Проект мы красиво говорим. Логопедический проект «Веселый ветерок

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, дети младшего школьного возраста, родители, психолог, учителя начальных классов.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
-выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития,
- разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе.
- повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию.
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Сроки - учебный год
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Результат : получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

2 этап — основной (практический).
Результат :
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Результат :
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Перспективный план реализации проекта

Формы и методы работы

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями;
-собрать анамнестические данные о ходе разбития ребенка;
- -изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту
-изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

сентябрь

Индивидуальные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся, наметить пути преодоления речевого дефекта;
-рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.



Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми

Публикация на сайте

«ФНР.
ФФНР.
ОНР.
ЛГНР»

Познакомить родителей с основными понятиями коррекционной работы, специальной терминологией;

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, которые задают родители.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

Публикация на сайте

«Дисграфия-что это такое? Виды дисграфии»

Познакомить родителей с понятием дисграфия, с основными видами дисграфии»;
-показать родителям примеры работ детей с дисграфией.

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;

Публикация на сайте

«Дислексия-что это такое? Виды дислексии»

Познакомить родителей с понятием «дислексия», с основными видами дислексии

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;
-ответить на вопросы, которые оставляют родители.

Индивидуальные консультации

«Разное»

ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

«Работа с ребёнком на летних каникулах»

Познакомить родителей с методами работы на летних каникулах;
-донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах, вызвать интерес родителей заниматься с ребенком летом.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах;
- осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
- обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Собрание для родителей будущих первоклассников

«Нормы речевого развития детей седьмого года жизни»
«Профилактика нарушений письменной речи»

познакомить родителей с нормами речевого развития детей семи лет;
продемонстрировать презентацию, в которой освещается методика профилактика нарушений речи;

выявить детей, имеющих речевую патологию;
ответить на имеющиеся у родителей вопросы.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развития речи детей

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Раздел I: Информационная часть проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Планирование работы по реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

Раздел III: Бюджет проекта

Литература

Приложения

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта:

«Мы красиво говорим»

Тип проекта:

Долгосрочный, практико-ориентированный

Название учреждения

МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь

Адрес учреждения

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Руководитель проекта

Срок осуществления проекта

Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный)

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).

3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.

Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.

Ценность проекта:

  • Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
  • послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды:

  • Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
  • Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);
  • Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
  • Неудовлетворительное материально – техническое состояние
  • Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

  • У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.
  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
  • Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
  • На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
  • Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: октябрь 2012 года

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).

III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.

Продолжительность проекта – 7 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

  • Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

  • определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

  • Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г.

Организация информационной акции

  • Организация родительского собрания
  • Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа
  • Формирование банка заказчиков дополнительных услуг
  • Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

  • КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;
  • Формирование банка методических материалов
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок
  • Утвержденные списки групп;
  • Утверждение расписания услуг
  • Определение качества оказываемой образовательной услуги
  • Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;
  • Анализ устойчивости контингента получения услуг;
  • Изучение спроса на предоставление услуг;
  • Анализ спроса заявленных услуг
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2013 г.

Июнь – август 2013 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
  • Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
  • Создание банка методических материалов .
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
  • Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

  • По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
  • По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
  • По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Руководитель проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
  • создает условия осуществления образовательного процесса,
  • формирует индивидуальный заказ родителя.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка
  • УМЕЮ использовать знания
  • ХОЧУ владеть знаниями
  • МОГУ самостоятельно помочь

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).

Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

ПРОЕКТ «ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».- Иван Сергеевич Тургенев

Актуальность проекта . «Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Проект составлена на основе нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Образовательной программы ДОУ.
  • Нормативно-правовая база и положение о речевой группе ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях речевой группы с ОНР в ДОУ.

    В речевую группу для детей с ОНР зачисляются дети среднего и старшего дошкольного возраста по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.

    Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.

    Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую группу ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

    Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

  • Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы)
  • Индивидуальная на базе ДОУ в логопедическом кабинете.
  • В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит специфика логопедической работы;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого результата на занятиях в свободной деятельности.
  • Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Цель проекта : Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

    Задачи проекта :

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Учимся разговаривать».
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  • Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет по 20минут одно занятие ежедневно, рассчитана на годичный срок обучения.

    Риск проекта : (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

    Ценность проекта :

  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в речевой группе для детей с ОНР.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МДОАУ в городе.
  • Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

    I этап – подготовительный : август 2014 года.

    Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к занятиям, анкетирование родителей (см. на сайте). Анкетирование родителей позволяет выяснить понимание ими имеющегося речевого нарушения у ребенка, кто посоветовал обратиться к психиатру за консультацией, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные о ходе раннего развития ребенка

    II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2014 г.

    Для реализации этого этапа начинаем работу с обследования всех компонентов языковой системы (логопедическое обследование) и заполнение речевых карт на каждого ребенка, где заполняю дату поступления в группу, какие жалобы родителей, исследую сенсомоторный уровень, отмечаю состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучаю состояние связной речи (см. на сайте). Применяю методику обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР от 4-7 лет» в переработке. На основе полученных данных составляю:

  • - План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (см. на сайте);
  • - Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму рабочей недели учителя-логопеда на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы (см. на сайте)
  • - Планирую работу с родителями на учебный год (см. на сайте).
  • Таким образом, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка в целом, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с каждым родителем и найти подход к ребенку. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и потребности.

    Информационные акции:

  • Организация родительских собраний в течение учебного года по темам.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Вовлечение родителей при проведении праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
  • Проведение логопедических КНОД (ежедневно, в дни открытых дверей):

  • Утвержденные списки групп (деление на подгруппы).
  • Утверждение расписания КНОД на неделю.
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ с целью анализа удовлетворенности качеством образовательных услуг родителями.
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью отслеживания положительной динамики, внесения корректировок.
  • Подведение промежуточных результатов, составление перспектив на будущее.
  • IV этап – аналитический : май 2014 года.

    Анализ результатов выполнения проекта:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда за учебный год и осведомленность родителей по вопросам речевого развития.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми. Опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг.
  • Изучение спроса на получение коррекционной деятельности.
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.
  • Эффективность данных результатов:

  • Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
  • Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
  • Ожидаемый результат :

  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Их участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, отмечают достижения своих детей в учебной деятельности и дома.
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве образовательных услуг.
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Структура управления проектом (руководитель проекта):

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • создает условия осуществления образовательного процесса
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
  • Методические источники : 

  • Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.; 
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.; 
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.; 
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.; 
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.; 
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.; 
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.; 
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.; 
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.; 
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999. 
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.; 
  • Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.; 
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.; 
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.; 
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.; 
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;

  • Рожкова Ольга Викторовна

    Проект «Учимся говорить правильно»

    Название проекта : «Учимся говорить правильно»

    Руководитель проекта :Шведуненко Евгения Михайловна

    Тип проекта: творческий.

    Целевая аудитория : ученики начальных классов, родители.

    Актуальность:

    Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

    Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

    Проблема:

    Нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

    коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

    Задачи:

      Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.

      Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

      Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

      Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, на занятиях группы продленного дня.

      Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

      Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

    Этапы проекта

    Подготовительный:

      изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

      создать развивающую среду в классе (речевой уголок);

      подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;

      провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

    Основной этап:

      развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках

      осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал

      приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)

      оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков

    Заключительный этап:

      диагностика детей.

      родительское собрание.

      анкетирование родителей.

    Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

    Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

      словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);

      наглядные (демонстрационный материал);

      практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

    Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

    Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

    Календарный план реализации проекта.

    Предполагаемая дата проведения мероприятия

    Наименование мероприятия

    Сентябрь

    Диагностика

    Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»

    Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»

    Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков, участие в новогодних мероприятиях.

    Консультации для родителей и педагогов

    Открытые занятия для родителей

    Участие детей в праздничном концерте

    Неделя правильной речи, праздник правильной речи

    Итоговые занятия

    Предполагаемый результат:

      повысится интерес детей к учебной деятельности;

      улучшится качество звукопроизношения;

      повысится уровень развития психических процессов.

    Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

    Оценка эффективности реализации проекта:

    Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

      звукопроизношения;

      психических процессов;

      коммуникативных функций речи.

    Дальнейшее развитие проекта:

      публикация проекта;

      проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

    Предполагается использование данного проекта:

      в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;

      внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

      обмен опытом с коллегами.

    Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

    В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

    Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

    Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

    • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
    • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

    Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

    • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
    • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
    • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

    Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

    Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

    • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
    • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

    Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

    Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

    Задачи:

    1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
    2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
    3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

    Ожидаемые результаты:

    1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
    2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
    3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

    Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

    Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

    1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

    • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
    • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
    • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
    • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
    • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

    2 этап - основной (практический) .

    подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

    • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
    • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
    • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

    Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

    3 этап - заключительный (аналитический) .

    • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
    • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
    • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
    • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

    Список литературы:

    • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
    • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
    • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
    • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
    • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
    • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
    • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.