Как разводят в автосервисах самые простые способы. Сервис

Денис Фролов

Несмотря на появление множества контор, в том числе специализированных (по японцам, BMW и др.), качество авторемонтных работ мало улучшилось с советских времен. Менталитет такой. Для тех, кто не намерен чинить машину сам, но хочет избежать развода в автосервисе этот материал будет полезен.

Их у автомехаников, как рецептов самогона у Бендера. Перечислим наиболее часто встречающиеся:

  1. включение в список работ по замене исправных деталей. Вам не только масло в коробке передач заменят, но и всю коробку. Обычно это делается с деталями подешевле. Неправильно интерпретировать результаты диагностики, и под этим предлогом сделать совершенно ненужную разборку-сборку деталей кузова или двигателя;
  2. увеличение объема выполненных работ. Например, замена тормозных колодок, когда был всего лишь нарушен контакт в датчике;
  3. подмена оригинальных деталей контрафактом. Наглый и циничный, но все же встречающийся способ обмана . Не грозит только старым потрепанным машинам;
  4. умышленная порча деталей с целью обоснования их последующей замены.

Что делать, чтобы предотвратить обман в автосервисе

Сколько действий, столько и противодействий. Предугадать все действия механика не получится, но самому стоит:

  1. обязательно присутствовать на этапе диагностики;
  2. требовать письменного перечня и оценки всех работ. Любые «лишние» услуги могут быть обжалованы и не оплачены;
  3. контролировать ремонт . Это самое сложное. Определенные его виды длятся долго. Вас могут попросту «удалить» под полузаконным предлогом нарушения техники безопасности;
  4. купить требующие замены детали самому. Если есть явный повод не доверять – пометьте их (просто покинуть сервис не всегда удастся – машина может быть разобрана);
  5. по возможности используйте проверенные СТО (по отзывам друзей или на форумах). Случаи обмана в автосервисе на форуме обычно заносят в специальные блэк-лист;
  6. обязательно заберите замененные детали. Если выдадут китайскую подделку, «стоявшую» в салонном мерседесе, все очевидно;
  7. перед тем как расписаться после ремонта в заказ-наряде, проверьте качество ремонта хотя бы по внешним признакам;
  8. если обладаете пусть даже минимальными познаниями, с умным видом расскажите какую диагностику своему авто вы сами уже сделали.

Крупные салоны иногда проводят видео-фиксацию всего происходящего. Если не удалось присутствовать самому, можно запросить запись. Увидите что-то сомнительное, проконсультируйтесь у экспертов.

Блондинка в автосервисе

Это клондайк для нечистого на руку автомеханика. «Блондинкой» может оказаться и лицо мужского пола. На жалобу, что «что-то стучит сзади», могут заменить «оптическую ось инжектора» (такую лажу в документы, конечно, не впишут). Тут появится повод пожалеть о том, что игнорировались, или вообще не посещались, лекции на авто-курсах. Основные принципы устройства авто они объясняли. Если автомобиль вам дорог, прямо в сервисе открывайте через мобильный интернет форум про обман в автосервисе.

О чем говорят метки на правах, читайте .

Таких ресурсов достаточно. Среди описанных ситуаций легко найти и сходную со своей. Попробуйте задать свой вопрос. Даже пока проводится диагностика и просчитывается сумма реальных и мнимых ремонтов, можно успеть подготовиться.

Если не получается найти именно свой случай, полезно глянуть на Ютубе 1-2 видео развода в автосервисе. Для понимания азов ремонта и обмана более чем подойдет этот.

Машина на гарантии

Когда машина куплена в салоне, обычно указываются СТО, на которых должен проходить ремонт и ТО (иначе можно потерять страховку). В этом есть определенные плюсы:

  • дилер доверяет данной конторе;
  • замена агрегатов будет производиться бесплатно;
  • процедуры ТО расписаны в сервисной книжке, и навязать дополнительные не удастся.

Проконтролировать сорт заливаемого масла вряд ли удастся, но его смену хотя произведут, чтобы двигатель не накрылся в период гарантии. К тому же масло после замены намного светлее и уловить разницу по щупу может даже дилетант.

Если не доглядел

Если вы все же нарвались на обман в автосервисе, куда обращаться, и какими документами обзавестись? Иногда, кроме бумаг, нужно взять сами агрегаты, чтобы путем экспертизы проверить необходимость их замены. Независимую экспертизу придется провести по всем спорным вопросам.

Чтобы решить вопрос, скорее всего, хватит направления грамотно составленной (со ссылками на пункты закона) претензии в адрес компании. Очень поможет намек о последствиях для компании в случае отказа. Сюда можно добавить обещание иска за моральный ущерб, и иска о возмещении затрат при простое автомобиля в сервисе или по его вине. Если не удастся договориться полюбовно, смело подавайте исковое заявление в суд. При этом, если автосервис взял машину в обслуживание без акта о ее техническом состоянии, это минус им а не вам.

Заключение

Не все так страшно. Во-первых, развод в автосервисе далеко не обязателен. Во-вторых, предупрежден – значит вооружен. Соблюдайте наши несложные рекомендации и ремонт вашей любимой «ласточки» пройдет успешно.

Специалист по борьбе с мошенниками, ведущий реалити-шоу «Решала» на телеканале «Че» Влад Чижов рассказывает, как не стать жертвой обмана в автосервисе.

Первое, что должен знать каждый владелец автомобиля после его покупки, - как правильно выбрать автосервис. Лучшие технические центры специализируются по отдельным маркам авто или видам работ. Например, есть сервисы, которые ремонтируют только коробки передач и не будут ставить вам даже колодки. Есть те, кто работает только с автомобилями немецких марок, и если вы приедете на «японке», вам вежливо откажут. С осторожностью относитесь к автосервисам, в которых делают ВСЕ и для ВСЕХ марок.

Делайте выбор заранее. Обязательно читайте отзывы в интернете, слушайте рекомендации. Присмотритесь к сервису, который есть неподалеку, зайдите познакомиться, осмотритесь, подружитесь с мастером. Сначала отдайте автомобиль для несложной работы: смена колодок, что-то простое, не фатальное, смотрите, как работают мастера, что ставят и какие дают рекомендации. После этого делайте выводы.

Самые популярные способы развода в автосервисах

  1. Мастера навязывают ненужные вашему автомобилю работы и придумывают сложные диагностики, действия, которые по факту вам не нужны или вовсе не существуют.
  2. Вгоняют подделку или откровенную ерунду по цене оригинальных запчастей.
  3. Накручивают «левые» нормочасы. Например, для смены детали у мастера есть 2.5 нормочаса, а вам могут запросто вогнать еще 1,5 под предлогом - «сломался болт, высверливали» или «крепеж прикипел».

С чего должен начинаться разговор со специалистом в автосервисе

Запрос прейскуранта

В каждом нормальном сервисе есть прейскурант или расчет нормочасов на те или иные работы. Стоимость нормочаса всегда указана на самом видном месте.

Оформление наряд-заказа

В этой форме документа вы утверждаете все ваши расходы и ставите подпись, а автосервис объявляет гарантийные обязательства на работы и установленные запчасти.Наряд-заказ обязательно должен быть на фирменном бланке предприятия, а не на клочке бумаги или на словах.

После согласования всех работ

Ваша задача - оценить качество работ, проверить, устранили дефект или нет. Если нет, не стесняйтесь возражать, не слушайте «так и должно поскрипывать». Вызывайте старшего. Вы должны сами принять решение, покупать запчасти в этом сервисе или в другом месте. Но будьте готовы к тому, что гарантия на работы с запчастями, предоставленными вами, будет снята.

Главный совет для начинающих водителей, которые впервые сталкиваются с необходимостью ремонта автомобиля, - знайте свой автомобиль, научитесь разбираться в нем. Какой системы у него двигатель, какая трансмиссия. Существует несколько встречных тестовых вопросов, которые задают клиенту в автосервисе, и, если он в них не ориентируется, ему предлагают услуги по самому высокому прайсу.По первым вопросам о вашем авто «мастер-фломастер» определит, новичок перед ним или подготовленный человек. Если вы не знаете свою машину, значит вас можно «грузить» работами и услугами: вы ведь все равно не в курсе, как работает та или иная деталь.

Основное правило-сигнал, указывающее владельцу авто на развод, - это разбор автомобиля без согласования с водителем. Ни один нормальный сервис не поставит даже гайку без согласования со своим клиентом, так как для них всегда есть риск неоплаты услуги.

Если это случилось - вы уже попали. Просто пишите заявление в правоохранительные органы. Не забудьте оставить у машины своего человека и зафиксировать результат на фото или видео. Приезжайте с сотрудником полиции и составляйте протокол. Все решения и договоренности должны быть совершены до действий: наряд-заказ, список и стоимость работ, цена запчастей, сроки и прочие нюансы.

Что делать, если работу сделали плохо и тебя все-таки развели

В хорошем техническом центре вам обязательно выдадут наряд-заказ с гарантией на работы и установленные запчасти. Необходимо добиваться выполнения работ до устранения дефекта, согласно гарантийным обязательствам.

  • Вас развели, а документы, подтверждающие работу, отсутствуют? Наслаждайтесь статусом «лоха». Еще раз перечитайте статью и поймите, как делать не нужно. Если потери слишком велики, пишите заявление в полицию.
  • Владелец также имеет право отказаться от оплаты выполненных услуг, если работы с ним не согласованы. Но в таком случае нужно быть готовым к тому, что с вашей машины могут снять установленные запчасти, «ломая» в процессе другие или «добивая» вашу запчасть из вредности. В хорошем автосервисе, если подписаны все документы, вы не имеете права отказываться от оплаты - вам попросту могут не вернуть автомобиль. Так же как и в случае, если вы не заплатили за кофе в ресторане, - задержат и вызовут полицию.

Давайте внесем некоторую ясность. Большинство механиков, да и вообще людей, работающих в автосервисах – честные и добропорядочные люди. И если менеджер вам говорит, что вам нужно заменить какую-то деталь, это еще не означает, что вас обязательно обманывают. Очень может быть, что работы действительно нужны, а неисправность действительно влияет на безопасность.

Однако с обманом или даже откровенным мошенничеством в автосервисе сталкивался едва ли не каждый автомобилист. Большинство россиян живут в крупных городах, где проходимость клиентов очень высокая. Все это ведет к тому, что в некоторых автомастерских считают, что проще попытаться "развести" клиента, чем оказать ему действительно качественную услугу. И даже он уйдет к конкуренту – не страшно, придут трое новых. Поэтому бдительность не будет лишней. Для вас мы составили список самых популярных "разводок" автосервисах.

Ненужные работы

Этот способ обмана стар как мир. И не нужно думать, что он встречается исключительно в "гаражных" мастерских – официальные дилеры грешат тем же ничуть не реже. Выглядит все очень просто: вам дают на подпись заказ-наряд, но в списке между делом оказываются работы, делать которые было не обязательно. Допустим, вы приехали на плановое ТО, и в списке значится съем/установка задних барабанных тормозов (а у вас на машине тормоза – дисковые). Расчет при таком "разводе" исключительно на вашу невнимательность, как в анекдоте про официанта, у которого "ну не получилось". Зато сервису такой прием может принести дополнительные деньги. Причем, все по закону – вам предложили провести работу, а вы согласились. Значит, все честно?!

Защитить себя от такого развода очень просто: внимательно читайте документ перед тем, как его подписать. Возникли сомнения? Задавайте вопросы! А по-хорошему, еще до визита на сервис попробуйте узнать, что в вашем случае входит в список работ – например, по телефону. Базовые знания о конструкции автомобиля также не помешают.

Завышение нормочасов

Выглядит все обычно так: вы приезжаете в сервис, озвучиваете список работ, вам выставляют предварительный счет, в котором указан список и стоимость работ. Вы соглашаетесь, и даже не задумываетесь, что переплачиваете. Почему? Все очень просто. В заказ-наряде указано количество нормочасов, которое не соответствует действительности. Скажем, вам поставили несколько часов на элементарную замену фильтров. Если же вы начнете возмущаться, менеджер может сказать, что они работают по "внутреннему регламенту". А в итоге стоимость работ составит на треть, а то и вдвое больше плановой.

Тем не менее, защитить себя от такого "развода" можно, хотя это и не просто. Прежде всего, перед началом работ уточняйте, сколько на ту или иную операцию требуется нормочасов по регламенту. Если вы приехали к официальному дилеру, то задача упрощается, поскольку компании-производители на своих сайтах обычно указываются правила проведения регламентных работ – используйте их как ориентир. Сверяйтесь с тем, что указано на официальном сайте, и с тем, что дают вам на подпись. В случае попыток махинаций не лишним будет не только поменять СТО, но и отправить производителю скан предложенной стоимости работ.

Старые или "китайские" запчасти

Такой способ обмана чаще всего можно встретить на неофициальных СТО, хотя и мастера официальных дилеров иногда попадаются на этом виде мошенничества. В чем суть: вы приезжаете на сервис, просите поменять ту или иную деталь, а вам вместо новой фирменной запчасти устанавливают либо "бэушную", либо откровенный контрафакт. По прайс-листу вы заплатите за новую деталь, которую автомастерская естественно оставляет себе и затем продает, а вам устанавливает либо подделку, которую иной раз очень тяжело отличить от оригинала, либо старую запчасть от другого автомобиля. Таким нехитрым способом ушлый механик может заработать лишние несколько тысяч рублей, а если махинациями занимается не один человек, а весь автосервис, то доходы будут куда больше.

Чтобы защитить себя от такого способа обмана – постарайтесь контролировать работы в ходе их выполнения. Как правило, клиентов не пускают в ремонтную зону, но следить за своей машиной через монитор, транслирующий картинку с камеры, или через специально стекло вы можете. Во-вторых, перед началом работ обязательно попросите вернуть вам старые запчасти и упаковки от новых (правда, если работы выполняются по гарантии, вам их могут и не отдать). В-третьих, если у вас постгарантийный автомобиль, лучше приезжать на сервис со своими запчастями – по крайней мере, вы будете точно знать, что вам поставят. И, конечно, старайтесь выбирать СТО с хорошей репутацией – причем совсем не обязательно это будет крупный официальный дилер. "Клубные" сервисы боятся потерять имя и постоянных клиентов куда больше.

Поломка, которой нет

Еще один старый способ, которым не брезгуют нечистые на руку механики. Вы приехали на автосервис с одной поломкой, но совершенно неожиданно оказалась, что есть еще и другая. Например, оказалось, что у вас не горит лампочка или "вдруг" потек амортизатор. Хотя когда вы ехали на СТО все, вроде бы, было в порядке. Но менеджер настаивает, что неисправность есть, и даже готов показать вам её в ремзоне!

Если все действительно так, не спешите соглашаться на предложенные работы. Возможно, лампочка в фаре у вас действительно не горит. Но это еще не значит, что случилось что-то серьезное – механик мог просто аккуратно отсоединить соответствующий провод. То же касается и "течей масла" – сымитировать масляные пятна самостоятельно не стоит никакого труда. К сожалению, предотвратить попытку такого "развода" довольно тяжело. Однако никто не может обязать вас делать те или иные работы! Просто заберите машину, и попытайтесь разобраться в причине "поломки" самостоятельно или отвезите её на другой сервис и проверьте все еще раз! Возможно, вы потратите больше времени, зато не переплатите. А заодно узнаете, насколько честные люди работают на подозрительной СТО.

Вандализм

Скажем откровенно – столь грубый способ "развода" встречается не слишком часто. В конце концов, лихие 90-е уже прошли, но иногда, в силу обстоятельств, вы можете попасть в сомнительную мастерскую, где вашей машине нанесут "увечья" и тут же предложат их "устранить". Совсем не обязательно, это будет что-то серьезное. Например, вам могут проколоть шину или сделать надрез на каком-нибудь шланге, показав, "как серьезно он поврежден".

Чтобы не попасть в такую ситуацию, во-первых, держитесь подальше от сомнительных мастерских и "гаражей Дяди Васи", если только последний – не ваш друг детства, которому вы доверяете, как родному. Во-вторых, четко следите за тем, что происходит с вашим автомобилем. По этой же причине на сервис лучше приезжать на чистой машине и не ставить подпись, что "автомобиль сдан в грязном виде". Лучше подождать несколько минут, пока машину помоют, зато обезопасить себя от царапин, которые могут "случайно" появиться на кузове. И еще: если вы столкнулись с попыткой развода при помощи такого "сервисного вандализма", не поленитесь написать заявление в полицию. Это вам позволит не только защитить свои права, но и обезопасить других автомобилистов.

Удержание автомобиля

Наконец, пожалуй, самый вопиющий случай "развода" – это когда представители сервиса отказываются отдавать вам автомобиль, пока вы не оплатите все работы, включая те, которые вы не заказывали. Выглядит все при этом очень неприятно: менеджер утверждет, что вы сами просили сделать ту или иную операцию, а теперь отказываетесь от оплаты услуг. А то, что список увеличился на несколько позиций, связано с тем, что без них "ну вообще никак нельзя", хотя с вами ни проведенные работы, ни стоимость устанавливаемых запчастей никто не согласовывал.

Вы с таким видением ситуации не согласны и собираетесь писать претензию и обращаться в Роспотребнадзор. А менеджер вроде даже не против, но говорит, что сначала все равно придется все оплатить, и только потом вам вернут машину. На самом деле, удерживать вашу законную собственность (в том числе машину) никто не имеет права. Это – статья 330 УК РФ "Самоуправство". Поэтому если вам не отдают машину из-за неоплаченных услуг, которые вы не заказывали, смело вызывайте полицию. Закон в данном случае однозначно на вашей стороне.

Вас обманули на сервисе? Расскажите свою историю в комментариях.

Обман в автосервисе: как не попасться на «развод»?

Как ни старайся бережно относиться к машине, но периодически ее все же нужно показывать специалистам - как для планового технического осмотра, так и для ремонта. Естественно, большинство из нас обращаются за этой услугой в автосервис. Как себя вести и что нужно знать, чтобы не только не переплатить, но и не быть обманутым?

текст: Олег Славин / 27.08.2018

Прежде чем раскрыть некоторые секреты сервисменов, вот о чем хотелось бы сказать. Как вы думаете, кого проще обмануть, женщину или мужчину? «Конечно же, женщину», - скажете вы и будете правы лишь отчасти. В сервис-центре обмануть могут любого, кто плохо или вовсе не разбирается в автомобилях, независимо от пола. Поэтому, если чувствуете, что в устройстве автомобиля вы полный профан и не можете отличить коленчатый вал от карданного, лучше возьмите с собой на предварительную диагностику хотя бы мало-мальски разбирающегося в машинах приятеля. Так риск быть разведенным на элементарщине будет меньше.

В какой сервис обращаться? Конечно, лучше всего в тот, который вам порекомендуют ваши знакомые, основываясь на положительном опыте общения с ним. Но если протекции нет, то лучше выбирать тот, при котором нет магазина запчастей. С одной стороны, это, конечно, неудобно - деталь для замены придется какое-то время ждать. Но именно в сервисе, где есть склад запчастей, вам, скорее всего, нароют больше неисправностей, причем тех, которые требуют «только» замены, а не переборки и регулировки. Запчасти-то нужно сбывать. К примеру, «закисшие» пальцы суппорта можно выкрутить, отчистить от ржавчины, смазать, поставить на место и тем самым полностью восстановить их работоспособность. А можно это сделать, поменяв тормозной суппорт целиком. Деньги это, сами понимаете, разные. За «раскачку» суппорта, скажем, Renault Logan мастер возьмет максимум 500 р. А новый суппорт на эту модель стоит уже порядка 3000 р. Так что выясняйте для начала, можно ли деталь восстановить, перебрав и смазав, а уж потом, если нет, соглашайтесь на новую.

Стоит также опасаться гаражей при рынках автозапчастей. Уж там вам не только найдут целый список подлежащих замене деталей, но и, будьте уверены, под видом новой втюхают старую, но доведенную до визуальной кондиции, деталь. Как бы ни был сейчас огромен рынок новых деталей, старые нет-нет, да и появляются в продаже. Подшаманят, неоригинальные резинки воткнут, уайт-спиритом натрут для блеска, а то и вовсе из баллончика подкрасят, и вот уже старый амортизатор – как только что из коробки.

Но вот приемлемый сервис найден, что дальше? Обязательно согласовывайте ремонт и его стоимость до начала работ. Сверьте заявленную стоимость с прейскурантом на работы, он, как правило, есть у мастера-приемщика. Нередко случается, что заявленная цена и та, что есть в прейскуранте, утвержденном директором СТО, разнятся не в вашу пользу. К тому же классный специалист после диагностики точно знает, что нужно менять, сколько времени потратить и сколько это стоит с расходниками, если таковые потребуются. Задумчиво произнесенное «вскрытие покажет» должно насторожить сразу. Да, бывают случаи, когда неисправность трудно диагностировать, но это редкость. Так, один автолюбитель обращался не в один сервис для выявления непонятного стука при движении автомобиля. Уж что только сервисмены – полагаясь исключительно на свою «интуицию» - не предлагали поменять, начиная с подшипников и заканчивая рулевой рейкой, какие только страхи не нагоняли, если прямо сейчас не заняться ремонтом. Но автовладелец был несгибаем и ездил от сервиса к сервису, пока его автомобилю не поставили точный диагноз: в четвертом или пятом месте добросовестный мастер-приемщик, проехав на машине несколько метров, осмотрел колеса, и обнаружил, что к одному из них прилип кусок свежего асфальта, он-то этот непонятный стук и издавал. Так что, если вам начинают называть предположительную причину, лучше отправиться в другой сервис. Поверьте, это будет дешевле, даже если в первом «сервисе» вы оставите какую-то сумму за невнятную диагностику.

Перед тем как отдать машину в ремзону, обязательно проведите совместный с приемщиком внешний осмотр с указанием всех косметических дефектов. Потом будет меньше поводов для разбирательств насчет появившейся вмятины или царапины. Зная это, на хорошем сервисе уже заготовлены карты осмотра, в которые заносят все дефекты и комплектность автомобиля, а сами машины, прежде чем отправить в ремзону, обязательно моют.

По возможности не оставляйте машину в сервисе без присмотра. Конечно, если речь идет о капитальном ремонте двигателя или кузовном ремонте, сделать это практически невозможно - такие дела за один день не делаются. Но если замена той или иной детали будет проводиться полчаса-час, то имеет смысл не отсиживаться в комнате для посетителей, а напроситься в ремзону. Кстати, зная, что поедете на ремонт, лучше оденьтесь поскромнее, чтобы не вымазать дорогой костюм о стойку подъемника. Как правило, в сервисе, который старается работать открыто, присутствие в зоне ремонта не запрещается, либо зона ремонта от комнаты для посетителей огорожена панорамным стеклом, откуда видно, что с вашей машиной делают.

Впрочем, даже если вы сможете присутствовать при ремонте автомобиля, будьте начеку. Дело в том, что тот или иной ремонт можно делать по-разному, то есть с демонтажем узла или агрегата или же достаточно его вскрыть. Если вы знаете, что предстоит, к примеру, замена переднего сальника коленвала, то поинтересуйтесь заранее в Интернете, как эта процедура выполняется на вашем автомобиле. Ведь от того, нужно будет, к примеру, вскрывать поддон картера или же достаточно снять ремни и шкив коленвала, зависит, сколько вам насчитают работы. На некоторых машинах, чтобы снять тот самый поддон, нужно приподнимать двигатель с подушек над передней балкой, иначе не подлезть. Зная это, многие слесаря при отсутствии ажиотажной записи на день вашего обращения специально затягивают элементарные процедуры, тем самым накручивая объем работ, чтобы вытряхнуть из вас дополнительные деньги.

Нередки случаи, когда обозначенная в заказ-наряде работа - не что иное, как приписка. К примеру, написано, что вам заменили ту или иную деталь, а она на самом деле даже не трогалась. Не стесняйтесь все уточнить. В конце концов, вы платите за это деньги. Попросите показать установленную на вашу машину новую деталь, фирменную упаковку от нее, а также предъявить демонтированную. Нередко мастер говорит, что деталь находится снизу, а машину уже сняли с подъемника, и теперь ничего не увидеть. Настаивайте, чтобы ее вновь подняли для осмотра. Настаивайте даже в том случае, если все подъемники заняты. В общем-то, посмотреть, что поменяли, можно, ненадолго подняв машину в промежутке между ремонтом следующей машины. Если мастер юлит и всячески отговаривается, есть повод призадуматься. Обычно в хорошем сервисе снятые с машины детали укладывают в коробки от новых деталей и оставляют в багажнике.

Случается, что мастер настоятельно рекомендует поменять дорогостоящую деталь, хотя по факту она свой ресурс даже наполовину не отходила. Для чего это делается? Да для того, чтобы потом продать ее как б/у на тот автомобиль, где она действительно уже пришла в негодность. В итоге и новая деталь вам продана, и мало б/у пристроена. И не ведитесь на то, что слесарь демонстративно выбрасывает вашу «неисправную» деталь в бак с металлоломом. Психологически на клиента это действует сильно, вот только в этом баке все заранее подготовлено так, чтобы «хлам» приземлился без повреждений. Так что если уж меняете что-то на новое, то старое обязательно забирайте.

Кстати, в особенности это касается отработавших свое катализаторов. Знаете, почему их так охотно оставляют себе слесаря. Потому как за каждый старый каталитический нейтрализатор, в зависимости от модели, они в специализированных пунктах приема выручают от 1500 до 3000 рублей. Там из них в дальнейшем извлекают благородные металлы, которыми они буквально пропитаны. Теперь вспомните, сколько с вас взяли за врезанный вместо спекшегося катализатора пламегаситель. А если бы вы сами сдали старую деталь в пункт приема, пламегаситель обошелся бы как минимум вдвое дешевле. То-то...

Признайтесь, что при любом посещении автосервиса (что дилерского, что неофициального, что «гаражного»), вы подспудно ожидаете подвоха – как бы не «развели на деньги», не заставили как «последнего лоха», оплатить совершенно не нужные вам и вашей машине в данный момент работы и услуги. Что ж, опасения не напрасны…

Вне зоны риска

Но сначала успокоим владельцев гарантийных машин. Их, как правило, не обманывают. По крайней мере, на первых трех ТО: стоимость запчастей в этом случае оплачивает производитель и напрягаться с клиентом смысла нет. Вне зоны риска, как в один голос уверяли Kolesa.Ru эксперты, находятся… те самые пресловутые блондинки! Эти априори никогда никому не верят. Точнее, свято верят в то, что их вечно обманывают. «Париться» с ними приемщикам не выгодно: лишняя трата времени, нервов с почти всегда нулевым результатом.

Также недолюбливают в сервисах «просто женщин», которые сами заработали на свою «ласточку», а не приняли её в подарок от родителей и разного рода бой-френдов. Таких здесь вычисляют «на раз» по ухоженности машины, регулярности прохождения ТО. И еще хороший шанс уйти от «допов» имеют автовладельцы, коротко, четко и ясно излагающие причину своего визита на сервис и, если у них есть вопросы, столь же ясно и спокойно их формулирующие.И в обязательном порядке дополнительные «услуги» навяжут людям в дорогих костюмах и ботинках, с хорошими часами, с полным отсутствием свободного времени, которые все делают на бегу: авто сдают мастеру, бросив ключи; не глядя подписывают предложенные бумаги и небрежно цедят на прощание: «Вечером машинку заберу». Им, во-первых, изначально запишут лишнего в заказ-наряд, а затем в процессе работ «напоменяют» и «нарегулируют» как минимум в два раза больше запланированного. Впрочем, от последнего не застрахованы ни «блондинки», ни «ясномыслящие», ни «просто женщины», да и вообще никто! Но с этим можно успешно бороться.
Ремонт без согласования

При сдаче машины в ремонт, владелец подписывает документ, в котором указана итоговая сумма за необходимые работы. И любая дополнительная, любой выход за пределы оговоренной цены должны согласовываться с клиентом по телефону. А каждый такой разговор записывается. И если подобных бесед не было, но, возвращая авто, вам выкатят итоговую сумму, скажем, не в 10 000 оговоренных, а в 17 000 рублей, имеете полное право не оплачивать несогласованные работы. Хоть снимайте то, что поставили! Однако тут есть нюансы.

Во-первых, подписывая бумаги при сдаче машины, обратите внимание, содержится ли в них пункт об обязательном согласовании работ. Нет, и не хотят внести? Разворачивайтесь и уезжайте. И, во-вторых, «согласовательных» звонков не должно быть много. Точнее, всего один: «С вашей машиной такая-то проблема, сделать нужно то-то, стоит столько-то». Если же звонки следуют один за другим, а машина – изначально «не убитая», это должно насторожить. В лучшем случае вас действительно «разводят» на необязательные работы. В худшем – вы попали в лапы непрофессионалов...
Все свободны

Большой соблазн «поиграть с клиентом на деньги» возникает у сервисменов при наличии свободного времени. И если девочка на телефоне, выказывая полную доброжелательность, лояльность и стремление угодить, сообщает, что «все мастера свободны, приезжайте, когда хотите» – выберите другой сервис. Ведь будут или не будут «грузить» клиента дополнительными работами зависит, помимо прочего, от того, насколько у мастеров есть время этим заниматься. Потому что когда приезжает машина за машиной – особо не попрыгаешь, «лишнюю неисправность» не обнаружишь и не придумаешь – и так весь в мыле. Особенно если автовладелец предупреждает, что станет ждать авто в техцентре.

А коли человек оставил машину и уехал – уже можно чем-то позаниматься дополнительно. А если есть ночной сервис, так это вообще «гуляй, рванина»: все что угодно можно сделать! И проверить или опротестовать большинство выполненных работ практически невозможно («отмазка» железная – ну не могли же мы вас в половине третьего утра беспокоить!).
Знание – сила!

А вообще, при любой поломке, прежде чем обращаться в СТО, стоит прошерстить Интернет. Как правило, есть нюансы, о которых другие владельцы машин той или иной марки (особенно объединенные в клубы) прекрасно знают. Они и с приемщиком говорят иначе. Так что человека, впервые столкнувшегося с той или иной неполадкой, в сервисах видят издалека и начинают на нем «упражняться» по полной программе. Хотя проблема может выеденного яйца не стоить!

Характерный пример. Владельцы Honda Jazz в свое время сталкивались с проблемой сильных подергиваний машины при старте. Компьютер при подключении выдавал «ошибку датчика коленвала». Люди в массовом порядке покупали эти датчики, за какие-то безумные деньги его устанавливали, несмотря на то, что он никогда не ломается.
На самом же деле в моторе Джаза тех лет – 8 свечей и второй ряд катушек – «дожигающий». Он стоит слишком близко к моторному щиту, перегревается и со временем просто перестает работать. Ремонт нужен, конечно, не копеечный, но если вычесть из финальной суммы датчик коленвала, получится в несколько раз дешевле. А по времени процедура замены катушек занимает максимум 20 минут.

А чаще всего автовладельцев-незнаек большинства марок и моделей «догружают» чисткой и адаптацией дроссельной заслонки (требуется через 60 000 – 70 000 км пробега при активной езде и в интервале 40 000 – 50 000 при пассивной); промывкой радиатора (рекомендуют на слишком малом пробеге при том, что реально его нужно мыть раз в 2-3 года, даже если тополиный пух «выпадает» круглый год); заменой свечей (хотя периодичность плановой замены прописана в сервисной книжке); заменой сложноустанавливаемого топливного фильтра (если вас устраивает, как едет машина, а до плановой замены далеко – смело отказывайтесь); регулировочными работами, не предписанными при данном пробеге. Но что самое забавное, в ваших интересах в чём-то сознательно дать слабину и быть-таки «разведённым»!
Уроки дипломатии

Как считают консультанты Kolesa.Ru, на что-то из предложенных дополнительных работ всегда лучше согласиться. Чистая психология. Когда человек жестко настаивает: выполните только то, что положено, и ничего больше, приемщик делает вывод, что перед ним крохобор, с которым лучше не связываться. В итоге ему и плохо не сделают, но если реально нужно еще что-то подрегулировать – пройдут мимо.

Если же на что-то согласиться, то и положенные работы выполнят с душой, и «навязанную», и еще какую-то другую – реальную проблему решат, причем иногда – в подарок (пусть и маленький). Например, вы вычитали в Интернете, что с такой машиной, как у вас, на определенном пробеге случаются определенные неполадки. И мастер-приемщик рекомендует принять превентивные меры (хотя можно еще подождать) прямо сейчас. Почему бы не согласиться?
…И запомните: сервисов, где клиентов так или иначе не обманывают, – не бывает. Прежде чем куда-то ехать, почитайте отзывы коллег, уже посетивших ту или иную станцию. При этом имейте в виду, что хороших отзывов на порядок меньше негативных, – обычно пишут только про всякую гадость. Но в зависимости от того, как сотрудники СТО выходят из конфликтных ситуаций, можно делать определённые выводы. Например, если клиент всегда неправ и за все должен платить, это повод насторожиться.