Основные типы нервной системы. Тип нервной системы

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

  1. Сильный безудержный тип , характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
  2. Сильный живой тип , характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
  3. Сильный спокойный тип , отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
  4. Слабый тип , характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов. Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. Так, безудержный тип соответствует холерическому темпераменту, живой - сангвиническому, спокойный - флегматическому и слабый — меланхолическому.

С учетом особенностей взаимодействия первой и второй сигнальных систем выделены два основных человеческих типа нервной системы: художественный (у писателей, музыкантов, живописцев и других, у которых первая сигнальная система преобладает над второй) и мыслительный (ученые — философы, математики, филологи и другие - вторая сигнальная система преобладает над первой). Имеется также средняя группа лиц, у которой преобладание одной системы над другой не выражено. Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены воспитанием.

Типологические различия высшей нервной деятельности человека не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени его социальной полноценности - жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческою общества представляет широкие возможности для его деятельности с учетом типологических особенностей.

Вместе с тем из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотипически определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формируется то, что называют характером человека.

Характер - это совокупность относительно устойчивых психических черт человека, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности.

Естественной основой характера являются типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга. Волевые качества - важная составная часть характера. Волевому человеку присуши такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержанность, дисциплинированность, надежность и др. По характеру общения люди бывают открытые, доверчивые, замкнутые, недоверчивые, пасмурные.

Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания.

В правую руку (для правшей) и левую (для левшей) берётся карандаш таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша.

В крайнем случае, можно работать ручкой, но без кнопки в верхней части. Желательно верх карандаша перемотать пластырем. Локоть держится на весу, без опоры на стол. Задание состоит в том, чтобы по команде в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек.

После окончания эксперимента подсчитай количество точек, проставленных в каждом квадратике. Результат записывается в углу каждого квадрата.

Построй график. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечаются номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечается количество проставленных точек в каждом квадратике.

Далее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обозначающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответствующих количеству точек, проставленных испытуемым в этом квадратике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.


Например, при результате: в 1 квадрате – 35 точек; во 2 – 29; 3 – 42; 4 – 31; 5 – 38; 6 – 30; 7 – 27; 8 – 25 - график будет выглядеть следующим образом:

1кв 2кв 3кв 4кв 5кв 6кв 7кв 8кв 1кв 2кв 3кв 4кв 5кв 6кв 7кв 8кв

Далее из точки на оси ординат, где отмечено количество точек в 1 квадратике, восстанавливается перпендикуляр (горизонтальная линия) и анализируется положение полученного индивидуального графика относительно этой линии.

Е.П. Ильин выделяет пять типов графиков, соответствующих пяти типам нервной системы :

I - сильный (выпуклый график);

II - средне-сильный;

III - средний (ровный, промежуточный тип);

IV - средне-слабый (выгнутый);

V - слабый (нисходящий график).

На рисунке представлен общий вид графиков каждого типа (при интерпретации индивидуальных графиков следует обращать внимание на их положение относительно горизонтальной линии, начинающейся на том месте оси ординат, которое обозначает количество точек в первом квадрате).

Задание 1.16.

У Вики завтра 5 уроков:

1. Литература

2. География

3. Алгебра

5. История

Составьте порядок выполнения домашнего задания, если вы знаете, что у Вики слабая нервная система.

Занятие 10-11. Темперамент в профессиональном становлении личности

Темперамент

При выборе профессии необходимо учитывать особенности своего темперамента.Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека (степень уравновешенности, эмоциональной подвижности), от которых зависят реакции человека на других людей и различные социальные обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента:

· Холерик. Имеет сильную неуравновешенную нервную систему. инициативен, энергичен, активен. Работе отдает слишком много сил, поэтому быстро выдыхается. Ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большого напряжения, но чередующаяся с более спокойной работой. Холерики не теряются в критических ситуациях (профессия авиадиспетчера, водителя и др.). Холерик не может выполнять монотонную работу.

· Сангвиник. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Быстро усваивает информацию, легко переключается с одной работы на другую. Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, легко сходятся с другими людьми, очень общительны, уравновешены, готовы всё время действовать, что-то организовывать, поэтому им больше подходит работа с другими людьми. Они неэффективны там, где надо долго делать однообразную работу.

· Флегматик. Характеризуется упорством и старательностью, малоразговорчив, в работе и общении спокойны. Флегматик с трудом переключается с одной деятельности на другую, долго раскачивается перед работой, не любит разнообразие, хорошо приспособлен к монотонной работе. Флегматик нетороплив, но может достичь хороших результатов благодаря своей настойчивости и хорошей организации труда.

· Меланхолик. Имеет слабую, неуравновешенную и малоподвижную нервную систему. Отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, тревожностью, высокой самокритичностью, Меланхолики более осторожны в работе, любят работать индивидуально, не спеша, легко поддаются стрессам, им трудно сосредоточиться на работе при наличии помех, в критических ситуациях теряются. Работа, требующая большого напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями, меланхоликам противопоказана. Меланхолик будет эффективно выполнять работу, связанную с информацией и людьми в ситуации, требующей тонкого и глубокого анализа. Деятельность, требующая постоянного общения с людьми (продажи, лекции, переговоры, публичные выступления), для меланхолика затруднительна в силу его индивидуальных особенностей.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип может иметь свои недостатки и достоинства.

Рассмотри карикатуры, нарисованные датским художником Х. Бидструпом и попытайся определить типы темперамента героев.


Задание 1.17. Микропрактикум

Поработай с картой «Психологическая характеристика типов темпераментов». Внимательно прочитай перечень характерологических признаков. Их пятнадцать. Проанализируй, как эти признаки проявляются у тебя. Отметь их на карте. Чтобы тебя не отвлекали «типы темпераментов», закрой полоской бумаги названия: «сангвиник», «флегматик», «холерик», «меланхолик», как будто их нет. После выполнения работы – открой и посмотри, какая структура темперамента вырисовывается.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр - это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне - нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса - возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995

Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств.

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другойхимический процесс, при котором развитие волны возбужденияполяризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.

Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто, но и филогенеза.

Типы нервных систем

Существует несколько типов организации нервной системы, представленные у различных систематических групп животных.

Диффузная нервная система -- представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ -- реагирует все тело.

Стволовая нервная система (ортогон)-- некоторые нервные клетки собираются в нервные стволы, наряду с которыми сохраняется и диффузное подкожное сплетение. Такой тип нервной системы представлен у плоских червей и нематод (у последних диффузное сплетение сильно редуцировано), а также многих других групп первичноротых -- например, гастротрих и головохоботных.

Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система -- представлена у аннелид, членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы -- ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними -- единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). У насекомых особенно сложное строение имеют некоторые отделы протоцеребрума («грибовидные тела»).

Трубчатая нервная система (нервная трубка) характерна для хордовых.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют - онтогенез (греч. ОНТОС - сущее, и ГИНЕЗИС - происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

  • 1. Пренатальный
  • 2. Постнатальный

Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо - физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром.

Развитие формы речи.

Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований.

Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди

Новые друзья

Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции.

Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе

Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой - называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7и годам ребенок должен знать:

  • * свой адрес и название города, в котором он живет;
  • * название страны и ее столицы;
  • * имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • * времена года, их последовательность и основные признаки;
  • * названия месяцев, дней недели;
  • * основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка -- это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль -- роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью -- учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

Достаточно дать понять ребенку, что учеба -- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.