Какие музыкальные произведения посвящены святым. Христианская музыка: от ангелов до рокеров

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути.

Тема урока: «Святые земли русской. Князь Владимир и Княгиня Ольга»

Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

К лику святых причисляются люди, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в различных жизненных ситуациях остаться верными Христу.

Правителями Русской земли, в период её крещения, являлись Князь Владимир и Княгиня Ольга. Крещение Руси – событие, определившее судьбу не только русского народа, но и всей Восточной Европы. Принятие христианства повышало престиж Древнерусского государства и авторитет его правителей, содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры, искусства. Введение на Руси православного христианства в качестве государственной религии было начато в 988.

Княгиня Ольга Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Князь Владимир Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Владимир проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать ». Царевна Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь ». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир».

Владимир после крещения еще более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, но всего более старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы - хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках.

Крещение Владимира I Святославовича, его жены и народа. К середине IX века окружающие Русь страны уже приняли одну из мировых религий. Почти все крупные государства Европы стали христианскими: одни по римскому, другие по византийскому образцу.

Крещение княгини Ольги. В 957 году принять православную веру решила княгиня Ольга. Обряд крещения происходил в храме святой Софии. Княгиня Ольга приняла в крещении имя Елена.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге

Сравни мелодии молитвы «Богородице Дево, радуйся» и Величания. Что роднит их между собой?

Тропарь князю Владимиру Гимн князю Влладимиру Сравни эти мелодии между собой

Выбор веры. Князь Владимир, расширявший пределы своей державы силовыми методами, приобрёл немало врагов среди соседних государств. Перед ним встала проблема поиска союзников. Эта проблема решалась путём принятия той или иной веры. После долгих раздумий Владимир решил пойти по пути, который наметила княгиня Ольга.

Мирное распространение православия. Владимир принялся к введению православия по всей Руси. Прежде всего князь приказал истреблять языческие жертвенники и сокрушать идолов. По всей стране развернулось строительство храмов. Христианизации Руси способствовало введение православных культурных традиций.

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» Л. Н. Гумилёв.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира.

Крещение Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе

Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кудымкара

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Святые земли русской»

Разработала:

учитель музыки

Распопова Наталья

Геннадьевна


Преподобный Сергий Радонежски й

Народные

песнопения


Преподобный Сергий Радонежский - это имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека. Преподобными называли людей особенных, которые прожили жизнь в вере и сильной любви к Богу, были честными, справедливыми, добрыми и милосердными. Эти люди как бы подобны Богу. Жизнь Сергия Радонежского полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви.


Родился Сергий Радонежский в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Современные ученые называют дату его рождения 3 мая 1314 год. В возрасте 7 лет его отдали обучаться грамоте в церковной школе. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась, он отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и он стал горячо молиться Богу, чтобы Он помог ему.



Около 1328 году Варфоломей вместе с семьей переехал в город Радонеж.

После смерти родителе Варфоломей ушел и принялся строить церковь в лесу. Почти два года он жил один в лесу. Оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия .

К нему часто приходил дикий медведь, и Сергий Радонежский делился с ним последним куском хлеба. Зверь не трогал его, это было настоящее чудо.



Преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

За смирение, молитву и доброту Бог наделил Сергия Радонежского даром творить чудеса. Когда у монахов кончилась вода, он помолился Богу, и в лесу забил святой источник. С помощью воды из этого источника люди стали исцеляться от своих болезней.


Слава про Радонежского чудотворца облетела всю землю. Церковь, которую строил Сергий, превратилась со временем в огромный монастырь-крепость. Сейчас он называется Троице-Сергиева Лавра.

За всю его биографию было совершено множество чудес, исцелений. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.


В.О. Ключевский

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Он отвращал молитвой беды

И в грозный час у Бога сил

Дар силы, славы и победы

Стране любимой испросил.

Толпы несчетные народа

К святыням дивным на поклон

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон.


(1857-1858).

Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) хорал Те Deum для хора, дисканта соло и органа (1934), оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллада «Авраам и Исаак» (1955), оперы: «Ноев потоп» (1958), «Пещное действо» (основана на одном из эпизодов Ветхого Завета, 1966), «Блудный сын» (1968), для хора мальчиков и оркестра «Крестовый поход детей» (1969), кантаты: «Младенец родился нам» (на тексты старинных рождественских песнопений, 1933), «Гимн св. Цецилии» (1942), для дискантов и арфы «Венок колядок» (1942), «Св. Николай» (1948),«Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (по притче о добром самаритянине, 1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» для хора мальчиков и органа(1959).

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), « Stabat Mater » (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809)оратории: «Сотворение мира» (1798), «Семь слов Христа на Кресте» (1794), « Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова Генделя по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, - ), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), Оратория на случай » (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705 ); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский» (1913).

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть и жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

Клод Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (1906).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926)кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных сочинений и переложений.

Луиджи Керубини (1760-1842) кантата «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

Золтан Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923) , Budavari Te Deum (1936) , Missa brevis (1944) , Adventi evek (1963).

Ференц Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», « Stabat Mater » (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

Жюль Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам Г. Флобера, 1881), Мария Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

Джакомо Мейербер (1791–1864) опера «Обет Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater , Miserere , Те Deum , псалмы.

Феликс Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

Оливье Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение Господа Нашего» (1969), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для фортепиано «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

Клаудио Монтеверди (1567-1643)опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся Давид» (1785), 16 церковных сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра из еврейских мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

Артюр Онеггер (1892-1955)оратории «Царь Давид» (1921) и «Жанна д’Арк на костре» (1935), опера «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая» симфония (1946), балет «Песнь Песней» (1938).

Джованни Палестрина (1525-1594) « Stabat Mater » (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

Кшиштоф Пендерецкий (1933)« Stabat Mater » (1962); «Потерянный рай» (1978) - священное представление в двух актах по мотивам поэмы Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974) ; Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

Джованни Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько псалмов и мотетов.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

Франсис Пуленк (1899-1963) « Stabat Mater » (1950).

Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), « Stabat Mater » (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)«Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907); увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

Джоакино Россини (1792-1868) «Stabat Mater» (1842), опера «Моисей в Египте» (1818), Маленькая торжественная месса (1868).

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай» (на текст Мильтона, 1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869), «Моисей» (1892), «Христос» (1893), оперы «Маккавеи» (1875) и «Демон» (1875), библейская сцена в 5 картинах - «Суламит» (1901).

Камиль Сен-Санс (1835-1921) оратории: «Потоп» (1874), «Обетованная земля» (1913), «Рождественская оратория» (1858), опера «Самсон и Далила» (1867-1877).

Александр Николаевич Серов (1820-1871) опера «Юдифь » (1861-1862), кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

Алессандро Скарлатти (1660-1725) Месса св. Цецилии (1721), Stabat Mater, два «Miserere», оратории «Седекия, царь Иерусалимский», «Грех, Раскаяние и Милость».

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра « Священное песнопение во славу имени св. Марка» (на текст из Нового и Ветхого Завета, 1956); «Плач пророка Иеремии» (на латинский текст из Ветхого Завета, 1958); кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961); «Заупокойные песнопения» (на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966); для хора и оркестра « Симфония псалмов» (на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948); «Вавилон» (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944); для хора и камерно-инструментального ансамбля «М есса» (для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, 1948); «Отче наш» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926); «Верую» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949); «Богородице Дево, радуйся» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949); для голоса с оркестром « Авраам и Исаак» (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963), музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп» (текст составлен на основании Ветхого Завета, 1961). балет «Иродиада» (1944), вокальный цикл «Житие Девы Марии» (1923; на стих. Р.М.Рильке), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (1945).

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881).

Арнольд Шёнберг (1874-1951)опера «Моисей и Аарон» (1930-1932), оратория для солистов, хора и оркестра «Лестница Иакова» (1917-1922).

Рихард Штраус (1864-1949) опера «Саломея » (1905), балет «Легенда об Иосифе» (1914).

Франц Шуберт (1797–1828) оратория «Лазарь» (1820), « Stabat Mater » (1815), Немецкий реквием» (1826), 6 месс.

Генрих Шютц (1585-1672) «Псалмы Давида» (1619), Оратория о Пасхе (1623), «Священные песнопения» (1625), «Рождественская оратория» (1660), «Семь слов Иисуса Христа на кресте» (1657), Страсти от Луки (1666), Страсти от Матфея (1666), Страсти от Иоанна (1666).

Класс: 4

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.

Задачи урока: Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода , как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.

Вид урока: Урок-открытие.

Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.

Технические средства: Аудикасеты со следующим материалом:

«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1)

2. Повторение

Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.

/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./

Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?

Ученики: Гимн РФ

Учитель: Чем является гимн для нашей Родины?

Ученики: Главной песней (сл.2)

Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?

Ученики: В торжественных случаях.

Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?

Ученики: В церкви.

Учитель: Кому посвящено это произведение?

Ученики: Оно посвящено всем святым.

Учитель: Как называется это духовное песнопение?

Ученики: Песнопение называется «Стихира»

Учитель: Почему это песнопение так называется?

Ученики: Оно написано в стихотворной форме.

Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?

Ученики: Третья

Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»

(сл.4) /Демонстрация иконы/

3. Новый материал

Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6) Александр Невский, (сл.7,8) Сергий Радонежский, (сл.9) княгиня Ольга, (сл.10,11) князь Владимир.

/(сл.12) На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13)

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14) Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.

Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/

Учитель: О каком чуде идет речь?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

Ребята, куда отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?

Ученики: Гусли (сл.13)

/воспроизведение былинных наигрышей/

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (сл.16). Попробуем дать описание его внешности.

/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)

(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/

Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.

Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй.

/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/

Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению

Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/.

Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (сл.22).

4. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?

Ученики: Понравился.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23)

/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./

5. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте учебники на странице 29.

(сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24).

Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?

Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.

Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?

Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.

Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?

Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.

Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»

6. Домашнее задание

Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки

«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»

Прощание

Учитель: Ребята, до свиданья!

Ученики: Учитель, до свиданья!