Николаевская верфь. Черноморский судостроительный завод Николаевская судоверфь

Цех изготавливает заготовки и отдельные детали корпусов судов из листового и профильного проката. Площадь цеха 23 000 кв.м. (5 пролетов 195х120 м.)

В структуру цеха входят участки правки листового и профильного проката; порезки листа и комплектации; гибки; обработки профиля.

На участке правки установками абразивной очистки и окраски производится очистка металла стальной дробью до степени SA 2½ по шведскому стандарту.

Станочный парк цеха включает в себя 3 линии тепловой резки металла толщиной от 3 до 100 мм. максимальным габаритом 3000х12000 мм, оснащенными 10 машинами типа «Кристалл», и одной машиной «АG-400»,

широкой гаммой листогибочного и прессового оборудования, обеспечивающего гибку листовой (толщиной до 60 мм.) и профильной стали, линией обработки профильного проката. Гильотины позволяют производить механическую резку листовой стали толщиной до 10 мм.

Транспортировка полуфабрикатов и деталей между производственными участками осуществляется с помощью рольгангов и кранового оборудования грузоподъемностью от 2 до 20 т.

Пропускная способность имеющегося оборудования позволяет обрабатывать около 40 000 т. металла в год.

Производится сборка узлов, деталей, плоских и объемных секций строящихся судов. Цех состоит из двух корпусов с 4 и 3 пролетами.

4-х пролетное здание площадью 12 000 м2 оснащено линиями изготовления сварного набора, днищевого набора и нетиповых плоских секций. Пролеты цеха оборудованы кранами г/п 30-80 т., что позволяет изготавливать секции весом от 30 до 120 т. Транспортировка секций осуществляется железнодорожным транспортом.

В 3-х пролетном здании площадью 18 000 м2 находится участок изготовления плоских секций габаритом 16х16 м. В двух остальных пролетах производится изготовление объемных крупногабаритных секций. Все пролеты оборудованы кранами г\п 100 т., что позволяет изготавливать секции максимальным габаритом до 32х16х7,5 м. и весом до 180 т.

В сборочно-сварочном цехе применяются все основные виды сварки: автоматическая под слоем флюса, полуавтоматическая в среде защитных газов, ручная.

Транспортировка секций из цеха в окрасочную камеру, на стапеля и ППП осуществляется посредством автомобильного трейлера фирмы «МАФИ» г\п 350 т. и заводским железнодорожным транспортом.

Достигнутая с имеющимся оборудованием пропускная способность цеха составляет 30 000 т. обрабатываемого металла в год.

Стапель «0» предназначен для постройки судов водоизмещением до 100 тыс. т. и обладает следующими основными характеристиками:
габаритный размер 330х40 м.
спусковая масса судов - до 25 тыс. т.
Стапель оснащен 2-мя портальными кранами г/п 900 т. каждый. На мощной околостапельной плите (250х40 м.) возможна монтаж и сборка секций массой до 1460 т.

Стапель «1» предназначен для постройки судов водоизмещением до 45 тыс. т. и обладает следующими характеристиками:
габаритный размер 290х33 м.
спусковая масса судов - до 10 тыс. т.

Изготавливает и производит монтаж систем и изделий из стальных, медных, медно-никелевых, биметаллических, нержавеющих и др. труб.

На участке порезки и гибки труб производится порезка труб большого диаметра на газорезательной машине УТС-325; порезка труб малого диаметра на отрезных станках; гибка труб на трубогибочных станках типа СТГ и ТГСВ. Имеется все необходимое стендовое оборудование для гидравлических испытаний и рентген-контроля. Все пролеты цеха оснащены подвесными кран-балками и кранами г/п от 1 до 5 т.

В структуру цеха входит также участок химической очистки труб, гальванический участок и складское хозяйство.

Выполняет монтаж судовых механизмов, силовых установок и их систем, систем контроля и автоматики, вспомогательных судовых механизмов и устройств, изделий МСЧ, МЗК и производит другие сборочно-сварочные работы для нужд судостроения и судоремонта.

В состав цеха входит плавучий комплекс закрытого типа со сдвижной крышей, расположенный в районе стапеля «0», в котором производится полная сборка главных двигателей массой до 500 т. с последующей погрузкой на суда, строящиеся на данном стапеле. Погрузка двигателя осуществляется с помощью 900 т. кранов.

Выполняет достройку и оборудование строящихся и ремонтируемых судов на стапелях и на плаву у достроечных набережных. В цехе имеется три достроечные набережные.

Восточная набережная - длина 235 м., обслуживается 2-мя кранами г/п 10 и 20 т.

Северная набережная - длина 338,8 м., обслуживается 2-мя кранами г/п 40 т. и одним краном г/п 30 т.

Западная набережная - длина 297,1 м., обслуживается 2-мя кранами г/п 40 т.

Имеется специальный стенд испытания главных двигателей и пропульсивной установки кораблей на упор, мощностью до 12000÷14000 КВт.

Существующие производственные мощности и площади достроечных цехов позволяют обеспечить достройку и сдачу судов с суммарным дедвейтом до 100 тыс.т. в год.

В окрасочной камере (120х24 м.) производится окраска секций и корпусов малых размеров. Крупные суда окрашиваются при помощи передвижных установок непосредственно на производственных позициях.

Камера оборудована современными средствами очистки и окраски производства Германии, Швеции, США. Транспортировка секций в окрасочную камеру осуществляется как внутризаводским железнодорожным транспортом, так и при помощи судовой тележки «МАФИ».

Суммарная годовая окрашиваемая площадь с учетом окраски судов на стапеле и достроечных набережных, составляет около 520 000 - 540 000 м2.

ППП предназначено для серийной постройки судов дедвейтом до 9 000 т.

Производственные участки и поточная линия строительства судов размещены в едином крытом эллинге длиной 420 м. Структура ППП представляет собой законченный цикл по строительству и ремонту судов.

В состав здания входит главный пролет и примыкающие к нему два поперечных здания, состоящие из семи и четырех отдельно расположенных поперечных пролетов.

В семи поперечных пролетах габаритными размерами 96х156 м. размещено сборочно-сварочное производство по изготовлению секций судна, обслуживаемого мостовыми кранами г/п от 10 до 50 т.

В четырех пролетах здания габаритными размерами 96х96 м. размещено механомонтажное и трубомедницкое производство, обслуживаемое мостовыми кранами г/п от 5 до 20 т.

В отдельно расположенных зданиях находятся изоляционные, столярные и достроечные производственные участки.

В главном пролете эллинга, имеющем размеры 30х384 м., производится сборка блоков и формирование основного корпуса судна на трех стапельных позициях. Все позиции оборудованы стационарными

(переносимыми) лесами. Формирование блоков судна производится с использованием боковых предстапельных позиций, оборудованных необходимыми стендами.

Имеющееся крановое оборудование в количестве 9 единиц г/п от 22 до 200 т. позволяет проводить грузовые операции с корпусными конструкциями и оборудованием весом до 200 т. и высотой подъема до 15 м.

Суда формируются на судовозных тележках, перемещаемых с помощью шпиля по производственным позициям и на плавучий док для спуска на воду.

На открытой позиции за главным пролетом устанавливаются надстройки, мачты, дымовые трубы и прочее корабельное оборудование, которое не может быть установлено под крышей главного пролета. Открытая позиция оборудована портальными кранами г/п 30 и 50 т.

Плавучий док с размерами стапель-палубы 120х40 м., обеспечивает докование плавсредств массой до 9000 т. (при ремонте и модернизации судов).

Плавдок обеспечивает возможность спуска судов на воду и подъем судов на горизонтальную стапельную позицию длиной до 145 м., шириной не более 17 м., весом до 3500 т. С горизонтальной стапельной позиции под крышу цеха поточного производства, возможен проход судов с ограничением высоты мачт и антенных постов до 18 м.

Черноморская верфь, также получившая известность в качестве Николаевских судостроительных заводов, занимает юго-западную часть в украинском городе Николаеве. Располагается завод у Бурского лимана, воды которого подходят непосредственно к Чёрному морю.

В советские времена это было крупнейшее предприятие, лучшее в своём роде. Теперь же оно пришло в упадок. Тем не менее Николаевский судостроительный завод "Океан" остаётся уникальным предприятием, комплексным и полностью автономным. Оно самое крупное как на всей европейской территории, так и в мире.

Из истории

В городе Николаеве, расположенном в южной части современной Украины, находится уникальное, основанное в 1895 году предприятие - судостроительный Черноморский завод. Изначально оно носило название анонимного общества "Наваль" .

Завод имеет богатое советское и российское прошлое. Всего несколько десятилетий тому назад это была центральная база для изготовления крупнейших кораблей надводного предназначения, в том числе и авианесущего типа. Более того, в конце советского периода здесь была начата работа по сборке атомного авианосца, но из-за смены власти логического завершения она не получила.

Упадок и кризисный период, в котором пребывает Николаевский судостроительный завод сегодня, начался сразу же после того, как распался Советский Союз. Украинская власть не смогла не только реализовать возможности уникального предприятия, но и сохранить его работоспособность.

Развитие предприятия в конце XIX века

Основание анонимного общества, в которое вошли литейные, механические и судостроительные заводы произошло в 1895-м. Руководили им предприниматели из Бельгии, несмотря на то, что расположились предприятия в городе Николаеве. Именно они взяли в аренду на три десятилетия земли на берегу Южного Бута и приступили к возведению основных предприятий.

В те времена в России активно поощрялся приток иностранных капиталов. Благодаря данному вложению правительство Бельгии получило разностороннюю поддержку великой империи.

Город Николаев выгодно отличался от прочих особенно удачным местоположением для судостроительной отрасли. Здесь создавались условия для военного и коммерческого кораблестроения.

Важно заметить, что на тот момент в городе уже работало Адмиралтейство. Но комплекс предприятий "Наваль" должен быть стать более мощным и производительным. На него изначально завозились лучшие станки и оборудование. К работе отдельные цеха приступили даже до момента официального открытия.

Все производственные помещения располагались линейно, последовательно, имели связь посредством железнодорожной линии.

Основные компоненты внушительного комплекса предполагались следующие:

  • судостроительное производство;
  • машиностроительное производство для сборки вспомогательных узлов будущих судов;
  • вагоностроительное производство;
  • котельный отсек;
  • кузнечное производство;
  • металлообрабатывающие производства.

Основание и первые годы работы завода

В октябре 1897-го случилось действительно знаменательное событие. Открылся и был освящён крупнейший комплекс, который сейчас известен как Николаевские судостроительные заводы. На эту тему вышла обширная статья в местной городской газете, и уже в это время отдельные цеха приступили к активной работе.

Это было действительно крупное предприятие. На него завезли самое современное по тем временам оборудование. Рассчитан Черноморский судостроительный завод был не только на сотрудничество с государством, но и на выполнение ряда частных заказов.

Тогда же жители узнали, что Общество заводов в городе готово принимать заказы на всевозможные плавсредства - от небольших шлюпок до внушительных пароходов, рассчитанных на перевозку людей либо грузов.

Таково было начало пути указанного великого предприятия. Позднее его несколько раз переименовали, в том числе в Николаевский судостроительный завод имени Н. И. Носенко . Во времена Российской империи и советской власти завод поставил на флот не одну сотню кораблей различных габаритов и предназначения.

Уже к 1889-му на предприятии числилось более трёх тысяч рабочих разных специальностей. На протяжении первого года активной работы было выручено почти три миллиона рублей за готовую продукцию. В общей сложности Николаевские судостроительные заводы заняли 50 гектаров .

Лучшая техника и оборудование были завезены на судостроительное предприятие. Под крытым навесом могли собираться сразу 4 небольших судна либо два мощных броненосца.

Прочие производства в рамках комплекса Николаевских судостроительных заводов развивались не менее активно. Но главной оставалась именно сборка кораблей.

Развитие в начале XX века

Уже в первые годы XX века верфи Николаева заняли своё место в судостроительстве крупной империи. В то же время приступили к работе над боевыми судами для своей страны вроде серьёзных миноносцев.

Заложенные в «Навале» корабли, работа над которыми началась в 1901-м, вышли в море в 1903-м, став составляющей российского черноморского флота. Некоторые из этих кораблей стали участниками войны с Японией, которую империя проиграла.

Позднее завод получил ещё несколько крупных контрактов. Они предполагали полноценную сборку миноносцев либо изготовление отдельных узлов и агрегатов для судов, которые строились на соседних верфях.

В 1905-м завершилась работа над парой серьёзных крейсеров. Они отправились к берегам Дальнего Востока. Работа этих судов заключалась в выявлении браконьерства в указанных водах. В те времена здесь промышляли в основном иностранные браконьеры, которые своей деятельностью наносили ощутимый урон рыбному хозяйству империи.

В последующие годы предприятие специализировалось на ремонте существующих и создании новых кораблей. Но основной упор всё же делался на современные по тем временам военные суда для нужд Черноморского флота империи.

Даже Гражданская война и революция не создали серьёзных проблем для промышленного гиганта. Сразу после национализации работа закипела в его стенах с новой силой на благо советского флота. Молодое советское государство хорошо понимало, насколько важно иметь свой сильный флот, и не жалело средств на его развитие.

Вторая половина XX века в истории Николаевского судостроительного предприятия

На протяжении нескольких лет предприятие было оккупировано немецкими войсками. Освободили его только в 1944-м. За этот период многое было сломано и разрушено. Но активная деятельность здесь была возобновлена менее чем через год.

Пожалуй, лучший период для Николаевского завода - это послевоенные десятилетия. В то время Стране Советов особенно остро требовался мощный и современный флот, ведь она стала сверхдержавой. Причём требовались не только военные суда, но и научные, а также торговые корабли, крупные и мелкие. Чтобы достигнуть поставленных задач, были подключены все мощности крупнейших судостроительных производств Николаева - «Океан», завод имени 61 коммунара наряду с судостроительным Черноморским.

К моменту распада Советского Союза на этих трёх производствах было занято около сотни тысяч человек - это были рабочие разных специальностей, выпускники средних и высших технических учебных заведений.

Особую славу предприятие снискало при спуске на воду именитых советских авианосцев, ракетных крейсеров. Специалисты обращают внимание, что даже в столь плотном графике на военное производство приходилось не более трети от общего числа заказов.

Предприятие в начале XXI века

Если в советский период объем производства на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара исчислялся сотнями единиц, то после распада СССР, с приходом украинских властей оно стало штучным. Но работа шла преимущественно по частным заказам на гражданские суда.

Так, в начале XXI века уже украинское судостроительное предприятие получило ряд иностранных заказов. Один из самых крупных в тот период - это работа над танкерами для Греции. Также было собрано 4 сухогруза, проданных Испании.

Уже с этого времени крупный комплекс начал приходить в упадок. По завершении крупных иностранных заказов оно переквалифицировалось с создания судов на их ремонт, что уже не требовало былого размаха и приносило минимальный доход.

С самого начала судостроительные заводы Украины не имели перспектив, но в первое время надежда на положительный исход ещё оставалась. Численность сотрудников на них всё сокращалась.

Украинские власти несколько раз пытались поддержать кораблестроительную отрасль страны, но их усилия не давали видимого положительного результата.

Некоторые проблески и серьёзные надежды появились у завода при получении государственного заказа от президента Януковича. В соответствии с ним завод должен быть собрать несколько военных корветов. Но после смены власти в стране ввиду острой нехватки финансирования и эта работа была остановлена.

Остановка деятельности в 2017

В ноябре 2017-го произошла остановка работы николаевского судостроительного завода. Это случилось даже с учётом того, что само предприятие на настоящий момент относится к Укроборонпрому .

Основная причина случившегося состоит в остановке поступления денежных средств, необходимых для минимального обслуживания такого крупного украинского военного корабля, как крейсер Украина.

Столь сложная финансовая ситуация на предприятии сложилась по причине серьёзных долгов перед сотрудниками по выплате заработной платы наряду с арестом счетов. Люди были просто вынуждены покидать свои рабочие места и искать работу не по специальности.

По утверждениям специалистов, истинная причина состоит в том, что на настоящий момент правительство не принимает необходимых мер по обслуживанию крупного крейсера. С 2015-го предприятие не получает денежной компенсации за обслуживание серьёзного судна. Это стало причиной нехватки финансов даже на выплату заработной платы своим сотрудникам.

Другими словами, предприятию приходится своими силами и за свой счёт производить обслуживание «Украины». Ранее руководство уже направляло соответствующие бумаги в министерство обороны страны - указывалась необходимость осуществить его демилитаризацию, что позволило бы заводу вернуть вложенные средства и справиться со сложившейся ситуацией.

Но нынешнее руководство страны не собирается оказывать поддержку одному из важнейших судостроительных предприятий собственной страны . Важно заметить, что указанный крейсер простаивает на территории завода на протяжении последних трёх десятилетий, то есть с того момента, как корабль был выведен из флота России и передан украинской стороне.

Выдающиеся корабли, сошедшие в разные годы с конвейера предприятия

На Николаевском заводе на протяжении его более чем столетней истории были собраны сотни кораблей. Самые крупные из них получили значительную известность и признание.

Наиболее знаковыми стали следующие суда (начиная с основания верфи):

  1. « Краб» - судно для установки минных заграждений под водой, спущенное на воду в 1905-м. Оно стало первым во всем мире в своём классе, принимало активное участие в событиях Первой мировой войны.
  2. « Императрица Екатерина Великая» — линейное судно, спущенное на воду в 1915-м. Оно стало наиболее совершенным в техническом плане и крупногабаритным среди российских кораблей линейного типа которыми располагал военно-морской флот государства. Корабль участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны, позднее его отвели от берегов крымского полуострова, чтобы судно не досталось Германии по итогам заключённого в Бресте мирного соглашения. Уже в Новороссийске его затопили, на что поступило личное указание от Ленина. Это было необходимо, так как немцы настоятельно требовали передачи судна в их распоряжение.
  3. С- 79 - подводная лодка, созданная в соответствии с проектом 613. Была спущена на воду в 1954-м. Сразу же ее перевели в распоряжение северного флота, позднее лодка поступила в распоряжение Тихоокеанского флота. Затем по стечению обстоятельств подлодку тайно передали Индонезии. На сегодняшний день она выполняет функции корабля-музея в этой же стране.
  4. «Адмирал Кузнецов» - это один из наиболее великих и могущественных кораблей, выпущенных николаевской верфью. Это тяжёлый авианесущий крейсер, работа над которым завершилась в 1991-м. На протяжении многих лет он оставался единственным судном в распоряжении ВМФ России, который предлагал воздушным судам возможность посадки и вертикального взлёта .

Современный музей Николаевских судостроительных заводов

На сегодняшний день судостроительное предприятие Николаева пришло в упадок. Финансовые проблемы и отсутствие заказов сыграли немалую роль в этом процессе. О былом величии теперь напоминают лишь пустые цеха крупного комплекса предприятий, а также действующий в его стенах музей. Ему удалось сохранить чуть более двух тысяч ценных экспонатов.

В центральной части экспозиции музея располагаются промышленные суда, а также макеты прочих кораблей, которые были спущены на воду начиная с первых лет работы предприятия. Здесь присутствуют как первый корабль с пятьюдесятью пушками, ещё на парусах, так и современные рефрижераторные суда, военные крейсера и многие другие.

Каждый из них является действительно знаковым символом развития и совершенствования кораблестроительной отрасли российской империи и СССР. В стенах этого музея можно проследить переход от применения во время сборки кораблей металлов к созданию судов на газовых турбинах и даже ракетных, рефрижераторных судов.

Здесь же сохранены многие ценные фотографии и документы наряду со знамёнами . Все они несут информацию о становлении кораблестроения.

Одна из самых интересных для посетителей моделей - это судно «Вице-адмирал Попов». Это был первый спущенный на воду в России цельнометаллический корабль. Начиная с него работу с деревом в судостроительной сфере завершили, осваивая современные технологии и новейшие материалы той эпохи. Именно с этого судна произошло серьёзное перестроение и обновление производства.

Текущее состояние судостроения Украины

Современной Украине непросто поддерживать на должном уровне основные производства. Наверное, в силу общей тенденции состояние украинского кораблестроения также оказалось плачевным.

На сегодняшний день в стране имеется несколько крупных судостроительных предприятий - Николаевские заводы хоть и наиболее крупные, но далеко не единственные в этой сфере. Но и они всё больше простаивают - заказы имеются крайне редко.

Ситуация осложняется тем, что многие предприятия этой сферы, которые стараются самостоятельно удержаться на плаву, оказываются попросту разменной монетой в политических играх украинских чиновников и бизнесменов. Это дополнительно отягощает и без того непростую ситуацию в отрасли. Пока поддержки ждать неоткуда .

Судостроители Украины уже прочувствовали ненужность своей отрасли. Проблемы все накапливаются, но решения не получают даже по прошествии времени. Сейчас в стране нет людей, готовых вложить крупные суммы в судостроительные активы. Ведь это сопряжено с определённым риском.

Проблемы охватили все основные судостроительные предприятия и заводы других отраслей. Так, наряду с Николаевскими заводами, очень сложная ситуация сейчас на "Южмаше" .

В 1895 году основан завод «Наваль» (неофициально предприятие также называли Французским заводом), как бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен» .

25 сентября этого же года начато строительства судостроительного, механического и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» . В октябре 1895 года на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» началось строительство Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота .

  • ноябрь 1896 года - открытие Черноморского завода.
  • 21 октября 1896 года - открытие завода «Наваль».
  • В 1898 году состоялось заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический ».
  • В 1899 - первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
  • 1901 год - заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст », «Евстафий » и крейсера «Кагул ». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
  • Июль 1901 года - закладка эскадренного миноносца «Заветный »(сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Остальные эсминцы типа «Лейтенант Пущин » («Завидный », «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий») были построены в период с 1903 по 1905 годы.
  • 1902 год - всеобщая забастовка рабочих завода.
  • 1903 год - Черноморскому флоту сдан эскадренный миноносец «Заветный».
  • 1904 год - построена дизель-компрессорной станция. Завершено внедрение в широких масштабах пневматической клёпки , сверловки , рубки и чеканки взамен ручных работ.
  • 1905-1907 годы - неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
  • 1908 год - включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.
  • 1909 год - закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб ». Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры «„Лейтенант Шестаков“ , „Капитан-лейтенант Баранов“, „Лейтенант Зацаренный“ , „Лейтенант Пущин“.
  • 1910 год - строительство нового здания технической конторы и нового плаза.
  • В 1911 году завод „Наваль“ перешёл в собственность французского „Общества николаевских заводов и верфей“ (ОНЗиВ). Он специализировался на изготовлении котлов и механизмов для броненосцев, строящихся в Николаевском адмиралтействе, а также на постройке миноносцев и минных крейсеров. В то время завод „Наваль“ был единственным судостроительным предприятием на юге России, оборудованным современной техникой. [Цветков с.86] Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля „Императрица Екатерина Великая “. Окончена постройка восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин .
  • 1912 год - сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
  • В 1913 году в связи с переходом значительной части акций завода в распоряжение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка - французское „Общество николаевских заводов и верфей“ было преобразовано в русское акционерное общество под тем же названием - ОНЗиВ. С учётом требований Морского министерства - „строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих“ владельцы ОНЗиВ добились получения заказа на постройку ЛК „Екатерина II“ и поставку турбин и котлов для ЛК „Императрица Мария“ и Император Алксандр III», строившихся на заводе «Руссуд», а также завод должен был построить четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий». [Цветков с.86]
    • Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом .
    • Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
    • Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга .
    • Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30000 тонн, построенного заводом «Руссуд ».
  • 1914 год - окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный».
  • В июне 1915 года Черноморскому флоту был сдан минный заградитель «Краб » и линейный корабль «Императрица Екатерина Великая ». Закончено строительство арматурного цеха (цех 25).
    • Внедрение разметки деталей корпуса по развёрткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
    • Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».
  • 7 января 1916 года рабочие завода начали забастовку, которая продолжалась до 24 февраля 1916 года и проходила под экономическими требованиями. 24 февраля 1916 года завод был временно закрыт, около 6 тыс. участвовавших в забастовке рабочих призвали в армию, но уже в конце марта 1916 года большинство из них было возвращено на завод для продолжения работ До конца 1916 года была завершена постройка ново-турбинного участка и организовано производство паровых турбин . Закончено строительство инструментального цеха, прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании), здания электроремонтного цеха и мартеновского цеха (первая плавка в декабре 1916 года).
  • В марте 1917 года на заводе образован Исполнительный комитет рабочих и солдатских депутатов. Установлено двоевластия .

С августа 1917 года началось создание отрядов Красной гвардии и организована ими охраны завода.

  • В мае 1919 года проведена Национализация завода.
  • В 1921 году начались работы по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
  • В ноябре 1922 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина» . В этом же году в 20 экземплярах вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля» и была открыта библиотека завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).
  • В 1923 году начались опытные работы по освоению электросварки .
  • 4 ноября 1924 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти ».
  • 1925 год - на стапеле № 1 был заложен танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).
  • 6 апреля 1926 года, постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР .
    • Август: Промышленное внедрение электросварки .
  • 1927
    • Создание бюро строителей судов (БСС).
    • Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева , решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
    • Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
    • Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина» .
    • Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.
  • В 1928 году начато производство серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для других заводов отрасли.
  • 1929 год - создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
    • Создание Судотреста (с 1930 года - Главморпром) и включение завода в его состав.
  • В 1930 году Черноморскому флоту были переданы подводные лодки типа «Декабрист ».
  • В 1932 году Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ ».
    • Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа « ».
    • Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
  • 1933 год - создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.
  • 1934 год - ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха и создание Конструкторского отдела.
  • 1935 год - начало строительства крейсеров , эскадренных миноносцев , ледоколов , подводных лодок серии , XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути .
    • Начало стахановского движения на заводе.
  • 1936 год - организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроительного цеха (цех № 26).
  • 1937 год - создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.
  • 7 февраля 1938 года судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).

В августе этого же года закончено строительство надводной части стапеля «О» и заложен линейный корабль «Советская Украина».

    • Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
    • Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
    • Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
    • Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.
  • 1939
    • Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за успешное выполнение заданий правительства.
  • 1940
    • Закончено строительство блока цехов.
    • Создано ФЗО-3 (в дальнейшем ПТУ-14).
  • 1941
    • Июнь: Организация производства авиабомб , переправочных понтонов , а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
    • Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР.
  • 1944
    • 28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепёжного цеха).
    • Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
    • Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и (во временных зданиях).
  • 1945
    • Октябрь: Начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.
  • 1947
    • Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.
    • Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объёмных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.
  • 1948
    • Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.
  • 8 февраля 1949 года завод награждён орденом Ленина , а 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода.
    • 25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
    • Организация машиносчётной станции (МСС).
    • 7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).
  • 1950
    • Освоение процесса литья якорных цепей.
  • 1951
    • Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).
  • 1951
    • Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).
  • 1952
    • Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).
    • Создание второго малярного цеха (цех № 22).
    • Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.
  • 1953
    • Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.
    • Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).
  • 1954
    • Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.
    • Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).
  • 1955
    • Строительство регазификационной станции пропан -бутана и подачи его цехам по трубопроводам.
    • Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.
  • 1956
    • Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
    • Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко ».
    • Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
    • Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
    • Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
  • 1957
    • Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза , а в 1963 году - в состав Черноморского совнархоза.
  • 1959
    • Создание Отдела главного сварщика.
  • 1959-1960
    • Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.
  • 1960
    • Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.
  • 1961
    • Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
    • Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
    • Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.
  • 1962
    • Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO 2 .
    • Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан -бутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
    • Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
    • Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.
  • 1964
    • Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
    • Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).
  • 1965
    • Создание лаборатории НОТ . Начало систематической разработки планов научной организации труда.
    • Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.
  • 1966
    • Окончание стадиона «Судостроитель».
    • Окончание строительства Западной и Южной набережной.
  • 1967
    • Открытие Дворца культуры и техники завода.
    • Организовано строительное управление хозспособа.
    • Построено здание и организован учебный комбинат завода.
    • Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).
  • 1968
    • Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.
    • Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
    • Начало строительства кораблей особого назначения - проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.
  • 1969
    • Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).
    • На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судового машиностроения (цех № 3).
  • 1970
  • 1971
    • Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).
  • 1972
    • Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
    • Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.
  • 1973
    • Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.
  • 1974
    • Внедрение автоматизированной системы плазовотехнологической подготовки производства.
  • 1975
    • Начало постройки серии сухогрузных судов типа «Атлантика» с горизонтальным способом подачи грузов.
  • 1976
    • Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.
    • Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).
  • 1977
    • Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.
  • 1978
    • Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и накатки судов на плавдок.
  • 1979
    • Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки .
    • Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
    • Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).
  • 1980
    • Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.
  • 1981
    • Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.
  • 1983
    • Создание совета бригадиров завода.
    • Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
    • Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.
  • 1984
    • Создание цеха автоматики (цех № 30).
  • 1985
    • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
    • На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.
  • 1986
    • Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.
  • 1987
    • Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
    • В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
    • В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.
  • 1988
    • Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
    • Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
    • Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
    • Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ .
    • 25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.
  • 1989
    • Февраль: Первым в области вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первенец - 114 - квартирный жилой дом.
    • Июнь: Заложен очередной траулер, которому присвоено имя Анатолия Ганькевича .
    • Ушёл на испытания ТАКР «Тбилиси» .
  • 1992
    • Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжёлого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара , секция траулеров для завода «Океан ». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
    • Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск» , находящегося на стапеле.
    • Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
    • Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
    • Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.
  • 1993
    • ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров .
    • Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин . Они побывали на ТАКРе «Варяг ».
    • Июль: На Улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продаётся продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
    • В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.
  • 1994
    • Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1999
  • 2002
  • В 2003 году Черноморский судостроительный завод исключён из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. Начались переговоры о продаже предприятия.
  • С 2005 года предприятие занималось арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда. Из 40 тыс. работников осталось чуть более 2 тыс. человек (в основном администрация).
  • В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод» В том же году, завод продан за 120 млн. гривен ($4,2 млн.).

Список оставшихся Украине от СССР крупных предприятий, убитых «незалежностью», пополнило ещё одно. Костлявая рука украинского «патриотизма» уничтожила Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве. При так называемом «тоталитарном режиме» СССР предприятие было одним из крупнейших мировых производителей крупнотоннажных судов. В 80-е годы прошлого века ЧСЗ превосходил по уровню механизации труда и занимаемой площади все европейские верфи

В конце 80-х ЧСЗ готовился взять ещё одну технологическую и производственную высоту – построить тяжёлый авианесущий крейсер с ядерной энергетической установкой. Судно уже дали имя: «Ульяновск». В 1988 году эта задача была выполнима – ЧСЗ обладал 26-летним опытом по постройке тяжёлых авианесущих крейсеров.

К тому времени со стапелей сошли такие суда названного класса, относившееся к проекту 1143 – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», «Варяг» и тот самый «Адмирал Кузнецов», который, идя в Сирию, шугал корабли НАТО своим грозным видом.

Тогда либералы бурно обсуждали, что означает чёрный дым, выпущенный «Кузей», хотя это был всего лишь морской сигнал «я иду». Теперь, когда «чёрный дым», только уже в переносном смысле, выпускает некогда ведущее украинское судостроительное предприятие, либералы молчат.

Тот самый «Ульяновск» с атомной энергетической установкой утилизировали уже в 1992 году, спустя совсем короткий срок с момента получения «незалежности». Молодой демократической республике суда такого класса не были нужны. Благодаря заказам из Норвегии и Греции, а также небольшим закупкам траулеров Россией ЧСЗ смог протянуть до 2003 года. Тогда предприятие исключили из списков стратегически важных.

На территории завода разместили центр грузоперевалки, а саму верфь продали «эффективному собственнику» — олигарху Вадиму Новинскому. При нём, за 15 лет, ЧСЗ не выпустил НИ ОДНОГО корабля. Выживали только за счёт проведения ремонтных работ.

Единственной попыткой была закладка первого со времён распада СССР боевого корабля – корвета «Владимир Великий», которая произошла 17 мая 2011 года. Это судно проекта 58200 («Гайдук-21») так и не было построено.

Эксперты связывают гибель ЧСЗ с «евроинтеграцией». Вот что говорит по этому поводу мой коллега, политолог Владимир Скачко.

Черноморскому заводу, как и всей судостроительной отрасли Украины, был уготован «греческий сценарий». Напомню, что при вхождении в ЕС Афины лишились мощного кораблестроения. Без уничтожения судостроительной промышленности Киев не впишется в систему международной специализации труда. На мой взгляд, очевидно, что европейцам не нужны конкуренты в лице ЧСЗ и каких-либо высокотехнологичных предприятий Украины. Зато контракты и инвестиции завод мог получить из России. В итоге Украина потеряла флагмана судостроения. Но не думаю, что этот факт сильно огорчает Киев.

Печальным итогом деятельности «евроинтеграторов» стало решение Хозяйственного суда Николаевской области. Он прекратил процедуру санации предприятия, признав Публичное акционерное общество «Черноморский судостроительный завод» банкротом. Согласно постановлению суда, основанный в 1897 году ЧСЗ подлежит ликвидации.

Обратите внимание на эту дату. Предприятие существовало и при царизме, и в сложные годы Гражданской войны, и при социализме (с перерывом на Великую Отечественную). Но как только до власти на Украине плотно дорвались «патриоты», так и всё. И ведь история ЧСЗ – не единственная, десятки их. Если – уже не сотни.

«Незалежность» убивает. Не только людей в Донбассе и на самой Украине, но и вообще всё – инфраструктуру, предприятия, любую осмысленную деятельность. Наступает Руина. От предыдущей Руины, которая имела место после смерти Богдана Хмельницкого, Украину в итоге спасла Россия. Кто спасёт от нынешней?

О заводе им.61 Коммунара, где строились корабли 1 и 2 ранга для советского ВМФ, я . Кстати, он же построил броненосец "Князь Потёмкин-Таврический". Но есть в Николаеве завод гораздо более уникальный - своеобразный судостроительный "Уралмаш", "завод заводов" для флота. И не только военного, но и научно-исследовательского, и торгового, и рыболовецкого.
Это - Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ). Он в разные времена носил и другие имена - "Наваль", им. Андре Марти, им. Носенко, при этом оставаясь одним из двух крупнейших заводов Империи, а затем и СССР, по строительству флота. Биография завода за 95 активных лет (1897-1992), что переменчивая муза Клио ему отпустила - просто потрясающая, от дредноутов Российской империи до порезанного на стапеле атомного авианосца, поэтому в конце поста я её вкратце изложу.
Повесть сия будет ещё печальней, чем про завод им.61 Коммунара, так что не взыщите.

"Сварочная" мозаика и якорь у вьезда в ЧСЗ за заводоуправлением

Ну что? Давайте сядем на николаевский, елё дышащий, старенький трамвай и неторопливо поедем по сонным улочкам в южном направлении, поближе к Бугскому лиману. Там и будет то самое уникальное место, что нас интересует.

1. Но прежде всего - карта. Вот так локализован ЧСЗ в Николаеве. По моим примерным подсчётам, он занимает примерно 15% территории города (плотной застройки). Завод огромный. Наклонный стапель "0", который помечен отдельной стрелкой - это тот самый комплекс, на котором формировались корпуса авианосцев, от первой ласточки проекта "Кречет" - "Киева" до недостроенного атомного "Ульяновска". А вообще, завод был огромный и многопрофильный - "военная" часть производства в нём при СССР занимала около 40%, остальное - гражданские и научно-исследовательские суда.
Красные стрелки - это наши приближение к заводу. Первые две, правее - неудачная попытка. Не зная точного прохода от трамвайной остановки, ушли не туда, пройдя кольцо и корпуса Корабелки, и упёрлись в линию и непрерывное ограждение. Вторая попытка была удачной, в точку - это две красные стрелки левее, и мы вышли прямо к стапелю "0".

Честно сказать, в тот день в Николаеве мне как-то не очень везло. Во-первых, мы ехали утром из Одессы страшно разбитой дорогой, и примерно 70% пути плелись между ямами в асфальте около 35-40 км/ч, ну и надышались пыли, в комплекте. От границы Одесской области это была реально страшная дорога, как после бомбёжки (я потом покажу avi-клип). Во-вторых, где-то в районе обеда, после осмотра понтонного моста с видом на ржавеющий крейсер "Украина", поднимаясь наверх по лестнице, я неловко вывернул ногу и через некоторое время она начала мне досаждать. Кроме того, мы никак не могли найти приемлемую забегаловку для перекуса - или не было по пути ничего, или какой-то ресторан с несусветной наценкой, а самое главное - с долгим сроком ожидания. Дошли до кольца трамвая, я сел перевести дух, не выдержав темпа с подвёрнутой ногой, и там уже Боцман Зелёный спустился к речвокзалу и Южному Бугу один, без меня.

Трамваи в Николаеве еле дышат, и ходят тоже еле-еле, редко. Мы упустили прямой трамвай, не поняв, где остановка, и обломились. Я предлагал на маршрутке, но Боцман хотел именно на трамвае, принципиально, так что мы пошли пешком по трассе трамвая, и через 4 остановки следующий нас забрал в сторону ЧСЗ.
В общем, на заводской остановке мы вышли, потеряв почти час от общего баланса времени. Там косяки продолжились: вначале мы пошли не совсем в ту сторону (завод-то огромный), и поняли свою ошибку минут через 20-25, уперевшись в заборы и линию. Пришлось возвращаться, пробовать второй вариант, который и оказался удачным и вывел нас прямо к циклопическим кранам стапеля "Ноль".

Теперь, немного о нашем пути к ЧСЗ, в фотографиях.

2. Вот мы идём не туда (но ещё этого не знаем). Это дореволюционное кольцо трамвая - к заводу "Наваль" (ныне ЧСЗ) его провели ещё в 1915 году. Дома каменные, тоже того периода - предреволюционные.

3. Уходим в южную сторону.

4. Вон справа на горизонте показались мегакраны стапеля 0 (они тут безусловный ориентир и доминанта), но к ним не пройти. Дорога уходит налево. Значит, мы не туда идём.

5. Проходим по какой-то заводской улице, довольно мрачной ауры.

6. Корпуса явно дореволюционные, может, "Наваль" их даже и сооружал в своё время.

7. Столовая наверху. Но времени идти и разведывать нету - и так много его потеряли.

8. Поворачиваем обратно, и идём параллельной улицей, проходя мимо корпусов николаевской Корабелки (а это ведь и логично - если гигантский завод-флагман, то и кораблестроительный институт недалеко).

9. Ага! Вот оно - то, что нам надо. Есть проход под линией, и магистральная дорога, и мегакраны стапеля "Ноль" прямо по курсу. Надеюсь, там можно далеко на юг пройти.

10. Над дорогой к ЧСЗ проходит ж/д линия на завод. Раньше она была многопутной - трафик-то был ого-го, а сейчас часть линий снята, и только два пути по краям.

11. Проходим под виадуком, и вот впереди по курсу показывается заводоуправление ЧСЗ, брежневской постройки.

12. Перед заводоуправлением установлен большой якорь, к 100-летию завода (1997). Правда, завод к этому времени уже пятилетку пребывал в анабиозе.

13. На торце одного из корпусов - огромные ордена. Три советских, а один мне неизвестный. Может, украинский.

14. Вышли на Каботажный спуск. К счастью, он не перегорожен, идём к стапелю. Ориентир - мегакраны.

15. Одно из ворот-въездов на завод, с мозаикой на сварочную тему (см. заглавное фото поста).

16. То же, но другой ракурс.

17. По другую сторону - сразу-послевоенные здания обслуживающих и вспомогательных производств.

18. Почти около стапеля стоит скромный белый Ленин, возможно, сталинской послевоенной постройки.

19. Вот, теперь приближаемся вплотную к легендарному инкубатору советских авианосцев. Здание справа обозначает начало собственно стапельной территории в несколько десятков гектар. Хотя тут сейчас и ничего не работает, но на нас внимательно смотрят окружающие. Я стараюсь снимать незаметней и вообще, сливаться с фоном.

20. Впереди по курсу - колоссальные козловые краны высотой с 24-этажный дом (фото несколько скрадывает масштаб). Они видны за несколько километров от места, во все стороны. Эти краны и сам стапель были смонтированы в 1982-83 гг. в рамках подготовки к строительству полноразмерных авианесущих кораблей. То есть, закончили серию "недоавианосцев" типа "Киев", затем перевооружили стапель, а "Адмирала Кузнецова" и "Варяга" (проект 1143.5) уже строили этими, на новой технологической оснастке. Грузоподьемность кранов - 900 тонн каждый. Авианосные крейсера с 1983 г. сооружали крупноблочными модулями.
Мы дошли до самого конца, туда дальше, но там - за забор - я уже не рискнул снимать, боясь потерять то, что наснимал. Может, и перестраховка, но если бы нас приняли за "журналюг", то не избежать разборок и обьяснений - с заводом сейчас идёт рейдерская тягомотина, территорию рвут на куски.

21. Теперь давайте посмотрим, куда мы дошли. Вот на "Википедии" есть неправдивый рисунок (отображающий и сам стапель с авианосцем, и корпуса, и полуостров неверно и упрощённо). Но зато он наглядно показывает, куда нас привела дорожка (Каботажный спуск). Итак, крестик - это ракурс на фото №20, а стрелки - откуда мы шли. Всё остальное - не так:-)

22. А вот фото того же места (наклонного стапеля "0") правдивое - вид сверху, это расцвет завода, позднесоветское время. Обратите внимание, что тут всё не так, как на предыдущем википедийном фото. Во-первых, полуостров намного больше и длинней, во-вторых - сам стапель разделен на две зоны. Это сделано для того, чтобы корабль длиной более 300 м можно было строить одновременно, большими модулями и монтаж проводить параллельно. Атомный авианосец "Ульяновск" в 1989-91 гг. на стапеле монтировался так: основной обьем длиной 260 м строился на правой половинке, а его носовая часть, длиной 65 м, строилась рядом, на левой. А вот эти мега-краны как раз и осуществляли монтаж крупноблочных секций массой 300-900 тонн. К месту сборки самих модулей специальные автомобильные трейлеры подвозили более мелкие части авианосца, массой от 100 до 200 тонн. Место под такую сборку зарезервировано со стороны строительства "носа".

23. Вот так выглядит стапель "0" с воды. Это, правда, уже постоветское, "мёртвое" время - на стапеле построили какую-то избушку, но сам стапель пуст, "изделия" нет.

24. Ещё одно фото стапеля "0", середина 1980-х, с изделием проекта 1143.5 на сборке.

А теперь будет правильно рассказать биографию этого завода, хотя бы вкратце. Чтобы лучше понимать, что же это была за система, что она делала. Я постараюсь сжато, пунктиром - только главные вехи.

25. ЧСЗ начинался в 1896-97 гг. как два разных соседних завода - «Наваль» (1897) и Черноморский механический и котельный (1896). При этом именно "Наваль" имел судостроительный профиль, и поэтому годом основания всего ЧСЗ считается 1897. Завод сразу закладывался как главный для Черноморского флота, военного и торгового, однако свою роль он обрёл не сразу.
Первый крупный проект - оснащение русских броненосцев «Князь Потёмкин-Таврический», "Златоуст", "Евстафий", а также крейсера "Кагул", корпуса которых строились на Николаевском Адмиралтействе (ныне ).
В 1901 году следует начало самостоятельного строительства кораблей: заложена серия эскадренных миноносцев. В 1908 году "Наваль" поглощает соседний Черноморский завод и становится крупнейшим заводом Юга России. С этого времени начинается крупномасштабное строительство: подводные минные заградители, эсминцы класса "Новик", минные крейсеры. Но рубежная веха - это 1911 год: на заводе заложено два линкора дредноутного класса. Это высший пилотаж судостроения и средоточие прогрессивных технологий того времени. В данном случае, ради справедливости, я бы защитил Российскую империю: она осилила не только закладку и оснастку крупнейшего завода, создание цепочки кооперационных связей, но и быстрый его переход к вершине судостроительных технологий, всего за 14 лет. Можно, конечно, критиковать её социальный строй, политику, но забывать о таких фактах тоже нельзя.
Итак, в 1915 году верфь сдает императорскому флоту дредноут - линкор «Императрица Екатерина Великая». Этот линкор примечателен тем, что 8.1.1916 года имел артиллерийскую дуэль со знаменитым германо-турецким "Гебеном".

Затем - революция и гражданская война. Она принесла заводу первый перерыв в деятельности (1918-1925).
Когда страна немного очухалась от революционных бурь и пролитой крови, завод снова возвращается к своему предназначению, но под новым "революционным" именем - им. Андре Марти. Сперва стали строить лёгкие корабли и гражданские суда, затем перешли к более серьёзным проектам - крейсерам, лидерам эсминцев, эсминцам, крупносерийному строительству подлодок. Строили также ледоколы и понтонные комплекты. А в 1938 году, после генеральной реконструкции в ходе 2-й пятилетки, на заводе был заложен линкор "Советская Украина" (которому не суждено было быть достроенным).

26. Вот один из "птенцов" завода - крейсер "Молотов" (1941), повоевавший в 1941-43 гг.

Война принесла второй перерыв в работе - с осени 1941 г. по лето 1944. При этом, нужно особо отметить, что всю ценную технологическую оснастку, недостроенные корпуса на плаву, запасы судового металла и квалифицированные кадры были эвакуированы морем, параллельно с эвакуацией Одессы. Потери при этой операции были минимальные. Завод прекратил работать, но потенциал остался - что позволило в 1945 году достаточно быстро возобновить работу.
Немцы ушли с территории завода 27 марта 1944 г., разрушив 95% инфраструктуры и почти все здания, стапеля, цеха и эллинги. В общем, логичное решение, потому что иначе бы противник поставил бы в ремонт поврежденные корабли ЧФ. Разрушение завода - парадоксальным образом - помогло перестройке его на новом технологическом уровне. Он был воссоздан в строительном смысле с нуля, однако при этом сохранив свои кадры, а также инструментальную оснастку. Я, правда, не нашёл сведений, влияли ли на завод репарации и трофейное оборудование, но надо признать, что возрождён он был быстро и уже в конце 1945 года начал работать в полную силу.

После войны завод воссоздаётся и становится многопрофильным "заводом заводов" кораблей, обгоняя все три ленинградских "брата" по масштабу. Начинается самый длительный период его расцвета (1945-1991). В это время он строит не только "военку", но и много другое - ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы и перегрузчики ракет, плавбазы подлодок, плавмастерские, супертраулеры-рыбовозы, БМРТ, суда для исследования морского дна, танкеры, балкеры. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР. Среднетоннажные суда строились на поточно-позиционной линии, как конвейер. Строились также доки для других заводов, понтоны и авианосный испытательный комплекс "Нитка".

27. Однако самой яркой страницей завода было строительство авианесущих кораблей для океанского флота Советского Союза.
При этом завод шёл постепенно к усложнению, осваивая и накапливая всё более сложные технологии и самое ценное - опыт. Сперва были построены пара вертолётоносцев проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград"), затем перешли к строительству более крупных носителей - авианесущих крейсеров типа "Киев", проект 1143.

1971 г. Спуск на воду ТАКР "Киев".

28. "Изделие" завода в море (ТАКР "Киев"). Вторая половина 1970-х.

29. Вот ещё два интересных фото из биографии ЧСЗ (подписи в кадре).

30. Сдача флоту очередного ТАКРа - "Новороссийска" (на заднем плане стоит недостроенный "Баку", сейчас "Горшков", проданный в 2001 индийцам, но до сих пор не переоснащённый).

В начале 1980-х переоснащается на новом уровне стапель "0" и там начинается следующий, более сложный этап - строительство авианосцев с базированием полноценных самолётов (проект 1143.5), а не вертикального взлета, как на типе "Киев". Заложены два корпуса, из них один успешно достроен и сдан флоту ("Адмирал Кузнецов"), а второй - "Варяг" - не успел до распада СССР. 1 января 1992 года он встретил уже у достроечной стенки, в 75% готовности, но увы.

31. Изделие завода ("Адмирал Кузнецов") в море.

32. В 1988 году завод переходит на следующий уровень сложности - накопленный опыт и конструкторская кооперация с Невским ЦКБ (г.Ленинград) позволил перейти к строительству полноразмерного тяжелого авианосца, уже без всяких "но" - закладывается атомный авианосец "Ульяновск" (проект 1143.7). Водоизмещение, по разным данным, от 74.000 до 85.000 тонн, четыре реактора, резервные дизельные двигатели, авиакрыло в 70-72 самолёта, включая самолёты ДРЛО. Это уже был полноценный лидер и ядро ударной флотской группировки, сопоставимый с классом "Нимиц". К вводу в строй корабль планировался на ноябрь 1995 г.

33. До 1 января 1992 года "Ульяновск" (на фото) успели построить на 25% и сформировать корпус на стапеле "0", однако развал СССР, введение НДС Гайдаром и последовавший коллапс кооперационных связей с Россией прекратил все работы. В феврале 1992 года новое украинское правительство быстренько издаёт распоряжение о разборке корпуса авианосца на металл и реализацию металла за рубеж.

34. С "Варягом" было посложней - он уже был достроен на 75% и начал оснащаться. Туда в 1993 г. приезжали Кучма и Черномырдин, но решения никакого не приняли. А потом российскому руководству стало уже не до кораблей и флота, после быстрой приватизации промышленности и дефолта-1998. В общем, кораблт ржавел у причала

35. В конце концов, корпус "Варяга" купили китайцы и увели его на буксире к себе. Сейчас планируется превратить его в учебный авианосец для накопления опыта, китайским флотом и промышленностью.

Крах СССР провёл чёрный водораздел в биографии - "завод заводов" практически перестал работать , сдав уже заложенные среднетоннажные суда. Сейчас жизнь там немного теплится, что-то пытаются, но используется только 5% мощностей (1/20), кое-что сдается в аренду, но в целом завод не работает. Квалифицированные кадры разбежались, многие уже на пенсии - третий перерыв в работе гиганта затянулся уже на 19 лет - намного дольше, чем в годы войн и революций, и с более печальным результатом.

Ладно. Вот я и рассказал вам немного про ЧСЗ . История поучительная, а для полного понимания темы посмотрите этот плакатик . Да-да, ребятки и девчатки, он про нас. Так оглушительно просрать свой потенциал, ради химического цветного пойла из корыта и быдлозрелищ - это надо уметь!

Теперь пойдём обратно по Каботажному спуску, через шлагбаумы и виадук.

До свиданья, ЧСЗ.
У тебя была красивая история. Но - трагическая...

Использованы фото с сайтов nashflot.ru, avianosec.com, Википедии, worldweapon.ru, а также некоторые неустановленные авторством частные фото.

Продолжение следует.