История города воронеж с момента возникновения до нашего времени. История происхождения русских городов Топонимика и структура названия города Ярославля

Сейчас, в наше время, слово «город» не вызывает ни у кого удивления. Это привычное место жительства основной массы людей. Но мало кто задумывается, какой процесс эволюции прошел, чтобы мы могли вовсю наслаждаться привилегиями городской жизни – горячей водой, инфраструктурой, интернетом, телефоном и т.д. Поэтому в нашей статье, мы расскажем вам, как возникали и строились города, в разные эпохи жизни человека.

Конечно же, сначала мы расскажем вам о самых первых городах, которые существовали на нашей планете задолго до появления системы канализации, отопления и остальных благ.

Когда появились первые города

  • По сведениям уважаемых историков, первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин. Также по некоторым историческим сведениям, в таких странах как: Индия, Греция, Китай и Египет, города возникали в 3 тыс. – 2 тыс. годах до н. э.
  • Древние поселения занимали довольно обширные территории. Большая их часть была окружена стенами и рвами. Центральным местом селения по праву являлись храмы или дворцы.
  • По мере развития первых городов, остро появлялись потребности в системах хозяйства и планировке. В то время как проходило расслоение общества, также проходила и дифференциация их жилищ. Вместе с роскошными дворцами, располагались и темные лачуги, в которых находила свое пристанище беднота.
  • Первыми элементами хозяйства городов являлись канализационные сооружения и централизованное снабжение водой, бани, санитарная чистка.

Как появились города средневековья

  • Основной составляющей властвующего на то время феодализма, были не города, а крестьянские общины, деревни и хозяйства. То есть в ранние периоды феодального строя, города практически отсутствовали. Но с возникновением потребности в торговле и ремесел, вскоре начинают строиться феодальные города. Крупные поселения начали возникать вокруг замков, на торговых путях. Именно так возникла Пиза, Венеция, Гамбург, Тулуза, и прочие знаменитые города. Поселения средневековья были невелики. На то время наибольшими городами считались те, в которых проживало около 10 000 человек.
  • Города средневековья были не слишком развитыми. Городское хозяйство не создавалось, санитарные условия были на зачаточном уровне, водопровод отсутствовал, так же, как не было и канализации. Только лишь в XV веке, в Нюрнберге и в Любеке, появились первые службы по очистке улиц. Именно в данный период в крупных европейских городах возникают цехи ассенизаторов.

Как образовались города эпохи Возрождения

Оживление жизни и переход к мануфактурному производству дали толчок к формированию крупных городов. Теперь начали появляться первые системы городского хозяйства. Первоочередной задачей обеспечения населения являлась организация водопроводно-канализационной сферы. Позже начались постройки мусоросжигательных станций, начали применяться машины для чистки улиц. Понемногу прибавлял в развитии общественный транспорт. В XIX веке появилось газовое освещение улиц. После, начали использовать керосиновые лампы. И только к концу века, стало применяться электричество.

Как строили города в постиндустриальный период

Неизменно растет число городского населения, а вместе с ними и города. Примыкающие поселки понемногу застраиваются, так как уже не могут справиться с количеством жителей. Таким образом, появляются целые междугородние агломерации с огромным количеством жителей. Нередко центр города уже не считается престижным, и люди переселяются в недавно отстроенные престижные районы на окраинах города.

Основная особенность данного периода заключается в развитии абсолютно всех систем городского хозяйства. В его число входят приоритетные сферы развития, в том числе инфраструктура города, которая и составляет качество жизни населения.

Города, появившиеся при Петре 1

В эпоху знаменитого русского царя произошел отказ от феодального строя, начались развиваться мануфактуры, и поэтому все больше населения нуждалось в качественном жилье. Таким образом, были закреплены социальные структуры, развивалось городское хозяйство, градостроение приобрело внушительные масштабы. Так, многие города, построенные во времена Петра 1, существуют и процветают по сей день. Это Петербург, Верхне-Камчатск, Омск, Екатеринбург, Таганрог. Но, к сожалению, технологии Российской Империи не достигали масштабов Европы, и по состоянию на начало XX века только у 20% городов имелись водопроводы.

Город, как система, появился только в начале XX века, с появлением электростанций, городского транспорта и условий для нормального проживания населения.

Основные принципы современного градостроительства

Зарождение городов в России

История возникновения городов

План лекции

Лекция 2. ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОЕНИЯ

ГОРОД – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, имеющая устойчивые признаки, отличавшие ее от догородских поселений. Эти признаки проявились на самых ранних стадиях урбогенеза, и тогда же обозначились некоторые всеобщие закономерности и тенденции городского развития.

Рождение первых городских поселений совпало с переходом «от варварства к цивилизации». За пять-шесть тысячелетий своей эволюции города прошли путь от сравнительно небольших по числу жителей и занимаемой площади, простых по организации и структуре образований к сложным и крупным экономическим, социально-политическим, культурно-религиозным, научным, военно-стратегическим центрам и агломерациям. То есть от племенных и межплеменных ритуальных поселений к древневосточным городам и античным полисам, далее – к средневековым городским коммунам Западной Европы и восточным имперским столицам, торгово-ремесленным центрам, обслуживающим внутренние и внешние обмены и контакты, и, наконец, к современным индустриально-урбанистическим комплексам, гигантским многофункциональным городам (мега-города, мегалополисы), обширным метрополитенским территориям.

Первые города – очаги архаической городской культуры и городского хозяйства зародились на Древнем Востоке. Уже в 6 тыс. до н.э. существовали палестинские, анатолийские протогорода – Иерихон и Чатал-Хююк в Малой Азии, в 4–3 тыс. до н.э. возникли города в речных долинах Месопотамии и Египта: в Двуречье Тигра и Евфрата – Эриду, Элам, Урук, Ур, Лагаш, Вавилон , Ларса, Киш, Джемдет-Наср и мн. др., в долине Нила вырос известный крупный религиозный и политический центр – Мемфис; на берегах Инда – Хараппи и Мохенджо-Даро (2100–1750 до н.э.); китайские города в бассейнах Хуанхэ и Янцзы.

Города всегда имели свою собственную судьбу, историю и преемственность, реальные индивидуальные черты, во многом обусловленные природно-географическим, демографическим, этнокультурным и другими факторами. Это-то и объясняет многообразие путей эволюции городов, их специфику и генетическую неоднородность.

Первые сведения о строительстве городов содержатся в «священных книгах» ветхозаветного времени. Много материала о городе – интересных суждений и теоретических обобщений встречается в сочинениях философов Древней Греции и Рима (Аристотель , Платон , Цицерон , Сенека и др.), средневековых христианских богословов (Блаженный Августин , Николай Кузанский и др.), арабских мусульманских мыслителей (Фараби , Ибн-Халдун и др.) и в многочисленных трудах реформаторов эпохи Ренессанса и Просвещения. Во времена модерна и постмодерна появляются разносторонние знания не только о городе, но и урбанизационных процессах, разрабатываются научные методы познания, различные теории, парадигмы, проекты – «города-сада», «лучезарного города», «индустриального города», «глобального города» и т.д.



Ничего особенного и специфического нет в том, что очаги городской культуры и центры «первичного земледелия» появились на Востоке. Это обусловлено очень благоприятной природно-географической средой, поначалу проявлявшейся в локальной форме, – климатом, естественными ландшафтными комплексами, плодородием почв и т.д. А также и естественно-историческими обстоятельствами – ранним довольно развитым разделением труда с относительно высокой технологической оснащенностью земледелия, скотоводства и производства изделий, наличием строго иерархической социальной организации общества.

Городские и сельские поселения размещались в районах, где природные и географические условия, рельеф местности и климат, естественное плодородие почвы были наиболее благоприятны и оптимально пригодны для земледелия – самой первой формы производства.

Начиная с древнейших времен и затем на протяжении многих веков, экономической основой любого доиндустриального общества и его города – восточно-южно-средне-азиатского, арабо-мусульманского, североафриканского, европейского и т.д. оставалось земледелие, несмотря на то, что успешно развивалось ремесло и процветала торговля. Появление множества городов непосредственно было связано с развитием поливного земледелия, закладкой плантаций сельскохозяйственных и технических культур, разбивкой фруктовых садов, строительством оросительных систем и водораспределительных сооружений. «Аграрность» экономики диктовала и определяла само устройство города – его пространства, часть которого была занята под пашни, огородные культуры, утопала в садах, а всю территорию перерезали оросительные каналы и ирригационные сооружения. На Востоке специальные городские службы наблюдали и регулировали распределение воды в городе и его округе.

Античный город мог существовать только в органическом единстве с деревней и основным занятием – земледелием, в котором использовался преимущественно рабский труд. Слитность города и деревни все же позволяла городу доминировать над деревней. Город прежде всего был центром власти, культуры и пребывал в таком качестве только при абсолютном преобладании рабского труда. С утратой всеохватывающего значения рабства, увеличением населения, ростом числа свободных граждан в городе и провинциях происходило запустение античных городов и потеря ими своей роли в общественном развитии.

В раннесредневековой реальности города перестали в такой же степени выполнять общественную роль центров власти и культуры. Города аграризировались, в упадок приходили ремесло и торговля, что свидетельствовало о наступлении «темных веков» – полном, безраздельном царстве деревни, снижении уровня городской жизни. В городах утверждалась власть церкви и сами города становились резиденциями епископов. Со второй половины 6 в. в них учреждались епископии, и уже епископы заботились о городе и его населении. Они же брали на себя исполнение прямых функций гражданской власти – строили и восстанавливали оборонительные укрепления, водопроводы, каналы, дамбы, занимались благотворительностью и образованием клира и горожан. После германских завоеваний церковь превратилась в единственное прибежище письменной культуры и хранилище знаний. Все это в немалой степени послужило распространению идеалов Церкви, и образ города стал ассоциироваться с ее властью. Место античной философии с идеалами и представлениями о добродетелях, человеческом уме, интеллектуальной деятельности, гармонии заняла метафизика-теология, ставшая душой церкви. Такое господство церкви продолжалось вплоть до 14 в.

В период среднего и позднего средневековья в Западной Европе происходит возрождение городов и активный их роста.

В 15–16 вв. – эпоху Возрождения и Реформации , спонтанная индустриальная деятельность, развитие науки, культуры изменили город, его образ и внешний облик. Город с прочными вратами, рвами и укреплениями, с башнями, порталами с высокими фронтонами и далеко простирающимися строениями соборов, церквей и монастырей начинает активно заполняться новыми зданиями, архитектурными ансамблями, парками, площадями нового социального, политического, экономического, культурного и другого назначения. В период зарождения раннего капитализма крупные городские центры становятся передовыми пунктами экономического развития, своеобразными катализаторами перемен.

Города превращались в места концентрации новых видов производств и сосредоточия энергичных и деятельных людей. Функция города как центра ремесла и торговли выдвигается на главную роль. Последовавший промышленный переворот вызвал повсеместный рост городских поселений, получивших название индустриальных, современных городов.

Что же касается города на Востоке, то он на протяжении всей своей многотысячелетней истории оставался прежде всего центром власти, резиденцией различных правителей. Функция центра ремесла и торговли при весьма значительном количественном росте и даже процветании этих производственных сфер и обращения уступала функции обслуживания деспотического государства и его господствующих слоев.

Эволюция городов мира резко меняется, начиная с середины 18 в. Европейская промышленная революция, подорвала и разрушила прежний традиционный базис и экономические отношения, основанные на земледелии. Доиндустриальное производство уступают место промышленному производству, что привело к росту новых городов – промышленных и торговых.

Промышленный переворот противопоставил индустриальные, ускоренно модернизировавшиеся города Запада традиционным колониальным городам Востока. И это, в конце концов, разделило весь мир на развитые урбано-индустриальные страны и развивающиеся аграрно-сырьевые, зависимые и подчиненные.

В эпоху капиталистической индустриализации в мире произошел беспрецедентный «демографический взрыв» и «урбанистический бум». С 1800 по 2000 численность населения мира увеличилась с 1 млрд. до 6 млрд. человек и городского населения с 27 млн. до почти 3 млрд. человек, что, согласно оценкам, составляло в 1800 лишь 3% всего населения мира (заниженные расчеты) и в 2000 – 47,5%.

Запад к середине 20 в. реализовал индустриально-урбанистическую модель развития «в направлении исключительно городского существования» или городской цивилизации и первым же перешел на новую стадию – постиндустриальную. Для ряда стран Запада к концу 20 в. это положение стало реальностью – 90% и более их населения проживало в городах. Восток в свою очередь только в последние 40–50 лет приступил к осуществлению программы индустриализации-урбанизации.

С конца 19 в. под натиском прогрессирующей урбанизации, ускоренного социального развития, вышли на первые роли – техника и наука, ставшие важнейшими элементами города и современной индустриальной цивилизации. Но уже на рубеже 20–21 вв. очередная волна развития выдвинула новые технологии, информацию, коммуникацию, связь на ведущие позиции. И таким образом заявила о себе новая постиндустриальная цивилизация и ее города.

Ярославль – один из интереснейших русских городов, чья история тесно связана с историей страны, языком народа, богатой русской культурой.

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

История возникновения Ярославля

Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).

Легенда о возникновении города Ярославль

Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним» . Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя» , и жители «ужасеся и падоша ниц князю» . Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть , где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.

Медвежий угол в Ярославле

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке» . Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное» , т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j- . Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л ? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта j- , поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город

Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика

Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле

Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).

Ярославль — родина Некрасова

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить , означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем . Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Сложная и пестрая картина урбанизирующегося мира имеет очень длительную историю, уходящую в глубь веков. По мнению В.П. Алексеева (1990) «историческая экология города хронологически начинается с возникновения городов и формирования их как принципиально новых форм поселений в истории человечества». Вообще проблема появления первых городов вызвала большую дискуссию в исторической литературе, которая до сих пор вызывает острые споры. Сборник «От доклассовых обществ к раннеклассовым, 1987» трактует «проблему древневосточного, античного и средневекового города во всем многообразии явлений – экономических, социальных, демографических, идеологических, сопровождающих переход от первичной ко вторичной формации».

Город на основе анализа и исследований возникает как закономерный путь топографической концентрации ремесла, хозяйственной жизни в целом, населения, торговли, уплотнения.

С.А. Плетнёва (1967) высказала иную точку зрения на возникновения городов – это «формирование поселений городского типа в ходе оседания кочевого населения на землю». Условия возникновения городов были разными. В них нельзя проследить какую-либо историческую преемственность. На разных территориях и в различные исторические эпохи города возникали неодинаковым путём. Причины их формирования во многих случаях были локально специфичны.

В мировой истории есть еще один бесспорный пример независимого появления древнейших городских цивилизаций в доколумбовой Америке – в Мексике и Перу. Американские аборигены, хотя и со значительным отставанием во времени, самостоятельно пришли к государственности и к цивилизации. При этом, несмотря на всю свою местную специфику, древнейшие города Старого и Нового Света очень близки между собой по планировке, структуре, функциям, форме политической организации (Гуляев,1995).

Зарождение и развитие городов тесно связано с древнейшими цивилизациями и формированием особой, так называемой урбанизированной среды как компонента процесса цивилизации (Сайко, 1996).

Подробный анализ возникновения городов приводит Пивоваров Ю.Л. (1999).

Первые города (город – от слова «городить», «отгораживать»), по мнению большинства исследователей, появились, прежде всего на Ближнем Востоке, в Месопотамии (Шумер) в 4-2 тысячелетиях до н. э., в Египте, Иране, Индии, Средней Азии, Китае. Также нет единого мнения относительно того, как возникли древнейшие городские цивилизации.

В настоящее время городским стало 47,5% мирового населения. Насчитывается примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) и свыше 200 городов-миллионеров. В период урбанизации, характерной для всех промышленно развитых стран, растёт не только население городов. Постоянно увеличивается занимаемая ими территория, а также возрастает действие городов на все элементы окружающей природной среды. Воздействие городов на природные системы далеко выходит за пределы их собственных границ. Оно распространяется не только на прилегающие территории, но и вносит большой вклад в загрязнение биосферы нашей планеты.

Города появились в глубокой древности. Это были укреплённые поселения земледельцев и скотоводов. Русское слово «город» произошло от слов «ограда», «городить». Поселение окружали оборонительной оградой - земляным валом, частоколом или стеной.

В Древней Руси городом называлось всякое жилое место, окружённое такой защитной оградой. Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. Здесь размещались лавки купцов и общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на перекрёстках дорог: на судах или лошадях купцам было легче привозить товары. Близость переправы - моста или брода - тоже имела значение. Порой город возникал рядом с волоком - сухим путём, по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной реки в другую (так появился Волоколамск). Иногда город вырастал вокруг крупного монастыря (как Сергиев Посад).

Город состоял из крепости (кремля) и посада. Посад делился на слободы. В каждой из них жили ремесленники одной профессии - гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по воле князя или царя. Так, князем Владимиром Святославичем был основан Владимир-на-Клязьме. А подготавливая поход на Казань, царь Иван Грозный повелел построить на реке Свияге - притоке Волги - крепость Свияжск.

Город выживал в том случае, если в его округе было хорошо налаженное сельское хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть», если мелкое княжество, которому он принадлежал, прекращало своё существование или в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого строился город. Люди также покидали «беспокойные» города, устав от постоянных набегов степных кочевников.

Среди жителей было много ремесленников. Горожан обслуживали мастера «по костюму» (ткачи, портные, кожевенники), мастера «по приготовлению пищи» (блинники, мясники, квасники), мастера «по строительству» (котельники, каменщики, замочники). На торгу проходила жизнь купцов. Были в городе служилые люди во главе с воеводой, а также военные - стрельцы, пушкари, воротники.

Что из себя представляет древнерусский город? Город был деревянным. Из камня строили храмы и редко палаты. Жилые дома были чаще всего одноэтажными. Нередко город, окружённый деревянной (а позже каменной) стеной и рвом, дополнительно защищал земляной вал или ещё одна деревянная стена. Между кремлём и этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль и Китай-город. На расстоянии от них находилась другая защитная стена - Белый город. А дальше шло следующее укрепление - земляной вал.