Мвд обязало водителей носить светоотражающие жилеты. Краткое описание стандартов светоотражающих жилетов Сигнальный жилет в автомобиле

В ПДД предписывается обязательно иметь в автомобиле медицинскую аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель. Наличие светоотражающего жилета предписано, начиная с 1-го марта минувшего года. Изделие нужно для того, чтобы обезопасить водителя на дороге в случае аварии, поломки машины. Также в обязательном порядке купить светоотражающий жилет придется водителям, перевозящим опасные грузы, или если наличие жилета прописано в должностных обязанностях водителя автобуса, фуры.

Требования к светоотражающим жилетам

Сигнальные жилеты предназначены для обеспечения безопасности. Они понижают риск травматизма на дороге. Так в дневное время они визуально обозначают человека, а в темное время суток делают его видимым.

Различают жилеты по площади светоотражающих элементов и фонового материала. Все параметры сигнальной одежды должны соответствовать ГОСТу. Подразделяют их на 3 класса по степени защиты:

  • 1 класс – обеспечен 10 кв. см светоотражающих полос, имеет одну широкую и две узких полосы. Если видимость плохая их использование малоэффективно.
  • 2 класс – 50 кв. см светоотражающего материала, по 2-3 полосы с каждой из сторон. Этот вариант пользуется наибольшей популярностью. Яркая расцветка ткани, используемой как фоновая, и оптимальное число полос позволяют видеть человека в дневное и ночное время суток.
  • 3 класс – отличительной чертой являются минимум фоновой ткани (20 кв. см) и максимум полосок (4-5 на каждой стороне).

Полосы на светоотражающих жилетах могут быть расположены в трех вариантах, вне зависимости от того, к какому классу защиты принадлежит изделие.

Материал светоотражающего жилета

В основном жилеты шьются из нейлона, полиэстера, диагонали, которые обладают упругостью, устойчивостью к загрязнениям, прочные, долговечные, не подвержены деформации.

Согласно государственным стандартам к тканям, которые производитель использует для пошива, предъявляются следующие требования:

  • окраска должна быть устойчивой, не выцветать и не изменяться под воздействием солнца, воды, другой жидкости в течение срока использования;
  • ткань должна выдерживать значительные механические нагрузки;
  • светоотражающие полосы должны сохранять свои свойства весь эксплуатационный период, не должны стираться, трескаться при изменении температур и повышенной влажности.

Цвет сигнальных жилетов тоже ограничен стандартом. Допускается использование оранжевого, желтого, красного цветов, которые могут сочетаться друг с другом. Что касается фурнитуры, то выбор может быть любой: застежка-молния, липучки, пуговицы. Удобны жилеты, обустроенные контактными лентами, позволяющими регулировать размер.

В дороге может произойти все, ради своей безопасности стоит положить в машину светоотражающий жилет, тем более что цена его не сильно отразится на стоимости предписанного ПДД обязательного набора.

Изготовление светоотражающего жилета регламентируется ГОСТом Р12.4.219-99.

Сигнальную спецодежду выполняют из тканей яркой, притягивающей взгляд расцветки - оранжевой и лимонной. Лимонный является традиционным цветом сигнальной экипировки сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГИБДД), тогда как сотрудники ремонтных, строительных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб и МЧС обычно выбирают оранжевый.

Помимо люминесцентного основного цвета, сигнальные жилеты оснащаются световозвращающими элементами, обычно это продольные и поперечные полос, четко выделяющие силуэт в ночное время суток и при плохой видимости. От количества, ширины и расположения этих СОП на сигнальных жилетах зависит, к какому классу защиты они относятся.

Первый сигнальный класс наименее эффективен. Расположение и количество светоотражающих элементов произвольно, суммарная площадь их не менее 0,1 м2. Обычно это один широкий или два узких элемента. Тогда, когда видимость достаточно слабая, применение жилета нецелесообразно.

Второй сигнальный класс является самым востребованным, он обеспечивает видимость своего обладателя и в дневное, и в ночное время. Такой жилет должен отвечать следующим требованиям ГОСТа Р12.4.219-99: не менее 0,5 м2 световозвращающего материала, что обычно составляет по 2-3 СОП на каждой стороне. Ширина светоотражающей ленты не менее 50 мм, расстояние между лентами и от ленты до края изделия не превышает 5 см. Допустимо два варианта расположения полос: все горизонтальные или одна горизонтальная и две вертикальные на плечах, перекрещивающиеся на спине. К примеру, у сигнальных жилетов “Спектр” производства компании “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” второй защитный класс.

Третий сигнальный класс выполняет максимальную светоотражающую функцию и потому используется в условиях, когда видимость минимальна и в местах наибольшей опасности: на дорогах в вечернее и ночное время, в метрополитене, на железной дороге, при выполнении шахтовых работ. Сигнальный жилет этого класса защиты имеет не менее 0,8 м2 светоотражающей ткани, что составляет 4-5 СОП на каждой стороне изделия. Ширина светоотражающей ленты 50-80 мм. Расположение полос комбинированное, несколько горизонтальных полос дополнены вертикальными. Жилеты “Спектр Плюс ” и “Спектр Премиум ” соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному классу защиты.

Кому нужен сигнальный жилет

Сигнальные жилеты со светоотражающими элементами находят применение в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Без них не обходятся ни дорожно-эксплуатационные, ни дорожно-монтажные организации. Наличие сигнальных жилетов необходимо для сотрудников полиции и медперсонала машин скорой помощи, рабочих лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Работниками ЖКХ и коммунальными службами, как и сотрудниками автотранспортных, ремонтных и строительно-монтажных предприятий обычно используется оранжевый жилет со вторым классом защиты. Экипировка сотрудников МЧС, служащих ЖД и метрополитена, оперативных служб, ГИБДД диктуется временем суток и уровнем видимости. Использование спецодежды со светоотражающими элементами помогает значительно снизить риск случайного травмирования работника и уменьшить количество наездов на пешеходов.

Светоотражающие жилеты для автовладельцев и пешеходов

Сигнальные жилеты второго и третьего классов защиты рекомендуются всем участникам дорожного движения. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона об обязательном наличии в автомобиле сигнального жилета оранжевого цвета второго класса защиты. На жилете не должно быть каких-либо знаков принадлежности к оперативным или дорожным службам, дабы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Если водитель будет надевать жилет, выходя из автомобиля в случае аварийной остановки, это значительно снизит вероятность того, что другие автомобилисты не заметят его и совершат наезд. Сейчас это требование носит рекомендательный характер.

Подавляющее большинство аварий с участием пешеходов совершается в условиях ограниченной видимости - в темноте, сумерках или при осадках - потому, что водитель не заметил человека или увидел его слишком поздно. Флуоресцентный жилет, снабженный СОП, возвращает свет фар, и пешеход становится заметным издалека. Использование световозвращающих жилетов могло бы снизить число несчастных случаев на дорогах в десятки раз.

Сигнальные жилеты высокого качества выполняются из прочного износостойкого флуоресцентного полиэстера, не теряющего своей формы, цвета и светоотражающих характеристик даже после многократных стирок. Компания “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” предлагает именно такие модели с застежкой на липучку, на пуговицы и на молнию. В жаркую погоду оптимальным будет жилет, выполненный из сетки. Такая модель прекрасно пропускает воздух, не допуская перегрева.

Сигнальный жилет - в каждую машину! March 20th, 2017

Каждому сдавшему экзамен на ПДД водителю хорошо известны 3 предмета, которые должны быть в машине обязательно: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки. Это «святое трио» давно пора превратить в квартет, обязав водителей иметь в машине световозвращающий (сигнальный) жилет. И непременно надевать его до выхода из машины при ДТП или аварийной остановке на проезжей части.

Знаете ли вы, что многие водители и пассажиры гибнут в ДТП не при столкновении, а через несколько минут спустя? Обычно бывает так: водитель или пассажир выходят из машины, чтобы выставить знак аварийной остановки, сфотографировать повреждения или обсудить случившееся – и его насмерть сбивает проезжающий автомобиль. Несколько примеров: , , , , , .

Причина проста: водитель, выходя из машины, резко становится пешеходом, но по инерции продолжает считать себя и видимым, и защищенным. К тому же после ДТП участники часто в стрессе и плохо себя контролируют. Но главное – в темноте и при плохой видимости (сумерки, осадки и т.д.) людей на дороге просто не видно! Это автомобиль с включенными фонарями и катафотами виден издалека, а в пешеход даже в светлой одежде – всего за 30-100 м. На скорости 60-90 км/ч времени на реакцию у проезжающих порой просто не остается.

Сколько гибнет таким образом людей, неизвестно; не уверен даже, что ГИБДД ведет отдельную статистику. Но судя по количеству сообщений в СМИ (куда попадает явно меньшая часть случаев) счет явно идет на сотни погибших и тысячи пострадавших ежегодно! А значит, речь не о единичных случаях, но о системной проблеме.

Решение известно и очевидно: выходя из машины на проезжую часть, надевать сигнальный жилет.

Эта "тряпочка" вполне может спасти вам жизнь: человека в жилете водитель увидит не за 30-100, а за 600 метров даже в темное время суток. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы уменьшить скорость и даже остановиться.

Жилеты спасают жизни не только ночью, но и днем.

Дело в том, что при изготовлении сигнального жилета используются фоновый и светоотражающий материалы. Фоновый – основной яркий материал, который обеспечивает высокую видимость благодаря флуоресцентным свойствам (свечению в ультрафиолете). Может быть лимонным, жёлтым, оранжевым или красным. Светоотражающий – материал, в состав которого входят оптические элементы, отражающие падающий на них свет, он на жилете в виде полосок. В общем, фоновый материал отлично виден днем, светоотражающий – ночью, а в результате сигнальные жилеты делают человека заметным на дороге круглые сутки!

Есть у жилетов еще два приятных побочных эффекта. Во-первых, они ассоциируются с формой инспекторов ГИБДД, потому водители не только хорошо их видят, но и «на автомате» снижают скорость и повышают внимание, увеличивая ваши шансы остаться невредимым. Во-вторых, жилет еще и предохраняет вашу одежду от загрязнения, а его синтетический материал легко отстирать.


Хранить сигнальный жилет надо в салоне авто, а не в багажнике. Лучше определить жилет в бардачок, в дверной карман или под сидение, чтобы его можно было достать в нужный момент. Не стоит держать жилет в багажнике: поход за ним по краю трассы может стать последним путешествием в вашей жизни.

Обязательность аварийных жилетов постепенно «захватывает» Европу: требования иметь жилет в машине и надевать его при выходе на проезжую часть действуют в Италии, Испании, Австрии, Португалии, Хорватии, Бельгии, Болгарии, Норвегии, Люксембурге, Венгрии, Германии, Польше, Эстонии и других странах. Штрафы за неиспользование сигнального жилеты разные: 25 евро в Болгарии, 600 евро в Португалии и 1375 евро в Бельгии.

А вот в России, к сожалению, сигнальные жилеты до сих пор рекомендательны. Еще в 2012-м году Госавтоинспекция предлагала обязать всех водителей иметь световозвращающий жилет в автомобиле и всегда надевать его, выходя из машины на проезжую часть в темное время суток или при плохой видимости. Совершенно непонятно, почему это более чем разумное предложение тогда не было принято.

Что нужно сделать, чтобы жилеты стали обязательными для водителей, попавших в ДТП или вставших на проезжей части? Достаточно всего трех поправок в ПДД:
- Пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил надо сформулировать так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99».
- Добавить в ПДД пункт 2.1.3 «Перед выходом на проезжую часть при аварийной остановке или дорожно-транспортном происшествии надеть сигнальный жилет».
- Пункт 2.5 ПДД изложить в следующей редакции: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, надеть световозвращающий жилет и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.» .

Чем вы можете помочь? Если вы согласны с этим предложением, напишите в несколько инстанций:
- В Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на имя Игоря Шувалова ( о комиссии, а писать надо сюда)
- В Министерство транспорта России
- В ГИБДД России

В письме попросите срочно включить сигнальный световозвращающий жилет в перечень условий, при отсутствии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также внести в ПДД обязанность водителя надевать жилет перед выходом на проезжую часть при ДТП и аварийной остановке. Основание: большое количество ДТП со смертельным исходом с участием водителей, вышедших из машины, необходимость снизить смертность на дорогах.

Кстати, не менее остро стоит проблема велосипедистов-«невидимок».

Многие из них не гнушаются играть в бэтманов - ездить по проезжей части в черных одеждах на черных велосипедах без единого фонаря и катафота. И по ПДД имеют на это право: согласно п. 24.10, «при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Если вы считаете, что велосипедисты должны быть видны на дороге, заодно напишите в эти инстанции требование изменить выделенную формулировку в п. 24.10 ПДД на «велосипедисты и водители мопедов обязаны ».

А что еще, по-вашему, надо сделать для снижения аварийности и смертности на наших дорогах?

18 марта 2018 года вступают в силу изменения в правила дорожного движения. Поправки устанавливают обязанность для водителей надевать светоотражающие жилеты при вынужденной остановке вне населенных пунктов.

Изменения в ПДД

Нужно ли всегда возить жилет в машине?

Нет, такой обязанности у водителя нет. Если автомобиль используется только в населенных пунктах жилет приобретать не обязательно.

Тем не менее, в отличии от знака “Шипы” такой жилет прямо влияет на Вашу личную безопасность.

Вынужденная остановка и без того событие не из приятных, но это не значит что неприятности все закончились. И маленькая неприятность может перейти в трагедию.

По сообщению законодателя за первое полугодие 2017 года количество наездов на водителей при ДТП в темное время суток возросло на 4,8%.


Как жилет влияет на видимость человека

Требования к жилетам

Требования Правил ссылаются на ГОСТ 12.4.281-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования.

Для водителей из этого стандарта важно знать требования к маркировке такой одежды:

9.1 Общие требования

Спецодежда должна иметь маркировку. Маркировка должна отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на самой одежде или на прикрепленной к ней бирке (товарном ярлыке);
  • быть заметной и хорошо читаемой;
  • выдерживать соответствующее число циклов ухода.

Размер шрифта маркировки должен обеспечивать простоту понимания и не должен препятствовать использованию специальной одежды.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

Правительство РФ 12 декабря 2017 года утвердило поправки в ПДД, которые обязывают водителей при выходе из машины одевать световозвращающий жилет. Каким должен быть жилет водителя, чтобы соответствовать ПДД?

Напомним, портал сообщал, что 16 декабря 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано Постановление от 12 декабря 2017 года №1524, подписанное председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Согласно документу, ПДД дополнены новым пунктом 2.3.4 :

"В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

ГОСТ на световозврающий жилет для водителя

Как видно выше, в ПДД четко указано, что жилет, куртка или жилет-накидка должны соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014. Он называется "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования".

В стандарте содержится исчерпывающий перечень к спецодежде, к которой относятся и световозвращающие жилеты, куртки и жилеты-накидки, указанные в ПДД. Выделим основные требования ГОСТа:

  • Элементы из фонового материала должны горизонтально обхватывать торс, руки (рукава) для всех предметов одежды, исключая жилеты-накидки.
  • Полосы световозвращающего материала должны быть шириной не менее 50 мм; для плечевых лямок и поясов - не менее 30 мм.
  • Куртки, жилеты и жилет-накидки должны иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от низа изделия.
  • Допускается, что куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край горизонтальной полосы должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или короткой куртки.
  • Альтернативный вариант - куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-накидки (при необходимости).
  • На длинных рукавах курток должны быть две охватывающие полосы световозвращающего материала, расположенные на том же уровне, что и полосы на торсе. Верхняя полоса должна обхватывать верхнюю часть рукава между плечом и локтевым сгибом, а нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края рукава.
  • Жилет-накидка должна быть спроектирована таким образом, чтобы во всех размерах изделий боковой зазор между материалами составлял не более 50 мм.
  • Ширина крепежных элементов на фоновых, световозвращающих специализированных и комбинированных материалах должна быть не более 50 мм.
  • Плечевые лямки с поясом должны иметь световозвращающие полосы (из специализированного или комбинированного материала) по поясу и на лямках. Ширина полос должна быть не менее 30 мм.

Если купленная куртка, жилет или жилет-накидка соответствуют всем требованиям, то на этикетке должна быть маркировка с номером приведенного выше ГОСТ.