Запотевание головных фар в машине — причины возникновения и способы устранения. Что делать, когда потеет фара изнутри? Ваз 11193 почему потеют фары

Сначала разберемся, чем грозит хроническая сырость внутри блокфары машины. Среди неприятных последствий такого положения вещей назовем окисление контактов внутри прибора и как следствие — проблемы с электросоединениями. Параллельно может развиться ускоренная коррозия металлического отражателя. Сырость может стать причиной частых выходов из строя лампочки. Однако наличие небольшого в фаре, в принципе, допустимо. Дело в том, что любые автомобильные источники света — что галогеновые, что ксеноновые, что светодиодные — сильно нагреваются при работе и, соответственно, не нагревают воздух внутри фары. Как и положено нагретому газу, он расширяется и его излишки выходят в окружающую атмосферу через специальный клапан в задней части светового прибора.

Если бы не этот механизм, фара просто лопнула бы. Когда мы гасим головной свет, фара и воздух внутри нее остывают. Охлаждающийся газ сжимается и в фару через тот же клапан затягивается воздух из атмосферы. Вместе с ним попадают и пары влаги, повсеместно присутствующие вокруг нас. Именно они могут конденсироваться на стекле фары, запотевание. Это, повторимся, нормально, поскольку уже следующее включение ближнего света вновь нагреет фару, влага испарится и уйдет через клапан наружу. Гораздо хуже, если внутри фары образуется лужица воды.

Это означает, что нормальный процесс газообмена либо нарушился по каким-то причинам, либо конструкторы фары чего-то недодумали изначально. С водой в фаре по вине последних мы поделать мало чего можем. Разве что попытаться «сколхозить» в ней некое подобие сливного клапана, который будет пропускать воду и воздух, но препятствовать проникновению грязи и пыли с дороги. Но, как правило, в таких случаях машину.

Бывает, что фара не потела и вдруг в какой-то момент начала конденсировать влагу. Это значит, что-либо клапан вышел из строя, либо в фаре появились лишние отверстия. Другими словами, в корпусе образовалась трещина или стекло в каком-то месте отклеилось от пластиковой «оправы». Последнее случается чаще всего. Если в фаре появляется вода после мойки машины, то скорее всего, причина именно в этом.

Если дело было в переставшем работать клапане или забитых мусором дренажных отверстиях, то достаточно прочистить их и включить ближний свет. Влага высохнет и больше не будет досаждать своим присутствием. В случае трещины или отклеившегося стекла эксперты советуют определиться, что для вас более приемлемо сточки зрения финансовых и трудовых затрат: поменять фару на новую или попытаться заделать с помощью герметика «пробоины» в старой.

Что делать с запотевшей автомобильной оптикой? И надо ли обращать на это внимание?

Вообще говоря, абсолютно все фары и прочие автомобильные фонари априори негерметичны. Иначе и быть не может: при нагреве температура внутри любой фары легко может меняться градусов на 100! От минус 35, достижимых зимой даже в Средней полосе России, до 60–70 градусов во включенной фаре летом, на солнышке. К тому же задняя часть фары расположена в моторном отсеке, где, как правило, довольно жарко. Воздух в фаре при этом, естественно, расширяется, а потому без обмена с внешней средой не обойтись.

Где есть контакт, там всегда остается возможность для запотевания. К примеру, если остывающая фара всасывает в себя влажный воздух - скажем, на мойке, то прозрачный колпак (раньше это был рассеиватель) по законам физики имеет право несколько помутнеть. Ну а если фара имеет дефекты, то шансов запотеть у нее гораздо выше. Когда-то любимая Волга одного из авторов стала обращать на себя внимание тем, что стекла фар повели себя по-разному - одно прозрачнее другого. Вскоре всё выяснилось: при визите на сервис один рассеиватель отвалился сам по себе!

Опасно ли запотевание? Несомненно. Оно искажает светораспределение, что мешает как водителю (падает освещенность дороги), так и другим участникам движения (их слепит).

Ближний свет фары Ларгуса сильно искажен.

При этом повышенная влажность внутри корпуса фары разрушает покрытие отражателей. Ну а про электрику и говорить нечего: вода и контакты не помирятся никогда.

Если фара исправна, то бояться, в общем-то, нечего. Запотевание исчезнет так же быстро, как и появилось. Фара, как мы уже отметили, «дышит» - в дешевых конструкциях предусмотрена трубочка, направленная вниз, а у машин посовременнее для вентиляции использованы специальные сапуны с маленькими фильтрами.

Фара Lada Largus с двумя сапунами (белые колпачки).

Но в любом случае, от случайного попадания влаги защищены любые световые приборы. Если, конечно, они исправны.

Противотуманная фара Kia cee’d. Хорошо видны два сапуна. По одному на каждую секцию.

А какие неисправности могут способствовать запотеванию? Тут все просто: чаще всего вентиляция просто забита грязью. Фары с трещинами также «гуляют сами по себе». Отдельные случаи запотевания связаны с непрофессиональной разборкой/сборкой фары.

В таких случаях совет только один. Ремонтируйте фару до достижения герметичности всех стыков, чтобы остались только штатные «дыхалки». Если не получается, то фара подлежит замене. Никакие влагопоглотители в виде силикагеля либо кусочков памперса неисправной фаре не помогут.

И все же, насколько опасны капли воды, попавшие в фару? Мы поставили несложный эксперимент: с помощью шприца закачали в оптику редакционного Ларгуса 20 мл воды - это довольно много. Зажгли фары, подождали, затем выключили - ну да, колпаки помутнели. Светораспределение стало безобразным. Однако уже через пару дней, после сравнительно небольшого пробега, эффект пропал: водичка благополучно улетучилась в атмосферу. Что, собственно, и требовалось доказать.

Из полезных советов по части антизапотевания упомянем, пожалуй, только один: осторожно относитесь к мойке моторного отсека под давлением. Сильная струя может сорвать «дыхательные колпачки» и натворить неприятностей, после которых с фарой придется капитально повозиться или заменить ее вовсе.

Все те же самые рассуждения применимы и для задних фонарей. Они запотевают по тем же причинам.

Автомобиль - это отличный помощник в повседневной жизни, но порой и с ним случаются казусы. Все они, так или иначе, связаны с неаккуратной эксплуатацией или плохим качеством запчастей. В любую минуту из строя может выйти какой-нибудь механизм. Взять, к примеру, освещение, без которого по новым законам теперь нельзя передвигаться и днём, не говоря за ночь.

Фары автомобиля обеспечивают безопасную езду в тёмное время суток, поэтому за ними требуется постоянный уход. Причём это не просто замена лампочек или аккумулятора, но и правильная корректировка светового пучка, который может слепить водителей встречных машин. Кроме того, освещения должно хватать и вам, чтобы дорожное полотно без проблем было видно. Однако, не всё так просто! Зачастую даже самая банальная причина, такая как запотевание, может существенно снизить эффективность работы фар.

При этом внутри неё образуется водяной конденсат, оседающий на стекло. Так как вода сама по себе является линзой, то световые пучки, проходя через неё, а затем через стекло, рассеиваются и уменьшаются в длине. Это довольно распространённая проблема, поэтому автовладельцы давно нашли причины её появления и способы решения.

Для успешного ремонта, а также обслуживания какого-нибудь узла нужно знать его устройство. Фара является излучателем света, причём не хаотического, а чётко направленного потока. Он достигается благодаря составляющим элементам, из которых и состоит устройство:

Вся фара находится в пластиковом или железном корпусе, который монтируется на раму автомобиля. Эти три основных элемента (дефлектор, лампа, светорассеиватель) обеспечивают хорошую видимость при передвижении в тёмное время суток. Они функционируют как одно целое и находятся в изолированном от окружающей среды пространстве, что исключает попадание влаги и мусора.

Устройство автомобильной фары

Производители узлов и агрегатов стараются по максимуму их совершенствовать. Этому сопутствуют новые технологии, а также использование различного материала. В нашем случае это тоже можно пронаблюдать на примере светорассеивателей. Если раньше они были сделаны из стекла, то сейчас в моду вошёл пластик. Так появилось 2 вида фар:

  • стеклянные - их устанавливали на автомобили прошлого века, однако, и сейчас такие можно встретить;
  • пластиковые - более современный вариант, пользующийся популярностью среди всех выпускаемых автомобилей.

Второй вид не случайно оказался лидирующим, поскольку имеет массу преимуществ над стеклом. Прежде всего, это низкая стоимость производства, а также высокая способность к формовке, благодаря чему мы можем увидеть фары на автомобиле разной геометрии.

Стеклянный (слева) и пластиковый (справа) светорассеиватели

Самой важной причиной перехода на пластик стала безопасность. Ведь разбитое стекло является потенциальной угрозой при аварии. Испытательные тесты, проводившиеся экспертами, показали, что при производстве машины желательно меньше использовать такие материалы. Вскоре было принято решение по поводу изготовления пластмассовых светорассеивателей для фар, что сохранилось до сих пор. Однако, есть одна проблема, которая застаёт всех водителей - потускнение. Под действием солнца этот материал приобретает жёлтый оттенок, препятствующий прохождению света. Правда, и это восстанавливается обычной полировкой.

Классифицировать фары можно также и по применяемым лампам. Они бывают разные и имеют свои достоинства с недостатками:

  • галогенные - внутри стеклянной колбы находится 2 нити накаливания и буферный галогенный газ - смесь йода с бромом. Они самые долговечные и наиболее распространены среди автомобильных фар;
  • ксеноновые - вместо галогена в лампе находится ксенон и 2 электрода, между которыми проскакивает электрическая дуга. Именно из-за неё и появляется яркий белый свет, энергоёмкость которого в 3 раза больше, чем в предыдущем случае. Из-за этого ксенон должен устанавливать исключительно специалист, чтобы он не мешал встречному движению;
  • светодиодные - белый свет, сильно напоминающий дневной, потребляет очень малый ток, а мелкие диоды позволяют декорировать фару в разных стилях.

Сравнение ламп автомобильных фар

Последние два вида ламп являются наиболее актуальны, поскольку их свет превосходит галогенный в несколько раз, а энергопотребление намного меньше.

Автомобильная оптика, как и любой узел, может выйти из строя, несмотря на то что она не разбирается. Ведь с завода фара идёт герметизированной, то есть, при сборке светорассеиватель плотно приклеивают к кромке отражателя специальным составом, не пропускающим воздух. Это предотвращает попадание влаги и пыли внутрь оптики, ведь при загрязнённом дефлекторе мощность светового потока значительно ниже.

Кроме того, фара может запотеть. Происходит это вследствие плохой герметизации, из-за чего в неё попадает вода. Когда лампа накаливания создаёт большую температуру, влага испаряется, а затем, при остывании, на стекле и отражателе образуются мелкие капельки.

Запотевшая изнутри фара

Чтобы устранить эту проблему, нужно сначала понять, из-за чего она появилась. Понятно, что фара запотевает по причине нарушенной герметичности, но какое именно место связывает её с окружающей средой, неизвестно. Можно только предположить, что воздух с влагой могут проникать через уплотнённые места, изоляционные элементы которых устарели и потеряли свои свойства. Проще говоря, между прокладкой и деталью появился зазор, через который и попадают нежелательные вещества. Причиной этого явления зачастую бывает:


Это основные причины, из-за которых запотевают фары, но все они, так или иначе, связаны с нарушением уплотнения. То есть, для того, чтобы устранить проблему, достаточно убрать все зазоры и негерметичные места. В случае трещины на светорассеивателе остаётся только покупать новый, но его нужно будет ещё правильно установить. А вообще такие вещи не разбираются, а покупаются в сборе, причём только в паре. Значит, если повреждена оптика только одной фары, то лучше купить сразу две новых, поскольку ремонту они не подлежат.

Запотевшая фара, кроме неудобств, доставляет массу других вытекающих последствий, из-за которых оптика приходит в негодность. Избежать их, как правило, не получается, поскольку наличие влаги в корпусе уже свидетельствует о нарушении целостности корпуса. Вследствие этого начинают корродировать металлы и разрушаться уплотнители. Проще говоря, фара начинает намного хуже светить и со временем перестаёт работать. Правда, до этого момента возникнет ещё ряд последствий, которые заставят автовладельца мучатся до самой замены:

  • Слабый свет. В результате запотевания, на светорассеивателе оседает слой воды. Она, как известно, сама по себе преломляет свет, что делает его более рассеянным. В таком случае мы увидим на дороге не чёткое эллипсоидное пятно, а тусклое большое облако.

    Левая лампа светит хуже правой

  • Окисление контактов. Это случается из-за того что под действием влаги, находящейся внутри фары, начинают корродировать металлические элементы. Чаще всего это случается с контактами, на которых впоследствии образуется оксид, мешающий прохождению электрического тока. Следствием этого может быть даже выведенная из строя оптика.

    Окисленный контакт

  • Разрушение дефлектора. Наличие влаги в корпусе неблагоприятно не только для металлических, но и для отражающих элементов. Дефлектор, нагреваясь, образует пар. Если многократно подвергать его воздействию рефлектор, он начинает тускнеть. Свет начинает плохо отражаться и эту ситуацию никак уже не исправить, кроме замены фар.

    Разрушенный дефлектор фары

  • Разрушение ламп. Случается очень редко и, как правило, из-за того что вода напрямую попадает на раскалённую лампочку. То есть, это возможно только при очевидных повреждениях светорассеивателя или корпуса.

    Лопнувшая автомобильная лампа

Эти последствия может застать каждый водитель. Зачастую они будут связаны, конечно же, с коррозией, поскольку вода с кислородом являются мощными окислителями. Правда, в настоящее время практически все фары производятся из пластика, благодаря чему исключается появление ржавчины.

Перед тем как устранять причины запотевания, стоит упомянуть, что автомобильная фара не подлежит ремонту. Ещё на заводе её прочно склеивают герметиком, которого хватает на весь срок службы. А поскольку наличие конденсата свидетельствует о разгерметизации, то её целостность в любом случае нарушена. Однако, влага может появиться также из-за плохой вентиляции.

Производители специально её предусматривают для циркуляции воздуха, чтобы исключить запотевание. То есть, сначала нужно проверить каналы, а затем уже ремонтировать по указанному алгоритму:

Все действия по восстановлению направлены на устранение дефектов самой фары. В некоторых случаях это возможно, но в некоторых нет. К примеру, если нарушено уплотнение между светорассеивателем и отражателем, то такую проблему можно решить при помощи герметика. Однако, с трещиной уже ничего уже сделать нельзя. При серьёзном разрушении оптики её лучше сразу купить новую, чтобы не ломать голову.

Стоит уделить внимание вентиляции. Зачастую именно из-за неё у большинства автомобилей потеют фары. Нередки случаи, когда она идёт заглушена ещё с завода. В этом случае можно аккуратно просверлить небольшое отверстие, которого хватит для циркуляции воздуха внутри корпуса. Но также нужно и не перестараться, поскольку можно только усугубить ситуацию.


Светооптикой, микроповреждения на пластике и герметике которой не заметны. Однако на мойке с большим давлением воды влага все же «продавливается» сквозь трещины. Кроме того, проникновение влаги происходит во время сильного дождя и при форсировании глубоких луж, когда фары включены. При этом фары резко охлаждается, внутри нее образуется разрежение, и влажный воздух всасывается через имеющиеся отверстия (микротрещины). Внутри корпуса появляется повышенная влажность и при выключении фар их стекла запотевают.Если один из световых элементов запотевает, а остальные нет, это говорит об отсутствии вентиляции в нем или о потере герметичности. Причина – заводской дефект либо повреждения при эксплуатации, вызванные механическими воздействиями на поверхность оптики и нарушения уплотнительных соединений осветительных приборов.Фары с галогеновыми лампами потеют редко, так как такой источник света выделяет большое количество тепла, а оптика снабжена вентиляционными отверстиями. Горячий воздух выводится через специальный канал в верхней части корпуса, а холодный поступает через нижнее отверстие. Последнее, по совместительству, является и дренажным каналом для стока конденсата. Даже при его засорении фары потеют редко: при работе галогеновые лампы нагреваются до 700оС и высушивают весь воздух внутри корпуса.Круглые унифицированные фары с двухнитевыми лампами накаливания потеют чаще. Но это не приносит им вреда. В первую очередь, потому что алюминиевый отражатель, как правило, надежно защищен от коррозии. Во вторую очередь, потому что влага сначала конденсируется на внутренней поверхности стекла, и уже потом – на отражателе.Чтобы просушить запотевшую фару достаточно ее включить во время стоянки. Не получая охлаждения набегающим потоком воздуха, стекло и внутренняя полость фары прогреется и конденсат испариться, частично выходя наружу в результате расширения воздуха. Для профилактики такого явления следует регулярно прочищать вентиляционные каналы осветительных приборов, а также насверлить в пластике (изнутри фары) 2-3 дополнительных отверстия диаметром 2-3 мм. При этом важно, чтобы направление отверстий было снизу вверх. Это исключит попадание воды внутрь фары во время дождя и при мойке автомобиля.Обнаружить микроповреждения фар и их уплотнителей можно, только заполнив внутреннюю поверхность осветительного прибора цветным газом под давлением с помощью специального оборудования. Устранение трещин происходит с помощью специальных полимерных составов для реставрации оптики или с помощью специализированных клеев. В отдельных случаях герметиками восстанавливают нарушения уплотнительных соединений.

Очень часто встречается такая неприятность как потение фар, но автомобилисты не обращают на эту мелочь, внимания, все время переносят ремонт на следующий день. Но стоит знать, что запотевшая фара, очень серьезный факт, который в дальнейшем может привести к ДТП или гибели людей на дороге. В этой статье будет описано, как произвести починку фар собственными силами не обращаясь за услугами в ремонтные центры для автомобилей.

Из-за чего происходит внутреннее запотевание фар

Да любой водитель практически знает, что запотевание светового прибора, идет от конденсата. Капли воды, проникшие в оболочку фары, нагреваются от лампы и преобразуются в пар. Потом большое количество пара имеет свойство, превращаются в водянистые капельки и тем самым прилипают к оболочке фары. И тут интересный момент, каким образом вода могла, преодолевает герметичную оболочку светового прибора? Но знайте, что конструкция фар собрана не плотно. Все конечно знают, что при работе фар, из-за нагревания лампочки нагревается и воздух. Но большинство автолюбителей дабы избежать нагревания ставят на световой прибор клапан обратного давления, тем самым избавляясь от горячего кислорода. Значит, через этот клапан и могут добраться капельки воды в вашу фару.

Еще необходимо посмотреть на герметик, соединяющий стеклянную крышку с прожектором фары. Может быть, он старый и потерял свои свойства. Также еще отверстие может быть большим или микроскопическим, которое с помощью глаз не обнаружишь. А вода имеет такое свойство, проникать в любую возможную микротрещину. Особенно такая причина поломки встречается на советских и поднебесных автомобилях. Все - таки если вы, подозреваете что это из-за герметика, то приобретите автомобильный силикон в любом специализированном магазине и аккуратно обработайте швы.

Еще причинной запотевания может стать дефект плафона, микротрещина, или микро откол, увидеть которую можно с помощью специализированных устройств.

Необходим ли ремонт проивотуманок в случае запотевания

Неприятности и последствия, очень запотевшего светового прибора являются следующие:

· При нечетком освещении дорожного участка может способствовать ДТП;

· Жидкость, попавшая в световой прибор, может вызвать нарушение работы проводков и вывести из работы лампочки. Значит, вы лишитесь освещения, а также это может еще вызвать короткое замыкание, из-за которого автомобиль полностью лишится электроники.

Значит, переносить ремонт нежелательно, дабы не попасть, в вышеуказанные неприятности. Механиками и автомобилистами отмечено, что явное запотевание светового прибора, встречается в машинах среднего класса, особенно производства РФ. Редкостью будет услышать о том, что у Феррари и Бентли запотели фары.

Вы, конечно же, поинтересуетесь, почему так? Ответ очень простой: в брендах сборка идет из оригинальных деталей, и следят за качеством сборки, а также соблюдают стандарты и ГОСТ. Да, но конечно есть и среди дешёвых машин отличная сборка.

Простые способы устранения запотевания фар

Перед тем как начать ремонт проблемной фары, необходимо ее обследовать и найти причину поломки. Но если время не на вашей стороне, а причина неизвестна, тогда просто можно применить сухой метод устранения влажности.

Как же устранить конденсат с запотевших фар

Но стоит учитывать, что метод сухой просушки, подойдет для сверлового прибора, который не часто потеет.

Например, можно использовать следующее:

1. Снять основание фары.

2. При помощи отвертки попустите крепёж, и попустите патрон.

3. При включенном свете (использовать ближний), оставить транспорт, на 1-1,5 часа, дабы лампы могли нагреться.

4. И потом вернуть фары в исходное положение, то есть собрать обратно.

Но если и это не поможет, а пар образуется снова, тогда необходимо решать эту проблему по иному способу.

Первое, что необходимо предпринять, сделать детальный осмотр всей фары, осмотреть швы, и сам плафон. При нахождении, каких либо дефектов, зазоров, трещин, необходимо применить герметик, но только силиконовым, а его можно купить в любом автомагазине. Данная смесь служит очень долго, а нанесение его на фару заберет мало времени, и получится это у каждого водителя без труда. Конечно, встречаются такие моменты, когда без профессионального прибора, невозможно обнаружить дефект. Значит, тогда вам необходимо прибегнуть к помощи специалистов на СТО.

А вот с трещинами на основании фары будет уже сложнее: так как обработать силиконом не получится, в единичных только случаях, а так в основном замена. Хотя существуют иные варианты решения данной поломки:

· Дабы устранить повреждение и создать герметичность нужно, взять болгарку желательно с мягкой насадкой и начать полировку, и края трещинки будто бы соединятся в одно целое;

· Еще можно воспользоваться различными средствами, которые также можно приобрести в автомагазине, как и герметик. Формула таких средств не будет мешать проникновению света, также она очень просто наносится, а высыхает за считанные минуты. Но в случае плохой или неправильной обработке, не даст никакого результата.

Как избавиться от запотевания светового прибора навсегда

Такую проблему как запотевание светового прибора можно решить при помощи нескольких способов:

· Обработать специальной герметической смесью, и затем отполировать;

· Полная замена самой фары;

При наличии маленькой трещины, рекомендуется специалистами немедленно произвести замену светового прибора. Но в других случаях можно починить самому. Если при полной обработке фары конденсат не исчез, то тогда жидкость попадает из самой машины. Значит, вам придется прибегнуть к более длительной починки фар изнутри. Конечно, если вы не умеете заниматься таким ремонтом, то необходимо отогнать транспорт на сервис по ремонту автомобилей. И еще понадобится для этого специальное оборудование.

Как действовать, если противотуманные фары начинают потеть

Большинство мастеров и некоторые автомобилисты, водителям рекомендуют проводить ремонт запотевших фар, прибегая к отечественному способу. Также в плафон можно налить тормозной жидкости, при помощи которой запотевания будет намного меньше. Но при использовании такого средства, можно загрязнить фару. Еще можно купить специальный гель на основе силикона и разместить его в середине светового прибора. Такой состав геля очень эффективно устраняет молекулы воды, но также имеет один недостаток, который заключается в набирании объема. Такой гель может взять много объём, и мешать проникновению лучей света на дорогу. А такой недостаток в дальнейшем может привести к аварии.

Запотевание светового прибора — гарантийный случай

Конечно такая трудность, как запотевание фар, отталкивается от заводов изготовления автотранспорта. Приобретя новый автомобиль, и у вас начали запотевать фары, то нужно предъявить претензии заводу, но только если вы не повредили её самостоятельно. И отремонтировать свою недоработку завод должен бесплатно. Но ремонт начнется только после полной экспертизы. Мало ли может вы, и являетесь виновником этого дефекта. Когда в городе нет легального сервисного центра, можно обратиться, в автосалон или к дилеру, где собственно и приобретался ваш транспорт.