Какие здоровьесберегающие технологии используются в доу. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении, их характеристика

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА»

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

·медико-профилактические;

·физкультурно-оздоровительные;

·технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

·валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Технологии профилактики заболеваний,

Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

Коррекция возникающих функциональных отклонений,

Отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

Реабилитация соматического состояния здоровья,

Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

Санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!
  1. Программа «от рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы; «Мозаика-Синтез», Москва, 2014г.
  2. Справочник «Охрана здоровья дошкольников» составитель И.Ахметзянов; «Сфера», Москва, 2007
  3. «Школа здорового человека» Г.Кулик; «Сфера», Москва, 2010
  4. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», «Сфера», Москва, 2010
  5. «Я и мое тело» (программа занятий, упражнений, дидактические игры) С.Шукшина, «Школьная пресса», 2009
  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада» Л.Кочеткова, «Сфера», Москва, 2005
  7. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века» Ю.Антонов4 «Аркти», 2003
  8. «В стране здоровья» (программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников) В.Лободин; «Мозаика-Синтез»,Москва,2011
  9. «Зеленый огонек здоровья» М.Картушина, «Детство-пресс», С-Петербург, 2004
  10. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Т.Карепова, «Учитель» , Волгоград, 2011
  11. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  12. «Праздники здоровья для детей 4-5 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  13. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  14. «Беседы о здоровье» Т.Шорыгина «Сфера», Москва,2010

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в физкультурном зале

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы

Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах

Различные варианты проведения

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Образовательная деятельность по физической культуре

3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст - 15 - 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст - 25-30 мин.

Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Информация для детей по теме

« Здоровье»

Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач

Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития

Усидчивым - заниматься с перерывом. Посидели час за рисованием или чтением - разомнитесь, посмотрите вдаль.

Старательным - не сгибаться от долгого сидения. И зрение испортите, и никогда не будете стройными и подтянутыми. Постарайтесь выработать добрую привычку сидеть прямо.

Лежебокам - Не рисовать и не читать книгу лежа. При этом условии трудно выдержать необходимое расстояние и удержать книгу или рисунок в правильном положении.

Книголюбам . Любовь к книге нередко вытесняет занятия физкультурой и спортом. Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащенной кислородом.

Общие правила для всех.

Окно - источник света. Чем чище оно вымыто, тем меньше устают глаза.

Большую роль играет правильный режим дня.

Не увлекайтесь передачами по телевизору.

Оставьте время на встречу с друзьями, игр на свежем воздухе.

Источники света при работе должны находиться слева от вас.

Загадаем детям:

От пылинки, от соринки оба братца плачут.

Вы смогли бы догадаться, что это за братцы?(глаза)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами закрываются. (глаза)

Физкультура для глаз

Этот комплекс разработали профессор- офтальмолог

Э.С. Аветисов, кандидат медицины Е.И.Ливадо.

1.«Сова» . Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

2. «Бабочка» . Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.

3 . «Массаж» . Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение одной минуты.

Желательно проделывать этот комплекс упражнений по нескольку раз в день после зрительной работой и после неё. Освоив данную методику, вы не только поможете ребенку, но и сами укрепите свое зрение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Есть ли критические периоды, когда зрение может ухудшиться?

Зрение может упасть не только из-за повышенной нагрузки на глаза, но и после вирусных заболеваний

Их два: когда ребенок превращается в подростка (8-14 лет). В эти годы зрительная нагрузка резко увеличивается, а если к тому же кто-то из родителей носит очки, шансы на снижение зрения заметно возрастают. И второй период - 40-45 лет. Разменяв пятый десяток, человек с нормальным зрением начинает хуже видеть вблизи. К сожалению, к офтальмологу «возрастные» пациенты обычно приходят тогда, когда расстояние для чтения книги становится длиннее руки. Лучше это делать раньше.

- Не вредны ли для зрения физические нагрузки?

Спорт и работа на даче полезны при любых болезнях глаз, кроме прогрессирующей миопии и в послеоперационном периоде. Во-первых, благодаря объемным пространствам. Большие залы — лучшая профилактика прогрессирующей близорукости, особенно у детей. Глаз полностью расслабляется, если человек смотрит на предметы с расстояния не меньше 5 метров. В замкнутом пространстве с маленькой кубатурой аккомодационная мышца напрягается, и миопия прогрессирует. Особенно полезны для зрения занятия баскетболом, теннисом, волейболом — видами спорта, в которых есть движущиеся предметы. Наблюдение за передвижением мяча — своеобразный массаж, гимнастика для глазной мышцы.

- Можно ли поспорить с «близорукими» генами?

Вместо спора с генами лучше изменить свое отношение к этой проблеме. Тем более, что очки или линзы могут ее полностью решить. Миопия слабой и средней степеней без осложнений — это не дефект, а... большая польза. Вся взрослая жизнь - это зрительная работа на близких расстояниях. А близорукий видит вблизи на 200%! Такова компенсаторная реакция организма. Самые искусные микрохирурги и ювелиры - это как раз обладатели невысокой степени миопии.

- От чего в первую очередь страдает зрение?

Смотреть телевизор лежа можно только на высоких подушках, еще лучше смотреть сидя или стоя

Главный фактор риска - работа с предметами на близком расстоянии. В этом случае внутриглазная мышца не справляется со зрительной нагрузкой, спазмируется, и развивается слабая степень близорукости. Иногда временную потерю зрения провоцирует стресс: ребенок нервничает и замечает, что перед глазами все потемнело. Хронический стресс приводит к дистрофии сетчатки и грозному необратимому заболеванию - кератоконусу. Но, пожалуй, один из главных врагов глаз - компьютер.

- Как правильно смотреть телевизор?

Сидя или стоя. Если очень хочется прилечь перед экраном, то на максимально высокую подушку. Расстояние от глаз до телевизора должно составлять не меньше 4 метров. Вечером лучше всего включить боковой свет (светильник или ночник), нейтрализующий голубой свет экрана. Оптимально, если телевизор стоит напротив ребенка, а не висит где-нибудь под потолком.

- Как связаны болезни кожи и здоровье глаз?

Слизистая оболочка глаза соединяется с кожей. Через него дерматологические болезни, например, грибковые, могут переходить на конъюнктиву (наружную оболочку глаза). Существует даже педикулез ресниц! Самая распространенная неприятность в последнее время — демодекоз. Заболевание провоцирует клещ демодекс, который перебирается с поверхности кожи в луковицу ресницы, делает веки красными и воспаленными. Демодекс живет на коже у каждого, и до тех пор, пока иммунитет человека силен, никак себя не проявляет. Но стоит промерзнуть или перенервничать - и клещ переходит в атаку. Частые спутники демодекоза - болезни желудка: гастрит, холецистит, панкреатит. Лечение обычно проходит в три этапа: сначала специальными мазями лечится кожа, потом глаза. Заключительный этап - криообдувание век холодным воздухом (-170°С).

- Какие болезни могут спровоцировать снижение зрения?

Иногда зрение может упасть после инфекционных, вирусных, ревматических заболеваний (гриппа, кори, скарлатины). Нередко временные нарушения после болезни (особенно у детей) перерастают в постоянные из-за обычной лени - родители не показывают ребенка вовремя окулисту. Есть специальный календарь посещений офтальмолога. Первый раз он смотрит ребенка еще в роддоме сразу после рождения, второй - в 3 месяца перед прививками, третий раз - в год (в темной комнате доктор ищет у малыша нарушения аккомодации). Впервые зрение проверяют в три года: в этом возрасте в норме оно не превышает 60-70%. Плюс обязательный осмотр перед школой. Если соблюдать календарь, любые отклонения и болезни можно предупредить.

- Опасен ли для глаз ультрафиолет?

Правило номер один - никогда не разрешайте ребенку смотреть на яркое солнце. Оптическая сила глаза фокусирует лучи, и через 6 секунд смотрения это может привести к ожогу центральной его части.

- Как снять усталость глаз?

Хорошо снимает усталость, воспаления и аллергию простой рецепт: смесь из 1 чайной ложки череды и 1 чайной ложки ромашки заливается 200 г воды, кипятится в течение 15 минут, настаивается, процеживается. Отвар закапывают в оба глаза. Улучшить кровоснабжение глаз и дать им отдых можно еще проще: вафельное полотенце опустить в горячую воду, выкрутить и положить на закрытые глаза. Тепловой компресс нужно делать в течение месяца 10 дней подряд. И тогда усталость как рукой снимет.

Шпаргалка для мамы

Астигматизм — недостаток светопреломления глаза, связанный с нарушением кривизны роговицы или хрусталика. Спутник астигматизма — нечеткое изображение.

Близорукость (или миопия) — недостаток преломляющей способности глаза, из-за которого фокус образуется не на самой сетчатке (как положено), а впереди ее. Близорукий хорошо видит вблизи и плохо — на расстоянии.

Глаукома — глазное заболевание, связанное с повреждением зрительного нерва и с повышением внутриглазного давления.

Дальнозоркость — когда глаза обладают недостаточной преломляющей способность, из-за которой фокус оказывается позади сетчатки. Дальнозоркий хорошо видит вдали и плохо — вблизи.

Диоптрия — единица оптической силы.

Катаракта — помутнение хрусталика, препятствующее прохождению лучей света в глаз и снижающее остроту зрения.

Радужка — кольцевая мышечная диафрагма с пигментом, определяющим цвет глаз.

Суперзрение — способность человека видеть на 200, 300 и даже 400%.

Хрусталик — прозрачное эластичное выпуклое образование, обеспечивающее тонкое фокусирование лучей света на сетчатке. Изменения формы хрусталика дает четкость изображения вдали и вблизи.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛЬМИНГ»

Это упражнение считается универсальным, так как помогает снимать ни только зрительное, но и общее эмоциональное напряжение. Методика выполнения: ладони рук растираем, друг о друга, пока не станут горячими;сложить ладони крест на крест;локти поставить на стол и закрыть ладонями глаза;предложить детям представить что - то приятное или рассказать им, так чтобы они представили (о хорошей погоде за окном, о пляже или катании с горки зимой и т.д.);открыть глаза.

ТРЕНАЖЕР «ЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕТКИ» 1 ВАРИАНТ

Работа с расположенными на стенах кабинета карточками На карточках могут быть изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в группе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

ТРЕНАЖЕР «ЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕТКИ» 2 ВАРИАНТ

В четырёх углах группы фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все дети принимают положение свободного состояния. По команде педагога 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом дети совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос педагога. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

ТРЕНАЖЕР «МЕТКА НА СТЕКЛЕ»

На оконном стекле, на уровне глаз детей (на окне можно расположит несколько меток на разном уроне) укрепите или нарисуйте круглую метку диаметром 3-5 мм, желательно черного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-нибудь постоянный предмет для фиксации взора (дом, дерево и т.д.)

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Детям предлагается встать на расстоянии 30-35 см. от окна и смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. Первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

(зрительная гимнастика)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ «ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТКА»

Направленность упражнений: Улучшение и сохранение зрения. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИЁМОВ САМОМАССАЖА ГЛАЗ (ПОДУШЕЧКАМИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ ПАЛЬЦЕВ ОБЕИХ РУК)

ПРИБЛИЖЕНИЕ И ОТДАЛЕНИЕ ЛАДОНИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИПРИБЛИЖЕНИЕ И ОТДАЛЕНИЕ ЛАДОНИ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОКОЛОГАЗНЫХ МЫШЦ.(ДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС)

Повороты глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональным траекториям (направлениям).

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ТОЛЬКО С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

Повороты глазного яблока по горизонтали, по вертикали по диагонали.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВОРОТОВ ГЛАЗ ПО ЧАСОВОЙ И ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ - С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВОРОТОВ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТ-ОБЪЕКТА (ФЛАЖОК, РУЧКА, КАРАНДАШ).

ПРИБЛИЖАЯ И ОТДАЛЯЯ ФЛАЖОК ОТ НОСА, СЛЕДИТЬ ЗА НИМ ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

Комплекс упражнений

по профилактике плоскостопия

1.»Замочки»

И.П.Ходьба по залу, руки на поясе

В.: Сгибание пальцев ног кулачки на ножках, кулачки на поясе.

2.И.П.тоже

В.: Правая нога на носке, левая нога на пятке, разное положение рук на 5 счетов, на 6 счет меняем ноги.

3.И.П.тоже

В.: Ходьба на носках высоко поднимая колено поочередно правая, левая нога.

4.И.П.Ходьба по залу

В.: Ходьба на носках поочередно сгибая правую, левую ногу назад.

5.В.: Ходьба на пятках высоко поднимая колено вперед поочередно правая, левая нога.

6.»Солдаты»

В.: Ходьба на пятках поочередно поднимая прямую ногу вперед.

7.И.П.Основная стойка, руки на поясе.

В.: Перекаты стоп с пятки на носки (одновременно и поочередно) от 6-12 раз

8.»Цветок»

И.П.Сидя на полу ноги вместе опора на руках сзади

В.: Одновременно раскрываем носки стопы в сторону, пятки вместе распустился цветок и обратно закрылся бутон.

9.И.П.тоже

В.: поочередное опускание пальцев стоп в пол и на себя, как плещется хвост у рыбы.

10.»Дворники»

И.П. -сидя, ноги выпрямлены и разведены на ширене плеч,руки сзади в упоре, носки на себя.

1-2-носки в одну сторону

3-4-носки в другую сторону

11.»Гусеница» (снять носки)

Сначала одной ногой, потом другой и двумя вместе (2-3 раза)

12.»Утка крякает»

И.П.- сидя, ноги согнуты в коленях, руки сзади в упоре

1-2- отрывая пятки от пола, развести их в стороны («клюв открылся»)

3-4-и.п. 6-8 раз

13.»Утята»

И.П.- сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади

В.- ходьба на месте, не отрывая носков от пола 6-8 раз

Использование мелких игрушек из киндера работают только пальцы ног переложить игрушки в свободный обруч.

Комплекс упражнений по профилактике осанки

1. «Лодочка»

И.П.- Лежа на животе, руки выпрямлены.

1-6- оторвать руки, ноги, голову от пола, голова смотрит вперед

7-8-и.п. от 3 до 8 раз (восстановление дыхания)

2.»Дельфин»

И.П.лежа на животе руки согнуты в локтях кисти под подбородком

1-3-руки в стороны, затем отвести назад, сомкнуть в замок, поднять грудь вытянутые руки в замке тянуть назад

2-4-вернуться в и.п.

Методические указания не отрывать ноги от пола, смотреть вперед.

3. «Заведем мотор у лодки»

В.: И.П.- тоже, но руки под подбородком

1-оторвать ноги от пола

2-7-«горизонтальные ножницы»

8-и.п. от 3 до 8 раз

4. «Покажем нос солнцу»

И.П.- лежа на спине,руки под головой.

1-4- подъем корпуса до лопаток,локти в сторону, нос в потолок.

5-8-и.п. от 3 до 6-8 раз (восстановление дыхания)

5. «Плывем на лодочке»

1-7-поочередная работа ног вверх-вниз.

6. «Вырастают водоросли»

И.П.- тоже

1- поднять прямые ноги до угла 90.

2-3- пятками тянемся к потолку, носки на себя.

4-и.п. от 3 до 6 раз

7. «Моллюски выползают из раковин»

И.П.- сидя в группировке, обхватив себя руками.

1-руки вперед

2-8-медленно опускание спины вниз на пол, не роняя ноги (восстановление дыхания)

8. «Гармошка»

И.П.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях.

1-2-разводим колени в сторону

3-4- сводим вместе

9. «Выплывает рыбка»

И.П.- сед на пятках, руки сзади сомкнуты в замок

1-7-поднимать руки вверх, ладони держать вместе

8-и.п. 2-3 раза

10. «Закроем лодочку на замок»

1-правую руку вверх

2-левую положить на лопатку как можно выше.

3-4-стараться соединить руки сзади в замок.

То же, но поменять руки

11. «Посмотри на ладошку»

И.П.стойка на четвереньках

1-3-поворачивая туловище, поднять правую руку вверх

2-4-вернуться в и.п.повторить то же самое в другую сторону

Методические указания не сгибать опорную руку и руку поднятую вверх, смотреть на отведенную руку, выполнять упражнение медленно.

12. «Приседаем с палкой»

И.П. Основная стойка, палка в руках за спиной

1-3-присесть, широко развести колени 4-вернуться в и.п.

Арттерапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья.

Арттерапия — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки, улучшает эмоциональное состояние. Обычно, раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность и разнообразные по содержанию страхи. Для избавления от негативных состояний детей, наряду с комплексом мер, можно применять техники арттерапии.Арттерапия имеет преимущества перед другими формами: работа может вестись коллективно, не требует художественных навыков, способствует снятию эмоционального напряжения и доставляет удовольствие.

Предлагаем Вам игры и упражнения длясохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Упражнения, снимающие страх ошибки:

«Каракули»

Цель: помочь расшевелить участников, дать возможность почувствовать нажим карандаша, снять напряжение перед рисованием, снять страхи.

Для этой техники нужны только бумага и карандаш. Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе бумаги линии, каракули. Затем пробуют разглядеть в них и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

«Монотипия» (дословно «один отпечаток»)

Цель: снизить страхи и чувство подавленности, укреплять уверенность детей в себе.

На гладкую, не впитывающую краску поверхности (пластик, линолеум и т. д.) наносятся гуашью разноцветные пятна. Хорошо добавлять белый цвет. К этой поверхности прикладывается лист бумаги и на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Можно использовать футляры от кассет, тогда делаются отпечатки путем прикладывания. Результат получается очень красивый, дети с удовольствием находят образы. При желании можно дорисовать, приклеить сверху недостающие элементы, вырезать и оформить отдельные фрагменты.

«Сделай неправильный рисунок из правильного».

Цель: способствовать снижению страха перед возможной ошибкой.

Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображены дети в знакомых ситуациях. Каждый участник получает карточку с рисунком и он должен дорисовать или раскрасить его так, чтобы он стал неправильным и некрасивым.

«Отпечатки»

Цель: повысить настроение, уменьшать зависимость от ритуалов и шаблонов, развивать воображение.

Можно делать отпечатки губкой, донышком пластиковой бутылки, смятой бумагой и т. д.

Техники, которые помогают детям выплеснуть негатив, разрядиться.

Рисование пальцами, марание, комканье газет, вымешивание красок и т. д. в ходе которых деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. «Игры с грязью» служат профилактикой тревожности, социальных страхов и подавленности.

«Рисование пальцами».

Цель: Дать почувствовать свободу от культурного влияния, от социального давления, свободу от двигательных ограничений. Дать новые тактильные ощущения

Ребенок незаметно для себя, осмеливается на действия, которые обычно не делает, так как опасается нарушить правила. «

«Марание»

Это спонтанные рисунки участников, выполненные в абстрактной манере.

Цель: активизировать спонтанность, помочь более открыто проявлять разнообразные эмоции, позволить без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Участникам предлагается забрызгать, замазать например вход в пещеру или нарисовать свое настроение без сюжета при помощи пятен, штрихов, мазков. У марания нет категории «правильно-неправильно», «хорошо — плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки исключает саму оценку. При обсуждении результата больше обращает внимания на то, понравилась ли эта деятельность, какие образы пришли на ум..

Техники на трансформацию отрицательных состояний в позитивные.

«Превращения. Страшный - добрый»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, бороться с детскими страхами.

Участникам раздаются черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Всем предлагается поиграть в волшебных художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым (пририсовать «добрые детали» - пушистый хвост, яркую шляпу, красивые игрушки и т. д. Устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?

«Три рисунка»

Цель: Учить детей принимать все, что дает жизнь, извлекать из трудностей пользу. Сделать вывод, что все эти рисунки все равно красивые.

Предложить сделать три рисунка: 1) цветом, который не нравится, 2) цветом, который нравится и 3) двумя этими цветами.

Техники на осознание и улучшение эмоционального состояния.

«Рисуем музыку»

Цель: учить выражать свое настроение невербальным способом, развивать воображение.

Включается музыка и участникам предлагается изобразить на листе бумаги те ассоциации, которые возникают в процессе прослушивания. Можно использовать карандаши, мелки, краски.

«Покрывало феи»

Цель: дать детям возможность успокоиться, настроиться на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Предложить детям цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них дети рассматривают окружающее пространство. Можно просто обернуться в них.Полезно возбужденному ребенку предложить отправиться в Голубую страну, а робкому - в Красную.

Упражнения с движениями

«Джаз тела»

Цель: дать возможность отдохнуть, почувствовать свое тело, наладить связь всех частей.

Предложить участникам потанцевать, подвигаться под музыку отдельными частями тела: голова, плечи, локти, запястья, кисти, позвоночник, таз, колени, стопы. Можно диалоги колени - локти, плечи — таз, голова — руки.

«Волшебное зеркало» в парах и в кругу.

Цель: закрепить навыки взаимодействия. Развить воображение, координацию движений. Научить ребенка повторять движения других детей.

Ну - ка, зеркальце, смотри,

Всем нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяйте все за мной.

(Один показывает движения, другие повторяют).

Упражнения на коммуникацию

«Рисунок по кругу»

Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение.

Участники садятся в общий круг. Каждый берет по листу бумаги и восковой мелок (следить, чтобы цвета не повторялись). Все начинают рисовать какую-то картинку. По команде ведущего все передают начатый рисунок своему соседу слева. Затем берут тот лист, который передаст сосед справа и продолжают рисовать начатую им картинку. Повторить до тех пор, пока рисунки не вернутся хозяину. В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.

«Парное рисование»

Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение. Учить понимать друг друга без слов.

Дети разбиваются на пары и вместе рисуют на одном листе бумаги. Надо постараться рисовать молча, используя только жесты и мимику.

«Двое с одним фломастером»

Цель: сформировать навыки взаимодействия, объединить участников группы, развить у них коммуникативные навыки и воображение.

Все игроки разбиваются на пары. Одним фломастером, держа его вдвоем, они должны нарисовать рисунок. После этого участники делятся впечатлениями.

Игры

В своей повседневной деятельности педагоги используют множество игр: подвижные, дидактические и т. д. Но есть игры, которые можно использовать в качестве способа коррекции негативного состояния детей. Содержание таких игр должно быть несложным и конкретным. Для возбудимых детей нельзя использовать соревнования, а интенсивность движений и степень мышечногонапряжения нужно постепенно уменьшать. Возбуждение (напряжение) должно сменяться торможением (расслаблением). Например, игра

Цель: учить детей способам расслабления.

Предложить детям войти в круг и превратиться в спагетти. Этот круг — кастрюля. Сначала спагетти очень твердые (все напрягают руки и ноги, вытягиваются). Постепенно вода нагревается, спагетти становятся мягче (все мышцы расслабляются, тело обмякает).

«Чайник»

Цель: снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат.

Играющие хаотично двигаются по залу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указаниями педагога: чайник нагревается, закипает, кипит, остывает, остыл.

«Настроения моря»

Цель: дать детям представления о том, что ветер имеет разную силу, и в зависимости от силы ветра изменяется настроение моря, учить в рисунке передавать характер и настроение моря. Подвижная игра «Попутного ветра». Участники бегают по залу (морю) в разном темпе в зависимости от силы ветра. Темп бега изменяется после сигналов:

штиль - все стоят на месте;

легкий ветер - медленный бег;

сильный ветер - средний бег;

шторм - быстрый бег зигзагом.

Участники изображают настроение и состояние моря по выбору.

«Доброе животное»

Цель: учить сосредотачивать на общем действии, успокаиваться.

Участники берутся за руки и представляют, что они одно большое, доброе животное. Прислушиваются к его дыханию (вдох - выдох), слушают, как бьется его сердце (тук - делают шаг вперед, тук - делают шаг назад)

Юлия Мелихова
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Современные здоровье-сберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :

1. Приобщение детей к физической культуре

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы .

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Формы организации здоровье-сберегающей работы :

1. Физкультурные занятия

2. Самостоятельная деятельность детей

3. Подвижные игры

4. Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5. Двигательные оздоровительные физкультурные минутки

6. Физические упражнения после дневного сна

7. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

8. Физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

9. Физкультурные досуги

Существующие здоровье -сберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы :

1. Организационно-педагогические технологии , определяющие структуру воспитательного образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других адаптационных состояний;

2. Психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

3. Учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья .

На улучшение здоровья малышей , их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка , зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Цель здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании.

Применительно к ребенку–обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым–содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка , обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровье -сберегающую среду детского сада или здоровье -сберегающее пространство.

Публикации по теме:

Консультация для родителей в детском саду «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Выступление родительском собрание на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Дошкольный возраст является решающим в.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.

Современные образовательные технологии в ДОУ Тема: «Чудо – песок» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют.

«Современные педагогические технологии в ДОУ». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном.

Введение…………………………………………………………………...2

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....6

3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11

Заключение……………………………………………………………..….22

Список литературы……………………………………………………..…23

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

· Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Физическое и психическое здоровье «маленького человека» – важнейшая тема, вызывающая пристальное внимание как родителей, так и педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в садике, следовательно, дошкольная организация в значительной степени отвечает за сохранение и укрепление его здоровья. Здоровый, полный сил и энергии малыш с энтузиазмом включается в игру, развивающую деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических наработок и технологий, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном дошкольном образовании. Ниже расскажем, какие здоровьесберегающие технологии есть и как их правильно применять в ДОУ согласно правилам ФГОС.

Что это такое и как применять в ДОУ

Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь.

Гиппократ

Цели и задачи

Здоровьесберегающие технологии - это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

«Научным отцом» самого понятия стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов.

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Этап дошкольного детства в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические показатели, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья детей. По результатам медицинских осмотров только 50 % старших дошкольников в возрасте 6–7 лет можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым является поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в детском саду.

Цель - сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

Виды

Основные группы мер по сохранению здоровья:

1. Медико-профилактические - направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации садика и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.

Практические меры:

  • Проведение врачом поликлиники и медсестрой детского сада мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
  • Контроль уровня физического развития, который осуществляет заведующая, старший воспитатель и медицинский работник.
  • Организация и контроль полноценного трёхразового питания. Материально-технические условия пищеблока должны соответствовать СанПину 2.4.13049–13 (раздел XIII), за утверждение картотеки питания и создание условий отвечает администрация детского сада и медсестра, контроль за качеством и соблюдением меню осуществляет старшая медсестра.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях. Это направление работы включает создание специальных информационных стендов, папок-передвижек для родителей, например «Проблемы правильной осанки у детей», «Движение - это жизнь», организацию лектория для родителей и педагогов. Актуальными будут практические занятия, например, по проблеме плоскостопия или неправильной осанки с демонстрацией комплекса оздоровительных упражнений.
  • Проектирование и создание специальной среды, способствующей заботе о здоровье, т. е. спортивной площадки, зала для физической культуры, специальных уголков в группах.
  • Организация работы в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН - комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения группы. За соблюдение нормативов отвечает администрация дошкольного учреждения и медицинский работник, контроль проводит санстанция.

2. Физкультурно-оздоровительные - опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры детей.

Практические меры:

  • Оздоровительные процедуры закаливания, водные процедуры и воздушные ванны (сон, прогулки). Закаливание, бесспорно, является одной из эффективнейших оздоровительных методик, но важно придерживаться основных правил её проведения: постепенность, систематичность, учёт медицинских показаний, индивидуальной восприимчивости ребёнком процедуры, например, если малыш испытывает психологический барьер пред обливанием холодной водой, то не стоит ускорять события.
  • Солнечные процедуры (только в утреннее и послеобеденное время), которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают сон и аппетит.
  • Профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.
  • Изучение техник массажа и самомассажа.
  • Организация и проведение дней здоровья и спортивных мероприятий, например, «Мама, папа, я - здоровая семья».

3. Методический комплекс социальной самореализации и психологического комфорта ребёнка - обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти технологии психолог в сотрудничестве с коллективом воспитателей.

Практические меры:

  • Создание условий для релаксации, воспитатель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения с помощью физкультминутки.
  • Нестандартные занятия, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр, которые сделают процесс познания и развития увлекательным.
  • Психологическая поддержка ребёнка в период адаптации и разъяснительная работа с родителями по поводу их правильного поведения, которое минимизирует эмоциональные травмы, связанные с началом нового этапа жизни малыша.
  • Работа консультативной психологической службы в помощь детям и родителям, которая включает проведение психологического тестирования по определению уровня интеллектуального и психоэмоционального развития ребёнка и выявление особенностей, о которых должны знать родители и учитывать их в своём общении с ребёнком. Кроме того, психолог при необходимости разрабатывает комплекс коррекционных мероприятий персонально для ребёнка и осуществляет их во взаимодействии с семьёй малыша.

4. Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы - развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. За реализацию этого направления отвечает администрация, психолог и старшая медсестра.

Практические меры:

  • Практикумы по ознакомлению с методами нейтрализации негативных последствий нервной перегрузки.
  • Мастер-классы по валеологии и фармакологии.
  • Организация работы клубов здоровья при дошкольном учреждении.
  • Использование методов ароматерапии, арттерапии для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и снятия психологического и физического напряжения, а также методов фитотерапии для профилактики инфекционных заболеваний.

Организационные аспекты работы по здоровьесбережению, организация специальной среды

Усилия педагогического коллектива детского сада и медицинских работников, нацеленные на заботу о здоровье своих воспитанников, базируются на данных диагностического исследования. Результаты фиксируются в персональной карте развития малыша и в дальнейшем эти данные определяют направление и допустимые формы работы с ребёнком. Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда заносятся результаты работы, проанализированные на совместном совещании педагогов и медиков.

Мониторинг состояния здоровья и физического состояния воспитанников осуществляют:

  • заведующая дошкольной образовательной организации;
  • старший воспитатель;
  • медсестра;
  • врач поликлиники, к которой относится детский сад по месту расположения.

Все результаты диагностического исследования в обязательном порядке заносятся в журнал выводов, рекомендаций и предложений для работников дошкольного учреждения и родителей. Этап диагностики может включать анкетирование родителей, например, по такой теме: «Роль физической культуры в жизни вашей семьи» с целью популяризации интересного опыта, а также выявления проблем и установления их причин. Конкретизация подобной информации позволит выработать эффективную стратегию, уточнить ближайшие задачи комплексной работы с семьями детей.

Для создания полноценных условий осуществления политики здоровьесбережения детей важнейшей задачей является организация специальной среды, которая будет способствовать, с одной стороны, повышению двигательной активности малышей, а, с другой, позволит вовремя подключить режим расслабления и отдыха.

Двигательная развивающая среда включает:

  • Физкультурный зал, оснащённый необходимым оборудованием (мини-комплекс, горка) и спортивными снарядами, которые усилят эффективность занятий, разовьют спортивный характер, повысят интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.
  • Спортивная площадка, включающая беговую дорожку, яму с песком для прыжков, полосу препятствия, создаст материально-технические условия проведения занятий с ребятами на свежем воздухе.
  • Динамические уголки в группах, представляющие собой комбинацию различных дорожек и гимнастических модулей, оснащённые страховочными матами для профилактики травматизма. Разнообразные «косички», дуги, обручи помогут развить гибкость, укрепить мышцы спины, усовершенствовать пластические навыки, кроме того, снимут психологическое напряжение от умственных занятий.
  • Небольшие подручные тренажёры, часть которых является плодом творчества и изобретательности педагогов, будут работать в направлении профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики. Подобные пособия должны быть доступными для детей.
  • Уголки уединения и умиротворения создадут комфортную для малыша обстановку, располагающую к созерцанию, расслаблению на мягких ковриках, телефонной задушевной беседе с мамой, если вдруг почувствовал себя одиноким.
  • Кабинет психолога, где профессионал проводит с детьми тренинги и занятия, которые помогут ребёнку овладеть своими эмоциями, минимизировать спонтанные реакции, держать под контролем своё поведение.
  • Медицинский кабинет, оснащённый специальным физиотерапевтическим оборудованием (кварцевые лампы, ингаляторы) для оздоровительных процедур, направленных на профилактику простудных, инфекционных заболеваний и укрепление иммунитета детей.

Список литературы в помощь педагогу:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

1. Профилактические и оздоровительные технологии.

Методика В.Ф. Базарного

К практическим методам разрешения здравоохранительных проблем в дошкольной образовательной организации относятся технологии, предложенные доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным, который в своих исследованиях аргументированно доказал, что существующая система обучения и развития детей игнорирует природу ребёнка, что приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Его авторская методика сохранения здоровья предполагает такие нововведения:

  • Включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз. Для решения выше обозначенной задачи используются специальные ростомерные столики и конторки с наклонённой поверхностью с углом наклона в среднем до шестнадцати градусов, таким образом, у ребёнка возникает возможность менять положение тела, стоя за конторкой или периодически сидя за столиком, сохраняя комфортные условия для занятия лепкой или рисованием. Ребёнок сам определяет временной промежуток, который он проведёт за столом или за конторкой, обычно дети среднего и старшего дошкольного возраста могут выдержать за конторкой не более пяти минут, постепенно этот временной показатель увеличивается. Такой необычный подход, меняющий традиционно статические сидячие позы детей во время занятий на режим свободной моторики, позволяет добиться укрепления мышечного каркаса спины, улучшить осанку детей, активизировать работу нервной системы, гармонизировать сердечно-сосудистую систему.
  • Практика «расширения зоны зрительного восприятия». Работа с наглядностью организована с помощью методической подвески крест, на которой в подвешенном положении располагается сенсорно-дидактический материал на уровне, который позволяет ребёнку дотянуться до неё на цыпочках и снять необходимую карточку. Такое методическое изобретение является эффективной профилактикой близорукости, поскольку для выполнения учебной задачи дети должны совершить многочисленные поисковые движений глазами.
  • С целью расширения пространства зрительной активности детей, совершенствования творческого мышления и воображения, формирования целостной картины мира на занятиях применяется настенное панно «Экологическое путешествие», состоящее из изображений природных объектов, расположенных по законам перспективы.
  • В проведении физкультурных пауз применяется тренажёр, состоящий из изображения разноцветных траекторий, которые дети зрительно прорисовывают, совмещая движения головы и движения глаз. Дети с увлечением ищут глазами нарисованных «гостей» своей группы, которые в виде ярких изображений солнышка, облаков, цветов, радуги или сказочных героев разместились на потолке или на стенах помещения группы.
  • Использование массажных ковриков, по которым дети ходят или стоят во время занятий в носочках.
  • Раздельное обучение мальчиков и девочек, этот подход основан на убеждении в том, что у мальчиков и у девочек разные способы восприятия информации и мироощущения. В условиях смешанных групп обычных садиков можно разделить игровые зоны, соответственно девочкам подбираются игрушки, развивающие женскую природу, а мальчикам - мужскую.

Видео: детский сад по системе доктора В. Ф. Базарного

Технологические приёмы

Для разных возрастных групп существует своя направленность и длительность физкультурных занятий:

  • Младших дошкольников важно научить элементарным приёмам безопасности и грамотной страховке на случай падения, развивать навыки ориентации в пространстве, привить вкус к регулярным занятиям физической культурой. Утренняя гимнастика длится 4–5 минут, все упражнения показывает воспитатель. Занятия физической культурой проводятся дважды в неделю по 20 минут.
  • Для воспитанников средней группы актуальны будут упражнения, развивающие физическую силу и выносливость. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается до 7 минут, физкультура - три раза в неделю по 20–25 минут.
  • Старших дошкольников необходимо нацеливать на совершенствование своих двигательных способностей, стимулировать проявления самостоятельности. Утренний оздоровительный комплекс длится от 10 до 15 минут в подготовительной группе, продолжительность занятий по физкультуре 30 минут трижды в неделю.
  • Динамические паузы - проводятся в течение десяти минут во время занятий по мере утомляемости детей. Можно комбинировать гимнастические упражнения для глаз, дыхания, на тренировку мелкой моторики в зависимости от востребованности именно этих упражнений. Цель подобных упражнений - понижение умственного и эмоционального напряжения и профилактика переутомления.
  • Пальчиковая гимнастика - рекомендована в индивидуальной или групповой форме ежедневно, особенно необходимо проводить с детьми, имеющими речевые проблемы.
  • Дыхательная гимнастика (отлично себя зарекомендовала методика А. Н. Стрельниковой) – система ритмических упражнений, состоящая из поочерёдной смены фаз вдоха через нос и выдоха через рот, обязательной паузой после выдоха, применяется как часть разнообразных форм оздоровительных процедур для всех детей. Такого рода гимнастика очень важна, поскольку способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Необходимым требованием является хорошо проветренное помещение, желательно, пред началом упражнения проконтролировать гигиеническую процедуру очистки полости носа.
  • Гимнастика для глаз - используется для всех детей в качестве профилактики зрительного утомления, расслабления глазных мышц, практикуется ежедневно на занятиях по 3–5 минут. Желательно включать в работу демонстрацию иллюстраций. Гимнастика для глаз Э.С. Аветисова состоит из набора упражнений для профилактики близорукости и укрепления мышц глаза.

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

Комплекс гимнастики для глаз (каждое упражнение повторять три раза):

  1. Поочерёдно зажмуривать и открывать глаза с периодичностью 3–5 секунд.
  2. Скоростное моргание в течение 10–15 секунд, затем остановиться на 7–10.
  3. Круговыми движениями указательного пальца массажировать закрытый глаз.
  4. Спокойные плавные горизонтальные движения глазами справа налево и наоборот, движения глазами по вертикали вверх-вниз.
  5. Необходимо вообразить вращающееся колесо, «поймать» взглядом точку и следить за её движением.
  6. Сконцентрировать взгляд на кончике носа, зафиксировать и держать до возникновения чувства утомления, затем расслабиться.
  7. Смотреть на указательный палец вытянутой правой руки до пяти секунд, закрыть левый глаз и, сгибая и разгибая правую руку, т. е. меняя расстояние продолжать сосредотачивать взгляд на указательном пальце правой руки. Сменить руки и повторить до восьми раз.
  8. «Точка на стекле». На уровне глаз поставить точку диаметром до пяти миллиметров, затем концентрировать взгляд в течение двух секунд на объекте за стеклом, находящимся за меткой, потом перевести взгляд на точку, затем вновь на объект. Это упражнение практикуем в течение семи минут.

Видео: зарядка на коврике в детсаду

Для осанки:

  1. Принимаем ровную осанку, идём с высоко поднятыми руками.
  2. Лёгкий бег на носках.
  3. Ходьба на носках, сочетая с разведением рук в стороны, сдвигая лопатки.

Профилактика плоскостопия:

  1. Неглубокое приседание на наружных сводах стопы.
  2. Встать на носки, сгибая колени, из положения пятки наружу, носки внутрь.
  3. Поднять ногу из положения стоя с разворотом стопы наружу, затем внутрь.

Видео: подвижные игры для малышей

Самомассаж, точечный массаж:

  1. Выполнение поверхностного кругового поглаживания от запястья к плечевому суставу и вниз.
  2. Кулачками слегка постукиваем по бедру в течение двадцати-тридцати секунд.
  3. Точечный массаж лица и головы, закрыв глаза, проводим поверхностью ладони по лицу от лба к вискам, от носа к скулам, захватываем волосы руками и мягко, плавно тянем, постепенно проходим всю поверхность головы.
  • Игровая гимнастика - несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «пантера» и т. д.).
  • Стретчинг - комплекс упражнений на растяжку и гибкость под музыку, создающую хорошее настроение, продолжительность занятий у младших дошкольников не более 15 минут. Желательно проводить утром или после дневного сна, особенно с детьми, имеющими проблемную осанку и склонностью к плоскостопию. Проводится в просторном, хорошо проветренном помещении, например, зале для музыкальных или физических занятий.
  • Спортивные игры разного уровня подвижности - используются ежедневно как часть занятия в группе, на прогулке или в физкультурном зале. Игры выбираются в зависимости от возраста детей, развивают ловкость, координацию, благотворно воздействуют на эмоциональный настрой, стимулируют активность, способствуют бодрости тела и духа.
  • Релаксация - для всех воспитанников, в зависимости от потребности детей в эмоциональном расслаблении, умиротворении. Для проведения подойдёт любое помещение с атмосферой уюта и покоя, рекомендуется использовать классические музыкальные произведения (Моцарт, Шопен), звуки природной среды.
  • Ортопедическая гимнастика - предусмотрена для детей с проблемами плоскостопия, а также патологией опорного свода стопы, применяется как дополнительный компонент различных упражнений физкультурно-оздоровительного комплекса.

Видео: гимнастика пробуждения

2. Обучающая группа технологий, решающая задачи формирования правильного понимания здорового образа жизни и закрепление теоретических знаний как осознанного опыта:

  • игровые тренинги;
  • беседы и встречи с интересными людьми.

3. Коррекционная группа мероприятий, которые проводит психолог и педагог:

  • сказкотерапия, арттерапия, аромотерапия, цветотерапия;
  • психогимнастика, комплекс ритмических упражнений логопедического профиля.

Видео: песочная терапия и комната релаксации

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать для детей целостную психолого-педагогическую систему образования, оздоровления, базирующуюся на традициях и инновационных технологиях, которые будут способствовать полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребёнка. Именно физкультурно-оздоровительная работа призвана решать важнейшие задачи формирования физически развитой и творчески активной личности, ориентированной на успех и сохраняющей жизненный оптимизм.

Вопросам здоровья в детском саду должно посвящаться достаточное количество времени. Известно, что очень многие дети, посещающие ДОУ, имеют определенные проблемы со здоровьем. Это может быть и и сколиоз, и плоскостопие, не говоря уже о более серьезных отклонениях. Поэтому воспитателям так важно учитывать, что существуют специальные в ДОУ, которые как раз направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

В соответствии с современным планированием выделяются следующие здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

  1. Позволяющие сохранить и стимулировать здоровье. К этой группе относятся: ритмопластика, стретчинг, прогулки, релаксация, пальчиковая, дыхательная, бодрящая, ортопедическая для глаз.
  2. Обучающие здоровому образу жизни: занятия физкультурой, игротерапия, игротренинг, коммуникативные игры, беседы на тему «Здоровье».
  3. Коррегирующие технологии: сказкотерапия, арттерапия, технология музыкального воздействия и воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Воспитатель должен так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы здоровьесберегающие технологии в ДОУ гармонично вплетались в план занятия. Одной из продуктивных технологий можно назвать режим динамических поз.

Сели-встали!

Технология динамических поз подразумевает частую (каждые 10-13 минут) смену поз детей. В основном чередуются позы «сидя» и «стоя», но можно добавить положение «лежа» (при использовании ковриков). Доказано, что при свободном стоянии дети избавляются от напряжения, нагрузка равномерно распределяется на обе ноги (нужно следить за тем, чтобы ребенок не «падал» на одну ногу), предплечья и углы лопаток симметричны. Если вы не знаете, какие здоровьесберегающие технологии в ДОУ выбрать для вашей группы, начните с режима динамических поз. Чередование будет благотворно влиять на центральную нервную систему ребенка, его работоспособность улучшится.

Поморгаем!

Зрительная гимнастика - одна из важнейших в детском саду, поэтому хотя бы пять минут должны быть включены в каждое физ. занятие. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ предполагают зрительные упражнения с использованием офтальмотренажеров. Такие занятия помогают улучшить зрение, они интересны и увлекательны для детей. Офтальмотренажер может быть сюжетным, графическим, модульным, выполняются они в Схемы размещаются чуть выше уровня глаз детей. Суть упражнений в том, чтобы проследить глазами разнообразные линии: горизонтальные, вертикальные, спирали и т. д. Предложите детям «пройтись» по линии, а затем - «пробежаться». Можно использовать игровой сюжет, например, «Давайте найдем дорогу в лесу» или «Пойдемте в гости по дорожке!». Голова при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной.

Пальчиковая гимнастика

Образовательные здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это не только физические упражнения, но и закрепление определенного материала. Можно использовать следующие упражнения:

  1. «Сухой дождь». Воспитатель развешивает разноцветные атласные ленты, задание ребенка - прикрепить к ленте определенного цвета прищепку такого же оттенка. Закрепляются знания о цветах и тренируется рук.
  2. «Футбол». Пальчиками водим и ловим маленький мяч. Можно из картона сделать футболистов и надеть их на пальчики-ноги.
  3. «Веселые узелки». Вам понадобятся веревки, на которых дети будут завязывать 12 узлов. На каждый узел малыши должны называть месяцы года по порядку.

Используйте данные технологии, пополняйте список своими - и детки в вашей группе будут здоровыми и сильными.