Газ 3308 технические характеристики грузоподъемность. Техническое обслуживание

ГАЗ 3308 – грузовой автомобиль капотного типа повышенной проходимости. Модель пришла на смену ГАЗ 66. У отечественных транспортников, часто работающих в условиях бездорожья, грузовик отлично зарекомендовал себя благодаря высокой проходимости и неплохим динамическим качествам. Наличие межколесных дифференциалов повышенного трения позволяет ГАЗ 3308 преодолевать различные препятствия. Вместе с тем, в автомобиле созданы все условия для комфортной работы: современная кабина, удобные рычаги управления и большие стекла. Последние версии модели, получившей прозвище «Садко», сочетают в себе отменные ходовые качества, неприхотливость и высокую надежность, что обуславливает высокий спрос на данный грузовик.

История модели и назначение

Дебютное поколение ГАЗ 3308 появилось в 1997 году. Машину позиционировали в качестве сменщика автомобиля ГАЗ 66, морально устаревшего к тому времени. При этом конструкторы Горьковского Автозавода постарались оставить лучшие качества предшественника в новой модели.

Попытки создания ГАЗ 3308 предпринимались уже в конце 1980-х годов. Тогда разработчики пытались унифицировать имеющуюся версию ГАЗ 66. В 1990 году состоялась премьера военного ГАЗ 3301, отличительной чертой которого стал новый дизель. Однако из-за распада СССР планы по созданию принципиально новой модели пришлось отложить, а производство ГАЗ-66 продолжилось.

Разработка ГАЗ 3308 вскоре возобновилась, но с меньшими темпами. Новые требования рынка и армии делали необходимым создание автомобиля с улучшенными характеристиками. От бескапотной компоновки, характерной для ГАЗ 66, решено было отказаться из-за высокой опасности для водителя, малого уровня комфорта, плохой эргономики и сложностью в ремонте. В итоге была разработана совершенно новая по виду кабина, часть элементов которой были позаимствованы у машины ГАЗ 3309.

Первый прототип модели с индексом ГАЗ 3309П Горьковский Автозавод представил в 1995 году. Спустя 2 года стартовало серийное производство автомобиля ГАЗ 3308. Вскоре начался экспорт грузовика в некоторые страны СНГ.

В 2003 году «Садко» пережил первое небольшое обновление. Внешние изменения оказались минимальными. В линейке агрегатов появился турбодизель «Д-245.7», соответствующий классу «Евро-2». Зимой 2013 года начался выпуск модификаций с турбодизелем ЯМЗ-53442 («Евро-4»).

Летом 2014 года прошла премьера обновленной версии ГАЗ 3308, названной «Садко Next» и имеющей грузоподъемность в 3000 кг.

Автомобиль поставлялся в различных исполнениях. Наиболее популярные из них:

  • базовый ГАЗ 3308 с карбюраторным агрегатом «ЗМЗ-5231.10»;
  • ГАЗ 3308 «Егерь» с удлиненной 5-местной 2-рядной кабиной от компании «Техноспас-НН»;
  • ГАЗ 33081 – версия с мотором «ММЗ Д-245.7» с турбонаддувом;
  • ГАЗ 33081 «Егерь 2» с 5-местной 2-рядной кабиной;
  • ГАЗ 33082 – модель с турбодизелем ГАЗ-562;
  • ГАЗ 33086 «Земляк» – 4-тонный автомобиль с двухскатной ошиновкой заднего моста;
  • ГАЗ 33088 с агрегатом «ЯМЗ-53442» с турбонаддувом;
  • МТП-1 – машина техпомощи на базе ГАЗ 3308.

Последняя модификация ГАЗ 3308 от предшественника практически не отличается. Компоновка кузова и кабины выполнена практично, а фары и поворотники имеют традиционную круглую форму. Они размещаются отдельно и не встраиваются в бампер. Повреждение одного из приборов не сказывается на работе остальных. Модульная конструкция позволяет в кратчайшие сроки осуществлять замену нужного элемента.

Видео

Большое разнообразие модификаций делает сферу применения ГАЗ 3308 довольно широкой. Однако наибольшее распространение модель получила в армии. Для гражданских нужд «Садко» используется куда реже.

Технические характеристики

По своим техническим характеристикам ГАЗ 3308 полностью соответствует современным требованиям. Машина, несмотря на улучшение дизайна, в проходимости не потеряла, потому может эксплуатироваться на пересеченной местности. Масса грузовика зависит от типа двигателя. Бензиновые версии имеют полную массу до 5050 кг, дизельные с приводом на обе оси – 6300 кг. Для своего класса автомобиль имеет довольно большой вес.

Уникальная конструкция подвески позволяет выбираться из мест, где большая часть поверхности занята жидкой и вязкой грязью. Однако в некоторых случаях автомобиль полностью оседает, поскольку дорожный просвет составляет 315 мм.

Габаритные характеристики ГАЗ 3308:

  • длина – 6250 мм;
  • ширина – 2700 мм;
  • высота – 2570 мм;
  • колесная база – 3770 мм;
  • колея передних колес – 1820 мм;
  • колея задних колес – 1770 мм;
  • погрузочная высота – 1360 мм;
  • минимальный радиус поворота – 11000 мм.

Автомобиль способен перевозить груз массой до 2000 кг и преодолевать брод глубиной 1000 мм и подъемы с уклоном 310. Колесная формула – четыре на четыре.

Характеристики шин – 12R18.

Средний расход топлива для модели ГАЗ 3308 в базовой комплектации при скорости 60 км/час составляет 22 л/100 км. Топливный бак вмещает 105 л. Максимальная скорость при полной загрузке – 90-95 км/час.

Двигатель

ГАЗ 3308 оснащается тремя типами агрегатов. Среди них:

  1. Дизельный агрегат Ярославского моторного завода. Номинальная мощность – 117 л.с.
  2. Дизельный мотор Минского моторного завода. Рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 117 л.с., степень сжатия – 16. Белорусские моторы также устанавливаются на ЗИЛ «Бычок» и ГАЗ 3309. Агрегат выделяется небольшим расходом топлива – 16-17 л/100 км.
  3. Бензиновый двигатель Заволжского моторного завода. Данный агрегат в настоящее время монтируется на «Садко» значительно чаще остальных. Карбюраторный 8-цилиндровый агрегат с V-образным расположением цилиндров имеет мощность в 122 л.с. При этом нагрузку (особенно при перегрузке) при подъеме по крутому склону он выдерживает не всегда. Установка дополнена балансированным 2-камерным карбюратором с падающим потоком и жидкостным подогревателем, выполняющим подогрев рабочей смеси. Мотор имеет рабочий объем – 4,25 л.

Моторы последних модификаций автомобиля соответствуют экологическим требованиям Евро-4. Средний ресурс их работы составляет 500000 км. Опционально доступен предпусковой подогреватель.

Фото

Устройство

Для всех модификаций грузовика предусмотрена штампованная рама с передними удлинителями лонжеронов. К ней прилагаются дисковые колеса с односкатными шинами и пневматической подкачкой.

ГАЗ 3308 комплектуется сухим однодисковым фрикционным сцеплением с периферийными нажимными пружинами (бензин) или диафрагментарной пружиной (дизель) и гидравлическим приводом. Автомобиль имеет 5-ступенчатую механическую коробку передач (полностью синхронизированную). Повышенную передачу водитель может включить отдельным рычагом, расположенным в кабине. Раздаточная коробка сделана механической с приводами на задний и передний мосты.

Рабочая тормозная система модели построена по 2-контурной схеме с раздельным торможением осей. Автоматическая блокировочная система имеет пневматический усилитель и модулятор, для каждого канала предусмотрен главный тормозной цилиндр. Стояночный тормоз оборудован трансмиссией с механическим приводом.

«Садко» в стандартном исполнении комплектуется 2-местной металлической кабиной с 2 дверями. Также кабина может быть выполнена в деревометаллическом стиле. Пассажирские сидения монтируются вдоль боковых стенок в ряд, под тентом дуг устанавливается плафон, освещающий платформу (для бортового исполнения). Для модели разработано несколько десятков модулей, наиболее популярными из которых являются машины для газовой и нефтяной сферы, автоцистерны, охотничьи модификации и пожарные расчеты.

Специальные версии ГАЗ 3308 выделяются более высокой проходимостью в сравнении со стандартными моделями. Для версии «Тайга» доступна установка 7-местной кабины, позволяющей рационально использовать автомобиль. Некоторые вариации также комплектуются лестницей. Она используется для подъема на крышу, на которой можно дополнительно установить специальный багажник для перевозки объемных, но легких грузов.

Внутренняя часть автомобиля от модели ГАЗ 3307 практически не отличается. В салоне располагается прямая приборная панель, сделанная из пластика. Окрашивается она исключительно в матовый черный цвет. Подобное решение используется на гражданских и на военных версиях. Качество отделочных материалов оставляет желать лучшего – пластик на ощупь довольно жесткий. Шумоизоляция в ГАЗ 3308 практически отсутствует. Объясняется это тем, что приоритетами при создании автомобиля привлекательность и внешний вид не были. С пассажирской стороны внутри присутствует небольшой бардачок, позволяющий размещать там различные мелочи и другие вещи. В центре находится рычаг коробки передач, имеющий изогнутую форму. Подобная модель ручки трансмиссии была выбрана специально, поскольку это облегчало перемещение по салону.

ГАЗ 3308 выделяется высокой ремонтопригодностью. Модель имеет простую конструкцию, а запасные части всегда присутствуют в продаже. Стоимость ремонта и технического обслуживания невелика. Именно этот фактор в купе с неприхотливостью и является определяющим при выборе автомобиля компаниями малого и среднего бизнеса.

Несмотря на доработанную конструкцию и современные технологии, ГАЗ 3308 сохранил некоторые «болячки» предшественника. Наибольшие вопросы вызывает звукоизоляции, которая практически отсутствует в кабине. Вибрация и гул от дизельного агрегата хорошо чувствуются водителем и пассажирами даже на холостом ходу. Собственники бензиновых версий страдают от этого чуть меньше. Также не лучшим является и качество сборки, хотя здесь нареканий куда меньше.

Цена нового и б/у ГАЗ 3308

Новый ГАЗ 3308 предлагается в нескольких модификациях, заметно различающихся по цене. Наиболее распространенными в настоящее время являются модели «Садко» и «Земляк». Первая в базовой комплектации со 125-сильным агрегатом обойдется в 1,655 миллиона рублей. Стоимость грузовика «Земляк» со 117-сильным мотором начинается от 1,403 миллиона рублей. Дополнительные опции или другие надстройки могут существенно повысить цену.

Подержанных ГАЗ 3308 на российском рынке довольно много. Модели 2003-2005 годов будут стоить от 220000 до 450000 рублей, версии 2007-2009 годов – от 500000 до 750000 рублей.

Аналоги

Полноценных аналогов у ГАЗ 3308 практически нет. К ним можно отнести модель ГАЗ-66.

Если вы думали, что только западный автопром за последнее десятилетие шагнул далеко вперёд, то эта статья написана специально для вас. Сегодня мы рассмотрим грузовой автомобиль ГАЗ 3308 отечественного производства, прошедший серьёзную трансформацию и модернизацию в соответствии со всеми современными стандартами.

Фактически Газ «Садко» это естественная эволюция российских грузовиков, благодаря которой все старые модели ГАЗ-66 были сняты с производства и заменены на новый протопит. В конце 90-х годов ГАЗ-3308 «Садко» поступил на вооружение отечественной армии, хорошо зарекомендовав себя также в странах СНГ и ближнего зарубежья.

Собственно, история автомобиля началась ещё в 80х годах, когда инженеры начали задумываться о модернизации грузовика ГАЗ-66 и добавлении новых функций, которые бы соответствовали времени. В начале девяностых была презентована первая модель автомобиля на дизельном двигателе, что на тот момент считалось настоящим прорывом! Как выглядел первый военный фургон, вы можете увидеть на фото. Основная идея создания грузовика заключалась в техническом оснащении армии и других военных целях. Несмотря на положительные отзывы и перспективы массового производства, авто так и не приобрело популярности в связи с распадом Союза и серьёзным экономическим кризисом. На конвейере остались старые модели ГАЗ-66, которые производили ещё около десяти лет.

Разработки военного грузовика начались ещё во время СССР

Но на этом история создания грузовика не закончилась и вскоре российские конструкторы вернулись к идее создания новой военной техники. Конечно, производить «Садко» в том виде, как он был представлен в начале девяностых, никто не собирался, так как прогресс не стоял на месте и от инженеров требовались новые идеи. Руководство страны хотело увидеть полностью усовершенствованную модель, имеющую повышенную прочность, мощные двигатели и лучшие технические характеристики.

На доработку автомобиля конструкторам потребовалось около пяти лет, и уже в 1995 году была представлена модель ГАЗ-3309П. Главным техническим прорывом было изменение общей конструкции кабины и полное вытеснение бескапотных вариаций. После дополнительных испытаний, некоторой модернизации и всех формальных проверок в 1997 году автомобиль ГАЗ-3308 поступил на вооружение армии РФ.

Популярность и дальнейшая модернизация

После того как все модели ГАЗ-66 были утилизированы и заменены на новые прототипы, грузовик начали поставлять в страны СНГ и ближнего зарубежья. Давайте рассмотрим места, где отечественный «красавец» официально используется в военных целях:

  1. С начала двухтысячных годов Белоруссия полностью заменила старую технику на ГАЗ-3308 и использует её и на сегодняшний день.
  2. В Национальной гвардии Казахстана также можно увидеть «Садко», который пользуется огромной популярностью со стороны военных.
  3. С 2014 года Украина также начала использование военной техники российского производства, включая грузовой фургон.
  4. Помимо близлежащих стран, автомобиль также активно поставляется в Сирию. Например, в 2004 году эта страна получила 114 моделей для первичного тестирования, а с 2007 года фургон официально поступил на вооружение армии.

Как минимум, пять стран используют для своей армии российский «Егерь»

Как вы поняли, машина «Садко» имеет популярность не только внутри страны, но и за рубежом, заставляя производителей постоянно совершенствовать своё творение и вводить некоторые современные элементы. Первое «косметическое» обновление фургона было произведено в 2003 году. Никаких кардинальных изменений, кроме установки нового турбодизеля и некоторых визуальных дополнений.

Но в 2013 году на автомобильной выставке был представлен новый «Егерь», имеющий специальную силовую установку и новое защитное оборудование. Стоит отметить, что с 2013 года машина полностью отвечает всем требованиям Евро-4 и признаётся мировым сообществом. Последний этап модернизации трака прошёл в 2014 году, получив название «Садко Next» и возможность перевозки огромных грузов общим весом около трёх тонн.

Техническое оснащение ГАЗ 3308

Как отмечалось выше, фургон полностью соответствует всем мировым стандартам и ничем не уступает западной военной технике. «Егерь» спокойно может преодолевать длинные расстояния при любых погодных условиях и комфортно чувствовать себя на бездорожье. Кстати, благодаря военным испытаниям и постоянной модернизации, автомобилю не страшны многие преграды, включая поваленные деверья, или даже неглубокие болота.

На сегодняшний день существует три варианта установки мотора: дизельного, минского или ярославского производства, и бензинового от Заволжского завода. Стоит отметить, что с моделью ГАЗ 3308 лучше всего сочетается бензиновый двигатель , и большинство клиентов отдают предпочтение именно ему.

Бензиновый вариант состоит из восьми цилиндров и имеет карбюраторный тип. Мощность такой машины составляет 122 лошадиные силы и может с лёгкостью подниматься на различные возвышенности. Правда, здесь тоже существует два мнения, так как многие клиенты жалуются на плохую грузоподъёмность при полной загрузке. Но, как правило, при грамотном использовании особых проблем с передвижением возникать не должно. Если говорить о дизеле, то двигатели на его основе имеют ещё меньшую мощность.

Встроенный карбюратор оснащён двумя камерами. Благодаря жидкостному подогревателю температура смеси имеет приемлемую температуру и не перегревается. Также внутри системы осуществляется постоянный контроль и циркуляция воздуха, помогающая поддерживать приемлемую температуру.

Грузовик широко используется как для военных операций, так и для перевозок любых грузов

Дополнительным преимуществом фургона можно выделить оригинальное строение подвески, позволяющее ездить на мягком грунте и не бояться грязи. Что касается привода, то он действует одновременно на две оси. Например, общий объем дизельной модели составляет 6,3 тонны, а бензиновый вариант чуть меньше шести. По оценкам экспертов это достаточно большой показатель веса для машины такого класса.

Затрагивая минусы грузовика, необходимо сказать о большом дорожном просвете, который часто является причиной торможения. На «Егере» водители могут с лёгкостью подниматься на возвышенности под наклоном не больше 31 градуса и ездить по водянистой местности глубиной до одного метра. К слову, перевозить грузы объёмом больше, чем 2000 кг на грузовике не рекомендуется!

Ещё раз затрагивая технические характеристики ГАЗ 33081, стоит сказать о прекрасной системе сигнализации, в том числе и звуковой, которая помогает держать связь между кузовом и основным салоном.

Внешний вид

Поговорив о ТТХ трака, давайте детальнее рассмотрим и его внешние характеристики. Максимальное количество пассажиров в кабине не должно превышать двух человек, включая водителя. Цельнометаллическая технология, по которой разработана кабина, позволяет устанавливать более ста надстроек для шасси. Поэтому, кроме перевозки грузов, фургон также можно оборудовать для различных спасательных операций и устанавливать специальные нефтяные ёмкости. В небольших городах «Егерь» даже используют в качестве пожарных машин благодаря выносливости и возможности перевозок цистерн с водой.

Говоря о вместительности кузова, следует отметить, что там могут комфортно располагаться до пяти пассажиров, а в случае, если автомобиль оборудовать в качестве жилого фургона, то и вовсе чувствовать себя как дома. Благодаря возможности покупки удлинённой версии грузовика, многие бригадные рабочие используют его для переезда и дальнейших ремонтных работ. Как вы поняли, ГАЗ 3308 универсален и может одновременно выполнять несколько функций.

В последних моделях также встроена портативная лестница, по которой можно взобраться на крышу. Как правило, там устанавливаются дополнительные багажные отделения для перевозки грузов. Но следует отметить, что все перевозимые на крыше предметы должны иметь незначительный вес!

ГАЗ-3308 имеет больше десяти вариантов модификаций

Внутри салона имеются розетки и дополнительное освещение, которое работает благодаря специальному дизельному генератору. Можно смело сказать, что расход топлива ГАЗ 33081 является вполне приемлемым, и особенно это касается дизельного двигателя. В среднем на каждые сто километров вам понадобится 22 литра бензина. Также есть возможность установки дополнительного предпускового обогревателя, помогающего поддерживать нужную температуру и не допускать переохлаждения. Как было отмечено ранее, все двигатели последних лет разработаны по технологии «Евро-4» и являются экологически чистыми.

При покупке стандартной версии «Егеря» размер шин будет составлять 12R18, в то время как аналогичная модель с грузоподъёмником имеет усовершенствованные прочные шины 8,25-R20.

Цена

Так как ГАЗ 33081 производится в первую очередь в России и для её граждан, каждый покупатель имеет возможность выбрать понравившийся вариант автомобиля непосредственно при изготовлении на заводе. Вы можете сразу оговаривать интересующие вопросы и модернизировать грузовик в зависимости от того, как планируете его эксплуатировать в жизни. Средняя цена «Садко» составляет примерно 1,5 миллиона рублей

В данном разделе приведены работы, которые необходимо регулярно выполнять в промежутках между операциями технического обслуживания, предусмотренными сервисной книжкой.

8.1. Проверка уровня масла в картере двигателя

Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе, при этом автомобиль должен быть установлен на ровной площадке. Уровень масла должен быть между метками «П“ и "О» стержневого указателя (ближе к метке «П»). При необходимости долить масло.

Свежее масло заливать через маслозаливную горловину, закрываемую пробкой.

8.2. Проверка уровня масла в коробке передач, в раздаточной коробке, в переднем и заднем мостах

Проверку уровня масла необходимо выполнять на автомобиле без нагрузки, установленном на ровную площадку, на остывших агрегатах.

Уровень масла в коробке передач должен быть в пределах 0–7 мм от нижней кромки заливного отверстия (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Проверка уровня масла в коробке передач:

Уровень масла в раздаточной коробке должен быть в пределах 0 5 мм от нижней кромки заливного отверстия (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Проверка уровня масла в раздаточной коробке:

1 - пробка сливного отверстия; 2 - пробка заливного отверстия

Уровень масла в заднем мосту должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия, в переднем мосту - на 5–6 мм ниже кромки заливного отверстия (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Проверка уровня масла в переднем и заднем мостах:

1 - пробка сливного отверстия;

2 - пробка заливного отверстия

8.3. Проверка уровня охлаждающей жидкости

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 (рис. 8.4) производить только на холодном двигателе.

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30–50 мм.

Рис. 8.4. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

1 - пробка; 2 - бачок

Доливку охлаждающей жидкости производить через отверстие расширительного бачка, закрываемого пробкой. При частой доливке жидкости необходимо проверить герметичность системы охлаждения.

8.4. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть между метками MIN и МАХ (рис. 8.5), нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии - по нижнюю кромку заливного отверстия.

Рис. 8.5. Аккумуляторная батарея:

1 - крышка; 2 - пробка; 3 - заливное отверстие

Если уровень электролита ниже нормы, необходимо снять крышку 1, отвернуть пробки 2 и через отверстия 3 долить в элементы батареи до нормы дистиллированную воду; затем завернуть пробки 2, предварительно проверив чистоту вентиляционных отверстий в них и установить крышку 1. После этого необходимо прогореть наружные поверхности батареи чистой ветошью, смоченной к 10% растворе нашатырного спирта или питьевой соды.

Необходимо постоянно следить за чистотой клемм батареи и зажимов проводов, а также за надежностью их соединений.

При установке батареи на автомобиль необходимо следить за тем, чтобы провода были соединены в соответствии с полярностью, указанной на их наконечниках и клеммах батареи (положительная клемма больше отрицательной).

Перед установкой на автомобиль батареи заряжаются до плотности 1,25–1,27 г/см 3 . В зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля плотность электролита должна быть скорректирована (см. Инструкцию по эксплуатации аккумуляторных батарей).

При длительной стоянке автомобиля отсоединить батарею от корпуса автомобиля для обеспечения пожарной безопасности.

Выключатель батареи. Для отключения аккумуляторной батареи при длительной стоянке или при ремонте электрооборудования справа от сиденья водителя установлен выключатель батареи.

Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе.

8.5. Проверка уровня масла в бачке системы гидроусилителя руля

Бачок и насос системы гидроусилителя руля автомобиля ГАЗ-3308 установлены на двигателе.

Масло в бачок доливать при работе двигателя на холостом ходу до сетки фильтра 3 (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Бачок системы ГУР автомобиля ГАЗ-3308:

1 - крышка; 2 - сапун; 3 - сетчатый фильтр; 4 - бачок; 5 - фильтр

Бачок системы гидроусилителя руля автомобиля ГАЗ-33081 установлен под капотом на кронштейне на щитке передка кабины.

Уровень масла в бачке должен быть между метками МАХ и MIN (рис. 8.7), нанесенными на корпусе бачка (для пластмассового бачка) или на 0–5 мм выше сетчатого фильтра (для металлического бачка).

Рис. 8.7. Проверка уровня масла в бачке системы ГУР автомобиля ГАЗ-33081

8.6. Проверка уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра сцепления

Уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра сцепления должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Проверка уровня жидкости в бачке главного цилиндра сцепления:

1 - рабочий цилиндр; 2 - бачок; 3 - крышка; 4 - емкость

8.7. Проверка уровня тормозной жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления

Уровень тормозной жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм.

8.8. Натяжение ремней привода агрегатов

8.8.1. Дизельные двигатели

Натяжение ремня вентилятора проверяется нажатием на середину ветви между шкивами коленчатого вала и генератора с усилием 4,0 даН (4,0 кгс), при этом величина прогиба должна быть в пределах 12–17 мм. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить крепление генератора, повернуть его и натянуть ремень.

Затянуть болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора. Натяжение ремня считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала - шкив генератора (рис. 8.9) находится в пределах 12–17 мм при нажатии на него с усилием 4,0 даН (4,0 кгс).

Рис. 8.9. Проверка натяжения ремня вентилятора

8.8.2. Двигатель ЗМЗ-5231

Контроль натяжения ремней осуществляется пружинным динамометром. Ремень натянут правильно, если при нагрузке 4,0 даН (4,0 кгс) на середине участка между шкивами генератора и вентилятора прогиб ремня будет в пределах 10–15 мм.

8.9. Уход за колесами и шинами

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину с колес и производить их подкраску.

Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует руководствоваться следующими правилами:

Поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяется на холодных шинах перед выездом. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать в них давление воздуха. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева воздуха в шинах;

Производить балансировку колес. На заводе шины в сборе с колесами балансируются динамически с помощью грузиков, устанавливаемых с обеих сторон на закраинах обода. Проверку и балансировку колес с шинами следует производить на специальном стенде. Дисбаланс колеса с шиной не должен превышать 40 г/м;

При возвращении из поездки и на остановках следует осматривать шины и удалять из них посторонние предметы. Ставить автомобиль следует на чистом и сухом месте. Не допускать попадания на шины масла, бензина, масляной краски;

Не допускайте стоянки автомобиля на спущенных шинах;

Перестановку колес (рис. 8.10) следует производить по необходимости.

Рис. 8.10. Схема перестановки колес

Основанием для перестановки колес могут служит необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.

Предельная степень износа протектора покрышки соответствует остаточной глубине канавок 1,6 мм, что определяется замером или по индикаторам износа. Индикаторы износа, высота которых 1,6 мм в виде сплошных полосок резины, расположены в поясах протектора и отмечены на боковинах покрышки значками TW1.

При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (издание 2004 г.).

8.10. Замена колес

Замену колеса производить в следующем порядке:

  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить упоры под колеса со стороны, противоположной снимаемому колесу;
  • ослабить затяжку шести гаек снимаемого колеса;
  • поставить домкрат (рис. 8.11) под балку переднего или заднего моста вблизи снимаемого колеса и вывернуть винт 2 рукой до упора в балку моста. При подъеме колеса под основание домкрата рекомендуется подкладывать брус или доску;
  • завернуть запорную иглу 7 до отказа вправо (по часовой стрелке), вставить вороток в рычаг 5 и качанием воротка произвести подъем автомобиля настолько, чтобы снимаемое колесо оторвалось от поверхности на 4–5 мм.

Рис. 8.11. Домкрат:

1 - головка; 2 - винт; 3 и 4 - рабочие плунжеры; 5 - рычаг; 6 - нагнетательный плунжер; 7 - запорная игла; 8 - пробка

В случае отказа домкрата в подъеме сделать несколько качаний воротком при открытой запорной игле 7 для удаления воздуха, который мог попасть в рабочую полость домкрата.

Ограничение подъема плунжеров механическое, при возрастании усилия на рычаге в конце подъема

  • подъем прекратить;
  • отвернуть шесть гаек крепления колеса, сменить колесо и завернуть гайки;
  • опустить автомобиль с домкрата, медленно открывая запорную иглу 7, поворачивая ее влево (против часовой стрелки);
  • затянуть шесть гаек крепления колеса и убрать клинья;
  • довести до нормы давление воздуха в шинах.

При пользовании домкратом и его хранении соблюдать следующие правила:

  1. Для устойчивости автомобиля под колеса противоположной стороны следует подкладывать упоры и затормаживать стояночным тормозом.
  2. Запрещается производить какие бы то ни было работы под автомобилем, приподнятым на домкрате.
    Для выполнения регулировочных и монтажно-демонтажных работ следует поднять автомобиль домкратом и опустить его на подставки.
  3. При хранении домкрата винт должен быть ввернут, рабочий и нагнетательные плунжеры опущены, а запорная игла отвернута па 1–2 оборота.
  4. Заполнять домкрат чистым профильтрованным маслом НМГЗ-С или МГЕ-10А до уровня наливного отверстия.

При температуре окружающей среды до минус 40° С допускается применять трансформаторное масло.

Применять другие масла и жидкости, в том числе тормозную, запрещается.

Нужно своевременно устранять неисправности домкрата. Просачивание масла в плунжерах и запорной игле устраняется подтягиванием гаек сальников. Подтекание масла в соединения частей корпуса устраняется подтягиванием головки корпуса. При износе сальников их следует заменить.

Отказ в работе домкрата происходит из-за наличия воздуха в рабочей полости или из-за западания клапанов. Для устранения неисправности необходимо несколько раз легко постучать по рычагу нагнетательного плунжера и продолжить подъем. Чтобы избежать попадания воздуха в рабочую полость домкрата, не следует поднимать рабочий плунжер рукой при закрытой игле.

Неполный подъем рабочего плунжера домкрата происходит из-за недостатка масла. Необходимо периодически проверять количество масла в домкрате и при его низком уровне добавлять. Уровень масла должен доходить до наливного отверстия, закрытого пробкой 8.

Отказ в работе, кроме указанных причин, может быть вызван попаданием грязи внутрь домкрата. Для очистки от грязи надо вместо масла залить чистый керосин и произвести прокачку домкрата при отвернутой запорной игле, после чего удалить керосин и залить масло.

8.11. Уход за кабиной

Кабина автомобиля изготовлена из современных материалов и защищена от коррозии высококачественными защитными материалами. Автомобильная система покрытий состоит из нескольких слоев:

  • катафорезная грунтовка;
  • покрывная эмаль различных цветов (на меламиноалкидной основе или двухслойная система на акриловой основе - базисная эмаль плюс лак).

Для антикоррозионной защиты и для защиты от абразивного износа на днище кабины, арках колес, порогах пола по катафорезной грунтовке нанесена пластизольная мастика горячей сушки.

Основа долговечности кабины заложена заводом-изготовителем. Однако сохранение необходимых защитных и декоративных свойств покрытий зависит от правильного ухода, климатических условий, экологического состояния окружающей среды и условий хранения автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля требуется постоянный профилактический уход за лакокрасочным покрытием кабины, который заключается в своевременной и правильной мойке, в обработке полировочными средствами, а также в своевременной подкраске поврежденных участков.

Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия кабины необходимо вымыть ее при первой же возможности:

  • после дождя, чтобы предотвратить агрессивное воздействие кислотных осадков;
  • после езды по дорогам, посыпанным солью;
  • при попадании на покрытие таких загрязнений, как сажа, сок, выделяемый листьями деревьев, птичий помет, содержащий химически активные вещества, которые изменяют цвет декоративного покрытия и вызывают отслаивание эмали;
  • при появлении отложений пыли и грязи.

Летом автомобиль следует мыть на открытом воздухе в тени. Если это невозможно, то необходимо сразу же протереть вымытые поверхности насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Не рекомендуется мыть автомобиль на морозе.

Автомобиль следует мыть мягкой губкой с применением автошампуней. После мойки следует тщательно ополоснуть автомобиль большим количеством чистой воды. Протирать промытые поверхности рекомендуется насухо мягкой тканью (фланелью). Необходимо помнить, что зафланцовки дверей, капота, крышки багажника, соединения моторного отсека, проемов дверей, сварные швы особенно сильно подвержены агрессивному воздействию солевых составов, используемых для борьбы с гололедом. Поэтому необходимо регулярно очищать эти места от различных загрязнений, так как накопившаяся грязь приводит к разрушению защитно-декоративного покрытия и к коррозии металла. Следы коррозии по зафланцовкам и сварным соединениям носят поверхностный характер и в начальной стадии могут быть удалены полировочными пастами.

Если в регионе, где эксплуатируется автомобиль, для обработки дорог применяются солевые составы, то необходимо регулярно мыть днище кабины. Это предотвратит образование грязесолевых отложений и коррозионные повреждения днища кабины и деталей шасси. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля покрытие днища кабины подвергается воздействию гравия, песка, поэтому в начале и в конце осенне-зимнего периода необходимо проверять состояние днища и, при необходимости, приводить в порядок поврежденные участки на днище кабины.

Регулярная полировка кабины с применением полировочных материалов способствует защите лакокрасочного покрытия и помогает сохранить его декоративные свойства (особенно автомобилей, хранящихся на открытом воздухе). Перед полированием окрашенную поверхность следует тщательно промыть водой и протереть насухо. Полирование производить согласно инструкции изготовителя конкретного полирующего средства. Запрещено использовать при полировании агрессивные очистители и прочие вещества, которые могут повредить лакокрасочное покрытие кабины.

Храните автомобиль в гараже или под навесом. При длительном хранении автомобиля на открытой стоянке на лакокрасочном покрытии может появиться дефект «поверхностные включения в лакокрасочную пленку железосодержащих частиц». Указанный дефект вызывают частицы железа и его окислов, попадающие на окрашенную поверхность автомобиля вместе с атмосферной пылью. Дефект носит поверхностный характер и не нарушает целостности покрытия. Указанный дефект устраняется полированием с применением шлифовочно-полировочных паст.

В случае попадания на поверхность кабины битума необходимо немедленно удалить его уайт-спиритом или автоочистителем битумных пятен, так как битум вызывает пожелтение светлого покрытия.

Отрицательное действие на лакокрасочное покрытие оказывают также моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, кислота, щелочь, раствор соды и другие агрессивные жидкости. Для удаления подобных загрязнений следует промыть загрязненный участок водой. В случае неполного удаления загрязнения следует применять специальные средства, которые можно приобрести в магазине автомобильных аксессуаров.

При обнаружении механических повреждений лакокрасочного покрытия кабины (сколов, царапин) покрытие необходимо восстановить. Если не будут своевременно приняты меры по устранению дефектов эксплуатационного характера, то это приведет к развитию подпленочной коррозии с последующим отслаиванием лакокрасочного покрытия.

Для обеспечения долговечности кабины рекомендуется в процессе эксплуатации проводить дополнительную защиту от коррозии ее скрытых полостей с периодичностью, зависящей от условий эксплуатации, но не реже одного раза в два года. При этом необходимо проводить восстановление защитного покрытия скрытых полостей кабины на станциях технического обслуживания, используя автоконсерванты типа «WAXOYL AG“ или "Меркасол», согласно прилагаемой к консервантам инструкции.

8.12. Виды технического обслуживания автомобиля

Чтобы обеспечить хорошее техническое состояние и постоянную готовность автомобиля к работе, а также устранить причины, ускоряющие износ его деталей, необходимо применять рекомендуемые топливо, масло, смазки и жидкости надлежащего качества и выполнять все требования технического обслуживания автомобиля.

Выполнение в срок полного объема операций по всем видам обслуживания и своевременное устранение неисправностей обеспечивают безопасность движения, значительно сокращают расход запасных частей, уменьшают затраты на текущий ремонт и повышают срок службы автомобиля.

Поскольку работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, они должны производиться в установленные сроки, и выполнение их обязательно. Техническое обслуживание должно производиться в условиях, исключающих попадание грязи и пыли внутрь узлов и агрегатов автомобиля.

Установлены следующие виды технического обслуживания:

ежедневное обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1) - через 5000 км пробега;

второе техническое обслуживание (ТО-2) - через 20000 км пробега;

сезонное техническое обслуживание (СО).

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.

Периодичность первого и второго технических обслуживании устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля.

Категория. условий эксплуатации Условия работы автомобиля Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
1 2 3 4
I 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 5000 20000
II 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей. 3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного. 4500 18000
III 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 2. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей. 3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия. 4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами. 5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием. 6. Зимники. 4000 16000
IV 1. Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами. 2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие. 3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии. 3500 14000
V 1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т. п. в периоды, когда там возможно движение. 3000 12000

Условное обозначение периодичности ТО:

обслуживание "+" - при каждом ТО;

"++" - через одно ТО;

"+++" - через два ТО.

8.13. Работы, выполняемые при техническом обслуживании

8.13.1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Содержание работ и методика их проведения Технические требования Инструмент и принадлежности
1 2 3
Контрольный осмотр перед выездом
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, долить до нормы Уровень масла должен быть между метками О и П стержневого указателя, ближе к метке П Воронка, масло для заправки двигателя
Проверить наличие жидкости в системе охлаждения. При необходимости, долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30 мм
Проверить наличие жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления Сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости не должен гореть По сигнализатору на щитке приборов
Проверить наличие жидкости в бачке главного цилиндра сцепления Уровень тормозной жидкости в бачке должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм
Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости, довести его до нормы. Давление проверять на холодных шинах при нейтральном положении рукоятки крана управления давлением воздуха в шинах и открытых колесных кранах передних и задних колес Давление воздуха в шинах - в соответствии с разделом 4 «Техническая характеристика» По манометру на панели приборов
Проверить работу двигателя и исправность его систем. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 40–50° С, нажать несколько раз на педаль дроссельных заслонок (для ГАЗ-3308) или педаль управления подачей топлива (для ГАЗ-33081) Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу, легко переходить с малой частоты вращения на повышенную. Не должно быть перебоев, стуков и посторонних шумов. Давление масла на оборотах холостого хода не должно превышать 0,1 МПа (1 кгс/см 2) (лампа сигнализатора аварийного давления масла должна выключаться) На слух и по приборам на панели приборов
Проверить уровень масла в бачке гидроусилителя руля Уровень масла в бачке ГУР на автомобиле ГАЗ-33081 должен быть между метками МАХ и MIN, нанесенными на корпусе бачка (для пластмассового бачка) или на 0–5 мм выше сетчатого фильтра (для металлического бачка); па автомобиле ГАЗ-3308 масло в бачок доливать до сетки фильтра 3 (см. рис. 8.6) при работе двигателя на холостом ходу Воронка
Проверить исправность привода и действие стояночной тормозной системы Рычаг привода должен перемешаться не более чем на 10–15 зубьев (контролируется по щелчкам) при приложении максимального усилия 60 даН (60 кгс)
Проверить исправность рабочей тормозной системы. Проверку производить при давлении воздуха в баллонах не ниже 6,0 кгс/см 2 Не должен гореть сигнализатор аварийного уровня тормозной жидкости и неисправности тормозов Визуально
Проверить действие светосигнальных приборов, омывателя и стеклоочистителя, звукового сигнала При работающем двигателе убедиться в исправности приборов путем последовательного включения их в работу
Уход за автомобилем по возвращении из поездки
Очистить автомобиль и, при необходимости, вымыть его. Произвести уборку кабины и платформы. В передней части пола, где расположены головки болтов передних точек крепления кабины, выполнены два отверстия 8 мм для слива воды с пола кабины. Во время уборки кабины, при необходимости, их нужно прочистить. Если пол кабины под ковриком сырой, то протереть его сухой тряпкой, а коврик завернуть в сторону для просушки пола При мойке внутри кабины необходимо следить, чтобы вода не попала на выключатели и приборы, расположенные на панели. После мойки тщательно протереть приборы электрооборудования, в особенности изоляционные детали. После мойки двигателя рекомендуется продуть его сжатым воздухом Вода, ветошь, сжатый воздух
Проверить состояние шин На шинах не должно быть посторонних предметов
Выключить аккумуляторную батарею выключателем массы

8.13.2. Периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, СО)

Работы по периодическому техническому обслуживанию приведены в сервисной книжке, прикладываемой к автомобилю.

8.13.3. Заправка автомобилей ГСМ и специальными жидкостями

2. Запрещается использование других марок горючесмазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в подразделе 8.13.4.

3. Перед тем, как производить смазку, нужно удалить грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы избежать проникновения ее в механизмы автомобиля.

4. Производить смазку шприцем следует до тех пор, пока свежая смазка не покажется из мест стыков деталей узла, подвергающегося смазке.

5. При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы рекомендуется промывка системы смазки промывочным маслом.

Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.

8.13.4. Карта заправки автомобилей ГСМ и специальными жидкостями

Таблица 1

Наименование точки смазывания Количество точек Количество смазочного материала Наименование смазки Температурный диапазонприменения
1 2 3 4 5
Топливный бак ГАЗ-3308 2 210 л См. таблицу 3
Топливный бак ГАЗ-33081 1 105 л Топливо дизельное:
Марка Л - 40 Выше 0° С
Марка 3 - 35 От 0 до минус 20°
Марка 3 - 45 От 0 до минус 30°
Марка А Ниже минус 30° С
Картер двигателя ЗМЗ-5231 1 10 л См. таблицу 2
Картер дизельных двигателей 1 12 л Масла моторные «Лукойл-Авангард» SAE15W-40APICF-4 До минус 15° С
«Лукойл-Супер» SAE 5W-40 До минус 30° С
Масла моторные дублирующие:
Масло М-10 Г 2 к Летом
М-8Г 2 к До минус 10° С
Масла моторные SAE 5W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 25°С
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (ГАЗ-3308) 1 4–5 капель Масло для двигателя
Подшипники водяного насоса (ГАЗ-3308) 1 15 г Смазка «Литол-24», «ЛИТА» Всесезонно
Подшипник муфты выключения сцепления (ГАЗ-3308) 1 20 г Смазка «Литол-24», «ЛИТА» Всесезонно
Картеры: Масла трансмиссионные: Выше минус 30°С
Коробки передач без КОМ 1 6 л ТСп-15К, ТАП-15В, «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон
Коробки передач с КОМ 1 „Супер Т“, „Лукойл ТМ-5“
раздаточной коробки 1 1,6л SAE 85W-90 Ниже минус 30° С
Масло трансмиссионное ТСЗ-9ГИП или смесь масла ТСп-15К или ТАП-15В или "Супер Т-3“ (ТМ-5) или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 с 10–20% дизельного зимнего или арктического топлива Масло трансмиссионное «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 От минус 40°С до плюс 25° С
Шарниры карданных валов 6 96 г Смазка № 158 М Всесезонно
Шлицевое соединение карданного вала 3 600 г Смазки солидол Ж, соли-дол С, «Литол-24» Всесезонно
Амортизаторы 4 4×0,55=2,2 л АЖ-12Т, масло веретенное АУ Всесезонно
Картеры:
переднего моста; 1 7,7 л Масла трансмиссионные: Выше минус 30° С
заднего моста 1 6,4 л «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон Супер Т», «Лукойл ТМ-5»*, ТАД-17И SAE 85W-90
Масло трансмиссионное ТСз-9 гип или смесь масла «Супер Т-3“ (ТМ-5) или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5», ТАД-17И SAE 85W-90 с 10–20% дизельного зимнего или арктического топлива Ниже минус 30° С
Масло трансмиссионное «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 От минус 40° С до плюс 25° С
Подшипники шкворней поворотных кулаков 2 60 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Поворотные кулаки переднего ведущего моста 2 1000 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонио
Подшипники ступиц передних и задних колес 4 800 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Блоки сальников уплотнительного устройства 4 80 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Картер рулевого механизма 1 0,55–0,6 л Масла трансмиссионные: «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон Супер Т““Лукойл-ТМ5», ТАД-17ИSAE 75W-90 Всесезонно
Карданные шарниры рулевого привода 4 7 г Всесезонно
Шарниры продольной рулевой тяги 2 8 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Шарниры поперечной рулевой тяги 2 30 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Шарнир силового цилиндра гидроусилителя руля 1 5 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Гидроусилитель рулевого привода 1 1,8 л (ГАЗ-3308) Масло марки Р От минус 35° С до плюс 45° С
2,1л (ГАЗ-33081) Масло марки А, марки АУП Выше минус 25° С
Масло ВМГЗ Ниже минус 35° С
Шаровая опора разжимной вилки стояночного тормоза 1 5 г Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Пневмогидравлический привод тормозов 1 1,0 л Жидкость тормозная «РОСДОТ», «Томь» класса III марки А Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода сцепления 1 0,25 л Жидкость тормозная «РОСДОТ», дублирующая жидкость «Томь» класса III марки А Всесезонно
Воздушные фильтры вентиляции (ГАЗ-38081) топливного бака 2 0,1 л Масло для двигателя Всесезонно
Клеммы аккумуляторное батареи - ГАЗ-3308 (акумуляторных батарей - ГАЗ-33081) 2 (ГАЗ-3308) 10 г Смазка пушечная ПВК или солидол Всесезонно
4 (ГАЗ-33081) 20 г
Петли дверей 4 80 г Смазки Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-33081 1 Охлаждающие жидкости ОЖ-40 «Лена», ТОСОЛ-А40М, Выше минус 40° С
«Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65», «Термосол» марки А-65 Ниже мину 40° С
- с предпусковым подогревателем 25,5 л
- без предпускового подогревателя 24 л
Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-33081: 1 Охлаждающие жидкости: ОЖ-40 «Лена“, ТОСОЛ-А40М,"Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 Выше минус 40° С
ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65», «Термосол» марки А-65 Ниже минус 40°С
- с предпусковым подогревателем-отопителем- 17 л
- без предпускового подогревателя-отопителя 16 л
Картер редуктора лебедки* 1 0,8 л Масло МТ-16П Всесезонно
Шарниры карданных валов привода лебедки* 4 0,05 л Масло, применяемое для коробки передач Всесезонно
Шлицы вала барабана лебедки* 1 0,04 л Масло, применяемое для двигателя Всесезонно
Вал барабана лебедки* 1 35 г Смазка Литол-24, солидол С, солидол Ж Всесезонно
Направляющие ролики троса лебедки* 2 25 г Смазка Литол-24, солидол С, солидол Ж Всесезонно
Скользящие вилки карданных валов лебедки* 2 40 г Смазка Литол-24 Всесезонно
Блок лебедки* 1 40 г Графитная смазка УСсА, смазка солидол Ж, солидол С Всесезонно

* Для автомобилей с лебедкой

Таблица 2


Допускаются к применению моторные масла с более высокими эксплуатационными свойствами:

По классу вязкости: SAE 15W-30; SAE 15W-40; SAE 10W-30; SAE 10W-40; SAE 5W-30; SAE 5W-40 - и эксплуатационными свойствами - БЗ или БЗ/Д1 по СТО ААИ 003–98 и SF или SF/CC, SG или SG/CD по API.

Бензины, применяемые в автомобиле

Таблица 3


При использовании дублирующего бензина требуется увеличение угла опережения зажигания на 4° по коленчатому валу.

8.14. Элементы, заменяемые на автомобиле при его техническом обслуживании

8.14.1. Автомобиль ГАЗ-33081

При обслуживании автомобиля подлежат замене следующие элементы:

Обозначение фильтра - ФТ020–1117010.

Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

Для удаления воздуха необходимо:

  • отвернуть пробку 3 (рис. 8.12) на корпусе топливного насоса и отвернуть на 1–2 оборота штуцер 1 на фильтре тонкой очистки топлива;
  • прокачать систему с помощью подкачивающего насоса 2, при появлении топлива завернуть вначале штуцер 1, затем пробку 3.

Рис. 8.12. Удаление воздуха из системы топливоподачи:

1 - штуцер; 2 - насос подкачивающий; 3 - пробка

Обозначение элемента - 4301–1109013–10 или 4301.1109013–20.

3. Неразборный масляный фильтр.

Обозначение фильтра - ФМ009–1012005.

При установке фильтра на корпус резиновую уплотнительную прокладку необходимо смазать моторным маслом и завернуть фильтр на корпус.

После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр еще на 3 / 4 оборота. Установку фильтра производить только усилием рук.

Вместо фильтра ФМ009–1012005 допускается установка фильтров-заменителей Х149 фирмы «ACDelco» (Франция) и L37198 компании «Purolator» (Италия) с основными размерами:

  • по диаметру - 92–96 мм;
  • по высоте - 140–153 мм;
  • по посадочной резьбе ¾ -16UNF.

4. Фильтрующий элемент 4310–3407359–10 бачка ШНКФ 453473.300 системы ГУР (для металлического бачка). При установке пластмассового неразборного бачка ЯМЗ.993.003 системы ГУР бачок заменяется в сборе.

5. Фильтрующий элемент осушителя II 40 100 F фирмы «KNORR-BREMSE».

8.14.2. Автомобиль ГАЗ-3308

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра - 2108–1117010–033.

При установке фильтра необходимо следить за тем, чтобы стрелка на корпусе фильтра совпадала с направлением движения топлива.

Обслуживания фильтр не требует.

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначения фильтрующего элемента следующие: 3102–1109013–02, -03, -04, -05, -06, -08, -09, -10, 31029–1109013, 31029–1109013–01, -02, -03 или 18.35.04/20.00.00 или В 4202 или GB-99.

3. Масляный фильтр (рис. 8.13) полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 440А-1–06“ или "Реготмас 440А-1–0,5».

Фильтрующий элемент подлежит замене при каждой смене масла в двигателе.

Рис. 8.13. Масляный фильтр:

1 - корпус фильтра (верхняя часть); 2 - пружина; 3 - опорная шайба; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - кольцо жесткости; 6 - фильтрующий элемент; 7 - трубка корпуса фильтра; 8 - пробка перепускного клапана; 9 - прокладка перепускного клапана; 10 - прокладка корпуса фильтра; 11 - шарик перепускного клапана; 12 - стержень масляного фильтра; 13 - прокладка фильтрующего элемента; 14 - корпус фильтра (нижняя часть); 15 - прокладка фильтра; 16 - проставка фильтра; 17 - шайба; 18 - соединительная гайка; 19 - прокладка проставки; 20 - соединительный штуцер; 21 - уплотнительная прокладка; 22 - уплотнительное кольцо

Для этого необходимо:

отвернуть фильтр руками за его верхнюю часть. При заедании допускается отворачивать фильтр ключом 30 мм за шестигранник на верхней части корпуса 1;

принять меры, исключающие попадание масла на двигатель;

предохранить масляную полость проставки 16 от возможного загрязнения, закрыв ее сверху чистой ветошью;

осторожно отвернуть гайку 18 на соединительном маслоподводящем стержне 12, слить масло из корпуса фильтра;

разъединить секции 1 и 14 и заменить фильтрующий элемент 5;

проверить наличие и правильную установку деталей уплотнения 2, 3, 4, 5, 10, 13 и шайбы 17 согласно рис. 8.13, соединить секции и закрепить гайкой 18.

Необходимо следить за состоянием верхнего резинового уплотнительного кольца 4 и заменить его при потере упругости и деформации.

В противном случае к подшипникам коленчатого вала будет поступать неотфильтрованное масло;

  • смазать моторным маслом прокладку 15, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки 15 и довернуть на 0,5–1 оборот;
  • пустить двигатель. При наличии подтеканий масла при работе двигателя с повышенной частотой вращения в течение нескольких минут довернуть фильтр руками. Затяжка ключом не допускается.

Предупреждение.

  1. Недопустимо отвертывание или затяжка ниппельных гаек трубок полнопоточного фильтра вместе с переходным штуцером. При этом необходима предварительная фиксация последнего ключом.
  2. Фильтрующий элемент в эксплуатации подлежит немедленной замене при появлении характерного свиста от срабатывающего перепускного клапана в проставке 16 при работе двигателя.
  3. Запрещается использовать фильтрующие элементы автомобилей КАМАЗ, т. к. из-за большей высоты (на 10 мм) они упираются в верхнюю часть корпуса фильтра и не пропускают масло.

Этот автомобиль, сошедший с конвейера горьковского автозавода в 1996 году, стал ответом на запросы промышленности в грузовом полноприводном транспортном средстве повышенной проходимости, которое бы обладало современным уровнем эксплуатационного комфорта.

Раньше эта ниша была занята легендарным ГАЗ-66 , но, будучи разработанным в далеком 1964 году, этот вездеход перестал удовлетворять современным требованиям гражданских, а также военных потребителей. ГАЗ Садко оставил себе все наилучшее, чем славился его предшественник последней модификации ГАЗ 66-40, а именно:

  • коробка передач;
  • раздаточная коробка;
  • мосты и колеса;
  • грузовая платформа.

Кабина, управление и рама новой машине досталась от модели ГАЗ 3309, в результате чего горьковский производитель достиг хорошей совместимости по узлам и деталям с другими среднетоннажными моделями своего производства. Первоначально новому детищу присвоили производственный индекс ГАЗ 33097, но в декабре 1997 года эта машина получила собственное имя «Садко», а также отраслевой индекс 3308.

Автомобиль Садко имеет три основных варианта исполнения:

  • Стандартный – укомплектован односкатными шинами размером 12R18, грузоподъемность – 2 тонны.
  • Военный – отличается односкатными шинами размером 12R20, снабженными системой поддержки и регулировки давления воздуха, грузоподъемностью 2,3 тонны, а также лебедкой.
  • Гражданский – оснащен двухскатными шинами размером 8,25R20, грузоподъемность – 4 тонны.

Основные технические характеристики двигателей

Вездеход «Садко» комплектуется как бензиновым, так и дизельным силовым агрегатом. В качестве первых применяются двигатели ЗМЗ-513 или ЗМЗ-5233. Оба двигателя карбюраторные жидкостного охлаждения.

Модификация ГАЗ-33081 комплектуется турбированным дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 белорусского производства.

Изначально этот агрегат соответствовал экологическим нормам Евро-2, но после модернизации этот двигатель стал отвечать строгому экологическому стандарту Евро-4 (с 2013 года). Его основные параметры:

  • Количество цилиндров – 4 в ряд
  • Номинальная мощность – 117 л.с. (V = 4.75 л)
  • Турбонаддув
  • Степень компрессии – 15.1
  • Расход топлива (60 км/ч) – 16 л/100км
  • Максимальная скорость движения – 90 км/ч

Еще одной из модификаций дизельного «Садко» является ГАЗ-33088, который комплектуется турбонаддувным двигателем ЯМЗ-53442. Особенность этого мотора в том, что при объеме 4,43 л он способен развить мощность в 135 л.с.

Также следует отметить раннюю модификацию ГАЗ-33082, который оснащался выпускаемым по лицензии Steyr турбодизельным двигателем ГАЗ-562. При объеме 3,13 л этот агрегат развивал мощность в 150 л.с.

Основные эксплуатационные характеристики

Для всех модификаций этой модели применяется 5-ти ступенчатая синхронизированная механическая коробка передач. Исключением являются модификации ГАЗ 3308-50/52, в которых силовым агрегатом служит двигатель ЗМЗ-513.

Для них применяется 4-х ступенчатая механика. Для преодоления сложных участков предусмотрена 2-х ступенчатая раздаточная коробка для понижения передаточного числа оборотов от двигателя к трансмиссии без потери мощности.

Межколесный дифференциал повышенного трения перешел этому автомобилю по наследству от автомобиля ГАЗ 66. Именно он в паре с трансмиссией обеспечивает высокую проходимость по бездорожью. Чего только стоит способность ГАЗ-3308 Садко легко преодолевать подъемы наклоном до 31 градуса к горизонту. Также следует отметить клиренс, который составляет 315 мм для стандартной комплектации, и 335 мм – для техники армейского предназначения (увеличение достигается за счет установки колес большего радиуса).

Для комфортности управления машиной предусмотрен гидравлический усилитель рулевого управления. При длине автомобиля 6,25 м радиус его полного разворота составляет 11 м. Тормозная система – барабанного типа для передних и задних колес, имеет два контура, гидровакуумный усилитель и систему перераспределения тормозных сил.

Применение автомобиля «Садко»

Кроме военного предназначения, которое было основным при создании прототипа техники с высокой проходимостью, эта машина получила заслуженное признание во многих сферах хозяйственной деятельности.

Например, модификация ГАЗ Садко Егерь, благодаря цельнометаллической сдвоенной 4-х дверной кабине, способна вместить кроме водителя еще 5 пассажиров, а грузоподъемность кузова составляет 1,5 тонны. Это позволяет использовать автомобиль охотничьим хозяйствам, или организациям, обслуживающим электромагистрали и газопроводы в труднодоступных местах. Используя его можно легко и быстро доставить к месту аварии бригаду ремонтников и весь необходимый инструмент.

Также, на базе ГАЗ-33081 создано транспортное средство повышенной проходимости с надстройкой от American LaFrance, основной задачей которого является патрулирование лесов и тушение лесных пожаров. Эта машина оснащена емкостью для воды из армированного пластика объемом 1000 л, что в паре с насосом высокого давления обеспечивает длительный промежуток работы без дозаправки.

Подытожив, можно с уверенностью сказать, что ГАЗ 3308 «Садко» зарекомендовал себя отличным внедорожником для любого сезона и типа местности, а также стал достойным продолжателем славных традиций «Шишиги» (ГАЗ 66).

Технические характеристики ГАЗ Садко:

Модель автомобиля ГАЗ-33081 (с дизельным двигателем) ГАЗ-3308 (с двигателем ЗМЗ-5231)
Тип автомобиля Двухосный грузовой, с приводом на обе оси
Грузоподъемность автомобиля, кг 2000
Полная масса автомобиля, кг 6300 5950
Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования), кг 4065 3710
Габаритные размеры, мм:
- длина 6250
- ширина (по платформе) 2340
- высота (по кабине без нагрузки) 2570
- высота (по тенту без нагрузки) 2780
База, мм 3770
Колея передних колес, мм 1820
Колея задних колес, мм 1770
Дорожный просвет автомобиля, мм 315
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м 11
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч 85 90-95
Расход топлива при движении с постоянной скоростью, л/100 км
- 40 км/ч 13,5 -
- 60 км/ч 17 22
Угол свеса (с полной нагрузкой),°:
- передний 48
- задний 32
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема при полной массе автомобиля, °, не менее 31
Глубина преодолеваемого брода по твердому дну, не более, м 1,0
Погрузочная высота, мм 1360

ГАЗ-3308 «Садко» — это выносливый среднетоннажный бортовой грузовик, пришедший на смену знаменитому ГАЗ-66. Впервые «Садко» попал на российские дороги в декабре 1997 года и с тех пор разошелся огромным тиражом, став полноправным лидером своего сегмента.

Помимо базовой бортовой платформы шасси ГАЗ-3308 «Садко» можно оборудовать практически любым типом надстроек, что делает данный грузовик универсальным «трудягой», отличающимся не только многофункциональностью, но и неприхотливостью в обслуживании, а также отсутствием «аллергии» на российские дороги.

ГАЗ-3308 4х4 «Садко» получил цельнометаллическую кабину с простым, но практичным дизайном, двумя дверями, почти панорамным остеклением, мощным металлическим бампером и крупным капотом, обеспечивающим легкий доступ в моторный отсек. Для своего класса дизайн грузовика вполне приглядный, но ничем сверхъестественным не выделяющийся, производитель постарался по максимуму снизить себестоимость производства, а потому использовал простые прямоугольные формы с минимум декоративных элементов оформления экстерьера.

В том же духе исполнен и интерьер кабины. Здесь все утилитарно, максимально просто и практично. Некоторые неудобства может вызывать посадка в салон, так как кабина достаточно высока, а поручней, за которые можно было бы ухватиться, производитель не предусмотрел, опять же, видимо, в целях экономии. Стандартная кабина ГАЗ-3308 оснащается двумя посадочными местами с достаточно удобными креслами с мягкой обивкой и ремнями безопасности. Добавим, что «Садко» может оснащаться и опциональной двухрядной кабиной, оснащенной двумя или четырьмя дверями. В версии с двумя дверями задний ряд кресел можно заменить на два спальных места, что позволит использовать грузовик для дальних грузоперевозок или для работы ремонтных бригад в отдаленной местности.

Базовая версия ГАЗ-3308 получила колесную базу 3770 мм и габаритную длину 6250 мм для версии с однорядной кабиной и 6600 мм в модификации с двухрядной кабиной. Помимо этого, возможен заказ удлиненных версий грузовика с колесной базой 4570 или 5070 мм, габаритная длина которых соответственно достигает отметки 7900 и 8950 мм. Габаритная ширина грузовика во всех случаях равна 2268 мм по кабине и 2340 мм по грузовой платформе. Высота «Садко» не превышает отметки 2780 мм по верхней точке тента. При этом добавим, что максимальная высота грузовика с учетом возводимых надстроек не должна превышать 4000 мм. Колея передних и задних колес «Садко» соответственно равна 1820 и 1770 мм. Клиренс автомобиля – 315 мм. Благодаря чему ГАЗ-3308 способен преодолевать брод глубиной до 800 мм, а также преодолевать подъемы с углом до 31 градуса при полной массе автомобиля. Максимальный радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса равен 11,0 метра.

Минимальная снаряженная масса базовой модификации ГАЗ-33081 «Садко» составляет 3710 кг (изначально ГАЗ-3308 – 4 150 кг). Полная масса при этом достигает отметки 6350 кг, а грузоподъемность грузовика равна ~2000 кг. Грузовик оборудован металлической, либо металлодеревянной бортовой платформой с ровным полом, задним откидным бортом и каркасным съемным тентом. Габариты платформы составляют 3390 х 2145 мм, высота бортов платформы равна 900 мм. При желании платформу с тентом можно оснастить плафоном освещения, откидными продольными боковыми креслами и предохранительным ремнем над задним бортом. Погрузочная высота платформы – 1365 мм.

Технические характеристики.

  • Изначально грузовик ГАЗ-3308 оснащался карбюраторным 4,67-литровым 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10.
  • В 2003 году «Садко» (ГАЗ-33081) стали оснащать белорусским дизельным двигателем ММЗ Д-245.7, имеющим 4 цилиндра рядного расположения с совокупным рабочим объемом 4,75 литра. Это мотор с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель ММЗ Д-245.7 начиная с 2013 года полностью соответствует требованиям экологического стандарта Евро-4, а его максимальная мощность составляет 122,4 л.с. при 2400 об/минуту. Верхний предел крутящего момента мотора достигает отметки 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту, что в купе с безальтернативной 5-ступенчатой механической КПП обеспечивает грузовик возможностью разгона до максимума в 93 км/час при среднем расходе топлива – 16,8 литра на каждые 100 км пути.
  • А с февраля 2013 года производитель предлагает также модификацию ГАЗ-33088, оснащенную двигателем ЯМЗ-53442 (также отвечающий требованиям экологического стандарта Евро-4). Как и белорусский аналог, двигатель ЯМЗ-53442 получил 4 цилиндра рядного расположения, непосредственный впрыск топлива и турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рабочий объем мотора составляет 4,43 литра, его максимальная мощность достигает отметки 134,5 л.с., а верхний предел крутящего момента равен 417 Нм. Модификация ГАЗ-33088 также комплектуется безальтернативной 5-ступенчатой синхронизированной МКПП с постоянным зацеплением шестерён и однодисковым, сухим сцеплением.

Все модификации ГАЗ-3308 «Садко» оснащаются системой полного привода 4х4 на базе механической раздаточной коробки с приводом на передний и задний мосты. Передний и задний ведущие мосты грузовика снабжены дифференциалами повышенного трения кулачкового типа, а поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных углов скоростей. Передаточное число понижающей передачи раздатки равно 1,982. Передаточное число главной передачи ведущих мостов – 6,17 и 6,83.

Грузовик ГАЗ-3308 «Садко» построен на базе рамной двухосной платформы с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на всех колесах. Тормозная система грузовика – двухконтурная, оснащена системой ABS, гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем, а также вакуумным ресивером в каждом контуре. На всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы. Стояночный тормоз тут трансмиссионный, с механическим приводом. Рулевое управление грузовика построено на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидроусилителем руля.

Комплектация и цена. В базе ГАЗ-33081 «Садко» комплектуется 18-дюймовыми стальными колесными дисками, вездеходной резиной, галогеновой оптикой, задним противотуманным фонарем, аккумуляторной батареей 6СТ-75, системой подкачки колес и отопителем салона. В качестве опции ГАЗ-33081 можно дополнить коробкой отбора мощности и лебедкой.
Стоимость бортового грузовика ГАЗ-33081 «Садко», в 2016 году на рынке РФ, составляет порядка ~1.6 млн. рублей.