Кабины тракторов и автомобилей их конструкции. Компоновка рабочего места водителя трактора

Порядок компоновки рабочего места водителя трактора мето-дически отличается от изложенного порядка работ при проекти-ровании автомобилей.

Управление машинно-тракторным агрегатом осуществляется од-ним водителем (оператором). Поэтому на тракторах в большин-стве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. От-дельные фирмы устанавливают по заказу съемное сиденье для пас-сажира.

Нормируют минимальные размеры одноместных кабин, в ос-новном ширину и высоту. При этом руководствуются антропомет-рическими данными водителя 95-го уровня репрезентативности. Длину кабины не регламентируют, так как она во многом зависит от компоновки трактора.

При компоновке рабочего места водителя трактора прежде всего Необходимо определить минимальные размеры и геометрическую форму поверхностей, ограничивающих пространство внутри кабины вокруг располагающегося на сиденье в удобной рабочей позе оператора. Эти параметры задаются стандартами. Изменять огра-ничивающие размеры в меньшую сторону нельзя, и обычно их увеличивают, потому что в кабине предусматривается место для верхней одежды, аптечки, термоса с водой или пищей, а иногда и для второго сиденья.

Внутренние размеры кабины задаются от контрольной точки отсчета сиденья (КТС) по ГОСТ 27715-88.

Минимальные размеры одно- и двухместных кабин сельско-хозяйственных и лесохозяйственных тракторов установлены в ГОСТ 12.2.120 - 88. Для одноместной кабины минимальная высота 1010 мм, минимальная ширина 900 мм на высоте от 310 до 810 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через КТС (рис. 2.19). Ширина двухместной кабины на этой же высоте должна быть не менее 1400 мм. Расстояние от вертикальной плоскости, проходя-щей точку отсчета сиденья (ТОС), до задней стенки кабины долж-но быть не менее 365 мм. Минимальные размеры одноместной кабины и кабины с допол-нительным сиденьем, рассчитанные на работу сидя, для промыш-ленных тракторов регламентируются ГОСТ 12.2.121 - 88.

К конструктивным элементам, обеспечивающим безопасный вход и выход из кабины трактора, относятся следующие: дверной проем и двери кабины, ступеньки, поручни, аварийный люк. Полностью удовлетворяет требованиям безопасности по входу и выходу кабина со следующими параметрами:

высота пола кабины от опорной поверхности 1008 мм;

высота дверного проема 1600 мм;

ширина дверного проема 400 мм;

ширина, глубина и высота ступеньки над уровнем опорной поверхности соответственно 300, 100 и 520 мм;

расстояние между поверхностью пола и уровнем последней ступеньки 316 мм;

угол выноса ступеньки наружу 55...65°.

В соответствии с требованиями международных (ИСО) и оте-чественных стандартов тракторы должны быть оборудованы под-ножками и (или) лестницами при обязательном наличии поручней и (или) перил. Расположение, размеры, требования к материалам этих элементов оговорены в стандарте. В качестве промежуточных подножек могут быть использованы конструктивные элементы иного назначения.

Размеры дверного проема при максимально возможном откры-тии двери установлены ГОСТ 12.2.120 - 88. Если опера-тор работает сидя, то высота дверного проема должна быть не менее 1300 мм, а если в положении стоя - 1800 мм. Заштрихован-ная зона относится к кабине, где оператор работает сидя. Если двери открываются менее чем на 90°, размеры дверно-го проема должны быть увеличены настолько, чтобы размер в свету соответствовал указанным на рис. 2.22.

Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выхо-дов, которыми могут быть двери, окна, люки, причем каждый выход следует размещать на противоположных сторонах (на стен-ках, в крыше) кабины. Это требование важно соблюдать для по-вышения безопасности при опрокидывании трактора и заклини-вании дверей. Размеры аварийных выходов должны соответство-вать размерам дверного проема или быть следующими: для квад-ратного сечения не менее 600x600 мм; для прямоугольного - 470 х 650 мм; для круглого - 700 мм в диаметре; для овального - главные оси эллипса не менее 640 и 440 мм. Аварийные выходы должны открываться без применения инструмента. Окна кабины, если они предназначены для аварийного выхода, должны быть оснащены средствами для разбивания или оперативного демонта-жа стекол.

Во-первых, при различной высоте сиденья для удобной рабочей позы оператора требуется разное расстояние до педалей: при низком сиденье оно увеличивается, при высоком - умень-шается. Во-вторых, операторы имеют разные антропометрические характеристики, и для удобства их работы сиденье должно регу-лироваться в продольном направлении на ±75 мм, по вертикали на ±40 мм относительно среднего положения, что также не по-зволяет жестко задать продольные размеры.

Расположение основных органов управления трактором пока-зано на рис. 2.23. Вертикальный и горизонтальный размеры, опре-деляющие взаимное расположение сиденья и центров педалей сцепления и тормозов, приведены ниже, мм:

Положение рулевой колонки должно регулироваться в продоль-ном направлении (по углу установки) и по высоте (вдоль оси ко-лонки) на величину (100 + 20) мм бесступенчато или с фиксацией не менее чем в четырех положениях по углу и в пяти - по высоте.

Опорные площадки основных педалей должны иметь длину и ширину не менее 60 мм, расстояние между кромками площадок неблокируемых между собой педалей - 50... 100 мм, блокируе-мых - 5... 20 мм. Угол разворота опорных площадок педалей, при-водимых в действие стопой, не должен превышать 15° от продоль-ной плоскости машины.

Расстояние от рукояток рычагов при любом их положении до элементов интерьера и до соседних рычагов должно быть не менее 50 мм, если рычаги приводятся в движение кистью, и не менее 25 мм, если они приводятся в движение пальцами. Если рычаги перемещаются одновременно двумя руками или предполагается работа в рукавицах, а также при отсутствии визуального контроля за положением рычагов расстояние между расположенными рядом и управляемыми кистью рычагами увеличивается до 100... 150 мм. Разумеется, что рукоятки органов управления, особенно управ-ления движением, необходимо располагать в пределах зоны дося-гаемости оператора. При этом угол сгиба руки оператора в локте-вом суставе должен быть близок к 135°, а усилие должно прикла-дываться в направлении «прямо на себя -от себя».

При работе рычагами точного и непрерывного управления в условиях значительных вибраций и колебаний, особенно низко-частотных, необходимо предусматривать опору для рук, напри-мер подлокотники.

Обзорность с рабочего места оператора трактора имеет важное значение, потому что многие технологические операции, выпол-няемые с помощью тракторов, требуют очень точного позициони-рования рабочих органов машины, колес и гусениц относительно других предметов, а также точного выдерживания траектории дви-жения машины. Основными оценочными показателями являются углы обзора функциональных зон и объектов наблюдения.

В качестве исходной точки отсчета параметров обзорности для сельскохозяйственных тракторов принята точка К, имеющая коор-динаты 670 мм вверх и 10 мм вперед относительно КТС в продоль-ной вертикальной плоскости. Ее положение имитирует положение глаз оператора. Углы, определяющие обзорность сельскохозяй-ственного трактора из кабины по ГОСТ 12.2.019 - 86, а их значения приведены в табл. 2.6.

Для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин осо-бое значение имеет обзорность передних колес или передних час-тей гусениц. Эти параметры также регламентируются стандартом.

К тракторам универсально-пропашным и общего назначения (к каждому типу отдельно) предъявляются дополнительные тре-

Таблица 2.6

Углы обзора, °, через окна кабины сельскохозяйственного трактора

Обозначение

Колесные

* тракторы

Гусеничные

Зона обзора

угла обзора

тяговых классов

тракторы всех

на рис. 2.24

0,6...2

выше 2

классов

Передняя

Α 1

β,**

β 2

Боковая

γ 1 , γ 3

γ 2 , γ 4

Задняя

Рз

Р4***

Передняя (через

аз

зону очистки

стеклоочистителя)

Рб

* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем Углы обзора должны быть: а, > 60° влево; а, > 25° вправо; у2 > 35°; у4 > 20°.

** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общего Назначения.

** Допускается уменьшение угла до 20° для тракторных самоходных шасси с Расположением двигателя позади кабины.

бования в соответствии с техно-логическим назначением. Так, для универсально-пропашных тракторов необходимо обеспе-чить видимость точек 1 и 2, как показано на рис. 2.25. Это связа-но со спецификой перемещения трактора в междурядьях обраба-тываемой культуры. Расстояние 250 мм между точками / и 2 га-рантирует хорошую видимость защитной зоны.

На колесных тракторах обще-го назначения тяговых классов 3...5 обязателен обзор участка А (рис. 2.26) площади перед перед-ним колесом, а в гусеничных тракторах тяговых классов 2... 5 - обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка А площади перед гусеницей. В этой зоне располагается борозда, от-носительно которой направляют движение трактора общего назначения, или другой ориентир в зависимости от выполняемой опе-рации.

Во многих случаях для обеспечения видимости этих зон в ниж-ней части кабины или дверей трактора устраиваются специаль-ные окна.

При использовании тракторов на транспортных работах на до-рогах общего назначения на них распространяются правила ЕЭК

ООН, согласно которым в пределах каждого сектора (/, 2

ГОСТ 12.2.120-2005

Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

КАБИНЫ И РАБОЧИЕ МЕСТА ОПЕРАТОРОВ ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Cabs and operator"s workplaces of tractors and powered agricultural machines. General safety requirements


МКС 13.100
65.060.10

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)"

2 ВНЕСЕН Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 28 от 9 декабря 2005 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минторгэкономразвития

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

Кыргызстандарт

Молдова

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских Директив:

- 2003/37/ЕС Директива Европейского Парламента и Совета от 26 мая 2003 г. на официальное утверждение типа сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, трейлеров к ним и взаимозаменяемых буксируемых машин вместе с их системами, компонентами и отдельными техническими блоками, отменяющая Директиву 74/150/ЕЕС;

- 75/321/EEC Директива Совета от 20 мая 1975 г. относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся рулевого управления колесных сельскохозяйственных и лесовозных тракторов;

- 76/432/ЕЕС Директива Совета от 6 апреля 1976 г. относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся тормозных устройств колесных сельскохозяйственных и лесопромышленных тракторов;

- 86/415/ЕЕС Директива Совета от 24 июля 1986 г. об установке, расположении, работе и идентификации устройств управления тракторов сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения

5 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2009 г. N 498-ст

6 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.120-88


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2011 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин, универсальных энергетических средств (далее - машин) и устанавливает требования к размерам минимального пространства, системам доступа на рабочее место оператора, расположению органов управления, условиям труда оператора и защитным свойствам кабины.

Стандарт не распространяется на малогабаритные тракторы и самоходные машины с колеей менее 1150 мм, а также на самоходные машины, предназначенные для работы в закрытых помещениях (теплицах, животноводческих фермах).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002.2-91 * Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций
_______________
ГОСТ Р ИСО 3463-2008 .


ГОСТ ЕН 632-2003 Машины сельскохозяйственные. Комбайны зерноуборочные и кормоуборочные. Требования безопасности

ГОСТ ЕН 894-2-2002* Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 2. Средства отображения информации
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 51341-99**.

** Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 51341-99 . - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ ИСО 2867-2002* Машины землеройные. Системы доступа
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2867-99 .


ГОСТ ИСО 3164-2002* Машины землеройные. Защитные устройства. Характеристика объема ограничения деформации при лабораторных испытаниях
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3164-99 .


ГОСТ ИСО 3411-2003* Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3411-99 .


ГОСТ ИСО 4252-2005 Тракторы сельскохозяйственные. Рабочее место оператора, вход и выход. Размеры

ГОСТ ИСО 4253-2005 Тракторы сельскохозяйственные. Расположение сиденья оператора. Размеры

ГОСТ ИСО 4254-3-2005 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 3. Тракторы

ГОСТ ИСО 4254-7-2005 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные

ГОСТ ИСО 5353-2003* Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 27715-88 .

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 8082-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты при опрокидывании. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8082-2005 "Машины для леса самоходные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 8083-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8083-2008 "Машины для леса. Устройства защиты от падающих предметов. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 8084-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8084-2005 "Машины для леса. Устройства защиты оператора. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 11112-2000* Машины землеройные. Сиденье оператора. Размеры и технические требования
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 20062-96 "Сиденье тракторное. Общие технические условия"


ГОСТ ИСО 14269-2-2003 Тракторы и самоходные машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 2. Метод испытаний и характеристики систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

ГОСТ ИСО 14269-5-2003 Тракторы и самоходные машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 5. Метод испытания системы герметизации

ГОСТ 20062-96 Сиденье тракторное. Общие технические условия

ГОСТ 21480-76 Система "Человек-машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 26336-97* Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 26336-84 "Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное, газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы"

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86) Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 30879-2003 (ИСО 3795:1989)* Транспорт дорожный, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Определение характеристик горения материалов для отделки салона
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25076-81 .

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Требования к конструкции кабины

3.1 Точкой отсчета параметров кабин, зон расположения органов управления является контрольная точка сиденья (SIP) по ГОСТ ИСО 5353.

3.2 Для одноместной кабины минимальное рабочее пространство для оператора должно соответствовать:

- для тракторов - ГОСТ ИСО 4252 , для промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - ГОСТ ИСО 3411;

- для зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных комбайнов - ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7.

Для остальных машин минимальное рабочее пространство для оператора, рассчитанное на работу сидя, ограниченное элементами кабины и ее оборудования при среднем по регулировкам (вертикальной, горизонтальной и по массе оператора) положении сиденья, - в соответствии с рисунком 1.

Примечание - Минимальное рабочее пространство по 3.2 и 3.3 не определяет форму кабины.

Рисунок 1


Минимальная ширина двухместной кабины машины на высоте от 310 до 810 мм над SIP должна быть не менее 1400 мм.

3.3 Минимальное рабочее пространство в кабинах, рассчитанных на работу оператора в положении стоя, - по ГОСТ ИСО 3411.

3.4 Для машин с реверсивным постом управления минимальное рабочее пространство и размеры кабины при реверсивном управлении - по техническим условиям (ТУ) на машины конкретных моделей.

3.5 Размеры дверного проема и прохода при максимально возможной открытой двери для кабин тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, - по ГОСТ ИСО 4252 , для кабин зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7, для остальных машин - в соответствии с рисунком 2. Для лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ ИСО 2867.

______________
* Высота дверного проема при максимально возможной открытой двери кабины, предназначенной для работы стоя.
** Минимальная высота дверного проема для кабин, предназначенных для работы сидя.

Примечание - Чертеж не определяет форму дверного проема.

Рисунок 2


Для колесных тракторов классов менее 1,4 допускается по согласованию с потребителем уменьшение высоты дверного проема не более чем на 50 мм.

3.6 Машины, за исключением самоходных сельскохозяйственных машин, гусеничных сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов (кроме виноградниковых тракторов) должны быть оборудованы защитными кабинами или иметь устройства, обеспечивающие ограничение деформации при опрокидывании машины и (или) падении на кабину случайных предметов. Промышленные тракторы должны быть оборудованы защитными кабинами или устройствами по требованию потребителя.

Размеры и расположение относительно точки SIP и сиденья операторов:

- зоны свободного пространства для защитных кабин (устройств) колесных сельскохозяйственных тракторов - по ГОСТ 12.2.002.2 ;

- объема ограничения деформации для защитных кабин (устройств) промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ ИСО 3164.

Лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы должны быть оснащены кабинами и оборудованы устройствами защиты при опрокидывании по ГОСТ ИСО 8082, от падающих предметов - по ГОСТ ИСО 8083 и проникающих предметов - по ГОСТ ИСО 8084.

При двухместной кабине аналогичное ограничение деформации должно быть обеспечено и для второго рабочего места.

Для кабин с реверсивным постом управления ограничение деформации кабины должно быть обеспечено для обоих положений поста управления.

3.7 В случае установки защитного каркаса или дуги безопасности следует выполнять требования 3.2, 3.3 и 3.6.

3.8 Кабины тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, должны иметь аварийные выходы по ГОСТ ИСО 4252 , кабины зерноуборочных, кормоуборочных, хлопкоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7. Кабины лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов должны иметь запасной (второй) выход по ГОСТ ИСО 2867.

Остальные машины должны иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут служить двери, окна, люки. Аварийные выходы должны быть расположены на разных сторонах (стенках, крыше) кабины и иметь форму эллипса с главными осями 640 и 440 мм или квадрата со стороной 600 мм, или прямоугольника 650х470 мм, или круга диаметром 650 мм.

Аварийные выходы должны открываться без помощи инструмента. Если аварийными выходами являются застекленные окна, то в кабине должны находиться средства, которыми при аварийной ситуации можно разбить или выставить стекло аварийного выхода.

3.9 Кабины машин должны защищать оператора от атмосферных осадков.

4 Требования к оборудованию кабин

4.1 Кабины самоходных сельскохозяйственных машин должны быть оборудованы стеклоочистителями передних стекол, а остальных машин - передних и задних стекол.

Число стеклоочистителей должно быть установлено в ТУ на машины конкретных моделей.

Стеклоочистители должны работать независимо от режима работы двигателя и скорости движения машины.

Допускается при отсутствии реверсивного поста управления для стеклоочистителей задних стекол иметь только ручной привод.

4.2 Кабины тракторов должны быть оборудованы омывателями передних стекол.

Установка омывателей передних стекол в кабинах остальных машин - по требованию заказчика.

4.3 Кабины машин должны быть застеклены стеклами по ГОСТ 5727 или другими стеклами при условии обеспечения требований безопасности по ГОСТ 5727 .

По требованию заказчика допускается остекление окон кабин операторов машин теплопоглощающими стеклами.

4.4 Открываемые окна кабины машины должны открываться изнутри и иметь устройство для фиксации их в открытом и закрытом положениях.

4.5 Двери кабин машин должны иметь замки, запирающиеся на ключ, и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении.

Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой двери внутреннего запора.

Аварийные люки (при их наличии) должны иметь внутренние запоры.

4.6 Рабочее место оператора тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, и машин должно быть оборудовано подрессоренным сиденьем со спинкой по ГОСТ 20062 . Лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы должны быть оснащены сиденьем - по ГОСТ ИСО 11112.

На специальных модификациях сельскохозяйственных тракторов в технически обоснованных случаях по согласованию с потребителем допускается установка неподрессоренного сиденья.

Для рабочих мест с реверсивным постом управления должен обеспечиваться поворот сиденья на 180° с фиксацией его в рабочих положениях.

При необходимости несимметричного расположения сиденья допускается по согласованию с заказчиком уменьшение расстояния до ближайшей боковой стенки не более чем на 75 мм.

Размеры дополнительного сиденья при его наличии - по ТУ на машины конкретных моделей.

4.7 Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением.

Рекомендуемая освещенность на уровне пульта управления и щитка приборов от внутреннего освещения кабины - не менее 5 лк.

4.8 В кабине машин должны быть предусмотрены места для расположения футляра с аптечкой первой медицинской помощи, устройств для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды и для верхней одежды оператора.

4.9 В кабине машин должно быть предусмотрено место для установки радиоприемника и антенны.

4.10 Кабины машин должны быть оборудованы устройством, защищающим лицо оператора от прямых солнечных лучей.

4.11 Кабины колесных машин, которые могут перемещаться по дорогам общего пользования, должны быть оборудованы наружными зеркалами заднего вида слева и справа. Кабины самоходных сельскохозяйственных машин, кроме комбайнов зерноуборочных и кормоуборочных, должны быть оборудованы наружным зеркалом заднего вида только слева, обеспечивающим обзор назад. Оборудование зеркалами кабин зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 .

4.12 Контрольные приборы в кабине машины должны иметь подсветку, исключающую появление бликов.

4.13 Материалы, применяемые для отделки салона кабин тракторов и машин, должны быть неогнеопасными по ГОСТ 30879.

5 Требования к рабочему месту оператора

5.1 Кабины должны быть оборудованы системами вентиляции и отопления. Рабочие характеристики систем вентиляции и отопления рабочего места оператора должны соответствовать ГОСТ ИСО 14269-2 .

Конструкция кабины должна обеспечивать герметичность по ГОСТ ИСО 14269-5 .

Для самоходных машин, предназначенных для эксплуатации преимущественно в теплый период года, допускается не устанавливать систему отопления.

При установке кондиционера рабочие характеристики системы кондиционирования воздуха должны соответствовать ГОСТ ИСО 14269-2 .

5.2 Концентрация пыли в кабине в зависимости от содержания SiO не должна быть более указанной в таблице 1.


Таблица 1

Содержание кристаллического SiO в пыли, %

Средняя концентрация пыли, мг/м

5.3 Концентрация окиси углерода в кабине при работающем двигателе не должна быть выше 20 мг/м.

5.4 Расположение педалей и рулевого колеса относительно точки SIP для тракторов - по ГОСТ ИСО 4253 . Для машин размеры, взаимное расположение сиденья, рулевого колеса, педалей муфты сцепления и тормоза при выбранном свободном ходе должны соответствовать приведенным на рисунках 3, 4 и в таблице 2. Регулируемая рулевая колонка при этом должна находиться в среднем по регулировкам положении.

1 - рулевое колесо; 2 - педали тормоза и муфты сцепления

Примечание - Размеры на чертеже указаны при следующих условиях:

- педали находятся в положении, когда выбран свободный ход;

- сиденье нагружено и находится в среднем по регулировкам положении.

Рисунок 3

1 - сцепление; 2 - тормоз; 3 - акселератор

Рисунок 4


Таблица 2

В миллиметрах


Расположение органов управления лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ 27258 .

Расположение основных и вспомогательных органов управления для машин с реверсивным постом управления - по ТУ на машины конкретных моделей.

5.5 Зоны досягаемости рук и ног оператора для тракторов - по ГОСТ ИСО 4254-3 ГОСТ ЕН 632 .

Для остальных машин при работе оператора в положении сидя:

- в зоне (рисунок 5) не должно быть никаких элементов, которые могут мешать оператору пользоваться органами управления;

- в зоне должно обеспечиваться свободное пространство не менее 120 мм между соседними движущимися элементами.

Рисунок 5 - Сферические зоны свободного пространства

5.6 Типовые способы приведения в действие основных органов управления даны в приложении А.

5.7 Расположение рулевого колеса для тракторов - по ГОСТ ИСО 4253 , для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 . Для остальных машин рулевое колесо должно располагаться относительно горизонтальной плоскости в пределах 10° - 30° при работе сидя и в пределах 0° - 30° - при работе стоя, при этом регулирование следует проводить бесступенчато или с фиксацией не менее чем в четырех положениях, рулевое колесо этих машин должно иметь регулирование по высоте (вдоль оси колонки) на (100±20) мм бесступенчато или с фиксацией не менее чем в пяти положениях.

5.8 Расположение органов управления для тракторов - по ГОСТ ИСО 4252 , для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 .

Для остальных машин расстояния от рукояток рычагов управления (во всех положениях) до элементов рабочего места и между рукоятками, кроме рычагов, приводимых в движение одновременно горизонтально расположенной кистью, должны быть не менее 50 мм для приводимых в движение кистью с управляющим усилием свыше 150 Н и не менее 25 мм - для приводимых в действие пальцами с управляющим усилием от 80 до 150 Н (кроме органов управления двигателем).

Минимальная длина свободной части рычага вместе с рукояткой в любом его положении, приводимого в движение пальцами, должна быть не менее 50 мм, приводимого в движение кистью - не менее 150 мм.

5.9 Эргономические требования по конструированию средств органов управления - по ГОСТ ЕН 894-2. Размеры рукояток рычагов и других ручных органов управления - по ГОСТ 21753 .

5.10 Опорные площадки основных педалей должны иметь длину и ширину не менее чем по 60 мм.

Если в кабине машины не предусмотрены педали управления, то на полу кабины должны быть наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25°-40° к горизонтали, покрытые малотеплопроводным материалом. Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ног оператора.

5.11 Расстояние между кромками площадок рядом расположенных неблокируемых педалей должно быть в пределах 50-100 мм, блокируемых - 5-20 мм. Угол разворота от продольной оси машины опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, не должен превышать 15°.

5.12 Силы сопротивления перемещению органов управления не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.


Таблица 3

Управляемый орган

Сила сопротивления, Н

Ножное управление

Ручное управление

Максимальное значение

Максимальное значение

Муфта главного сцепления

Коробка переключения передач:

Без разрыва потока мощности

С разрывом потока мощности

Механизм поворота:

Без усилителя

С усилителем:

на рулевом колесе

на рулевом колесе с гидрообъемным приводом при аварийной ситуации

на рычагах

Рабочий тормоз

Стояночный тормоз

Регулятор частоты вращения двигателя

Деселератор

Распределитель гидросистемы:

Механический привод (рычаги)

Электрогидравлическии привод:

рукоятка

кнопка

Гидравлический привод

Механогидравлический привод

Вал отбора мощности

Остальные органы

5.13 Элементы органов управления, с которыми соприкасаются руки оператора или обслуживающего персонала, следует изготовлять из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт/(м·К), или они должны иметь покрытие из этого материала толщиной не менее 0,5 мм.

5.14 Обозначать средства отображения информации следует символами по ГОСТ 26336 и (или) надписями, которые должны быть расположены на панели приборов в непосредственной близости от индикатора (прибора, сигнальной лампочки и др.) или на самом индикаторе.

Требования по конструированию средств отображения информации - по ГОСТ ЕН 894-2, построение мнемосхем - по ГОСТ 21480 .

Приложение А (рекомендуемое). Типовые способы приведения в действие основных органов управления


Таблица А.1

Наименование органа управления

Управляющее воздействие оператора

Направляющее перемещение

Рычаг подачи топлива

Перемещение вперед и вверх и (или) вперед и в сторону вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось машины, для увеличения числа оборотов двигателя

Педаль подачи топлива

Приведение в действие стопой или носком стопы правой ноги

Перемещение нажатием вперед и (или) вниз для увеличения числа оборотов двигателя

Рулевое колесо

Приведение в действие двумя руками

Вращение рулевого колеса по часовой стрелке для поворота машины вправо, против часовой стрелки - влево

Рычаги поворота (правый и левый) для машин с гусеничным движителем

Приведение в действие правой и (или) левой руками

Перемещение правого рычага назад для поворота машины вправо, левого рычага назад - влево

Педали тормозов для тракторов и машин с колесным движителем

Приведение в действие правой ногой

Педали тормозов для машин с гусеничным движителем

Приведение в действие правой и (или) левой ногами

Перемещение нажатием вперед и (или) вниз при торможении

Рычаг стояночного тормоза

Перемещение тянущим движением при торможении

Педаль муфты сцепления

Приведение в действие левой ногой

Перемещение нажатием вперед - вниз для отключения муфты

Рычаг реверса

Приведение в действие правой или левой рукой

Перемещение вперед для переднего хода

Рычаг изменения скорости движения при бесступенчатой коробке передач

Приведение в действие предпочтительно правой рукой

Перемещение вверх и (или) вперед для увеличения скорости переднего хода. Перемещение назад и (или) вниз для увеличения скорости заднего хода

Рычаг переключения передач

Приведение в действие правой или левой рукой

Направление перемещения относительно нейтрального положения обозначать мнемосхемой

Рычаги управления гидросистемой навесного оборудования

Приведение в действие предпочтительно правой рукой

Перемещение вверх и (или) назад для подъема, вниз и (или) вперед - для опускания навесного оборудования



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2010

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Машины и реализуемые на их базе технологии должны полностью отвечать требованиям безопасности. Это относится к их конструкции и эксплуатации.

В соответствии с этими ГОСТами тракторы и самоходные машины оборудуют кабинами с каркасами жесткости. Тракторы с защитными кабинами должны быть снабжены ремнями безопасности.

Для уменьшения скольжения пол кабины или площадки трактора изготовляют из рифленого материала. Потолок кабины над сиденьем механизатора должен иметь умягченную обивку.

Трактор должен иметь звуковой сигнал, который включается из кабины. Уровень звука сигнала должен быть на 8 дБ выше уровня внешнего шума трактора.

Тракторы, самоходные машины и автомобили должны быть укомплектованы аптечкой для оказания пострадавшему первой доврачебной помощи и термосом для питьевой воды.

Заправочные горловины топливных баков и системы охлаждения следует размещать вне кабины.

Зерноуборочные комбайны и самоходные шасси с навесными молотилками должны иметь заземления для отвода зарядов статического электричества.

Тракторы и самоходные машины, предназначенные для работы в горных Условиях, должны иметь устройство для стабилизации остова или сигнализации предельного крена.

Тракторы и самоходные машины, которые могут передвигаться по дорогам общей сети, оборудуют внешними световыми приборами. Негабаритные самоходные сельскохозяйственные машины должны быть обеспечены сигнальными средствами в соответствии с Правилами дорожного движения и иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сигнал оранжевого или желтого цвета.

60) Безопасность труда при ремонте электрооборудования, эксплуатации электроустановок

Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию, электроустановок потребителей .
Данное лицо обязано обеспечить:
- надежную, экономичную и безопасную работу электроустановок;
- разработку и внедрение мероприятий по экономии электрической энергии;
- внедрение новой техники и технологии, способствующих боле надежной, экономной и безопасной работе электроустановок;
- организацию и своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и профилактических испытаний электро­оборудования, аппаратуры;
- систематический контроль за графиком нагрузки предприми разработку и выполнение мероприятий по снижению потребляемой мощности в часы максимумов нагрузки энергосистемы;
- обучение, инструктирование и периодическую проверку знаний персонала энергослужбы;
- расчетный и технический учет расхода электроэнергии;
- наличие и своевременную проверку средств защиты;
- выполнение предписаний энергонадзора в установленные сроки;
- ведение технической документации, разработку необходимых инструкций и положений.. Организация безопасной эксплуатации электроустановок.
Руководитель предприятия обязан обеспечить содержание, эксплуатацию и обслуживание электроустановок в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Для этого он обязан:
- назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрохозяйства из числа ИТР, имеющих электротехническую подготовку и прошедших проверку знаний в установленном порядке;
- обеспечить необходимое количество электротехнических работников;
- утвердить Положение об энергетической службе предприятия, а также должностные инструкции и инструкции по охране труда;
- установить такой порядок чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию электроустановок вели тщательные наблюдения за порученным и оборудованием;
- обеспечить проверку знаний работников в установленные сроки;
- обеспечить проведение противоаварийных и профилактических испытаний и измерений электроустановок;
- обеспечить проведение технического освидетельствования электроустановок.

Кабина и рабочее место в тракторе


Кабина трактора предназначена для создания комфортных условий работы тракториста, защиты его от шума, вибраций, атмосферных осадков, солнечного излучения, пыли и загазованности.

Наличие жесткого каркаса, встроенного в конструкцию кабины, обеспечивает безопасность водителя при опрокидывании трактора.

Кабину устанавливают на четырех резиновых виброизоляторах, снижающих передачу вибрации остова на ее детали.

В кабине предусмотрены две двери, открывающиеся назад, что улучшает условия обслуживания трактора. Замок левой двери запирается снаружи ключом; кроме того, замки обеих дверей изнутри могут быть заперты с помощью ручек поворотом их вниз от горизонтального положения. Для открывания двери наружную рукоятку можно поворачивать и вверх и вниз, а внутреннюю только вверх, что уменьшает вероятность ее случайного открытия.

Внутри кабина покрыта теплошумоизоляционными и звукопоглощающими материалами.

Для улучшения доступа к силовому цилиндру и трубопроводу гидросистемы, регулятору глубины обработки почвы в полу кабины имеются люки со съемными крышками.

Современные тракторы работают в любое время года и в самых разнообразных климатических условиях. Чтобы улучшить условия труда водителей, на тракторах устанавливают цельнометаллические либо комбинированные, хорошо оборудованные кабины.

Кабина трактора выполняется двухдверной, с большой площадью остекления, обеспечивающей круговой обзор, с термо-, шумо- и виброизоляцией. В кабине размещается мягкое регулируемое сиденье, как правило, на одно-два места. Кабина имеет приточно-вытяжную вентиляцию, отопление, электрическое освещение, стеклоочистители, противосолнечные щитки и другое оборудование.

Рис. 1. Схемы приводов валов отбора мощности:

Отопление кабины осуществляется за счет подачи теплого воздуха от двигателя из подкапотного пространства.

В кабине расположены контрольно-измерительные приборы и органы управления трактором.

Для предохранения двигателя и механизмов трактора от загрязнения и попадания на них влаги, для ограждения вращающихся деталей, а также в целях придания внешнему виду трактора эстетической обтекаемой формы применяют облицовку и капот.

Капот трактора состоит из крыши над двигателем и двух решетчатых боковин, обеспечивающих свободный выход воздуха, обдувающего двигатель.

К облицовке относятся ограждение радиатора, брызговики, крылья колес и др. Детали облицовки крепятся к остову трактора, кабине или корпусным деталям трактора.

Кабина - это рабочее место тракториста, где они проводят большую часть рабочего времени. К конструкции кабин трактора предъявляют следующие требования: рациональное размещение органов управления и сиденья; надежная защита от атмосферных осадков, солнца, ветра, пыли, отработавших газов, отрицательных температур, вибрации и шума; хорошая обзорность; большой запас прочности.

Кабину обычно изготовляют цельнометаллической с двумя герметично закрываемыми застекленными дверями. На тракторах ее устанавливают на четырех опорах-амортизаторах, уменьшающих вибрацию рабочего места тракториста.

На рисунке 210 показана кабина трактора Т-150К. Для термо- и шумоизоляции, уменьшения вибраций пол, крышу и переднюю панель кабин покрывают изоляционными и звукопоглощающими материалами. Двери также имеют шумоизолирующие прокладки и герметично закрывают дверной проем благодаря резиновым уплотнениям. Стекла дверей открывают стеклоподъемниками. Полное открытие дверей ограничивается упорами. В каждой двери имеется замок.

Широкие окна кабины обеспечивают хорошую обзорность. На задние и передние стекла устанавливают стеклоочистители.

Рис.210. Кабина трактора Т-150К; 1 - слой мастики; 2 - картон; 3 - экран; 4 - ручка стеклоподъёмника; 5 - замок; 6 - поручень; 7 - амортизатор; 8 - буфер

Кабины оснащают противосолнечным козырьком, зеркалами заднего и бокового видов, термосом для питьевой воды, огнетушителем, ящиком для инструмента, вешалкой для одежды.

Кабины тракторов общего назначения оборудуют сиденьями для водителя и пассажира с ремнями безопасности. На универсально-пропашных тракторах кабины одноместные (сиденье только для тракториста).

Сиденье тракториста (рис. 211, а ) закреплено на подвеске 4 параллело-граммного типа и подрессорено пружиной 2 или торсионом. Для гашения колебаний оно снабжено гидравлическим амортизатором 5. Силу затяжки пружины 2 регулируют винтом 1 прямо пропорционально массе водителя.

На МТЗ-80 сиденье (рис. 211,6 ) крепят болтами к полу кабины. Сиденье одноместное, с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Конструкция сиденья предусматривает его регулировки по высоте, длине, наклону спинки и жесткости подвески.

Рис. 211. Сиденье тракториста: а- схема устройства; 1 - регулировочный винт; 2 - пружина: 3 -кронштейн: 4 - подвеска; 5 - амортизатор; б - сиденье трактора МТЗ-80: 1 - рычаг регулировки по длине: 2 - рукоятка фиксации сиденья по высоте; 3 - нижний рычаг; 4 - резиновый упор; 5 верхний рычаг: 6 - винт регулировки жесткости; 7 - кронштейн установки наклона спинки.

Рукояткой 2 изменяют положение сиденья по высоте в пределах 0...80 мм. При перемещении рычага 1 влево можно передвинуть сиденье вперед или назад на расстояние 150 мм через каждые 25 мм. С помощью кронштейна 7 спинку устанавливают в трех положениях под различным углом наклона к сиденью. Винтом 6 регулируют жесткость подвески. В свободном состоянии рычаги 3 подвески должны касаться резинового упора 4, а в нагруженном состоянии (с трактористом) сиденье должно опуститься на 60 мм, т. е. на половину своего полного хода. При большем ходе сиденья винтом 6 увеличивают жесткость подвески (вращают винт 6 против хода часовой стрелки), а при меньшем прогибе снижают жесткость.

Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха в теплый период не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 2...3 °С и должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С; скорость движения воздуха при вентиляции - не более 1,5 м/с; содержание пыли в воздухе - не более 2 мг/м3, окиси углерода - не более 20 мг/м3.

Для принудительной приточной вентиляции кабин тракторов служит вентилятор-пылеотделитель (рис. 212, а ). Он установлен на крыше кабины и состоит из корпуса, колпака 1, патрубка 2, щитка 3 и электродвигателя 5 с крыльчаткой 4. При вращении крыльчатки вентилятора воздух из окружающей среды засасывается под колпак 1, поступает на лопасти крыльчатки и после центробежной очистки по патрубку 2 проходит в кабину. Пыль, отделенная от воздуха, ударяясь в перегородки, выбрасывается наружу через выходное отверстие в корпусе вентилятора. Щитком 3 регулируют направление потока воздуха в кабину.

Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем. Обычно применяют воздухоохладители водоиспарительного типа, работа которых основана на принципе отбора тепла при испарении воды в контакте с воздухом. Такая вентиляционная установка подает в кабину очищенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух.

Вентиляционная установка с воздухоохладителем трактора ДТ-75МВ (рис. 212, б) работает следующим образом. Наружный воздух через воздухозаборный колпак, установленный над крышей кабины, засасывается центробежным вентилятором 1 и проходит цетробежную очистку от пыли, которая удаляется через щели в улитке 2. Далее воздух проходит по центральной трубе 4 и дополнительно очищается от пыли в поддоне при изменении направления движения. При проходе теплого воздуха через поддон и решетку 9, смоченные водой из бака 14, вода испаряется. Воздух увлажняется, охлаждается и, проходя через кассету 8, окончательно очищается от пыли и капелек воды. Очищенный воздух поступает в кабину через щиток 5, которым регулируют направление его потока.

Уровень воды в поддоне автоматически устанавливается клапаном с поплавком 10, который закрывает и открывает отверстие, сообщающее полости водяного бака и поддона. Расход воды составляет 1,2...1,4 л/ч.

В холодное время года кабина трактора Т-150К обдувается воздухом, нагреваемым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух поступает в сердцевину радиатора через заборник 1 (рис. 213 ) по металлическому рукаву 2. При выходе в кабину теплый воздух направляется по патрубкам 3 со щелями на обдув лобовых стекол, а по выходному патрубку 4 - непосредственно в кабину. На выходном патрубке установлена заслонка с рукояткой 5, при закрытии которой весь поступающий воздух направляется на обдув стекол. Рукояткой заслонки во входном патрубке можно полностью перекрыть поток воздуха в кабину.