От средневековья к новому времени урок фгос. Конспект урока и презентация по истории на тему "от средневековья к новому времени"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От Средневековья к Новому времени

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Средние века V в. н.э. – XV в.

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Когда появляется термин Новое время?

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Назовите исторические границы Нового времени.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Какие существуют периоды Нового времени?

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса. 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Р азвитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по истории «От Средневековья к Новому времени» 7 класс

Цели и задачи урока.

  1. В предметном направлении:

формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «От Средневековья к Новому времени».
  2. Компьютер, проектор.

Используемая технология – квест-технология, системно-деятельностный подход.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация.

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Слушают

Записывают.

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают (предположительно – не знаем) .

Планирование.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

  1. Когда появляется термин Новое время?
  2. Назовите исторические границы Нового времени.
  3. Какие существуют периоды Нового времени?
  4. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
  5. По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории ) .

Слушают

Отвечают .

Изучение нового материала.

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Слушают.

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Самооценка.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Рефлексия.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Стр. 5 – 8

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Записывают.


Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

Цели урока:

1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

1. Фронтальная беседа с классом.

Давайте вспомним:

Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? (Средние века).

Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

Какой период охватывает история средних веков? (V – XV вв. н.э.)

Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

Что такое «феод»? (Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

- Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Пытки…)

Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

- Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? (Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

2. Работа с картой.

Учитель: Что, когда, в какой стране?

Всегда ответит карта мне.

Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило это событие, и показать эту страну на карте.

1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция.)

2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)

3. Работа с текстом.

Прочитайте текст и скажите, о каком событии идет речь.

Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай…»

Ответ: призыв папы к Крестовым походам.

Прочитайте текст и скажите кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь?

«Дорогой Дафин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение. Дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам… Ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского престола».

Ответ: Жанна дАрк, Столетняя война.

Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств имена исторических деятелей) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

III . Изучение новой темы постановка проблемного задания.

Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время или новая истории .

Слайд 3. Тема урока и план

1. Понятие и периодизация нового времени.

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

3. Человек нового времени.

Учитель ставит перед учащимися проблемное задание (его следует написать на доске.)

- Определите какие явления в обществе позволили людям в XVI

Рассмотрение первого вопроса.

Слайд 4. Новое время (или новая история) - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.

Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

Когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

Когда разрушается традиционное общество;

Когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.

Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).

Рассмотрение второго вопроса.

Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

Рассмотрение третьего вопроса.

Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

- «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)

-«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).

Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV-XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

IV . Закрепление.

Слайд 8.

1. Дайте определение понятию новое время.

2. Назовите хронологические рамки нового времени.

3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

4.Объясните понятия:традиции, ценности, технологии.

5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

V . Подведение итогов работы.

«В XVI-XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники - это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI-XVIII вв. - это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».

Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

Цели урока:

1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

1. Фронтальная беседа с классом.

Давайте вспомним:

Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? (Средневековье).

Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

Какой период охватывает история средних веков? (4,5 – 15 вв. н.э.)

Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

Что такое «феод»? (Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

Кто такой Феодал? (Крупный землевладелец)

Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

- Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Казни, пытки, ссылки….)

Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

- Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? (Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

2. Работа с картой.

Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие, и показать эту страну на карте.

1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция.)

2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)

Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

III . Изучение новой темы постановка проблемного вопроса.

Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться со следующим периодом всеобщей истории, который называют новое время или новая истории .

Слайд 3. Тема урока и план

1. Понятие и периодизация нового времени.

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

3. Человек нового времени.

На доске записан проблемный вопрос, на который учитель обращает внимание учеников:

- Определите, какие явления в обществе позволили людям в XVI

Рассмотрение первого вопроса.

Слайд 4. Новое время (или новая история) - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.

Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

Когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

Когда разрушается традиционное общество;

Когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.

Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).

Рассмотрение второго вопроса.

Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

Рассмотрение третьего вопроса.

Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

- «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)

-«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).

Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV-XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

IV . Закрепление.

Слайд 8.

1. Дайте определение понятию новое время.

2. Назовите хронологические рамки нового времени.

3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

4.Объясните понятия:традиции, ценности, технологии.

5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

V . Подведение итогов работы.

«В XVI-XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники - это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI-XVIII вв. - это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».
Д.з. Составить сравнительную таблицу, нового времени и средневековья.

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI -сер. XVII вв.)

Для данного периода характерна модернизация , которая включала в себя: урбанизацию - небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию , т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.).

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии.

XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям . Н а их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г . Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы.

Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер ). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль ). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт . Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия . Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Европейский абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в .

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения, или Ренессанс, (XVI-начало XVII вв.) и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. (поэта и философа Ф.Петрарки и писателя Д. Боккаччо ). В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности, но отражали эпоху, в которую жили и творили (Рафаэль, Веласкес, Тициан ). Воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, они в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, искать ответ «что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека». Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства - протестантизм , который в свою очередь подразделился на лютеранство , кальвинизм и англиканскую церковь . Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство , христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера, который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати.

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве. Основной догмат кальвинизма - учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд - это божий дар, а лень - величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин - пресвитеров . Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.