Конспект логопедического занятия в средней группе: «Животные зимой. Логопедическое занятие на тему «зима» план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему Логопедические занятия зима

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей с Общим недоразвитием речи

Логопедическая тема:

Грамматическая тема : Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Лексическая тема : Зима .

Цель: Развитие фонематического слуха на материале звука "У"

Задачи:

1.Работа над развитием просодических компонентов речи: дыхание, темп

2.Развитие артикуляционной моторики

3.Развитие мимической мускулатуры

4.Развитие фонематического восприятия

5.Работа над слоговой структурой слова.

6.Уточнение и обогащение словаря по лексической теме.

7.Ознакомление с окружающей действительностью.

8.Развитие грамматического строя речи: работа над согласованием существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

9.Развитие координации речи с движением.

10.Развитие зрительного внимания, памяти.

11.Развитие мелкой моторики

Оборудование: аудиозапись "Ветер в лесу", снежинки, игрушка "Снеговик", снеговики из частей, палочки, волшебный мешочек, клубок, слайды "Снежинки", "Лес", "Следы зверей", фланелеграф, аудиозапись "Саночки"

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

Логопед держит в руках мешочек. Предлагает на ощупь определить, что в нем находится. (Дети определяют, что предмет круглый, большой, теплый, ворсистый).

Это клубок. Куда клубок покатится, туда мы и пойдем.

2.Уточнение и обогащение лексического запаса слов.

Подходят к окну.

Непонятная у нас картина. Нельзя угадать, какое время года. А вы хотите, чтобы в окошечке появилась зима?

А чего же нам для зимы не хватает? (Снега).

Сейчас мы наше окошко будем снегом засыпать. Посмотрите, какой у меня ледяной поднос, здесь целый сугроб снега. А вы знаете, что снег состоит из снежинок? Вот таких. Протяните ладошку и на них упадет снежинка. (кладет детям на ладошки снежинки).

Подбросьте свою снежинку и тихонечко ее поймайте.

Какая снежинка? (Легкая)

Какого цвета? (Белого)

А на ощупь какая? (Холодная)

3.Развитие общих речевых навыков.

А теперь прикрепите снежинку в том месте на окошке, где нравится. (Дети прикрепляют)

4.Координация речи с движением

А сейчас 1,2, 3 в снежинку превратись.

А.Барто "Снег, снег кружится..."

5. Развитие зрительного восприятия, внимания.

Ой, как интересно, я увидела одинаковые снежинки. А вы найдите. (Слайд 1)

6.Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.

Конструирование из палочек "Снежинка"

7.Развитие артикуляционного праксиса

Я приглашаю вас на прогулку в лес. Дорога дальняя, подготовим губки, язычок.

Артикуляционная гимнастика.

"Трубочка"

"Улыбка"

"Трубочка- Улыбка"

"Лопаточка"

"Иголочка"

"Лопаточка- Иголочка"

"Качели"

"Чашечка"

А на чем можно отправиться в лес? (На лыжах, на санках, на машине)

Поедем на машине.

8.Развитие общей моторики

Речь с движением "Машина".

"Би-би-би, гудит машина

тук-тук-тук, мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем,

машина быстро вдаль бежит.

Быстро крутятся колеса,

шу-шу-шу-они шуршат.

Нажимаем на педаль

и машина мчится вдаль".

9.Развитие просодических компонентов.

Вот мы и приехали в лес. (Слайд 2) "Здравствуй, здравствуй чудо- лес, полон сказок и чудес".

Вдохните воздух в лесу. Ах! А-ах!

10.Развитие фонематического слуха

Прислушайтесь, что вы слышите в лесу? (Звучит запись " Ветер в лесу")

Что вы услышали?

Ветер завывает в лесу, поет: "у-у-у". (Уточнение артикуляции звука "У")

(Пение хором и индивидуально).

Ветер может петь тихо (у-у-у) и громко (У-У-У). (Дети поют хором и по одному)

Приготовьте ваши ушки и ладошки, сейчас я буду петь разные звуки. Когда услышите песенку ветра "У-У", хлопните в ладошки.

11.Развитие атрибутивного словаря, работа над согласованием существительных с прилагательным в роде, числе.

Оглянитесь вокруг, лес какой (большой, темный, зимний)

В лесу деревья растут какие? (высокие, низкие)

В лесу сугробы какие? (большие, высокие)

Ветер в лесу дует какой? (сильный, холодный)

Снег в лесу какой? (чистый, белый)

А что можно слепить из снега? (Снеговика)

Ой, а я вижу снеговика. Он одинокий, грустный.

Психогимнастика "Снеговик хмурится, Снеговик улыбается"

12.Развитие мимической мускулатуры.

А мы тоже умеем улыбаться. Мимическая зарядка "Здесь живет Хмурилка..."

13.Работа над образованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Снеговик очень любит ласковые слова. У него не голова, а... (головка). У него не глаза, а (глазки), не нос, а (носик), не рот, а (ротик), на голове не шапка, а (шапочка).

14.Развитие грамматического строя речи

Снеговик утром гулял по лесу, увидел на снегу следы зверей. Помогите ему. Расскажите, следы какого зверя он увидел? (Слайд 3 ). (Сравнение зайца и медведя)

15.Развитие фонематического восприятия, слухового внимания.

В лесу живет много птиц и у снеговика есть знакомый дятел. Дятел целый день стучит. Повтори ритм (* * *; *- -)

16.Работа над ритмической структурой слова

У снеговика для вас задание. Он знает много слов, просит их отхлопать

(снежинка, санки, снег, сосулька, лёд, горка)

17.Развитие конструктивного праксиса

А чтобы снеговику было не скучно, давайте, сделаем ему друзей.

(составление снеговика из частей)

Пора возвращаться домой. Поедем домой на саночках.

(Аудиозапись "Саночки")

18.Подведение итогов

Вот мы с вами и вернулись.

Вам понравилось гулять по лесу?

А кого мы там встретили? (Оценка деятельности каждого ребенка)

Я прощаюсь с вами. До свидания.


Конспект логопедического занятия

«Зимние развлечения»

в средней группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Кульченко Наталья Ивановна

Цели:

    Развивать связную монологическую речь детей.Побуждать к составлению по картинке предложения из 3х-4х слов.

    Закреплять знание основных цветов и оттенков и умение их называть.

    Закреплять навык раскатывания пластилина круговыми движениями рук. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Развивать внимание детей кречи взрослого, сопровождающую их действия.

    Совершенствовать восприятие целого предмета, состоящего из частей.Закреплять навык составления целого из частей.

    Закреплять понятие «один - много». Активизировать употребление в речи различных грамматических конструкций.

    Развивать координацию речи с движением.

    Способствовать возникновению положительных эмоций.

Оборудование: игрушка-обезьянка, фланелеграф, сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения», плоскостные фигурки снеговиков в шапках разного цвета, пластилин, доски для лепки, детали разборного снеговика, разноцветные снежинки на ниточках, сюрпризный момент(сундучок с бананами).

Ход занятия:

    Логопед: - Ребята, я очень рада,что вы ко мне пришли. Посмотрите вокруг, как здесь нарядно! Вспомните, какой праздник мы празднуем зимой? Все дети очень любят этот праздник, готовят к нему нарядные костюмы. Правильно, это Новый год! (Обращает внимание детей на нарядную ёлочку) .Ребята, а кто к нам приходит на Новый год?(Ответы детей) Вы правильно сказали, это нарядная ёлочка, дедушка Мороз и Снегурочка. Посмотрите, какая наша ёлочка пушистая, зелёная,нарядная. Сколько на ней игрушек!...Ой, а кто это там за ёлочкой спрятался? (Логопед достаёт из-за ёлочки игрушку-обезьянку. На ней тёплая шапочка и шарфик)

Дети :- Это обезьянка!

Логопед: (прислоняет к уху обезьянку) - Ребята, обезьянка говорит, что её зовут Чичи. Она живёт в жаркой Африке и никогда не видела зимы. Чичи очень боится снега и мороза. Давайте расскажем обезьянке Чичи про зиму, как весело можно играть зимой со снегом и льдом. А нашими помощниками будут разноцветные снежинки.

Логопед предлагает детям взять по одной снежинке под ёлочкой (снежинки на ниточках). Уточняет у каждого ребёнка, какого цвета у него снежинка.

Логопед: - Ребята, давайте покажем, как снежинки в воздухе кружатся.

« Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке»

(Дети в это время дуют на снежинки).

Логопед: - Ребята, а кто это пришёл к нам в гости?

Дети: - Это снеговики.

Логопед: - А из чего можно вылепить снеговиков?

Дети: - Из снега.

Логопед: - Ребята, эти снеговики будут вашими помощниками. Вам нужно найти снеговика, который поможет вам рассказать о зимних развлечениях. У вашего снеговика шапка такого же цвета, как и ваша снежинка. А за спиной у него картинка.

Дети находят каждый своего снеговика. В случае затруднения логопед уточняет название цвета и помогает найти снеговика. Далее дети составляют предложение из 3х-4х слов по картинке. Все картинки выставляются на магнитную доску. В случае затруднения логопед задаёт наводящие вопросы «Какое время года наступило?», «Какой снег?»(белый, пушистый, лёгкий), «Какой лёд?» (гладкий, блестящий), «Кто это?», «Что делают дети?»(катаются с горы на санках, лепят снеговика,играют в снежки, катаются на лыжах), «Какое у них настроение?»(весёлое, радостное)

    Логопед: - А вы хотите поиграть? Игра на координацию речи и движения « Мы с тобой снежок слепили»

    Раз, два, три, четыре

(загибают пальчики, начиная с большого)

    Мы с тобой снежок слепили

(«лепят», меняя положение ладоней)

    Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимая ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

    И совсем, совсем не сладкий

(грозят пальчиком)

    Раз - подбросим

(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

    Два - поймаем

(приседают, ловят воображаемый снежок)

    Три - уроним

(встают, роняют воображаемый снежок)

    И....сломаем!

(топают ногами)

    Логопед: - Ребята, а как ещё можно назвать снеговика? (снежная баба). А вы хотите сами вылепить снежную бабу? Из чего мы сейчас можем её вылепить? (из пластилина).

    Ребята, посмотрите на снежную бабу. Из чего состоит её туловище? (два шара)

    Посмотрите внимательно, шары одинаковые или разные? (Разные. Один большой, другой поменьше)

    А где находится большой шар? (Внизу) А маленький? (Вверху)

    Ребята, покажите, как вы будете епить шары? (Дети показывают круговые движения руками)

Дети выполняют лепку, логопед по мере необходимости помогает, активизирует речь, задавая вопросы.

Логопед: - Ребята, а теперь выберите своей снежной бабе шапку. (Дети выбирают «шапки» разного цвета. Логопед уточняет название цветов)

  • Ребята, вы хорошо потрудились и вылепили по одной снежной бабе, а теперь мы их поставим рядышком и у нас будет много снежных баб.

4. Логопед: - Ребята, скажите, а чего боится снеговик? (Солнышка и тепла)

«Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза

Капельки капают с носа»

Логопед подводит детей к фланелеграфу, где рядом на подносе лежат плоскостные детали снеговика.

Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

(Вместе с детьми рассматривают части снеговика и подводит к выводу « Это снеговик. Он развалился от тепла»).

    Ребята, давайте поможем ему, построим его заново.

Дети на фланелеграфе собирают снеговика. Логопед в случае затруднения помогает, задаёт наводящие вопросы.

Логопед вместе с детьми опять подходит к ёлке, где сидит обезьянка:

    Молодцы, ребята! Обезьянка Чичи очень благодарна вам. Теперь она не боится зимы и знает, как весело можно играть зимой со снегом. Она вернётся к себе домой и расскажет всем своим друзьям, какое прекрасное время года - зима!

(Логопед подносит обезьянку к уху) - Ребята, наша гостья приготовила вам подарки.Посмотрите, какой у неё нарядный сундучок.Как вы думаете, что там? Что любят кушать обозьянки? (бананы). Правильно, это бананы, которые растуту в тёплых краях, где живёт обезьянка Ччи. Давайте поблагодарим обезьянку и пригласим её ещё в гости.

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


Анисимова Светлана
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «Зимняя прогулка»

Программное содержание :

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме и диких животных;

Активизировать словарь по данным лексическим темам;

Образование прилагательных мужского и женского рода единственного числа от существительных;

Вводить в активный словарь детей однокоренные слова к слову «снег» ;

Закреплять употребление простых предлогов «в» , «на» , «под» ;

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе;

Способствовать развитию речевого дыхания : приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот («подуем на снежинку» );

Упражнять в выполнении артикуляционных упражнений, развивать моторику рук;

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи;

Воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе .

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint «Зима» , «зимний лес » - елочки разной высоты в снегу, игрушка медведь, снежинки, елочки с прищепками

Предварительная работа : наблюдения, опыт со снегом; рассматривание картин, игрушек, иллюстраций в книгах; разучивание движений и текста к играм «Зимняя прогулка » , «Как на горке снег…» ;

План занятия :

1. Оргмомент

2. Игра «Зимняя прогулка »

3. Беседа по картине «Зима»

4. Упражнение на дыхание «Подуем на снежинки»

5. Артикуляционная гимнастика

6. Игра «Кто, где живет?»

7. Игра «Как на горке снег…»

8. Игра «Подскажи словечко»

9. Игра с прищепками.

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем

2. Игра «Зимняя прогулка »

Очень холодно зимой - Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик И еще платок- Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые, Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички На ручки натяну - Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы

И хотя я маленькая У меня есть валенки - Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

3. – Вот мы с вами и в лесу.

Какое время года на картине? (слайд №1)

Как вы догадались? (приметы зимы)

Что можно сказать о зиме, если зимой холодно. Зима какая? (холодная)

А если на улице мороз, то воздух какой? (морозный)

Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)

Если горка покрыта льдом, то горка какая? (ледяная)

Если днем холодно, то день какой? (холодный)

4. - Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (слайд №2) . И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их. Давайте подуем на снежинки. Вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем.

Снежинки какие? Что они делают?

5. - Мы в лесочке погуляем

И зверушек повидаем.

Какие звери можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лиса, волк, белка, медведь) .

Артикуляционная гимнастика. (слайд № 3-6)

1) Упражнение «Лисичка» - движение язычком слева-направо.

2) Упражнение «Волчок» - широко улыбнуться и пощелкать зубками.

3) Упражнение «белочка» - поцокать язычком, как белочка грызет орешки.

4) Упражнение «медведь в берлоге» - положить широкий язычок на нижнюю губу.

6. Игра «Кто где живет?» (слайд № 7)

Кто живет в дупле? (белочка)

Кто живет под кустиком? (заяц)

Кто спрятался в норе? (лиса)

Кто спит в берлоге? (медведь)

Где сидит белочка? (на дереве)

Где спрятался заяц? (под кустом)

Где живет лиса? (в норе)

Где спит медведь? (в берлоге) .

Давайте, назовем нашей зверей ласково. (белка-белочка и т. д.)

А теперь мы поиграем с нашими животными. Закройте глазки и скажите кого не стало? (не стало медведя)

7. – Ребята посмотрите на сугроб. Сколько снега намело (приподнимается край ткани – виден спящий медведь) . Да это же мишка спит. Где спит мишка? А давайте с мишкой поиграем.

Игра «Как на горке….»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой- снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

8. – Ребята, а давайте поиграем со словом снег. Подскажите мне словечки в стихотворении. (слайд № 8)

Тихо-тихо как во сне

Падает на землю….(снег) .

С неба все скользят пушинки

Серебристые ….(снежинки) .

Словно в белый пуховик

Нарядился….(снеговик) .

А вот снежная фигурка

А зовут её(снегурка) .

На деревьях, посмотри

С красной грудкой …. (снегири) .

Вот веселье для ребят

Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в…. (снежки) .

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил …. (снег) .

Давайте ещё раз назовем эти слова и внимательно вслушаемся. В каждом из них есть слово «снег» (Дети хором повторяют )

9. – Ребята посмотрите, что это? (дерево, ствол)

Ёлочка наша вдруг загрустила,к

Лапы еловые вниз отпустила.

Давайте нашей елочке сделаем веточки. (слайд № 9)

Какие веточки? (зеленые, колючие, короткие, пушистые)

Куда смотрят наши веточки? (вниз)

А теперь пришла пора возвращаться в детский сад (идут «по снегу» , высоко поднимая колени).

10. Итог : Вам понравилось в лесу?

Что понравилось?

А вы любите зиму?

А что любите делать зимой?

Оценка деятельности детей.

Конспект разработала:

учитель-логопед

Задыхина Марина Николаевна

Логопедическое занятие на тему «ЗИМА»

(средняя группа)

Здравствуйте дети, проходите, занимайте свободные места.

Посмотрите, сегодня к нам пришла белочка и принесла с собой вот такой красивый сундучок, а что в нём – мы сейчас узнаем. (Логопед открывает сундучок и достаёт из него снежинку.)

Посмотрите – здесь загадка! (читает загадку).

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость людям подарила

И на санках прикатила.

Дети: Зима!

Логопед: Правильно! А ещё в сундучке конверты, на них написаны ваши мена. Этот конверт для Эдика, этот для Артёма, для Руслана, для Димы, для Юры и ещё для Алёши. Давайте откроем и посмотрим, что в них!? В них разрезные картинки и белочка хочет узнать, какое время года на них изображено? (Дети собирают картинки).

Логопед: Дима, какое время года изображено на твоей картинке?

Дима: Зима.

Логопед: Артём, а на твоей картинке?

Артём: Зима.

Логопед: Хорошо! Молодцы, все правильно собрали картинки и порадовали белочку. Теперь давайте вспомним, чем можно заниматься зимой?

(подвижная игра)

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

Логопед: Ребята, проходите к мольберту и присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто изображён на этой картине? Начните со слов «На картине…».

Предполагаемый ответ детей: На картине – дети.

Логопед: Куда они пришли?

Предполагаемый ответ детей: Они пришли в парк.

Логопед: Что делает девочка в розовой куртке?

Предполагаемый ответ детей: Катается на лыжах.

Логопед: Что делает мальчик?

Предполагаемый ответ детей: Мальчик катается на коньках.

Логопед: Что есть у девочки в жёлтой куртке?

Предполагаемый ответ детей: У неё санки.

Логопед: Что ещё вы видите на картине?

Предполагаемый ответ детей: Снеговика.

Логопед: Какое время года на картине?

Предполагаемый ответ детей: Зима.

Логопед: Как вы догадались, что на картине изображена зима.

Предполагаемый ответ детей: Везде лежи снег.

Логопед: Какие слова можно подобрать к слову - снег? Снег, какой?

Предполагаемый ответ детей: Белый, мокрый, холодный, пушистый.

Логопед: Правильно. Молодцы! Вы хорошо мне рассказали по картине, а сейчас послушайте рассказ.

(Логопед читает рассказ).

Пушистый, белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Дети катаются – кто на лыжах, кто на коньках, а снеговик, которого они слепили вчера, стоит и любуется детскими забавами.

Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Предполагаемый ответ детей: Нравится, им очень весело.

Логопед: Хотите и мы с вами слепим снежную бабу?

Дети: Да!

Логопед: Проходите на ковёр.

(Дети проходят на ковёр)

Сегодня из снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Логопед: Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая снежная баба.

А теперь присаживайтесь на стульчики, мы будем играть в игру: «Что лишнее?». Слушайте внимательно: СНЕЖИНКА, ОГОНЬ, СУГРОБ, СОСУЛЬКА. Что лишнее?

Дети: Огонь.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Он горячий, а всё остальное - холодное.

Логопед: Правильно. Слушайте дальше. СУП, ПЮРЕ, МОРОЖЕНОЕ, КОТЛЕТА.

Дети: Мороженое.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Мороженое – холодное.

Логопед: Правильно – мороженое, а остальная пища, которую я назвала – должна быть тёплой. А по каким признакам ещё можно сказать, что мороженое – лишнее? Вспомните вкус.

Дети: Мороженое – сладкое.

Логопед: А остальная пища?

Дети: Не сладкая.

Логопед: Верно. Молодцы! А сейчас, ребята, давайте пройдём к столам, где вы собирали картинки, я там для вас приготовила зеркала и сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками.

(Артикуляционная гимнастика).

Упражнение «сосулька» - 3раза;

Упражнение «горка для спуска» - 3 раза;

Упражнение «ураганный ветер открывает и закрывает форточку» - 3раза.

Стара, седа, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет бабой Ягой.

Воет вьюга: «У-у-у-у-у-у-у» (с усилием голоса).

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Стонут берёзы: «М-м-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Шутят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» . Стихает вьюга «У-у-у-у-у-у-у».

Давайте ещё вспомним, как вьюга воет.

Дети: «У-у-у-у-у-у-у-у-у».

Логопед: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед: Каким цветом мы выделим гласный звук? Покажите.

Дети показывают красные кружки.

Логопед: Мы знаем с вами, что гласные поются и сейчас я пропою разные гласные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». Слушайте внимательно «А», «У», «О», «И», «У», «А», «У», «О».

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «У».

Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, что ещё интересного есть у белочки в сундучке. Посмотрите – картина. Мне кажется, что на этой картине художник что-то напутал.

Чего не бывает зимой?

Предполагаемые ответы детей:

Не купаются в реке;

Не цветут цветы;

Не растут ягоды;

Не ходят в платье;

Не летают бабочки.

Логопед: Хорошо, а что правильно нарисовал художник?

Предполагаемые ответы детей:

Кругом лежит снег;

Голые деревья;

На ветках сидят снегири.

Логопед: Очень хорошо всё рассказали.

Ребята, сегодня на занятии вы хорошо справлялись со всеми заданиями. Руслан у нас молодец, самый первый собрал картинку. Дима очень внимательно слушал. Артём чаще всех отвечал на вопросы. У Эдика получилась самая красивая сосулька. Юра внимательно слушал, когда я пела звуки, и правильно выделял гласный звук «У».

Вы знаете, ребятки, мне кажется, что нашей белочке тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и она принесла гостинцы из своего зимнего леса – это орешки. Давайте скажем ей спасибо и до свидания.