Какую птицу встречают с весной. Тема: «Как птицы весну встречают

Природа так устроила образ жизни птиц, что многие из них все время мигрируют из одного ареала обитания в другой, и происходит это из-за изменения погодных условий. Так как температурный режим очень сказывается на жизнедеятельности и размножении птиц, то они обычно покидают родные края, когда приходит зима, а возвращаются обратно весной, в марте-мае.

Прилет птиц после зимовки всегда означает одно: холода отступили и дали дорогу теплу. И здесь многим становится интересно узнать, какие птицы прилетают весной первыми.

Какие птицы прилетают первыми

Многие даже и не подозревают о том, что все перелетные птицы следуют определенному графику прилета, причем каждый вид строго следует ему. Интересно еще и то, что все они возвращаются на свое прежнее место жительства и даже в свои ранее построенные гнезда. Если же с гнездом успело что-то случиться в период отсутствия пернатых хозяев, то последние обустраиваются заново, после чего выводят в них потомство.

Итак, в какой последовательности прилетают весенние птицы:

Какие еще птицы прилетают по весне

Говоря о весенних пернатых вестниках, не стоит забывать и о таких, как соловей и ласточка .

Сначала стоит сказать о соловьях, ведь именно эти узнаваемы по тому, как дивно они могут петь. И несмотря на свой весьма неприметный внешний вид (птичка эта серенькая с коричневатым отливом), соловей обладает чарующим голосом, который завораживает всех без исключения.

Еще один яркий символ весны - это ласточки. Эти птицы не умею петь так, как соловьи, но зато они очень любят селиться поближе к людям, часто обустраивая свои гнезда в сенях, под балконами и карнизами домов. Также их часто можно увидеть в ущельях над реками.

Календарь прилета весенних птиц

Многие и многие годы люди наблюдают за прилетом птиц из теплых краев родные места, а ученые-орнитологи, благодаря научным исследованиям, смогли составить календарь прилета пернатых:

  • с 18 по 20 марта возвращаются грачи;
  • 25 марта-6 апреля - прилетают скворцы;
  • 1-10 апреля - в этот период прилетают зяблики, жаворонки, лебеди и дрозды;
  • 11-20 апреля - в родные края возвращаются утки и гуси, журавли и чайки;
  • конец апреля - горихвостки, лесные коньки, пенки;
  • первая половина мая - прилетают ласточки и мухоловки;
  • в середине мая обычно возвращаются стрижи и соловьи;
  • в конце мая возвращаются иволги.

Помимо определенных периодов времени, в которые птицы возвращаются в родные края, существуют и определенные маршруты, по которым они осуществляют свой путь.

Интересные приметы, связанные с прилетом птиц весной

Прилет весенних пернатых - это всегда знак того, что зима отступила и впереди весна и теплая погода. И уже давно их определенное поведение принято связывать с некоторыми приметами, например:

Именно с таянием снегов и веселым пересвистом пташек знаменуется приход весны . Школьники начинают мастерить скворечники на уроках труда, а под крышами домов начинают появляться первые ласточкины гнезда.

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!



Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица

Наталья Панафидина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как птицы весну встречают»

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ :

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ

«КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ » .

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

ПАНАФИДИНА Н. Н.

Виды детской деятельности : игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе ; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц ; развивать умения наблюдать , сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь : перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Целевые ориентиры дошкольного образования : самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование : гжельские узоры) .

Материалы и оборудование : иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц » , графическая модель – клювы птиц .

организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

Игра «Доскажи словечко» .

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня… весна .

– Какие изменения в неживой природе происходят весной ? (Ответы детей.)

– Отгадайте загадку :

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку :

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица ) .

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Перелетные птицы .

Улетающим птицам зимой есть нечего . Многие перелетные птицы едят насекомых . Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

Показать картинки на доске

Как летят перелетные птицы ? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы .

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6-8 лет)

Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - …, стая уток - …, … грачей - …, … соловьев - … .

А сейчас давайте поиграем в игру один много а зоодно вспомним перелетных птиц , которых мы знаем

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Грач - грачи - грачей,

птица - птицы - птиц ,

стриж - стрижи - стрижей,

аист - аисты - аистов,

жаворонок - жаворонки - жаворонков,

скворец - скворцы - скворцов,

трясогузка - трясогузки - трясогузок,

журавль - журавли - журавлей,

гусь - гуси - гусей,

утка - утки - уток,

селезень - селезни - селезней,

ласточка - ласточки - ласточек,

соловей - соловьи - соловьев,

лебедь - лебеди - лебедей,

кукушка - кукушки - кукушек,

гнездо - гнезда - гнезд,

яйцо - яйца - яиц,

птенец - птенцы - птенцов.

Давайте с вами вспомним, какие звуки издают различные перелётные птицы

Лексический строй речи

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6-8 лет)

Ласточка - щебечет,

грач - кричит «гра» ,

соловей - заливается, свистит, щелкает, поет.

кукушка - кукует,

журавль - курлычет,

жаворонок - звенит.

Воробей - чирикает

Ворона - каркает

Курица - квохчет

Утка - крякает

Сорока - трещит

Построение монолога «Расскажи о птице по плану »

1) кто это;

2) какая это птица (перелетная, зимующая) ;

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения : длина ног, шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея ? … (У лебедя.) ; … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.) ; … самый длинный клюв? … (У цапли.) ; какие птицы лучше всех поют ? … (Соловьи.) ; … подражают пению других? … (Скворцы.) .

Игра «1-2-5»

Один лебедь, два (лебедя, пять (лебедей) и т. д.

Закрепить в названиях всех птиц !

Игра «У кого чей?»

У утки клюв чей (утиный) клин журавлей, это какой клин… у гуся чьи крылья…У ласточки чьё гнездо…

– Вспомните отличительный признак птицы . (Тело покрыто перьями.)

– По оперению мы обычно и узнаём птицу . А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?

– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас ? (Отсутствие пищи : насекомых, рептилий и т. д.)

– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края ?

Весной птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Давайте вспомним какие птенцы появляются у перелётных птиц

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6-8 лет)

Грач - грачонок - грачата,

аист - аистенок - аистята,

стриж - стриженок - стрижата,

журавль - журавленок - журавлята,

кукушка - кукушонок - кукушата,

ласточка – ластак -ласточата

лебедь - лебеденок - лебедята,

скворец - скворчонок - скворчата,

утка - утенок - утята,

гусь - гусенок - гусята.

– Отгадайте загадки.

Всех перелётных птиц черней ,

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица … (грач) .

– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц .

– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец) .

– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц , но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят : увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов) . И, правда, скворцы появляются в конце марта.

Кто без нот и без свирели

– Послушайте рассказ М. Богданова :

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц . Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину) . Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников . В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников .

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы , которая пела бы лучше соловья.

– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники ? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц ?

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету : в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие : оказывается, аисты могут спать на лету.

– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна . Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной ? (Птицы высиживают птенцов , строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам . Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому косу заплетала.

Дрозд метёлкой двор метёт –

Дрозд гостей сегодня ждёт,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Нашей Любице не спится –

Прилетай к нам, аист-птица ,

С тихой дрёмой, с крепким сном,

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист-птица .

В стародавние времена было принято называть птиц ласковыми уменьшительными словам. Ститалось, что ласковые слова приносят в дом счастье и достаток, давайте и мы попробуем прикликать себе счастье и назвать птиц ласково

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец - птенчик,

перо - перышко,

голова - головка, головушка,

соловей - соловушка,

шея - шейка,

жаворонок - жаворонушек,

крыло - крылышко,

скворец - скворушка,

гусь - гусек, гусенок,

утка - уточка,

лебедь - лебедушка,

гнездо - гнездышко,

журавль - журавушка, журка,

трясогузка - трясогузонька,

аист - аистенок,

цапля - цапелька.

3. Динамическая пауза.

Капли звонко капали (прыжки на месте,

Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,

Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .

С нас течёт уже вода (наклон вниз,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .

– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну . Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели : «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную ». В жэтот день было принято выпускать на волю птиц которых находили раненых зимой и выхаживали. Вот и мы с вами егодня вырустим на волю птиц , которых сделаем своими руками

Из цветной бумаги. Выполнение птиц в стиле оригами

Занятие на тему

«Весну встречаем, птиц поджидаем!»

Цель: развивать связную речь у детей, используя приёмы мнемотехники.

Задачи:

Познавательные:

    Активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Весна» и «Перелётные птицы»;

    Учить планировать высказывание, опираясь на графическую модель;

    Формировать практические навыки словообразования и построения фразы, используя приём картинно – графии;

    Закреплять знания детей о перелётных птицах и учить использовать их в составлении рассказов.

Развивающие:

    Развивать связную речь;

    Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

    Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к окружающей природе и жизни перелётных птиц, умение заботится о них, быть добрыми, внимательными;

    Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение друг к другу и гостям;

    Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Предварительная работа:

      Чтение произведений о весне, о жизни перелётных птиц;

      Заучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет по данным лексическим темам;

      Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр;

      Рассматривание картин, иллюстраций о весне, перелётных птицах.

Оборудование:

        Картины и иллюстрации о весне:

        Картинки с изображением перелётных птиц;

        Игра «Собери и прочитай»;

        Графический план для составления рассказа;

        Грачонок (поделка из бумаги);

        Фуражка лесника;

        Игрушечное ружьё, берет (для охотника);

        Мнемотаблицы.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы посетим картинную галерею. Тему выставки картин я попрошу прочитать Мишу: «Весну встречаем, птиц поджидаем». Чтобы войти в зал, необходимо выполнить следующее задание, назовите одним словом всё, что я произнесу:

Март, апрель, май. – Весна.

Тает снег, с крыш капает. Капель.

Бежит, звенит, журчит. Ручей.

Участок земли, где снег растаял. – Проталина.

Птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются. – Перелётные птицы.

Домик для птиц. – Скворечник.

Цветок, растущий из-под снега. Подснежник.

Много воды. – Разлив.

Лёд идёт по реке. – Ледоход.

Проснулся медведь, ёжик. – Пробуждение.

Я сегодня поработаю экскурсоводом. Обратите внимание на эти картины. Что на них изображено?

Ледоход, прилёт птиц, первые дни весны.

Пройдите, пожалуйста, за мной. Что это такое? Кто-то испортил картины? Надо это исправить. Ребята, помогите, пожалуйста. (Дети играют в игру: «Сложи и прочитай». Карточки с иллюстрациями на данные лексические темы разрезаны на три части, их нужно правильно сложить и прочитать, получившиеся слова).

Сейчас мы поиграем в игру «Расскажи про свою птицу». По картинке и графическому изображению вам нужно составить фразу. (Картинки птиц: утка, скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка. Графические изображения: открытый клюв с нотками, червячок, гнездо, волнистая линия, скворечник, гусеница).

Соловей звонко поёт песню.

Грач ходит по полю и ищет червячков.

Утка плавает в пруду.

Скворец заселяется в скворечник.

Ласточка строит себе гнездо из травы и глины.

Кукушка клюёт с листочка гусеницу. (Используется приём картинно - графия).

Дети, пока вы реставрировали картины, у вас устали руки и особенно пальчики, я предлагаю для них гимнастику .

Тили – тели, тили – тели -

(Большие пальцы скрещены и сцеплены, остальные плотно прижаты друг к другу. Это - летят « птицы.» и машут крыльями).

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

(При перечислении загибают пальцы.)

Серенькое пёрышко,

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж –

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(Так же, как в начале «птицы» машут крыльями).

Песни звонкие запели.

(Открывают и закрывают «клювики»).

Дети, я приглашаю вас пройти в следующий зал. Обратите внимание на то, как много здесь иллюстраций разных птиц. А здесь лежат птицы, почему-то отдельно от картин. Что-то на них написано? Предлагаю прочитать: птица, птичка, птенец, птенчик, птицы, птичий (двор), птицелов. Что это за слова, дети?

Дети: Это родственные слова.

Логопед: Дополните, пожалуйста, картину, разместив птиц на дереве.

Посмотрите, ребята, какие необычные картины! Мне кажется, что здесь что-то закодировано? Посмотрите внимательно, какая информация закодирована на этой картине?

Дети: Информация о погоде.

Логопед: Надо раскодировать.

Дети: Какой был день?

Солнечный

Облачный

Ветреный

Дождливый, и т.д.

Логопед: Что закодировано здесь?

Дети: Какие были птенцы?

Маленькие

Беспомощные

Желторотые

Пушистые

Голодные

Прожорливые и т.д.

Логопед: Что с ними случилось?

Дети: напугала кошка

Налетел коршун

Прилетела стрела

Не воспитанный мальчик выстрелил из рогатки

Вывалился из гнезда на землю

Сдуло сильным порывом ветра и т.д.

Логопед: Кто мог помочь птенцам?

Добрый человек

Мама с папой

Птичья стая и т.д.

Логопед: Я предлагаю составить рассказ о том, что могло случиться с птенцами. А помогут вам в этом раскодированные картинки.

    Повторение плана рассказа по мнемотаблицам;

    Сначала нужно рассказать о погоде;

    Какими были птенцы?

    Кто их напугал? (Что случилось с птенцами?);

    Кто им помог?

Рассказы детей.

Логопед: Кто хочет рассказать о птенцах?

Кто хочет составить другой рассказ?

Оценка рассказов детей: Был ли рассказ Славика похож на Мишин? Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли с птенцом каких птиц, случилась эта история.

Физкультминутка.

Дети, представьте себя стайкой грачей.

Вот на ветках тч, не кричи!

(Указательный палец поднести к губам, погрозить.)

Чёрные сидят грачи.

Разместились в гнёздышки,

Распустили пёрышки,

(Руки опустить вниз).

Греются на солнышке,

(Обхватить себя и погладить по рукам).

Головой вертят,

(Повернуть голову вправо, влево).

Полететь хотят.

(Встать, руки в стороны).

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

(Хлопки руками, руки в стороны, лёгкий бег).

Полетали, полетали, прилетели

(Руки в стороны, лёгкий бег).

И опять все в гнёзда сели.

(Присесть, руки вперёд, замкнуть в круг).

Логопед: Дети, представим себя лесником, он осматривал лес и спас птенчиков. Саша будет лесником дядей Ваней. (Предлагаю фуражку лесника. Слушаем рассказ.)

За что можно похвалить нашего Сашу?

Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?

Охотником хочет быть Артём. (Надеваю берет, даю ему ружьё).

Интересный ли был рассказ у Артёма? Какой мы дадим ему совет?

Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это…(показываю грачонка, сделанного из бумаги).

Дети: Грачонок!

«Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы рассказывали о птицах. И очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку.

Логопед: Можно я начну сказку? В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок.

Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, по сторонам, затем наклонил голову вниз и …

Дети: (вывалился из гнезда). Грачонок стремительно падал вниз. Он подумал: «Я сейчас разобьюсь, но я не хочу погибать». Птенец замахал крыльями, закрыв глаза. Когда грачонок открыл глаза, он увидел, что сидит на земле, а перед ним толстая, зелёная гусеница. Вдруг он услышал: «Помоги мне, грачонок! Она меня съест». Грачонок присмотрелся и увидел рядом с гусеницей маленький росточек. Птенчик не задумываясь схватил гусеницу и стал клевать её. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грачонка своими вкусными семечками. (Сказку дети сочиняют по цепочке. Я сажу «грачонка» на плечо к ребёнку, тот продолжает сказку.)

Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в наш грачевник и расскажу её своим друзьям».

Логопед: Дети, мне очень хочется узнать, понравилась ли вам экскурсия в картинную галерею. Если понравилась, то улыбнитесь. Что вам понравилось больше всего?

Конспекты занятий по экологии

Конспект занятия по экологии для старшей группы «Как птицы весну встречают»

Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?

В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).

Воспитатель: как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».

Воспитатель: Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»

Примерные вопросы для игры:

  • Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
  • Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
  • Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
  • Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
  • Как надо охранять птиц?