Состав
Бортовой номер состоит из буквенной и цифровой части. Буквенная указывает на классификацию. Может состоять из 1÷4 литер, иногда больше. Цифровая часть обычно является порядковым номером в классе или серии. На нумерацию влияют также традиция и изменения доктрины ВМС.
Примеры бортовых номеров: SSN-688 - подводная лодка атомная, ударная. LHA-1 - универсальный десантный корабль . AT-64 - флотский морской буксир . T-AKE-2 - универсальный транспорт снабжения Командования морских перевозок.
Расположение и вид
Быстроходный универсальный транспорт снабжения Rainier (AOE-7)
В общем случае, бортовой номер наносится на борту корабля в двух местах: большой хорошо заметный номер в носовой части в районе клюза , и малый в корме у начала закругления, или у края транца .
У авианесущих кораблей, имеющих непрерывную полетную палубу, номер также наносится на ней у носового среза. У авианесущих кораблей, имеющих островную надстройку, номер также наносится по обоим ее бортам. У десантных кораблей, имеющих полетную палубу или площадку, номер дополнительно наносится у ее кормового среза.
Серьёзные изменения произошли по окончании Второй мировой войны . В ходе ее все корабли и суда США, по соображениям маскировки, несли только уменьшенную цифровую часть номера.
Номер вымпела
Номер вымпела появился в Великобритании. Происходит из эпохи парусного флота, где корабли различались по эскадрам и дивизионам цветом вымпела. С развитием парового флота и специализацией кораблей взамен цвета появилось буквенное обозначение, сопровождаемое номером.
Буква обычно соответствует классу корабля. Смысл буквенного обозначения меняется от страны к стране. Так, в Великобритании в разное время использовались: S - подводная лодка; R - авианосец; B - линкор ; C - крейсер; D - эсминец; F - фрегат; U - шлюп ; K - корвет ; P - патрульный корабль; L - десантный корабль ; A - вспомогательное судно (англ. Royal Fleet Auxiliary, RFA ), и другие. Но есть и флота, где все префиксы одинаковы. Например, все корабли Украины независимо от класса несут префикс U.
В 1960-х - 1980-х гг. в ВМС Франции и ВМС ФРГ использовались следующие обозначения: D - для обозначения эсминцев с ракетным вооружением, F - для обозначения фрегатов (в том числе ракетных), P - для обозначения патрульных кораблей. Относительно фрегатов и эсминцев та же система обозначения бортовых номеров была принята в ВМС Италии, Турции, Испании и в военно-морских силах некоторых других стран.
Различают номер вымпела с префиксом (англ. flag superior , наиболее распространен) и с суффиксом (англ. flag inferior ). Встречаются и номера без префикса (англ. no flag superior ).
По британскому примеру, номер вымпела обычно наносится на борту в районе мостика полностью. Например, F235 для HMS Monmouth . Дополнительно, может быть номер меньшего размера на транце.
Основные страны-пользователи
Бортовой номер
- Япония
- Южная Корея
- Таиланд
Номер вымпела
- Великобритания
- Канада
- Австралия
- Франция
- Германия
- Италия
- Нидерланды
- Испания
- Португалия
- Норвегия
Другие применения
Система классификации с помощью бортовых номеров широко используется в семействе справочников «Джейн» (Jane"s Information Group) и военными аналитиками вообще, как база для сравнения кораблей разных стран, независимо от того, приняты в них бортовые номера или другие системы. При этом «Джейн» пользуется американскими буквенными обозначениями, но называет их Class , и далее приводит действительные номера, называя их Pennant Number независимо от страны.
Ссылки
- Jane’s Warship Recognition Guide. Revised edition. Jane’s Information Group, 2007. (англ.)
- US Ship Designations FAQ (англ.)
- US Ship Missions (англ.)
- The Royal Navy Postwar. (англ.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Бортовой номер" в других словарях:
Автомобильный номер … Википедия
Для термина «Номер» см. другие значения. Для термина «Код» см. другие значения. Автомобильный номер … Википедия
ТАВКР «Новороссийск», 1 января 1986 года. Хорошо виден тактический номе … Википедия
В статье приведены потери авиации во время гражданской войны в Сальвадоре, продолжавшейся с 1980 по 1992 год. Наибольшая часть потерь приходится на военно воздушные силы Сальвадора. Кроме того, в этот период были потеряны несколько самолетов и… … Википедия
См. также: Список потерянных Як 38 Як 38 (изделие ВМ, по кодификации НАТО: Forger рус. поддельщик) советский палубный штурмовик, первый и единственный в СССР серийный самолёт вертикального взлё … Википедия
Севастополь Год формирования Страна Российская Федерация Подчинение Военно морской флот Российской Федерации В составе Черноморский флот Тип Военно морская база … Википедия
ПАО «Аэрофлот» — крупнейшая Российская авиакомпания. Основана 17 марта 1923 года. Портом приписки является аэропорт «Шереметьево». «Аэрофлот» называют национальным перевозчиком, и для этого есть все основания.
Следует отметить, что компания обеспечивает как пассажирские, так и грузовые рейсы из Москвы в 51 страну мира. Осуществляются коммерческие посадки в 113 пунктах назначения, среди которых порядка 71 за пределами территории Российской Федерации.
Airbus A321-200 – 37 лайнеров
Модель A321 является самым крупным самолетом в семействе Airbus. Модификация самолета A321-200 предусматривает размещение 170 пассажиров, в кабине двух-классового типа: бизнес-класс (28 мест) и эконом-класс (142 места).
- Самый младший Airbus A321 — N/A
- Самый старший Airbus A321 (VP-BUM) — 9.9 лет
- Схема салона Airbus A321 Аэрофлот
- Фотографии Аэробус A321 Аэрофлот
Airbus A330-200 – 5 лайнеров
Airbus A330-300 – 17 лайнеров
У данной модификации самолета 3 различные компоновки салона. Первый вариант — 34 места бизнес-класса и 268 мест в эконом-классе. Второй вариант — 28 мест бизнес-класса и 268 мест в эконом-классе. Третий вариант (новый) — 36 мест бизнес-класса и 265 мест в эконом-классе.
- Самый младший Airbus A330-300 (VP-BDE) — 4.8 года
- Самый старший Airbus A330-300 (VQ-BCQ) — 8 лет
- Схема салона Airbus A330-300 Аэрофлот
- Фотографии Аэробус A330-300 Аэрофлот
Сухой Суперджет-100 – 34 лайнера
Разработан специально для ближнемагистральных рейсов, и рассчитан на среднюю дальность полета в 3000 км. Кабина двухклассового типа базовой компоновки вмещает 98 кресел: 12 мест для пассажиров бизнес-класса и 75 мест в классе эконом.
- Самый младший SuperJet-100 (RA-89099) — 0.0 года
- Самый старший Суперджет-100 (RA-89014) — 4.7 года
- Схема салона Сухой Суперджет-100 Аэрофлот
- Фотографии Сухой Суперджет-100 Аэрофлот
Boeing B737-800 – 27 лайнеров
Модель Boeing 737-800 является самым популярным узкофюзеляжным реактивным лайнером для пассажирских рейсов дальней протяженности. Кабина двухклассного типа, вмещает 20 мест для пассажиров бизнес-класса и 138 мест в эконом-классе.
- Самый младший Boeing B737-800 (VP-BMO) - 0.1 год
- Самый старший Boeing B737-800 (VP-BRF) — 4.2 года
- Схема самолета Boeing 737-800 Аэрофлот
- Фотографии Боинг 737-800 Аэрофлот
Boeing B777-300 – 16 лайнеров
Выведенные из эксплуатации самолеты
Airbus A319-100
Птицы Новороссийска © Торгачкин Игорь Петрович
Средиземноморская чайка /
Larus michahellis /
Yellow-legged Gull
Город-герой Новороссийск
Новороссийская (Цемесская) бухта,
Черноморское побережье Кавказа.
Краснодарский край,
Южный ФО, Россия.
Средиземноморская чайка / Larus michahellis (Naumann, JF, 1840) / Yellow-legged Gull - крупная белоголовая чайка, по размерам и окраске похожа на серебристую чайку и хохотунью. Ноги и крылья относительно длинные, мощный клюв относительно короткий и тупой, шея мощная, темя плоское. Во время долгого крика сначала опускает голову, потом поднимает ее вертикально вверх, как клуша. Длина тела 58–68 см, размах крыльев 140–158 см, масса 800–1500 г. У взрослых птиц летом голова белая. Мантия темно-серая, примерно как у северных серебристых чаек, крылья темно-серые с обширным черным полем на конце крыла, которое захватывает 6, иногда 7 маховых перьев (от десятого до пятого или четвертого). Пятое маховое перо с довольно широкой черной полосой, крайнее маховое перо (десятое) — с небольшим белым предвершинным пятном, соседнее, девятое перо обычно тоже. У некоторых птиц десятое перо имеет полностью белый конец, как у типичной хохотуньи. Клюв ярко-желтый, с ярко-красным пятном на изгибе подклювья, которое часто переходит на надклювье. Радужина желтая, веки красные. Ноги исключительно ярко-желтые. Зимой взрослые птицы сохраняют в основном белую голову (в отличие от серебристой чайки), обычно с немногими мелкими светло-серыми пестринами вокруг глаз. У молодых птиц в гнездовом наряде оперение темное, но голова и низ тела быстро начинают светлеть и контрастировать с темной мантией и полностью черным клювом. Часто за глазом заметно темное пятно. Коричневые перья приобретают характерный теплый оттенок. У летящих птиц на внутренних первостепенных маховых перьях видно небольшое светлое поле. В редких случаях все внутренние первостепенные маховые перья темные. Темные внешние большие верхние кроющие перья крыла образуют неполную темную полосу. Третьестепенные маховые перья темно-бурые, с узкой светлой каемкой. Надхвостье и хвост белые, с контрастной черной предвершинной полосой и с белыми кончиками рулевых перьев. Испод крыла достаточно темный, с множеством темных пестрин на кроющих перьях, но светлее, чем у серебристой чайки. Средиземноморские чайки рано начинают линьку в первый зимний наряд и могут приобрести его уже в начале сентября. В течение первой зимы средиземноморская чайка, в отличие от серебристой чайки, сменяет некоторые кроющие перья крыла. Через год, во втором зимнем наряде, она, как и хохотунья, обычно выглядит уже старше серебристой чайки того же возраста, имея многочисленные сизые перья на мантии (сизое «седло») и среди кроющих перьев крыла. Голова и низ белые, темных пестрин мало или они вообще отсутствуют. Нижние кроющие перья крыла с многочисленными бурыми пестринами, менее чистые, чем у хохотуньи. В отличие от типичной хохотуньи, радужина начинает светлеть. В третьем зимнем наряде средиземноморская чайка обретает более взрослую внешность. Окраска изменчива. Мантия и верх крыльев темно-серые, с некоторыми черными кроющими перьями первостепенных маховых. Внешние первостепенные маховые перья черные, с небольшим белым предвершинным пятном на крайнем, десятом, маховом пере, иногда и на соседнем девятом, но белые пятна могут и вовсе отсутствовать. На пятом маховом пере есть черная полоска. Голова и низ белые. Хвост белый или еще с остатком черных пятен. Цвет клюва изменчив: желтый с черным и красным пятном в конце или еще в основном темный. Ноги желтоватые или еще розоватые. Взрослые птицы очень похожи на взрослых желтоногих серебристых чаек и в меньшей степени на хохотуний. Важно обращать внимание на цвет клюва (он ярко-желтый с крупным ярко-красным пятном на подклювье, переходящим на надклювье, что редко бывает у серебристой чайки и хохотуньи), черное поле на конце крыла (оно явно меньше и часто не заходит на пятое маховое перо у балтийских и северных серебристых чаек) и на пропорции (в сравнении с серебристой чайкой относительно длинные ноги и крылья; мощный, туповатый клюв, который иногда напоминает таковой у морской чайки). Во время долгого крика держит голову вертикально вверх, в отличие от серебристой чайки, которая держит голову под углом в 45 градусов. При определении молодых птиц в гнездовом и первом зимнем нарядах желательно хорошо рассмотреть птицу на земле и в полете. В сравнении с обычно более темными серебристыми чайками бросаются в глаза светлые голова и низ, контрастирующие с темными мантией, пятном за глазом и черным клювом. Заметно отсутствие явного светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях, которое характерно для молодых серебристых чаек. Другой важный признак - окраска третьестепенных маховых перьев. У средиземноморской чайки они темно-бурые, с узкой, равномерной светлой каемкой, в отличие от большинства серебристых чаек, у которых третьестепенные маховые перья более пестрые, с зазубренной каемкой. Хвост молодой средиземноморской чайки более контрастный, чем у серебристой, темных пестрин на нем меньше и предвершинная полоса темнее. Молодые средиземноморские чайки в гнездовом и первом зимнем нарядах отличаются от хохотуний пропорциями (особенно клювом), темным исподом крыла (он светлее или беловатый у хохотуньи), темным пятном за глазом (у хохотуньи обычно отсутствует). У хохотуньи светлое поле на внутренних первостепенных маховых перьях обычно чуть ярче. Неполная темная полоса, проходящая сверху по большим кроющим перьям, отличается от более развитой полосы по всем большим кроющим перьям у хохотуньи. Появление новых кроющих перьев в течение первой зимы фактически исключает серебристую чайку и говорит в пользу средиземноморской чайки или хохотуньи. От молодых клуш и халеев средиземноморская чайка отличается размером и пропорциями, более светлыми головой и низом, более белым хвостом с черной предвершинной полосой и наличием слабого светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях (у клуш и халеев оно отсутствует). Размер, окраска крыльев и хвоста также отличают средиземноморскую чайку от молодой морской чайки. В других нарядах отличается от хохотуньи пропорциями. У особей во втором зимнем наряде испод крыла темнее, чем у хохотуньи. Глаза начинают светлеть раньше, чем у хохотуньи. В сравнении с серебристой чайкой, во всех невзрослых нарядах выглядит чище и «взрослее». Населяет скалистые берега Средиземного и Черного морей, атлантическое побережье Марокко, Испании, Португалии и Франции, Канарские и Азорские острова. В результате расширения ареала в северном направлении стала гнездиться в небольшом числе в Швейцарии, Германии, Венгрии, Польше и других странах Западной и Центральной Европы. Ближайшие от России места гнездования находятся в Крыму. В конце лета и осенью эта чайка многочисленна по всему российскому побережью Черного моря. Возможно, там она и гнездится, но достоверных данных о гнездовании нет. Регулярно встречается на юге Балтийского моря, особенно осенью. Известны залеты в Финляндию, Эстонию и Московскую область. Несомненно, появление средиземноморских чаек можно ожидать и в Калининградской области. Некоторые птицы круглый год держатся рядом с колониями. Основная масса прилетает в феврале. Для гнездования предпочитает использовать скалистые берега, песчаные острова, долины рек, иногда крыши домов. Гнездо представляет собой ямку с разным количеством подстилки. Откладка яиц происходит в марте или апреле. В кладке 1–3 яйца оливково-коричневого цвета, с бурыми пятнами. Насиживают кладку оба родителя, но в основном самки в течение 27–31 дня. Птенцы начинают летать на 35–40 день. Питается рыбой, моллюсками, мелкими млекопитающими и птицами, яйцами и птенцами, падалью. Охотно посещает свалки. Источники информации:Командующий вице-адмирал Виктор Мардусин. Начальник штаба вице-адмирал Виктор Чирков.
12-я дивизия надводных кораблей (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Евгений Алешин.
128-я бригада надводных кораблей (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Олег Гуринов.
"Беспокойный" — эсминец проекта 956А. Бортовой номер 620, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников.
"Настойчивый" — эсминец проекта 956А. Бортовой номер 610, в составе флота с 1992 года. Командир капитан 2-го ранга Олег Гришан.
"Неустрашимый" сторожевой корабль проекта 11540. Бортовой номер 712, в составе флота с 1993 года. Командир капитан 2-го ранга Алексей Апанович.
"Неукротимый" — сторожевой корабль проекта 1135М. Бортовой номер 731, в составе флота с 1977 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Мальков.
"Пылкий" — сторожевой корабль проекта 11352. Бортовой номер 702, в составе флота с 1978 года. Командир капитан 2-го ранга Олег Гусев.
71-я бригада десантных кораблей (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Олег Быстров.
БДК-43 "Минск" — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 127, в составе флота с 1983 года. Командир капитан 3-го ранга Александр Морген.
БДК-58 "Калининград" — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 102, в составе флота с 1984 года. Командир капитан 3-го ранга Михаил Кушнерев. В ремонте.
БДК-61 "Королев" — большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 130, в составе флота с 1992 года. Командир капитан 2-го ранга Игорь Хабунь.
БДК-100 "Александр Шабалин" — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 110, в составе флота с 1986 года.
7-й дивизион десантных кораблей (Балтийск)
Командир капитан 2-го ранга Герман Евграфов.
МДК-50 "Евгений Кочешков" — малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322. Бортовой номер 770, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Иванов.
МДК-94 "Мордовия" — малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322. Бортовой номер 782, в составе флота с 1991 года. Командир капитан-лейтенант Алексей Гуськов. В ремонте.
Балтийская военно-морская база
Командир контр-адмирал Леонид Нистрян.
36-я бригада ракетных катеров (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Виктор Иванов.
1-й гвардейский дивизион ракетных катеров
Командир гвардии капитан 2-го ранга Олег Тихонович.
Р-2 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 870, в составе флота с 1999 года. Командир гвардии капитан-лейтенант Александр Александров.
Р-47 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 819, в составе флота с 1987 года.
Р-129 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 852, в составе флота с 1985 года.
Р-187 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 855, в составе флота с 1989 года.
Р-257 — ракетный катер проекта 12411.Бортовой номер 833, в составе флота с 1986 года.
Р-291 "Димитровград" — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 825, в составе флота с 1991 года. Командир гвардии капитан 2-го ранга Леонид Мыльников.
Р-293 "Моршанск" — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 874, в составе флота с 1992 года. Командир гвардии капитан-лейтенант Павел Чуев.
106-й дивизион малых ракетных кораблей
Командир капитан 3-го ранга Алексей Карташов.
"Гейзер" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 555, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Линенко.
"Зыбь" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 560, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Крыльцов.
"Ливень" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 551, в составе флота с 1991 года.
"Пассат" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 570, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Вячеслав Пырескин.
64-я бригада кораблей охраны водного района (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Сергей Волков.
264-й дивизион противолодочных кораблей
МПК-105 — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 245, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 3-го ранга Игорь Михалюк. В ремонте.
МПК-224 "Алексин" — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 218, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Лукин.
МПК-227 — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 243, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Руслан Ямалетдинов. В ремонте.
МПК-228 "Башкортостан" — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 244, в составе флота с 1989 года. Командир капитан-лейтенант Вадим Бухамистый. В ремонте.
МПК-229 "Калмыкия" — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 232, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Виталий Кондратьев.
323-й дивизион тральщиков
Командир капитан 2-го ранга Александр Гапоненко.
"Алексей Лебедев" — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 505, в составе флота с 1989 года.
БТ-212 — базовый тральщик проекта 12650Э. Бортовой номер 501, в составе флота с 1991 года. Командир старший лейтенант Роман Курочкин. В ремонте.
БТ-213 "Сергей Колбасьев" — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 522, в составе флота с 1992 года. Командир капитан-лейтенант Андрей Иванов.
БТ-230 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 510, в составе флота с 1990 года. Командир капитан-лейтенант Андрей Сергеенко.
143-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (Калининград)
54-я бригада спасательных судов (Балтийск)
Командир капитан 1-го ранга Александр Ивановский.
72-й дивизион разведывательных кораблей (Балтийск)
Командир капитан 2-го ранга А. Ковалев.
Дивизион судов обеспечения (Балтийск)
Командир капитан 2-го ранга Михаил Клецков.
Дивизион вспомогательных судов (Балтийск)
336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты
Командир гвардии полковник Олег Даржапов.
689-й гвардейский истребительный авиаполк (Чкаловск)
Командир гвардии полковник Владимир Талабирчук.
4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиаполк (Черняховск)
Командир гвардии полковник Андрей Наумов.
125-я отдельная вертолетная эскадрилья (Чкаловск)
Командир подполковник Сергей Кунин.
396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья (Донское)
Командир подполковник Александр Петров.
398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Храброво)
Командир полковник Н. Дубровский.
25-го отдельный береговой ракетный полк (Донской)
214-й полк радиоэлектронной борьбы (Калининград)
218-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (пос. Янтарный)
302-й полк радиоэлектронной борьбы (Гвардейск)
Ленинградская военно-морская база (Кронштадт)
Командир контр-адмирал Анатолий Липинский.
105-я бригада кораблей охраны водного района (Кронштадт)
Командир капитан 1-го ранга Сергей Пинчук.
109-й дивизион малых противолодочных кораблей
Командир капитан 2-го ранга Максим Кирпичников.
МПК-99 "Зеленодольск" — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 308, в составе флота с 1987 года. Командир капитан 3-го ранга Евгений Тишкевич. В ремонте.
МПК-192 — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 304, в составе флота с 1986 года. Командир капитан-лейтенант Евгений Кузнецов.
МПК-205 "Казанец" — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 311, в составе флота с 1987 года.
22-й дивизион тральщиков
Командир капитан 2-го ранга Михаил Ахахлин.
БТ-44 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 563, в составе флота с 1985 года.
БТ-115 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 561, в составе флота с 1994 года. Командир капитан-лейтенант Владимир Ремезов.
123-й отдельный дивизион подводных лодок (Кронштадт)
Командир капитан 1-го ранга Игорь Мартемьянов.
Б-227 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1983 года. Командир капитан 2-го ранга Игорь Абитов.
Б-806 — дизельная подводная лодка проекта 877ЭКМ. В составе флота с 1986 года. Командир капитан 3-го ранга Виталий Чикин.
13-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (Кронштадт)
32-й отдельный дивизион судов обеспечения (Приозерск)
Командир капитан 1-го ранга Владимир Карманов.
Боевые корабли Балтийского флота
|
*В скобках указано, сколько кораблей и подводных лодок находится в ремонте, резерве или на консервации.
December 29th, 2016 , 11:03 pm
Многие из вас наверняка задавались вопросом, услышав по телевизору вынесенные в заголовок слова, которые диктор произносит за кадром, рассказывая о самолёте. И в самом деле, что означает цвет двузначного номера военного самолёта, который диктор обязательно укажет? На самом деле ничего особенного, хотя некоторые нюансы есть, конечно же. Об этом и немного о сопутствующих параметрах маркировки читайте ниже выдержку из документа для служебного пользования 1974 года "Положение об опознавательных знаках летательных аппаратов авиации Вооружённых Сил СССР" . Что-то могло устареть с той поры, например звёзды поменяли цвет. Но в целом документ рабочий и по сей день, насколько нам известно.
"...Бортовой номер на самолётах обозначается двухзначным числом и наносится на боковые поверхности фюзеляжа или вертикальное оперение самолёта с двух сторон. На тяжёлые бомбардировщики номер наносится только на вертикальное оперение выше звезды. На фронтовые бомбардировщики номер наносится на борт фюзеляжа и на вертикальное оперение выше звезды. На все другие самолёты номер наносится на борт фюзеляжа: на самолёты с удлинённой носовой частью - впереди крыла, с укороченной носовой частью - сзади крыла.
На все самолёты, входящие в состав авиационной части, номера наносятся по указанию старшего авиационного начальника гарнизона, с соблюдением следующих требований:
- номера должны быть в пределах от 01 до 99;
- выдача номеров для частей, расположенных на одном аэродроме, производится без соблюдения последовательности, например: одному из полков присваиваются номера с 05 до 16 и с 43 до 72, другому с 21 до 35 и с 81 до 99;
- в пределах полученных номеров решением командира части номер каждому самолёту части присваивается произвольно; Если количество самолётов одного и того же типа на аэродроме превышает 100 единиц, разрешается нанесение одних и тех же номеров на самолёты разных частей.
- бортовые номера на самолёты, базирующиеся на одном аэродроме, наносятся краской одного цвета (красной, голубой или жёлтой) и окантовываются чёрной полосой шириной 10-15 мм.
Устанавливаются следующие размеры и форма цифр для бортовых номеров самолётов:
А) Высота цифр без окантовки: 300, 400, 600, 900, 1200, 1500, 2000, 2500 и 3000 мм;
Б) Ширина цифр должна равняться 2/3 их высоты, а толщина линий, составляющих цифру - 1/6 их высоты;
В) Цифры на борту фюзеляжа должны вписываться в условный прямоугольник и наноситься по возможности на боковой проекции оси фюзеляжа в месте, где они лучше видны, с учётом требований ст. 22 настоящего Положения;
Г) Цифры бортового номера самолёта на вертикальном оперении тяжёлого бомбардировщика должны быть высотой 400 мм, а на вертикальном оперении фронтового бомбардировщика - высотой 400 мм.
На самолёты авиации Пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР помимо основного опознавательного знака ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА и бортового номера дополнительно наносятся полосы шириной 250 мм:
А) На самолёты - на руле направления параллельно нервюрам с двух сторон ниже звезды и на руле высоты параллельно лонжерону снизу и сверху (приложение 9);
Б) На вертолёты - на боковые стенки кабины:
- с хвостовым винтом - длиной 1500 мм на расстоянии 100-150 мм в сторону хвоста за опознавательным знаком ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА;
- с винтом сосной схемы - длиной 1500 мм на расстоянии 400-450 мм в сторону носовой части от хвостовой балки (приложение 13). На тёмном фоне наносятся полосы белого цвета, на светлом фоне - красного цвета..."