Устройство автомобильной печки. Установка автономных отопителей Управление рукоятками печки

Отопителем необходим для качественной работы печки автомобиля в зимний период времени. Только при условии нормального функционирования системы отопления водителю и пассажиру будет максимально комфортно. Даже в самых современных моделях отечественных автомобилей система отопления является одной из наиболее уязвимых частей. Выход из строя компонентов происходит очень часто. Летом обычно водители закрывают глаза на неисправности, но вот с наступлением первых холодов необходимо принимать меры по исправлению.

Прежде чем приступать к ремонту, необходимо провести диагностику, чтобы понять, какой конкретно компонент в отопительной системе сломался. Самый простой способ — обратиться на станцию техобслуживания, где опытный автослесарь вам поможет в поиске неисправностей. Конечно, придется отдать кругленькую сумму за диагностику. Но на отечественных автомобилях все ремонтные работы можно произвести самостоятельно, чтобы автономный отопитель заработал, как положено.

Особенности блока управления

Очень часто при неработающей печке оказывается, что неисправность кроется в блоке управления. Инжекторные автомобили ВАЗ-2110, например, уже с завода идут с микроконтроллерными системами автоматического управления отоплением. Если вдруг отказывается работать один или несколько режимов вентилятора, то неисправность кроется в блоке управления.

При помощи электронной системы внутри салона всегда будет поддерживаться температура, которую задаст водитель. Конечно, летом охлаждаться воздух не будет. Зато зимой печка прекрасно прогреет воздух в салоне. На автомобилях ВАЗ-2110, выпущенных до 2003 года, устанавливается печка старого образца. На них блок управления отопителем (2110) имеет иную конструкцию и не заменяется новыми приборами.

Правая рукоятка управления

Электронный блок состоит из микроконтроллера, на который подаются сигналы от рукояток на передней панели. Правый переключатель необходим для того, чтобы задать нужную скорость вращения вентилятора. В печке устанавливается резистор, при помощи которого происходит регулировка частоты вращения двигателя. Если на вашем автомобиле установлена печка старого образца, то там стоит несколько сопротивлений, которые предназначены для регулировки скорости вращения. А вот печки нового образца комплектуются модифицированными сопротивлениями.

Левая рукоятка управления

Рукоятка, расположенная слева, необходима для выбора температурного режима в автомобиле. В зависимости от того, в каком положении находится рукоятка, подается на электропривод заслонки сигнал о том, какую температуру необходимо установить. Микроконтроллер корректирует положение задвижки. Регулятор позволяет устанавливать температуру от 16 до 30 градусов Цельсия.

На автомобилях до 2003 года выпуска устанавливались печки, у которых были контроллеры с четырьмя и пятью позициями. На данный момент вы их вряд ли встретите в продаже, так как изделия сняли с производства. Перед тем как покупать запасные части, необходимые для ремонта, проверьте, какая конкретно система управления отопителем установлена на вашем автомобиле.

Как провести диагностику системы

Модуль системы управления расположен в центральной консоли. Выполнить ремонт электронного блока управления отопителем можно, но только при условии, если у вас имеются хотя бы общие познания в электротехнике. Самый простой способ проверить исправность устройства - это установить вместо него заведомо исправный (позаимствовать от автомобиля с таким же отопителем). Перед заменой блоков обязательно отсоедините от аккумуляторной батареи минусовую клемму - это позволит избежать появления короткого замыкания в цепях питания.

Иных способов диагностики не предусмотрено, можно только визуально оценить состояние. Если имеются повреждения корпуса или платы, то прибор работать не сможет нормально. Малейшее повреждение печатного монтажа приводит к тому, что вся система управления перестает работать, заданная температура не поддерживается на нужном уровне.

Демонтаж устройства

Чтобы снять прибор, нужно выполнить следующие действия:

  1. Извлеките кнопки, расположенные на печке по бокам.
  2. Переведите оба регулятора в позиции, соответствующие «0» (до упора против часовой стрелки).
  3. Теперь необходимо аккуратно вытянуть модуль.
  4. Как только появятся колодки подключения проводов, аккуратно отключите их.

Старайтесь при проведении работ не повредить провода, иначе даже новый, полностью исправный блок управления отопителем не сможет нормально функционировать. Установка производится в обратной последовательности.

Причем можно только подключить провода и проверить работоспособность всей системы с новым прибором. Если отопитель все равно не работает, то придется искать неисправность в других компонентах печки автомобиля.

Как провести разборку устройства

Если при диагностике оказалось, что неисправен блок управления отопителем ВАЗ-2110, значит, можно попробовать его отремонтировать. Конечно, лучше всего установить новый элемент. Но стоимость его довольно высокая, а неисправности в схеме прибора обычно очень простые. Вам необходимо только иметь базовые познания в электротехнике, а также уметь пользоваться паяльником и мультиметром. Перед началом работы обязательно нужно разобрать блок управления.

Так как уже демонтировали блок, осталось только отсоединить переднюю крышку, на которой находятся регуляторы. После этого необходимо отсоединить специально накладку из стекла. Далее отверткой выкрутите два винта, которые находятся на передней панели. Еще один расположен на задней. Затем аккуратно снимаете верхнюю крышку блока управления. Старайтесь не навредить контактам и деталям, расположенным внутри устройства.

Проверка элементов схемы

Внутри корпуса вы найдете печатную плату, на которой располагаются перемычки, контакты, резисторы, микроконтроллер, конденсаторы. Именно они отвечают за нормальную работоспособность всех систем отопления. Из таких же элементов состоит и блок управления отопителем ГАЗ-3110. Могут быть такие поломки:

  1. Внимательно рассмотрите все элементы, чтобы обнаружить поломки. Очень часто под действием высокой температуры нагревается печатная плата, из-за этого отсоединяются контакты.
  2. Вполне возможно, что для ремонта достаточно будет только пропаять места соединений.
  3. Внимательно рассмотрите дорожки, по которым подается питание на электрическую схему. Если на ней имеются повреждения, которые рассматриваются невооружённым взглядом, то следует исправить эту проблему.
  4. В том случае, если имеются повреждения конденсаторов или резисторов, нужно установить на их место новые. Чтобы узнать их параметры, нужно воспользоваться литературой, которая описывает более подробно схему блока управления отопителем.
  5. Если видимых повреждений нет, то необходимо при помощи мультиметра проверить работоспособность всех резисторов в схеме, а также соединение элементов. Другими словами, вам потребуется просто прозвонить все дорожки.
  6. После устранения всех поломок, которые были выявлены, необходимо подключить изделие к питанию. Затем переведите мультиметр в режим измерения напряжения. Проверьте по контрольным точкам на плате наличие питания.

После ремонта блока необходимо собрать его в обратной последовательности и установить на место. После подключения питания к аккумуляторной батарее проверьте работоспособность всей системы. Если она не восстановилась, то придётся произвести замену блока управления отопителем.

Как произвести регулировку микроконтроллера

Предусмотрено, что он должен прогревать салон до температуры, которую задаст водитель, не более чем 15 минут. Причём допустимое отклонение - менее 2 градусов Цельсия. Водитель выставляет при помощи ручки необходимую температуру. Для проверки правильной работы системы отопления необходимо воспользоваться ртутным или цифровым комнатным термометром. Установите необходимую температуру, после чего включите отопление.

Следите за тем, какие показания выдает В случае если через 15 минут в салоне не будет достигнута заданная температура, потребуется производить регулировку контроллера. Процедура довольно простая: необходимо просто вытянуть весь модуль, после чего вращать ручку регулятора температуры до максимума, затем в обратную сторону. После этой несложной манипуляции необходимо установить прибор на место. Проверьте, правильно ли работает блок управления отопителем салона.

Заслонки отопителя

Проверьте, как работают заслонки в печке. Если во время переключения температурного режима имеются посторонние звуки, то обязательно проверьте, правильно ли работают заслонки. В том случае, когда внутрь салона извне поступает без проблем холодный воздух, а горячий не проходит, то, скорее всего, проблема кроется в нижней заслонке.

Если же горячий воздух поступает внутрь салона нормально, а холодный не проходит, то неисправность в верхней заслонке. На всех автомобилях десятой модели очень часто выходят из строя заслонки, так как они изготовлены из пластика. Под действием температуры этот пластик деформируется, в результате чего заслонки перестают двигаться. Намного лучше будет установить вместо штатных заслонок алюминиевые, они устойчивы к перепадам температуры.

Заключение

Самостоятельно выполнить мелкий ремонт электронного блока можно, но если имеются малейшие познания в электротехнике. Также желательно продиагностировать все электроприводы и состояние заслонок. Нередко оказывается, что горячий воздух не поступает в отопитель салона автомобиля по причине неисправного фильтра: внутрь попала листва или иные предметы. Внимательно следите за состоянием своего автомобиля и старайтесь своевременно менять все фильтрующие элементы. Только в этом случае будет полностью автономным отопитель, не потребуется ваше вмешательство при эксплуатации.

Наличие печки в любом автомобиле является обязательным, особенно, если речь идет о транспортных средствах, использующихся на территории стран бывшего СССР. Если в жару работоспособность отопительной системы не так важна, то с приходом холодов без печки использовать авто практически невозможно. Какие функции выполняет в системе отопителя радиатор, какие неисправности характерны для печки и как их устранить — ответы вы найдете в этой статье.

[ Скрыть ]

Особенности устройства печки

В зависимости от модели транспортного средства, конструкция системы отопления может быть разной.

Типичная печка, в целом, имеет сравнительно простое устройство:

  • радиаторное устройство, которое соединено с охладительной системой;
  • вентилятор печки, предназначенный для обдува радиаторного узла;
  • резистор вентилятора;
  • насос печки;
  • системы патрубков и воздуходувов, которые используются для подачи прогретого воздушного потока в салон авто;
  • крана отопителя;
  • мотора отопительной системы, выполняющего функцию запуска узла;
  • блока управления отопителем, расположенного на центральной консоли авто в салоне и предназначенного для управления регулировкой режимов работы.

Практически все элементы системы, в том числе электрокран и двигатель печки, обычно располагаются под центральной консолью салона транспортного средства. В некоторых авто часть составляющих узлов находится в подкапотном пространстве.

Принцип работы

К радиаторному устройству подключены два патрубка, по которым в него поступает расходный материал — антифриз. Вещество циркулирует по системам отопления, а также охлаждения мотора при помощи насосного устройства. После того, как мотор прогревается до рабочей температуры, происходит обмен теплом — хладагент охлаждает силовой агрегат, забирая у него тепло, после чего горячая охлаждающая жидкость поступает в радиаторный узел.

Последний разогревается по принципу нагрева обычной бытовой батареи, после чего вентилирующее устройство передает холодный воздушный поток через него. В результате опять осуществляется теплообмен — радиаторный узел передает тепло воздушному потоку, который, в свою очередь, охлаждает устройство (автор видео — Олег Краснощеков).

В итоге теплый воздушный поток поступает в салон автомобиля, а охлажденный хладагент вновь поступает в силовой агрегат и производит его охлаждение. Данный вариант отопительной системы считается одним из наиболее распространенных, а также эффективных. Чтобы в период холодов автомобильный салон должны образом прогревался, из отопителя должен выходить воздушный поток температурной примерно 30 градусов. Мощность работы печки, а также направление воздуха — на ноги, в лицо, на лобовое и боковые стекла — водитель может регулировать с помощью управляющего модуля, расположенного на торпеде. Если вы не будете пускать обдув на лобовое стекло, то оно начнет запотевать, при этом в салон может попадать грязь извне.

Сама по себе печка представляет собой дополнительный радиаторный узел. В том случае, если мотор машины не прогрет до необходимой температуры, то при активации отопителя будет осуществляться дополнительное охлаждение. В результате это приведет к образованию коррозийных процессов на корпусе радиаторного механизма, а силовой агрегат придется прогревать дольше. Помимо этого, возрастет и влажность воздуха, что приведет к запотеванию стекол. Именно поэтому отопительная система должна включаться только тогда, когда двигатель прогреется не менее, чем до 50 градусов, а лучше — до рабочей температуры, то есть примерно до 90 градусов (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Возможные неисправности

Для диагностики отопителя следует просто включить агрегат и оценить — эффективно ли он работает или нет. Если эффективность работы снижена либо же в салоне авто появились следы подтеков охлаждающей жидкости, то узел нуждается в более тщательной диагностике и ремонте.

Какие неисправности характерны для отопителя:

  1. Выход из строя управляющего модуля, расположенного на торпеде. Возможно, произошло механическое повреждение элементов управления, в результате чего отопитель не может работать в разных режимах.
  2. Вышел из строя радиатор отопителя салона. При поломке этот узел, как правило, начинает течь, что способствует образованию лужи в салоне авто, под передними ковриками (обычно под пассажирским).
  3. Потек электрический или механический краник отопителя. Эта неисправность также способствует утечке рабочей жидкости, проблема решается путем замены детали.
  4. Выход из строя электродвигателя. Если моторчик по каким-то причинам ломается, то, как можно понять, работа устройства будет невозможной. Как правило, электромотор ремонту не подлежит, поэтому его нужно менять в сборе.
  5. Выход из строя температурного контроллера, который, как правило, расположен в салоне. Этот датчик необходим для автоматической активации отопительного устройства.
  6. Еще одной причиной, по которой узел будет работать не эффективно, является утечка охлаждающей жидкости. Если утечка не связана с поломкой радиатор или крана, то скорей всего, причиной являются изношенные шланги. Перед добавлением антифриза следует заменить износившиеся патрубки.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Особенности эксплуатации и ремонта печки

Поскольку основным элементом любого отопительного узла является электромотор, предлагаем ознакомиться с процессом его замены на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Как поменять электродвигатель своими руками:

  1. В первую очередь следует , затем произвести демонтаж жабо.
  2. Само жабо следует отодвинуть в сторону, а затем, используя отвертку с крестовым наконечником, открутить три самореза.
  3. Сделав это, вы можете отсоединить провода от имеющего электродвигателя.
  4. Теперь вам остается только извлечь из посадочного места старый моторедуктор и произвести его замену на новое устройство. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности.

Что касается основных особенностей эксплуатации, то для того, чтобы не допустить поломок в работе отопителя, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

  1. Если ваше транспортное средство оснащено кондиционером, то лучше всего его включать в сырую погоду, поскольку кондер позволяет убрать влагу из салона.
  2. Никогда и ничем не заграждайте воздуходувы, через которые подается воздушный поток в салон, в частности, речь идет о соплах, которые расположены в нижней части и используются для обдува ног.
  3. В холодное время года стекла транспортного средства должны быть тщательно очищены от влаги, а также загрязнений.
  4. Кроме того, в период морозов специалисты рекомендуют использовать два положения регулировки печки. Если нужно быстро осушить лобовое стекло, то включается конкретно обдув стекла. А когда вы начинаете движение, то лучше всего активировать режим обдува ног.

Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.

Принцип работы автомобильного отопителя

В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.

Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.

Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.

Виды отопительных систем

В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.

Конструкция штатных систем отопления

Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.

У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.

Система охлаждения двигателя

У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.

Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).

Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.

Устройство современного отопителя салона с кондиционером

Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.

Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.

Автономные отопители салона

Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».

Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.


Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.

Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.

Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:

  • герметичную камеру сгорания;
  • трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
  • нагнетатель воздуха;
  • циркуляционный насос;
  • теплообменник;
  • свечу зажигания или накала;
  • датчик перегрева;
  • блок управления.

Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.

Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.


Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.

Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта

Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.

Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.

Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.

Ремонт отопительной системы может потребовать замену:

  • радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
  • крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
  • патрубков и тройников;
  • элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
  • микроредукторов приводов заслонок;
  • кранов отопителя;
  • сервоприводов воздушных заслонок;
  • клапанов рециркуляции;
  • переключателей режимов работы.

Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.

Все авто семейства «Классика» от АвтоВАЗ оснащались системой вентиляции и отопления салона. Во многом они были сходны по конструкции и просты, поскольку не использовали современных ныне кондиционеров. И хоть в летнее время в салоне «Классики» дождаться прохлады невозможно, зато система отопления замерзнуть зимой не даст.

Система отопления ВАЗ 2104, как и остальных моделей семейства, производилось от жидкостной системы охлаждения силовой установки. Чтобы было понятно, данная система включает два радиатора, в которых производится отвод тепла от проходящей через них охлаждающей жидкости.

Но один из радиаторов является основным, им производится регулировка температуры жидкости, поэтому тепло от него отводиться в окружающую среду, чтобы теплообмен производится эффективно. Устанавливается он впереди авто, под радиаторной решеткой

Второй радиатор – обеспечивает отопление салона. В нем тоже производится теплообмен с отдачей тепла воздуху, но этот воздух подается в салон, этим и обеспечивается его обогрев.

Но этот радиатор по размерам небольшой, поэтому для эффективного обогрева салона используется целая система, обеспечивающая принудительную подачу воздуха к радиатору, отвод уже разогретого воздуха в определенный зоны салона, при этом существует возможность перекрытия подачи разогретой жидкости в радиатор печки ВАЗ-2104. После перекрытия система может и дальше работать, обеспечивая подачу холодного воздуха в салон – та обеспечивается система вентиляции салона летом.

Конструкция системы отопления и вентиляции

Для наглядности предоставлена схема печки ВАЗ-2104

Итак, под позицией 1 находится резистор изменения скорости вращения вентилятора. Основа печки состоит из корпуса вентилятора 2 и направляющей вентилятора обдува 3 . С верхней частью корпуса они соединены скобами 4 . Верхняя часть корпуса является кожухом радиатора 5 . Сверху на нем установлен люк воздухопритока 6 .

Внутри верхней части размещен радиатор 8 , а для плотности его посадки используется поролоновая прокладка 7 . Этот радиатор соединен с системой охлаждения посредством металлических патрубков 9 . На входящем патрубке установлен кран 10 подачи жидкости в радиатор.

Вентилятор печки состоит из крыльчатки 11 и электродвигателя 12 . Крепится вентилятор в корпусе посредством скобы 13 , а чтобы исключить его вибрацию, он поджимается подушкой 14 .

На нижней части корпуса имеются заслонки подачи теплого воздуха на передние двери 15 , а также крышка подачи воздуха в зону ног 16 .

Но это только конструкция печки, для того чтобы, обогрев салона ВАЗ 2104 происходил должным образом, к ней прикреплены дополнительные механизмы.

На следующих картинках показаны остальные элементы системы

Конструкция системы отопления ВАЗ 2104

Система отопления вид сбоку

Под обозначениями 1 и 2 показаны левый и правый воздуховоды с левым 4 и правым 5 соплами. Позиция 3 указывает на воздуховод лобового стекла. Панель управления – 6 , с рукоятками управления краном 9 , управления крышкой притока 10 и управления отопления боковых и ветрового стекол 11 . Под позицией 12 находится рычаг воздухораспределительной крышки.

Далее идут элементы самой печки: 13 – корпус вентилятора с крыльчаткой 14 и электродвигателем 15 , заслонка ветрового стекла 16 , резистор управления скорости вентилятора 17 , направляющая корпуса вентилятора 21 , кран управления подачи жидкости 22 , корпус радиатора 23 , радиатор 25 с прокладкой 24 , элементы крепления крышки воздухопритока 26 .

Позиция 18 – тяга управления заслонкой бокового обогрева, 19 – заслонка обогрева боковых стекол, 27 – тяга отопителя, 28 – воздухозаборная решетка, 29 – капот авто, 30 – коробка воздухопритока, 31 – ветровое стекло.

Схема отопления

Схема воздухопотока системы отопления ВАЗ-2104

Холодный воздух подается внутрь системы отопления через воздухозаборную решетку 28 , установленной возле лобового стекла извне авто. Дальше отопление ВАЗ-2104 может осуществляться по трем направлениям, которые выбираются системой управления:

1 – обогрев ветрового стекла, обозначено это направление красным цветом. При этой схеме воздух поступает чрез люк 7 в коробку воздухопритока 30 для очистки от пыли и капель воды. Затем он движется через радиатор 25 , где отбирает тепло из охлаждающей жидкости, а также корпус вентилятора 13 , откуда попадает в воздуховод обогрева лобового стекла 3 .

2 – обогрев боковых стекол спереди, данное направление обозначено синим цветом. Здесь воздух тоже попадает через люк в коробку, далее в кожух радиатора 23 , а затем поступает в левый и правый воздуховоды 1 и 2 .

3 – обогрев ног, это направление имеет зеленое обозначение. Воздух в салон попадает, как и при других направлениях, но после кожуха радиатора он поступает воздуховод внутренней вентиляции 8 .

Управление системой

У ВАЗ-2104 отопление салона управляется рукоятками панели управления, каждая из которых обеспечивает закрытие и открытие того или иного элемента.

Так, верхняя рукоятка 9 обеспечивает открытие и закрытие крана радиатора 22 . Ею регулируется количество жидкости, которая будет попадать в радиатор.

Средней рукояткой 10 производится открытие и закрытие крышки люка 7 воздухопритока, чем регулируется количество подаваемого свежего воздуха извне авто.

Нижняя рукоятка 11 регулирует положение заслонки 16, которая распределяет поток воздуха по воздуховодам.

Есть одна особенность управления распределения воздушного потока. При положении заслонки 16 на обдув лобового стекла заслонки обогрева боковых стекол полностью перекрываются. И наоборот, при перекрытии подачи потока заслонкой на лобовое стекло, воздух направляется только на боковые стекла.

Такое явления обусловлено тем, что рычаг заслонки лобового стекла соединен с рычагом заслонок боковых воздуховодов. Поэтому для одновременного обогрева лобового и боковых стекол рукоятку управления заслонкой нужно ставить в средне положение.

Отопление ВАЗ-2104 производится 4 способами :

  • Обогрев лобового стекла (Средняя и нижняя рукоятки панели управления переведены вправо до упора);
  • Обогрев боковых стекол (средняя рукоятка переведена вправо, а нижняя – влево до упора);
  • Обогрев ног (верхняя рукоятка – вправо до упора, воздухораспределительная крышка корпуса отопителя опущена вниз);
  • Подача горячего воздуха извне через опущенные стекла (похоже на шутку, но так указано в технической документации к авто);

На данном авто предусмотрена и вытяжная вентиляция, для отвода воздуха из салона. К сожалению, схемы этой вентиляции именно для ВАЗ-2104 нет, но она идентична модели ВАЗ-2105, которая представлена ниже:

Итак, 1 – это система отопления авто, 2 – декоративная решетка, под ней спрятан резиновый клапан 3 , через который воздух может выйти наружу при закрытых стеклах. Этот же клапан предотвращает попадание пыли и влаги в салон.

Правильное управление системой отопления и вентиляции ВАЗ-2104

Правильность управления зависит от погоды на улице. Летом, когда жарко и подача горячей жидкости на радиатор не нужна :

  • Нижняя рукоятка панели управления системой переводится вправо до упора для открытия крышки воздухопритока и подачи свежего воздуха в салон;
  • Распределение воздушного потока выполняется средней ручкой;
  • Для обеспечения большего притока свежего воздуха можно включить вентилятор;

Когда на улице прохладно :

  • Верхнюю ручку перевести до упора вправо для обеспечения подачи горячей жидкости в радиатор печки;
  • Сопла боковых воздуховодов повернуть так, чтобы теплый воздух шел на боковые стекла в зону расположения боковых зеркал;
  • Для обогрева ног нужно опустить крышку корпуса отопителя вниз;

Если лобовое стекло покрылось изморозью и его нужно быстро разморозить :

  • Верхнюю ручку перевести вправо до упора для максимальной подачи жидкости в радиатор печки;
  • Среднюю рукоятку – до упора влево, чтобы перекрыть подачу воздуха извне авто;
  • Нижнюю ручку – вправо до упора, чтобы обеспечить подачу теплого воздуха только на лобовое стекло;

Видео — печка ВАЗ 2104

В большинстве современных автомобилей штатно присутствует система отопления и вентиляции салона, обеспечивающая комфорт водителя и пассажиров. Управляется данная система специальным блоком — все о блоках управления отопителями, их типах и конструкции, а также об их подборе и замене читайте в статье.

Что такое блок управления отопителем?

(блок управления системы автоматического управления отопителем, БУ САУО) — электронное или механическое устройство, выполняющее функции управления и контроля штатной системы вентиляции, отопления и кондиционирования салона транспортного средства.

Блок управления отопителем устанавливается на приборной панели, обеспечивая удобное управление системой вентиляции и отопления автомобиля. На данный блок возлагается несколько основных функций:

  • Управление направлением потоков воздуха — распределение теплого/холодного воздуха по дефлекторам в зависимости от предпочитаемого режима обогрева (например — подача теплого воздуха в ноги, на лицо, на окна и т.д.);
  • Регулирование температуры поступающего воздуха — управление заслонкой, установленной в подводящем патрубке радиатора отопителя;
  • Управление интенсивностью подачи теплого/холодного воздуха — регулировка скорости вентилятора (вентиляторов) отопителя;
  • Управление забором наружного воздуха — управление заслонкой, регулирующей поступление в салон наружного воздуха;
  • Опционально — управление кондиционером, его включение и отключение, регулировка температуры воздуха и т.д.

Таким образом, благодаря наличию БУ СУАО водитель имеет возможность контролировать и управлять микроклиматом в салоне автомобиля, обеспечивая комфортные условия независимо от погоды. Считается, что данный блок не является критически важным для автомобиля, однако в некоторых ситуациях его отказ может стать причиной серьезных проблем (например — при невозможности включить вентиляцию и кондиционер в тропическую жару, или печку при значительных отрицательных температурах). Поэтому неисправный блок управления печкой необходимо отремонтировать или заменить, но прежде, чем идти в магазин за новым устройством, следует разобраться в их типах, особенностях и функционале.

Типы, конструкция и функционал блока управления отопителем

Все используемые на автомобилях блоки управления отопителем делятся на две группы по принципу работы:

  • Механические (электромеханические);
  • Электронные.

Механические БУ — это классическое решение, которое в настоящее время используется довольно редко, однако все еще очень часто встречается на старых автомобилях. В таком блоке рукоятки посредством тросов и тяг связаны с исполнительными устройствами системы вентиляции (заслонками), также в них используются потенциометры и/или электрические переключатели для регулирования скорости вращения вентилятора.


Электронные БУ — это современное решение, такие блоки используются в системах автоматического управления отопителем (САУО) новых отечественных и зарубежных автомобилей. В этом устройстве используются электронные схемы (в том числе и на микроконтроллерах) управления всеми элементами системы вентиляции и отопления — вентилятором, моторедукторами заслонок и т.д. Многие БУ САУО могут по шине CAN или LIN подключаться к бортовому компьютеру, за счет чего реализуется возможность автоматического и дистанционного управления отопителем с брелока автосигнализации или установленной на автомобиле телематической системы.


Блоки управления отопителем имеют традиционную для автомобильных устройств конструкцию. Основу устройства составляет пластиковый корпус, на передней панели которого расположены органами управлениями. Устройство выполнено в единой стилистике с салоном автомобиля или имеет нейтральный дизайн для применения в различных автомобилях с черной, серой или коричневой приборной панелью. На корпусе выполнены защелки и проушины для монтажных винтов.

В механических блоках внутри корпуса располагаются тросы и тяги, которые под действием рукояток перемещают элементы системы вентиляции и отопления в соответствующие положения. В электронных блоках установлен электронный модуль управления — плата с микросхемами и другими компонентами, а в качестве органов управления используются переменные резисторы (потенциометры), кнопки, многопозиционные галетные переключатели и другие коммутационные устройства. Подключение БУ САУО к исполнительным устройствам (а также к датчикам температуры в салоне) осуществляется с помощью стандартных электрических разъемов, установленных на задней стенке устройства.

В некоторых электронных блоках могут использоваться и механические органы управления, обычно это ползунковый регулятор выбора режима циркуляции воздуха, управляющий центральной воздушной заслонкой.

Также электронные БУ отопителем могут оснащаться ЖК-дисплеем для отображения основной информации — режимов работы и текущей температуры. Дисплеи могут использоваться как на обычных блоках, так и на блоках управления отопителем, совмещенных с блоком управления кондиционером.

На БУ САУО могут использоваться следующие органы управления:

  • Переключатель направления потоков воздуха. Обычно имеет четыре положения — обдув лобового стекла, обдув лобового стекла и ног, подача воздуха в салон (в лицо), подача воздуха только в ноги, в некоторых случаях используются промежуточные положения;
  • Регулятор интенсивности обдува (скорости вентилятора) — может иметь несколько положений от «Выключено» до максимальной скорости (обычно режимы пронумерованы, их может быть от 3 до 6, считая вместе с положением «Выключено»). В большинстве блоков управления данный регулятор в положении «Выключено» или «0» отключает и всю систему отопления и вентиляции. В некоторых БУ может быть два регулятора вентиляторов;
  • Регулятор температуры воздуха в салоне. Данный регулятор в механических блоках управляет заслонкой радиатора, благодаря чему изменяется количество поступающей в радиатор отопителя охлаждающей жидкости. В электронных БУ САУО регулятор входит в состав схемы с микроконтроллером, которая управляет моторедуктором заслонки (а в системах с кондиционером — еще и воздушными заслонками) в соответствии с показаниями датчика температуры;
  • Переключатель режима подачи воздуха в салон. Данный орган управления имеет два крайних положения: «Закрыто» или «Рециркуляция», и «Открыто» или «Наружный воздух», он изменяет положение воздушной заслонки, которая обеспечивает подачу наружного воздуха в систему вентиляции и отопления. Возможны и промежуточные положения, при которых изменяется количество поступающего в салон наружного воздуха;
  • Органы управления кондиционером. В простейшем случае это только кнопка включения кондиционера, при нажатой кнопке кондиционер управляется теми же органами управления, что и отопитель. Но возможны варианты и с отдельными органами управления кондиционером.

Все органы управления обозначены пиктограммами, которые более или менее стандартизированы. Так, у регулятора температуры нанесены красный и синий секторы, обозначающие теплый и холодный воздух, иногда встречается и обозначение температуры воздуха. Регулятор скорости вращения вентилятора обозначен стилизованным изображением крыльчатки и цифрами. Переключатель направления потоков воздуха имеет обозначения режимов в виде стилизованного изображения человека и стрелок, указывающих направление потока. Переключатель режима подачи воздуха обозначается стилизованным изображением автомобиля и стрелками, указывающими поток воздуха — снаружи в салон и внутри салона. Наконец, кнопка включения кондиционера обозначается снежинкой или буквами A/C.

Как правильно подобрать и установить блок управления отопителем

В блоке управления отопителем могут возникать различные неисправности, в основном — поломка или некорректная работа органов управления, а в электронных БУ наиболее часто возникают проблемы с микросхемами. Многие поломки можно устранить, однако в ряде случаев проще и дешевле купить новый блок управления. На замену следует брать то же устройство, что стояло на автомобиле ранее — так можно гарантировать, что сохранятся все функции системы вентиляции и отопления. Однако вполне допустимы и замены — главное, подобрать такой блок, чтобы он обеспечивал необходимый функционал, имел соответствующие электрические характеристики (был на 12 или 24 В) и подходил по установочным размерам. К такому варианту часто прибегают владельцы автомобилей, желающие провести модернизацию или просто улучшить работу печки. Для новых автомобилей на гарантии установка блока управления отопителем другой модели недопустима.

Замену блока необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции по ремонту автомобиля. Обычно работа сводится к демонтажу старого БУ из приборной панели (для чего может потребоваться снятие декоративной панели и выворачивание нескольких винтов), снятию с него электрических соединений, и установке нового блока. При этом нужно обесточить электросистему автомобиля и позаботиться о других мерах безопасности.

При верном подборе и установке блока управления система отопления и вентиляции будет обеспечивать комфорт в автомобиле независимо от погоды.