы Примирения такой оглушающий эффект уже был недостижим. Человек к созерцанию ватиканских красот начинает готовиться заранее.

Собор святого Петра с прилегающей одноименной площадью - это, безусловно, главные архитектурные сооружения Ватикана. На этом плане показано их соотношение в расположении и масштабах относительно цирка Нерона (выделен оливковым цветом) и Старой базилики (коричневый пунктир), когда-то занимавших примерно это же место.

Но собором и площадью архитектурное содержимое Ватикана, разумеется, не ограничивается. Несмотря на всю ограниченность территории карликового государства (ватиканские 44 га это, для сравнения, чуть больше площади Комсомольского озера в Минске) и то, что больше половины ее занимают сады, парки и прочие лужайки, здесь умудрились разместить еще несколько десятков зданий, выполняющих совершенно разнообразные функции и зачастую небезынтересных внешне. Собственно, благодаря им Ватикан и может считаться полноценным, пусть и несколько своеобразно функционирующим государством.

Посмотрим на компьютерную аксонометрию страны. Цифрами подписаны важнейшие ее здания и сооружения.

1 - Собор святого Петра, 2 - площадь святого Петра с обелиском и фонтанами, 3 - Апостольский дворец с Папскими апартаментами, 4 - Сикстинская капелла, 5 - Бельведерский дворец, занятый Ватиканскими музеями, 6 - Апостольская библиотека, 7 - Браччо Нуова, 8 - Пинакотека, 9 - казармы Швейцарской гвардии, 10 - казармы Папской жандармерии, 11 - почтамт, 12 - супермаркет, 13 - аптека, 14 - дворец Святой канцелярии, 15 - зал для аудиенции имени Павла VI, 16 - дом св. Марты (папская гостиница), 17 - церковь св. Стефана, 18 - железнодорожный вокзал, 19 - Губернаторский дворец, 20 - Папская академия наук, 21 - Старые сады, 22 - Новые сады, 23 - монастырь Mater Ecclesiae (новая резиденция папы Бенедикта XVI), 24 - Радио Ватикана, 25 - Абиссинская семинария, 26 - гелипорт.

Кроме собора и колоннад, окруживших пьяцца Сан-Пьетро, туристы во вторую очередь обращают внимание на довольно хаотичный комплекс построек, нависающих над северной колоннадой. Это так называемый Апостольский дворец, где, помимо музейных помещений, внутри живет и римский папа. Видите правый верхний угол здания? Окна на третьем этаже - его!

Предыдущий папа, Бенедикт XVI, обращается к пастве из окна личных апартаментов.

Интересно, что здесь папы жили далеко не всегда. Не считая авиньонского пленения, продолжительный срок, когда Рим был еще столицей Папского государства, а не единой Италии, их резиденция находилась в римском Квиринальском дворце на одноименном холме. Сейчас он - официальная резиденция президента Италии.

Еще одно постоянное место жительство пап - Латеранский дворец рядом с базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано. Кстати, не все туристы знают, но именно она является официальным кафедральным собором Римского диоцеза, епископом которого по должности является папа. У собора св. Петра кафедрального статуса нет. Впрочем, фактически епархией в ежедневном режиме давно уже управляет специально назначаемый генеральный викарий, службы которого частично и занимают сейчас Латеранский дворец. Последний, в отличие от Квиринальского, по-прежнему принадлежит Святому Престолу и имеет в рамках Италии экстерриториальный статус. Такой ватиканский анклав.

В настоящее же время частные Папские апартаменты (сюда не входят официальные помещения для приема высоких гостей и прочее) состоят из примерно 10 комнат, включая личные кабинет, спальню, столовую, гостиную, кухню, библиотеку и даже медицинскую палату. Они занимают третий этаж так называемого дворца Сикста V и выходят как на площадь св. Петра, так и во внутренний двор. В этих комнатах папа постоянно живет круглый год, за исключением особо жарких в Риме месяцев с июля по сентябрь, на которые он перемещается в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо под Римом.

Так, например, выглядел рабочий кабинет папы Бенедикта XVI. После смены понтифика апартаменты подвергаются ремонту в соответствии со вкусами нового наместника Христа. Например, Бенедикт XVI пожелал иметь под рукой все 20 000 томов собранной им библиотеки, для чего оборудовали специальную комнату.

Здания Апостольского дворца не представляют собой единого целого. Они строились в разное время при разных папах и сейчас образуют довольно беспорядочное нагромождение объемов преимущественно XV-XVI веков.

В комплексе имеются даже фрагменты оборонительных укреплений, как, например, эта башня Борджиа, построенная при папах, происходивших из данной одиозной итальянской семьи. История папства почти никогда не была мирной.

Большая часть этих помещений сейчас используется под музейные нужды, как, например, эти так называемые «Станцы Рафаэля», четыре сравнительно небольших зала, расписанных Рафаэлем Санти и его учениками. Когда-то это были личные апартаменты папы Юлия II (того самого, который инициировал строительство нового собора св. Петра), а сейчас они служат для экспонирования рафаэлитских фресок.

Светские помещения густо облеплены и религиозными постройками. Вокруг и внутри Апостольского дворца сразу несколько часовен и церквей. Самая известная из них, конечно, Сикстинская капелла, украшенная росписями Микеланджело, этого заклятого рафаэлевского друга. Довольно небольшая домовая церковь была построена в 1473-1481 гг. по заказу папы Сикста IV (отсюда и ее название) и внешне воображение не поражает. Как и многие итальянские средневековые церкви, экстерьер ее предельно скромен.

Зато совершенно иной эффект, благодаря гению Микеланджело, капелла производит изнутри. Именно тут традиционно проводятся Папские конклавы, включая и только что завершившийся.

Наверное, самая известная фреска из Сикстинской капеллы - «Сотворение Адама».

Как и большинство других помещений дворца, капелла фактически является сейчас музеем. Последний, точнее целый набор из разнообразных музеев, занимает и так называемый Бельведерский дворец, довольно крупный комплекс построек к северу от дворца Апостольского. Его общий вид хорошо рассматривать с купола собора св. Петра (в правом нижнем углу Сикстинская капелла). Это длинный прямоугольник с двумя перемычками-галереями, образующими сразу несколько внутренних дворов. Его строительство началось в конце XV века при Иннокентии VIII и последовательно продолжалось при едва ли не десятке последовавших за Иннокентием пап.

В ближнем к собору св. Петра внутреннем дворе, Бельведерском, когда-то проводились турниры и устраивались прочие увеселяющие понтификов мероприятия. Сейчас его занимает огромная автостоянка. В корпусах, окружающих двор и занятых когда-то различными папскими учреждениями, сейчас находятся Ватиканские музеи.

К примеру так выглядит так называемая «Галерея карт».

Когда-то корпуса Бельведерского дворца образовывали каре вокруг единого внутреннего двора, но уже в 1587 году поперек него было построено здание Апостольской библиотеки, что разрушило оригинальную композицию.

Сикстинский салон Ватиканской библиотеки. В настоящее время ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей - богатейшее собрание, сформированное за два тысячелетия существования папства.

Второй внутренний двор - так называемый сад делла Пинья (пинья - по-итальянски «шишка»), названный так в честь фонтана, выполненного в форме гигантской бронзовой шишки.

Она находится на этом месте с 1608 года, а отлита была в первом или втором веке нашей эры мастером Публием Цинцием Сальвием, оставившим свое имя в основании самой колоссальной шишки планеты.

Южную сторону сада делла Пинья образует так называемая «Браччо-Нуово» (слева), очередная галерея-перемычка, построенная уже только в 1822 году. Перед ней установлен арт-объект, так называемая «Сфера внутри Сферы». Как видим, и современное искусство не чуждо Ватикану.

Хотя, конечно, основное содержимое Ватиканских музеев - это искусство классическое. Ценность выставленных в бесконечных анфиладах залов Бельведерского дворца экспонатов сложно сколь-нибудь трезво представить.

К западу от дворца расположены отдельно стоящие (и построенные куда позже) Пинакотека (картинная галерея, на переднем плане, 1932) и Этнологический миссионерский музей (1960-е, вверху).

По крайней мере Пинакотека вполне успешно мимикрирует под Бельведер XVI века, хотя строилась она на 400 лет позже.

Бесконечно богатые Ватиканские музеи пользуются непреходящей популярностью у туристической публики, регулярно образующей умопомрачительные очереди желающих прикоснуться к прекрасному. Одновременно это является и весьма ощутимым источником дохода Святого Престола.

Ватикан не чужд не только современному художественному искусству, но и архитектуре, и технологиям. В 1971 году выдающийся итальянский архитектор и инженер Пьер Луиджи Нерви по личному заказу папы Павла VI спроектировал огромную ультрасовременную аудиторию на 6500 сидячих или 12 000 стоячих мест. Здание из монолитного железобетона характерной изогнутой формы предназначено для проведения общих аудиенций папы римского и прочих массовых мероприятий. Интересно, что сцена с троном понтифика находится еще на ватиканской территории, а основная часть зала - на итальянской. При этом последняя имеет экстерриториальный статус.

В 2007 году крыша сооружения была оборудована 2400 панелями солнечных батарей. Вырабатываемой ими электроэнергии достаточно для удовлетворения всех потребностей здания.

Особенно эффектно аудитория им. Павла VI выглядит изнутри, где сложная криволинейная форма свода подчеркнута ритмом рядов светильников.

По соседству с этим залом расположена папская гостиница, носящая имя «Дома святой Марты». Шестиэтажное здание в форме буквы «Н» было возведено в 1996 году по инициативе Иоанна Павла II специально для размещения гостей Святого Престола и в особенности членов Коллегии кардиналов во время проведения конклавов. Их правила требуют компактного и в то же время изолированного от внешнего мира проживания всех участников выборов нового понтифика.

Ранее кардиналов закрывали (порой буквально замуровывали) в Сикстинской капелле, где они вынуждены были жить в крайне стесненных условиях. С увеличением количества кардиналов-выборщиков им перестало хватать имевшихся в комплексе капеллы монастырских келий. В итоге пожилых (и зачастую не обладающих богатырским здоровьем) людей селили во временных помещениях, иногда разделенных обычными простынями, по нескольку человек в одной комнате. Все это, скорее, напоминало быт общежития, и хотя, конечно, порой способствовало скорейшему завершению конклава, все же не отвечало требованиям времени. Иоанн Павел II, поучаствовав в двух таких конклавах, прежде чем быть избранным папой, решил все же избавить своих наследников от подобного экстремального опыта. На месте старой больницы, построенной для больных холерой еще в конце XIX века, было возведено скромное внешне и внутри здание, решившее проблему с комфортом кардиналов-выборщиков и в то же время позволяющее должным образом разобраться с вопросом о их изоляции на время выборов главы церкви.

Это, конечно, никакой не пятизвездочный отель. Все по-монастырски скромно, но и эти спартанские условия не идут ни в какое сравнение с существовавшими ранее в Сикстинской капелле. В здании 106 сьютов, двухкомнатных номеров, 22 одиночные комнаты и 1 апартаменты, куда переселяют папу после избрания и где он живет до тех пор, пока не отремонтируют папские покои в Апостольском дворце. На фото - спальня в стандартном двухкомнатном номере.