Чтение карты по маршруту движения. Проложить маршрут

Топографическая карта это подробная карта какого-либо района земной поверхности с изображенным на ней рельефом местности, дорогами, постройками и другими объектами. На топографических картах также изображают природные объекты – возвышенности, леса, реки, кустарники, болота и т.д. Такая подробная система обозначений позволяет получить точное представление о местности на карте. Каждому человеку, обеспокоенному своим выживанием, необходимо иметь дома карты местности своего проживания и соседних областей, а так же знать обозначения и уметь ориентироваться по карте и компасу.

В начале использования карту необходимо правильно спозиционировать. Сделать это можно при помощи и обозначенных сторон света на карте. На любой карте обязательно указывается где север, юг, восток и запад.

Для измерения прямых расстояний на карте можно использовать обыкновенную линейку, но с ее помощью достаточно проблематично измерить протяженность сложных маршрутов. Для определения расстояний по сложному маршруту используется специальный прибор – . С помощью курвиметра можно измерить расстояние любой, самой извилистой линии.

Прежде чем использовать топографическую карту для ориентирования необходимо обратить внимание на год выпуска карты, вполне возможно, что там где на карте обозначены кустарники сейчас уже шелестит лес. Ориентироваться по старой карте можно только с помощью неизменяемых временем ориентиров, таких как – большие камни, реки, озера.

Виды топографических карт

Любая топографическая карта в первую очередь характеризуется масштабом. Масштаб указывается как соотношения одного сантиметра на карте к одному сантиметру земной поверхности. Например, масштаб карты 1:25.000 означает, что в 1 сантиметре на карте прорисовано 250 метров реальной поверхности. Таким образом, чем меньше масштаб карты, тем она более подробна.

Стандартные масштабы топографических карт:

  • 1:25000 – самые подробные карты. В 1см 250 метров.
  • 1:50000 - 1:100000 – менее подробные карты, в 1см полкилометра, за счет увеличения масштаба позволяют увидеть больше местности на карте, но при уменьшении детализации.
  • 1:200000 – военные карты, предназначаются для планирования крупномасштабных передвижений войск, в построении фронта. В 1см 2 километра.
  • 1:500000 и 1:1000000 – на таких картах можно оценить только общий характер местности.

Чтобы определить расстояние на карте между нужными точками необходимо изменить расстояние линейкой и полученные сантиметры умножить на масштаб. Например, на карте с масштабом 1:50000 замеренное вами расстояние между двумя точками получилось 3.7 см, умножаем это на 500 метров, получаем 1850 метров, т.е. 1 километр и 850 метров. Если вы измеряете прямое расстояние по карте по пересеченной местности, то необходимо обратить внимание на рельеф. Измеренные вами 1850 метров могут проходить по холмистой местности или болоту. Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Условные обозначения на топографических картах

Чтобы уметь читать карту необходимо знать условные обозначения. Во-первых, каждая топографическая карта имеет систему координат и разбита на квадраты, каждый такой квадрат равен целому числу километров – 1,2 или 4 и т.д. Для быстрого поиска какого либо объекта можно называть координаты необходимого квадрата.

Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Обозначения на топографических картах населенных пунктов

кладбища Плотины
Жилые и нежилые строения линии связи

Обозначения на топографических картах рельефа местности

Отдельно расположенные дворы линии электропередачи

а) Горизонтали основные утолщенные
б) Горизонтали основные
в) Горизонтали дополнительные
г) Подписи горизонталей в метрах

Обозначения на топографических картах дорожной сети

Отметки высот

кварталы с преобладанием огнестойких строений

однопутные железные дороги. а) – Станции, б) Платформы и разъезды отметки высот у ориентиров

кварталы с преобладанием неогнестойких строений

а) насыпи, б) Выемки (2 – высота или глубина в метрах)

А)курганы б) ямы

Города с населением от 2000 до 10000 жителей
узкоколейные железные дороги

Обрывы (5 – высота в метрах), овраги, промоины

Поселки городского типа с населением менее 2000 усовершенствованные шоссе 13- ширина покрытой части, 17 ширина дороги в метраз, А – материал покрытия Асфальт

Растительный покров и грунты
А) хвойные леса
Б) Лиственные леса
В) смешанные леса

Поселки сельского типа с числом домов от 20 до 100

Шоссе. Трубы.

Характеристика древостоя в метрах: 16 высота деревьев, -,30 – толщина, 5 – расстояние между деревьями

Поселки сельского типа с числом домов менее 20

Улучшенные грунтовые дороги

А) буреломы
Б) Редкие леса (редколесье)

заводы и фабрики

Грунтовые (проселочные) дороги

А) Вырубленные леса
Б) Горелые и сухостойные леса

Измерение расстояний

Масштаб. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности (проекции этой длины на плоскость). Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50000 означает, что все линии мест­ности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на от­резках которой подписаны соответствующие им рас­стояния на местности. Здесь же указывается значение масштаба – расстояние в мет­рах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколь­ким метрам на местности соответствует 1 см на карте, т. е. значение масштаба.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с санти­метровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба.

Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба. Циркуль при измерениях по масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя, так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор цир­куля устанавливается легким нажимом среднего или указатель­ного пальца на левую ножку. Для измерения извилистой линии шаг циркуля бе­рется сообразно длине звеньев линии.

При отсутствии циркуля его может заменить масштабная ли­нейка или же полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу рас­стояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета (спички, карандаша и т.д.) для этого надо предварительно опре­делить по масштабу карты, ка­кому расстоянию на местности со­ответствует длина этого предмета.

Курвиметр. Для определения расстояний по карте очень удо­бен, особенно при измерениях длинных кривых и извилистых ли­ний, специальный прибор, называемый курвиметром.

Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика уста­новить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление, а затем прокатить его вдоль всей измеряемой линии, наблю­дая, чтобы показания стрелки при этом возрастали. Если курвиметр дает пока­зания в сантиметрах, то соответствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по при­бору на величину масштаба карты.

Изучение местности

Последовательность и степень подробности изучения местности определяются кон­кретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными ус­ловиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет, определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооруже­ний. В том случае, когда по городу проходит мар­шрут движения подразделения, изучать с такой под­робностью особенности города нет необходимости.

Изучение местности, как правило, начинают с оп­ределения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и де­тали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влия­ние на выполнение поставленной задачи. При опреде­лении общего характера местности на основе озна­комления с рельефом, населенными пунктами, доро­гами, гидрографической сетью и растительным пок­ровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактиче­ские и защитные свойства.

Определение качественных и количественных ха­рактеристик местных предметов производится по кар­те со сравнительно большой подробностью.

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства. Наряду с этим процесс чтения карты включает также глазомерное восприятие пространственных соотношений между рассматриваемыми на ней объектами.

Эти знания приобретают в результате упражнений в чтении карт разных масштабов и путем вычерчивания условных знаков и фрагментов карт.

Перечерчивают карты разными способами.Один из них заключается в копировании карты тушью на кальку с последующим переносом на чертежную бумагу.

Копирование карты с изменением масштаба выполняют посредством фотографирования или специального прибора - пантографа.

Чтение топографической карты заключается в определении формы рельефа местности, определении растительного покрова, гидрографии (рек, озер, болот и пр.), дорог и других коммуникаций, населенных пунктов, расположенных на местности, и в определении их характеристик.

1. Определяют масштаб изображения (численный и линейный), указываемый под нижней (южной) линией рамки.

2. Находят по условны м обозначениям дороги, мосты, поселки, заводы и другие объекты, определяют их тип.

3. Устанавливают наличие линий связи, высоковольтных линий электропередач и других коммуникаций.

4. Определяют по условным обозначениям растительный покров: занимаемую площадь, породу деревьев их размер и частоту, наличие кустарников, лугов, огородов, и пр.

5.Выполняют гидрографию (реки, болота, озера и др.), устанавливают их полную характеристику.

6. Определяют характер рельефа (гористость) местности:

а) отметки наиболее возвышенных мест;

б) расстояния между горизонталями, наличие крутых и пологих

в) наличие седловин, хребтов, лощин, оврагов, обрывов, и др.;

г) изменение рельефа местности при движении в заданном направлении (например, по имеющейся на карте дороге или вдоль линии электропередачи и т. п.)

Вопросы для зачёта.

    Какие существуют виды топографических чертежей?

    Что представляют собой топографические карты и чем они отличаются от географических?

    Какой чертеж называют планом?

    Чем отличается контурный план от топографического?

    Какой план называют генеральным?

    Что представляет собой профиль местности и как его строят?

    Что называют масштабом карты?

    Какие масштабы установлены для топографических карт, планов и профилей местности?

    Что представляет собой генерализация карты?

    В каком месте и как указывают масштаб карты?

    В чем сущность изображения рельефа местности?

    Как определяют рельеф местности по карте?

    На какие виды делят условные знаки местных предметов и что собой представляет каждый вид?

    Как определяют положение объекта по его внемасштабному знаку?

    Для чего применяют пояснительные подписи на карте?

    В какой последовательности читают карты?

Подготовка данных по карте для движения по заданному маршруту.

Ориентирование и выдерживание заданного маршрута по карте без потери времени на остановки для определения направления движения во многом зависит от тщательности подготовки к ориентированию.

Подготовка к ориентированию по карте включает следующие мероприятия:

подготовку карты: выбор масштаба карты, ее оценка, склеивание листов карты и ее складывание;

выбор, изучение маршрута движения и ориентиров (измерение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки в зависимости от состояния дорог; расчет времени и скорости их прохождения и маршрута в целом; изучение прилегающей к маршруту местности; изучение мостов, развилок, поворотов, перекрестков, въездов и выездов из населенных пунктов; определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте);

Подъем маршрутов и ориентиров на карте;

Проверку компаса, а при движении на машине - спидометра.

Проверка спидометра заключается в следующем: автомобиль проезжает ровный участок длиной 2-3км, и если показания спидометра совпали с расстоянием пройденного участка, то спидометр исправен.

Проверка компаса. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°.

Выбор масштаба карты. Для ориентирования на автомобиле целесообразно пользоваться картой среднего масштаба, поскольку работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой более мелкого масштаба. Так, например, при скорости 40 -- 50 км/ч машина за одну минуту проходит 700 -- 800 м. На таком отрезке пути может встретиться много деталей местности, но зафиксировать их все в памяти и отыскать на карте за одну минуту почти невозможно, да и бесполезно.

Ориентироваться при движении на машине обычно легче по карте, не перегруженной мелкими, малозаметными деталями местности, но с достаточной полнотой отображающей основные элементы местности, которые обеспечивают уверенное ориентирование. Такая карта удобнее для работы еще и потому, что число ее листов на одну и ту же площадь будет значительно меньше.

При подборе карты для ориентирования нужно учитывать характер местности и маршрута, а также условия наблюдения. На среднепересеченной местности следует отдавать предпочтение карте масштаба 1:100000. Если же маршрут проходит в основном по дорогам с твердым покрытием и таких дорог в данном районе мало, то машину с успехом можно вести и по карте масштаба 1:200000.

Карте масштаба 1:50000 следует отдавать предпочтение при движении пешком в лесной и горной местности, а также на автомобиле при выдерживании маршрута, проходящего преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Маршрут должен быть по возможности кратчайшим и проходить по дорогам с наилучшим покрытием и благоприятными условиями ориентирования. Просматривают и изучают маршрут, с прилегающей к нему полосой местности, по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (справочных, разведывательных данных и пр.). Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить наличие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами.

Подъем маршрута по карте. Для того, чтобы маршрут движения четко выделялся, на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознаваемые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т. п.). Обычно маршрут поднимается сплошной линией коричневого цвета. При использовании карты для ориентирования в пути линию рекомендуется проводить рядом с дорогой, прерывая ее в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особенности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные дороги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изменяется направление движения.

Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. В качестве ориентиров в первую очередь выбирают долговечные объекты местности, хорошо видимые с маршрута. Во всех случаях намечают ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Здесь ориентирами служат, как правило, перекрестки или развилки дорог. И очень хорошо, если рядом с перекрестком или развилкой дорог находится еще какой-либо ориентир (например, курган, угол леса, мост и пр.). Населенные пункты, как ориентиры, выбирают с каким-либо характерным признаком (расположен на холме, у водоема и т.п.).

Расстояния между ориентирами зависят от характера местности и условий наблюдения. На местности, благоприятной для ориентирования, при действиях днем расстояния достигают 3 - 5км и более. В сложных условиях расстояния уменьшаются.

Ориентиры обводят кружочками коричневого цвета (цветом подъема маршрута) и в дальнейшем около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта. Иногда ориентиры целесообразно поднимать увеличением условного знака, подтушевкой или другими способами, добиваясь большей наглядности и читаемости ориентира на карте.

Ориентирование по карте в пути

Уверенное ориентирование по карте при движении на местности во многом зависит от непрерывности ориентирования, т. е. постоянного знания своего местонахождения на маршруте относительно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения.

При совершении марша на незнакомой местности маршрут выдерживают преимущественно по карте. Карту держат перед собой ориентированной и направленной по дороге, при повороте карту также поворачивают, ориентируя ее по дороге, постоянно следят за проездом намеченных ориентиров и показаниями спидометра, по этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Движение по маршруту начинают после записи показаний спидометра и времени начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку, развилке дорог. За 200 - 500 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения.

При движении в населенных пунктах и выезде из них надо быть особенно внимательным в правильности движения. При необходимости определения правильного направления движения его устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

При движении по автострадам, шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, перевалов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами).

Особенности ориентирования при движении в различных условиях

Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. На топографических картах улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Повороты маршрута должны выбираться в таких местах, где имеются легко опознаваемые ориентиры: мосты, путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы телебашни и т. п. Выбор маршрута движения по населенному пункту и его выдерживание значительно облегчается при использовании плана города, так как на планах с большой подробностью отображаются все особенности планировки населенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают план с местностью и точно определяют место въезда, в ходе движения непрерывно контролируют правильность выдерживания намеченного маршрута, подсчитывая число пройденных кварталов.

Ориентирование в лесистой местности. Ориентирование в лесу значительно затруднено, т. к. лес беден ориентирами и в нем ограниченная дальность видимости.

В качестве ориентиров в лесистой местности служат в основном просеки, перекрестки и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, отдельные строения, населенные пункты, пересекающие маршрут, поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формы и детали рельефа (овраги, лощины, высоты).

Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направлениях, как правило, с севера на юг и с востока на запад. Иногда просеки прорубают и в других направлениях (параллельно направлению железной или шоссейной дороги или в зависимости от рельефа). В пересечении просек между собой, с дорогами и реками устанавливаются квартальные столбы, на гранях которых подписываются номера кварталов.

В Российской Федерации нумерация кварталов производится в пределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номера кварталов подписываются на картах масштаба 1:25000- 1:100000.

Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирование в пустыне значительно затрудняется отсутствием ориентиров и ее однообразием. По маршруту движения в качестве ориентиров используют дороги, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиеся по своим размерам или форме, колодцы, русла высохших рек, сооружения, связанные с религиозными культами. На условия ориентирования также влияет большая запыленность, зной, возникающие миражи.

Маршрут движения, как правило, прокладывают по колонным путям, а движение совершают главным образам по азимутам, небесным светилам, а также по местным признакам - расположению и форме дюн. Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустынно-степной местности можно с помощью компаса.

На местности, подвергшейся значительным разрушениям (в результате стихийных бедствий, боевых действий, террористических актов, диверсий и др.), создаются сложные условия для выдерживания намеченного маршрута. В данных условиях значительно затруднено использование ориентиров, так как они не соответствуют действительному состоянию местности, кроме этого, в районах массовых разрушений часто приходится сходить с намеченного маршрута для обхода зон завалов, затоплений.

Ориентирование ночью наиболее сложно, так как предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудноразличимыми и узнаваемыми. Расстояния, проходимые ночью, кажутся больше, чем те же расстояния, проходимые днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование.

При планировании ночного марша предпочтение следует отдавать маршруту с благоприятными условиями ориентирования, хотя он может иметь и большую протяженность. Ночью сравнительно легко выдерживать маршрут при движении по дорогам с обсадкой, с линией связи, а также вдоль линии электропередачи, полосы посадки и других линейных ориентиров, хорошо заметных и в темное время суток.

Для ночного движения карту необходимо готовить с особой тщательностью. Маршрут поднимается возможно ярче, чтобы он был виден при слабом освещении. В качестве ориентиров выбирают и используют предметы, которые могут выделяться на фоне ночного неба: заводские трубы, башни, рощи, отдельные вершины и т. п. Наиболее надежные ориентиры в этих условиях - это линейные объекты, пересекающие маршрут движения: реки и ручьи, линии электропередачи и т. п. На участках движения вне дорог и по грунтовым дорогам, вдоль которых нет линейных ориентиров, хорошо видимых ночью, необходимо определять азимуты и четко подписывать их на карте. В движении маршрут выдерживают по азимутам, свое местоположение определяют чаще всего по пройденному расстоянию от исходного пункта или другого ориентира.

Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка считается потерянной, когда на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на карте свое местоположение.

При движении ночью, днем и потере ориентировки необходимо остановиться, определить магнитный азимут направления движения (при движении на машине для проверки азимута отойти от нее на 10 - 20 м в сторону), расстояние от последнего надежно опознанного на карте ориентира (по показанию спидометра или по времени движения) и мысленно представить себе пройденный от него путь, после чего установить максимально возможное отклонение от заданного маршрута и определить на карте вероятный район своего местонахождения. После этого необходимо ориентировать карту по компасу и опознать на ней в этом районе ближайшие и дальние ориентиры. Определяют по карте наличие крупных линейных или площадных ориентиров, находящихся на маршруте движения; если такие ориентиры имеются, то целесообразно продолжить, если позволяет обстановка, движение до этого ориентира, выйти к нему и опознать на карте свое местоположение. Если опознать местоположение при этом сразу не удается, то это делают, передвигаясь вдоль ориентира в ту или другую сторону. Восстановив таким образом ориентировку, намечают путь выхода на заданный маршрут или непосредственно в заданный район. При отсутствии таких ориентиров целесообразно вернуться по своим следам к последнему, надежно опознанному ориентиру и от него продолжать движение по заданному маршруту.

и координат целей по карте
Учебные вопросы:
1. Понятие о топографических картах, планах и схемах
2. Измерение расстояний по карте
3. Изображение местных предметов на топографических картах
4. Географические и прямоугольные координаты
5. Километровая сетка и пользование ею
1-й вопрос: Понятие о топографических картах, планах и схемах
Топографической картой называется подробное и точное изображение местности на плоскости (бумаге), выполненное условными знаками с уменьшением всех линий местности в 10, 25, 50 тысяч раз и более (до миллиона).
Карты, изображающие всю земную поверхность или значи­тельную ее часть (материк, страну) с уменьшением более чем в миллион раз, называются географическими картами.
Отношение, показывающее, во сколько раз все линейные размеры местности уменьшены при изображении их на карте, называется масштабом карты. Чем меньше это уменьшение, тем изображение местности, а, следовательно, и масштаб кар­ты будут крупнее, и наоборот. Очевидно, чем крупнее масштаб карты, тем подробнее и точнее можно изобразить на ней мест­ность.
Точное и подробное изображение отдельных небольших участков местности (до 100 км в длину и ширину), выполнен­ное условными знаками с уменьшением линейных размеров местности в 10 тысяч раз и менее, называется, в отличие от карты, топографическим планом.
По крупномасштабным топографическим картам и планам можно достаточно подробно и точно изучать, местность и ориен­тироваться на ней, производить необходимые измерения и расчеты, подготавливать данные для ведения огня и целеука­зания.
Топографические карты печатаются отдельными листами, размеры которых установлены для каждого масштаба. Боко­выми рамками листов служат меридианы, а верхней и нижней рамками – параллели. На всех картах верхняя рамка всегда обращена на север. Все это позволяет в случае необходимости легко склеивать вместе несколько смежных листов карты.
Упрощенный чертеж, на котором изображены лишь некото­рые основные элементы местности, важные для выполнения определенной задачи, называется схемой. Схемы составляются обычно глазомерно или по имеющейся карте и используются при составлении боевых графических документов различного назначения: схемы целей, схемы маршрута, схемы-донесения и т. п.
2-й вопрос: Измерение расстояний по карте
Чтобы измерить расстояние по карте, нужно знать ее мас­штаб. Масштаб всегда указывается под нижней (южной) рам­кой карты и выражается численно или графически. В первом случае он называется численным, а во втором – линейным масштабом (рис. 1).

Надпись 1: 25 000 – численный масштаб (читается «одна двадцатипятитысячная»). Он означает, что все линии местности изображены на данной карте с уменьшением в 25 тысяч раз, т. е. 1 см на карте соответствует 25000 см или 250 м на мест­ности. Расстояние, соответствующее 1 см на карте, называется величиной масштаба и всегда надписывается на карте между численным и линейным масштабами.

Рис. 1. Обозначение масштаба

При пользовании численным масштабом расстояние на кар­те измеряют в сантиметрах при помощи линейки с сантиметро­выми делениями. Затем, зная величину масштаба, т. е. рас­стояние на местности, соответствующее 1 см на карте, умно­жают на измеренное по карте число сантиметров. Например, на карте масштаба 1: 25000 измерено расстояние, равное 5,3 см. Это расстояние на местности будет 250 м × 5,3 = 1325 м.

Еще проще – без всяких вычислений – расстояния по карте измеряют при помощи линейного масштаба, пользуясь для это­го циркулем или полоской бумаги. Делают это так:
ножки циркуля устанавливают в точках карты, расстояние между которыми требуется определить;
не изменяя раствора циркуля, прикладывают его к линей­ному масштабу так, чтобы одна из ножек точно совпала с нулем или с подписанным делением вправо от нуля, а другая расположилась бы на мелких делениях влево от нуля;
сумма отсчетов, прочитанных по масштабу против обеих ножек циркуля, дает искомое расстояние.
При откладывании заданных расстояний на карте порядок работы обратный: устанавливают необходимый раствор цирку­ля по линейному масштабу, затем откладывают на карте от указанной точки в нужном направлении отрезок, равный раст­вору циркуля (рис. 2).
Рис. 2. Способы определения расстояния по карте
3-й вопрос: Изображение местных предметов
на топографических картах
Все местные предметы изображаются на картах условными знаками . Все условные знаки местных предметов делятся на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются такие местные предметы, размеры которых выражаются в масштабе карты. Их размеры (длину, ширину, площадь) можно определить по карте, например размеры леса, луга, болота и т. п. Каждый масштабный (контурный) условный знак состоит из контура, т. е. границы данного предмета, например границы леса, и дополнительных обозначений внутри контура, показы­вающих, какой местный предмет находится в данном контуре, например лес, кустарник, луг и т, п.

Контур леса, кустарника, луга, болота вычерчивается на картах точками (пунктирами).

Внемасштабными условными знаками изображаются более мелкие предметы, размеры которых в масштабе карты не от­ражаются, например колодец, указатель дорог, километровый столб и т. п. Такие предметы изображаются на картах в увеличенном виде. Если условный знак имеет вид симметричной фигуры (завод, колодец и т. п.), то точное местоположение по карте предмета, изображенного внемасштабным условным зна­ком, определяется центром знака, а несимметричной фигуры (памятник, отдельный камень и т. п.) – серединой основания. Если внемасштабный условный знак имеет в основании прямой угол, то изображаемый предмет находится в вершине прямого угла (указатель дорог, километровый столб, отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.). Ось дороги, изображаемой на кар­те двумя линиями, проходит посередине между этими линиями.

Пояснительные условные знаки применяются для дополни­тельной характеристики местных предметов. Пояснительный условный знак показывает, например, какова порода леса, в каком направлении течет река и т. п.

Помимо пояснительных условных знаков на картах имеются пояснительные надписи. Например, у условного знака завода стоит надпись «кож». Это означает, что завод кожевенный. У некоторых условных знаков ставятся цифровые обозначения, например у условного знака моста дробь 15/10 показывает, что длина моста (числитель) –15 м, а грузоподъемность (знаме­натель) – 10 т.

Надписи применяются также для указания собственных на­званий населенных пунктов, рек, озер, урочищ и т. д.

Чтобы карта легче читалась и была более наглядной, ус­ловным знакам придают по возможности форму, напоминаю­щую форму изображаемых ими предметов (отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.). Для этой же цели карты изготов­ляют в несколько красок: леса, сады, парки печатают зеле­ной краской, воду – голубой, шоссейные дороги – красной, улучшенные грунтовые дороги – оранжевой, рельеф – линиями светло-коричневого цвета.

При изображении на картах железных дорог указывают их характеристику (трех-, двух- и одноколейные), насыпи и выем­ки, мосты, а также все придорожные сооружения (станции, де­по, казармы, будки). Линии связи вдоль железных дорог не показывают.

Автогужевые дороги при изображении их на карте делятся на автострады, шоссейные, улучшенные грунтовые и грунтовые (проселочные, полевые или лесные), а также тропы. На доро­гах показываются выемки, насыпи, мосты, линии связи, кило­метровые столбы, указатели дорог, обсадки. На улучшенных грунтовых дорогах надписывают их ширину в метрах, а на шоссейных – ширину одетой части (первая цифра) и всей до­роги (вторая цифра в скобках), а также материал покрытия (А – асфальтобетон, Б – булыжник и т. п.).

В населенных пунктах наносят все улицы, площади, сады, парки и постройки, имеющие значение ориентиров. Дома в на­селенных пунктах объединяют в кварталы, которые заштрихо­вывают.
Реки на картах изображают в одну или в две линии в за­висимости от их ширины. Ширину рек (в метрах) надписывают. На картах масштаба 1: 25 000 и 1: 50 000 реки шириной менее 5 м изображают в одну линию.
Скорость течения рек (м/с) надписывают в середине стрел­ки, показывающей направление течения. У бродов указывают: в числителе – глубину брода в метрах, в знаменателе (бук­вой) – качество грунта дна (Т – твердый, В – вязкий, П – песчаный, К – каменистый).
Каналы шириной менее 3 м изображают на карте одной линией.
Изображение рельефа на картах. На топографических кар­тах рельеф изображается горизонталями.
Рис. 3. План сечения горы
Представим себе модель горы (рис. 3), рассеченной горизонтальными плоскостями, расположенными одна от дру­гой на равных расстояниях по высоте. Обведя карандашом на бумаге основание горы и все полученные следы сечения, полу­чим ряд кривых замкнутых линий, соединяющих точки с одина­ковой высотой над основанием горы.
Замкнутые кривые линии, соединяющие точки с одинаковой высотой, называются горизонталями.
По одним горизонталям невозможно определить, в каком направлении повышается или понижается местность. Для обо­значения этого направления на некоторых горизонталях пер­пендикулярно им ставят короткие черточки – указатели ската (скатоуказатели). Они всегда бывают направлены в сторону понижения ската.
Гору и котловину изображают замкнутыми, опоясывающими одна другую горизонталями. Указатели ската в первом случае {гора) стоят с наружной стороны замкнутых горизонталей, а во втором (котловина) – направлены внутрь.
Хребет и лощину изображают горизонталями, вытянутыми у хребта в сторону понижения, а у лощины – в сторону повы­шения.
Седловину определяют на карте по наличию двух располо­женных рядом вершин и двух лощин, расходящихся в противо­положных направлениях.
4-й вопрос: Географические и прямоугольные координаты
Географические координаты. Земля имеет форму сфероида, т. е. сплюснутого шара. Так как земной сфероид весьма мало отличается от шара, то обычно этот сфероид называют земным шаром.
Земля вращается вокруг воображаемой оси и делает полный оборот за 24 ч. Концы воображаемой оси называются полюса­ми: один из них называется северным, а другой – южным.
Мысленно разрежем земной шар плоскостью, проходящей через ось вращения Земли. Эта воображаемая плоскость назы­вается плоскостью меридиана. Линия пересечения этой плос­кости с земной поверхностью называется географическим (или истинным) меридианом. Меридианов можно провести сколько угодно, и все они пересекутся в полюсах.
Плоскость, перпендикулярная земной оси и проходящая через центр земного шара, называется плоскостью экватора, а линия пересечения этой плоскости с земной поверхностью – экватором.
Если мысленно пересечь земной шар плоскостями, парал­лельными экватору, то на поверхности Земли получаются кру­ги, которые называются параллелями.
Нанесенные на глобусы и карты параллели и меридианы составляют градусную сетку. Градусная сетка дает возможность определить положение любой точки на земной поверхности (рис. 4).
Рис. 4. Градусная сетка земной поверхности
За начальный меридиан при составлении карт в метрических мерах принят Гринвичский меридиан, проходящий через Грин­вичскую обсерваторию (вблизи Лондона).
Положение любой точки на земной поверхности, например точки А , может быть определено следующим образом: опреде­ляется угол j между плоскостью экватора и отвесной линией из точки А (отвесной линией называется линия, по которой падают тела, не имеющие опоры).
Этот угол j называется географической широтой точки А (рис. 5).
Рис. 5. Географическая широта
Широты отсчитываются по дуге меридиана от экватора к северу и к югу от 0 до 90°. В Северном полушарии широты по­ложительны, в Южном – отрицательны.
Угол l заключенный между плоскостями начального мери­диана и меридиана, проходящего через точку А , называется географической долготой точки А (рис. 6).
Рис. 6. Географическая долгота
Долготы отсчитываются по дуге экватора или параллели в обе стороны от начального меридиана от 0 до 180°, на вос­ток – со знаком «плюс», на запад – со знаком «минус».
Географическая широта и долгота точки называются ее географическими координатами.
Чтобы полностью определить положение точки над земной поверхностью, необходимо знать еще третью ее координату – высоту, отсчитываемую от уровня моря.
Прямоугольные координаты. В топографии наиболее широ­кое распространение получили так называемые прямоугольные координаты. Возьмем на плоскости две взаимно перпендикуляр­ные линии – и 0 Y . Эти линии называются осями координат, а точка их пересечения 0 – началом координат.
Положение любой точки на плоскости можно легко опреде­лить, если указать кратчайшие расстояния от осей координат до данной точки. Кратчайшими расстояниями являются пер­пендикуляры. Расстояния по перпендикулярам от осей коор­динат до данной точки называются координатами этой точки.
Отрезки, параллельные оси X , называются координатами х , а параллельные оси Y – координатами у.
Система прямоугольных координат. Прямоугольные коорди­наты, о которых шла речь, применяются на плоскости. Отсюда они получили название плоских прямоугольных координат. Эта система координат с успехом применяется на небольших участ­ках местности, принимаемых за плоскость.
Для того чтобы применить систему плоских прямоугольных координат к сферической поверхности земного шара, приходит­ся допускать некоторые условности.
Так как развернуть шар на плоскости без разрывов невоз­можно, весь земной шар условно делят линиями земных ме­ридианов на 60 зон.
Для того чтобы получить зону на плоскости, ее проецируют на цилиндр, а затем этот цилиндр развертывают.
Строго говоря, зона, спроецированная на цилиндр, будет несколько искажена, в особенности на краях, но это искажение настолько незначительно, что практически его можно не при­нимать во внимание.

Получив таким образом зону на плоскости, к ней можно применить систему плоских прямоугольных координат. Осью X является средний (осевой) меридиан зоны, а осью Y экватор. Пересечение осевого меридиана с экватором называется нача­лом координат. Каждая зона имеет свое начало координат. Счет зон ведется от Гринвичского меридиана, который является западным для 1-й зоны.

Эта система координат называется системой прямоугольных координат.
Счет координат х ведется в метрах от экватора к полюсам. К северу от экватора все х положительны (имеют знак «плюс»), к югу – отрицательны (имеют знак «минус»). Очевидно, что на всем протяжении Европы и Азии координаты х положи­тельны.

Счет координат у ведется от осевого меридиана. К востоку от осевого меридиана координаты у имеют знак «плюс», к за­паду – знак «минус». Это связано с рядом неудобств, так как» записывая координаты, всякий раз надо не забывать поставить соответствующий знак. Чтобы избавиться от знаков, вернее» чтобы иметь только один знак, условились координату для осе­вого меридиана считать не за нуль, а за 500 км (500000 м). В результате этого координаты у в пределах всей зоны имеют знак «плюс», который при записи можно отбрасывать, не опа­саясь путаницы.

5-й вопрос: Километровая сетка и пользование ею

Каждый лист карты занимает небольшую часть зоны, а поэтому начало координат на карту не попадает. Для того что­бы можно было пользоваться координатами, на картах масшта­ба 1: 10000, 1: 25 000 и 1: 50 000 нанесены координатные сет­ки, т. е. квадраты со стороной 1 км (их также называют кило­метровыми сетками). На картах масштаба 1: 100000 наносятся квадраты со стороной 2 км.

Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиа­ну, а горизонтальные – экватору. Счет горизонтальных кило­метровых линий ведется снизу вверх, а вертикальных – слева направо.

Наклон сетки объясняется тем, что западная и восточная линии рамки, представляющие собой географические меридиа­ны, не параллельны осевому меридиану и образуют с ним не­который угол, называемый сближением меридианов. Но так как все вертикальные линии координатной сетки параллельны осе­вому меридиану, то и вся сетка будет наклонена по отношению к вертикальным линиям рамки на такой же угол.

Пользование координатной сеткой рассмотрим на примере.
Требуется определить по карте координаты тригонометри­ческого пункта на высоте 141,5 (рис. 7).
Рис. 7. Определение прямоугольных координат
Сначала нужно определить расстояние в метрах от экватора до данной точки. Это будет координата х ; координатой у этой точки будет расстояние в метрах от осевого меридиана (считая осевой меридиан за 500000 м). Целые километры определяют по цифрам за рамкой, а доли километра (метры) измеряют внутри квадрата в масштабе карты.
Таким образом, координаты тригонометрического пункта бу­дут: x =5880700; y =5297300.
При практической работе в пределах одного или двух лис­тов карты для сокращения записи первые две цифры отбрасы­ваются, так как они повторяются.
Следовательно, координатами тригонометрического пункта считаются: x =80 700, y = 97 300.