Регулировка клапанов двигателя

Регулировка клапанов двигателя
В двигателе что-то застучало, мощность падает. А бывает, что вообще "выстрелит" из глушителя или карбюратор начнет чихать. Кажется, что автомобиль скоро развалится. Скорее в автосервис!.. Нет, подождите, может мы и сами можем что-нибудь сделать?

Скорее всего, да! Перечисленные выше признаки неисправности автомобиля - это, возможно, признаки плохой регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя.

Рис. 1. Разрез головки цилиндров по выпускному клапану (двигатель автомобиля ВАЗ-2106): 1 - головка цилиндров; 2 - выпускной клапан; 3 - маслоотражательный колпачок; 4 - рычаг клапана; 5 - корпус подшипников распределительного вала; 6 - распределительный вал; 7 - регулировочный болт; 8 - контргайка болта; А - зазор между рычагом и кулачком распределительного вала

Для чего нужна автомобилю такая регулировка клапанов и клапаны вообще? Ответ прост. У автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они так и называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или, как говорят ещё в народе, клапанный. После нагрева двигателя, его детали расширяются. А, следовательно, на холодном двигателе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры. Как их настроить - читайте далее!Неисправности от плохой регулировки.Если клапаны неправильно отрегулированы, то это может привести к снижению эффективности работы двигателя и даже уменьшению ресурса его деталей.

Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать. При больших же зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать и Вы услышите металлический стук. И, как было сказано выше, "чихание" в карбюраторе и "выстрелы" в глушителе.Тепловые зазоры клапанов в некоторых отечественных автомобиляхКаждые 20-30 тыс. км водитель должен проверить и, при необходимости, отрегулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в любом руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Мы же приведем некоторые тепловые зазоры для отечественных автомобилей. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ! Будьте внимательны!Регулировка зазоров клапановДля того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом, определенной толщины, регулировка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на ВАЗовских автомобилях, кроме -08, -09, "десяток", - головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.

Для того, чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который Вы собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.

Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор. затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки проверьте снова зазор. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходит в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте зазор точнее.

Затем, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку "кривого стартера" (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал и за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.Двигатель ВАЗ-2101 и аналогичныеВ таких двигателях порядок регулировки клапанов следующий.

Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников (заблаговременно, снимите все необходимые крышки для контроля). В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).

Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит в зазор с легким защемлением.

Рис 2. Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала: 1 - щуп А.95111; 2 - регулировочный болт; 3 - контргайка регулировочного болта

Двигатель ВАЗ-2108 и аналогичныеНа автомобилях (а точнее в их двигателях) ВАЗ-2109, -09, -10 и т.д. тепловые зазоры регулируют с помощью регулировочных шайб. Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм.Порядок регулировки зазора (подбора шайб):Отверните гайки и снимите крышку головки блока цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня. Выверните свечи зажигания. После этого нужно удалить масло из масляных ванн в головке.

осмотрите поверхность кулачков. На них не должно быть царапин, раковин и других следов износа. Совместите метку на шкиве распредвала с установочным выступом на задней защитной крышке. для этого нужно вращать по часовой стрелке коленвал за болт крепления шкива привода генератора.

Такое положение соответствует верхней мертвой точке в первом и четвертом цилиндрах. Доверните коленвал на 2,5-3 зуба (т.е. на 40-50 градусов). Затем проверьте зазоры у 1-го и третьего кулачков. Щуп должен входит с легким защемлением. Если же такового не происходит, замените шайбу на более подходящую.

Проверните коленвал на пол-оборота вперед. Регулируйте зазоры у 5-го и 2-го кулачков. Поверните ещё на пол-оборота: 8-й и 6-й кулачки, опять на пол-оборота: 4-й и 7-й.

После регулировки, залейте масло в ванны так, чтобы точки контакта кулачков с регулировочными шайбами оказались в масле, и установите крышку головки блока цилиндров.Зазоры клапанов отрегулированыПосле того, как Вы отрегулировали зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. При регулировке важно и то, чтобы клапаны были правильно притерты (если регулировка происходила после ремонта головки). Также клапаны не должны быть разбиты на концах и зазор во втулках не должен превышать нормальный

– вот тот запрос, который часто ищут владельцы автомобилей, как нашей, отечественной, так и западной автопромышленности, когда сталкиваются с проблемами в работе их «железного монстра». И действительно, громкий стук двигателя под капотом любимого автомобиля – очень частое явление, поэтому водителям следует помнить некоторое негласное правило: «Проверка зазоров в клапанах двигателя должна проводиться каждые (в паспорте автомобиля написано) километров автопробега. Соблюдая данную догму, вы никогда не столкнетесь с неприятностями на дороге в виде нарушения работы клапанов.

Первый пункт порядка регулировки клапанов гласит, что эту саму регулировку зазоров клапанов нужно проводить на холодном двигателе, при этом клапана должны быть полностью закрыты.

Но давайте все по порядку по поводу регулировку клапанов. Возьмем, к примеру такой известный автомобиль, как сто тридцатый ЗИЛ. Для начала нужно установить поршень первого цилиндра в «правильное» положение относительно ВМТ. Для этого коленчатый вал поворачивают рукояткой, пока отверстие на его шкиве не совместится с меткой «ВМТ» установки зажигания. Таким образом, между стержнями клапанов первого цилиндра автомобиля, а соответственно и их коромыслами должен образоваться максимально допустимый зазор, который нужно измерить щупом, далее параметры подгоняют под установленный стандарт (0,45 мм).

После того, как цилиндр первого поршня установлен правильно (относительно конца такта сжатия), можно осуществить регулировку зазоров в остальных клапанах. Сделать это можно двумя способами. Первый способ заключается в поочередной проверке зазоров в клапанных механизмах. При этом проверку цилиндров рекомендовано проводить в определенном порядке, а именно: 1-5, далее 4-2, потом 6-3, и соответственно 7-8. Проводя регулировку, коленчатый вал следует поворачивать на 90 градусов, а на его шкиве наносить четыре отметки под углом 90 градусов. Проходя каждый этап проверки, нужно совмещать подготовленные метки с соответствующей меткой на ВМТ установки зажигания.

Существует еще один порядок регулировки клапанов данного автомобиля заключается в одновременной проверке зазоров в нескольких цилиндрах. После проведения выше описанной установки первого цилиндра в положение ВМТ, нужно провести регулировку зазоров клапанов 1-го, потом 4-го и 5-го цилиндров. Далее коленчатый вал нужно повернуть на 180 градусов, и провести проверку зазора выпускного клапана 2-го, а потом 5-го цилиндров. Если показатели выставлены в соответствии с нормой, то можно повернуть коленвал еще на «полоборота» и отрегулировать параметры зазора 6-го, 7-го и 3-го цилиндров; соответственно регулируем показатели 4-го, 2-го и 6-го цилиндров. В самом конце проводят проверку выпускных клапанов 3-го и 8-го цилиндров грузовика. Тщательно проверив параметры зазоров в клапанах всех цилиндров, нужно поставить на место крышку клапанов и проверить работу двигателя на холостом ходу.

25.02.2017

Как проводится регулировка клапанов и зачем она нужна.

В головке блока цилиндров двигателя находится механизм газораспределения, отвечающий за попадание топливной смеси в камеры сгорания и отвода из них отработанных газов. Регулировка клапанов позволяет поддерживать этот механизм в работоспособном состоянии, что положительно влияет на работу мотора и срок его службы. Регулировка необходима для двигателей всех типов, не оснащённых гидрокомпенсаторами.

Зачем нужны клапаны

Задача газораспределительного механизма — «загнать» в камеру сгорания как можно больше топливной смеси и максимально эффективно удалить из неё отработанные газы в выхлопную систему. Именно эту задачу и выполняют клапаны, обеспечивающие работу двигателя на тактах впуска и выпуска.


В ГБЦ установлены клапаны двух видов:

  • впускные. Отвечают за попадание в цилиндры газовоздушной смеси;
  • выпускные, отвечающие за своевременное удаление продуктов горения топлива.

Клапанным механизмом оснащается каждый цилиндр двигателя, и, в зависимости от используемой конфигурации, их количество составляет от 2 до 5.

  1. Двухклапанная система используется на моторах старого типа, и состоит из 1 впускного и 1 выпускного клапана.
  2. Четырехклапанная система пользуется наибольшей популярностью, и ею оснащаются практически все современные моторы. В ней клапана работают попарно.
  3. Пятиклапанная система встречается на отдельных моделях двигателей Audi, и не пользуется успехом. Причина этого кроется в высокой сложности газораспределительного механизма и практическом отсутствии преимуществ перед стандартным четырехклапанным мотором.

Поскольку в исправном двигателе во время работы создаётся давление свыше 10 атмосфер, проблема с отведением отработанных газов практически отсутствует — при таком давлении достаточно даже небольшого отверстия для их выхода. Именно по этой причине диаметр выпускных клапанов существенно меньше, чем впускных. От количества попавшей в цилиндр топливной смеси зависит мощность двигателя, для чего автопроизводителями и была разработана многоклапанная система, позволяющая увеличить пропускную способность механизма ГРМ.

Что будет, если клапаны не регулировать

Регулировка клапанов двигателя заключается в установке необходимого зазора между самим клапаном и кулачком распределительного вала. Одно из основных физических свойств металла — при нагревании он расширяется, что приводит к уменьшению зазора между деталями. Этим свойством и объясняется «цоканье» непрогретого двигателя, исчезающее по мере его нагрева. Для каждого ДВС устанавливаются индивидуальные значения теплового зазора, узнать которые можно из руководства по эксплуатации.


Своевременная регулировка зазоров клапанов способствует стабильной работе двигателя:

  1. При небольшом зазоре клапаны окажутся «зажатыми», вследствие чего каналы в головке блока не будут герметично закрыты. Это приводит к снижению компрессии, потере мощности двигателя и прогоранию клапана. В итоге автовладелец вынужден будет оплачивать дорогостоящие работы по ремонту ГБЦ.
  2. Увеличенный тепловой зазор станет причиной стука в двигателе. Недостаточно открывающиеся клапаны не в состоянии обеспечить должный уровень газообмена, что также является причиной снижения мощности двигателя. Постоянные удары кулачка распредвала по контактной площадке станут причиной появления на нём выработке. Итог: дорогостоящий ремонт головки и приобретение нового распредвала.

Среди любителей тюнинга моторов увеличение открытия клапанов является первоочередной задачей — для этого используются специальные распредвалы (спортивные) с удлинёнными кулачками. Но их установка может стать причиной довольно серьёзных проблем: низко опущенный клапан может столкнуться с поршнем в верхней его точке, и это в большинстве случаев становится причиной капитального ремонта двигателя.

Периодичность регулировки

Владельцы отечественных автомобилей вынуждены регулировать клапаны каждые 20-30 тысяч километров пробега. Регулировка ВАЗовских клапанов не отнимет много времени — довольно опытный автомеханик выполнит все работы в течение часа, с учётом времени, отводимого на охлаждение двигателя. Даже новичок, изучив подробное видео о регулировке, в состоянии выполнить работу в течение нескольких часов.


Периодичность регулировки для моторов иномарок составляет порядка 80-100 километров, и часто работы выполняются совместно с заменой ремня ГРМ. Необходимо регулярно проверять тепловые зазоры: это не только способствует стабильной работе мотора , но и поможет значительно продлить срок его службы. Неотрегулированные клапаны становятся причиной повышенной шумности двигателя, снижения его мощности, неустойчивой работы на низких или высоких оборотах, и со временем могут привести к более серьёзным неисправностям. Время, затрачиваемое на регулировку, значительно меньше времени, необходимого для проведения капитального ремонта мотора, и это одна из главных причин, почему стоит периодически регулировать тепловые зазоры клапанов.

Порядок проведения работ

Существует 2 способа регулировки зазоров, в зависимости от конструкции клапанного механизма:

  1. При помощи регулировочных болтов. Обычно этот тип используется на старых двигателях с конфигурацией «2 клапана на цилиндр».
  2. При помощи металлических шайб — «пятаков». Этим способом регулируются клапаны практически всех современных моторов с конфигурацией «4 клапана на цилиндр» и выше.

Использование «пятаков» в механизме существенно увеличивает продолжительность работы клапанов без необходимости их регулировки. Основная причина замены шайб заключается в выработке, возникающей в месте контакта «пятака» с торцом клапана. Своевременная замена масла и использование высококачественных смазывающих материалов существенно увеличивает продолжительность работы ГБЦ, вне зависимости от её конфигурации.

Важно! Приступая к регулировке, следует приобрести новую прокладку клапанной крышки. Цена её довольно низкая, и можно купить сразу несколько - неопытные автомеханики при установке крышки часто повреждают прокладку.
  • щуп, позволяющий определить текущее значение зазора;
  • комплекс ключей;
  • отвёртка.

Порядок регулировки клапанов ВАЗовского двигателя идентичен практически для всех моделей: 4-2-1-3. Работы необходимо проводить только на холодном моторе: по мере его нагрева тепловые зазоры уменьшаются, и их регулировка на «горячую» приведёт к заклиниванию клапанов. Для каждого типа двигателя существует свой порядок регулировки клапанов, узнать который можно из инструкции по эксплуатации авто.


Для моторов, оснащённых регулировочными винтами, порядок работы следующий:

  1. Выставить поршень цилиндра в верхней точке.
  2. Ослабить фиксирующую гайку.
  3. Покрутить регулировочный болт, выставляя требуемый зазор.
  4. Закрутить гайку.

Контрольный щуп должен проходить в зазор между клапаном и кулачком с незначительным усилием. Для регулировки зазора в моторах, оснащённых регулировочными шайбами, следует узнать текущее его значение, и затем установить шайбу необходимой толщины. Быстро и качественно отрегулировать клапана поможет сервис Благодаря нам вы найдёте автомастерскую, выполняющую все виды работ оперативно, качественно и по доступной стоимости.