Формирование налогообложения прибыли с учётом оптимизации. Разработка рекомендаций по оптимизации и налогоообложению ооо «млз Как оптимизировать прибыль

Оптимизация налогов в практике современной России

При рассмотрении возможностей оптимизации налога на прибыль организации необходимо помнить все аспекты исчисления и уплаты данного налога. Занимаясь оптимизацией налога на прибыль следует исходить из общей стратегии организации, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние суммы налога м соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности организации.

Основными направлениями оптимизации налога на прибыль являются:

– обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;

– обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

– осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями гл.25 НК РФ: представительские, командировочные, страхование работников, имущества и др.;

– подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственного по мере оплаты;

– обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст.317 НК РФ;

– обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;

– обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу; рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в т. ч. путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;

– рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества от акционеров, чья доля в капитале общества превышает 50 %; и другие направления.

Традиционно для снижения нагрузки по налогу на прибыль используются следующие способы:

· формирование резервов (данный механизм рассмотрен в § 4.3) позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, т. е. получать отсрочку по налогу на прибыль;

· использование элементов налогового учета: выбор метода начисления амортизации, способа списания стоимости материалов и другие способы (также рассмотрено в § 4.3);

· перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансирование без дополнительных налоговых обязательств.

На последнем – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансирование без дополнительных налоговых обязательств . остановимся подробнее. Суть способа состоит в переносе прибыли предприятия, на субъектов льготного налогообложения, а затем – в ее возврате в собственные средства этого же или другого предприятия (например, управляющей компании холдинга, аккумулирующей его прибыль) без уплаты дополнительных налогов.



К субъектам льготного налогообложения (СЛН) относятся следующие.

1. Предприятия и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

2. Предприятия и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.

3. Индивидуальные предприниматели на общем режиме налогообложения. (вместо фиксированной ставки налога на прибыль (24 %) они уплачивают два налога – НДФЛ (13 %) и единый социальный налог по регрессивной шкале от 13,2 % до 2 %. Кроме того, предприниматели не являются плательщиками налога на имущество, и могут уплачивать НДС в общем порядке, что для оптовой торговли и производства является плюсом, а не минусом. Индивидуальные предприниматели всегда ведут учет доходов и расходов по кассовому методу).

4. Предприятия, в уставном капитале которых участие общественной организации инвалидов (ООИ) составляет 100 %, среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %. Налог на прибыль у таких организаций снижается путем перечисления средств в ООИ на социальную защиту инвалидов, причем целями социальной защиты инвалидов также являются направление средств на содержание общественной организации инвалидов (пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затем средства, направленные в ООИ, как правило, реинвестируются в предприятие через взнос в уставный капитал или безвозмездную передачу имущества. Оба способа к дополнительному налогообложению не приводят. При этом с целью соблюдения предельного количества инвалидов в среднесписочной численности работников и их доли в фонде оплате труда в штате может числиться только один работник-инвалид (директор), всех остальных он может привлечь по схеме аутсорсинга (договор о предоставлении работников), или они могут работать в неинвалидной организации-субподрядчике.

5. Предприятия, зарегистрированные в низконалоговых регионах, сохранившие в том или ином виде льготы по налогу на прибыль (своего рода российские оффшоры). Фактически региональные льготы даются через систему субвенций из бюджета: предприятие фактически работает в одном регионе, а регистрируется в другом, низконалоговом. Никаких региональных льгот фирме не предоставляется, и все налоги она платит в бюджет в полном объеме. Затем в виде субвенции на развитие бизнеса возвращается 70–80 % от суммы налогов. Таким образом, предприятие платит 20–30 % налогов, а регион, в котором оно фактически находится, не получает ничего (недобросовестная налоговая конкуренция).

6. Своеобразным СЛН можно считать и убыточные предприятия – имеющие в текущем или прошлых налоговых периодах убытки (от основного вида деятельности) по налоговому учету. Перенося прибыль прибыльного предприятия на баланс убыточного, фактически используются его убытки для снижения налога прибыльного предприятия, поскольку налог на прибыль платится не по отдельным операциям, а по деятельности в целом. Один из распространенных способов использования убытков – реорганизация через присоединение убыточного предприятия к прибыльному.

Данный способ состоит из двух этапов:

1. перенос прибыли на льготный налоговый режим,

2. реинвестирование (возврат) прибыли без дополнительных налоговых обязательств.

На первом этапе полученная предприятием прибыль переносится в СЛН одним из способов.

Способы переноса прибыли в СЛН:

1) выполнение СЛН работ или оказание услуг на сумму прибыли оптимизируемого предприятия:

· услуги по управлению – с заключением договора передачи полномочий исполнительного органа, договора на организацию производства, договора на управление обособленным подразделением и т. п. (пп.18 п.1 ст.264 НК РФ);

· услуги по предоставлению персонала (аутсорсинг);

· консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью предприятия и т. п., содействие в привлечении финансирования;

· посреднические услуги – агентский договор (договор комиссии) на закуп сырья и материалов или реализацию готовой продукции, Обязанности СЛН – поиск контрагентов, заключение с ними договоров от имени и за счет принципала, ведение переговоров с ними, согласование условий договоров и цен, контроль за соблюдением условий договоров и т. п.;

· юридические и информационные услуги (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ);

· маркетинговые услуги (пп.27 п.1 ст.264 НК РФ);

· автотранспортные услуги по перевозке пассажиров или грузов, а также услуги по техническому обслуживанию автотранспорта;

· услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, по постановке, восстановлению бухгалтерского (финансового) учета, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, диагностика системы управленческого учета, бюджетирования и их автоматизации, индивидуальные консультации по вопросам управленческого учета, бюджетирования, применения МСФО и другим финансовым вопросам (пп.17 п.1 ст.264 НК РФ);

· работы по договору подряда (субподряда);

· услуги по кадровому консалтингу: анализ структуры персонала, разработка стратегии работы с персоналом; постановка работы службы персонала; организация документооборота кадровой службы; организация подбора персонала; отбор, оценка и развитие персонала; организация и сопровождение процесса сокращения рабочих мест; оценка морально-психологического климата и системы неформальных отношений (пп.15 п.1 ст.264 НК РФ).

2) Использование и обслуживание объектов основных средств и нематериальных активов (арендные и лицензионные платежи).

3) Выплата процентов по долговым обязательствам. НК РФ дает налогоплательщику инструмент налогового планирования: расходом признаются все начисленные проценты, при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 % в любую сторону от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Для отнесения на расходы в целях налогообложения любых, сколь угодно больших процентов (в т. ч. дисконтов по собственным векселям) налогоплательщик может воспользоваться следующим:

· установить в налоговой учетной политике предприятия, что начисленные проценты признаются расходами, при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, а также определить порядок определения сопоставимости;

· выдать как минимум два сопоставимых долговых обязательства в одном периоде;

· регулярно начислять проценты за фактическое время пользования заемными средствами и вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) относить их на расходы.

4) В соответствии с условиями заключенных договоров предприятие может выплачивать штрафные санкции в адрес СЛН за нарушение условий оплаты, других договорных условий (в настоящее время суммы штрафных санкций не облагаются НДС (постановление ФАС Уральского округа от 21 августа 2003 г. № Ф09-2548/03-АК, постановление ФАС Московского округа от 12 ноября 2003 г. № КА-А40/8947-03, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2003 г. № А56-29845/03)).

  • 1 Улучшение финансового состояния с помощью оптимизации отдельных налогов
  • - 1. Оптимизация налога на прибыль
  • - Второе место по объемам уплаты занимает налог на прибыль организаций.
  • - Для оптимизации данного вида налога предлагается создать на предприятии резервы. Ни один налоговый инспектор не сможет подвергнуть сомнению такой способ оптимизации налога на прибыль. С их помощью можно на вполне законных основаниях переносить на более поздний срок уплату налога на прибыль или вообще равномерно в течение года уменьшать его сумму за счет расходов, которые еще не возникли. По данным бухгалтерской отчетности 2015 года на предприятии ООО «МЛЗ» дебиторская задолженность составляет 62578 тыс. руб. Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о достаточно низкой платежной дисциплине покупателей. С помощью резерва по сомнительным долгам организация может обезопасить себя от несвоевременно расплачивающихся покупателей (заказчиков).
  • - Неполученные долги имеют все признаки сомнительных:
  • - - если задолженность возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • - - если задолженность не погашена в договорные сроки и ничем не обеспечена (п. 1 ст. 266 НК РФ).
  • - Любая организация вправе принять решение о формировании резерва по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
  • - В налоговом и бухгалтерском учетах правила формирования резерва различаются.
  • - В бухгалтерском учете организация может принять решение о создании резервов с отнесением этих расходов в состав прочих (дебет счета 91-2 кредит счета 63), о чем должна быть сделана запись в учетной политике.
  • - Резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения могут создавать те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
  • - На основании п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Резерв по сомнительным долгам начисляется в конце отчетного (налогового) периода, что подтверждено п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Иными словами, за счет создания резерва по сомнительным долгам организация оптимизирует платежи по налогу на прибыль.

  • - Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
  • - - по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • - - по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • - - сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает суммы создаваемого резерва.
  • - При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. В соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
  • - 2. Уменьшение платежей по налогу на имущество.
  • - Актуальная задача для анализируемого предприятия, поскольку удельный вес данного налога в общей сумме налоговых платежей составляет в 2012 году значительную долю по суммам уплаты.
  • - Наиболее доступный способ снижения налога на имущество - передача имущества в организацию, которая имеет льготу по данному налогу. После этого предприятия берут имущество у него в аренду. С полученной арендной платы организация - арендодатель заплатит небольшой единый налог.
  • - Такое решение позволяет экономить и на других налогах. Налог на прибыль уменьшится за счет того, что арендная плата у арендатора включается в расходы по мере ее начисления, а у арендодателя облагается налогом по более низким ставкам, и только после оплаты.
  • - В роли «хранителя активов» может также выступать организация, уплачивающая ЕНВД. Она не будет платить налог по имуществу, используемому для деятельности, облагаемой ЕНВД. Например, имеющийся у предприятия автопарк можно передать отдельной структуре, которая, например, будет оказывать ему автотранспортные услуги по транспортировке стройматериалов.
  • - Экономия на данном виде налога составила бы значительную сумму. Данные средства руководству предприятия предлагается направить на увеличение собственного капитала, так как значения всех показателей, характеризующих обеспеченность собственными средствами, не соответствуют нормативам. Так же данные меры позволят снизить себестоимость продукции и получить большую прибыль при меньших затратах.
  • - Т.к. перевод имеющегося имущества (автопарка) ООО «МЛЗ» фирме с ЕНВД имеет ряд препятствий. Таких как нежелание компаний брать на баланс автопарк чужой компании, а также проведение переоценки автопарка компанию
  • - Мы предлагаем передать транспорт, имеющийся у ООО аутсортиноговые компании на условиях лизинга. В свою очередь, заключив с ней контракт на аутсортиноговые услуги.
  • - Аутсорсинг представляет собой передачу вспомогательных, поддерживающих или сопутствующих функций внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
  • - Специфика выполнения трудовой функции работниками состоит в том, что они, оставаясь в штате организации-услугодателя, фактически выполняют работу в другой организации, подчиняются ее требованиям и специально оговоренным правилам. Контроль за их деятельностью выполняется двумя организациями: услугодателя, который в соответствии с договором должен предоставить услугу надлежащего качества, и услуг получателем, который должен оказанную услугу принять и оплатить.
  • - Договор аутсорсинга в силу своей специфики имеет ряд особенностей, о которых следует помнить, заключая договор.
  • - В связи с тем, что договор аутсорсинга чаще всего заключается в форме договора возмездного оказания услуг, все существенные условия данного договора, предусмотренные в ГК РФ, должны быть включены в договор аутсорсинга.
  • - Одним из существенных условий является предмет договора. Что именно входит в перечень услуг аутсорсера, должно быть отражено в договоре подробно.

Выбор метода начисления амортизации

Амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в составе основных средств. По принятым на баланс с 01.01.2004 основным средствам применяется один из четырех установленных п. 18 ПБУ 6/01 способов начисления амортизации, которые выбираются для групп однородных объектов: линейный; уменьшаемого остатка; по сумме чисел лет срока полезного использования; пропорционально объему продукции. Способ начисления амортизации выбирается при вводе объекта в эксплуатацию и впоследствии не меняется.

Срок полезного использования объекта определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

При выборе срока эксплуатации имущества организация может использовать сроки, установленные в Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Использование данной Классификации сблизит бухгалтерский и налоговый учет. Выгоднее установить меньший срок использования из установленных предельных значений. Срок полезного использования пересматривается в результате проведенной реконструкции или модернизации. В интересах налогоплательщика - установление такого срока использования, чтобы сумма вновь начисляемой амортизации оказалась, по крайней мере, не меньше, чем до проведения реконструкции или модернизации.

Применение линейного метода основано на предположении, что функциональная полезность актива зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока службы. Способ уменьшаемого остатка применяется в случае, когда полезность и производительность объектов основных средств выше в начальный период использования, чем в последующий. Коэффициент ускорения не должен быть выше 3, выбор его значения, как нам представляется, должен определяться проводимой технической (амортизационной) политикой организации. На аналогичных предположениях основан метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Метод списания пропорционально объему продукции прямо связан с интенсивностью использования (износа) объекта основных средств, в качестве базы для расчета годовой суммы амортизационных отчислений необходимо учитывать объем производства в натуральных показателях.

Самым распространенным является линейный метод начисления амортизации, указанный также в гл. 25 НК РФ, поэтому его применение сближает бухгалтерский и налоговый учет. В литературе приводятся расчеты, показывающие выгодность применения налогоплательщиком метода уменьшаемого остатка, и менее выгодным считается линейный метод . Однако из сравнительных расчетов выпадает метод списания пропорционально стоимости продукции. Конечно, применение указанного способа начисления амортизации требует наличия адекватной системы планирования производства исходя из этапов жизненного цикла товара. Кроме того, учтем тот факт, что структура налоговых платежей различается по годам, поэтому целесообразно использовать критерий оптимизации минимум приведенной стоимости таких платежей. Для иллюстрации рассмотрим на примере ООО «МЛЗ».

Каждый объект предпринимательской деятельности имеет возможность провести оптимизацию . Такую процедуру помогает совершить правильно выбранная политика уплаты налогов, а также подобранные методы оптимизации, основным из которых является ревизия осуществляемых компанией затрат.

Выбирая для себя способ минимизировать оплачиваемые налоги, каждый предприниматель должен понимать, что такие действия очень не нравятся представителям государственных органов налогового контроля. Нужно быть готовым к тому, что выбранная налоговая политика может встретить отпор, или могут быть использованы доначисления по налогам.

Некоторые недобросовестные налогоплательщики для того, чтобы уменьшить предстоящие к оплате налоги, идут на нарушение закона и предъявляют в статьях расходов операции, которые не соответствуют предъявленному статьей НК списку тех, что можно относить к расходам организации. Например, создают фиктивные договоры с подставными фирмами, на счета которых перечисляют средства, а они затем опять возвращаются налогоплательщику. Такие меры являются незаконными и при отсутствии доказательств могут повлечь за собой привлечение налогоплательщика к ответственности.

Поэтому если налогоплательщик решил внести изменения в свою налоговую политику и уменьшить сумму налога, которую должен оплатить, ему следует остановиться на законных методах и поисках законных резервов.

Методы, которые традиционно используются для снижения налоговой базы и налога на прибыль

  • Поиск и процесс самостоятельного создания резервов.

Фирма, используя метод начислений, равномерно распределяет по истечении годового налогового периода затраты, связанные с оплатой отпуска сотрудникам, вознаграждениями в материальном эквиваленте по выслуге лет, затратами на . Такой способ оплаты налога является не уменьшающим сумму самого налога, а корректирующим размер его с помощью равномерного распределения по каждому из квартальных платежей или ежемесячных авансовых платежей.

  • Использование льготной или сниженной ставки по налогам.

Этот метод можно использовать лишь в том случае, когда есть основания для предоставления льгот по налогообложению. Их рассматривают государственные органы, которые и предоставляют предпринимателю решение о начислении или не начислении льгот.

  • Оплата обязательных налогов с рассрочкой.

Применение такого метода дает грамотно составленная и продуманная налоговая политика.

  • Убытки, понесенные раньше, использовать для того, чтобы снизить в настоящее время.

Такой метод подходит при грамотном ведении бизнеса и распределении суммы уже понесенного убытка в течение последующих 10 лет.

Все перечисленные выше методы находятся в рамках закона и подразумевают правильный подход к организации налоговой политики объекта предпринимательской деятельности.

Иные способы оптимизировать налог на прибыль

Следующие перечисленные методы также находятся в рамках закона, но имеют некоторые нюансы в своем действии:

  • Уменьшение суммы прибыли, которая используется для расчета суммы налога на прибыль, путем применения расходов, не связанных с реализацией. Именно таким методом является предоставление покупателям определенных скидок на подлежащий реализации товар, так как сумма этих скидок, согласно НК, относится к внереализационным расходам.
  • К расходам, связанным с производством и реализацией, относится оплата аренды и эксплуатации рабочего помещения. Но стоит помнить, что все суммы, которые вы намерены завысить, должны иметь документальное подтверждение и быть обоснованными. Расширить эти затраты также помогают статьи на вывоз мусора и уборку помещений.
  • Если есть необходимость, можно привлечь к снижению налоговой базы «иные затраты на реализацию и производство», к которым можно отнести предоставление консультационных услуг по оценке ситуации на рынке, в сферах которого оборачивается ваше предприятие.
  • Пользование товарным знаком и периодические его оплаты также можно учитывать в графе расходов на законных основаниях.
  • Оплата изготовления служебной формы может относится к оплате труда и являться статьей расходов, но в этом случае она должна быть оговорена в договоре трудоустройства сотрудника, в нем же должны быть указаны порядки выдачи и ношения этой формы.
  • Отдельной статьей расходов могут стать затраты на повышение квалификации или ее смену сотрудниками.
  • Отдельная статья расходов – это проплата амортизации тех основных средств, которые вводятся в использование, а также убытки от их списания.

Оптимизация налога на прибыль является набором выгодных организации мероприятий, которые призваны сократить затраты на уплату налогов. Но стоит учесть, что если вы хотите сделать такое уменьшение путем увеличения расходов, то расходы эти должны быть документально подтверждены, а также экономически обоснованы.

Итак, одним из эффективных способов минимизации и оптимизации налоговых выплат является отсрочка выплаты налога путем равномерного распределения получаемой в налоговом периоде прибыли и осуществляемых растрат. Стоит понимать, что такой способ является безопасным в плане соблюдения закона и очень хорошо сказывается на общем статусе предприятия перед службами государственного налогового контроля.

Перед многими предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность, встает вопрос легального снижения «налоговой нагрузки» или «налоговой оптимизации».

Оптимизация налогообложения - это совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы в рамках действующего налогового законодательства .

Основными направлениями оптимизации налога на прибыль являются:

  • 1) обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;
  • 2) обоснование критериев отнесения расходов к текущим расходам;
  • 3) осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли: представительские, командировочные, страхование работников, имущества и др.;
  • 4) подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты;
  • 5) обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст.317 НК РФ ;
  • 6) обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;
  • 7) обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу; рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в т. ч. путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;
  • 8) рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества от акционеров, чья доля в капитале общества превышает 50 %; и другие направления.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль по различным причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов, а также увеличить доходы и соответственно снизить налогооблагаемую базу по налогу предприятие может за счет создания различных резервов.

ЗАО «Вятский сувенир» для снижения нагрузки по налогу на прибыль использует такой способ оптимизации налога, как формирование резерва по сомнительным долгам. Рассмотрим его наиболее подробно.

Практически у каждой организации имеется непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам.

В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Процедура создания резерва является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую

организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:

  • 1) организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода;
  • 2) рекомендуется предусмотреть возможность создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;
  • 3) рассчитать сумму резерва. При этом учитывается, что:

a) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму резерва включается полная сумма выявленной задолженности;

b) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) -- в сумму резерва включается 50 процентов от суммы;

c) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней -- не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом следует знать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.

Создание резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым регистром. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода .

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации…….3

1.1.Концепции разграничения налоговой оптимизации и

уклонения от налогов…………………………………………….3

1.2.Основные моменты оптимизации налога на прибыль……..…10

Глава 2.Различные методы оптимизации налога на прибыль……….18

2.1.Создание резерва по сомнительным долгам……………………18

2.2.Создание ремонтного фонда и применение различных

методов амортизации……………………………………………24

Заключение………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………..34

Введение

Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых для развития предприятия денежных средств. Поэтому знание путей оптимизации налога на прибыль дает организации возможность развиваться не только за счет заемных средств, но и используя свои резервы.

Актуальность данной темы проявляется в том, что на данный момент многие предприятия используют нелегальные и противозаконные схемы оптимизации и минимизации налогов, в том числе и налога на прибыль.

В данной работе рассматриваются методы оптимизации, предусмотренные законодательством и Налоговым Кодексом РФ. Такие как создание резервов и использование ускоренной амортизации.

Немаловажным преимуществом в подробном изучении налогообложения прибыли также является то, что достаточно хорошие знания об особенностях уплаты налога на прибыль помогут избежать ошибок и недочетов при заполнении декларации и выплат по налогу.

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации

1.1 Концепции разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налога.

Налоговое планирование, как одно из важнейших направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Одной из главных проблем, с которой сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием (в том числе и оптимизационным) и уклонением от уплаты налогов. 1

В зарубежных странах налоговое планирование получило широкое распространение во второй половине 20-го века, в Российской Федерации – практически одновременно со становлением налоговой системы в начале

90-х годов прошлого века. Налоговое планирование является одним из четырех видов поведения налогоплательщиков.

В современных условиях выделяют следующие четыре модели поведения налогоплательщиков:

Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для осуществления вариативного подхода к практическому применению норм налогового законодательства, в том числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение налогового законодательства.

Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью максимального уменьшения сумм налоговых обязательств.

Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность).

Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых платежей посредством творческого применения законодательных норм в своей практической деятельности.

Модель поведения «налоговое планирование» неразрывно связана с самой экономической сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования централизованного фонда денежных средств (бюджета).

Внутреннее содержание налогов для участников налоговых отношений проявляется в различных внешних формах. Для государства налоги выступают в форме дохода, а для налогоплательщиков - в форме изъятия части дохода (расхода). Противоречие внешней формы проявления налоговых отношений порождает противоречие в экономических интересах участников данных отношений. Государство объективно заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а значит и в росте объемов налоговых поступлений. Налогоплательщик заинтересован в сокращении изъятия части своего дохода, а значит в уменьшении величины налоговых платежей.

Объективный экономический интерес всегда порождает субъективную деятельность по его защите. Государство может защищать свой экономический интерес посредством разработки эффективного налогового законодательства и проведения строго, последовательного контроля за его соблюдением. Налогоплательщик может защитить свой экономический интерес посредством системы мер, ведущих к снижению сумм налоговых обязательств. Такими мерами могут быть уклонение от налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Цивилизованным способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налоговое планирование». Она является предпочтительной и для государства, так как она воспитывает дух уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие росту налоговых поступлений в бюджет в долгосрочном отрезке времени.

Налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить вопрос о целесообразности включения в состав прав налогоплательщиков права на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное определение понятия «налоговое планирование».

Теория налогового планирования сводит содержание модели поведения налогоплательщика «налоговое планирование» к легитимной деятельности, целью которой является минимизация налоговых платежей (узкий подход к налоговому планированию), либо оптимизация налоговых платежей являются лишь составными частями налогового планирования. 2

Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу для улучшения финансового состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это дает прирост свободной прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация ЕСН, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации характеризуется большим масштабом деятельности. При проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов. Оптимизация ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

В современных условиях хозяйствующего субъекта интересует не только объем уплаченных им налогов, сколько эффективность финансово-хозяйственной деятельности в целом и воздействие налогов на формирование денежных потоков. Сегодня хозяйствующий субъект должен бороться не против налогов, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности.

Анализируя международный опыт, можно выделить два основных подхода или концепции к разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

1. Первый подход основан на классическом принципе права, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», и предполагает возможность преследования только тех действий налогоплательщика, которые нарушают законодательство.

При этом нарушение законодательства может быть явным и скрытым. Первое имеет место, например, в случае неподачи налоговой декларации, неуплаты налога в установленный срок, несоответствия данных налоговой декларации и первичных документов, использование налоговых вычетов и льгот при отсутствии к тому формальных оснований. Скрытое нарушение налогового законодательства имеет место тогда, когда налогоплательщик создает формальные основания к сокращению налогового обязательства путем фальсификации фактических обстоятельств своей деятельности, имеющих значение для исчисления налогового обязательства. Например, когда налогоплательщик перечисляет средства по фиктивной сделке (за оказание консультационных услуг, которые в действительности не оказывались) контрагенту, пользующемуся налоговыми преимуществами (например, являющемуся резидентом оффшорной зоны или уплачивающему налог по пониженной ставке) или вовсе не уплачивающему налоги (являющемуся так называемой «фирмой-однодневкой»). В этом случае средства, сэкономленные от налогообложения, обналичиваются и перераспределяются между контрагентами. Такие действия можно квалифицировать как налоговое мошенничество, т.к. налогоплательщик использует предоставляемые налоговым законодательством права и льготы при отсутствии действительных к тому оснований.

Рассматриваемый подход допускает следующие способы борьбы с уклонением от налогов:

    формирование нейтрального законодательства, предусматривающего максимально возможную близость ставок налогообложения различных видов доходов, минимальное количество льгот и прочих искажающих факторов;

    установление законодательных ограничений и презумпций, направленных на пресечение наиболее распространенных схем минимизации налоговых обязательств;

    преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения.

Однако все перечисленные способы имеют ограниченную эффективность. Абсолютная нейтральность налогового законодательства в принципе недостижима.

Ввиду многообразия встречающихся на практике ситуаций законодательство сложно перекрыть все потенциально возможные схемы минимизации налогов. Лишившись возможности использовать одну схему, налогоплательщики выстраивают другую или модифицируют старую с учетом поправок, внесенных в налоговое законодательство. Типичным примером этого может служить модификация безналоговых схем выплаты заработной платы с использованием договора страхования жизни и банковского вклада в России в течение 90-х годов.

Преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения, тоже не всегда результативно. Учитывая, что фиктивная сделка по сути представляет собой включение в налоговую отчетность заведомо недостоверных сведений, такие действия налогоплательщика должны рассматриваться как налоговое правонарушение, а в определенных случаях как уголовное преступление.

Ограниченностью возможностей подхода, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», в защите фискальных интересов государства объясняется появление в налоговом праве концепции злоупотребления правом.

2. Концепция злоупотребления правом предполагает использование максимально общих, универсальных норм, предоставляющих налоговым органам и судам возможность определять степень правомерности каждого конкретного случая налоговой оптимизации.

Концепция «злоупотребления правом» юридически весьма уязвима, так как допускает применение мер принуждения к лицам, в действиях которых не установлено наличие нарушений законодательства. Поэтому противники этого подхода имеют основания утверждать, что он предполагает применение мер принуждения за законные действия налогоплательщиков. В действительности это не вполне справедливо, т.к. пересмотр налоговых последствий сделки при применении концепции основан на суждении типа: «очень похоже (хотя достоверно и не доказано), что сделка была незаконной».

Эта концепция применяется во многих развитых странах, в том числе в Канаде, Австралии, Ирландии, Франции, Нидерландах. 3

Российскую Федерацию на сегодняшний день нельзя однозначно отнести к числу стран, исповедующих один из вышеназванных подходов.

Отказ от использования концепции злоупотребления правом в российском законодательстве не сильно затронет фискальные интересы, учитывая что в настоящее время в России действует целый ряд запретов и презумпций, направленных на перекрытие отдельных каналов уклонения от налогообложения. К их числу можно отнести, в частности: ст.40 НК РФ, позволяющую налоговым органам применять для целей налогообложения цены, отличные от тех, которые указаны сторонами сделки; ст.50 НК РФ, предусматривающую возможность возложения налоговой обязанности на лицо, выделившееся из состава налогоплательщика, если установлено, что реорганизация осуществлена с целью минимизации налога; ст.252 НК РФ, согласно которой налоговую базу по налогу на прибыль организаций сокращают лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они направлены на получение дохода; целый ряд ограничений принятия к вычету по налогу на прибыль отдельных расходов налогоплательщика.

Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

3 1. Экономическое содержание сущности налога на прибыль 5 1.1. Характеристика налога на прибыль 5 1.2. Налоговая база и возможности оптимизации налога на прибыль 9 2. Расчет и учет постоянных...

  • Методы снижения налога на прибыль организаций на примере ЗАО "Юничел"

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Эффективность финансово-хозяйственной деятельности «Юничел». 2.2 Оптимизация налога на прибыль за счет создания резервов Руководство... вознаграждений за выслугу лет С целью оптимизации налога на прибыль необходимо в учетной политике отразить создание...

  • Бухгалтерский Налог на прибыль в экономической системе России. Этапы развития налога на прибыль

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... налога на прибыль …………………………………………. 24 III. Совершенствование уплаты налога на прибыль …………………………….. 27 3.1. Международный опыт налогообложения прибыли …………………………27 3.2. Оптимизация налога на прибыль ...