Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (6:12). Потому что наша брань (или битва) не против крови и плоти, но против начальств, против властей

Что говорит Библия о духовной борьбе?

Существует два основных заблуждения в отношении духовной борьбы: чрезмерное или недостаточное акцентирование на ней. Некоторые люди объясняют каждый грех, каждый конфликт и каждую проблему присутствием демонов, которых необходимо изгонять. Другие же полностью игнорируют духовный мир, хотя Библия говорит нам бороться против духовных сил. Ключ к успешной духовной борьбе лежит в поддержании равновесия согласно с учением Библии. Иисус иногда изгонял демонов из людей, а иногда исцелял их без упоминания о присутствии сил зла. Апостол Павел говорит христианам вести войну против греха в себе (Римлянам 6), а также против зла (Ефесянам 6:10-18).

В Ефесянам 6:10-12 говорится: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Его, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Этот текст учит нас нескольким важным истинам: 1) мы можем бороться только с Божьей силой; 2) нас защищает Божье оружие; 3) наша борьба против духовных сил зла в мире.

1. Самым убедительным примером этого является упоминание об архангеле Михаиле в Послании Иуды, стих 9. Михаил, вероятно являющийся самым могущественным из всех Божьих ангелов, не укорял сатану в своей собственной силе, но сказал: «да запретит тебе Господь». В Откровении 12:7-8 написано, что в конце времени Михаил поразит сатану. И, тем не менее, в конфликте с дьяволом Михаил укорял его именем и авторитетом Божьим, а не своим. Только благодаря нашим отношениям с Иисусом Христом мы как христиане имеем авторитет над дьяволом и его демонами. Только в Его Имени мы имеем силу.

2. В Ефесянам 6:13-18 описано духовное оружие, предоставленное нам Богом. Мы должны противостоять злу с а) поясом истины, б) броней праведности, в) готовностью благовествовать миру, г) щитом веры, д) шлемом спасения, е) мечем духовным и ж) молитвой. Что эти фрагменты облачения представляют для нашей духовной борьбы? Мы должны говорить правду против дьявольской лжи. Мы должны полагаться на то, что мы названы праведными через жертву Христа за нас. Мы должны нести Благую Весть, невзирая на сопротивление. Мы должны быть непоколебимы в нашей вере, несмотря на то, насколько сильны атаки на нас. Наша высшая защита в заверении о нашем спасении и в том факте, что духовные силы не могут его отобрать. Нашим обвинительным оружием должно быть Слово Божье, а не собственные соображения и ощущения. Мы должны следовать примеру Иисуса, признавая, что некоторые духовные победы возможны только посредством молитвы.

Иисус – наш наивысший пример в духовной борьбе. Посмотрите, как Иисус поступал при прямых атаках сатаны: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их. И говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Матфея 4:1-11). Наилучший способ борьбы с сатаной − это способ, продемонстрированный нам Иисусом, который состоит в цитировании Писания, потому что дьявол не может противостоять мечу Духа, Слову Живого Бога.

Хорошим примером того, как не стоит вести духовную борьбу, являются семь сыновей Скевы. «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из этого дома» (Деяния 19:13-16). В чем была проблема? Ведь семь сыновей Скевы использовали имя Иисуса! Этого недостаточно. Они не имели связи с Иисусом, поэтому в их словах не было никакой силы или авторитета. Они полагались на методику. Они не полагались на Иисуса и не применяли Слово Божье в своей духовной борьбе. В результате, они получили унизительный урок. Будем учиться на их плохом примере и вести духовную борьбу согласно Библии.

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10-17.

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 -17)

Братья и сестры, это окончание Послания апостола Павла к Ефесянам, которое мы с вами уже разбирали практически полностью, в том числе этот отрывок. Постараюсь не повторяться, а рассказать о чем-то другом. В ближайшее время у нас будут отрывки, которые мы читали не так давно. Почему так бывает, я объясню несколько позже.

Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Конечно, здесь идет речь о метафорическом оружии. Вообще весь отрывок - это красивая метафора боя, битвы. Речь идет о том, что нужно облечься во всеоружие Божие. Термин всеоружие, как я говорил в прошлый раз, взят из военного лексикона и означает полную военную экипировку. Бывали случаи, когда можно было обойтись незначительным количеством брони, оружия, но в период особо важных сражений нужно было надеть на себя все, что есть.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Очень важное место, дорогие братья и сестры. Мне помнится, что в предыдущий раз, когда обсуждение этого отрывка было показано на телеканале «Союз» и выложено в группе «В Контакте», возникла небольшая дискуссия. Она была посвящена тому, насколько важно бороться со злыми духами, то есть не земными врагами, и есть ли смысл бороться с врагами на земле (якобы данный отрывок дает нам некоторое наставление об этом). 12-й стих говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. «Кровь и плоть» - знаменитое библейское выражение, которое обозначает человека в его телесной немощи, с его биологическими потребностями, склонностью к болезни, усталости и, наконец, смерти. Есть такое выражение: «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». То есть человек в этом теле войти в Царство Божие не может, поэтому он должен в этом теле умереть и воскреснуть в новом духовном теле, которое будет способно наследовать Царство Божие. Апостол Павел здесь тоже использует это выражение, говоря о том, что мы воюем не против каких-то людей, врагов земных. Война идет против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Здесь фигурируют слова начальства, власти, но мы помним, что этими словами часто называются степени ангельской иерархии, а если есть ангельская иерархия, то, наверное, есть и иерархия злых духов, духов злобы поднебесной, демонов. На мой взгляд, здесь очевидно, что апостол Павел говорит именно о битве (брани, как это звучит на славянском языке) против этих нематериальных существ.

Эта битва происходит в сердце каждого человека. Каждый, кто заявляет, что он христианин, воин Христов, выходит на эту битву. В первую очередь, человек призван в этой брани очистить своего «внутреннего человека», свое сознание, чтобы открыть путь к сердцу, услышать его голос. Мало кто из людей, (дорогие братья и сестры, мы это сами прекрасно знаем), у которых не очищено сердце, может устоять перед искушением, например, власти. Часто люди, которые мыслят немного поверхностно, по-земному даже этот отрывок пытаются понимать в политическом смысле слова, думают, что есть плохие руководители, а они или кто-то другой были бы лучше (хотя чаще всего по своей гордыне в тайниках души мы, наверное, думаем о себе). На самом деле тот, кто очищает свое сердце, специально к власти никогда не стремится, его призывает Господь. Когда человек по Божиему устроению занимает какой-то пост, облекается властью, то часто получается, что его правление не слишком сильно отличается в лучшую сторону от правления его предшественника, которого он ругал и, возможно, сместил. Человеку очень сложно совладать с таким явлением как власть. Недаром говорят: если хочешь проверить человека, понять, какой он на самом деле, то дай ему власть.

Есть прекрасная притча о селении, рядом с которым в крепости жил дракон. Все пытались побороть дракона, потому что боялись его, чувствовали его власть, давление, но ни у кого не получалось. Тогда некий мальчик вызвался уничтожить дракона. Он взял меч, пошел в крепость и убил этого дракона, но по всему селению во всеуслышание объявляют о том, что победил дракон. На этом притча заканчивается, и у нас с вами есть возможность глубоко задуматься, что имеется в виду. Не исключено, что тот, кто убил дракона, может сам превратиться во что-то подобное, если у него не очищено сердце, если он не победил внутренних врагов, духов злобы поднебесной, которые искушают всякого человека. Нам с вами, братья и сестры, нужно помнить об этом всегда, когда мы размышляем о каких-то политических баталиях, о том, что у нас есть некие внешние земные враги. Мы думаем, что мы их победим, установим правильную власть, принесем всем правильную православную веру (даже если это будет сделано не по свободной воле, а сверху спущено) - победим и всех «оправославим»! Такие взгляды, по моему видению, достаточно наивны и неглубоки, потому что Новый Завет говорит о том, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам не путать духовное и земное, проповедь с пропагандой и истинную духовность, истинную веру и жизнь во Христе с идеологией.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Одна из самых эффективных стратегий сатаны, а поэтому и наиболее опасная для верующего, состоит в заблуждении относительно того, что. в невидимой и сверхъестественной сфере не наблюдается никаких серьезных конфликтов угрожающего характера между добром и злом. Ведь в конце концов, согласно его обману, в мире имеется много доброго. Множество таких древних зол, как например, рабство и расовая ненависть, исчезли с лица земли, или драматическим образом изменились к лучшему. Люди, как никогда раньше, проявляют озабоченность в вопросе мирных взаимоотношений, понимания друг друга и приложения совместных усилий для того, чтобы улучшить жизнь каждого человека в отдельности, и общества в целом. Но не только это, а и евангеликализм сидит на коньке популярности, роста и влиятельности беспрецедентной за последнее столетие.

Подобное мышление не только отличается наивностью, но и неизбежно приводит к летаргии, безразличию, ленности и духовному застою. Библейская перспектива на положение дел, и трезвое рассмотрение реального хода событий, особенно в свете Евангельского учения о последнем времени, на оставляет места для подобных заблуждений в разуме всякого верующего человека. Война между Богом и сатаной не затихла, но обострилась, и также расширился фронт военных действий на земле.

Pale брань - это слово употреблялось при обозначении; рукопашной схватки, когда борцы вели между собой упорную борьбу. Подобно тому, как это происходит в наши дни, борьба характеризовалась хитроумными приемами и неожиданными выпадами, с той разницей, что в древнем Риме она не была игрой, а реальной схваткой, зачастую заканчивающейся смертью побежденного. Хотя сатана и его приспешники знают, что осуждены на вечное заключение в зияющей бездне, предназначенной для их пребывания в аде, они прилагают отчаянные усилия с целью возможного изменения своей будущности, непрестанно враждуя с Богом, чтобы сломить Его могущество и разрушить Его творение, особенно церковь.

Павел здесь напоминает о том, что брань, которую ведет христианин, направлена не только против самого сатаны, но также против множества его бесов, тьмы противников, которые, подобно диаволу, не являются плотью и кровью. Таким образом, нашим злейшим врагом является не видимый мир, каким бы греховным и развращенным он ни был, а тот мир, который недоступен нашему взору, невидимый мир.

Начальства... власти... мироправители тьмы века сего... духи злобы поднебесной составляют различные слои и ранги этих бесов и злой, порочной сверхъестественной империи, в которой они осуществляют свою деятельность. Человеческие существа, способствующие развитию язычества, оккультизма и различных нечестивых и аморальных движений и программ являются жертвами обмана сатаны и его бесов - загнанными в- западню грехом, чтобы в своем неведении помогать осуществлению его козней.

Каждому упоминанию сверхъестественного могущества предшествует слово против и каждое проявление этого могущества представляет определенную категорию бесовской деятельности и уровень авторитета. Сатанинские силы тьмы отличаются высокой организационной структурой, для ведения самых разрушительных военных действий, которые только могут быть возможны. Подобно Божьим святым ангелам, падшие бесы не умножаются в численном отношении и их остается столько же, сколько было раньше. Но их великое множество с времен древности и они составляют грозную и весьма опытную вражескую сверхъестественную армию.

Павел не объясняет демонические категории, но начальства, вне всякого сомнения,- это их высший орган (что также употребляется в Павел, к Кол. 2:15), власти - это другой орган (о чем упоминается в 1 Пет. 3:22); а выражение мироправители тьмы века сего, возможно, имеет отношение к бесам, которые проникли в различные политические системы мира, пытаясь организовать их по образцу сатанинского царства тьмы (см. Дан. 10:13; Кол. 1:13). Многие рассказы повествуют о заговорах, осуществляемых в мировом масштабе, начиная от тех, которые упоминаются в древних египетских письменах, до современных тайных сговоров. У нас нет возможности с определенностью распознать целую сеть различных козней сатаны, и мы должны весьма остерегаться тех, кто заявляет о своем успехе в этой области. Но в одном мы можем быть уверены, что сатана орудует за кулисами представляемых человеческих антихристианских усилий, как в открытых, греховных делах человеков, так и во многих скрытых и кажущихся невинными и добрыми трудах гуманистической направленности.

Духи злобы - это, возможно, те бесы, которые участвуют в самых нечестивых и греховных аморальных проявлениях, таких, как беспрецедентная половая извращенность, оккультизм, поклонение сатане и тому подобных делах.

Павел, однако, не преследовал цель подробного объяснения бесовской иерархии, но старался дать нам некоторое представление о ее хитроумной сущности и силе. Таким образом, пред нами выстроены могучие нечестивые и грозные силы врага. При этом наша нужда состоит не в том, чтобы особым образом распознавать каждую характерную черту нашего противника, но в том, чтобы обращаться к Богу, Который является всесильным и надежным источником нашей защиты и победы.

В наши дни идет много разговоров о христианском изгнании бесов, хотя Писание не учит нас заниматься подобной практикой. Ритуалы изгнания бесов не соответствуют Библейской истине; И в Библии не приводится ни одного примера изгнания беса из верующего, ни в какое время и ни при каких обстоятельствах. Писание также не предлагает ни одной формулы или метода для подобного изгнания. Когда христиане сталкиваются с сатаной, то можно только противостоять ему силою Господа, используя те средства, которыми Он уже обеспечил всех верующих. Каждый верующий на своем опыте пережил "как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которую Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя в небесах" (Еф. 1:19-20). Та сила, которая воскресила Иисуса из мертвых и превознесла Его на небеса, принадлежит и нам, и является нашим наследием, так как мы - сонаследники Ему.

Борьба с бесами в жизни христианина состоит не в том, чтобы найти какой-то.метод изгнания их, но в приверженности духовным средствам благодати, которая очищает душу так, чтобы в ней не нашлось ни одного нечистого уголка, который могли бы занять бесы; или благодаря которому они могли бы достигнуть преимущества. Иаков приводит единственную формулу для избавления от бесов, или от самого диавола: "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4:7).

Не существует ни одного верующего, который не знает, что вести борьбу с сатаной нужно на основании силы воскресения Иисуса Христа, участником которой он является. Павел молился за Колоссян, чтобы они укреплялись "всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:11-12).

Ни один христианин уже не живет под владычеством сатаны, и каждый верующий во Христа человек обладает в свой внутренности ресурсами Божьего Святого Духа для того, чтобы освободиться от любого бесовского вовлечения в грех и соблазн, каким бы сильным оно ни было. Там, где грех исповедуется пред Богом, и удаляется из жизни человека, сатане и его бесам нет места.

С другой стороны, весьма опасно допускать самонадеянность, считая себя застрахованным от каждой опасности. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть",- предупреждает Павел (1Kop. 10:12). Когда человек воображает, что постиг все истины Писания, или даже какую-то отдельную часть, или, что он настолько стал сильным, что может надеяться в жизни на свою силу, то благодаря этому ослабевает до крайности, и становится уязвимым для нападок врага. Наша безопасность целиком и полностью зависит от упования на Господнюю силу и могущество Его. Как продолжает далее апостол: "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст облегчение" (ст. 13).

Признание нашей собственной слабости, делает нас самыми сильными людьми. "Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами - заявлял Павел,- чтобы обитала во мне сила Христова... ибо, когда я немощен, тогда и силен" (2Кор. 12:9-10).

Страж, видящий приближение врага, не выбегает навстречу ему и не начинает сражения с ним. Он докладывает об атаке своему командиру и тот организует после этого защиту. Когда сатана ведет нападение, то весьма неразумно пытаться вступить наедине с ним в сражение. Подобно воину на боевом посту или страже, мы должны просто доложить о вылазке врага Командующему и представить в Его руки дело защиты. Когда против царя Иосафата выступили многочисленные силы Моавитян и Аммонитян, намного превосходящие его воинство, то Бог дал следующее заверение: "Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия" (2 Пар. 20:15).

Мой друг Джон Уэлдон, посвятивший ряд лет изучению культов и ложных религий, предупреждает верующих:

Бог не сотворил нас таким образом, чтобы мы могли безопасно и эффективно функционировать в условиях вражеского окружения. Если оно даже нейтрально, что, по существу отнюдь не так, кто знает, что бесы могут делать в их собственном окружении, и какая существует соотносительность между их и нашими мирами, или как она может возникнуть? Мы не предназначены для того, чтобы парить в астральных сферах. Допуская существование бесовского мира, человек заигрывает в астральной нечестивой сфере, наполненной злом и враждой. Мы, по своей природе, не обладаем интеллектуальной способностью отделять добро от зла, истину от лжи в сфере оккультизма. Например, пророк Даниил был весьма, разумным и благочестивым юношей, однако, даже, он должен был получить от Бога дополнительную мудрость, особым образом, чтобы иметь различие в вопросах оккультного характера. Таким образом, вовлеченность в подобные области всегда будет приводить к ошибочным заключениям, потому что человек, как падшее творение, не обладает необходимыми средствами или способностями, чтобы разбираться в вопросах бесовского характера.

В этом списке Павел не упоминает «престолы» или «господства». Это наводит на мысль, что эти два высших уровня не присоединились к Люциферу в его восстании. Восстание описано, как начавшееся на уровне «начальств» (управителей) и «властей».

Гордость: первородный грех.

Давайте обратимся к отрывку из Иезекииля 28, который описывает восстание Люцифера: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (стих 17).

Сердце Люцифера вознеслось в гордости из-за его красоты, и это стало причиной его изгнания с горы Божьей. Я верю, что жизненно важно для каждого из нас осознать, что первым грехом во вселенной было не убийство, не прелюбодеяние, но именно гордость . Это гордость породила бунт. Более того, гордость возникает из благословения, Автором которого является Сам Бог. Это Бог дал Люциферу его силу, его власть, его красоту, его мудрость – все это было дарами от Бога. Тем не менее, неправильная позиция Люцифера превратила их в инструменты его собственного разрушения.

Оглядываясь назад, на более чем 60 лет христианского служения, я в шоке от осознания, что мужчины и женщины, призванные и снаряженные Богом, продолжают и сегодня совершать ту же самую трагическую ошибку, которую совершил Люцифер. Я постоянно вспоминаю одного китайского пастора, который провел в тюрьме более 20 лет за свою веру. Он сказал: «Я видел многих христиан, которые имели хорошее начало, но лишь немногих, кто имел хороший конец». Насколько быстро и легко, мы, Божьи служители, склонны забывать, что каждый успех в нашем служении должен немедленно побуждать нас к смирению самих себя в ответ на Божье неизмеримое благоволение!



В книге Исайи 14:12-15 пророк анализирует мотивы, стоящие за восстанием Люцифера. Это были претензии на то, чтобы быть равным Богу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Как мы цитировали выше, Люцифер сделал пять последовательных провозглашений начинающихся с фразы Я сделаю так . Он сказал: «Я взойду на небо… Я вознесу престол мой… Я воссяду на горе в окружении других… Я взойду на высоты облачные». И, наконец, приходит апогей: «Я буду подобен (или равен) Всевышнему, буду как Сам Бог». Самовозвышающие амбиции Люцифера были причиной его падения.

Писание показывает нам явный контраст между Иисусом и Люцифером. Люцифер не был ипостасью Божьей, он был сотворенным существом. Он не имел права на то, чтобы быть равным Богу. Тем не менее, он заявил претензии на равенство с Богом, но поскользнулся и упал. С другой стороны, Иисус был Божественен по Своей вечной сущности и осознавал Себя равным Богу. Ему не было нужды хвататься за это, но Он предпочел смирить Самого Себя.

Иисус: Образец смирения .

Во 2 главе послания к Филиппийцам Павел наглядно описывает смирение Иисусом Самого Себя:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(стихи 6-8)

В другом переводе «не почитал хищением быть равным Богу», звучит так, «не считал, что равенство с Богом – это что-то, за что нужно, cхватившись, крепко держаться».

Эти стихи перечисляют семь великих шагов по нисходящей, которые сделал Иисус от небесной славы к своей смерти на кресте:

· Он уничижил Себя (или лишил Себя репутации) . Буквально, Он опустошил Самого Себя. Как сказал Чарльз Уэсли в одном из своих гимнов: «Христос опустошил Самого Себя от всего, кроме любви».

· Он принял образ раба . Он был Господом славы , но Он сделал шаг вниз и стал слугой.

· Он сделался подобным человекам. Он стал членом адамовой расы, став немногим менее ангелов.

· Он по виду стал как человек. Он выглядел как обыкновенный человек Своего времени. Не было ничего, что внешне отличало бы Его от людей, среди которых Он жил.

· Он смирил Самого Себя. Он был скромным человеком. Он не был священником или правителем, он был сыном плотника.

· Он стал послушен до смерти. Его абсолютное послушание привело Его к искупительной смерти за грешное человечество.

· Он стал послушен до смерти преступника на кресте. Распятие было воздаянием мучения для худших людей, совершивших самые отвратительные преступления.

Вот те семь великих ступеней вниз, которые сделал Господь Иисус. Но эти великие сходящие вниз шаги привели к семи великим восходящим шагам, которые описаны в стихах 9-11:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Здесь мы имеем семь восходящих ступеней возвышения Иисуса:

· Бог высоко превознес Его .

· Бог дал Ему имя выше всякого имени .

· Перед именем Иисуса преклонится всякое колено

· «Небесных» - всех сотворенных духов, которые служат Богу на небе.

· «Земных» - это означает, что абсолютно каждое творенье на земле подчинится власти Христа.

· «Преисподних» - это относиться к сатанинским сферам в аду. Это включает смерть, ад, могилу, а также неправедную смерть тех, кто до этого отверг Божью милость.

· Всякий язык исповедует, что Иисус Христос Господь . Господство Иисуса будет провозглашено в каждой части вселенной.

Во всем этом нам дан совершенный пример Иисуса. Павел воодушевляет нас, последователей Иисуса, смирить самих себя:

Ничего не делайте по любопрению (буквально, из-за личных амбиций) или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Филиппийцам 2:3-5.)

Павел исключает два мотивирующих момента: личные амбиции и тщеславие. Есть только один путь к возвышению: смирение самого себя. В Луки 14:11, Иисус утверждает этот принцип очень ясно: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Это абсолютно неизменный принцип. Здесь нет исключений! Путь вверх ведет вниз . Это величайший секрет! Как утверждают Притчи 18:12: «Перед честью идет смирение».

Обратившись опять к посланию Филиппийцам, мы видим чудесную истину, вынесенную в свет: «Посему и Бог превознес Его (Иисуса)» (2:9).

Слово посему побуждает меня верить, что Иисус был возвышен не потому, что Он был возлюбленным Сыном, но потому что Он исполнил необходимые требования. Ему пришлось заслужить Свое возвышение. Мы могли бы предположить, что это было как само собой разумеющееся, что по окончании Своих страданий на кресте, Он мог вернуться на Свою позицию равенства с Богом. Но, как я полагаю, Он заслужил это право смирив Самого Себя. Он заслужил это не только для Самого Себя, но и для всех, кто следует за Ним.

Как реакция на это, вы можете чувствовать побуждение молиться: «Господь, мне необходимо смирение. Пожалуйста, сделай меня смиренным». Однако, к удивлению, Божий ответ будет такой: «Я не могу сделать это. Только ты можешь смирить себя самого».

Смирение себя самого – это вопрос воли, а не эмоций. Это решение каждого из нас, сделанное для самого себя: «Господь, я избираю путь смирения перед Тобой. Я отвергаю гордость, надменность и личные амбиции перед Тобой и перед окружающими меня верующими».

Давая практический пример – как смирять себя, – Иисус рассказал о гостях, приглашенных на брачный пир:

«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Луки 14:8-11.)

В этот момент каждый из нас поставлен перед выбором – принять свое собственное решение. Я не могу принять решение за вас, и вы не можете принять его за меня. Но, позвольте мне сказать вам, мое решение уже было сделано.

А как насчет вас?

Глава 5

Адамова раса.

Наше происхождение.

Бог столкнулся с восстанием среди ангельских творений – существ восхитительной красоты, силы и сообразительности.

Как Бог отреагировал? Произвел ли Он еще более чудесных небесных существ – творений даже более красивых, сильных и умных? Разумеется, Он мог бы сделать это, если бы только Он захотел. Но, на самом деле, Он сделал нечто полностью противоположное. Он опустился вниз, а не вознесся выше.

Он сотворил новую расу из самого низкого, из чего только было возможно – из земного праха. Имя созданию, которое Он сотворил, было Адам . Это имя происходило напрямую от еврейского слова adamah , что означает земля . Адамова раса это земная раса. Тем не менее, раскрываемое Писанием откровение ясно говорит, что Бог имел предназначение для адамовой расы более высокое, чем для ангелов.

Важно осознать, что сотворение Адама и Адамовой расы было частью Божьего ответа на сатанинское восстание. В определенном смысле, это новая раса была предназначена для выполнения того замысла, из которого выпал сатана, и для того, чтобы пойти даже еще дальше его. Это одна главная причина, почему сатана противостоит нашей расе с такой интенсивной ненавистью. Он видит в нас тех, кто заменит его и войдет в предопределение, которого он не смог достигнуть. Что это за предопределение?

Для понимания нашего предопределения , которое мы будем исследовать в следующей главе, сначала мы должны понять наше происхождение – как и почему человечество было сотворено . И наше происхождение, и наше предназначение открыты в первых главах книги Бытия.

Первый стих книги Бытия говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Далее, в Бытие 1:26-27 описано сотворение человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Нам необходимо сопоставить это сотворение человека с исторической подоплекой, растянувшейся на обширный период времени.

В конце веков

Бог действует в согласии с хронологической системой, которую Он Сам произвел. Важно найти то место, где мы находимся в соответствии с Божьей хронологией. Касаясь пришествия Иисуса на землю, мы находим в послании к Евреям 9:26: «Он же однажды (сейчас), к концу веков , явился для уничтожения греха жертвою Своею». Это указывает на то, что пришествие Иисуса на землю является кульминацией программы, которой следовал Бог на отрезке времени, описанном как «века». В 1 Коринфянам 10:11 Павел говорит, что «все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних (конца) веков . Церковь Нового Завета видимо понимала это так, что это было достижение кульминации Божественных намерений, которым было положено начало в ранние века.

Эти места Писания указывают на то, что пришествие Иисуса и образование Церкви, это некоторые конечные цели, которые закрывают период, описанный как «века». Как мы истолкуем это понятие: века? В Псалме 89:5 псалмопевец обращается к Богу и говорит: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». В Библейской культуре 12 часов были разделены на три «стражи» по 4 часа. Другими словами, тысяча лет соответствует четырем часам. Сутки (24 часа) будут соответствовать 6 тысячам лет.

Тогда мы видим, что события, описанные в Бытие 1:2 и далее, являются кульминацией Божественной деятельности, простирающейся назад на такой длинный отрезок времени, что наш ограниченный разум не в состоянии охватить его.

Держа это в сознании, обратимся к первым стихам книги Бытия. Как мы видели, первый стих описывает первоначальный акт творения, и в первой части второго стиха описывается наступившее затем состояние земли: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною».

В третьей главе этой книги я объяснил, почему я верю, что «пустота» не была состоянием земли сразу после ее сотворения, но, скорее всего, стала результатом разрушительного суда Божьего, который был произведен над до-Адамовой землей, возможно, в результате восстания сатаны. Это был суд над нечестием до-Адамовой расы (или рас) на земле, которая была введена сатаной в бунт и в различные формы нечестия.

Становится ясным, что главным орудием суда в этом случае послужила вода. Земля стала опустошенной, бесформенной, водянистой пустыней, и тьма была над поверхностью вод. Затем, вторая часть 2-го стиха говорит: «и Дух Божий носился (парил, почти как птица) над водою».

Особо выделены: вода и тьма. Начиная с Бытия 1:3 («Да будет свет») и далее, до Бытия 2:7 («И создал Бог человека»), говориться в основном не о первоначальном сотворении, но, по сути, о восстановлении. В большинстве случаев, материал уже присутствует. Необходимо лишь воссоздание и восстановление. Я не говорю о том, что никакого творчества в этот раз не было, но первоначальное сотворение было не основным событием.

Кроме этого процесса воссоздания, который наполнил землю морскими творениями и другими живыми существами, мы не должны упускать того творческого процесса в нас, как в христианах. Во 2 Коринфянам 5:17 Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творенье) ; древнее прошло, теперь все новое».

В определенном смысле, это новое творение во Христе является действием восстановления . Когда я прихожу к Христу, как грешник, вся моя личность не стирается. Бог не производит что-то абсолютно новое на свет, но Он включает в действие те силы, которые восстановят меня, обновят меня и, в конце концов, произведут из меня нечто абсолютно новое. Следовательно, действие воссоздания, описанное в Бытие 1 и 2, в точности соответствует и применимо к новому творению во Христе. Вот одна из причин, почему Писание описывает это в некоторых деталях.

Некоторые аспекты творения в Бытие 1:2 повторяются в восстановлении грешника, когда он приходит ко Христу. «Мир» (или «земля», как описано в Бытие 1:2) был бесформенной массой. Подобным образом и мы, когда приходим к Иисусу Христу как грешники, мы можем осознавать или не осознавать этого, но мы тоже находимся в бесформенном состоянии. Мы не только бесформенны, но, как и земля в Бытие 1:2, мы и во тьме. До тех пор, пока мы во тьме, мы не можем видеть вещи такими, какими они являются на самом деле. Таким было состояние земли, но это так же состояние и каждого отдельного грешника.

Есть два великих канала восстановления в новом творении. В Бытие 1:2, Дух Божий «парил». В Бытие 1:3 Бог сказал, и Его Слово вышло. При соединении Слова и Духа Божьего происходит сотворение и воссоздание. Что происходит, когда грешник приходит к покаянию? Дух Божий начинает двигаться в сердце этого грешника, и он принимает проповеданное Слово Божье. Духом и Словом процесс восстановления (или сотворения вновь) во Христе приводится в действие.

Первое, что произвели совместные действия Духа и Слова, был свет . С этого момента Бог трудился уже при свете. Первое, что происходит, когда грешник приходит к Христу, он начинает видеть вещи – и самого себя – такими, какие они есть. С этого момента Бог начинает работать в его жизни во свете.

Затем следует процесс отделения и очищения, разделения (призвания) и размножения. Многие различные области действуют в поступательном порядке. Иногда мы достигаем этапа, на котором мы думаем: «Теперь я действительно закончил. Бог уже разобрался со всем». И прямо в этот момент, Духом Божьим, проявляется и выносится на свет новая сфера нашей жизни, и тогда Он терпеливо начинает разбираться в этой сфере.

То, как Бог трудился в восстановлении, описано в Бытие 1. Он трудился поэтапно. Первое – вода, затем – земля, затем – растительность, рыбы, птицы, затем – животные, и так далее. В конце Он подошел к кульминации творческого процесса: сотворению человека.

Во-первых, позвольте мне сказать, что это сотворение человека дает нам следующее изумительное откровение о Боге: В Боге есть множественность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему » (Бытие 1:26).

Я уже отмечал, что слово Бог (Элохим) множественного числа. Это согласуется с оборотами речи, которые Бог использует здесь, говоря о Самом Себе: «Сотворим человека по образу Нашему ». Некоторые люди говорят, что это лишь форма царственного обращения, когда коронованные особы говорят о себе во множественном числе, но это опровергается тем, что следует дальше, когда Бог говорит о грехопадении человека: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло» (Бытие 3:22).

Бог находится во множественном числе, в то же время Он один . Еврейское слово один , использованное здесь и примененное по отношению к Богу – это эхад . Оно означает единство между компонентами. В Бытие 2:24 это же слово эхад использовано опять: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна (эхад ) плоть».

Слово, использованное здесь, эхад , – это не слово, означающее абсолютную нераздельную целостность, для этого есть другое слово – яхид . Еврейское слово, использованное в этом стихе, эхад , применено к браку. Оно описывает единственность, которая получилась при соединении двух разных людей. В Библейском откровении о Боге, однако, там не две, а три соединенные Личности производят единственность. Не абсолютная единственность, но единственность, в которой также есть множественность.

Некоторые люди возражают против концепции Триединства Бога, но я вижу его явно открытым в Писании. Я верю в Бога Отца, я верю в Бога Сына и я верю в Бога Духа Святого. И что еще более важно, я не просто верю в Них, но я знаю Каждого из Них благодаря непосредственному, личному опыту. Я знаю, что значит иметь взаимоотношения с Отцом; я знаю, что такое взаимоотношения с Сыном; и я знаю, что такое иметь взаимоотношения с Духом Святым.

Еф. 6:12

Слово, переведенное с греческого как «брань», означает продолжительную борьбу. Ты борешься постоянно, но не против плоти и крови, а борешься в духовном мире молитвой, в муках рождаешь новую жизнь, громко взываешь к Богу, плачешь перед Ним. Ты изливаешь свое сердце, дух, душу, все свои чувства. Ты даешь слезам течь ручьем. Тело участвует в молитве: поднимаешь руки или падаешь ничком, участвуешь в молитве весь целиком, ведомый Святым Духом, сражаешься и борешься в духовном мире, и результатом будет освобождение тысяч людей.

Такой молитвой не молятся за больной мизинец, ею молятся за народы и духовную обстановку. Ею молятся, чтобы остановить сатану и разрушить его планы, за пробуж­дение в духе. Так приготавливают путь Господу для возвращения, засыпают долины и срезают горы (Ис. 40:3-4). Так молятся за разоренную и поруганную дщерь Сиона (Пл.Иер. 2:11). Так изменяют духовный климат. Так Святой Дух сражается через тебя.

Молитва, которую мы называем муками рождения, включает в себя воздыхания, стена­ния, плач и борьбу. Любая молитва есть сражение, но существуют такие, с которыми идут в решающую атаку на врага.

Господь возгремит с Сиона

И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнуться небо и земля: но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

Можно применить это обетование к нашему времени. Мы, верующие, - Сион. Это значит, что мы возгремим. Это произойдет двумя способами. С Сиона раздается гром провозгла­шения. Мы сделаем это, когда Дух Святой захочет того. Мы разоблачаем ложь и неправедность. Мы провозглашаем истину.

Второй гром - наши молитвы. Я видел, как люди освобождались, когда я молился за них описанным выше способом. Такую молитву сам не произведешь. Получится только душевное дребезжанье.Но когда Иисус, лев Иуды, в нас издает грозное рычание, тогда нет сомнения или недоумения.

Существует много типов молитвы, но здесь мне хотелось углубить понимание именно той молитвы, которую называют муками рождения. Мы ведем духовную войну, сражаясь со стонами, криком, воинственным кличем и напряженной борьбой, и Господь издает через нас грозное рычание.

Глава 10

Господь - воин сильный!

Святой Дух может открываться несколькими путями. Его сравнивают с ветром, елеем и огнем. Но Он также представляет собой силу. Важно понять эту сторону. Когда заходит речь о силе Святого Духа, некоторые христиане этого не понимают, пренебрегают этим или пугаются. Необходимо не исключать ни одной из сторон проявления Святого Духа, а следовать за Ним и принимать Его именно так, как Он проявляет Себя в каждом отдельном случае.


Божьей натуре свойственна решимость, и с этой стороной Бога необходимо считаться, чтобы следовать за Ним на одной волне. Иначе пропустишь в жизни многое из того, что Бог приготовил, и дьявол сможет одержать победу. Для этого нет никаких причин, ты должен побеждать его. «Но, - возразишь ты, - дьявол уже побежден». Так-то оно так, но он по-прежнему создает тебе проблемы в жизни. Его необходимо поставить на место, и причем со всей решимостью.

Дух Бога может быть весьма агрессивным, и мы, как Его дети, должны быть похожи на Отца. Библия говорит, что «Господь муж брани, Иегова имя Ему» (Исх. 15:3). Как Его дети, мы похожи на Него. Это делает нас воинами. Некоторые думают, что только небольшая часть верующих является воинами, сражается в молитве. Это ошибочное мнение. Каждый рожденный свыше - воин армии Бога.

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

Ис. 42:13

Я знаю, что многие начинают нервничать, когда мы кричим и прыгаем. Но если мой Бог на небесах издает рычание, то и я делаю то же. В книге пророка Иоиля 3:16 написано, что Господь возгремит с Сиона. В таком случае я. Его дитя, не считаю зазорным тоже погреметь немного.

«Но это может быть плотское действие», - предостерегают некоторые. Может быть плотское, но может быть и духовное. Какой дух у тебя внутри? Божий Дух, ты рожден свыше. Божий Дух - это и есть Бог. Если Бог воин и борец, то Его натура находится внутри тебя через Его Дух. Божий Дух в тебе жаждет воевать с дьяволом, нашим врагом. Государство - это не наш враг, пресса и общество - не враги. Нет, дьявол наш враг, и мы должны научиться воевать так, чтобы побеждать его. Если ты только кричишь и машешь кулаками, значит, ты попал в новую систему. Она не имеет ничего общего с Божьей свободой. Позволь Духу Божьему делать свободно все, что Он захочет, не ограничивай Его ни традициями, ни своим интеллектом.