Гедонизм основные принципы. Гедонист – это кто

удовольствие») - этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕДОНИЗМ

греч. наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм) ft в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп. Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур, с именем к-рого связывается целое течение в теории морали - эпикуреизм Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех) Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений. Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека, прежде всего, как на частного предпринимателя ("движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы; целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является, в конечном счете, содержанием общечеловеческого блага). Гоббс, Локк, Гассенди, Спиноза, фр. материалисты XVIII в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. В дальнейшем принцип Г. нашел наиболее полное выражение в утилитаризме. Идеи Г. разделяют мн. теоретики совр. буржуазной этики - Дж. Сантаяна, М. Шлик, Д. Древ и др. В древности и в новое время Г. играл в целом прогрессивную роль и этике, поскольку он противостоял религиозной нравственности и представлял совей попытку истолковать мораль е материалистических позиций Однако его нельзя считать научным принципом этической теории Тем более он не отвечает совр уровню званий о человеке. Марксизм рассматривает человека как существо общественное. С этой т зр. сведение многообразных человечески» потребностей к получению наслаждения является крайним упрощением и: в конечном итоге исходит из биологического или чисто психологического понимания человека как только природного существа Гедонистический принцип, кроме того, индивидуалистический характер и часто тяготеет к этическому релятивизму. Сами наслаждения, к к-рым стремятся люди, имеют конкретно-историческую природу, их содержание неодинаково в разные истерические эпохи и у разных социальных групп. Поэтому только в социальной практике следует искать происхождение веек стремлений и целей, к-рые ставят перед собой люди. В совр буржуазном об-ве формируется комплекс моральных представлений анархо-Г., где мистифицируются и обожествляются «природные» склонности человека к безграничным наслаждениям, отвергаются трудовая дисциплина, социальные обязанности, культурные и моральные нормы как опора консерватизма (Нигилизм), выдвигаются требования поиска новых неконтролируемых примитивных связей между людьми, узаконения аморализма. Анархо-Г. служит, с одной стороны, крайним средством для массового распространения/морали потребительства, а с др. - способом отвлечения критически настроенных слоев буржуазного об-ва от подлинно революционной морали

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обзор гедонистических учений

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.), современник Сократа . Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии - освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению - или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

В кинематографе

  • «Клуб «Shortbus» » Джона Кэмерона Митчелла - фильм, названный гимном гедонизму.
  • В мультсериале «Футурама » есть второстепенный персонаж - Робот-Гедонист, как следует из имени, ставящий целью своей жизни получение наслаждений. Постоянно лежит на кушетке, которая является частью его корпуса, и непрерывно поглощает виноград.
  • Также идеи гедонизма можно увидеть в фильме «Дориан Грэй ». Персонаж по имени Генри Уоттон широко распространяет свои идеи среди знакомых и друзей. На распространении этих идей строится сюжет фильма и книги Оскара Уайльда.

См. также

Ссылки

  • Гедонизм - статья из энциклопедии «Кругосвет»
  • А. Н. Долгенко. Декадентский гедонизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гедонизм" в других словарях:

    - (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего … Философская энциклопедия

    - (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    Гедонизм - (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің (благо)… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Гедонизм - Гедонизм ♦ Hedonisme Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших… … Философский словарь Спонвиля

    гедонизм - античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное. Словарь практического психолога. М.: АСТ,… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что… … Энциклопедия культурологии

    гедонизм - а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС 2. Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедони/зм; Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого hedone удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения … Современная энциклопедия

    - (от греч. hedone удовольствие) направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. hedone наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

    - (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное … Психологический словарь

Книги

  • Борис и Глеб , Ранчин Андрей Михайлович , Первые русские святые, братья Борис и Глеб избрали для себя добровольную смерть, отказавшись от борьбы за власть над Киевом и всей Русской землей. Это случилось почти тысячу лет назад, летом… Категория: Жития Святых и священнослужителей Серия: Жизнь замечательных людей Издатель: Молодая гвардия ,
  • Идея морали и базовые нормативно-этические программы , Р.Г. Апресян , В книге анализируется природа и императивно-ценностное содержание морали. Раскрывая источники морали, автор уделяет особое внимание родовому опыту человека (в частности выраженному в… Категория:

Буше Франсуа. Лежащая девушка.

ГЕДОНИЗМ - античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение - не только телесное, но и духовное.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 121.

Гедонизм (НФЭ, 2010)

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή- удовольствие) - тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Гедонизм (Рапацевич)

ГЕДОНИЗМ - этическое учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривалось как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму. В большей степени гедонизм характерен для отроческого и юношеского возраста, главным образом в силу социального статуса молодёжи, не обременённой семьёй.

Гедонизм (Коджаспирова)

ГЕДОНИЗМ - этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в педагогические учебные заведения.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 27.

Гедонизм (Кириенко, Шевцов)

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - наслаждение) - этическая система, которая в качестве высшей нравственной ценности и смысла жизни утверждает достижение наслаждения и необходимость избегать страдания. Противоположен аскетизму. Соответственно, добром в этой системе является то, что ведет к наслаждению или является объектом наслаждения. Само наслаждение понимается по-разному. Есть примитивные чувственные наслаждения, а есть возвышенно-интеллектуальные или эстетические. Проводимый в жизнь последовательно, Г. начинает «саморазрушаться». Г.

Гедонизм (Райзберг)

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - наслаждение) - 1) воззрение, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение; 2) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 86.

Гедонизм (Фролов)

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - наслаждение) - принцип обоснования моральных требований, согласно к-рому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции гедониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г.

Гедонизм (Подопригора)

ГЕДОНИЗМ [греч.. ηδονή - наслаждение] - учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению - принципом поведения. От Г. необходимо отличать эвдемонизм, признающий основой нравственности стремление к счастью.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 73.

Введение

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Антология мировой философии. М. сборник. 2012 г. с 794.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Гедонизм

Гедонизм (от греч. hedone -- наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи гедонизма разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики -- Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует гедонизм прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий -- дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго -- состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. с 79-81.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли идеи гедонизма, с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде -- в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности -- в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической стороны, удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

Гедонизм – это философское течение, суть которого заключается в том, что удовольствие является наиболее важным стремлением человечества. Термин происходит от греческого «Hedone » и в прямом смысле значит – удовольствие.

Что такое ГЕДОНИЗМ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, гедонисты считают, что смысл жизни и величайшее благо для человека заключается в получении удовольствия. А злом являются любые проявления боли и страданий.

Гедонизм и общество.

Как правило, гедонизм предполагает индивидуальную позицию человека, неразрывно связанную с эгоизмом. Что означает стремление каждого человека искать свое собственное благо во всех сферах жизнедеятельности.

Более развитой и формой гедонизма является – утилитаризм . В данной концепции заложены принципы всеобщего блага. ценность любого действия, определяется вкладом в общую полезность по отношению к умножению блага для всего общества.

Гедонизм с точки зрения психологии.

С точки зрения психологии, люди изначально построены таким образом, что бы желать исключительно удовольствие во всех проявлениях. Это является абсолютно нормальной и здоровой чертой любого индивидуума.