Проект «Кортеж»: на чем поедет президент. Лимузин для президента: что известно о проекте "Кортеж" Зил кортеж

Как правило, главы крупных мировых государств передвигаются на автомашинах, специально для них сделанных под заказ. Обычно это бронированные модели представительского класса, оснащенные особым набором средств для безопасности. Интересно, что определенная информация об этих автомобилях бывает засекреченной, поэтому с точностью назвать их стоимость и полный набор имеющихся внутри опций практически невозможно.

Обзор

Трудно сказать, у какого из глав государств в мире самый «крутой» транспорт, поскольку на первый взгляд все машины внешне хороши. Но одно можно сказать однозначно: руководители крупных стран, в которых развита автомобильная промышленность, передвигаются на отечественных моделях. Например, Президент Италии, популяризируя местный автопром, ездит на пятиметровом седане марки Lancia Thema. Руководитель Чешской Республики от автоконцерна "Шкода" получил в подарок Superb нового поколения. Уже более шести десятилетий все французские президенты ездят только на автомобиле своей страны.

Исключение составляет Владимир Путин. Он сегодня передвигается на бронированном Mercedes S600 Pullman. Бросив взгляд на автомобили нынешнего президента РФ, можно однозначно сделать вывод: на работе глава нашего государства предпочитает премиальные немецкие машины, хотя в его личном гараже имеются модели отечественных марок авто, часть из которых - раритетная ценность.

Броня Pullman надежно защищает от гранат и автоматов. Автомобиль оснащен и системой герметизации на случай, если возникнет газовая атака. Салон этого лимузина больше похож на мини-офис: российский президент имеет возможность решать государственные вопросы, находясь непосредственно в машине. Информация об опциях и принципе работы внутренних систем безопасности - это секрет. Однако по предварительной оценке, такой лимузин обошелся как минимум в девятьсот тысяч евро.

Раньше российские лидеры передвигались на бронированных лимузинах марки ЗИЛ-41052. Разведка Соединенных Штатов долго не могла узнать их секрет. И только после развала СССР американцами был приобретен и разобран ЗИЛ-41052. Выяснилось, что русскими его рама не была усилена броней. Нашим конструкторам удалось создать специальную бронекапсулу, и уже вокруг нее собиралась машина. Президент РФ давно уже хочет пересесть на отечественную модель автомобиля. И такая возможность совсем скоро представится. С этой целью был создан совершенно новый «Кортеж».

Автомобиль, фото которого представлено ниже, уже в начале 2018 года смогут увидеть все.

Общая информация

Обычные граждане вряд ли знают, что все автомобили российского главы государства принадлежат структурному подразделению ФСО — Гаражу особого назначения. История его существования ведет свое начало еще с 1921 года, когда Советом народных комиссаров было выделено несколько машин, предназначенных для обслуживания Ленина и его семьи. Однако датой рождения ГОН можно считать 1906 год, когда при дворе Николая II был создан Императорский моторизированный гараж. Автомобили, которые в нем были, после революции достались по наследству большевицкому правительству.

Сегодня основным средством передвижения руководителя российского государства является бронированный "Мерседес" класса S, модель Grand Pullman. Ее, в зависимости от целей, иногода меняют на Mercedes Sprinter, VW Caravelle или BMW 5-Series.

Удлиненный представительский лимузин президента выполнен по спецзаказу. Его длина - 6,2 метра. Сборку этой машины осуществляли в условиях строгой секретности. По некоторым данным, она весит около трех тонн. Такая «грузность» объясняется в первую очередь массивной броней кузова, а также наличием специальных шин, которые способны выдерживать не только выстрелы, но и разрывы гранат. Однако, несмотря на такую ощутимую массу, нынешний автомобиль президента обладает достаточно приличной динамикой, которая обеспечивается 400-сильным двигателем с рабочим объемом шесть литров. Однако известно, что Путин предпочитает технику отечественного производства. Даже вертолеты, на которых он летает - это российские Ми-8. Вот почему по его инициативе был запущен проект «Кортеж».

Новые автомобили главы государства

Уже известно, что на инаугурацию в 2018 году избранный Президент России приедет на новом суперлимузине. В средствах массовой информации уже выставлены фото этой машины. Известно, что «Кортеж» - автомобиль Президента России - будет выглядеть гораздо лучше, чем «мегакадиллак» его американского коллеги. Отныне главу нашего государства можно будет видеть выходящим не из спецверсии а из лимузина отечественного производства. Что собой представляют автомобили проекта «Кортеж», фото их, технические характеристики - все это будет представлено в данной статье. На создание этой амбициозной программы, как пишут СМИ, было запланировано около двенадцати миллиардов рублей, причем непосредственно из бюджета будет переведено только 3,61 млрд руб. На эту сумму будет создано целое семейство лимузинов российского производства.

"Кортеж" - автомобиль, фото которого представлено ниже, - будет выпускаться не только для первых лиц нашего государства. Предусмотрено несколько модификаций. Внедорожники, седаны - автомобили серии «Кортеж» - будут выпускаться серийно. Предполагается, что в год будет производиться как минимум пять тысяч единиц, которые будут продавать в том числе и частным лицам.

Модельный ряд

Автомобили «Кортеж» российского производства будут представлены в нескольких вариантах. Согласно программе, скоро появятся седан, лимузин, минивэн и внедорожник, выпускаемые по данной программе. Конечно, «президентским» бронированием, спецсвязью и т. д. будут оснащены далеко не все. Спецсборку будет иметь только «Кортеж» Президента России. Новый автомобиль предполагается закупать и для других представителей органов власти. По предварительному запросу на них могут быть установлены определенные дополнительные опции.

Как отечественные, так и мировые эксперты по автомобилестроению уже сегодня признают, что автомобили «Кортеж» будут очень популярны не только у государственных чиновников, но и у обеспеченных бизнесменов. Однако не стоит думать, что это будет коммерческий проект. Ведь с советских времен впервые в России появится «свой» собственный суперкар, на котором будут ездить как глава государства, так и его сопровождение. Автомобили проекта «Кортеж», как известно, включают в себя лимузин для президента России, а также машины поддержки с кузовами внедорожников и микроавтобусов, предназначенные для сопровождающих лиц.

Описание

В первую очередь «Кортеж» - автомобиль Президента России. Поэтому для машин такого уровня в лимузине главы государства будут предусмотрены бронекапсула, системы коммуникации и спецсвязи, мультимедийные устройства, средства для защиты от прослушивания или перехвата информации, эвакуационные, радиоэлектронные опции силовой обороны. Президентские автомобили «Кортеж» будут оснащены шинами, которые работают даже после шквального обстрела. На них будет установлена система дисков, чтобы лимузин мог, в случае необходимости, ехать даже без шин. Еще одним нововведением будет специальный бензобак. Говорится, что даже без машин охраны и зачищенной ФСО территории, что в реальности невозможно, находящиеся в данной машине люди будут защищены от вертолета врага, беспилотника, а также от гранат и пулемета.

Дополнительная информация

Сегодня многих специалистов интересует, что представляют собой автомобили «Кортеж». Нужно сказать, что это выдуманное название. В ФГУП НАМИ - Научно-исследовательском автомобильном институте - проект именуется «Единая модульная платформа», коротко ЕМП. Это незамысловатое название объясняется многим. Ведь речь не только о президентском лимузине, но еще и о нескольких других моделях, которые имеют единую техническую «начинку».

Нужно сказать, что модульные платформы сегодня широко используются на предприятиях автопрома. Ни одна известная в мире автомобильная компания не обходится без них. Самыми известными в России представителями модульного семейства являются MQB, объединяющая модели Audi, Volkswagen, Skoda и SEAT, а также B0, которая используется для машин Renault, Lada, Nissan, Dacia.

«Единая модульная платформа»

Она была разработана НАМИ, однако уже на начальном этапе к данному проекту подключились весьма серьезные немецкие партнеры. Речь идет о Bosch Engineering и Porsche Engineering. Последним был разработан один из двух двигателей, которыми укомплектованы автомобили «Кортеж» российского производства. Согласно данным СМИ, этот агрегат создали на базе уже существующего мотора Porsche V8 с объемом 4,6 литров, однако в отечественной спецификации его кубатура снижена до 4,4 л. Впрочем, нужно сказать, что от этого показатели двигателя не пострадают: ожидается, что с помощью имеющихся двух турбонагнетателей автомобили «Кортеж» будут иметь мощность до 600 лошадиных сил и крутящий момент 880 Нм.

Технические характеристики

Второй мотор, которым будет оснащен «Кортеж» - новый российский автомобиль - это V12. Он разработан непосредственно в НАМИ. Этот двигатель впервые был продемонстрирован на Международном автосалоне в Москве в 2016 году. При объеме в 6,6 литров и поддержке пары двухступенчатых турбин мотор будет развивать 860 л. сил и 1000 Нм крутящего момента. На колеса тяга поступает через девятиступенчатую автоматическую трансмиссию, произведенную российской фирмой "Кате". По некоторым данным, в «автомат», рабочее название которого R932, вместо гидротрансформатора встроен электромотор. Благодаря данному нововведению автомобили «Кортеж» будут иметь все преимущественные характеристики гибридного привода. К слову, аналогичное трансмиссионное устройство предусмотрено и у Mercedes-Benz, и у BMW. Время разгона всех моделей - семь секунд, а максимальная скорость, которую они могут развивать - 250 километров в час.

Дизайн моделей «Кортеж»

Новый фото которого уже можно видеть в СМИ, очень часто обсуждается специалистами. За последние годы было опубликовано несколько десятков вариантов эскизов всех моделей серии. Уже известно, что основной стиль суперкара был разработан в НАМИ в подразделении «Русский автомобильный дизайн». Однако окончательный вариант модельного ряда можно будет увидеть только в конце 2017 года. Есть только схематичные изображения президентского лимузина. Они были опубликованы в бюллетене, выпущенном Роспатентом, от 2017 года.
Годом ранее в том же ведомстве России был рассекречен дизайн передней панели автомобиля. На фото видна щедрая отделка из кожи и дерева, придающая внешнему виду, несомненно, благородный вид.

Как и в случае с единой платформой, а также двигателями и трансмиссией, оформление салонов всего модельного ряда - лимузина, кроссовера, седана и микроавтобуса - будет аналогичным. Судя по опубликованным в прессе снимкам, все они будут оснащены цифровой приборной панелью, достаточно большим экраном и, конечно, двумя «шайбами», регулирующими климат-контроль внутри машин. Они предусмотрены как для водителя, так и для переднего пассажира. Нетрудно догадаться, что в президентском лимузине также будет предусмотрена климатическая система для пассажира сзади.

Габариты

На сегодняшний день уже известны предварительные параметры автомобилей серии «Кортеж». Представительский лимузин имеет в длину 5800-6300 мм, в ширину - 2000-2200 миллиметров при колесной базе 3400-3800, и в высоту - 1600-1650.

Автомобили сопровождения класса SUV имеют несколько другие параметры. Их длина составляет 5300-5700, ширина - 2000-2100, колесная база - 3000-3300, а высота - 1850-1950 миллиметров.

Параметры микроавтобуса тоже весьма внушительные. Его длина - 5400-5800 миллиметров, ширина - 2000-2100 при колесной базе 3200-3500 и высоте 1900-2200.

Задействование иностранных компаний

Пожалуй, одной из наиболее известных зарубежных фирм, принимавших участие в проекте, является шведская Haldex. Ее системы полного привода хорошо знакомы автолюбителям. Однако в проекте принимало участие только одно его подразделение, которое производит пневматические тормоза. Их часто используют на представительских лимузинах.

В то же время над тормозами серии «Кортежа» работала компания Brembo - достаточно известный производитель из Италии, продукция которого часто устанавливается на спортивных и гоночных карах. В списке соисполнителей проекта еще одна компания — знаменитая французская Valeo, выпускающая автокомпоненты. В Нижнем Новгороде у нее есть производство стеклоочистителей и систем освещения.

В списке создателей отечественного президентского транспорта значится и Harman Connected. Она специализируется на аудиосистемах, производимых под брендами Bang&Olufsen и Harman/Kordon. Их устанавливают на моделях премиальных марок такие гиганты автопрома, как BMW и Land Rover, Mercedes-Benz и др. В проекте «Кортеж» Harman Connected занималась разработкой ПО. Эта компания тоже имеет представительство в Нижнем Новгороде. Она разработала для автомобиля президента, а также для первых лиц нашего государства софт мультимедийных систем.

Уже в январе 2014 года в Ново-Огарево Президент России Путин смог оценить прототип VIP-лимузина под названием «Кортеж». Машина ему понравилась, он даже сел за руль макета, однако тогда говорить о полноценном тестировании было невозможно.

Путин видел «прототип А», который до конца 2017 года поступит в распоряжение Федеральной службы охраны. Разработчики изначально предупреждали, что не смогут быстро с нуля спроектировать весь автомобиль. Однако они выделили несколько ключевых составляющих, которые характеризуются как «чисто российский продукт». Это - кузов, начиная с его дизайна и заканчивая структурой, двигатель - признак марки, трансмиссия, поскольку впервые в мире президентский лимузин является полноприводным, шасси, в том числе настройка узлов и компонентов от уже известных фирм, электроника - управление двигателем, шасси и трансмиссией.

Кортеж – автомобиль 2018 года «Кортеж» - это отечественный проект по выпуску премиальных автомобилей. Официально он называется – разработка единой модульной платформы. Реализацией проекта занимается институт «НАМИ», а помощь оказывают компании Porsche и Bosch. На данной платформе планируется производство: лимузинов; седанов; микроавтобусов; внедорожников. Это государственный заказ, направленный на разработку своего собственного автомобиля для нужд президента и иных представителей государственной власти. Планируется создать техническое средство, способное конкурировать с ведущими зарубежными концернами, такими, как БМВ и Мерседес. С середины 1990-х годов российские президенты в зарубежных поездках использовали машины иностранных марок. Предположительно, в последний раз отечественный автомобиль отправился за границу вместе с главой государства в начале лета 1995 года. Тогда Борис Ельцин прибыл на саммит G7, проходивший в канадском Галифаксе, на ЗИЛ-41047.

Владимир Путин впервые пересел на лимузин Aurus во время последней инаугурации, состоявшейся в начале мая текущего года. До настоящего момента российский президент не использовал этот автомобиль за пределами столицы. В частности, во время последнего визита в Австрию он передвигался на Mercedes-Benz S-Class.

Особое внимание данный проект привлекает тем фактом, что на разработанной базе создан автомобиль номер один страны - лимузин для президента. Первые экземпляры лимузинов уже начинают поступать в правительственный гараж. Седан серии «Кортеж» в начале 2018 года должен завершить ходовые испытания на Дмитровском автополигоне, а микроавтобус и внедорожник готовятся к началу испытаний. Запланировано, что первые 16 лимузинов и седанов поступят в спецгараж в течение первого квартала текущего года, а до конца года количество выпущенных автомашин составит 200 единиц. Таким образом, начало 2018 года следует считать датой выхода новых отечественных премиальных автомобилей «Кортеж».

Дизайн и экстерьер

Дизайн президентского лимузина впервые можно было увидеть на сайте Роспатента, где зарегистрированы заявки института «НАМИ» на промышленные образцы машин для первых лиц государства. Позже фото и видео изображения автомобилей серии «Кортеж» появились в различных информационных и специализированных изданиях. На представленных материалах можно хорошо рассмотреть внешний образ новинок.

Созданный первым из семейства «Кортеж» президентский автомобиль обладает дизайном классического трехобъемного лимузина и характеризуется: большими габаритами; капотом с рельефной штамповкой; решетка от радиатора в светлой окантовке; прямоугольными головными фарами; передним бампером с вмонтированными дополнительными воздухозаборниками; увеличенными боковыми стеклами в светлом обрамлении; круглыми арками для 20-дюймовых колес; прямой линией крыши, плавно переходящей к кормовой части автомашины; увеличенными задними фонарями; крупной крышкой багажника; двумя трапециевидными диффузорами от выхлопной системы.

Модель в исполнении седан обладает практически идентичным внешним видом с лимузином, но уменьшенными размерами. Дизайны микроавтобуса и внедорожника в лицевой части напоминают лимузин, а конструкция фронтальной и кормовой частей, указанных моделей, соответствуют классическим формам премиальных автомашин данного класса, с преобладанием прямых линий.

Интерьер

Если внешний вид автомобилей серии «Кортеж» 2018 года широко представлен в различных изданиях, то наиболее полное изображение и описание интерьера представлено, на данный момент, для лимузина.

В передней водительской части салона выделяются: ✔ центральная консоль с дисплеями от информационных и контролирующих систем автомобиля с противобликовым козырьком; ✔ многофункциональный четырехспицевый руль с гербом Российской Федерации; ✔ крупные анатомические кресла с боковой поддержкой и подголовниками; ✔ высокий тоннель с элементами управления полноприводной трансмиссией и широким подлокотником. Пассажирская часть салона с широкими дверями разделена на пару отделений, которых установлены друг напротив друга два комфортабельных креслами и два дивана с крупными подлокотниками.

В оформлении интерьера представлены следующие материалы: ✔ натуральная кожа; ✔ карбон; ✔ полированное дерево; ✔ шлифованный светлый металл; ✔ мягкое покрытие для пола; ✔ большое количество хромированной окантовки различных элементов. Также на внутреннюю поверхность обоих дверей нанесены изображения герба России.

Технические характеристики

Динамические характеристики правительственного АУРУС обеспечены бензиновым V12 на 6.6л с 4-мя турбинами. Да, здесь такой - же объем как у ТОПовой 760-ой, но российская машина мощнее и тяговитей; - здесь 860л.с мощности и 1 000Н.М тяги. Правда отечественная машина и куда более тяжелая. Полноприводная трансмиссия получит девятидиаппазонную АКПП. Это позволит машине с размерами в длину – 6,80 м, высоту – 1,68 м, шириной в 2,00 м и весом 6,0 т (бронированная версия) развивать скорость практически в 250 км/ч, а до 100 км разгоняться за 7,1 сек.

Для оснащения с других модификаций серии предназначены следующие бензиновые силовые агрегаты: восьмицилиндровый V-образный, мощностью в 650 л. с.; четырехцилиндровый рядный в 250 сил. Со всеми двигателями в трансмиссии станут устанавливаться уже упомянутая АКПП и шестиступенчатая механика. Автомобили «Кортеж» получат богатое оснащение современным оборудованием и системами для безопасности и помощи водителю, а также следующие варианты комплектации: ✔ «Эксклюзив» (бронированное исполнение); ✔ «Премиум»; ✔ «Люкс»; ✔ «Бизнес»; ✔ «Лакшери».

Производство и стоимость Выпуск автомобилей «Кортеж» началось в России в 2018 году. При этом к концу года намечено производство коммерческих автомашин для свободной продажи. Лимузины, седаны и микроавтобусы станут изготавливаться на Ликинском автозаводе («Группа ГАЗ»), а внедорожники будут собираться на предприятии «УАЗ» в Ульяновске (компания «Соллерс»). В 2019 году выпуск серии «Кортеж» должен составить до 500 единиц. В дальнейшем запланировано увеличение количества, а продвижением бренда займется совместное предприятие, созданное «НАМИ» и «Соллерс» Кроме того, с 2019 года можно будет заказать автомашину серии любой модификации и в любом исполнение, а цена в зависимости от выбора составит от 6,0 до 25,0 млн. рублей.

Все мы видели на инаугурации новый президентский лимузин. Это машина нашего российского производства. И это не какая-нибудь сборка из готовых деталей. Почти все комплектующие – российского производства. Амортизаторы произведены в Башкирии, топливный бак в Нижнем Новгороде, диски – в Красноярске, шины – в Нижнекамске, кожаный салон отшит в Рязани. И даже двигатель, сложнейший агрегат, тоже нашей разработки. Причем, этот лимузин – не эксклюзив, выпущенный в единичном экземпляре к инаугурации. На единой платформе будут выпускаться машины нескольких типов, не только бронированные. Уже налаживается его серийное производство. Конечно, не массовое, автомобиль очень дорогой. Его создатели рассчитывают, что до конца года будет продано 100-150 автомобилей.

Лидеры немногих государств ездят на отечественных автомобилях. Пять-семь стран в состоянии произвести такой сложный продукт. Теперь и Россия в этом ряду. А до этого президенты России использовали «Мерседес». Машина хорошая. Но наша, будем надеяться, не хуже.

«Здесь можно видеть, с чего мы начинали. Первые эскизы, первые образцы. Несколько лет мы искали лицо нашего автомобиля, доброе, но сильное», – говорит начальник Управления дизайна ФГУП «НАМИ» Юрий Черненко.

До этой недели о новом отечественном лимузине мы не знали почти ничего. На сайте научного центра НАМИ, который разработал автомобиль, среди проектов числится некая «Единая модульная платформа». И никакой информации, кроме распоряжения правительства от 2013 года: «Создание автотранспортных средств для первых лиц государства».

«Были разные случаи, пытались и извне проникать, фотографировать, и по незнанию некоторые из сотрудников пытались выкладывать. Мы такие утечки пресекали», – рассказал заместитель гендиректора ФГУП НАМИ по безопасности Игорь Поспелов.

И вот спустя пять лет тайное стало явным. В день инаугурации президент пересел в представительский автомобиль российского производства марки «Аурус» - это название получилось слиянием двух слов: "aurum" на латыни - "золото", и Россия. Машина с серьезными габаритами. И конечно, для такой массы нужен мощнейший двигатель.

«Применены самые современные и перспективные технические решения. Например, автомобиль является гибридным транспортным средством. Это, скажем так, первый отечественный автомобиль последних десятилетий класса «премиум». То есть, перед нами были поставлены очень амбициозные цели», – говорит главный конструктор проекта «Единая модульная платформа ФГУП «НАМИ» Вадим Переверзев.

С нуля сделать надежный и красивый лимузин в современном мире почти невероятно. Ведь история правительственных автомобилей была прервана.

«Такая громадная страна, запускаем в космос корабли, ну что это - мы свою машину не можем сделать? Она – вот она же. Легкость какая в ней, стремление, движение – правда? Красивая, она – просто красивая машина», – говорит Алексей Булгаков. Он - бывший водитель Бориса Ельцина. Он начинал свою работу в правительственном гараже на легендарных советских «ЗИЛах» и «Чайках». И ему было очень больно видеть, как любимая машина превратилась в музейный экспонат. В 1993 году в гараже особого назначения появились первые иномарки. В 1997 году Борис Ельцин еще пытался патриотично пересесть с «Мерседеса» на «ЗИЛ», но развитие автомобильного производства отставало. И два десятка лет лидеры России ездили на иностранных машинах. До тех пор пока не появился «Аурус».

«Мы проанализировали историю нашего государства. Существовало два важных эмоциональных события. Это победа во Второй Мировой войне и первый полет первого космонавта в космос», – говорит начальник Управления дизайна ФГУП «НАМИ» Юрий Черненко.

Дизайнеры НАМИ подчеркивают, что пытались сохранить преемственность. Но если речь про Юрия Гагарина, то всплывает в памяти 111-й «ЗИЛ».

"Редкий экземпляр. Здесь открывается крыша, есть парадная ручка, то есть, автомобиль именно для торжественных встреч и парадов. И на этом автомобиле везли Гагарина после его полета в космос", - рассказывает экскурсовод музея техники Вадима Задорожного Валерия Хоминская.

Автомобиль, на котором Гагарин ехал через всю Москву, похож на «Аурус» массивными и формами и строгими линиями. А вот характерную решетку радиатора комментаторы в интернете чаще сравнивали с «Роллс-Ройсом».

«Хорошо, что наши автомобили сравнивают с «Роллс-Ройсом», с «Бентли». Это автомобили премиального класса. Но мы увидели наш советский автомобиль ЗИС -110 и вот эту его архитектуру – большая вертикальная решетка от низа до самого верха и расходящиеся «усы». Они легли в основу лица нашего автомобиля», – поясняет Юрий Черненко.

Производство ЗИС-110 началось в 1945 году. А вот та самая решетка радиатора – сравнивайте.

«Еще обратите внимание на толщину этих дверей, стекол. Есть единственное место, где видно эту броню, потому что это бронекапсула, она незаметна. А стекла бронировали таким образом: склеивали несколько слоев, получалась толщина семь с половиной сантиметров. Дверь весила 200 килограмм. А общий вес автомобиля пять с половиной тонн составлял», – рассказывает экскурсовод музея техники Вадима Задорожного Валерия Хоминская.

Современный лимузин для президента, конечно, тоже бронированный и тоже весит немало. Но важно, что конструкторы НАМИ создали не одну единственную машину для Путина, а разработали целую линейку автомобилей представительского класса, которые будут производиться в России.

«Раз президент пересел, конечно, все должны», – говорит и.о. главы Минпромторга России Денис Мантуров.

Идея пересадить чиновников на отечественные машины теперь не кажется утопической. Модели автомобилей «Аурус» будут называться в честь башен Кремля. Лимузин, как у Путина, носит имя «Сенат», минивэн - «Арсенал», а внедорожник- «Комендант». Публичный показ этих автомобилей запланирован в конце августа на Московском международном автосалоне. А жители Москвы уже встречают «Аурус» на улицах города, и любительские ролики с новым президентским кортежем уже попадают в интернет.

7 мая 2018 года, во время своей инаугурации, Владимир Путин подъехал к Большому Кремлевскому дворцу на новейшем отечественном лимузине проекта Кортеж. Теперь вновь, элита нашей страны, получила свой отечественный автотранспорт. Все новости, поэтому интереснейшему проекту, фотографии и технические характеристики, вы найдёте в материале ниже. А начнём, как водится, с истории.

История представительских автомобилей в России

До Великой Отечественной Войны, СССР, фактически не имел своего автопрома. Хотя, конечно, всё же это не совсем точно, автопром был, но он был целиком нацелен на выпуск грузового автотранспорта для нужд армии. Легковые автомобили, и всего одна модель, ГАЗ-М, знаменитая «Эмка», выпускалась в Горьком, современном Нижнем Новгороде и, конечно, не смотря на все свои достоинства, в качестве правительственного лимузина, использоваться не могла. В то время высшее руководство СССР использовало лимузины иностранного производства. В частности Сталин ездил на американском Packard 120 Twelve.






Конечно, ещё до войны высшее Советское руководство ставило вопрос о том, что не плохо бы было иметь свой правительственный автомобиль. Но тогда на уровне разговоров всё и закончилось, были более насущные вопросы.

После войны СССР вышел из мировой политической изоляции, советские руководители стали ездить на различные международные форумы и конференции и вопрос престижа стал немаловажным. А он, напрямую, зависит от многих факторов, и от наличия собственных правительственных автомобилей в том числе.

В 1945 году начал выпускаться первый советский автомобиль для высшего руководства – ЗИС-110. Конечно, справедливости ради нужно отметить, что машина появилась не на ровном месте, до войны малыми сериями производился ЗИС-101. Вот глубоко модернизированный «101-й» и получил индекс 110. И именно эта машина получила характерный запоминающийся дизайн, черты которого легко угадываются и в современном «Кортеже».






С этого момента на протяжении всей истории СССР руководители высшего, да и любого звена ездили, исключительно, на автомобилях собственного производства. Однако в 1991 году, СССР распался на 15 осколков, которые оказались, фактически, в положении колоний. В это время все, что связано с СССР стало шельмоваться, и воспринималось крайне негативно. Вот в это время руководители всех осколков называвшихся республиками и пересело на иностранные автомобили, в подавляющем большинстве Мерседесы, которые стали синонимом респектабельности и высокого статуса.

В «нулевые» годы в России происходил процесс получивший название «вставание с колен». Россия действительно поменяла свой статус и снова полноправно вошла в клуб «великих держав». Вот именно в это время и пошли разговоры о том, что «великой» стране негоже в качестве правительственного транспорта использовать иностранные машины. Но ни какого подходящего транспортного средства в России не выпускалось. И тогда было принято решение разработать такой автомобиль с нуля и начать его выпуск там же где производились правительственные автомобили в СССР, на заводе имени Лихачёва, в девичестве ЗИС.

История разработки проекта «Кортеж»

Не смотря на то, что идея возрождения производства представительских автомобилей ходила всегда, что-то конкретное в этом направлении появилось в 2010 году. Именно в этом году, тогдашний российский президент Дмитрий Медведев направил запрос на Московский завод имени Лихачёва о возможности производства нового представительского автомобиля для президента страны. Руководство, на тот момент полуразрушенного завода, ответило уклончиво, дескать, к концу 2010 года будет дан конкретный ответ. Тогда же в сети появились некие дизайнерские модели, которые, как оказалось позже, ни какого отношения к заводским наработкам не имели.






Что ответило руководство ЗиЛа в 2011 или 2012 году доподлинно неизвестно. Но с большой долей вероятности, можно предположить, что ответ был отрицательный, так как завод уже был полностью уничтожен и начать производить хоть что-то он уже не мог.

Но идея осталась, и Россия, имевшая достаточно средств на реализацию подобного амбициозного проекта, была полна решимости всё же довести его до конца.

Конкурс проектов

В 2013 году был объявлен конкурс дизайн-проектов «Автомобиль для президента». Конкурс проводили портал CarDesign.ru институт НАМИ и, уже почившая в бозе, компания Marussia Motors. На конкурс было представлено 120 проектов, из которых 40 сделали профессиональные дизайнеры и 80 дизайнеры-любители.

Первое место занял проект дуэта дизайнеров Ярослава Яковлева и Бернда Вииля:








Проект вызывал много положительных оценок. Вот некоторые из них:

Александр Сорокин:

«Мощно, пожалуй, самый интересный проект с токи зрения возможной реализации. Правда, интерьер недостаточно проработан — маловато места для главных пассажиров и консоль режет салон».

Виктор Брагин:

«Качественный традиционный «лимузинный» стиль. (Чуть архаичное дизайнерское решение лимузина. SUV и минивэн плохо «стыкуются» с главным автомобилем)».

Александр Захаров:

«Очень эффектный и прекрасно проработанный проект, но даже в нём, композиционное решение с длинным капотом и коротким салоном, подчинено зрительной динамике. Здесь комфорт – главное достоинство лимузина — принесён в жертву спортивности силуэта. Во всех ракурсах этот автомобиль выглядит, как спортивное купе».

Геннадий Тишкин:

«Достоинства: Гармоничная пластика поверхностей, выразительные стилистические решения деталей, великолепная подача. Недостатки: Спорное решение с вертикальным лобовым стеклом, от которого пострадали пропорции – автомобиль не стал «лимузином».

Второе место занял так же дуэт – Иван Волков и Юрий Баскаков.







Проект, хотя и не идеальный, так же имел целый ряд положительных отзывов:

Александр Сорокин:

«Очень неплохо, недостаток — нет мест для сопровождения».

Виктор Брагин:

«Мощно. Отличное чувство формы, проработаны детали.

(Ортогональные проекции совсем не совпадают с перспективными изображениями)».

Максим Чащин:

«Несмотря на неудачный боковой вид, все остальное на твердую четверку».

Александр Захаров:

«Один из самых интересных проектов и по чувству масштаба и по самобытности. Основное достоинство проекта и главный акцент композиции – молдинг на боковой поверхности кузова, а именно с боку расположен главный «фасад» лимузина».

Геннадий Тишкин:

«Достоинства: Интересные решения, как передней, так и задней части лимузина. Понятное современное формообразование. Недостатки: Подача техничная, но не демонстрационная, плохо проработаны джип с минивэном».

На третьем месте разместился проект иностранца – Марселя Себастьена.

Честно говоря, не знаю, из какой он страны. Но что любопытно и странно, так это то, что за основу для своего проекта он взял нашу знаменитую Чайку, и как мне кажется, очень бережно и стильно обошёлся с её наследием и сделал очень хороший проект. Который на мой вкус является лучшим из тех, которые были представлены.










Виктор Брагин:

«Спортивно и в меру агрессивно. (Вторичный пластический и стилевой дизайн, заимствован у Porsche, кажется)».

Александр Захаров:

«Красивая, элегантная машина с современным взглядом на стиль горьковских классических автомобилей. Немного слащавая, но элегантная и стильная семья под классическим брендом «Чайка». Для бронированных автомобилей слишком изящна».

Геннадий Тишкин:

«Автомобиль, конечно, не для Президента, но, возможно, для премьер-министра. Достоинства: Удачная демонстрация современного видения классического советского лимузина «Чайка». Стилистическая общность седана, джипа и минивэна, обеспеченная интересной архитектурой передней части. Хорошая подача. Недостатки: Недотягивает до статуса «Лимузин для Президента».

Можно бы было на этом, и закончить, но я не могу не рассказать о проекте, занявшем четвёртое место, который фактически и оказался победителем, так как он понравился главному заказчику – президенту России Владимиру Путину.

Итак, четвёртое место, занял наш соотечественник – Сергей Федулов.

И свой проект он делал по мотивам другой знаменитой нашей правительственной машины, ЗиСа-110.








Отзыв по этому проекту был всего один:

Геннадий Тишкин:

Достоинства: Оригинальное представление «Нового ЗИС-110». Понятное формообразование. Хорошая подача. Недостатки: Иногда «ретро» слишком много, например, в линии, обрамляющей как лобовые, так и боковые окна. Совсем отсутствует интерьер.

После этого работа над машиной закипела и привела к итогу, который мы наблюдали 7 мая 2018 года. Далее рассмотрим лимузин проекта «Кортеж» что называется под микроскопом.

Внешний вид

Итак, то какой должна была получиться машина, мы поняли из повествования выше, теперь остаётся оценить, насколько близок результат к идее дизайнера.

Прежде всего, что нужно сказать, так это то, что новый президентский автомобиль будет не ЗиЛ. Для всего проекта «Кортеж» придуман отдельный бренд – Aurus, что расшифровывается как Русское Золото (золото на латыни – Aurum).

Ещё важно знать, что лимузины Aurus являются самыми большими серийными легковыми автомобилями в мире. Их размеры составляют:

  • Длина – 6620 мм;
  • Ширина – 2000 мм;
  • Высота – 1695 мм;
  • Клиренс – 200 мм.

Что касается внешности, то перед самым показом российской новинки, в сети ходили вот такие её изображения:

Тут явно виден отсыл к приснопамятному ЗиСу-110 и он угадывается благодаря массивной решётке радиатора и красивым декоративным, тройным, хромированным, молдингам расположенным, точно так же, как на сталинском лимузине.

О том, что лимузин будет иметь именно такой вид пришло подтверждение в самом конце 2015 года. Тогда в НАМИ прошла демонстрация макетов будущих автомобилей, и фото с этой презентации можно увидеть выше. Казалось с внешностью всё решено, но 7 мая мы увидели не совсем такой автомобиль, который ожидали.

Декоративные хромированные молдинги, благодаря которым у машины был историчный внешний вид, куда-то пропали, а их место заняли мощные каналы вентиляции тормозов. С точки зрения дизайна, на мой взгляд, решение неудачное. Без этого элемента теперь машина стала неотличимо похожа на Rolls-Royce Phantom и потеряла львиную долю своей самобытности.

Как бы не было это печально, видимо, в этом случае дизайнерские изыски были отданы в жертву технической функциональности. С вероятностью в 90% могу предположить, что у тяжёлой 6,5 тонной машины наблюдалось недостаточное торможение и для этого пришлось сделать мощные вентиляционные каналы, которые и встали на место декора. А когда убрали декор на передке, то поняли что на боковинах он не очень то и нужен. Без молдингов спереди на боковой проекции этот дизайнерский элемент будет смотреться анахронично. Хотя, как мне кажется, можно было и этот элемент сохранить и вентиляционные каналы сделать. Хромированные декоративные полосы, вполне могли быть наложены поверх вентиляционные прорезей. Но это мой личный субъективный взгляд. Собственно, на этом обзор передней части можно заканчивать и переходить к изучению боковой проекции автомобиля.

Обычно, автомобили в кузове лимузин смотрятся несуразно. И это объясняется просто, вначале разрабатывается машина обычного размера, а потом она удлиняется. Однако, Кортеж, а точнее «Аурус», этого недостатка лишён, машина смотрится гармонично и стильно. И это объясняется легко, она разрабатывалась сразу, именно, как лимузин. Вот обычные седаны могут смотреться тяжеловесно. Но посмотрим на них, когда они появятся.

Что касается элементов декора, то очень интересно смотрелся герб России на центральной стойке. Однако путинский лимузин этого элемента почему-то лишился. Вероятно дизайнеры, а может и сам главный заказчик, посчитали этот элемент перебором. Но это дело вкуса.

Переходим к обзору, задней части машины . В 2015 году, когда в НАМИ представляли макеты автомобилей проекта «Кортеж», все увидели на макете лимузина очень интересные задние фонари.

Однако, задняя часть автомобиля представленного на инаугурации, имела совсем иные задние габаритные фонари. Сразу можно отметить, что заднюю часть упростили. Зачем это сделали, бог весть. Но габаритные огни на макете, да и вся задняя часть смотрелась на много интересней. Хотя, в принципе, этот элемент экстерьера на общее впечатление от машины, практически, не сказывается.

Что касается внешности минивэна и кроссовера то эти автомобили пока ещё не представлены. Есть информация, что мы их увидим в июне 2018 года, когда Путин приедет на открытие Крымского моста. Правда, минивэн уже засветился и в сети можно увидеть фотографии.

Ходовой образец пока ещё ни кто не видел. Но есть изображения макета. Правда, нельзя забывать что макет, судя по всему, будет отличаться от товарного автомобиля. Например, с вероятностью 90% можно считать, что декора ниже фар головного света не будет, скорее всего, там так же будут находиться вентиляционные каналы тормозной системы.

Так или почти так будет выглядеть внедорожник, созданный в рамках проекта «Кортеж»

Первый ходовой макет будущего президентского автомобиля был показан главе государства четыре года назад. От того, что увидела вся страна сегодня, прототип отличается процентов на 90.

Конкурс на внешний вид будущего лимузина №1 прошел еще в 2013-м. Фантазии дизайнеров никто не ограничивал. Одни представляли его футуристичным спорткаром, другие — современной версией брежневского ЗИЛа, третьи — и вовсе чем-то из комиксов про Бэтмена. В итоге победила идея автомобильного института «НАМИ».

Юрий Черненко , начальник управления дизайна ФГУП «НАМИ»: «Мы в качестве основы выбрали такой послевоенный автомобиль для первых лиц государства — ЗИС-110 . Он имел очень характерную архитектуру: это вертикальная решетка и расходящиеся в стороны „усы“. И вот эта идея легла в основе наших первоначальных классических образов».

Как его называли в инженерных кругах, — это не только президентский лимузин. Это еще седан, внедорожник и минивэн. Спроектировать и собрать их нужно было с нуля, чего в современной России еще не делали. «НАМИ» стал передовым российским инжиниринговым центром. А по всей стране и за рубежом заводы стали получать заказы под грифом «секретно».

Денис Мантуров , исполняющий обязанности министра промышленности и торговли России: «150 предприятий с их коллективами участвуют в этом проекте, начиная от кожи производства рязанского завода кожевенного, и это пластики, это производство защищенных колес, которые впервые стали производиться у нас в стране».

Сердце машины — гибридный мотор, то есть одновременно бензиновый и электрический, с мощностью 600 лошадиных сил, как у хороших спорткаров. Еще сотню «лошадей» на резком разгоне добавит электрогенератор.

Вадим Переверзев , главный конструктор проекта «Единая модульная платформа» ФГУП «НАМИ»: «В качестве примера могу сказать, что этот генератор может питать электричеством несколько жилых домов. Потому что современная машина, тем более такого класса, как наша, насыщена различными приборами, исполнительными механизмами, сервоприводами. Потребление энергии очень большое».

О названии задумались сразу же. Были варианты по названиям российских городов, рек и даже птиц. В итоге президент с Mercedes пересел на Aurus. Это компиляция слов Aurum (лат. «золото») и Russia (Россия).

Денис Мантуров : «Если говорить по моделям, то они по названиям башен в Кремле: „Сенат“, „Арсенал“ и „Комендант“».

Перед тем как спецмашины передают в гараж особого назначения, они проходят не одну сотню и даже тысячу километров испытаний, чтобы понять, как они будут вести себя в той или иной дорожной ситуации. Например, одно из упражнений имитирует удар сбоку в заднюю ось автомобиля.

Еще один элемент контраварийной подготовки — объезд препятствия. Роль препятствия выполнил репортер НТВ Алексей Поляков . Машины двигались со скоростью более 60 км/ч и разъехались, когда находились всего в полутора метрах от журналиста.

Первое, что бросается в глаза при изучении президентского лимузина, — это, конечно, клиренс или дорожный просвет. Он составляет 20 сантиметров, причем и у лимузина, и у седана.

Корреспондент НТВ также узнал, что за деталь виднеется на переднем крыле ВИП-автомобилей. Оказывается, это заглушка под флагшток. На зеркале заднего вида внизу установлена небольшая камера кругового обзора, которая выводится на центральный дисплей.