Псковские монастыри. Церковь Воскресения Христова в Орлецах

Храм святителя Василия Великого на Горке считают знаменитым памятником архитектуры XV - XVI веков. Храм имеет три ступенчатые арки и своды (апсиды). Барабан и апсиды церкви завершают орнаметальные тройные фризы, характерные для многих храмов Пскова того времени.

Деревянный, первый храм был сооружён в XV веке на холме, который возвышался перед ручьём Зрачкой в болотистой местности. В 1375 году была сооружена по берегу ручья стена Среднего города и Васильевская башня напротив церкви, над башней была устроена звонница, где располагался сполошный колокол, который поднимал в случае тревоги весь город. Расписан был храм в 1377 году.

Каменный храм возвели в 1413 году на месте деревянной старой церкви. В начале XVI века была написана почитаемая икона храма Тихвинской Богоматери. Для всего Пскова и для храма, с конца XVII века, начинается время упадка. Церковная звонница в середине XVIII века была перестроена в колокольню, сохранившуюся до нашего времени.

К началу XIX века церковь сильно разрушилась, был утрачен резной клирос и старинный иконостас. В 2003 году в храме проводились реставрационные работы. Реставрация вернула первоначальный облик церкви. Храм будет интересно посетить всем любителям старины.

Сретенский храм Псково-Печерского монастыря

С восточной стороны Успенского собора расположена Сретенская церковь, поражающая своей красотой. Она была построена и освящена в 1870 году, а комплекс, в который она входит, был заложен в 1541 году игуменом Корнилием. Этот храм имеет три главы и выстроен в два этажа. Стены и потолок внутри него украшены священными изображениями, описывающими библейские события. Снаружи стены имеют красный цвет, а окна и углы украшены белыми узорами.

В Сретенской церкви располагаются две чудотворные иконы: «Взыскание погибших» и Божья Матерь «Троеручница». Также внутреннее убранство богато старинной утварью: коваными подсвечниками, лампадами, украшенными чеканкой. В ней имеется необычайно красивый иконостас, украшенный позолоченными деревянными колоннами и различными резными узорами. В 2000 году была произведена реставрация храма и восстановлены его уникальные настенные картины.

1 апреля 2003 года в этот храм были перенесены мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, которые доступны сейчас для всех верующих. Для посещения данного храма женщинам необходимо обязательно взять с собой платок и надеть длинную юбку.

Храм святителя Василия Великого на Горке

Храм святителя Василия Великого на Горке – это один из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове.

Первое строительство храма относится к 1337 году. Основал его купец Кристофер Карел Дол, немец по национальности. В старых рукописях говорится о том, что Немчин Доль приехал во Псков, где крестился под именем Василия и построил каменную церковь в городе во имя Василия Великого.

В период Великой Отечественной войны храм частично пострадал от бомбежек, после этого его несколько раз поджигали, но храм устоял и в настоящее время радует горожан и туристов своим великолепием.

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 19-00 часов. Богослужения проходят каждый день. Настоятелем церкви является протоиерей Большанин Андрей.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - это небольшой православный храм, расположенный в городе Псков. Он является памятником культуры и истории федерального значения 15-16 веков. Обитель расположена у Покровской башни, в южной части Окольного города. Пролом - это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Храм состоит из двух бесстолпных церквей, их четверики имеют общую стену. Южная церковь освящена в честь Рождества Богородицы, а северная - в честь Покрова Богородицы. Они имеют по одному притвору и апсиде. В их алтарях находится по щелевому и оконному проему, которые рассчитаны для пожертвований.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была построена из местной известняковой плиты, затем обмазана и побелена. С притвором ее длина составляет 17 метров, а ширина - 15 м. В 1961-1964 годах была проведена реставрация церкви, ее выполнили по проекту великого архитектора В. П. Смирнова. В результате, была воссоздана двухпролетная звонница и две главы. В настоящее время обитель является действующей, здесь проводят богослужения и молебны.


Достопримечательности Пскова

Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде. Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это и с бывшего Ивановского монастыря.

К XIV-XV вв. в Древнем Пскове сложилась собственная архитектурная школа, на которую оказали огромное влияние характерные черты народного архитектурного творчества. Вот как характеризует Ю. Спегальский самобытные черты псковской архитектуры, определившиеся к середине XIV века: «Новые архитектурные формы церквей были предельно экономичны и подчинены практическим требованиям жизни. Их беленые каменные поверхности слагались в сложные и динамичные сочетания, дававшие богатую игру света и тени. В контрасте белых поверхностей с цветными пятнами фресковых изображений, живописном чередовании и дроблении световых и теневых пятен, в общем облике, далеком от какого-либо аскетизма и суровости, выражались жизнелюбие и оптимизм простых русских людей, не поколебленные несколькими веками воздействия христианства».

Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и , .

На этой страничке представлены очень краткие сведения о псковских храмах. В качестве источников использовались следующие издания:

− Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

− Псков через века: памятники Пскова сегодня / сост. И.К. Лабутина. СПб,1994.

− Псковская Епархия: справочник. СПб, 2009.

− Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977.

МОНАСТЫРИ

Мирожский монастырь

Храм во имя Преображения Господня был построен византийскими мастерами. За время своего собор подвергался переделкам, «из которых наиболее существенны надстройка «палаток» над юго-западными и северо-западными углами, сделанная еще в XII веке, наружное оштукатуривание, неоднократные изменения покрытий, пристройка притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой, зрительно сделавший его более низким, чем он был первоначально… В XVII — XVIII веках были переделаны окна собора. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане. Но все же о первозданном облике собора можно судить с достаточной определенностью…» (Ю. Спегальский). Стены и своды храма были расписаны фресками, которые со временем были скрыты под штукатуркой и обнаружены только в 1858 г. В 1969 -1983 гг. была проведена их полная реставрация.

В изящной архитектурной простоте собора заключалось отрицание и скрытое осуждение эстетических взглядов старой языческой Руси.

Двухэтажный корпус с колокольней примыкает к Стефановской церкви. Фасады декорированы простыми карнизами. Колокольня (1879 г.) с куполообразной кровлей имеет эклектический характер. Здесь располагаются иконописные мастерские, трапезная и подсобные помещения. Братский корпус формирует парадный фасад Мирожского монастыря.

Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Снятная гора, д.1

Памятник представляет собой небольшой одноапсидный одноглавый двухъярусный четверик с обширной трехъярусной трапезной. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея системой переходов. В 1805 году трапезная церковь была преобразована в домовую, и ее верхний ярус – палата со столбом – перестроен. Это древнейший из псковских монастырских трапезных храмов.

Построен по проекту губернского архитектора К. Жданова как загородная резиденция псковских архиепископов, и представляет монастырское строение с элементами классицизма. Он был поставлен на древних монастырских погребах, связанных с Никольской трапезной церковью. Главный фасад выделен фронтоном с полукруглым окном, плоским ризалитом и скромными украшениями окон верхнего этажа. Подклет и первый этаж дома — это палаты со столбами и сложными сводами (не исключено, сохранившимися с XVI века). Как отмечает И. Лабутина, памятник не имеет аналогов среди подобных комплексов.

В 300 метрах от монастыря, на холме у дороги, поставлена небольшая восьмигранная каменная часовня. Ее тесовая кровля увенчивалась барабаном с луковичной главкой. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные святые», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1962 году часовня была реставрирована по проекту В.П. Смирнова.

К середине XIX века монастырь пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения.

ЦЕРКВИ

Октябрьский пр., 9

Долгое время храм упоминался в краеведческой литературе как церковь Анастасии Римлянки (См. «Псков через века» и др.). Большая, сложная по композиции церковь построена на месте деревянного однодневного храма 1488 г. Перестраивалась. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 г. Особенность храма – сводчатый подклет под всем комплексом помещений. «Симметричная композиция ее с двумя приделами по бокам напоминала композицию храма Богоявления с Запсковья. Первоначальные покрытия церкви и приделов были восьмискатными, в обработке ее нет никаких новшеств, которые могли бы отличить эту постройку от памятников первой половины века. Но двухэтажная галерея и крыльцо, по которому нужно было всходить в притвор, - черты, новые для того времени. Древнее крыльцо и звонница до нас не дошли: они уничтожены при переделке в 1819 году. Верхний этаж галереи совершенно перестроен в XVII веке, и это дает основание предполагать, что этот этаж был сначала открытым, с аркадой на столбах вместо наружных стен. Верх барабана ныне совершенно гладкий: во время перестройки в 1819 году его украшения были сбиты и заделаны. Храм как снаружи, так и внутри отличался совершенством форм и пропорций. В первоначальном виде это было одно из наиболее прекрасных зданий древнего Пскова» (Ю. Спегальский. Каменное зодчество Пскова).

Ул. Профсоюзная, 1

Церковь Одигитрии на Печерском подворье была построена вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века. В 1866 году подверглась переделке, после которой ее наружный облик очень изменился, и ее стали считать неинтересной. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. После войны от стен стали отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что «это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века» (Ю.П. Спегальский). Предназначенная для украшения не только самого подворья, но и всего западного фасада города, она была скомпонована со сказочной декоративностью. Огромная величина ее средней главы подчеркивалась сравнительно небольшими боковыми главами, а еще более - девятью главками колокольни. Церковь вся пестрела изразцовыми украшениями, а стены ее, выкрашенные яркой желтой охрой, горели и светились на фоне голубовато-серой деревянной застройки и белых каменных зданий с падающими на них синими тенями. Купола ее были покрыты блестящей зеленой керамической чешуей. Звонницу здесь сменила колокольня с высоким восьмигранным шатром. Однако при всей необычности общего облика этого здания, в деталях оно сохранило связь со старыми псковскими традициями. Обрамление окон и ниш притвора и по технике исполнения, и по профилю повторяет типичные для Пскова XV-XVI веков наличники дверных проемов. Обработка абсиды обычным псковским орнаментом из впадин — совершенно в духе XVI века. Валиковые декорации на барабане, пояс поребрика, ширинки — детали, применявшиеся псковскими каменщиками в XVI веке. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.

Сейчас церковь находится в распоряжении онкологического диспансера.

Ул. Плехановский посад, 14

Единственный памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде, которая была построена в девичьем Варваринском монастыре «старицей Агафьей с сестры». Она дошла до нас не в первоначальном виде. Построенная в 1618 году, она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Сохранились детали: волоковое окно, круглое окно алтаря, перекрытия на деревянных врубках без гвоздей. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Фрагментарная реставрация проводилась в 1973 г.

Храм принадлежит православной церкви.

Ул. Леона Поземского, 53

Построена в 1495 году на месте более раннего храма и является свидетелем военных событий 1615 года, когда здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены «богоранными стрелами» от сильной пальбы с купола церкви. В ризнице Варлаамской церкви хранилась «Повесть о прихождении Свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», написанная сразу после исторических событий.

С западной стороны к церкви примыкает притвор и паперть. На притворе сооружена звонница, а на паперти парапет. Притвор и звонница современны храму, а паперть позднейшая. Звонница состоит из двух пролетов и покрыта четырехскатной кровлей с крестом наверху. С южной стороны в XVIII веке построен придел во имя святого Николая Чудотворца. На восточной стороне находятся две полукруглые апсиды: одна, украшенная по карнизу поясками из треугольников и квадратов, принадлежит главному храму, а другая, без украшений, – приделу. Церковь считается редким для Пскова памятником XV века, связанным с новгородской архитектурной традицией.

После революции 1917 года церковь была закрыта. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В настоящее время – действующая приходская церковь Пскова.

Октябрьский пр., 5

Впервые на этом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упоминает об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о постройке новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Это единственный в Пскове сохранившийся памятник первой половины XV века. Однако Ю. Спегальский отмечает, что «если бы можно было считать эту датировку [1413 год ] правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие». Скорее всего, храм претерпел значительные изменения и перестройки в XVI-XVIII веках, и по мнению Спегальского является типичным сооружением 40 — 50-х годов XVI века. «Его позакомарное покрытие, имеющее декоративный характер, его первоначальная ажурная галерея (следы ее примыкания к приделу сохранились), часовня-усыпальница, примыкающая к приделу с северной стороны (следы ее также сохранились), высокое подцерковье, великолепная техника постройки, совершенство пропорций и отработанность деталей декора — все характерно для этого периода расцвета церковной архитектуры Пскова». Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным.

В настоящее время храм действующий. В 2012 году была закончена его реставрация, которая восстановила позакомарные покрытия. в 2010 году, и .

ул. Свердлова, 1

История двойной церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы уходит корнями в 1399 год, когда была построена церковь в честь Покрова Богородицы. Она являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря, расположенного в юго-западном углу Окольного города, у Покровской башни, носившей название по монастырю.

В 1581 году во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, 8 сентября 1581 года неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Казалось, что враг неминуемо ворвется в город. Но псковичи, воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, героическими усилиями отбили захватчиков.

После снятия осады Пскова в 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну - во имя Рождества Богородицы (празднуется 8 сентября – 21 сентября по н.с.- в день отбития штурма). Две церкви соединили в одну, а между ними поставили классическую псковскую звонницу.

В 19 веке перестраивалась. В годы ВОВ очень сильно пострадала. В 1961-1964 годах была отреставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Ул. Детская, 2

Церковь поставлена на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Одноглавая, одноапсидная с притвором, широким крыльцом-галереей на столбах и шатровой колокольней над ними, возведенной в 1867 году. Интерьер бесстолпный, сводчатый. Церковь значительно перестраивалась в XIX-XX вв.

В настоящее время – действующий храм подворья Спасо-Елеазаровского монастыря.

ул. Советская, 64

Памятник церковной архитектуры эпохи ампира «редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм, свойственных классицизму». Прямоугольный четверик завершен полусферическим куполом, увенчанным декоративным фонариком со шпилем. Северный и южный фасады украшают два монументальных портика. Декор фасадов состоит из карнизных тяг; кронштейнов и лепных розеток. Монастырская церковь построена вместо разобранного южного придела соседней церкви Вознесения. Реставрирована в 1972 г. по проекту В.А. Лебедевой (Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб.: Ферт, 1994. С.226)

В настоящее время в церкви располагается планетарий.

ул. Первомайская, 27

Образская церковь «у Жабьей Лавицы» построена на месте деревянной, однодневной, возведенной в 1487 г. по случаю «великого мора». Когда ее заменили каменной - неизвестно. Это небольшой одноглавый храм, с двухпролетной звонницей над крыльцом и оригинальной композицией придела – с прямоугольным алтарем и с двухъярусным четвериком, увенчанным барабаном с главкой. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. Фрагментарная реставрация храма проводилась в 1960 г. по проекту Б. Скобельцына.

В настоящее время храм действующий, но требует ремонта.

Кремль

Свято-Троицкий кафедральный собор, Главная святыня и символ Псковской земли, имеет непростую историю. По преданию, место для собора великая княгиня Ольга, которая посещала псковскую землю в 957 году. Согласно летописи, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место, поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Построенный во второй половине X века собор был деревянным и сгорел во время одного из пожаров. В 1137-1138 гг. по распоряжению Всеволода-Гавриила на этом месте был построен новый — каменный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. Однако и этот собор постигло новое несчастье – в 1363 г. обрушились своды. Поэтому в 1365 году храм перестроили ещё раз. На этот раз храм строился псковскими зодчими во главе с мастером Кириллом из местного известняка. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. В 1609 г. во время сильного пожара в Кремле взорвались пороховые склады, что привело к тому, что стены Кремля обрушились, и очень сильно пострадал собор. Храм был восстановлен и простоял до 1682 года.

Строительство нынешнего собора, четвёртого по счёту, было закончено в 1699 году. В его облике сочетаются черты древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века.

Троицкий собор (1682-1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века галереи нижнего этажа были заложены сплошной каменной закладкой и к ним снаружи были пристроены контрофорсы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. «В 1894-1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой» (Ю. Спегальский).

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. В интерьере собора установлен уникальный резной семиярусный иконостас конца XVII века.

В настоящее время храм действующий.

Ул. Георгиевская, 3-а

Надгробная часовня стоит юго-западнее храма Жен Мироносиц. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Углы декорированы столбами. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус». Часовня была реставрирована в 1955 году по проекту Б. Скобельцына.

Несколько десятков, среди них много сохранившихся, отреставрированных и действующих. Именно этой особенности Пскова будет посвящена сегодняшняя фотопрогулка. А рассказ об остальной части Пскова подготовлю позже, чтобы не перегружать один пост огромным количеством фотографий.

В Пскове есть церкви, построенные в XII-XV веках - во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней. У древних псковских церквей есть собственный архитектурный стиль: большинство из них побеленные, одноглавые, с характерными пристроенными или отдельно стоящими звонницами. Плотность церквей на душу населения и на единицу площади в центре города поражает воображение, иногда они встречаются каждые 100 метров, если не чаще.

Для этого фоторассказа я отобрал 36 фотографий церквей, случайно встреченных в ходе бессистемной прогулки по городу (на самом деле их намного больше, но обойти их все за короткое время не представляется возможным, даже несмотря на то, что исторический центр Пскова довольно компактен). Итак, в путь!

[ | ]
5. На противоположном (западном) берегу реки Великой рядом с Ольгинским мостом находится церковь Успения у Парома, построенная в 1444 году и перестроенная в 1521. Церковь типичного Псковско-Новгородского стиля: побеленная, одноглавая, с характерной отдельно стоящей звонницей. Единственная в Пскове церковь, где на кресте сидит голубь.

[ | ]
7. Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской рядом с Успенской Пароменской церковью возведена к 2000 году. Традиционное место фотосессий молодожёнов. На заднем плане виден Троицкий собор на противоположном берегу реки Великой.

[ | ]
8. Но мы возвращаемся на восточный берег Великой, потому что большинство старинных псковских церквей расположено именно там. В 300 метрах к юго-востоку от Ольгинского моста находится Церковь Михаила и Гавриила Архангелов со Городца с шатровой колокольней над воротами. От самой церкви, построенной в 1339 году, виден только купол, а колокольня с воротами на переднем плане была построена позже - в XVII веке. У этой церкви особое украшение барабана: если обычно это традиционные псковские скромные рисунки, то здесь барабан украшен изразцами.

[ | ]
9. В 250 метрах к востоку от Крома и Троицкого собора на улице Леона Поземского рядом с мостом через реку Пскову стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году на месте старинного деревянного храма. В XX веке здание церкви долгое время было в запустении и использовалось не по назначению, но с 2008 года церковь вновь стала действующей.

[ | ]
10. В 250 метрах к северу от Козьмодамианской церкви находится церковь Ильи Пророка-Мокрого. Она была построена намного позже больинства псковских церквей - в 1677 году, а колокольня была пристроена в XIX веке, поэтому её архитектурный стиль существенно отличается от традиционного псковского стиля.

[ | ]
11. В 400 метрах к северо-северо-западу от «Ильи-Мокрого» на пересечении улицы Леона Поземского с улицей со звучным названием Набат стоит церковь Воскресения Христова со Стадища. В летописях эта церковь впервые упоминается в 1532 году, но с тех пор она неоднократно перестраивалась.

[ | ]
12. Затем мы прогулялись по улице Леона Поземского до старой псковской городской стены. Рядом с бывшими воротами и руинами Варлаамской захабной башни (примерно 200 метров от предыдущей фотографии) расположилась церковь Варлаама Хутынского на Званице.

[ | ]
14. Удаляться дальше от центра города мы не стали и пошли обратно на восток в сторону реки Псковы. В 200 метрах к северо-востоку от «Ильи-Мокрого» находится Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы («Жабья лавица» - название небольшого болота, рядом с которым построена церковь), впервые упоминающаяся в 1487 году, но перестроенная в середине XIX века. Здание долгое время было в полуразрушенном состоянии, но в 2000-е годы было передано Церкви и в настоящее время восстанавливается.

[ | ]
15. В 300 метрах к востоку от церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (и в 500 метрах от предыдущей фотографии) на пригорке рядом с живописным пешеходным мостом через реку Пскову возвышается трёхглавая церковь Богоявления с Запсковья, построенная в 1496 году.

[ | ]
17. В 500 метрах к востоку от Богоявленской церкви на красивом холме на берегу Псковы рядом с Гремячей башней находится церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы - одна из старейших сохранившихся псковских церквей, построенная в 1383 году. Раньше она была частью Гремяцкого монастыря, упразднённого в XVIII веке. Снимок сделан из Финского парка Куопио на противоположном берегу Псковы. (Да, кстати, нужно будет как-нибудь опубликовать оставшиеся фотографии Куопио, залежавшиеся у меня уже на 4.5 года.)

[ | ]
21. На той же улице Карла Маркса рядом с рынком на территории бывшей автостанции находится Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год). Буем называлось обнесённое оградой место при церкви, обычно кладбище.

[ | ]
22. После прогулки по берегам реки Псковы мы вернулись в центральный район Пскова и пошли гулять вдоль Октябрьского проспекта и Советской улицы (на самом деле это было уже на следующий день, более пасмурный). Церковь Николы со Усохи (т.е. святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца) находится вблизи развилки этих улиц у Октябрьской площади. Первая версия церкви была построена в 1371 году, нынешний вариант был построен на её месте в 1531 и частично перестроен в XVII и XIX веках. Эта церковь на несколько метров ушла вниз; когда находишься внутри, то она кажется более внушительной, чем снаружи.

[ | ]
26. Церковь Успения с Полонища построена на месте бывшего Успенского монастыря на Георгиевской улице недалеко от Советской. В этой части прогулки мы уже торопились и пройдя 400 метров с предыдущей фотографии, наверное, пропустили несколько церквей.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в 1447 году, известен тем, что хранит в своей обители цареградскую икону Божией Матери - дар константинопольского патриарха.

Изначально это был мужской монастырь, основанный преподобным Евфросином, известным в народе как Елеазар, в честь которого и была названа обитель. Это была возведенная на горе деревянная церковь, ставшая кладбищенской после смерти основателя, а монастырь был построен под горой в виде каменной трехсвятительской церкви и представляет собой образец псковской архитектуры Средних веков.

В начале 16 века монастырь являлся духовным центром Пскова и за свое существование неоднократно подвергался нападениям литовцев и поляков, несколько раз закрывался и полностью был закрыт в 1923 году - до 2000 года, когда был восстановлен как женский.

Он представляет собой белый кубической формы храм, завершающийся шатровым барабаном, увенчанным одной большой и тремя маленькими главками по бокам. Храм также имеет пристроенную невысокую колокольню.

В настоящее время монастырь признан памятником республиканского значения и включает в себя трехсвятительский собор 16 века, братский корпус 20 века и руины каменной ограды.

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь, который изначально был мужским, построен на Снятной горе на Великой реке. Сейчас этот женский монастырь состоит из храма Рождества Богородицы, трапезного храма Николая Чудотворца, Архиерейского дома, ограды и Святых ворот монастыря.

Доподлинно неизвестна точная дата постройки монастыря, однако несмотря на это он считается одним из старейших монастырей во всем Пскове – первые упоминания о нем датируются еще XIII веком.

Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрески храма являются ярчайшим примером псковской художественной школы.

Сейчас в монастыре ежедневно совершается литургия.

Печерский Монастырь

В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.

Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.

Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.

В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и "очертил" ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали "Кровавый путь" (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).

От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.

В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.

Мирожский монастырь

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.

Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как "Сети". Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.

Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная "Мирожской Орантой".

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний был основан в 1470 году преподобным Досифеем Верхнеостроским. Согласно преданию, когда Досифей прибыл на остров, на нем жили беглые каторжники и разбойники, некоторые из которых позже приняли причастие.

За время своего существования монастырь пережил много событий: разруху в ходе Северной войны, упразднение, в процессе которого его церковь стала приходской, а в 20 веке и вовсе была закрыта и использовалась как склад. И только в 1994 году начались работы по восстановлению и реставрации храма.

Храм представляет собой каменную церковь, выполненную из плиты и кирпича. До наших дней уцелел бесстолпный, одноапсидный четверик с декорированной главкой и вход в подцерковье из алтаря, который был построен в 1862 году вместе с шатровой колокольней и притвором.

Один придел церкви полностью восстановлен и еще два - реставрируются. Здесь же под спудом в церкви покоятся мощи Досифея, спрятанные местными жителями и служителями храма перед его закрытием в начале 20 века.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Cвято-Успенский мужской монастырь славится своей самой главной святыней – иконой Богородицы Одигитрия, которую нашел пастух Тимофей в 1566 году в окрестностях Воронича.

Основали монастырь по приказу Ивана Грозного в 1569 году после чудесного видения Тимофею иконы Божией Матери. Сначала построили Успенский храм, к которому позже пристроили приделы Одигитрии и Покровский. До наших дней сохранились братская трапезная, два сторожевых домика, дом настоятеля, ограда со Святыми и Анастасьевскими вратами.

Православной церкви монастырь возвратили в 1992 году. Сейчас в нем проживают около 25 послушников, которые здесь же занимаются сельским хозяйством. Также в монастыре действует церковная школа. Рядом с Успенским храмом находится некрополь, в котором погребен А. Пушкин.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых величественных мужских монастырей в России носит название Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастыря и имеет многовековую историю. В 1473 году здесь освятили выкопанную в песке церковь Успения, эта дата и считается датой основания монастыря. Этот монастырь функционировал на протяжении всей своей истории.

В межвоенный период и до 1944 он находился в пределах Эстонии, благодаря этому и сохранился. В 1470 году в пещере поселился монах Иоан, который являлся бывшим священником Георгиевского храма. Он выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, а затем в 1473 году освятил ее. Вокруг храма через некоторое время образовалась обитель.

В наше время этот собор является неизменным святым местом паломничества многих прихожан. В его комплект входят ряд соборов, которые вы сможете посетить и проникнуться атмосферой намоленного места.

Продолжаем наше путешествие по Псковской земле.

В эти майские праздники мы снова поехали в Псков. И так как мы были здесь всего полгода назад, то перед поездкой задумались, чем бы нам заняться в Пскове. мы видели, мы видели, город в целом мы видели, что же нам еще посмотреть? :)

Интернет подсказал, что на Псковской земле есть интересные монастыри, их-то мы и решили посетить. В Мирожском монастыре мы были два года назад, но решили еще раз съездить туда. Почему-то в наши прошлые поездки мы пропустили Снетогорский монастырь, хотя он и находится на территории города. И еще две обители расположены в пригородах Пскова: Елеазаровский и Крыпецкий монастыри.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан в середине XII века. Он находится в месте впадения речки Мирожки в реку Великую.

Мы спустились со Снятной горы к машине, и к нам подошел местный житель, спросил, нет ли у нас зажигалки, и попытался завести разговор на тему «Как мне надоели эти праздники, совершенно нечем заняться»… Диалог мы не поддержали и поехали к следующему монастырю.

Спасо-Елеазаровский монастырь был основан в 1425 году преподобным Евфросином Псковским (в миру - Елеазаром). Это единственный случай в истории русских обителей, когда монастырь назывался мирским именем своего основателя. Монастырь находится в 28 км к северу от Пскова, в деревне Елизарово.

Главная монастырская святыня - собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) - построен во второй половине XVI века.

Необыкновенно красивый вид на собор открывается, если обойти храм и пройти к пруду.

Новый сестринский корпус, где ныне проживают насельницы, построили в 2009 году.

Единственный сохранившийся старый сестринский корпус был построен в 1904 году.

В XVI веке в обители жил старец Филофей, сформулировавший политическую доктрину Московского царства: «Москва - третий Рим».

Его изречение выбито на металлической плите, являющейся одновременно колоколом:
«Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. И вот теперь третьего нового державного твоего царства Святая Соборная Апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Наша же РОССИЙСКАЯ земля Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородицы и всех Святых чудотворец растет, и младеет, и возвышается.»

Когда мы приехали, по монастырю водили целую группу туристов. Мы присели на скамеечку, чтобы переждать, пока группа закончит обзор монастыря. Потом мы пошли к храму. И тут ко мне обратилась молодая монахиня. Я не сразу расслышала, что она говорит, поэтому переспросила. «В колокол звонить нельзя»! - строго повторила мне монахиня. «А мы не будем звонить», - удивленно ответила я. Монахиня посмотрела на меня и также строго сказала: «А вот тут недавно была группа, кто-то из них звонил!» Я еще раз заверила ее, что мы не будем звонить, и мы пошли дальше. Зато нам не пришлось ломать голову над этой конструкцией, все-таки это колокол:)

После революции монастырь был закрыт. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В 2000 году монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Елеазаровский монастырь оказался самым ухоженным. Вокруг монастыря территория деревни тоже очень ухоженная. Рядом построена часовня. Напротив Святых ворот строится корпус в стиле монастырских корпусов (возможно, гостиница для паломников). Неподалеку есть еще одна церковь. Похоже, возрожденный монастырь снова становится для Елизарово «деревнеобразующим» предприятием:)

И еще один монастырь, который мы посетили, - Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Он находится в 22 км от Пскова.

Путешествие в Крыпецкий монастырь оказалось самым экстремальным. 22 километра дороги - это конкретная грунтовка: душу вытряхивает основательно, пыль столбом! Когда мы, наконец, доехали, наша машина была покрыта ровным коричневым слоем песка.

Сама дорога упирается прямо в монастырскую стену. Когда уже после тряски, лесов, полей ничего не ждешь, но вдруг вырастает монастырь - это впечатляет!

Монастырь основан в 1485 году преподобным Саввой Крыпецким среди болот.
Мы вошли через Святые врата монастыря…

За воротами оказалось огромное поле, вдали стояли несколько деревянных корпусов и два собора. Большую часть территории монастыря пока занимает пустырь.

Иоанно-Богословский собор был построен в 1557 году. Трапезный Успенский храм возведен в начале XIX века. В колокольне устроен храм во имя преподобного Иоанна Лествичника.

После революции монастырь был закрыт. Территория обители заросла и заболотилась, сохранился лишь полуразрушенный Иоанно-Богословский собор и развалины колокольни.
В 1992 году территория монастыря была передана РПЦ. Сейчас здесь проживают 25 монахов и около 50 трудников.

В Крыпецком монастыре работ по восстановлению обители - еще непочатый край. Но отдаленность монастыря от города и деревень настраивают на особый лад. Наверное, в таких уединенных местах и появляются настоящие старцы…

Вот такие обители мы посетили. Различное состояние монастырей создавало разное настроение. Но впечатления остались самые яркие. И Псковская земля открылась для нас еще одной, тоже красивой, стороной…

Продолжение следует…

Также по этому путешествию.