Как вы понимаете смысл в самом деле этот пожар как бы разделил их. толик остался таким же мальчишкой как был а темка сразу стал взрослым

Сочинения по тексту В. Астафьева (о Белогрудке)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете » …

Лишь находясь в определённой грамматической форме, слова в предложении связываются друг с другом и выражают законченные мысли. Поэтому мы строим свои высказывания в соответствии с правилами грамматики – системы, которая включает морфологические категории и синтаксические конструкции языка. Так я понимаю высказывание Л. Успенского .

Проиллюстрировать мысль филолога можно примерами из текста Виктора Астафьева . Писатель рассказывает печальную историю куницы Белогрудки, потерявшей своих детёнышей и жестоко мстящей за это людям.

В предложении №2 форма прошедшего времени глагола «поселилась» указывает на то, что страшные события происходили в прошлом. Жители деревни извлекли урок из случившегося, стали вести себя по отношению к животным по-другому.

В предложении №42 говорится, что звери и птицы теперь «спокойно живут вблизи жилья». При этом форма настоящего времени глагола «живут» выражает мысль о том, что речь идёт уже о наших днях.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов! » …

Виктор Астафьев рассказывает о том, как поплатились люди за свою жестокость. Деревенские ребятишки погубили маленьких детёнышей куницы, и Белогрудка мстит, безжалостно истребляя домашнюю птицу. Люди усвоили этот урок и перестали обижать животных.

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» — это восклицание рассказчика выражает его желание сделать окружающий мир безопаснее для зверей и птиц. По мнению автора, люди должны относиться к животным так же бережно, как жители деревни, где до сих пор помнят историю несчастной куницы.

Братья наши меньшие нуждаются в сочувствии ничуть не меньше, чем человек. Белогрудка – мать, нежно любящая своё потомство. Об этом свидетельствуют предложения 4-5. Отобрать у куницы детёнышей – значит совершить кощунство.

Белогрудка тяжело переживает потерю кунят. Её горе не уступает человеческому: «Если бы она умела кричать – закричала бы» (предложение 16).

Итак, жестокое отношение к животным нельзя оправдать. Люди, не осознавшие этого, несут несчастья не только миру живой природы, но и самим себе.

15.3. Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.

К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.

Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением .

Вариант 10

Сочинения по тексту А. Лиханова (Толик и Тёмка)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных » …

И.А. Гончаров писал: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных ». Действительно, общаясь друг с другом, мы проявляем те или иные качества своего характера, особенности темперамента, уровень интеллекта. Речь – язык в действии – является важнейшим показателем внутренней сущности человека. Не случайно в художественных произведениях речевая характеристика стала одним из главных средств изображения персонажей.

Данную мысль можно проиллюстрировать примерами из текста Альберта Лиханова. Писатель рассказывает о страшном пожаре за городом.

Отец Толика не на шутку встревожен тем, что в горящей деревне остался ребёнок – Тёмка. Волнение мужчины настолько сильно, что говорить – а точнее, кричать – он может лишь отрывочными фразами. Психологическое состояние этого человека передают короткие неполные предложения: «Назад! Немедленно назад!»

Встревожен и Толик: ведь в огне может погибнуть его друг. Мальчик не может успокоиться даже тогда, когда опасность для Тёмки миновала. То, что чувствует Толик, доставая из-под Тёмкиной рубашки спасённых цыплят, передано при помощи риторического восклицания: «Что же ты наделал, юный натуралист!»

Итак, приведённые примеры подтверждают: «…язык есть образ всего внутреннего человека».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым » …

В тексте Альберта Лиханов а рассказывается о двух друзьях. Автор пишет, что пожар «разделил» их: «Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым ». Думаю, финальные фразы выражают мнение Толика, который восхищён отважным поступком товарища, спасшего от огня цыплят. В глазах друга Тёмка выглядит настоящим героем. Однако, на мой взгляд, уважения достойно поведение обоих мальчиков.

Тёмка поступил по-взрослому – взял на себя ответственность за судьбу беззащитных существ. Мальчика можно назвать героем : спасая цыплят, он рисковал жизнью. Эта мысль подтверждается в предложении №36.

Толик тоже ведёт себя как герой. Узнав о пожаре, мальчик, не раздумывая, бросился на помощь другу: «Он мчался, как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки». Однако Толик героем себя не считает и даже завидует своему «геройскому товарищу».

Итак, оба друга совершают смелые поступки, а скромность Толика лишь делает ему честь.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что восклицательный знак в письменной речи служит «носителем самых разнообразных чувств ».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак » …

Отец Таборки убил бездомную собаку, которую мальчик успел полюбить всей душой. Ребёнок потрясён. Вряд ли он когда-нибудь забудет об этом бесчеловечном деянии, хотя внешнее примирение с отцом, возможно, произойдёт. Директор интересуется, что Таборка будет делать, когда вырастет. Мальчик отвечает: «Я буду защищать собак». Он не станет таким жестоким, как отец, и, повзрослев, будет давать отпор всем, кто обижает животных. Думаю, именно в этом заключён смысл финальных фраз текста Юрия Яковлева .

Ответ директору характеризует Таборку как человека неравнодушного, способного на сочувствие и сострадание по отношению к животным. Он в полной мере осознаёт ответственность за собаку. Это подтверждается в предложении 7: мальчик, не желая оставлять четвероногого друга одного, на свой страх и риск берёт его с собой в школу. А в предложениях 41-44 рассказывается о том, с какой любовью ребёнок заботился о собаке: постоянно думал о ней, подкармливал.

Итак, в финальной фразе Таборки чувствуется решимость и твёрдость. И став взрослым, он, несомненно, будет бороться с жестокостью и бесчеловечностью.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечностью можно назвать способность к сочувствию и состраданию. Это одно из лучших качеств характера. Тот, кто принимает близко к сердцу чужое горе, достоин уважения .

В тексте Юрия Яковлева человечность проявляет Таборка. Он заботится о бездомной собаке, сочувствуя ей всей душой. «Я не мог выгнать собаку, — говорит мальчик. – Её один раз уже выгоняли».

Недавно в одной из телепередач рассказывали о добровольцах, организовавших бесплатный приют для брошенных хозяевами животных. Люди по велению сердца спасают бездомных собак и кошек от голода, холода и болезней. Это тоже проявление человечности.

Сочувствуя другим, мы боремся со злом и несправедливостью. Человечность – одно из тех качеств, которые помогают нам сделать мир добрее.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

В тексте по А. Лиханову мальчик Толик бежит в соседнюю деревню, чтобы спасти своего младшего товарища, узнав, что там случился пожар. Его товарища звали Темка, и хотя он был младше Толика, но во время пожара проявил настоящую смелость и человечность, спасая от огня маленьких беспомощных цыплят. Когда Толик увидел Темку, прячущего цыплят за свою рубаху, он был поражен его геройским поступком. Темка рисковал собственной жизнью, спасая этих цыплят. Когда Толик кричал ему: «Ложись!», Темка не мог этого сделать, потому что у него за пазухой были цыплята (45, 46,47).

Финал текста дает понять читателям, что именно в сложных жизненных ситуациях открывается истинное лицо человека. Темка мог не на словах, а на деле доказать то, что он Человек с большой буквы, способный спасти других ценой собственной жизни. Несмотря на свою юный возраст, он повел себя как взрослый и смелый человек, смог победить свой страх. Этот пожар заставил Толика задуматься, смог бы он поступить также, как Толик: «Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?». Таким образом, финал текста показывает читателям, что Толик изменил свое отношение к Темке после пожара, он понял, что этот маленький мальчик способен на взрослые и геройские поступки. А вот сам Толик сомневался, смог ли бы он поступить так же, поэтому этот пожар и разделил их на взрослого и мальчишку (52, 53).

объясните как вы понимаете смысл предложения из текста трусы только бояться! кто делает дурное-боится. привести два аргумента из прочитанного текста

подтверждающие ваши рассуждения. вот сам текст: - Няня, где Жучка? - спрашивает Тёма. - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод. - И, помолчав, прибавляет: - хоть бы убил сперва, а то так, живьём… Весь день, говорят, визжала сердечная… - Кто бросил? - спрашивает Тёма. - Да ведь кто? Разве скажет! Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка, среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку какой-то длинной петлёй. Но Жучка всё обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал верёвку к столбу и, держась за эту верёвку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уж добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули, и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения. Вид заброшенного, пустынно торчавшего старого колодца, среди глухой, поросшей только высокой травой, местности, близость цели, Жучка - отвлекли его от мертвецов. Он снова оживился и, подбежав к отверстию колодца, вполголоса позвал: - Жучка, Жучка! Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала. - Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу, - кричал он ей, точно она понимала его. Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться исполнением обещания. - Сейчас, Жучка, сейчас, - ответил ей Тёма и принялся, с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой, выполнять свой сон. Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда. Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты. Тёма, наклонившись, стал вглядываться. Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его мраке и, наконец, на трёхсаженной глубине осветил дно. Терять времени было нельзя. От страха, хватит ли у Жучки силы дождаться, пока он всё приготовит, у Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил назад фонарь, а чтобы Жучка не подумала, очутившись опять в темноте, что он её бросил, Тёма во всё время приготовления кричал: - Жучка, Жучка, я здесь! И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. Наконец, всё было готово. При помощи вожжей, фонарь и два шеста с перекладинкой внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодезь. Он привязывает вожжу к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодезь. Он сознаёт только одно, что времени терять нельзя ни секунды. Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми лёгкими воздух колодца, рвётся вперёд и, чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы. Тёма поднимает голову, смотрит вверх в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. Страх охватывает его. - Не надо бояться, не надо бояться! - говорит он дрожащим от ужаса голосом. - Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама, и папа за это похвалят, Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «Жизнь будто соверши ла круг...» (2 аргумента из текста)

Дед, не раздеваясь, прошел к письменному столу, развер нул полотенце и достал принесенную картину.- Ты взгляни, взгляни. Елена!.. Какая неожиданная удача... Бабушка Колкина отдала нам картину. Чудная, ми лая, восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря, ред костные люди нас окружают, Елена!..И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблю дая за выражением её лица.- Ну, как она тебе?.. Правда, хороша?- Девчонка вроде меня, ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. Посмотрел на картину. Потом на Ленку...-Елена! - закричал он так, что она вздрогнула. - Ты просто её копия, двойник... Самый настоящий... Тот же цвет глаз... Рот...-Рот до ушей, хоть завязочки пришей, - с грустью сказала Ленка. - Может, ее тоже так дразнили... Тогда не я первая.- Вот именно, - обрадовался Николай Николаевич. -Ну, улыбнись, улыбнись!.. Улыбка многое говорит о че ловеке, а ты замечательно улыбаешься!Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.- Как же я сразу не догадался. Столько лет смотрел на неё - и не догадался. Это же последняя работа прапрадеда.Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:- Елена... Возможно... Нет, я уверен в этом... Девчонка - сестра моего деда, баба Маша.Мария Нико лаевна. Знаменитая особа. Жертвенница. Святая душа.Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. Но как прожила!Она основала женскую гимназию. А все первые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. Говорят, они ей во всем подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жили. Какие были люди! Какие были особенные люди! Всё делали не ради славы, а для людской пользы.Я её хорошо помню. Она жила в твоей комнатке...Николай Николаевич бегал по комнате.- Боже мой! - продолжал бушевать он. - Как ты уди вительно на неё похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг... (По В. Железникову)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал

жить отец, который давно погиб на войне».

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.
(2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(З)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как
она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали
наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.
(8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
- (Ю)Смотри, это твой от ец. ..
(11)Почему она так сказала? (12)3ачем? (13)Может быть, случайно или
потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был
очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у
них дома.
(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и
в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и
нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты
уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как
падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал
чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда
не хватало. " »
(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.
(22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» - кричал он отцу.
(23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот
упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только
отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
- (26)Стой, не п р о й д ёшь! - крикнул отец и бросил грана ту. (27)В
этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

- (28)Это мой о т е ц! (29)Вы в и д е л и? (ЗО)Это моего отца убили... -
закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать
ему правду:
- (32)Да это не твой отец. (ЗЗ)Что ты голосишь? (34)Это артист.
(35)Не веришь - спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его
горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли
слёзы.
- (38)Пойдём, сынок, пойдём. {39)Это был твой отец, - тихо сказала она
и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он
понял, что значит - потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он
посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что
ма ть не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно
погиб на войне.

Два взгляда на один вопрос… Сочинения учеников Светланы Николаевны Мищенко. .

Сочинение 1.

“В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым”, – так заканчивает текст А. Лиханов. Эти слова я понимаю так. Толик после пожара остался таким же чувствительным мальчиком, готовым спасти из горящего дома своего друга, А Тёмка, спасая цыплят, проявил себя сдержанным и терпеливым – взрослым. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.

Например, в предложениях 12-14

мы видим, как Толик переживает за друга и “несётся сломя голову на пожар”, но после предложения 48-49. Толик плачет и кричит на Тёмку, переживая за него. Это показывает нам, что он ещё не может сдерживать свои эмоции, как взрослый человек.

Тёмка же проявил себя сдержанно. Даже когда горящая ветка упала ему на спину предложение 38. , он не закричал, а продолжил спасать цыплят. Они были у него в рубашке, и он не ложится на носилки, чтобы не раздавить их предложения 44-46. . В этом моменте мы видим, что Тёмка проявил себя терпеливым и почувствовал ответственность за жизнь цыплят, как взрослый человек.

Итак, перед нами два

мальчика: эмоциональный Толик, который готов спасти своего товарища, и сдержанный Тёмка, который проявил себя по-взрослому. Анализируя эту ситуацию, я думаю, что взрослеют люди не по годам. Кто-то может остаться эмоциональным, не умеющим владеть собою, как Толик, а кто-то стать сдержанным, взрослым, как Тёмка. 213 слов. .

Александров Антон.

Сочинение 2.

Текст А. Лиханова заканчивается такими словами: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым”. Я понимаю эту фразу так: один из ребят повёл себя на пожаре как настоящий взрослый, тем самым выгодно отличившись в глазах другого. Докажем это.

Действительно, поведение Тёмы на пожаре без преувеличения можно назвать взрослым. Рискуя своей жизнью, он он спасал жизнь “братьев наших меньших” – маленьких цыплят, которые не могли спастись сами. Тем самым он проявил мужество и самоотверженность – одни из самых главных качеств взрослого человека.

Хотя Толик и поступил храбро, кинувшись спасать своего друга, вместе с тем он поступил глупо. Конечно же, один он не мог бы спасти Артёма и только зря рисковал, ведь вместе с ним рядом бежал отец, у которого бы точно хватило сил вытащить Тёмку из пожара. А помощь Толи могла потребоваться в другом месте, наприме, носить из колодца воду для тушения пожара. Ведь есть ещё одна черта характера, необходимая для взрослого человека, – рассудительность.

После того как все были спасены, Толик рассуждал о том, Смог бы он так же, как Артём, рискуя собственной жизнью, спасать животных. И, видимо, пришёл к выводу, что нет, не смог бы, из-за чего и завидовал храброму Тёмке, из-за чего как бы и разделил их в возрасте этот страшный пожар. 216 слов. .


Другие работы по этой теме:

  1. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Темка...
  2. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.”. “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.” – такими...
  3. “Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! – И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: – А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок”, –...
  4. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии “Жизнь замечательных людей”. “Если...

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

- (5)Что это? - спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

- (6)Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своём.

- (7)Что горит?

- (8)Как будто выселенная деревня за городом.

- (9)Что? - вскинулся Толик. - (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки , просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

- (21)Там мальчик! - кричал отец. - (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

- (28)Назад! - крикнул отец. - (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху - он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! - говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

- (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

* (род. в 1935 г.) - писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стремилось» (предложение 19).

1) настойчиво добивалось чего-либо

2) старалось пробиться сквозь что-либо

3) быстро двигалось, направлялось куда-либо

4) порывалось сделать что-либо

А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёткиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НИЗКО происходит оглушение согласного.

2) В слове БЕШЕНЫЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове СТРЕМИТЕЛЬНО мягкость согласного [л"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове РАЗЪЕДАЛ количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) побежал 2) метали 3) выскочил 4) хватал

А6 В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая

А7 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением):

1) деревянные 2) огненные 3) бешеное 4) выселенная

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_____________________________________________

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Ответ:_____________________________________________

В4 Среди предложений 50-53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме1, своему геройскому товарищу2, и глядел на него уважительно3, будто на взрослого.

В самом деле4, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой5, как был6, а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ:_____________________________________________

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 50 . Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так/1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный/2) не думая ни о чём/3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень/4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ:_____________________________________________

В8 Среди предложений 23-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В9 Среди предложений 36-39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Проверка и оценивание задания С1

№ абзаца

Микротема

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Проверка и оценивание заданий А и В

№ задания

ответы

(очень) быстро

<или> стремительно

ветка тополя

стало страшно