Конспект логопедического занятия «Зима. Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе Занятие по логопедии на тему зима

Светлана Иванова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача : закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима» , магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед : Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки :

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет : Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед . Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия .

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии ?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед . Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед . Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед . Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня : -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми» ).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой» .

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой» .

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з» . (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы : «М-м-м-м-м-м» . (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели : «Ш-ш-п : Ш-HI-HI» . Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» .

Дети отвечают на вопросы : какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» .

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед . Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед . На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» .

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

Мы показали соседям нашего (снеговика) .

Мы играли со (снеговиком) .

Мы рассказали о (снеговике) .

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (сопровождение речи с движениями) .

«Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег» , «снег» ,

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком» )

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки» .

Логопед . Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед . Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед . Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : «А у тебя сколько точек?» .

Дети. Три точки.

Логопед . А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед . Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед . Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед . Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т. д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика» .

Логопед . Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия . Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии ?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед . Что вам понравилось на занятии ?

Индивидуальные ответы детей.

Конспект логопедического занятия для средней группы.


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югра
Тема: "Зимние забавы"
Описание: Данное занятие разработано для детей среднего дошкольного возраста.Может быть интересно педагогам дошкольного образования и полезно родителям.
Цель: развитие лексико - грамматического строя речи
Задачи:
Образовательные:
Расширение словаря прилагательных, совершенствование умения отвечать на вопрос: какая?
Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными; существительные с глаголами
Формирование умения подбирать слова-антонимы;
Образование существительных множественного числа именительного падежа
Коррекционные:
Совершенствование целенаправленного выдоха;
Развитие зрительного внимания и восприятия; мышления;
Развитие координации движений с речью.
Воспитательные:
Воспитание чувств взаимопомощи, ответственности, доброжелательности.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети стоят у стульчиков.
Учитель-логопед: Сядет тот, кто скажет про снежинку, какая она? (Ответы детей: холодная, красивая, белая, …)
Учитель-логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость, но чтобы его увидеть, нужно отгадать загадку:
Его не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Он холодный и большой,
Кто же он такой?
(На экран проецируется изображение Снеговика)
Учитель-логопед: Конечно, это снеговик! Посмотрите на снеговика повнимательнее, и скажите, как вы думаете какое у него настроение?
- как вы определили? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Верно, настроение у Снеговика веселое, а радуется он тому, что на улице его любимое время года!
- Кто мне скажет, почему Снеговик любит зиму? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Зимой на улице холодно, а дома – (Ответы детей: тепло)
А у нас в саду тоже тепло, что же может случиться со Снеговиком? (Ответы детей: он может растаять) .
Учитель-логопед: Что же нам делать? (Ответы детей)
- А я кажется, знаю, давайте подуем на него. (Дети дуют на снеговика на экране появляются снежинки)
Учитель-логопед: Когда ветер дует на снежинки, поднимается метель! Становится холодно. Посмотрите как много снежинок, подуем на них и устроим метель. (Дети дуют на снежинки) .
- Снежинок было много, метель часть снежинок унесла, и их осталось - (Ответы детей: мало)
- Кто посчитает сколько снежинок?
- Посмотрите внимательно на снежинки и попробуйте найти одинаковые.
Учитель-логопед: Снеговику очень понравилось, что вы позаботились о нем – подули на него, чтобы он не растаял, и устроили для него снежную метель. А он приготовил для вас интересное задание: «Найди, чего не хватает».
(на экран проецируется карточка с изображением предметов: снеговик, снегурочка, снежинка)

Посмотрите внимательно на экран кого вы видите?
- Сколько Снегурочек?
- Сколько снежинок?
- Сколько Снеговиков?
- Значит, кого не хватает? (Ответы детей)
Ребята, Снеговичок для нас еще игру приготовил. Вставайте на ножки и поиграем.
(Физминутка, движения выполнять по тексту)
Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика.
Учитель-логопед: Ребята, Снеговику снова стало жарко, он приглашает нас на улицу. Что же нужно сделать, чтобы пойти на улицу? (Ответы детей: одеться)
Учитель-логопед: Правильно, на улице зима, поэтому обязательно нужно одеваться. Какую же одежду мы будем одевать?
(на экран проецируется изображение одежды)

Учитель-логопед: Значит, какая одежда лишняя? (дети называют лишнюю одежду, при наведении курсора на названный предмет одежды он по щелчку мыши исчезает)
Ребята, а нам хватит одной шапки, одной шубки, одних ботинок на всех? (Ответы детей)
Значит нам нужны… (Ответы детей: шапки)
(на экране появляются дополнительные комплекты одежды, дети образуют существительные мн.ч., им.п.)
Учитель-логопед: Что же мы возьмем с собой на улицу?
(На экран проецируется изображение лыж, санок, коньков и игрушек )

Что не будем брать? (дети называют лишние предметы, они по щелчку мыши исчезают)
Ну что, готовы к прогулке? Раз, два, три, четыре, пять – отправляемся гулять.
(на экран проецируется изображение мальчика идущего на лыжах)

Учитель-логопед: Посмотрите, кто это гуляет? (Ответы детей)
- Что он делает? (Ответы детей: идет на лыжах)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одного мальчика)
-Что делают мальчики? (Ответы детей: мальчики идут на лыжах)
-Давайте покажем, как мальчики идут на лыжах.
(на экран проецируется изображение девочки, катающейся на коньках)

Учитель-логопед: Что делает девочка? (Ответы детей: катается на коньках)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одной девочки)
-Что делают девочки? (Ответы детей: девочки катаются на коньках)
-Попробуем показать, как девочки катаются на коньках.
(на экран проецируется изображение мальчика играющего в снежки)


Учитель-логопед: А чем занят этот мальчик? (Ответы детей: он играет в снежки)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще нескольких детей)
-А чем заняты мальчики? (Ответы детей: Они играют в снежки)
-Покажите, как мальчики кидают снежки.
Учитель-логопед: Молодцы! Снеговику очень понравилось с нами играть и гулять, но ему пора возвращаться в свой зимний лес. Скажем ему до свидания? (дети говорят снеговику до свидания)
Учитель-логопед: И нам с вами пора возвращаться: скажем дружно – раз, два, три снова в группе мы.
Учитель-логопед: Кто к нам приходил? В какие игры понравилось играть со Снеговиком? (Ответы детей)

Презентация на тему: Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий "Зимние забавы"

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект логопедического занятия с

использованием компьютерных технологий по теме:

« Зима. Зимние забавы »

Составила и провела

Логопед: Марченко Ирина Валерьевна.

Участники : Дошкольники средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи.

Количество детей: 6 человек

Длительность : 20 минут.

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме

« Зима. Зимние забавы» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

1.Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.

2.Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.

Образовательная область « Познавательное развитие».

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

3.Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия.

Образовательная область « Речевое развитие».

Коррекционно-образовательная работа.

1 .Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме « Зима. Зимние забавы».

2 .Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.

3 .Воспитывать правильный умеренный темп речи.

4 . Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

5 .Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.

7. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.

8. Обучение составлению простых предложений по образцу.

9. Стимулирование проявления речевой активности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

1.Учить детей дорисовывать отдельные элементы.

2.Закрашивать контурные изображения.

3.Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

1.Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью..

Предварительная работа: изучение лексической темы « Зима.Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.

Материалы:

ИКТ, снежный комок из ваты, заготовки изображений снеговиков с отсутствующими деталям

Ход занятия.

1.Знакомство с темой.

Логопед:

Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

« Посмотрите, что за чудо,

Все кругом белым-бело.

Крыши, улицы, деревья,

Все дорожки замело.

Лед сковал озера, реки,

Во дворе метет метель.

От мороза стынет птица,

Веселиться птице лень.

Солнце светит,но не греет.

Дни короче, ночь длинней.

Что за время года, дети?

Подскажите мне скорей?» (зима)

  • Какие приметы зимы вы знаете. Посмотрите на картинку. Она вам поможет.(Дети вспоминают приметы зимы)

2. Координация речи с движением

Логопед: Ребята, посмотрите, снег пошел. Давайте поиграем.

Белый снег пушистый, (руки перед собой. Движения кистями рук)

В воздухе кружится. (кружатся вокруг себя)

И на землю тихо (медленно опускаются на корточки)

падает, ложится.

3 . Подбор определений и глаголов. Игра со снежком(мячом).

Логопед: Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Логопед кидает снежок каждому ребенку)

(Дети пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий...)

Логопед: А что снег может делать?

(Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться...)

Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце.(логопед раздает снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать.(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

Как вьюга затихает.

Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом.(дети « греют» руки теплой воздушной струей).

5.Сюрпризный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку. Если угадаете, то у нас появится гость.

« Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто пришел к нам? (снеговик)

Логопед: Молодцы, угадали загадку! И снеговик появился, чтобы с нами поиграть.

/ На мультимедийном устройстве появляется слайд/

4.Отгадывание загадок.

Логопед: Зима - морозная пора, но очень веселая! Много игр, развлечений забав зимой! Снеговик загадает загадки о своих любимых зимних забавах. Если вы угадаете загадку, то отгадка появится.

  • Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их........ (лыжи)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд//

  • Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, скорей на лед.

На лыжи и ….....(коньки)

/ на мультимедийном устройстве появляется отгадка/

  • Сажусь и качусь,

С горы я мчусь.

Но это не санки,

А просто.......... (ледянка)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  • ОЙ, насыпало снежка!

Вывожу коня- дружка.

За веревочку –узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки)

/ на мультимедийном устройстве появляется слайд/

Логопед: А какие зимние забавы любите вы? Вспомните и те, о которых забыл снеговик.(дети отвечают по одному).

  1. Координация речи с движением. Развитие общей моторики.

Логопед:

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (показывают крышу над головой)

Снег на улице идет (Потряхивающие движения кистями рук сверху вниз)

Дворник улицу метет (имитация движения)

Мы катаемся на санках (Дети приседают)

Пишем на катке круги (имитация катания на коньках)

Ловко бегаем на лыжах (имитация движения)

И играем все в снежки. (дети лепят и бросают снежки).

  1. Развитие зрительного внимания, « нелепицы»

Логопед: Ребята, снеговик нарисовал интересную картину, но мне кажется на ней много ошибок. Найдите их.

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  1. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята, нашему снеговичку очень грустно одному.

Давайте сделаем ему друзей, точь в точь как наш снеговик. Я начала их рисовать, но закончить не успела. Помогите мне.

Логопед, обращаясь к каждому ребенку: Чего нет у твоего снеговика?

(У моего снеговика нет ведра, ….метлы, рук, носа, глаз.

Я дорисую снеговику ведро…......Дети дорисовывают снеговиков.)

  1. Итог занятия.

Дети благодарят снеговика за интересную игру и дарят рисунки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их........

Зима в подарок нам дает Румяные деньки. Скорей на снег, скорей на лед. На лыжи и …

Сажусь и качусь, с горы я мчусь. Но это не санки, А просто.......... (ледянка)

ОЙ, насыпало снежка! Вывожу коня- дружка. За веревочку -узду через двор коня веду. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. . (санки)


Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Костюмы Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с загадками;
  • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
  • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с плоскостными буквами.
  • Разноцветные кружки для звукового анализа;
  • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с деформированными предложениями;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег - (снежная);

Мороз - (морозная/;

Ветер - (ветреная);

Стужа - (студёная);

Холод - (холодная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

Метель мела и все тропинки - (замела).

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

Метель - (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

9.Физкультминутка.

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Игра «Найди лишнее слово».

Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Холод, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

13. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки, катаются, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, все».

14. Эмоциональное расслабление.

Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

15.Заключительная часть.

(Дети встают).

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.