Техническое состояние транспортных средств и его влияние безопасность дорожного движения. Техническое состояние автомобиля Химическое воздействие автотранспорта на окружающую среду и методы его предотвращения

Усовершенствование автомобильных дорог и постепенное приспособление человеческого организма к движению с все большими скоростями позволяют достигнуть огромных скоростей. Развитие конструкции автомобилей, казалось бы, подтверждает это мнение. На протяжении двадцатого века максимальная скорость легкового автомобиля возросла с 30-40 до 120 -200 км-ч; гоночного со 100 до 300 км-ч, а на рекордных автомобилях достигнуты скорости, превышающие 1000 км-ч. Наибольшая скорость отечественных автомобилей возросла вдвое с 40-50 до 85-100 км-ч, скорость междугородних автобусов неуклонно приближается к скорости легкового автомобиля.

Увеличилась втрое и скорость, разрешаемая в городах с учетом требований безопасности. Рост скоростей со всей остротой постоянно ставил перед автомобилистами одну проблему за другой - необходимость эффективного торможения автомобиля, стабилизации колес, управляемости, послеаварийной и экологической безопасности, каждый раз требовался радикальный пересмотр конструкции автомобиля, иные методы управления им и параллельно существенное изменение условий движения, качества дорог и управления дорожными движениями, введение новых правил, организация технического обслуживания.

Автомобиль достиг такого уровня совершенства, когда он редко отказывает в исполнении команд водителя. Человек, хоть и развился физически и духовно, сохранил почти на прежнем уровне быстроту реакции. Пока человек молод, его реакция быстрее, но он подвержен азарту соревнования, увлечен скоростью. Когда он в летах его реакция замедляется. Но в любом возрасте он испытывает влияние: условий освещения, климата, пережитых незадолго до управления автомобилем радостей или огорчений, поглощенных пищи и лекарств, не говоря уже об алкоголе; важно отметить, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.

Безопасность дорожного движения стала проблемой номер один в России. Автомобили создавались на пользу и радость людям, но их развитие было таким стремительным и пошло по такому направлению, что вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами. Безопасность движения зависит от множества факторов. Водитель может повлиять лишь на ходовые качества автомобиля - что, однако, весьма существенно, тогда как на его движение прямо или косвенно оказывают влияние все остальные факторы.

Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:

1. Материальные затраты на поддержание а/м в работоспособном состоянии. Всего в России в год расходуется около 1 млрд $ на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, в США - около 25 млрд $, в мире - около 80 млрд $. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА) среднегодовые затраты в целом на эксплуатацию автомобиля в США составляют 1700 $.


2. Трудовые затраты. Структура трудовых затрат за всю жизнь автомобиля определяется соотношением: изготовление - 2%, ТЭА - 91%, капитальный ремонт (КР) - 7%. Трудоемкость изготовления автомобиля в России составляет около 150 нормо-часов, в то время, как в силу старения автопарков, трудоемкость ТО, текущего ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) превышает 1000 нормо-часов. В настоящее время в России в области ТЭА занято более 1,5 млн человек.

3. Вредное влияние на человека и среду. Экологичность автомобиля определяется количеством и составом отработавших газов (ОГ) (самые вредные - СО, СnНm, NОх и бензапирен, а также свинец для этилированных бензинов), шумами, вибрациями, отработавшими техническими жидкостями.

4. Безопасность дорожного движения. Ежегодно по вине автомобильного транспорта в России гибнет около 27-30 тыс. человек, в США - около 50 тыс. В среднем на каждые 200 тыс. км движения водитель попадает в ДТП с тяжелыми последствиями.

Технически неисправные автомобили являются причиной около 10% ДТП, в том числе по неисправностям :

Тормозных систем - 41,5%;

Рулевого управления - 16,4%;

Шин - 12,6%;

Приборов освещения - 7,9%;

Ходовой части - 6,6% ;

Зеркал и очистителей - 7,8%,

Прочего - 8,2%.

5. Потребление топливно-энергетических ресурсов. Основной источник их для АТ - нефть, где расходуется около 70% топлив нефтяного происхождения от общих расходов на транспортном комплексе. Неграмотная техническая эксплуатация автомобилей вызывает по прогнозам полуторный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Также важно отметить, что одной из важнейших проблем стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей, и снижение затрат на их содержание.

Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, за счет:

Выпуска автомобилей с большой надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).

С другой стороны за счет:

Совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей;

Повышения производительности труда;

Снижения трудоемкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей;

Увеличения их межремонтных пробегов.

Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, расширения строительства и улучшения качества дорог.

Требования к надежности транспортных средств повышаются из-за:

Роста скоростей и интенсивности движения,

Мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей,

Технологической и организационной связи автомобильного транспорта с обслуживающими предприятиями и другими видами транспорта.

Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов - систем и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций.

По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты и механизмы, а по отношению к агрегатам и механизмам - детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием - объект или изделие. Современный автомобиль среднего класса состоит из 15 - 18 тыс. деталей, из которых 7 - 9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем 3 - 4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль, и являются объектом особого внимания при эксплуатации. Из них 150 - 300 деталей «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации и как следствие могут повлиять на безопасность дорожного движения.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой.

Это взаимодействие вызывает:

Нагружение деталей,

Их взаимные перемещения,

Трение, нагрев,

Химические преобразования и изменение в процессе работы физических величин и конструктивных параметров:

Размеров,

Взаимного расположения деталей, зазоров,

Электрических и других данных - что несет в себе опасность возникновения ДТП или вредного воздействия на экологию.

В процессе работы автомобиля параметры технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений до предельных, что обуславливает соответствующее изменение диагностических параметров. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути и возникновению «шума».

Различают пять видов технического состояния автомобиля:

1. Исправное состояние (исправность) - состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТКД).

2. Неисправное состояние (неисправность) - состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД (например, царапина на кузове).

3. Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД.

4. Неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД. Неработоспособный автомобиль всегда неисправен, а работоспособный может быть и неисправным.

5. Предельное состояние - состояние автомобиля или его конструктивного элемента (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом. Например, недопустимость и нецелесообразность эксплуатации автомобильного двигателя, достигшего предельного состояния, обусловлена возрастанием токсичности отработавших газов (ОГ), шумов, вибраций, расходов топлив, масел и т.д.

События смены технических состояний автомобиля - это повреждения, отказы, дефекты.

Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния КЭ автомобиля при сохранении работоспособного состояния.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобиля.

Дефект - обобщённое событие, включающее в себя и повреждение, и отказ.

Понятие отказа является одним из важнейших в ТЭА.

Следует различать следующие виды отказов:

Конструктивный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.

Производственный (технологический) отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта автомобиля.

Эксплуатационный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей (например, при перегрузке автомобиля вышел из строя элемент подвески).

Независимый отказ - отказ, обусловленный отказами других КЭ автомобиля (например, при пробое поддона картера вытекает моторное масло - происходят задиры на трущихся поверхностях деталей двигателя, заклинивание деталей).

Внезапный отказ - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров автомобиля (например, обрыв шатуна поршня).

Постепенный отказ - отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров автомобиля (например, отказ генератора вследствие износа щёток ротора).

Сбой - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством (например, попадание воды на тормозные колодки - тормозная эффективность до высыхания воды нарушена).

Перемежающийся отказ - многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера (например, пропадание-возникновение контакта лампы светового прибора).

Явный отказ - отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования.

Скрытый отказ - отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении ТО или специальными методами диагностирования.

Деградационный отказ - отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

Ресурсный отказ - отказ, в результате которого автомобиль или его КЭ достигают предельного состояния.

Наработка - продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, называется.

Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом.

Состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами, значения которых установлены технической документацией, называют работоспособностью .

Отсюда следует, что надежность является одним из важнейших свойств автомобиля, определяющих эффективность использования автомобиля по назначению и влияния его на послеаварийную безопасность.

Надежность автомобиля - это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени или наработки. А это значит, что надежность - это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, то есть работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).

Надежность в основном зависит:

От запасов прочности деталей и рациональности конструкции узлов, определяющих работоспособность автомобиля;

От стабильности регулировки механизма;

От безотказности действия систем питания и зажигания двигателя;

От совершенства технологии и качества изготовления как самого автомобиля, так и всех используемых на нем изделий и конструкционных материалов смежных изготовителей;

От качества и своевременности технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В свою очередь, надежность, как комплексный показатель, обусловливается:

Безотказностью,

Ремонтопригодностью,

Долговечностью.

Безотказность автомобиля - свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для устранения отказов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность безотказной работы в течение смены, между очередными видами технического обслуживания и т.д.

Долговечность автомобиля - это свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за снижения эффективности его использования или из-за требований безопасности движения. Показателями долговечности являются ресурс (в километрах) и срок службы (в годах) если говорить о «российском менталитете», то автомобиль у нас используется пока он едет, не взирая на его послеаварийную и экологическую безопасность.

Ремонтопригодность - это свойство автомобиля (агрегата, механизма), заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человеко-часах. Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, а также степень унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей. Основные причины изменения технического состояния автомобилей

Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. К случайным причинам относятся скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др.

Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля в целом являются:

Изнашивание,

Пластические деформации,

Усталостные разрушения,

Коррозия,

Физико-химические изменения материала деталей (старение).

Знание основных причин изменения технического состояния важно как для совершенствования конструкции автомобилей, так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации.

Изнашивание . Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхности, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей, теплового режима работы сопряжения. Изнашивание - это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющейся в постепенном изменении размеров и формы деталей. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах (мкм/км), называется износом.

В практике обычно выделяют изнашивание:

Абразивное (следствие режущего и царапающего действия твердых частиц);

Эррозионное (в результате воздействия потока жидкости или газа);

Усталостное (когда поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается);

Окислительное (сочетание механического изнашивания и агрессивного действия среды);

Изнашивание при дретинге (при малых колебательных движениях);

Электроэррозионное изнашивание (под воздействием разряда при прохождении электрического тока).

Пластические деформации и разрушения . Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов.

Усталостные разрушения . Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла из стали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей.

Коррозия. Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящие к окислению (ржавлению) металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида.

Старение. Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия, химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности.

В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок. Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий, у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков.

Добрый день, уважаемый читатель.

Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны организовать проведение предрейсового или предсменного осмотра, а отметка о прохождении должна быть проставлена в .

В каких случаях проводятся предрейсовый и предсменный контроль?

Предрейсовый контроль проводится, если длительность рейса равна длительности рабочего дня или превышает его. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом рейса.

Предсменный контроль проводится в том случае, если в течение дня автомобиль совершает несколько рейсов. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом смены.

В остальном процедуры предрейсового и предсменного контроля полностью совпадают.

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона " " говорит о том, что технический контроль должны проходить транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям , которые перевозят пассажиров или грузы.

При этом речь необязательно идет о коммерческих перевозках. Если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль.

Требование распространяется на все типы транспортных средств: легковые автомобили, грузовики, автобусы и другие.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер).

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником - контролером .

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном (пункт 14.3):

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

При этом нужно учитывать следующий пункт:

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее - контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка).

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.

Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.

Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.

Порядок проведения осмотра

Порядок проведения предсменного контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):

Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения.

Отметка в путевом листе

Если автомобиль полностью исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "контроль технического состояния транспортного средства пройден", ставит свою подпись, пишет фамилию и инициалы.

Кроме того, в путевом листе нужно указать дату и время проведения предрейсового контроля. Дополнительное поле для этого .

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предсменного контроля (нажмите на картинку для увеличения):

Журнал представляет собой обыкновенную таблицу, перечень столбцов которой приведен в нормативном документе. При желании Вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Также можете скачать следующий бланк и распечатать его в нужном количестве:

В 2020 году все поля журнала заполняются контролером. Подпись водителя при этом не требуется.

Примечание. Журнал регистрации результатов технического контроля может вестись и в электронном виде. В этом случае внесенная информация должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.31 1 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя - 3 000 рублей ,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.

Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с текстом нового нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Читать все комментарии

Здравствуйте, подскажите, есть ли закон, обязывающий организацию осуществлять стоянку лицензированных автобусов только в черте города?

Именно ТОЛЬКО , то нет.

Виктор-166

Здравствуйте! У нас на предприятии отметку о прохождении осмотра в путевом листе и журнале ставит начальник службы эксплуатации. Причём на автомобиль даже не смотрит. Больше скажу - даже не выходит из кабинета. На мои доводы, что она (начальник службы женщина) должна осмотреть автомобиль, отвечает что тех. состояние проверяет механик по ремонту, а она просто ставит подпись в путевом и записывает в журнал. Правомерно ли это она делает и, если не правомерно, как и кто её может наказать?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, а существует ли обязательный хронологический порядок записи в журнал предрейсового технического контроля состояния транспортных средств по времени выхода т/с на линию? Если есть, то в каком документе это отражено?

Нигде. "...Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса..." и "...проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места)..." Всё из приказа Минтранса от 8 августа 2018 г. № 296.

Михаил-237

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста есть ли какие-либо требования к квалификации(имею квалификацию техник по диплому) для обладателей Среднего профессионального образования по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для того чтобы быть контролером по выпуску автотранспорта?

Здравствуйте,

1)Транспортное средство (ричстакеры, тягачи, вилочные погрузчики и тд) зарегистрированные и не выезжают за территорию предприятия, должны проходить обязательный предрейсовый осмотр?

2) Если да, то согласно какому документу это транспортное средство относится к приказу №141?

Приказ Минтранса № 141 отменён 8 августа 2018 г. приказом № 296. В нём ключевые фразы в п.2: "Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности)". Как отсюда становится ясно, что всех приравняли к перевозчикам. Тягач явно будет что-то перемещать типа груза. Тогда будем исполнять п.4 приказа, как предсменный контроль. Заметьте, что тут нет определения выезжает ли Ваш тягач таскать груз по дорогам общественного или необщественного пользования. В принципе, на своей территории можно было бы и забить, никто не будет проверять. Но если что случится - будет отягчающее обстоятельство. Поэтому по автомобильной технике рекомендую проводить. А что касается техники, состоящей на учёте в гостехнадзоре, так это отдельная песня (совсем недавно этим занимался, переписывался со всеми ведомствами - песня длинная...).

Михаил , здравствуйте.

Имеющегося образования должно быть достаточно для работы контролером. Дополнительные требования по квалификации при такой специальности не предъявляются.

Удачи на дорогах!

Добрый день, у нас ООО и есть Легковой на балансе предприятия, на котором ездит только директор, по служебным вопросам, один, без груза, вопрос, обязательно ли проходить ему предрейсовый медицинский осмотр? еще у нас в штате механик, можно ли механика оформить в приказе одновременно и диспетчером?

Добрый день, у нас ООО и есть Легковой на балансе предприятия, на котором ездит только директор, по служебным вопросам, один, без груза, вопрос, обязательно ли проходить ему предрейсовый медицинский осмотр?

По 835н Минздрава обязательно. Читайте, там всё предельно ясно.

у нас в штате механик, можно ли механика оформить в приказе одновременно и диспетчером?

Очень нужен диспетчер?

В Приказе №835н Минздрава сказано все о грузовых автомобилях или выполняющих перевозку людей и опасных грузов, но ни слова о легковых, кроме того есть документ явно свидетельствующий, что если в организации ездит директор на автомобиле предприятия, мед осмотр и техосмотр проходить не нужно, т.к. их трудовая функция не заключается в осуществлении работы, связанной с движением транспорта, кроме того медицинское обследование водитель проходит 1 раз в 2 года

В Приказе №835н Минздрава сказано все о грузовых автомобилях или выполняющих перевозку людей и опасных грузов, но ни слова о легковых

Приведите ссылку. Аж заинтриговало за грузовые.

кроме того есть документ явно свидетельствующий, что если в организации ездит директор на автомобиле предприятия, мед осмотр и техосмотр проходить не нужно, т.к. их трудовая функция не заключается в осуществлении работы, связанной с движением транспорта

Аналогично. Покажите такой документ.

кроме того медицинское обследование водитель проходит 1 раз в 2 года

Обследование? Тоже хочу увидеть такой интересный документ.

Спасибо. Хоть глаза мне откроете. Видать не знал и забыл. Хоть знать теперь буду. Короче - жду документы.

Вопрос: На балансе предприятия имеются автотранспортные средства (легковые автомобили - 4 единицы). В штате водителей нет. К управлению автомобилями допускаются лица, имеющие водительское удостоверение (директор, начальники). Необходимо ли данным работникам проходить периодический медицинский осмотр (п. 27 Приложения 2 Приказа 302н) и психиатрическое освидетельствование?

Ответ: Прохождение данными работниками медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования не требуется, т.к. их трудовая функция не заключается в осуществлении работы, связанной с движением транспорта.

Правовое обоснование: Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377, предусмотрена обязанность прохождения психиатрического освидетельствования водителями транспортных средств и лицами, выполняющими работы, связанные с движением транспорта.

Я не понял, что Вы хотели показать, приведя текст совсем не в тему? Если Вы не улавливаете разницы между периодическим и предрейсовым осмотром, тогда разговор как слепого с глухонемым. А инспекция по труду дала ответ на тот вопрос, который ей был задан. У Вас был вопрос по предрейсовому медицинскому осмотру, Вы получили ответ на него в этой теме. Хотя это совсем и не та тема.

Если кратко (если Вы поймёте) по Вашему случаю:

1. Предрейсовый медосмотр нужно проходить.

2. Предрейсовый контроль техсостояния - нет.

Читайте первоисточники, а не копипастьте то, что самой непонятно. Для развития почитайте Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 г. № 234-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина *** на нарушение его конституционных прав частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положениями статей 20 и 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Если уж и это не поймёте, тогда нанимайте БД-шника.

Желаю удачи в учёбе!

Доброго времени суток!

Прошу шапками не закидывать сразу, в данной тематике я новичок, вопрос вот в чем:

п.2 ст. 20 ФЗ-196 О БДД указывает на обязанности юр лиц подвергать предрейсовому или предсменному контролю технического состояния ТС, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями))

Приказ Минтранса № 296 в п. 2 более расширительно толкует обязанности юр лиц (Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности))

Получается приказ расширяет действие ФЗ (распространяет обязанность на всех лиц использующих ТС), хотя принимается во исполнение оного, и тем самым ухудшает положение юр лиц (моральную сторону о БДД не берем во внимание).

Вопрос организация в наличии только легковые ТС и только для собственных нужд - необходимо ли осуществлять контроль, вести журнал и делать отметки в путевых листах?

Тут уже всё я написал до того в ответе даме, которая испарилась. Нужно только прочитать. Приказ 296 противоречит Закону. Руководствуемся вышестоящим документом - 196-ФЗ. Там чётко указано, что в Вашем случае не нужно. А я для кого прямо перед Вашим постом написал? Лень даже это прочитать, проще заново спросить. Ищите Определение суда. Там всё написано.

Татьяна-213

Добрый день, подскажите пожалуйста, должна ли дата поставленная медиком, совпадать с датой механика по выпуску автотранспорта?

Татьяна , здравствуйте.

В нормативных документах прямо не говорится о том, что даты должны совпадать.

Удачи на дорогах!

Ага. Одновременно в кабинете осмотр проходит и дистанционно через приложение в смартфоне предъявляет машину на контроль. Шутка. Это я про одно время говорил. Были такие нюансы. И время одинаковое у всех водителей.

Марина-126

Добрый день, подскажите пожалуйста, если машин в гараже много (более 140 единиц), нужно ли контролеру записывать в журнал всю выходящую на линию технику? Раньше, насколько я знаю, допускалось 10-20%

Не видел я нигде процентов. В нашем свежем случае написано: 15. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля.

Понимаю, тяжко вручную всё заполнять. Но нужно пользоваться благами цивилизации. Например, контролёру штамп ФИО сделать. Или так: 17. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью9. Я себе ЭЦП заказывал. Менее полутора тысяч. Но жизнь облегчила на несколько десятков тысяч.

Добрый день. Помогите разобраться в теме. Имею один грузовик, ИП так же оформлено на меня. Есть диплом инженера-механника по специальности "Подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование", нужно ли мне проходить аттестацию или каким-то другим способом подтверждать свою квалификацию, чтобы подписывать свои путевые листы? и вообще могу ли сам их подписывать? и вопрос по документообороту, мне нужны путевые листы, выписанные в хронологическом порядке и журнал, это все?

Добрый вечер.

Что бы подписывать путевой лист от "имени" механика, или как сейчас называется данный специалист - контролер технического состояния автотранспортных средств надо иметь соответствующие "корочки".

Вот здесь подробнее: Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

Игорь , здравствуйте.

Какой номер у Вашей специальности?

Василий-93

Здравствуйте.У меня группа 23.01.07 Машинист подъёмно транспортных и строительных машин. Могу ли я работать Конролёром технического состояния транспортных средств? Заранее спасибо.

Василий , здравствуйте.

Для работы контролером должно выполняться одно из следующих условий:

Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте у меня есть несколько вопросов, помогите разобраться.

1. Имеется бокс с ямой для прохождения технического контроля. В городе много ИП которые занимаются грузоперевозками и другими оказаниями услуг населению (пыль, щебень, дрова, копка траншеи). Я физически не буду успевать ездить к каждому из них для проведения технического контроля. Возможно ли чтоб они приезжали на мою территорию для прохождения технического контроля?

2. Например имеется ИП с а/м Газель для грузоперевозок, при остановке его сотрудниками ДПС он может сказать что перевозит собственные вещи. Тогда получается ему не надо проходить технический контроль?

3. В городе так же много грузовых автомобилей, которые не оформлены как ИП, но оказывают услуги населению. Обязаны ли они проходить технический контроль? Если нет, то как их привлечь к прохождению?

4. Так же есть лицензированный кабинет предрейсового медицинского осмотра. Водители автомобили которых проходят технический контроль обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр?

Большое спасибо за ответы.

Медуза 555

Добрый день так а Вас самого кто будет осматривать?

Дмитрий-074

Здравствуйте, для чего ввели формулировку Предрейсовый или Предсменный контроль технического состояния транспортных средств(где вид контроля отображается?), если в путевом листе ставится отметка: "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения, или даже журнал называется Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. Нигде ни слова Предрейсовый или Предсменный.

Добрый вечер. А в связи с чем возник такой вопрос? Понятие "предсменный" и "предрейсовый" дано здесь: Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 N 52861); 3. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

4. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее - контроль )....

7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер).

Дмитрий-074

Это всё понятно..Вопрос возник в связи с тем, что где конкретно отображается вид этого технического контроля? В путевке нет такого, в журнале - тоже.

Например в путевом должно быть так что-ли? : "Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства пройден" или "Предсменный контроль технического состояния транспортного средства пройден"

Конкретно отображать вид проведенного осмотра в журнале и в путевом листе не требуется. Там же, пункт 12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Данил , здравствуйте.

Для автомобилей, использующихся в интересах физических лиц, технический контроль обязательным не является.

Предрейсовый медицинский осмотр является обязательным для всех водителей, в том числе и тех, автомобили которых проходят технический контроль.

Удачи на дорогах!

Технический контроль требуется только при перевозках пассажиров или грузов. Если автомобиль доедет до Вас без пассажиров и без грузов, то нарушением это не будет.

Ещё бы кто-нибудь занятия с гаишниками проводил. Этот народ грамотный только в случаях выявления визуальных нарушений (типа на полосу наехал и т.п.). А тупых провоцируют на неадекватные и соразмерные своей тупости действиям сами перевозчики. Накачают из интернета всяких "правильных" образцов типа постановления Госкомстата 78 с "умных" бухгалтерских сайтов, а после пыль глотают. Лучше сделать путёвку самому в соответствиями с хотелками Минтранса и Минздрава, и убрать тот провокационный пункт "выпуск разрешаю" за подписью непонятного "механика".

Кстати (и немного отвлекусь). Обжалуем протокол УГАДН. Составили на перевозчика протокол за то, что фраза о предрейсовом контроле техсостояния была не по 256-у, а по старому 141-у приказу. В фабуле пытались доказать, что неправильный штамп несёт угрозу жизни и здоровью граждан. Судья чуть не описялась от смеха читая постановление "вокруг штампа" на три листа. Конечная фраза: "Еле дочитала этот бред"...

Если уж бравый УГАДН-овец горел желанием привлечь перевозчика, то можно было просто привлечь по 14.1.2 за нарушение лицензионных требований (он лицензиат), т.к. в 195-м постановлении правильное заполнение путевого листа есть одним из требованием.

Евгений-338

На предприятии грузовой транспорт в непрерывной работе, с территории завода не выезжает, разрыв между погрузками 4 минуты, как осуществлять осмотр техники,?

Евгений , вариант такой. Нужно провести предсменный контроль для автомобиля один раз (грубо говоря, сразу после покупки автомобиля). После этого всю деятельность автомобиля оформить как один рейс.

6. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.

Следующий предсменный контроль провести после того, как автомобиль будет в очередной раз выезжать с парковки. Например, после техобслуживания или ремонта.

Удачи на дорогах!

Минтранс, думается, специально устраивает двойное трактование законов. Типа приводят к соответствию, но всё-равно оставляют разнобой. Мало им судебных разбирательств. Вот так и с предрейсовыми.

Читаем внимательно 196-ФЗ, ст.20, п.2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Т.е., типа всё ясно, что предрейсовый нужно проводить тем, кто занимается коммерческими перевозками, и тем, кто возит для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, - специально перечислили так, чтобы исключить ЛЕГКОВЫЕ автомобили. Прочитали, правильно поняли, жмём на ссылку на тот же самый ПОРЯДОК. И что видим? В "Порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (Приказ Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296):

2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности), - практически та же фраза из 196-го, но уже перефразированная на тот лад, что волшебным образом исчез намёк на ЛЕГКОВЫЕ автомобили, т.к. убрали "автобусами и грузовыми автомобилями" и получился "субъект транспортной деятельности".

Федеральный закон гораздо выше по статусу, чем ПРИКАЗ. Но мужикам, которых набрали по объявлениям, не объяснить, что нужно руководствоваться именно так. Теперь снова будет куча судов, которые будут трактовать нужность прохождения предрейсового контроля техсостояния для легковых автомобилей, использующихся для собственных нужд. И решения будут все разные. И кучу лет пройдёт пока не будет эта фигня рассмотрена на Пленуме ВС РФ.

Кстати, разговаривал с гаишниками разных рангов. Все дудят в одну дуду, что легковые должны проходить. Получается, что тогда плюётся на всю ч.2 ст.20 и исключений нет даже тем, кто прописан в Законе. Тут уже руки моют мини ООО-шки, которые с подачи гаишников принуждают Васей Пупкиных проходить предрейсовый на единственном Логане.. Они же и "выездные сессии" по предрейсовым медосмотрам устраивают.

Вопрос к читающим. Кто пробовал убрать из путевого графу о предрейсовом контроле техсостояния у легковых автомобилей, и не было проблем при встречах с ГИБДД? В конторе, где я подрабатываю на ноль целых шишь десятых ставки со следующего года для легковых будут новые путёвки без предрейсового. Посудимся, если чё.

Добрый вечер. Если интересно, почитайте: ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД; ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 2011 г. N 15АП-12568/2011 Дело N А32-7034/2011

Основные требования...установлены Законом N 196-ФЗ....Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ...обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. ....При этом, исходя п. 1.2 ПДД Р Ф, утвержденных П П РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), под водителем понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством,....В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение бдд заключается в обязательном...проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств,…В соответствии с Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, содержащимся в приложении N 2 к Письму Минздрава России от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32, предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт (п. 1.5 Типового положения)....Обязательные реквизиты...согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 ..., обязательны для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 раздела 1 "Общие положения")...Таким образом, требования оспариваемого предписания организовать оформление и ведение путевой документации, организовать прохождение предрейсового медосмотра, управляющего транспортным средством, принадлежащим обществу...правомерно признаны судом первой инстанции соответствующими действующему законодательству.

Вопрос к читающим. Кто пробовал убрать из путевого графу о предрейсовом контроле техсостояния у легковых автомобилей....

А как же: II. Обязательные реквизиты путевого листа; 3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:7. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Я спрашивал конкретно о предрейсовом контроле техсостояния, а не об медосмотре. И в том же 152-ч написано:

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Читайте то, что в скобках. В конторе легковые автомобили, возят сотрудников. Обязательности нет. Графу можно убрать.

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке ...

Утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296. Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

15. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее - журнал) должен содержать следующие реквизиты...(действующий)

Александр , здравствуйте.

Пожалуйста, укажите, в каких нормативных документах Вы ранее встречали понятие "Журнал учета выхода автомобилей на линию и возврата с линии".

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Василий-97 , здравствуйте.

Насколько я понимаю, Ваша специальность в группу 23.00.00 не входит. В этом случае нужен диплом о профессиональной переподготовке.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.

Введение в действие Правил ЕЭК ООН в качестве государственных стандартов обеспечивает как совершенствование конструктивной безопасности, так и в целом повышение безопасности дорожного движения и уменьшение экологического воздействия транспорта на окружающую среду, способствует приведению показателей отечественной техники к европейским нормам, содействует повышению её конкурентоспособности на международном рынке, признанию за рубежом российских результатов введённой системы сертификации.
За последние пять лет было разработано 34 государственных стандарта с современными показателями, направленными на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств, внесены изменения в 14 действующих стандартов. Приняты и введены в действие новые государственные стандарты РФ, устанавливающие требования к автобусам, предназначенным для перевозки инвалидов и детей, электронному оснащению автотранспортных средств, безопасности автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды, эффективности систем отопления, вентиляции и кондиционирования салона автомобиля, содержанию вредных веществ в воздухе салона и кабины.

С учётом актуальности проблемы снижения загрязняющего воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду с 1 июля 2000 г. введены в действие в качестве государственных стандартов Российской Федерации Правила ЕЭК, устанавливающие требования к загрязняющим выбросам и дымности отработавших газов автомототранспортных средств. Таким образом, в России, так же как и в других европейских странах, для новых автомобилей с дизельными двигателями действуют нормы Евро-2, а для легковых автомобилей дифференцированное введение норм Евро-2 предусматривается с 1 июля 2002 г. Введение в России европейских норм обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ от одного автомобиля в 2,0–2,8 раза при работе на дизельном топливе и примерно в 10 раз при использовании неэтилированного бензина и нейтрализатора отработавших газов. Что касается автомобилей, находящихся в эксплуатации, то требования к их загрязняющим выбросам с 1 января 2000 г. соответствуют европейским.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что автотранспортные средства, изготавливаемые в РФ или ввозимые из-за рубежа, подлежат обязательной сертификации. Допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется путём их регистрации при наличии «Одобрения типа транспортного средства» (ОТТС), выдаваемого в соответствии с правилами Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

Присоединение Российской Федерации к Женевскому соглашению 1958 г. способствовало введению в 1992 г. отечественной Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, основанной на международных принципах и нормах, полностью соответствующей по процедуре указанному соглашению. Например, в процессе сертификационных испытаний были выявлены несоответствия требованиям безопасности и экологичности конструкции у 48 моделей автобусов (в т.ч. 31 зарубежного производства), выпускаемых 19 заводами-изготовителями (в т.ч. 10 зарубежными), в том числе по тормозным свойствам, нарушениям условий безопасности конструкции автобусов, выделению загрязняющих веществ с отработавшими газами двигателей, внешнему и внутреннему шуму, управляемости и устойчивости, обзорности, содержанию вредных веществ в салоне. Вместе с тем, актуальной является проблема эффективного инспекционного контроля со стороны органов по сертификации за соответствием серийной продукции сертификационным требованиям и недостаточность контроля за стабильностью сертификационных свойств в процессе эксплуатации транспортных средств.

Характерной особенностью структуры автомотопарка Российской Федерации является большой удельный вес транспортных средств, не отвечающих в полном объёме международным требованиям по техническому уровню и безопасности конструкции, имеющих длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного моторесурса, и низкую техническую надёжность. Так, почти две трети (65,7 %) от общего количества легкового транспорта составляют модели, выпускаемые с конца 70-х – начала 80-х гг., в которых не учтены современные конструктивные решения, направленные на снижение тяжести последствий ДТП: антиблокировочные системы, электронные системы управления, системы встроенной диагностики, подушки безопасности и другие средства защиты водителя и пассажиров. При этом около половины легковых, грузовых автомобилей и автобусов находятся в эксплуатации более 10 лет.

Дальнейший анализ выполнен с использованием данных НИЦ ГИБДД МВД РФ. Несовершенство конструкции значительной доли автопарка и длительные сроки эксплуатации оказывают негативное влияние на его техническое состояние. Так, по результатам надзорной деятельности ГИБДД МВД России, в 2000 г. почти 2,0 млн нарушений, или 5 % от общего количества административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, были связаны с эксплуатацией неисправных транспортных средств. Из общего количества автомобилей, автобусов и мототранспорта 6,4 млн ед., или 20,4 %, не были представлены на государственный технический осмотр; признаны исправными 84,7 % от числа осмотренных. Из каждых 100 осмотренных легковых автомобилей были неисправными 12; из 100 грузовых автомобилей – 15, из 100 автобусов – 13, из 100 мотоциклов – 28. Следствием такого положения является низкая техническая надёжность транспортных средств и сохраняющийся уровень их негативного влияния на состояние аварийности в стране.

По данным НИЦ ГИБДД МВД РФ существенно выше доля ДТП, в которых неудовлетворительное техническое состояние ТС было сопутствующей причиной ДТП. По результатам отечественных научных исследований, с технеисправностями транспорта связано до 13 % происшествий всех видов и до 15 % – с особо тяжкими последствиями.

Самыми распространёнными видами происшествий из-за технической неисправности транспорта в минувшем году были наезды на пешеходов (28,1 % от всех происшествий, связанных с технеисправностями), опрокидывания (27,3 %) и столкновения (25,1 %). Тяжесть последствий ДТП видов составила 19, 16 и 16 соответственно. Основное количество дорожно-транспортных происшествий из-за технических неисправностей транспорта вызвано отказами в рабочей тормозной системе (32,5 %), внешних световых приборов (26,5 %), отсоединением колёса, несоответствием модели ТС или износом шин (19,4 %), рулевого управления (12,6 %). Наиболее значительная часть (41,7 %) общего количества происшествий из-за технеисправностей совершена водителями легковых автомобилей и мототранспорта (32,7 %), а выше других число погибших на 100 пострадавших в ДТП по этой причине на грузовых автомобилях и иных ТС (25).

Более половины происшествий на легковом транспорте вызвано неисправностями автомобилей со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Для этих происшествий характерна невысокая тяжесть последствий. Для происшествий с легковыми автомобилями характерно преобладание отказов рабочего тормоза (28,6 % от всех ДТП на данном типе транспорта из-за технической неисправности), износа рисунка протектора (20,6 %) и неисправности рулевого управления (16,4 %). Для грузовых автомобилей наиболее распространёнными видами неисправностей были отказы рабочей тормозной системы (39,6 % ДТП, тяжесть последствий – 25), внешних световых приборов (14,2 %, 36) и рулевого управления (13,2 %, 32).

По результатам отечественных и зарубежных исследований, доля ДТП, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий, достигает 14–20 %. Так, доля ДТП в процентах от их общего количества, причинами которых были неисправности автомобилей, составила 15 в США, 20 – во Франции, 18 – в Венгрии, 10 – в Германии и 11 – в Дании. Эти значения существенно превышают официальные данные (3–5 %) органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного движения и учёт сведений о ДТП. Расхождения в показателях официальной статистики и данных научных исследований объясняется отсутствием необходимых методик и контрольных приборов, позволяющих фиксировать на месте ДТП несоответствие нормативным требованиям таких свойств автомобиля, как тормозные и световые характеристики, параметры управляемости и т.д. Поэтому в официальную статистику включаются лишь те происшествия, причиной которых явились непосредственно поломки и отказы в системах и деталях автомобиля, например: отрыв колёса, разрыв шины, тормозных шлангов и т.п. Кроме того, при сильных повреждениях автомобиля техническое состояние его систем и деталей до ДТП восстановить невозможно.

В ходе проведения по предложению Минтранса России, Госстандарта России и МВД России эксперимента по организации инструментальной проверки автотранспортных средств в ряде регионов страны было выявлено, что преобладающими неисправностями транспортных средств, оказывающими наибольшее влияние на безопасность дорожного движения, являются неисправности тормозов, рулевого управления и светотехники. Результаты проверки 105 820 автомобилей в 180 центрах инструментального контроля показали, что свыше 30 % автомобилей имели неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация. Причём 29 % от общего количества неисправных автомобилей имели неисправности тормозов, 20 % – рулевых управлений и 19 % – светотехники.

Влияние динамики (тяговой и тормозной динамичности), информативности, а также управляемости и устойчивости на безопасность автомобиля рассмотрена автором в одноимённых учебных книгах. В этой связи дальнейшее исследование проведём на примере рулевого управления переднего моста АТС, основополагающих в безопасности движения систем автомобиля. С этой целью разработана блок-схема влияния технического состояния рулевого управления, переднего моста, шин и подвески на параметры активной безопасности АТС (рис. 5.13), в соответствии с которой выполнены дальнейшие исследования.

Эффективность контроля технического состояния в условиях эксплуатации АТС России иллюстрируется схемой (рис. 5.14).

Анализ проблемы показывает, что безопасность конструкции АТС достаточно проработана с учётом международного опыта. В то же время очевидна необходимость научного обоснования пределов изменения измерителей эксплуатационных свойств АТС, определяющих параметры активной безопасности в эксплуатации.

Методология исследования учитывает достаточно глубоко проработанную проблему влияния тормозных свойств АТС на БДД, ввиду чего в работе детально рассмотрены устойчивость, управляемость и поворачиваемость АТС, частично рассматривалась плавность хода. При этом, учитывая, что в теории автомобиля поворачиваемость не принято выделять в отдельное свойство АТС , хотя в работе убедительно доказано это выделение с точки зрения безопасности дорожного движения.

Из анализа состояния проблемы снижения аварийности на АТ обеспечением БДД следует, что научно-методологической основой решения этой важнейшей социально-экономической и научно-технической проблемы является системный (логический) комплексный подход, учитывающий более 1800 влияющих факторов.

Концепция эксплуатационной безопасности АТС основывается на теоретических исследованиях системы управления ОБДД в РФ, выделения из неё системы управления безопасностью АТС, анализа взаимодействия дерева целей и предложенной структуры и функций «Центра эксплуатационной безопасности АТС».

В работе показано, что фактором, определяющим безопасность АТС в эксплуатации, является активная безопасность, рассмотренная на основе современных отечественных и зарубежных исследованиях, в то время как пассивная и послеаварийная безопасность заложены в конструкцию АТС и в эксплуатации не значимы.

На основе анализа отечественных и зарубежных нормативных документов рассмотрено влияние технического состояния на безопасность АТС. Учитывая достаточно проработанные вопросы тяговой и тормозной динамики в активной безопасности, показана необходимость углублённой теоретической и экспериментальной проработки вопросов устойчивости и управляемости АТС в эксплуатации.

На основе вышеупомянутых исследований теоретически обоснована технология обеспечения безопасности АТС в эксплуатации, базирующаяся на принципе допустимого по параметрам БДД снижения показателей активной безопасности и рассмотрения на примере влияния изменения технического состояния РУ, ПМ, шин и подвески на неё.

Ввиду морального и технического старения парка автомототранспорта и его негативного влияния на показатели аварийности особую актуальность приобрела проблема повышения безопасности технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств и эффективности системы контроля за их содержанием.

В подавляющем большинстве автопредприятий проверки технического состояния эксплуатируемого транспорта соответствующими должностными лицами перед выездом на линию практически не проводятся. Парк имеющегося на транспортных предприятиях контрольно-диагностического оборудования слабо обновляется, что приводит к его техническому износу.

УДК: 656.078

Мерджанова Л. З.

к.э.н., доцент ГБОУВО РК КИПУ

Меджитова С. Р.

магистрант кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ГБОУВО РК КИПУ

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе произведено исследование состояния автомобильного транспорта РФ, структура и динамика осушествления деятельности соотвествующего вида хозяйственной деятельности. Также в статье проанализированы основные проблемы его развития в условиях клизисных явлений в экономике.

Ключевые слова: состояние автомобильного транспорта РФ, проблемы развития, автотранспорт.

В настоящее время решение проблем экономического развития РФ являются одними из первых задач для нашего государства. Особое место занимает транспортная инфраструктура, ставшая уже, обыденной темой для рядового гражданина. Для развития экономики РФ, приоритетом является повышение роли транспорта, что обеспечивает жизнедеятельность граждан страны, развитие государственной экономики, сохранения обороноспособности и возможность достижения более высоких внешнеэкономических отношений страны.

Транспортная система РФ представлена различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным, и тому подобное.

Значительная роль принадлежит автомобильному транспорту. Автомобили принимают активное участие в грузообороте абсолютно всех отраслей народного хозяйства, обеспечивая тем самым доставку всех видов ресурсов, материалов, потребительских товаров и оборудования на территории РФ и за ее пределами. Развитие отраслей потребительской кооперации, в современных условиях рыночных отношений, непосредственно взаимосвязано с оптимизацией транспортного обслуживания. От качества работы автомобильного транспорта зависит прежде всего:

Организация бесперебойной торговли и удовлетворения потребностей населения;

Уровень рентабельности торговли, общественного питания, заготовок и производственной деятельности;

Обеспечение необходимого объема товарооборота.

В РФ есть достаточно развитый рынок автотранспортных услуг, которые предоставляют предприятия различных форм собственности.

Автотранспортные предприятия потребительской кооперации занимают свое место на рынке. И транспортное обслуживание предприятий осуществляет в основном железнодорожный и автомобильный транспорт, часть перевозок выполняет также речной, морской и воздушный транспорт.

Около 67% перевозок осуществляют автомобили, которые принадлежат транспортным организациям потребительской кооперации. Экономический кризис последних лет негативно повлияла на развитие всех отраслей потребительской кооперации: уменьшился товарооборот предприятий торговли и общественного питания, выпуск продукции на промышленных предприятиях. Это негативно сказалось на развитии автомобильного транспорта.

На сегодня в отрасли существует большое количество проблем, которые требуют незамедлительного и первоочередного решения. Прежде всего, существование большого уровня износа основных средств инфраструктурных объектов, составляет угрозу для возникновения аварийных ситуаций, а в конечном итоге до нестабильного функционирования экономики и национальной безопасности страны. Плохое состояния инфраструктурного сектора обусловливает низкое качество инфраструктурных услуг. Низкое качество транспортной инфраструктуры приводит к дополнительным непроизводительным затратам, которые фактически тормозят рост реального ВВП. При этом инфраструктура как отрасль экономической деятельности занимает довольно важное место в экономике РФ, обеспечивая примерно 15% ВВП .

В течение последних лет наблюдается большое сокращение количества транспортных средств в потребительской кооперации. Наиболее сокращенно грузовые автомобили, это привело к уменьшению грузоперевозок. Прослеживается также тенденция к сокращению количества пикапов, автобусов, специальных автомобилей.

В условиях работы потребительской кооперации, наиболее экономически целесообразным является задействование автомобилей малой и средней грузоподъемности, так как, именно данные типы автомобилей обеспечивают оптимальные размеры перевозок для небольших торговых, заготовительных, промышленных предприятий потребительской кооперации. Но единственным недостатком таких автомобилей является тот факт, что приходится выполнять мелко оптовые перевозки на автомобилях завышенной грузоподъемности. Только третья часть приходится на автомобили малой и средней грузоподъемности с тех автомобилей, которые сейчас поступают.

Исследовав развитие автомобильного транспорта и его значение в потребительской кооперации, следует отметить, что:

Автомобильный транспорт сравнительно молодая отрасль деятельности, которая характеризуется разнообразием услуг в перевозках, что она предоставляет предприятиям и организациям;

Для обеспечения выполнения задач транспортного обслуживания предприятий-заказчиков автомобильный транспорт потребительской кооперации имеет разнообразный подвижной состав, который требует обновления;

Автомобильный транспорт потребительской кооперации является перспективной отраслью, которая имеет значительные резервы для развития, предоставляет услуги как предприятиям и организации потребительской кооперации, так и другим субъектам предпринимательской деятельности, и физическим лицам по перевозкам в РФ и за ее пределами .

Развитие потенциала автотранспортного сервиса будет способствовать защите долгосрочных интересов РФ на международном рынке. Основными направлениями развития потенциала автотранспортных услуг РФ на международном рынке должны быть такие:

Приоритетные направления в освоении транспортных коридоров, объемов транзитных, местных и экспортно-импортных перевозок, иностранного туризма, ускорение продвижения транспортных средств на пограничных переходах.

Создание законодательной и нормативной базы, которая регламентирует условия работы служб международных автомобильных перевозок, пунктов автомобильного сервиса, их взаимодействие с предприятиями отраслей инфраструктуры страны в процессе транспортного обеспечения внешнеэкономических связей.

Переход на международные стандарты и правила, применяемые при строительстве объектов автомобильного сервиса, транспортных коммуникаций, при производстве транспортных средств.

Разработка новых правил предоставления сервиса для транспортных средств и их экипажей по условиям транспортно-экспедиторского обслуживания ими клиентов.

Обеспечение безопасной работы на транспорте внутри и за пределами страны . Учитывая данные направления можно улучшить транспортные услуг в РФ. Итак, несмотря на результаты исследования, необходимо принять нормативные акты, направленные на совершенствование системы организации сервиса транспортно-экспедиторской деятельности, создание единой системы и развитие экспортно-импортных перевозок грузов автомобильным транспортом. Экономическая политика должна формироваться с учетом условий общеэкономического характера деятельности отрасли по рациональным согласованиям общегосударственных и коллективных интересов. Техническое развитие и модернизация предприятий и служб должна осуществляться в соответствии с законодательными актами РФ.

Литература:

1. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / М.И. Кутер. - М.: Финансы и статистика, 2015. - С. 32-99.

2. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле / Г.А. Николаева, Л.П. Блицау. - М.: Приор-издат, 2014. - С. 314-316.

3. Михайловская Ю.В. Сбыт продукции: как учесть транспортные расходы? / Ю.В. Михайловская // Главбух. - 2015. - N 23. - С. 23-29.

4. Чаннова С.В. Ремонт автомобиля / С.В. Чаннова // Главбух. - 2015. - № 15. - С.

Техническое состояние характеризуется запасом хода до очередного среднего или капитального ремонта.

Технически исправными считают автомобили, которые полностью укомплектованы, имеют хороший внешний вид, их агрегаты и приборы обеспечивают безопасность движения и надежность в работе. К эксплуатации допускают лишь исправные автомобили, прошедшие плановое техническое обслуживание.

Состояние автомобильного парка характеризуется средним запасом хода автомобилей. Запасом хода одного автомобиля называется возможный его пробег в километрах до очередного среднего или капитального ремонта.

Запас хода вычисляют по формуле: ЗХ = Н - П,

где: Н - норма межремонтного пробега; П - фактический пробег.

Пример 1. Получен новый автомобиль ЗИЛ-130, имеющий пробег 6,3 тыс. км. Определить запас хода.

Решение. ЗХ = Н - П; ЗХ = 135 тыс, км - 6,3 тыс* км = 128,7 тыс* км.

Пример 2. Получен автомобиль ГАЗ-53А, прошедший после капитального ремонта 23,8 тыс. км. Каков его запас хода?

Решение. ЗХ = Н - П; ЗХ = 110 тыс, км 23,8 тыс, км = 86,2 тыс. км.

Запас хода каждого автомобиля уточняют его осмотром. Действительный запас хода может отличаться от расчетного и зависит от условий использования, качества технического обслуживания и др.

Средний запас хода автомобилей - отношение суммы запаса хода всех автомобилей к списочному составу автомобилей данного парка.

Порядок использования автомобилей. Все автомобили следует использовать только по прямому назначению, соблюдая соответствующие нормы и правила.

В боевых условиях военные автомобили могут быть использованы в самых различных условиях местности, климата и дорог:
в горных районах, на севере, в пустынно-песчаной местности и т. д. Лишь небольшая часть военных автомобилей будет двигаться по сравнительно хорошим дорогам - в тыловых районах.

Основная же масса автомобилей вынуждена будет следовать вне дорог:
по местности, колонным путям и проселочным дорогам.

Для сбережения моторесурсов в мирное время для автомобилей устанавливают годовые нормы эксплуатации в километрах пробега. В соответствии с этим составляют годовые и месячные планы эксплуатации и ремонта.

Контроль за техническим состоянием и использованием автомобилей осуществляют:
контрольными осмотрами, проводимыми должностными лицами; смотрами автотракторной техники; при инспектировании.

Контрольные осмотры должностные лица проводят периодически для проверки технического состояния, использования, содержания, обслуживания и боевой готовности автомобилей. Кроме того, каждый автомобиль еженедельно подвергает контрольному осмотру одно из должностных лиц части.

При контрольном осмотре автомобилей обязательно присутствует водитель осматриваемого автомобиля. Во время осмотра проверяют состояние всех агрегатов и механизмов автомобиля, инструмент водителя, запасные части, оборудование, принадлежности, средства светотехнические и повышения проходимости, наличие топлива и смазочных материалов. Если необходимо, пускают и прослушивают на различных оборотах коленчатого вала. Допускается проверка автомобиля коротким пробегом.

По результатам контрольного осмотра оценивают техническое состояние автомобилей и устанавливают сроки устранения недостатков в содержании и уходе за ними.

Смотры автомобильной техники проводят не реже двух раз в год, как правило, по завершении перевода автомобилей на весенне-летний и осенне-зимний периоды эксплуатации с целью проверки технического состояния, правильности обслуживания и содержания автомобилей, а также контроля состояния парков.

Объем проверки при инспектировании определяется особым положением.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова