Как называются во франции приближенные королей. Последний император франции

Фактически история Франции как самостоятельного государства начинается в 843 году, когда три внука Карла Великого разделили между собой обширную Франкскую империю.

Территория современной Франции - Западно-Франкское королевство - досталась Карлу Лысому.

Прекращение династии Каролингов во Франции. На престол был избран Гуго Капет из династии Робертинов.

В результате революции 1830 года Бурбоны были свергнуты вторично. К власти пришёл представитель младшей ветви династии - герцог Орлеанский Луи Филипп.

Династия Орлеанидов, 1830-1848 гг.

Луи-Филипп (1830-1848)

В результате революции 1848 года Бурбонов свергли окончательно. В стране установилась буржуазная республика. Вскоре вспыхнуло восстание рабочих, для подавления которого фактически диктаторские полномочия получил военный министр Э. Кавеньяк, позднее ставший председателем совета министром. 10 декабря состоялись выборы президента, на которых неожиданно победил не Э. Кавеньяк, а Луи Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I. В конце 1851 года он совершил государственный переворот, установив свою диктатуру, а 2 декабря 1852 года был провозглашён императором.

Вторая империя, династия Бонапартов, 1852-1870 гг.

Наполеоном II бонапартисты называли сына Наполеона I, рано умершего и никогда не правившего.

Наполеон III (1852-1870)

В 1870 году Франция потерпела поражение в войне с Пруссией. Попавший вместе с армией в окружение в Седане император Наполеон III сдался в плен. В это время во Франции произошла очередная революция, и монархию свергли окончательно. В 1871 году Наполеону III разрешили уехать в Англию, где в 1873 году он и умер.

«Длинноволосые короли» - так называлась первая династия французских королей, произошедшая из салических франков, самостоятельной ветви, проживающей в Тосандрии (междуречье рек Маас и Шельда) с 420 года, вождем которой был основатель род Меровингов - Фарамонд, по мнению многих ученых, персонаж мифический. С V до середины VIII веков на территориях современной Франции и Бельгии правили Меровинги.

Легенды древней Франции

Это полулегендарная династия французских королей окружена тайной, мифами и вымыслами. Сами себя Меровинги называли «новомагами».

Их считали чудотворцами, провидцами и колдунами, вся мощная сила которых заключалась в длинных волосах. Фигура Фарамонда, сына Маркомира, как и его потомков, включая самого Меровея, спорная. Существование многих из них, как и то, что свой род они берут непосредственно от троянского царя Приама, или, на худой конец, от его родственника героя Троянской войны Энея, документально никак не подтверждено. Как и то, что Меровинги происходят от Иисуса Христа. Кое-кто называет их северными Русами.В некоторых статьях сказано, что свой род династия берет от Меровея, потому так и называется. Другие утверждают, что Меровей вообще был 13-м в этом роду.

Исторические свидетельства

Первой исторической личностью многие исследователи считают только сына Меровея - Хильдерика. Многие, но не все. Большинство считает истинным основателем королевства его сына, то есть, внука Меровея - Хлодвига (481-511), успешно правившего 30 лет и похороненного в самим им построенной церкви Петра и Павла в Париже (сейчас церковь св. Женевьевы). Эта династия французских королей была прославлена Холдвигом I. И не только потому, что Франция при нем приняла католичество, а его крещение стало рождением новой Римской империи. При нем франкское (в переводе «свободное») государство значительно увеличилось в размерах, его даже сравнивают с «высокой цивилизацией» Византии. Оно процветало. Грамотность населения была в пять раз выше, чем спустя 500 лет.

Сильные и слабые представители славной династии

Короли из рода Меровингов были, как правило, людьми выдающимися и высоко образованными. Мудрыми и порой жесткими правителями, как, например, Дагоберт II (676-679), правивший не долго, но смело. Он сосредоточил всю власть в руках монарха, что делало государство сильным, но не нравилось аристократическим кругам и церкви. Этот король принял мученическую смерть. По одной из версий, он был убит во сне своим крестником, проткнувшим ему глаз копьем. Церковь, которая попустительствовала цареубийству, канонизировала его в 872 году. После этого, можно сказать последнего истинного представителя Меровингов, наступает время правления майордомов. Хильдерик III (743-751), последний из дома Меровингов, практической властью уже не обладал. Он был посажен на престол майордомами Пепином Коротким и Карломаном после того, как трон пустовал уже 7 лет. Якобы он был сыном Хильперика II, но нет подтверждения принадлежности его к роду Меровингов вообще. Естественно, он был игрушкой в руках сановников.

Каролинги и их лучший представитель

Каролинги - династия французских королей, сменившая правителей из рода Меровея. Первым правителем был Пепин III Короткий (751-768), который до коронации был майордомом, то есть высшим сановником при дворе Меровингов. Знаменит он еще и тем, что был отцом Карла Великого. Пепин, силой и неправдой захвативший власть, заключил в тюрьму последнего из славной династии Меровея - Хильдерика III.

Самой яркой личностью не только в династии Каролингов, правящей с 751 по 987 год, но и во всей истории Франции, является Карл I Великий (768-814). Его имя и дало название династии. Удачливый воин, совершивший более 50 походов, он непомерно расширил границы Франции. В 800 году в Риме Карл был провозглашен императором. Власть его становилась неограниченной. Введя жесткие законы, он максимально сосредоточил власть в своих руках. За малейшую провинность каждого, кто нарушил установленные им законы, ждала смертная казнь. Карл два раза в год собирал совет светской и духовной высшей знати. Опираясь на совместно принятые решения, издавал законы. Со своим двором император с целью личного контроля разъезжал по всей стране. Безусловно, такое ведение дел плюс реорганизация армии не могли не дать положительных результатов. Франция процветала. Но империя рассыпалась с его смертью. Не видя достойного наследника, Карл раздал наделы сыновьям, враждовавшим между собой. В дальнейшем дробление продолжалось.

Конец империи, созданной Карлом

Династия французских королей из рода Каролингов правила страной более двух веков, но не было среди представителей этой династии ни одного даже мало-мальски напоминающего Карла I Великого. Последний правитель в чине императора Беренгар I умер в 924 году. В 962 году германским королем Оттоном I Великим была основана Священная Римская империя. Она и стала считать себя преемницей Каролингской империи. Последним королем из этой династии был Людовик V Ленивый, находившийся у власти один год - с 986 по 987 год. По некоторым версиям, он был отравлен матерью. Наверное, потому что был ленивый. И хотя он назначил наследником своего дядю, духовенство и власть посадили на престол Гуго Капета.

Третий королевский дом Франции

Династия французских королей, правящая с 987г., называлась Робертинами, позднее Капетингами, как нетрудно догадаться, по имени первого, севшего на трон законно, Гуго Капета (годы правления 987-996). О представителях этой династии, закончившейся смертью Красивого в 1328 году, известно больше, хотя бы потому, что трилогия Мориса Дрюона «Проклятые короли», невероятно популярная в Советском Союзе, посвящена годам правления последних пяти королей из династии Капетингов, и двух первых правителей из династии Валуа, младшей ветви Капетингов. Филипп IV Красивый и все его потомство были прокляты Великим магистром тамплиеров в момент своей казни.

Разветвленная и сильная

Представители этого королевского рода и при Каролингах провозглашались королями Франции - два сына основателя династии Роберта Сильного, графа Анжуйского - старший Эд в 888, и младший Роберт в 922 году. Но Каролинги оставались правящим королевским родом. А уже Гуго Капет основал свою легитимную династию, которая, можно сказать, оставалась у власти вплоть до 1848 года, потому что последующие правящие дома Валуа, Бурбонов, Орлеанидов являлись младшими ветвями Капетингов. Династия французских королей с 987 года знаменита не только своей разветвленностью, но и тем, что, получив от Каролингов раздробленное государство, в котором власть короля распространялась только от Парижа до Орлеана, она превратила Францию в мощную монархическую державу, раскинувшуюся от берегов Атлантики до Средиземного моря. Это было сделано усилиями ее лучших королей - Людовика VI Толстого (1108-1137), Филиппа II Августа Кривого (1179-1223), одного из самых ярких представителей этого дома, Людовика IX Святого (1226-1270), Филиппа III Смелого (1270-1285), и, конечно же, Филиппа IV Красивого (1285-1314). Он полностью изменил Францию, превратив ее в державу, чем-то напоминающую современное нам государство.

Прозвище, оставшееся в веках

Династия французских королей, наименование которой произошло от прозвища - это тоже Капетинги. Добавка к имени первого монарха Гуго Великого впервые упоминается только в XI веке. По мнению некоторых исследователей, такое прозвище он получил потому, что носил аббатскую шапочку (cappa). Он и был светским аббатом таких известных монастырей, как Сен-Жермен-де-Пре, Сен-Дени, и ряда других.

Как было отмечено выше, Капетинги были старшей ветвью этого обширного рода, побочные отпрыски которого основали другие династии французских королей. Таблица, приведенная ниже, иллюстрирует выше сказанное.

Капетинги (987- 1848) - третья правящая династия Франции

Собственно Капетинги

(основная ветвь)

Династия Валуа

Орлеанский дом -

Первый правитель

Гуго Капет (987- 996)

Последний король

Карл IV (1322-1328)

Первый правитель

Филипп VI(1328-1350)

Последний король

Генрих III (1574-1589)

Первый правитель

Генрих IV (1589-1610)

Последний король

Людовик XVI (1774-1792 казнен)

Реставрация Бурбонов (1814-1830)

Последний король Луи Филипп (1830-1848)

Умный, жесткий, очень красивый

У Филиппа Красивого был очень удачный брак, в котором родилось четверо детей. Трое мальчиков поочередно были королями Франции - Людовик X Сварливый (1314-1316), Филипп V Длиный (1316-1322), Карл IV Красивый (1322-1328). Этим слабым королям было далеко до их прославленного отца. Кроме того, у них не было сыновей, кроме Иоанна I Посмертного, отпрыска Людовика X Сварливого, умершего через 5 дней после крещения. Дочь Филиппа Красивого вышла замуж за английского короля Эдуарда II, что дало право их сыну Эдуарду III из рода Плантагенетов оспаривать права на французский престол у ветви Валуа, занявшей его после смерти Карла Красивого. Это привело к началу Столетней войны.

Ветвь Валуа

Династия французских королей, начавшая править с называлась (1328-1589), так как ее родоначальником был двоюродный брат последнего монарха из Капетингов Филипп Валуа. На долю этого правящего дома выпало много несчастий - кровопролитная война, потеря территорий, эпидемия чумы, народные восстания, самым крупным из которых является Жакерия (1358 год). Только в 1453 году Франция, в который раз в своей истории, обретает былое величие и восстанавливается в прежних границах. А Жанну д,Арк, или Орлеанскую деву, изгнавшую англичан «благодарные французы» сожгли на костре.

Тоже пришлась на период правления этой династии - 24 августа 1572 года. И у этого королевского дома были свои достойные представители, такие как На годы его правления приходится расцвет Франции в период Возрождения и укрепление абсолютной власти монарха. Последним королем этого дома был младший и самый любимый сын интриганки Екатерины Медичи (первые - короли и Карл IX) Генрих III. Но его заколол стилетом фанатичный монах-доминиканец Жак Клеман. Генриха III прославили романы Александра Дюма «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять». Сыновей у не было, и династия Валуа перестает быть правящей.

Бурбоны

Наступает время французских королей династии Bourbon, основателем которой стал в Генрих IV Наварский (1589-1610). Основоположником этой младшей ветви Капетингов был сын Людовика IX Святого Роберт (1256-1317) по жене сир де Бурбон. Представители этой династии во Франции занимали престол с 1589 по 1792 год, и с 1814 по 1848, тогда как в Испании после нескольких реставраций они окончательно сошли со сцены только в 1931 году. Во Франции в результате революции 1792 года династия была низложена, а король казнен в 1793 году. Восстановлены на престоле они были после падения Наполеона I в 1814 году, но не надолго - до революции 1848 года. Самый знаменитый французский король из династии Бурбонов, безусловно, Людовик XIV или Король-Солнце.

Такое прозвище он получил не только потому, что находился у власти 72 года (трон он занял в пятилетнем возрасте в 1643 году, умер в 1715), а из-за прекрасных конных балетов, в которых он участвовал в образе светила или римского императора, держащего в руках золотой щит, напоминающий солнце. Особыми успехами в период его правления страна похвастаться не могла. Да и кровавые революции, сотрясшие страну в конце XVIII и середине XIX веков, свидетельствуют о том, что правление Бурбонов не устраивало население Франции.

Французские королевские дома XIX веке

Чем знаменита династия французских королей 19 века? Тем, что она прерывалась революциями, реставрировалась и опять прерывалась. В XIX веке на французском престоле с 1804 по 1815 сидел император Наполеон I Бонапарт. После его свержения произошла На престол взошел Людовик XVIII (1814-1824), 67-й монарх Франции. Он был последним французским королем, которого не свергли, двоих последних (Карл X 1824-1830, Луи-Филипп - 1830-1848) лишали трона насильственным путём. Племянник Наполеона I, первый президент Французской республики Луи-Наполеон Бонопарт или Наполеон III был последней царствующей особой. В чине императора Франции с 1854 по 1870 год он находился у власти вплоть до своего пленения Были еще попытки занятия французского престола, но, чтобы не допустить этого, в 1885 году все короны французских королей были распроданы, а страна окончательно объявлена республикой. В XIX веке трон занимали династии французских королей, таблица с датами и очередностью царствования которых приводится ниже.

Меровинги, Каролинги, Капетинги (в том числе Валуа, Бурбоны, Орлеаниды), Бонопарты - вот правящие династии французов.

    Список королев Франции - См. также Список монархов Франции Анна Киевская, королева Франции, статуя в Санлисе … Википедия

    Список пэров Франции - Пэры Франции (фр. Pair de France) Старого Режима. Титул введён примерно в 1180 Филиппом II Августом. За всю историю старого режима были созданы пэрства с герцогским титулом для следующих лиц: Роберт III д’Артуа (1287−1342) Рено де Бурбон… … Википедия

    Список монархов полуострова Бретань - список правителей государств, располагавшихся на территории полуострова Бретань, в период с V века по XV в.в. Бретань(внизу) в 500 году … Википедия

    Список монархов Германии - В данной статье содержится список монархов следующих государств и союзов, объединяющих территорию Германии: Короли Восточно Франкского королевства (843 X век); Короли Германии (X век 1806), включая императоров Священной Римской империи; Имперские … Википедия

    Список монархов Лаоса - Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Правители Лаоса и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения,… … Википедия

    Список фавориток французских императоров - Список фавориток французских императоров перечень особо примечательных из многочисленных любовниц двух французских императоров Наполеона I и Наполеона III. Наполеон I Всего 51 любовница по подсчёту историка Жана Савана (Jean Savant): Полин… … Википедия

    Список правителей Наварры - Герб королей Наварры с 1212 г. В настоящее время употребляется в качестве герба французской Нижней Наварры и городка Донапалеу (Сен Пале) в Нижней Наварре (Пиренеи Атлантические) … Википедия

    Список герцогов Нормандии - Герб Нормандии Герцог Нормандии (фр. Duc de Normandie; англ. Duke of Normandy) титул правителей ср … Википедия

«Государство - это я»

Людовик XIV (1638-1715)
получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand) — король Франции и Наварры король Франции из династии Бурбонов, период правления (1643-1715)

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век.


Людовик родился в воскресенье, 5 сентября 1638 года в новом дворце Сен-Жермен-о-Лэ. До этого на протяжении двадцати двух лет брак его родителей был бесплодным и, казалось, останется таким и впредь. Поэтому современники встретили известие о появлении на свет долгожданного наследника изъявлениями живейшей радости. Простой народ видел в этом знак Божьей милости и называл новорожденного дофина Богоданным.

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, но фактически всеми делами вершил ее фаворит кардинал Мазарини.

Giulio Raimondo Maz(z)arino

На детство и отрочество Людовика пришлись бурные события гражданской войны, известной в истории как Фронда. В январе 1649 года королевское семейство в сопровождении нескольких придворных и министров бежало в Сен-Жермен из охваченного восстанием Парижа. Мазарини, против которого, главным образом, и было направлено недовольство, пришлось искать убежище еще дальше - в Брюсселе. Только в 1652 году с огромным трудом удалось водворить внутренний мир. Но зато в последующие годы, вплоть до самой смерти, Мазарини твердо держал в своих руках бразды правления. Во внешней политике он также добился немаловажных успехов.

Подписание Пиренейского мира

В ноябре 1659 года был подписан Пиренейский мир с Испанией, положивший конец двадцатичетырехлетним военным действиями между двумя королевствами. Договор был скреплен брачным союзом французского короля с его кузиной, испанской инфантой Марией Терезией. Этот брак оказался последним деянием всесильного Мазарини.

Бракосочетание короля Людовика IV и Марии-Терезии Австрийской

В марте 1661 года он умер. До самой смерти, несмотря на то что король уже давно считался совершеннолетним, кардинал оставался полноправным правителем государства, и Людовик во всем послушно следовал его указаниям.

Но едва Мазарини не стало, король поспешил освободиться от всякой опеки. Он упразднил должность первого министра и, созвав Государственный совет, объявил повелительным тоном, что решил отныне сам быть своим первым министром и не желает, чтобы кто-либо от его имени подписывал даже самые незначительный ордонанс.



Очень немногие в это время были знакомы с настоящим характером Людовика. Этот юный король, которому исполнилось только 22 года, до той поры обращал на себя внимание лишь склонностью к щегольству и любовными интригами. Казалось, он создан исключительно для праздности и удовольствий. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться в обратном. В детстве Людовик получил очень плохое воспитание - его едва научили читать и писать. Однако от природы он был одарен здравым смыслом, замечательной способностью понимать суть вещей и твердой решимостью поддерживать свое королевское достоинство. По словам венецианского посланника, "сама натура постаралась сделать Людовика XIV таким человеком, которому суждено по его личным качествам стать королем нации".



Он был высок ростом и очень красив. Во всех его телодвижениях проглядывало нечто мужественное или геройское. Он обладал очень важным для короля умением выражаться кратко, но ясно, и говорить не более и не менее того, что было нужно.


Всю жизнь он прилежно занимался государственными делами, от которых его не могли оторвать ни развлечения, ни старость. "Царствуют посредством труда и для труда, - любил повторять Людовик, - а желать одного без другого было бы неблагодарностью и неуважением относительно Господа". К несчастью, его врожденное величие и трудолюбие служили прикрытием для самого беззастенчивого себялюбия. Ни один французский король прежде не отличался такой чудовищной гордостью и эгоизмом, ни один европейский монарх так явно не превозносил себя над окружающими и не курил с таким удовольствием фимиам собственному величию. Это хорошо видно во всем, что касалось Людовика: в его придворной и общественной жизни, в его внутренней и внешней политике, в его любовных увлечениях и в его постройках.



Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его персоны. С первых дней царствования он был озабочен мыслями о строительстве нового дворца, более соответствующего его величию. Он долго не знал, какой из королевских замков превратить во дворец. Наконец, в 1662 году выбор его пал на Версаль (при Людовике XIII это был небольшой охотничий замок). Однако прошло более пятидесяти лет, прежде чем новый великолепный дворец был готов в своих основных частях. Возведение ансамбля обошлось примерно в 400 миллионов франков и поглощало ежегодно 12-14% всех государственных расходов. В течение двух десятилетий, пока шло строительство, королевский двор не имел постоянного местопребывания: до 1666 года он располагался в основном в Лувре, потом, в 1666-1671 годах - в Тюильри, в течение следующих десяти лет - попеременно в Сен-Жермен-о-Лэ и строящемся Версале. Наконец, в 1682 году Версаль стал постоянной резиденцией двора и правительства. После этого до самой своей смерти Людовик бывал в Париже всего 16 раз с короткими визитами.

Когда Людовик окончательно поселился в Версале, он приказал отчеканить медаль со следующей надписью: "Королевский дворец открыт для всеобщих увеселений".

Réception du Grand Condé à Versailles -Великий Конде приветствует Людовика XIV на Лестнице в Версале

В молодости Людовик отличался пылким нравом и был очень не равнодушен к хорошеньким женщинам. Несмотря на красоту молодой королевы, он ни на одну минуту не был влюблен в свою супругу и постоянно искал любовных развлечений на стороне. В браке с Марий-Терезией (1638—1683), инфантой Испанской у короля родилось 6 детей.



Maria Theresa of Spain (1638-1683)

Two Queens of France Anne d"Autriche with her niece and daughter-in-law, Marie-Thérèse d"Espagne

Людовик Великий Дофин (1661—1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

Louis le Grand Dauphin (1661—1711)

The Family of the Grand Dauphin

Porträt Ludwig des XIV. und seiner Erben

У короля было так же множество внебрачных связей и внебрачных детей.

Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, duchesse de la Vallière et de Vaujours (1644-1710)) — герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.


Louise-Francoise de la Baume le Blanc, Duchesse de la Valliere and de Vaujours (1644-1710)

От короля Луиза де Лавальер родила четырёх детей, из которых до зрелого возраста дожили двое.

  • Мария Анна де Бурбон (1666 — 1739) — мадемуазель де Блуа.
  • Людовик де Бурбон (1667—1683), граф де Вермандуа.

_________________________________

Новым увлечением короля стала маркиза де Монтеспан. Обладая ясным и практичным умом, она хорошо знала, что ей нужно, и готовилась очень недешево продать свои ласки. Франсуаза Атенаис де Рошешуа́р де Мортема́р (фр. Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart (1640- 1707), известная как маркиза де Монтеспан (фр. Marquise de Montespan) — официальная фаворитка короля Франции Людовика XIV.

Связь короля с маркизой де Монтеспан продолжалась шестнадцать лет. За это время у Людовика было множество других романов, более или менее серьезных...Пока король отдавался чувственным удовольствиям, маркиза Монтеспан на протяжении многих лет оставалась некоронованной королевой Франции.


Фактически у короля Людовика и маркизы де Монтеспан было семеро детей. Зрелого возраста достигло четверо(всем король дал фамилию Бурбонов):

  • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670—1736)

  • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673—1743), Мадемуазель де Нант

  • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677—1749), Мадемуазель де Блуа

Louise-Françoise de Bourbon and Françoise-Marie de Bourbon

  • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678—1737)

Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674—1681), Мадемуазель де Тур умерла в возрасте 7-и лет

Мари́я-Анжели́ка де Скора́й де Русси́ль, герцогиня де Фонта́нж (фр. Marie Angélique de Scorailles de Roussille, duchesse de Fontanges (1661 — 1681) одна из многочисленных возлюбленных французского короля Людовика XIV.

Duchesse de Fontanges

Kогда Людовик начал охладевать к любовным приключениям, его сердцем овладела женщина совсем иного склада. Франсуаза д’Обинье (1635—1719), маркиза де Ментенон —она долгое время состояла гувернанткой при его побочных детях, затем официальная фаворитка короля.

Marquise de Maintenon

С 1683 года, после удаления маркизы де Монтеспан и смерти королевы Марии Терезии, г-жа де Ментенон приобрела безграничное влияние на короля. Их сближение завершилось тайным браком в январе 1684 года. Одобряя все распоряжения Людовика, г-жа де Ментенон при случае давала ему советы и руководила им. Король питал к маркизе глубочайшее уважение и доверие; под ее влиянием он сделался очень религиозен, отказался от всяких любовных связей и стал вести более нравственный образ жизни.

Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

В феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок, которая называлась «Балетом ночи», юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важно культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.



Первая половина XIX века, а точнее, период с 1814 по 1848 год важен для Франции, потому что это время конституционной монархии: французский король сосуществовал с парламентом. То есть это была еще не республика, при которой Франция живет до сих пор, но страна уже училась парламентской форме управления государством.

Время это делят на две эпохи, которые называют эпохой Реставрации и эпохой Июльской монархии.

Под словом «реставрация» имеется в виду восстановление власти династии Бурбонов, которых низложили во время революции в конце XVIII века. В 1814 году Наполеона разбили русские, прусские и австрийские войска. В ночь с 30 на 31 марта 1814 года было подписано перемирие. На следующий день, 31 марта, русские и прусские войска вошли в Париж. Впереди на коне ехал Александр I, рядом с ним — прусский король и фельдмаршал Шварценберг (представительствовавший от австрийского императора). За ними — другие фельдмаршалы, потом полные генералы, потом просто генералы. Вместе с ними двигались казаки и башкиры, и весь Париж высыпал на это смотреть.

Офицеры поселились в домах, а войска встали лагерем, в том числе на Елисейских Полях. Сам Александр I жил в особняке Талейрана, на площади Согласия, и все парижане любовались, как он по утрам и вечерам ходил в церковь, которая была устроена специально для него в здании морского министерства.

В этот период французской истории при каждой перемене власти на улицах менялась вся символика. Как только в Париж вошли войска коалиции, с вершины Вандомской колонны была снята статуя Наполеона, а все имперские орлы были заменены на белые знамена с королевскими лилиями Бурбонов.

Вскоре встал вопрос о том, кому будет принадлежать власть во Франции. Во время революции Людовика XVI казнили, а два его брата бежали за границу и жили в эмиграции. Старший из братьев считал себя королем Людовиком XVIII, но нужно было решить, каким будет государственный строй. Восстановить абсолютную монархию в ее дореволюционном виде было невозможно, и Людовик XVIII согласился пойти на некоторые либеральные уступки. 2 мая, накануне своего въезда в Париж, он выпустил так называемую Сент-Уанскую декларацию, в которой были намечены основы этого конституционного строя: парламент из двух палат, свобода вероисповедания, и, главное, там было сказано, что «национальное имущество» (то есть национализированное и распроданное во время революции имущество дворян и церкви) ни у кого отнимать не будут.

3 мая король торжественно въехал в Париж, а 4 июня даровал Конституцион-ную хартию, или конституцию, по которой отныне должна была жить Франция. В этот же день войска союзников начали выходить из Парижа. Уехал и Александр I.

Прошло меньше года, и в начале марта 1815-го Наполеон бежал с острова Эльба, после чего многие люди, только что перешедшие на сторону Людовика, повернулись обратно к Наполеону. Людей, которые умели так быстро поворачиваться, называли тогда флюгерами, была даже книга «Словарь флюгарок». Одним из таких людей оказался маршал Ней, который, когда Наполеон бежал, говорил королю, что доставит к нему Наполеона в железной клетке, а через два дня уже перешел на сторону последнего.

Людовик XVIII не стал сопротивляться и вместе со своим двором уехал в Гент, в Бельгию, где и пересидел все время правления Бонапарта. Оно продолжалось сто дней, и за это время все лилии в Париже заменили орлами. После битвы при Ватерлоо Наполеон был снова сослан, но уже на остров Святой Елены; Людовик XVIII вернулся в Париж, и лилии вернулись, теперь уже на более долгий срок.

В 1824 году Людовик XVIII умер, и ему на смену пришел третий из братьев, Карл Х. Он полагал, что конституционная монархия — это уступка той самой революционной черни, которая казнила его брата. И ему казалось, что избежать очередной революции можно, не предоставляя французам дополнительные свободы, а, наоборот, эти свободы у них отбирая.

Летом 1829 года Карл X назначил очень консервативное правительство, которое никому не нравилось. Во главе правительства стоял министр Полиньяк. Он, как и сам король, считал, что нужно практически полностью реставрировать абсолютную монархию. Палата депутатов не хотела принимать это правительство, и король ее распустил, назначив новые выборы, в результате которых в парламенте стало еще больше оппозиционных депутатов.

25 июля 1830 года, за девять дней до открытия нового парламента, король в своей резиденции Сен-Клу вместе с министрами подписал ордонансы (королевские указы, имевшие силу государственных законов). Дело в том, что в конституции была статья, гласившая, что король может издавать ордонансы, необходимые для исполнения законов и обеспечения государственной безопасности. То есть, если королю кажется, что для обеспечения государственной безопасности нужно отобрать права и свободы, гарантированные конституцией, он имеет право это сделать. И ордонансы, подписанные Карлом X, отняли у французов все, чем они дорожили: они отменили свободу печати, распустили новоизбранную палату депутатов, повысили избирательный ценз и так далее. На следующий день ордонансы опубликовали в правительственной газете. Таким образом, как написал позже писатель Шатобриан, «пять человек, отнюдь не лишенных здравого смысла, с беспримерным легкомыслием бросились в бездну, увлекая за собой своего повелителя, монархию, Францию и Европу».

В числе прочего этими указами были запрещены все оппозиционные газеты. Но журналисты с этим не согласились. Сорок человек подписали протест, а на следующий день опубликовали его в своих газетах, вышедших вопреки запрету, и распространили его в виде листовок. Тогда было предписано арестовать и самих журналистов, и типографские станки, напечатавшие эти газеты. Журналисты скрылись, а на защиту типографских станков встали типографы. Потом собрались банкиры и промышленники и постановили не открывать фабрики. Рабочие оказались без работы и были вынуждены выйти на улицы. Королю же все еще казалось, что народ его очень любит, а волнения — дело рук нескольких смутьянов, и он предписал волнения подавить. Тогда армия и королевская гвардия стали стрелять по людям, появились убитые, но вместо того, чтобы отступать, люди начали строить баррикады. Тут войска стали частично переходить на сторону восставших — и через три дня королевская армия отступила.

Карл Х уехал в эмиграцию — сначала в Англию, потом в Австрию, где и умер в 1836 году. А престол снова оказался свободным. Бонапартисты хотели отдать его сыну Наполеона, республиканцы хотели учредить республику, но люди умеренных взглядов сделали ставку на кузена Карла Х — герцога Луи Филиппа Орлеанского, который в течение предыдущего царствования вел себя более открыто и либерально, чем король. Луи Филиппу предложили стать наместником престола, и он, немножко поколебавшись, согласился. После этого депутаты переписали конституцию, выбросив из нее опасные слова о том, что король может менять законы ради государственной безопасности. Луи Филипп в палате депутатов присягнул этой новой конституции и 9 августа стал королем. Но не королем Франции, как короли из старшей ветви Бурбонов, а королем французов, что указывало на сравнительно демократический характер этой новой монархии.

Франция начала жить при новом режиме, который впоследствии стали называть Июльской монархией. Она продлилась до 1848 года, когда Луи Филипп I утратил власть точно таким же образом, что и его предшественник. У него тоже было правительство, которое не устраивало народ и оппозиционных депутатов. Всепредвещало, что сейчас произойдет революционный катаклизм, но король не хотел расставаться со своим премьер-министром. Когда же он наконец согласился отказаться от власти в пользу своего внука, было уже поздно. 

Конспект

С 1814 по 1848 год Франция жила при конституционной монархии. У нее была конституция и парламент, но были и короли, а следовательно, и королевский двор.

Лувр с 1793 года стал музеем, и в нем была только тронная зала, в которой король открывал парламентскую сессию. Жил король и члены его семьи во дворце Тюильри, который стоял напротив Лувра, пока дворец не сожгли восставшие революционные коммунары в 1871 году.

Когда Людовик XVIII вернулся во Францию из эмиграции, ему надо было как‑то показать себя народу. Поэтому, только ступив на французский берег в Кале, он организовал так называемый большой стол — трапезу, во время которой король и его родственники ели на глазах у публики. Часть публики, более привилегированная, могла в это время сидеть или стоять на специально выстроенных трибунах, а другие люди, рангом пониже, могли только пройти по галерее и на ходу посмотреть, как король вкушает яства. Это обыкновение было очень принято в Версале при Людовике XIV, и для Людовика XVIII оно стало воспоминанием о великой монархии. В дальнейшем Людовик XVIII устраивал такие мероприятия два раза в год. Карл X тоже не отказался от этой традиции, но устраивал «большой стол» всего один раз в год.

Кроме того, во дворце Тюильри проводились приемы. Там было много разных специфических норм. Например, со времен абсолютной монархии герцогини имели право сидеть в присутствии короля. А во времена Реставрации было две категории герцогинь: «настоящие», носившие этот титул с давних времен, и имперские, относящиеся к новой, наполеоновской аристократии. Некоторые имперские герцогини имели достаточно низкое происхождение — но, в отличие от настоящих графинь, могли присутствовать на приеме у короля, сидя на табуретах.

В этом дворце был еще один потрясающий обычай, касавшийся дам: они не имели права переходить из главного здания во флигель по внутренним галереям дворца — им приходилось идти по открытым галереям. Набросить на себя верхнюю одежду они тоже не имели возможности, так же как и проехать в экипаже, поэтому зимой, в холода, они были вынуждены прикрывать свои обнаженные плечи подолами юбок.

В эпоху Реставрации в Париже, в принадлежавшем ему дворце Пале-Руаяль, жил кузен обоих королей — герцог Орлеанский, тот самый, который в 1830 году стал королем Луи Филиппом I. Он вел гораздо более открытый образ жизни: устраивал концерты, приглашал к себе во дворец литераторов и журналистов. По поводу открытости его дома есть даже легенда о том, что однажды, устраивая бал в мае, когда многие аристократы уже уехали из Парижа в поместья, он наугад пригласил гостей по справочнику, в котором было перечислено 25 тысяч парижских адресов. По этой причине, когда он пришел к власти, его стали называть королем-буржуа. Но довольно быстро либеральные французы в нем разочаровались и оппозицион-ные карикатуристы стали высмеивать его в бесчисленных карикатурах.

Став королем, Луи Филипп по-прежнему устраивал приемы и приглашал на них гораздо более широкий круг гостей, чем его предшественники. На эти приемы приглашались депутаты, и среди них были те, кто приехал в Париж из провинции. Некоторые приезжали в фиакрах, то есть в наемных экипажах, а некоторые даже приходили пешком. Поскольку улицы в Париже были довольно грязными, они могли появляться во дворце в запыленных башмаках или панталонах.

После бала всех гостей нужно было накормить, но их во дворце Тюильри собиралось так много, что приходилось есть по очереди. О том, как это происходило, рассказал в письме к родным в 1837 году Андрей Николаевич Карамзин, сын знаменитого историографа:

«Ужин был накрыт в театре на 600 человек; сперва отправились дамы под предводительством королевы, и тут начался ужасный беспорядок. Все бросились за ними и придавили дам; адъютанты, которые исправляли должность квартальных, с большим трудом отогнали мужчин и заперли двери в столовую. После возвращения дам, когда повели мужчин, та же история: всем места не было — а все голодны… Тут надобно признаться, что блестящий двор короля-мещанина сделался похожим на кабак. Иные, которым стало жаль кивера, надели его на голову, другие пробирались по стульям, адъютанты кричали и толкались и сильным напором выгнали половину гостей, чтоб накормить и напоить другую…»

Таким образом, Луи Филипп держался с подданными более демократично, чем его предшественники — Людовик XVIII и Карл X. Впрочем, в конечном счете ему это все равно не помогло. 

Конспект

4 июня 1814 года вернувшийся из эмиграции король Людовик XVIII даровал Франции конституцию, по которой она жила до 1848 года. По этой конституции у Франции появился двухпалатный парламент. Депутаты в нижнюю палату избирались от всех департаментов Франции. Верхняя палата — палата пэров — назначалась королем. До конца 1831 года пэрство было наследствен-ным, но при Июльской монархии оно стало не только ненаследственным, но и бесплатным, то есть пэрам больше не причиталось жалованье.

Избирательная система в эпоху Реставрации и Июльской монархии была цензитарной. Это значит, что быть избранным депутатом и стать избирателем мог не всякий. В эпоху Реставрации избираться мог только человек, достигший 40-летнего возраста и плативший 1000 франков прямых налогов. Избирателями же могли становиться люди старше 30 лет и платившие не меньше 300 франков прямых налогов. После 1830 года минимальный возраст для депутатов снизился до 30 лет, а налоги — до 500 франков. Для избирателей ценз тоже уменьшился: требовался возраст не меньше 25 лет и 200 франков прямых налогов. Сначала депутатов было 258 человек, потом 400, а при Июльской монархии стало почти 500.

Парламентская сессия обычно открывалась в октябре-ноябре, а закрывалась в мае-июне, и это определяло весь ритм парижской жизни, потому что до закрытия сессии депутаты не могли разъехаться из Парижа — по домам или по поместьям. В эпоху Реставрации открытие сессии происходило в Лувре, куда специально приезжали депутаты, пэры и король из Тюильри, а при Июльской монархии король стал приезжать на открытие сессии в палату депутатов.

У палаты депутатов было свое здание для заседаний, так называемый Бурбонский дворец (когда-то он принадлежал одному из представителей рода Бурбонов), и они по-прежнему заседают именно там, только теперь их палата называется Национальным собранием. Пэры заседали в Люксембургском дворце, и там сейчас тоже заседают их преемники — члены Сената.

У депутатов были разные любопытные обыкновения. Например, в эпоху Реставрации двум депутатам полагался один шкафчик в гардеробной. Там висели их нарядные мундиры с белыми пуговицами и бурбонскими вышитыми лилиями. Выступать с трибуны они могли только в мундире, а просто присутствовать на заседаниях можно было и в цивильном платье.

Если депутата вдруг посещало вдохновение, он бежал в гардеробную, переодевался и только после этого выходил на трибуну с речью. Но, как правило, речи были заранее написанными. Многие мемуаристы сообщают, что далеко не все депутаты внимательно следили за ходом заседаний: один пишет, другой читает, третий болтает с соседом.

Основной задачей депутатов было голосовать за законы. Сначала они открыто голосовали за каждую статью закона в отдельности, а затем уже тайным голосованием утверждали весь закон в целом. Для этого каждому депутату выдавались два шара — черный и белый. Голосуя за, они клали белый шар в урну «за», а черный — в урну «против», а голосуя против — наоборот, черный шар в урну «за», а белый — в урну «против».

Зал заседаний палаты депутатов был устроен по принципу амфитеатра. Еще со времен Французской революции в Конвенте более радикальные депутаты садились слева, более консервативные — справа, а в середине было так называемое болото, то есть депутаты умеренные. Такая система сохранилась в палате депутатов и в эпоху Реставрации, и при Июльской монархии. Формально политических партий не было, но все рассаживались, исходя из своих политических взглядов.

На скамье внизу сидели министры. Поскольку их часто очень сильно критиковали, эта скамья называлась «скала страданий». Министры предлагали законы, которые депутаты должны были утвердить или отклонить. После депутатов закон должен был пройти утверждение в палате пэров. Голосования отнюдь не были механическими: и в той и в другой палате случались довольно жесткие баталии.

На парламентских заседаниях присутствовали посетители. Палата депутатов была открыта для посторонних изначально, а в палату пэров их стали пускать только при Июльской монархии. В палате депутатов специально для посетителей были гостевые трибуны, на которые пускали по билетам. Часть билетов распространяли заранее, каждому депутату примерно раз в неделю выдавали один билет для его персонального гостя. Кроме того, в день заседания билеты можно было получить у входа, но за ними выстраивалась большая очередь. Причем некоторые ловкие люди занимали очередь, а потом за умеренную плату продавали свое место в ней.

Кроме того, на заседаниях присутствовали журналисты. Их места располагались наверху. Парламентским журналистам посвящен один из разделов иронического трактата Бальзака «Монография о парижской прессе». Там он, в частности, рассказывает, как парламентские корреспонденты, которых он называет «палатологами», цитируя текст выступления того или иного депутата, вставляют в него ремарки. И если депутат близок журналисту по политическим убеждениям, он пишет в скобках: «аплодисменты», «бурные аплодисменты», «рукоплескания». А если депутат ему не нравится, он пишет: «ропот в зале», «шепот», «негодующие возгласы». Бальзак говорит, что эти отчеты в газетах напоминают партитуры каждого отдельного инструмента, из которых невозможно получить симфонию.

Заседания палаты депутатов продолжались довольно долго — до пяти-шести часов. Поэтому в палате была устроена комната, где депутаты могли перекусить. В эпоху Реставрации специальная кухарка варила им бульон. Эта кухарка знала, что, если повестка дня интересная, надо сварить много бульона, а, если обсуждают что-нибудь не очень важное, можно и сэкономить. При Июльской монархии бульон стали доставлять из специального заведения в пригороде Парижа.

В обязанности пэров входило утверждать законы, принятые палатой депутатов. Кроме того, в особых случаях они выступали как судебный орган. Сюда относились случаи государственной измены и покушения на государственный строй, в том числе большие мятежи. Так, в 1835 году в палате пэров проходил процесс, посвященный огромному восстанию, поднявшемуся в 1834 году. Его называли «чудовищный процесс», потому что в нем было почти две сотни обвиняемых. Чтобы их содержать, к Люксембургскому дворцу даже пристроили новую тюрьму. А в 1847 году палата пэров судила за взятки министра, под руководством которого строилась эта тюрьма.

Еще один эпизод 1847 года — преступление герцога Шуазеля-Пралена, который убил свою жену 35 ударами кинжала. Он был пэром, и поэтому судить его должна была палата пэров. Но в тюрьме в ожидании суда герцог отравился и тем самым избавил своих коллег от необходимости вынести ему приговор.

Эти два эпизода 1847 года стали для внимательных современников симптомами конца Июльской монархии. 

Конспект

В 1814-1848 годах в Париже, как и при Наполеоне, было двенадцать округов, каждый из которых делился на четыре квартала. С конца XVIII века до 1860 года Париж был окружен трехметровой крепостной стеной с шестью десятками застав. Она называлась Стеной откупщиков: ее построили в 1784 году на деньги богатых людей, которые выкупали у короля право собирать налоги. Собрав налоги и вернув королю все, что полагается, излишки они могли брать себе. Особенно большие доходы они получали от налога на ввозившееся в Париж продовольствие и спиртные напитки. За стеной селились люди, которые хотели жить дешевле, а простонародье по этой же причине отправлялось туда есть и пить в кабаках.

Парижем в то время управляли два человека — префект департамента Сена, осуществлявший хозяйственное управление в городе, и префект полиции, отвечавший за порядок.

В департамент Сена входил Париж и еще два округа — Сен-Дени и Со. Всю эпоху Реставрации префектом этого департамента был Гаспар де Шаброль де Вольвик, однажды сказавший, что «истинная политика заключается в том, чтобы делать жизнь удобной, а народы — счастливыми». Он заседал в ратуше, и ему был вверен общий надзор за госпиталями, богадельнями и всеми богоугодными заведениями, за распределением сумм на поощрение промышленности, за проектами по благоустройству города.

Еще в Париже действовал муниципальный совет. Туда входили юристы, богатые промышленники и подобные им люди. Префект департамента Сена и префект полиции представляли муниципальному совету данные по расходам и доходам. Исходя из этих данных, совет готовил проект бюджета, который затем утверждался в Министерстве внутренних дел. Таким образом, совет играл роль сдерживающей силы по отношению к префекту, который хотел все построить, переустроить и потратить на это много денег.

Главный доход Парижа был от налога на ввозимые в город товары, который взимали на заставах. До конца 1837 года, пока в Париже были разрешены азартные игры, существовал еще игорный откуп. Кроме того, были так называемые прямые налоги — торгово-промышленный, поземельный, подомовой и даже налог на окна.

На что шли расходы? До 1818 года Париж должен был содержать оккупационные войска. Поскольку траты на их содержание и на контрибуцию, которую Франция должна была платить после поражения Наполеона, были очень большими, несколько раз объявлялись займы: люди покупали облигации и тем самым пополняли городской бюджет. Также деньги шли на общественное призрение, коммунальные постройки, прокладывание каналов.

Ведомство префекта полиции располагалось на Иерусалимской улице. Префект полиции наблюдал за театрами и публичными домами, за нищими, за общественным транспортом, выдавал паспорта. Для всего этого у него был собственный штат. Кроме того, в его распоряжении находилась довольно сложная структура, отвечающая за порядок. В подчинении непосредственно у префекта полиции было 48 полицейских комиссаров. Им помогало небольшое количество полицейских офицеров, к которым позже добавились полицейские сержанты. Кроме того, в ведении префекта полиции были пожарные, парижская королевская жандармерия (при Июльской монархии ее заменяла муниципальная гвардия), королевская гвардия (часть регулярной армии, тоже наблюдавшая за порядком в городе) и личная охрана короля.

Еще одним важным элементом французской жизни и охраны порядка была Национальная гвардия — ополчение, созданное еще во время Великой французской революции. В 1814 году, когда свергли Наполеона, и сразу после Июльской революции она на некоторое время стала главной силой в городе, потому что все остальные структуры тогда практически не функционировали. В Национальную гвардию вступали мужчины от 20 до 60 лет, и, в принципе, там должно было служить все мужское население. Мелкие буржуа к этому стремились, потому что для них это было еще одним способом социальной легитимации, а люди более знатные или более творческие от этой обязанности уклонялись, особенно при Июльской монархии, даже несмотря на то, что это грозило арестом.

В эпоху Реставрации королевская власть боялась давать голодранцам оружие, и в Национальной гвардии стали вводится некоторые ограничения. Например, c 1816 года туда принимали не всех, а только тех, кто платил прямой подомовой налог; офицеров назначал король (при Июльской монархии их стали выбирать).

В 1827 году во время парада национальные гвардейцы стали кричать «Долой министерство!», и Карл Х их распустил. Но в 1830 году, когда началась Июльская революция, гвардейцы собрались и стали основной революционной силой, поэтому при Июльской монархии они были в большом почете и поддерживали короля Луи Филиппа. Впоследствии, в ходе некоторых народных выступлений, они поддерживали не революцию, а, наоборот, власть. В результате национальные гвардейцы, которые в 1830 году были героями нации, превратились в карикатурную фигуру: их стали изображать в виде толстого буржуа, который низкопоклонствует перед властью и слепо исполняет то, что приказали начальники.

Еще одним важным элементом поддержания городского порядка были многочисленные тюрьмы. Тюрьмы были разными. В большинстве из них заключенные содержались все вместе в огромных помещениях. В суд, во Дворец правосудия, их возили в экипаже, который по-французски назывался panier à salade, то есть буквально «корзина для салата», а помещение, в котором их держали в суде, называлось «мышеловка». И там и там было очень тесно.

Существовали филантропы, которые считали, что с заключенными нужно обращаться иначе. Они строили новые тюрьмы с отдельными камерами — по тем временам это было невероятным прогрессом. В 1830-е годы в Париже построили чрезвычайно либеральную долговую тюрьму Клиши. Там даже было что-то вроде кафе, где можно было питаться за собственный счет, и туда на день пускали родственников. 

Конспект

Общественное питание было очень важной сферой парижской повседневной жизни. Заведения общественного питания здесь действовали самые разнообразные — от совсем дешевых и низкопробных до очень роскошных и дорогих.

Роман Эжена Сю «Парижские тайны», вышедший в начале 1840-х годов, начинается с описания острова Сите — в то время одного из самых страшных и грязных районов Парижа. Эжен Сю описывает заведение под названием «Белый кролик». Это кабак, где давали блюдо под названием «бульонка» — мешанину из мясных, рыбных и других остатков со стола слуг из аристократических домов. Прозвище хозяйки этого заведения было Людоедка.

Описание очень реалистическое. Таких кабаков в Париже было немало. Например, было два заведения, которые назывались «Кафе промокших ног» и «Ресторан промокших ног», потому что там не было ни скамеек, ни стульев, а на полу всегда была какая-то жижа. По описаниям современников в качестве первого блюда там подавали что-то вроде супа с лохмотьями капусты, на второе — бобы, а между этими двумя подачами кухарка вытирала тарелку грязной тряпкой.

В Латинском квартале к услугам неимущих, в основном бедных студентов, имелись харчевни. Одну из них, реальное заведение, которое носило имя своего владельца — Фликото, описывает Бальзак в «Утраченных иллюзиях». Там можно было очень дешево поесть, в основном картофель и хлеб, которого за определенную сумму можно было съесть сколько захочешь — à volonté («вдоволь»).

Уровнем выше были табльдоты — заведения с общим столом, за которым всем подавали одно и то же блюдо. Изначально табльдоты открывались при гостиницах. Парижская жизнь того времени была очень стратифицированной: для каждой категории людей, в зависимости от их имущественного состояния, существовали свои формы питания, транспорта, жилья и всего прочего. Табльдоты тоже были разными: некоторые — совсем дешевыми и плохими, не сильно отличавшимися от харчевен, а некоторые — не хуже ресторанов, но дешевле, часто за счет того, что хозяева там устраивали полуподпольную карточную игру, не платя за это налога.

В это же время в Париже возникла совершенно новаторская форма общепита — то, что мы называем ресторанами. Слово restaurant происходит от причастия, означающего «укрепляющий», «восстанавливающий». Изначально в ресторанах подавали только крепкий, восстанавливающий силы бульон и блюда из яиц и мяса. После революции 1789-1794 годов повара, служившие в аристократических домах, остались без места и стали открывать заведения, устроенные уже совершенно по-новому. Первым новше-ством был выбор: посетителям предлагалась карта, в которой перечислялись разные блюда. Во‑вторых, в этих заведениях человек мог сидеть за отдельным столом. Сначала это была чисто мужская форма времяпрепровождения, но к середине века мужья уже приходили туда с женами, более того — дамы уже имели право ходить туда одни. Из воспоминаний мы знаем, что оба эти нововведения совершенно поражали иностранцев.

Рестораны были разными, дешевыми и дорогими. В одних можно было поесть за два франка, а в других за одну трапезу человек мог заплатить целых 25 франков. В дешевом ресторане посетитель тоже получал выбор из десятков блюд и мог съесть суп, три других блюда, хлеб, выпить пол-литра вина и выбрать один из десертов (в одном из ресторанов в карте их было 36). В более дорогих ресторанах выбор был еще больше: например, в знаменитой «Канкальской скале» в карте одних только рыбных блюд предлагалось больше сотни.

Рассчитаны рестораны были на очень большое количество посетителей — некоторые из них за день обслуживали 500-600 человек. Путешественников поражало, что ресторанные слуги запоминали все заказы, не записывая их.

Наконец, важнейшей формой парижского времяпрепровождения было посещение кафе. Они были местом не только питания, но и общения. Существовали кафе по интересам: например, для шахматистов или для провинциальных актеров. Были кафе по политическим убеждениям: одно бонапартистское, другое роялистское. Никаких официальных объявлений не существовало, но все знали, где кто собирается.

В начале XIX века в кафе приходили съесть легкий завтрак (petit déjeuner) — кофе или горячий шоколад, хлебец, кусок масла и сахар. Во второй половине 1810-х годов постепенно в обиход вошел более плотный завтрак — déjeuner à la fourchette, то есть «завтрак с вилкой в руке»: в этом случае подавали практически то же, что за обедом, кроме жаркого и массивных мясных блюд, приготовленных на вертеле, и трапеза, в отличие от обеда, не состояла из нескольких перемен блюд. Существует мнение, что появление такого плотного завтрака было связано с политической жизнью Парижа еще в эпоху Великой французской революции: депутаты Конвента очень долго заседали, и им необходимо было съесть что-то днем, между легким завтраком и обедом.

Наконец, в 1840-е годы появилась еще одна разновидность заведений общественного питания — кафешантан (café-chantant), дословно — «поющее кафе», где выступали профессиональные певцы. 

Конспект

Есть много свидетельств тому, что в 1814-1848 годах иностранцы чувствовали себя в Париже очень хорошо. Русский дипломат Петр Борисович Козловский назвал Париж раем для иностранцев, а Генрих Гейне — столицей цивили-зованного мира. Федор Васильевич Ростопчин, московский градоначальник во время наполеоновского нашествия, написал о Париже: «...поселившись подле бульваров, вы можете наглядно ознакомиться со всею Европою».

С другой стороны, сами французы были не склонны принимать какие-либо культурные и литературные нововведения, пришедшие из других стран. Поэтому романтизм, считавшийся иностранным веянием, встречал среди французских литераторов серьезное противодействие. Писательница Жермена де Сталь всю жизнь старалась доказать, что не только французская литература имеет право на существование — кроме нее есть английская, немецкая и другие литературы, у которых тоже можно чему-то научиться. Но французы не хотели с этим соглашаться.

Тем не менее на практике, как только Наполеона свергли, в Париж стали в большом количестве приезжать иностранцы, прежде всего англичане. И уже в 1816 году современники стали замечать то, что в 1830-е годы получило название «облондонение»: повсюду были английские экипажи, на многих лавках и магазинах висели вывески «Здесь говорят по-английски», открылись читальни, в которых можно было брать книги на английском языке, и даже выходила англоязычная газета. В эпоху Реставрации говорили, что треть английской палаты лордов большую часть времени проводит в Париже. Заглавный герой знаменитого романа английского писателя Бульвер-Литтона «Пелэм, или Приключения джентльмена» проводит время в основном в Париже.

Все это довольно быстро стало влиять на французов. Бальзак описывает, как в 1814 году французы смеялись над заниженными талиями англичанок, но очень скоро сами француженки стали носить такие платья. Мужская мода к концу 1820-х годов была по преимуществу английской, потому что французские модники ориентировались на английских денди. От англичан французские аристократы переняли любовь к конному спорту, и в Париже открылся жокей-клуб по образцу английского.

В 1822 году первые гастроли английского театра вызвали скандал: парижской публике показалось, что его постановки слишком грубы и не соответствуют французским культурным нормам. Но уже в 1827 году английская труппа имела в Париже огромный успех, после которого французские драматурги стали подражать английским коллегам.

Многие французы полагали, что иностранцы во Франции быстро и легко получают то, что чистокровные французы добывают с большим трудом, и вообще огорчались, что в Париже парижан меньше, чем иностранцев.

В 1844 году вышел коллективный сборник «Иностранцы в Париже», включающий очерки про разные национальности. В этой книге есть предисловие, автор которого пишет:

«Труднее всего встретить в Париже не кого иного, как парижанина. <...> Конечно, невозможно отрицать, что, поискав хорошенько, вы обнаружите в Париже несколько парижан, но это будет вам стоить немалого труда. Оглядитесь вокруг, мысленно пробегите глазами перечень ваших знакомых, постарайтесь вспомнить, откуда они родом: вы обнаружите среди них провинциалов, англичан, русских, американцев, бельгийцев, швейцарцев, немцев, хорватов, возможно, даже венгерских головорезов, что же до парижан, то на полсотни иностранцев придется в лучшем случае один-единственный коренной житель нашей столицы».

Дальше он сообщает, что есть еще поддельные иностранцы — лжетурки и лжекитайцы с поддельным китайским чаем, лжеангличане, лжебельгийцы, а также «лжеполяки, лжеитальянцы, лжеиспанцы, которые ничего вам не привезут, но зато, очень вероятно, что-нибудь у вас увезут, уведут или унесут».

После 1830 года в Париже проживало много политических беженцев. Среди них — поляки, бежавшие из Польши после того, как Россия разгромила восстание 1831 года, а также итальянцы — карбонарии и те, кого в этом подозревали; были испанцы либеральных убеждений. Король Луи Филипп не препятствовал тому, чтобы они жили во Франции, хотя и не поощрял этого, потому что беженцы доставляли довольно много хлопот, особенно бедняки, которым нужно было платить вспомоществование от государства и которых власти подозревали в революционных убеждениях. Их старались удалить из Парижа куда-нибудь в провинцию и сконцентрировать в одном месте, чтобы они жили под надзором и ни в коем случае не учиняли смут.

Время от времени во Франции случались всплески ксенофобии. Летом 1840 года четыре европейские державы без участия Франции подписали между собой конвенцию по поводу проливов Босфор и Дарданеллы: Францию исключили из этого концерта европейских держав, поскольку она в тот момент была на стороне Египта и Турции. Это произвело на французов страшное впечатление, они чуть ли не набросились на карету английского посла, кричали «Долой англичан!» и требовали войны. Адольф Тьер — он был в тот момент премьер-министром Франции — тоже хотел повоевать ради собственного престижа, но король, которого называли «Наполеоном мира», войны не хотел.

Среди прочих иностранцев в Париже жили и русские. Император Николай I считал Луи Филиппа узурпатором и не поощрял поездки русских людей во Францию. Цифры отчетов Третьего отделения (высшей полиции) показывают, что в то время очень немногие в России получали официальное разрешение на поездку во Францию: например, в 1839 году таких было меньше двадцати. Тем не менее русские в Париже все равно оказывались. Не только в эпоху Реставрации, но и в 1830-е годы в русскую православную церковь при посольстве ходило так много людей, что здесь всегда было тесно.

Среди знаменитых российских подданных, проживавших в Париже, была Дарья Христофоровна Ливен, урожденная Бенкендорф. Она была сестрой графа Бенкендорфа, шефа жандармов, и женой дипломата Ливена, который много лет был послом России в Англии. Когда Ливен вернулся в Россию, Дарья Христофоровна переехала во Францию. Ее салон считался одним из главных политических салонов Парижа. Туда приезжали люди разных политических убеждений, и одним из них был Франсуа Гизо — депутат, потом французский посол в Лондоне, затем фактический премьер-министр Франции. Гизо и княгиню Ливен связывали любовные отношения, и он иногда принимал в ее салоне каких-то важных, но не официальных посетителей. Таким образом, княгиня Ливен играла значительную роль в парижской светской и политической жизни.

Другая знаменитая русская дама, жившая в Париже, — Софья Петровна Свечина, русская католичка. У нее был салон в аристократическом Сен-Жерменском предместье Парижа, где жили в основном легитимисты — знать, не принимавшая Июльскую монархию. Многие знаменитые французские религиозные деятели той эпохи находились под ее интеллек-туальным и духовным влиянием.

Еще одна колоритная фигура из числа «парижских русских» — граф Петр Иванович Тюфякин, в прошлом директор Императорских театров. Он получил разрешение жить в Париже еще от Александра I и оставался здесь до самой смерти в 1845 году; жил он в свое удовольствие, а за любвеобильность завсе-гдатаи парижского «полусвета» называли его «наш Дон Жуан с буль-вара».