Двигатель 402 ремонт своими руками зажигание. Распределитель зажигания

Тема 2.13 Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования

В объем работ по техническому обслуживанию электрооборудования входят:

Очистка наружных поверхностей приборов электрооборудования от пыли, грязи, масла и электролита (аккумуляторной батареи);

Проверка креплений аккумуляторной батареи, генератора, стартера, состояния проводов низкого и высокого напряжения;

Проверка работоспособности свечей зажигания, прерывателя-распределителя, катушки зажигания, аккумуляторной батареи генератора стартера и приборов освещения.

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

Неисправности АКБ:

Снижение уровня электролита

а) испарение;

б) расплескивание.

Саморязряд

а) поверхностное загрязнение батареи;

б) замыкание пластин отпавшей активной массой.

3 Сульфатация (образование на пластинах крупных кристаллов сернокислого свинца (Pb SO 4))

а) разрядка АКБ большим током (стартером);

б) пониженный уровень электролита;

в) эксплуатация АКБ с систематическим недозарядом.

4 Короткое замыкание пластин (разрушение сепаратов)

а) заряд током большой силы;

б) заряд «пульсирующим током (при неисправной работе генератора или реле-регулятора).

Механические повреждения

а) замерзание электролита;

б) трещины, отслоения или вспучивание мастики;

в) повреждение и износ полюсных выводов (штырей).

Указанные неисправности приводят к:

1 уменьшению электрической емкости;

2 повышению внутреннего сопротивления;

3 уменьшению напряжения при разряде;

Полной потере работоспособности батареи.



При ТО АКБ проверяют:

1 отсутствие трещин на баке;

2 отсутствие расплескивания электролита и частоту поверхности батареи;

3 прочность контактов, наконечников приводов с клеммами батареи;

4 отсутствие засорения вентиляционных отверстий окисления на штырях и зажимах;

5 уровень электролита;

6 соответствие плотности;

Работоспособность батареи под нагрузкой.

Загрязненную и залитую электролитом поверхность батареи протирают тканью, смоченной 10 %-ым раствором нашатырного спирта или двууглекислой соды.

Засоренные вентиляционные отверстия прочищают деревянной палочкой.

Окисленные штыри и зажимы зачищают мелкозернистой шкуркой или мабером, после чего смазывают вазелином или солидолом.

Проверка уровня электролита.

Проверяют не реже чем через 10-15 дней – зимой и 5-6 дней – летом, он должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов, проверяют с помощью специальной стеклянной трубки. При понижении уровня электролита в АКБ доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда его уровень понизился в результате утечки или расплескивания, причем добавляют электролит той же плотности.

Проверка плотности электролита.

Проверяют с помощью ареометра. Плотность электролита зависит то его температуры. Если плотность электролита отличается то +25 о С более чем на 15 о С, то показаниям ареометра необходимо вводить температурную поправку (при повышении температуры добавляют 0,01, при понижении вычитают) (1 о С изменение плотности 0,007). Расхождение в плотности электролита отдельных аккумуляторов должно быть не более 0,01.

Понижение плотности на 0,01 соответствует разряду на 6 %.

Запрещается эксплуатировать зимой батарею, разряженную более чем на 25 % емкости, летом на 50 %. Рекомендуется 1 раз в три месяца заряжать АКБ (независимо от степени разрядки).

Проверка работоспособности АКБ.

Для определения работоспособности АКБ применяют нагрузочные вилки ЛЭ-2 или НИИАТ ЛЭ-3, Э-108, Э-107. испытывать АКБ нагрузочной вилкой рекомендуется не чаще 1 раза в месяц, т.к. при этом создается большая нагрузка на АКБ. Во избежание взрыва газов АКБ при его испытании должны быть завернуты. Испытывать не более 5 секунд. Разница напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В.

1,8-1,7 В – АКБ заряжена полностью

1,7-1,6 В – АКБ разряжена на 25 %

1,6-1,5 В – АКБ разряжена на 50 %.

Уменьшение емкости АКБ и резкое падение напряжения под нагрузкой чаще всего бывает из-за сульфатации пластин (образование на пластинах сернокислого свинца).

Зарядка АКБ.

КТЦ это:

1 длительная зарядка (больше обычной);

2 контрольный разряд током десяти часового режима до 1,7 В на аккумуляторе;

3 заряд в нормальном режиме.

ЗАРЯДКА НОВЫХ АКБ

1 Залить электролит (t<25 о С).

2 Пропитка пластин три часа.

3 Зарядка от 3 до8 часов (при длительном хранении более 1 года зарядка до 25 часов зарядка 0,05 от емкости).

Существует 2 способа зарядки АКБ:

1 при постоянном токе;

2 при постоянном напряжении.

Окончание зарядки АКБ характеризуется обильным газовыделением.

Срок службы (гарантийный)

6 ст-55 – 18 месяцев и более 40000 км

6 ст-128 мс – 24 месяца.

II. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Основные неисправности:

1 Разрушение изоляции проводов ВН и замыкание их на массу.

2 Нарушение плотного контакта провода в местах соединений.

3 Подгорание или окисление контактов прерывателя.

4 Изменение зазора между контактами.

5 Ослабление пружины подвижного контакта.

6 Неисправность конденсатора.

7 Износ граней кулачков прерывателя.

8 Пробой ротора распределителя.

9 Износ контактного уголька или обгорание токораздаточной пластины и сегментов.

10 Забрызгивание маслом электродов свечей (отложение нагара на электродах).

11 Несоответствующий зазор между электродами свечей.

12 Образование трещин в изоляторе свечи.

13 Нарушение герметичности свечей.

14 Обрыв или замыкание в обмотках катушки зажигания.

15 Перегорание добавочного сопротивления или дополнительного резистора.

16 Неисправная работа коммутатора.

17 Неисправная работа датчика импульсов (датчик холла или генератор переменного тока).

18 Неисправность контактной группы замка зажигания.

19 Неправильная установка момента опережения зажигания.

20 Неисправная работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Трудный пуск.

Перебои в работе двигателя, а иногда его полная остановка.

Невозможность запуска двигателя.

ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Перебои в работе.

Повышение искрообразования в контактах – максимальный.

Полный отказ в работе.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Маркировка свечей зажигания

А резьба М14×1,25 (метрическая)

М резьба М-18×1,5

10, 11, 14, 17, 20, 23 – калильное число

Длина резьбы

– 12 мм (не обозначается)

В – тепловой корпус выступает за пределы корпуса

Р – резистор для шумопогашения помех

Пример: А17ДВР.

ПРОВЕРКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Периодически через 6000-10000 км все свечи очищают и проверяют. Проверку свечей зажигания осуществляют на приборе Э-203П. Перед проверкой свечей зажигания их необходимо очистить от нагара на приборе Э203О. Очистка производится мелким просеянным песком, находящимся в корпусе прибора в течении 8-10 сек под давлением 3-6 кг/см 2 . После очистки свечи обдувают сжатым воздухом в течении 5-10 сек. Затем на свечах регулируют зазор между электродами проволочным калибром.

ГАЗ-3307 (ГАЗ-53) – 0,8-0,9 мм

ЗИЛ-130 – 0,85-1,0 мм

Проверка свечей зажигания на качество искрообразования и герметичность ее испытывают, завернув в гнездо воздушной камеры прибора Э-203П со смотровым стеклом и с помощью насоса создают давление 8-10 кг/см 2 в зависимости от зазора между электродами (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований).

Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру. Питание прибора от сети переменного тока 220 В.

ПРЕРЫВАТЕЛЬ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ

Отказы и неисправности:

1 Загрязнение и наличие трещин в крышке распределителя.

2 Загрязнение и наличие трещин в роторе распределителя.

3 Износ контактов распределителя.

4 Нагар на контактах распределителя тока низкого напряжения.

5 Износ кулачков вала распределителя.

6 Заедание центробежного регулятора опережения зажигания.

7 Повреждение диафрагмы или износ вакуумного регулятора опережения зажигания.

8 Уменьшение упругости пружины подвижного контакта.

Для диагностики прерывателей-распределителей используют прибор Э-213. Он предназначен для контроля и регулировки прерывателей-распределителей 4, 6 и 8-цилиндровых двигателей. С помощью прибора Э-213 можно определить:

1 емкость конденсатора;

2 сопротивление изоляции конденсатора;

3 состояние контактов прерывателя;

4 угол, замкнутого состояния контактов;

5 частоту оборотов двигателя.

Емкость конденсатора:

0,17-0,25 мкф – для прерывателей 4-х и 6-ти кулачковых

0,25-0,3 мкф – для восьми кулачковых

Состояние изоляции – стрелка прибора должна находиться в зоне «R из» (определяется утечка тока вследствие ухудшения изоляции).

Состояние контактов определяют напряжение на контактах в замкнутом состоянии при включенном зажигании. Напряжение от 0-0,15 В.

Если напряжение на контактах больше, то необходимо зачистить контакты мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150, после этого обдуть сжатым воздухом и протереть контакты замшей, смоченной в неэтилированном бензине. Если же после этого напряжение не войдет в норму, то контакты необходимо заменить.

Угол замкнутого состояния характеризует зазор между контактами. Угол замкнутого определяется по прибору Э-213 на работающем двигателе.

Он должен быть:

46-50 для четырехцилиндровых двигателей (0,35-0,45 мм)

52-58 для автомобилей ВАЗ 2101-07

38-43 для шестицилиндровых двигателей (035-0,45 мм)

28-32 для восьмицилиндровых двигателей (0,3-0,4 мм).

Изменение угла замкнутого состояния не должно быть более 3 о.

Натяжение пружины подвижного контакта можно проверить с помощью динамометра. Усилие в момент начала размыкания контактов должно быть 4-6 Н.

Смазка деталей прерывателя:

1 Кулачок, ось рычага, прерывателя, втулки смазываются моторным маслом.

2 Втулки ведущего вала смазываются смазкой ЦИАТИМ-201.

Прерыватель-распределитель смазывают:

ГАЗ-3307, 66 – 2200-3400 км

ЗИЛ-130 – 5500-9200 км

ГАЗ-24 – 3000 км

Катушка зажигания

Проверяют на приборе Э-5. Катушку испытывают при неработающем двигателе при помощи вибратора на бесперебойность и интенсивность искрообразования в пределах увеличения искрового промежутка на разряднике от 5 до 7 мм.

Катушку зажигания можно проверить с помощью осциллографа Э-206. Или анализатором двигателя К-485, К-518 по осциллограммам.

Установка зажигания

Установка зажигания, работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания во многом влияет на бесперебойную экономическую работу двигателя.

Более позднее зажигание или уменьшение угла опережения зажигания на 15-20 по отношению к наивыгоднейшему для данного режима работы двигателя приводит к увеличению расхода топлива на 15% и падение мощности двигателя на 10%.

1 Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя:

Проверить коленчатый вал рукояткой так, чтобы контакты максимально разошлись;

Очистить контакты от окислов и нагара тонким абразивным бруском или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150.

ТУ: при зачистке контактов следует удалить бугорок неподвижном контакте и несколько сгладить поверхность подвижного контакта.

Обдуть сжатым воздухом панель прерывателя;

Протереть контакты замшей, смоченной в неэтилированном бензине;

Отрегулировать зазор между контактами, для чего отпустить винт неподвижного контакта и поворачивать эксцентриковый винт, установить необходимый зазор.

ТУ: зазор между контактами замерить пластинчатым щупом.

У 4 и 6-ти искровых прерывателей он должен находиться в пределах 0,35-0,45 мм, а для 8 искровых – 0,3-0,4 мм.

2 Установка зажигания:

Вывернуть свечу 1 цилиндра;

Установить в свечное отверстие пыж или свисток

Медленно поворачивать коленчатый вал до момента выброса пыжа или подачи свистка;

Подключить контрольную лампочку параллельно контактам прерывателя, т.е. один проводник лампы подсоединить к массе двигателя, другой к клемме низкого напряжения прерывателя;

Поворачивать коленчатый вал двигателя до совпадения меток на шкиве к/вала с риской на гребенке указателя зажигания («ГАЗ-53-11» и «Зил-508») или метки на маховике с штифтом, закрепленным на кожухе маховика («ГАЗ-53-11»).

Рисунок 1 Установка коленчатого вала в положение ВМТ двигателя «ЗМЗ-53-11».

ТУ: у «ГАЗ-53-11» и «ГАЗ-3307» четвертое деление на указателе зажигания, на гребенке или маховике должно совпасть с меткой на шкиве или кожухе маховика;

У двигателя «ЗИЛ-508» должно совпасть отверстие на шкиве коленчатого вала с меткой 9 на указателе установки зажигания (гребенка).

Ослабить гайку крепления колонки привода распределителя;

Повернуть корпус прерывателя-распределителя по ходу вращения ротора до смыкания контактов;

Включить зажигание;

Осторожно поворачивать корпус прерывателя-распределителя против хода вращения ротора.

ТУ: поворачивать до того момента, пока не загорится лампа, что указывает на начало размыкания контактов.

Затянуть гайку крепления колонки привода распределителя, удерживая корпус от поворачивания;

Поставить крышку распределителя, центральный провод и провода высокого напряжения на свечи согласно порядка работы двигателя.

ТУ: при постановке проводов на свечи зажигания необходимо учитывать направление вращения кулачка, провод на первый цилиндр устанавливается в гнездо распределителя напротив контакта пластины ротора.

№. Контроль правильности установки начального угла опережения зажигания при помощи стробоскопического прибора модели Э-102, проверка работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЕ «ЗМЗ 402.10»

Снять крышку распределителя;

Вывернуть свечу первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха (начало такта сжатия);

Осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения меток на крышке распределительных шестерен со второй меткой на шкиве коленчатого вала (вторая метка соответствует положению за 5 о до ВМТ, первая метка за 12 о ВМТ);

Убедиться, что ротор стоит против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

Установить октан-корректор на нулевое деление (см. рис. 2);

Ослабить болт крепления распределителя к пластине октан-корректора (он находиться на нижней части корпуса распределителя) и повернуть корпус датчика распределителя до совмещения красной риски на роторе и стрелки на статоре (см. рис. 3) датчика распределителя;

Рисунок 3 Совмещение меток датчика - распределителя при установке зажигания

Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть болт крепления распределителя, поставить крышку на место;

Проверить правильность соединения проводов от свечей зажигания. Провода должны быть присоединены в порядке 1, 2, 4, 3 считая против часовой стрелки.

Таблица № 1 – Расположение меток при установке зажигания.

Марка автомобиля Метки для установки зажигания
«ВАЗ 2101-2107» Метка на шкиве коленчатого вала со второй меткой на крышке привода механизма газораспределения
«ВАЗ 2108-2109» (двигатель «ВАЗ 2108» рабочий объем цилиндров 1,3л) Метка на маховике должна на одно деление не доходить до среднего деления шкалы на люке картера сцепления Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 1 о ±1 о; Аи-91 1 о ±1 о.
«ВАЗ 2108-2110» (двигатель «ВАЗ 21083» рабочий объем цилиндров 1,5л) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 4 о ±1 о; Аи-91 - 1 о ±1 о.
«ВАЗ 2108-2110» (двигатель «ВАЗ 21081» рабочий объем цилиндров 1,1л) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 6 о ±1 о; Аи-91 1 о ±1 о.
«ВАЗ-1111» (Ока) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ 1 о ±1 о.
«ВАЗ-1113» (Ока) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ 4 о ±1 о.
«ГАЗ 31029-3110» Метка на крышке распределительных шестерен со второй меткой на шкиве коленчатого вала
«АЗЛК-21412» (двигатель УЗАМ-331) Штифт на нижней крышке картера привода механизма газораспределения с первой меткой на шкиве коленчатого вала
«ЗАЗ-1102» (Таврия) Метка на шкиве привода генератора с первой меткой на крышке плоскозубчатого ремня (5 о до ВМТ)
«ГАЗ-53» и «ГАЗ-3307» Четвертое деление на указателе зажигания, на гребенке или маховике должно совпасть с меткой на шкиве или кожухе маховика
«ЗИЛ-130» и «ЗИЛ 431510» Должно совпасть отверстие на шкиве к/вала с меткой 9 на указателе установки зажигания (гребенка)

а) Подготовка двигателя к проверке:

Проверить наличие меток для установки зажигания на двигателе;

Отметить мелом подвижную и неподвижную метки;

Запустить двигатель и прогреть его до Т=85 о -95 о С.

б) Подключение прибора

Подключить прибор со знаком «-» к массе автомобиля (к лемме «-» аккумуляторной батареи);

Провод со знаком «+» присоединить к клемме «+» аккумуляторной батареи;

Щуп с помощью переходника присоединить к свече первого цилиндра следующим образом:

а) снять свечной наконечник;

б) надеть на свечу переходник со щупом;

в) надеть свечной наконечник на штырь переходника.

в) Проверка правильности установки начального угла опережения зажигания:

Запустить двигатель, установить минимальные обороты двигателя;

Отсоединить трубку вакуумного регулятора от прерывателя;

Взять прибор в руку, нажать на кнопку пистолета;

Направить световой луч прибора на метки установки зажигания на двигателе;

Контролировать положение меток.

ТУ: при правильной установке зажигания и постоянной скорости вращения коленчатого вала, вследствие стробоскопического эффекта, подвижная метка точки зажигания будет казаться неподвижной и будет находиться против неподвижной.

При несовпадении меток отрегулировать момент зажигания в следующей последовательности:

Продолжать работу двигателя на малых оборотах;

Опустить гайку крепления колонки привода прерывателя;

Поворачивать корпус прерывателя (влево или вправо) до совпадения меток;

Затянуть гайку крепления прерывателя.

г) Проверка работы центробежного регулятора опережения зажигания.

Плавно увеличивать скорость вращения коленчатого вала двигателя;

Взять прибор в руку, нажать на кнопку и направить световой луч прибора на метки установки зажигания;

Контролировать смещение меток.

ТУ: при исправной работе регулятора метка на подвижном органе должна смещаться плавно от метки, неподвижной. При неисправной работе регулятора, смещение метки будет происходить рывками.

д) Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания:

Установить средние обороты двигателя;

Резко включить трубку вакуумного регулятора;

Контролировать положение установочных меток зажигания в свете стробоскопического прибора.

ТУ: метка на движущемся органе должна резко отклониться, вследствие появившегося разряжения.

Расположение ОСНОВНЫХ агрегатов. В МОТОРНОМ Отсеке: 1 - труба подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 2 - воздушный фильтр; 3 - крышка головки блока цилиндров; 4 - датчик-распределитель; 5 - катушка зажигания; 6 - вакуумный усилитель тормозов; 7 - пробка маслоналивной горловины; 8 - топливный фильтр тонкой очистки; 9 - термостат 10 - кожух радиатора 11 - радиатор

Описание конструкции

Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.

Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.

Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.

Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.

Система смазки двигателя - комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга - он открыт.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.

Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения - "зима" и "лето".

Сопротивление бегунка, кОм 5-8

Сопротивление наконечника

свечи, кОм 4-7

Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8-13

Сопротивление обмотки

статора, кОм 0,4-0,45

* На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402

Система зажигания - бесконтактная. Она состоит из датчика-распределителя коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрооб-разования, распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор с сопротивлением 8000-13000 Ом.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Техническая характеристика системы зажигания

Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

Направление вращения против

ротора распределителя часовой

Угол опережения зажигания

центробежный регулятор 15-18

вакуумный регулятор 8-10

Свечи зажигания А14ВР

Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95

Датчик-распределитель зажигания:

1 - корпус; 2 - грузик центробежного двигателя; 3 - винт крепления подшипника; 4 - вакуумный регулятор; 5 - пружина вакуумного регулятора; 6 - диафрагма; 7 - штуцер; 8 - магнитопровод ротора;9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; II - крышка; 12 – помехоподавительный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт; 15 - бегунок;16 - фильц; 17 - винт крепления ротора; 18 - обмотка статора; 19 - винт крепления статора; 20 - статор; 21 – магнитопровод обмотки статора; 22 - опора статора;23 - подшипник; 24 - пружина грузика; 25 - упорные шайбы; 26 - втулка;27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба;30 – стопорное кольцо; 31 - штифт; 32 - муфта привода.



Генератор 1631.3701:

1 - ротор; 2 - втулка; 3 - передний подшипник; 4 - втулка; 5 - шайба с гайкой; 6 - шпонка; 7 - шкив; 8 - вентилятор; 9 - передняя крышка; 10 - статор; 11 - обмотка ротора; 12 - щеткодержатель; 13 - пружины щеток; 14 - щетки; 15 - задний подшипник; 16 - крышка; 17-вал; 18- контактные кольца; 19- вывод обмотки статора; 20- пластины-держатели; 21 - задняя крышка; 22 - набор статора; 23 - обмотка статора.

Генератор 1631.3701 двигателя ЗМЗ-402

Генератор 1631.3701 - трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами.

В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель - мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора.

На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.

Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между"+" и "массой" генератора включен конденсатор.

Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.

Техническая характеристика генератора 1631.3701

Напряжение номинальное, В 14

Максимальный ток, А 65

Регулируемое напряжение, В 13-15

Сопротивление

обмотки возбуждения, Ом 2,5

Стартер - четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

Крутящий момент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовую обгонную муфту.

Стартеры двигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ-402 принципиально не отличаются. Стартер 42.3708-10 установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 -на двигатель ЗМЗ-402 слева.

Техническая характеристика стартера 42.3708-10 (СТ230-Б4)

Номинальная мощность, кВт 1,7(1,0)

Номинальное напряжение, В 12

Потребляемый ток

в заторможенном состоянии,

не более, А 700 (550)

Крутящий момент,

не менее кгс-м 1,6(2,0)

Потребляемый ток в режиме

холостого хода, не более, А 80 (85)


Стартер: 1 - колпак защитный; 2 - шайба запорная; 3 - щетка; 4,5 - выводы; 6 - крышка тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - тяговое реле; 9 - обмотка реле; 10 - шток; 11 - возвратная пружина; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 - крышка; 15- ось рычага; 16- удлинитель крышки; 17- ролик; 18 - ведущая (приводная) шестерня; 19 - втулка; 20 - кольцо пружинное; 21 - втулка упорная; 22 - вал; 23 - обгонная муфта; 24 - пружина; 25 - полумуфта включения; 26 - опора промежуточная; 27-статор; 28 - обмотка статора; 29 - ротор (якорь); 30 - коллектор; 31 - крышка; 32 - щеткодержатель.

В стальном корпусе стартера установлены четыре обмотки возбуждения. Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращается в двух бронзографитных втулках, установленных в крышках и промежуточной опоре.

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение "стартер", напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется осмотром деталей после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°. Для этого на двигателе ЗМЗ-402 совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
Для двигателя УМЗ-4215…

…выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.

Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя...

Бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра.


В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.

Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора…

…и устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы).

Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора…

…и, поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре). Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт.


Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров - считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1-2-4-3.
Рекомендуем дополнительно проверить правильность момента зажигания на ходу автомобиля. Для этого, двигаясь на четвертой передаче с постоянной скоростью 50-60 км/ч, резко нажмите на педаль «газа». Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно - на 1-3 с - момент зажигания выбран правильно. Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление. Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.

Установка системы зажигания

Для размеренной, экономной работы мотора огромное значение имеет верная установка системы зажигания . Для полного сгарения топлива искровой разряд в свече зажигания должен быть раньше верхней мёртвой точки поршня цилиндра, так как нужно время для сгорания топлива. Угол поворота коленвала от момента возникновения искрового разряда до верхней мёртвой точки называется углом опережения зажигания.

Установка системы зажигания.

Для пуска двигателя достаточно установить зажигание в момент прохождения поршнем верхней мёртвой точки или близкой к этому моменту. Установка системы зажигания требуется при снятии трамблёра на автомобилях ВАЗ и снятия привода трамблёра на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК и др.

Способы установки зажигания.

При установки систему зажигания есть два способа.

Первый способ установки зажигания.

Первый способ подходит ко всем двигателям с контактной или бесконтактной системой зажигания. Для установки выкручивается свеча первого цилиндра, а отверстие затыкается пальцем (при установке с помощником) или не тугой пробкой из бумаги или другого материала. После этого проворачивается двигатель заводной рукояткой, а при её отсутствии поднятым ведущим колесом при включенной передаче. Повышение давления в цилиндре под пальцем или выбивание пробки означает движение поршня вверх при такте сжатия.

После определения такта сжатия надо совместить метки верхней мёртвой точки. Расположение меток индивидуально для каждого двигателя. Для двигателей ВАЗ, ГАЗ-402 мети располагаются на шкиве коленвала и передней крышке, у двигателей ГАЗ-52, ГАЗ-66 расположены на маховике и кожухе моховика.

Установка момента зажигания на змз 402 ГАЗ,УАЗ(безконтактная)

Устанавливаем момент зажигания на двигателе ЗМЗ 402 Волга,УАЗ.(безконтактная)

Установка трамблера с приводом

правильная установка трамблера с приводом на автомобиль УАЗ.

После установки верхней мёртвой точки надо установить трамблёр таким образом, что бы бегунок был направлен на вывод первого цилиндра крышки трамблёра. При установке системы зажигания ГАЗ, УЗМИ с бесконтактным трамблёром, надо совместить метку на якоре трамблёра со стрелкой на статоре.

Если все действия выполнены правильно и нет неисправности других систем, двигатель должен завестись.

Второй способ установки зажигания.

Для четырёх цилиндровых двигателей можно не определять такт сжатия для первого цилиндра, но при этом надо учитывать, что при установке меток верхней мёртвой точки такт сжатия может быть в первом или четвёртом цилиндре.

При установке трамблёра в этом случае , сначала устанавливаются метки верхней мёртвой точки , как описано в первом случае и так же как в первом случае устанавливается на место трамблёр.

Если при попытке пуска двигателя он не заведётся, то надо развернуть провода на крышке трамблёра. Для этого надо поменять местами провода первого цилиндра с четверым цилиндром и соответственно поменять местами провода второго и третьего цилиндра.

Регулировка зажигания.

После пуска двигателя надо отрегулировать угол опережения зажигания. Существует два способа регулировки, при помощи стробоскопа и на слух при движении.

При регулировке зажигания при помощи стробоскопа контролируется момент возникновение искрового разряда и совмещение меток верхней мёртвой точки цилиндра. Установка момента зажигания стробоскопом является точной, но рассчитано на эталонный двигатель и качественный бензин. Поэтому, как показала практика, лучше устанавливать момент зажигания на слух при движении автомобиля.

Для установки на слух на прямом ровном участке дороги при скорости 40 км/час. производится резкое нажатие на педаль газа. При резком нажатии должен быть слышен непродолжительный металлический стук в двигателе. Обычно в этом случае говорят Стук поршневых пальцев, но на самом деле это стук юбки поршня о стенки цилиндра при движении поршня вверх когда произошло сгорание топлива и давление на дно поршня избыточное.

Если стук отсутствует зажигание позднее, при продолжительном стуке раннее. Эта регулировка рекомендуется после каждой дозаправки, ввиду несоответствия фактического октанового числа заявленному.

От правильной настройки системы зажигания напрямую зависит работа двигателя, его экономичность и надежность.
В данной статье мы рассмотрим устройство и компоненты системы зажигания ЗМЗ 402, а также порядок установки угла опережения зажигания

Элементы системы зажигания

Одной из основных систем, необходимых для удачного пуска двигателя, является система зажигания. Для бензиновых двигателей принципиальная конструкция систем зажигания отличается совсем незначительно – существуют два вида:
Контактная система
Бесконтактная система


Система зажигания состоит из следующих компонентов:
1. Катушка
2. Распределитель-прерыватель искры (трамблер)
3. Коммутатор
4. Свечи зажигания
5. Замок зажигания
6. Стартер
7. Добавочное сопротивление (в отдельных случаях)

Порядок работы системы зажигания

Для ЗМЗ 402 модели этот порядок выглядит так:

Запуск мотора автомобиля производится при повороте ключа в замке зажигания – в этот момент заряд с аккумуляторной батареи поступает на стартер, который начинает вращать коленчатый вал, приводя в действие трамблер (через привод). В этот самый момент электрический ток поступает на катушку, затем через коммутатор заряд поступает на распределитель искры (трамблер), а тот в свою очередь распределяет ток через провода на свечи цилиндров.

ВАЖНО знать, что коммутатор являет собой блок из транзисторных ключей, служащий для управления токами, которые проходят через катушку индуктивности.

Раннее зажигание

Одной из наиболее часто встречающихся проблем с системой зажигания является слишком ранний угол опережения зажигания – это когда при подаче топлива в цилиндр двигателя, рабочая смесь из бензина и воздуха в камере сгорания воспламеняется гораздо раньше подхода поршня к верхней мёртвой точке. Если начальный угол опережения зажигания установлен слишком рано, тогда могут возникнуть проблемы с работой автомобиля. Чтобы избежать этого стоит обратить внимание на признаки раннего зажигания. А это:
Двигатель не запускается с первого раза (имеет место проворачивание коленчатого вала в обратную сторону при пуске двигателя)
Неустойчивая работа мотора на холостом ходу
Детонация несгоревшего топлива (появляется стрекочущий звук, который не исчезает при увеличении оборотов)
Нагар на свечах зажигания (полностью не сгоревшее топливо оседает на свече)
Выстрелы в глушитель (топливо сгорает из-за пропуска в работе зажигания)
Черный дым из глушителя (догорает топливо не сгоревшее в камере сгорания)
Повышенный расход топлива

Позднее зажигание

На двигателях с карбюраторной системой питания, позднее зажигание являет собой воспламенение топливной смеси в тот момент, когда поршень уже достиг верхней мертвой точки или уже прошёл ее. При такой работе двигателя увеличивается расход топлива, ухудшаются мощность и приемистость. Основными признаками позднего зажигания являются:
Проблема с запуском мотора (Нужно несколько попыток)
Вялая динамика автомобиля на ходу (двигатель глохнет, когда увеличиваются обороты)
Свечи зажигания светло-серого или белого цвета
Выстрелы в карбюратор (происходит догорание топлива во впускном коллекторе)
Перегрев двигателя (догорание смеси происходит при такте расширения, что способствует перегреву мотора)

Порядок регулировки системы зажигания

Для правильной установки зажигания на двигателе ЗМЗ 402, нужно учитывать следующие факторы:
Порядок работы двигателя 1-2-4-3
Ротор трамблера вращается против часовой стрелки
Люфт на свече зажигания должен быть не более 0,8мм
Значение сопротивления резистора на трамблере должен быть от 5 до 8кОм
Значение сопротивления на свече зажигания колеблется от 4 до 7кОм
Сопротивление обмотки статора варьируется от 0,45кОм до 0,5кОм

Сопоставление меток

Для начала установки правильного угла опережения зажигания нужно провернуть коленчатый вал в положение, которое обозначает 5 градусов. Это делается следующим образом – нужно выставить первый цилиндр в верхней мертвой точке (окончание такта сжатия). Для этого требуется совместить среднюю метку на шкиву коленчатого вала с меткой на головке блока цилиндров.

ВНИМАНИЕ. Такт сжатия на первом цилиндре можно установить, если до этого не был демонтирован трамблер – открыв его крышку бегунок будет стоять напротив внутреннего контакта провода, соединяющегося со свечей зажигания первого цилиндра.

Если таким образом определить такт сжатия не получается, то необходимо вывернуть свечу из первого цилиндра и заткнуть отверстие ветошью или бумагой. Затем следует начать проворачивать коленчатый вал до того момента, когда пробка в виде бумаги не будет удалена при помощи воздуха, создаваемым внутри цилиндра. Это и будет момент сжатия.

Регулировка угла опережения

Далее необходимо ослабить болт октан-корректора, который находится на трамблере. Здесь пригодится гаечный ключ на 10. Затем угол опережения выставляется примерно посередине шкалы (это будет нулевой показатель).
Далее все тем же ключом на 10 нужно ослабить болт-фиксатор пластинок
корректор-октана.
Следующим делом следует провернуть корпус распределителя таким образом, чтобы обе метки совпали – красная метка на головке ротора и метка на статоре. Когда корпус будет установлен в нужном положении, необходимо зафиксировать корпус трамблера одной рукой, а второй заворачивать болт.

Проверка правильности установки зажигания

Правильность установленного угла опережения зажигания проверяется на ходу автомобиля – на скорости 50-60км\ч резко нажимается педаль газа, должна последовать кратковременная детонация (1-3сек). Если детонация после этого времени пропала, то момент выбран правильно. Более точно выставить зажигание можно при помощи стробоскопа.

Данное краткое руководство поможет своими руками выставить зажигание не прибегая к помощи специалистов в домашних условиях.