Разработка открытого урока по домоводству на тему: "Наши помощники в доме" для учащихся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта. Конспекты по домоводству Курс занятий по домоводству конспекты


Урок домоводства в 5-ом классе по теме: «Инвентарь, приспособления и средства при уходе за полами».
Цель: дать сведения обучающимся о том, как правильно мыть пол в зависимости от покрытия с помощью составления технологического плана.
Задачи:
- образовательная: раскрыть последовательность действий при мытье пола; показать особенности мытья пола в зависимости от покрытия; закрепить с помощью игровой и учебной ситуации;
- воспитательная: показать важность значения труда для людей;
- коррекционная: развивать пространственные представления и ориентацию в помещении, использовать упражнения на развитие моторики рук.
Оборудование: ведро, тряпка, швабра, чистящее средство.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
оргмоментАктуализация знаний Вопросы по изученной теме:
- назовите виды половых покрытий.
- Где у нас, в интернате вы видели эти виды покрытий?
- Сможем ли мы увидеть эти виды полов в нашем коррекционном блоке, посмотрите вокруг?
- Ребята, а если бы к нам в гости пришел Буратино, как вы думаете, где бы он захотел поиграть?
Там, где тепло, светло и чисто (гигиенические требования к жилому помещению) или там, где непорядок? (грязный пол, бумажки).
- Ребята, чтобы было чисто, что нужно делать? Ответы детей – пол бывает: деревянный дощатый, плиточный, линолеум.
Деревянный дощатый – в классах, плиточный – в коридорах, линолеум – в кухне социально-бытовой ориентировки.
Выходят и показывают указкой.
Буратино пришел бы в чистое помещение.
Уборку помещений.
Мыть пол и прибирать за собой.
Вспомните пословицу: «Чисто не там, где каждый день моют, а там, где убирают за собой» Новый материал. Сегодня я вам расскажу и покажу, как ухаживать за различными видами покрытий пола и мы вместе составим технологический план.
- дощатый окрашенный пол (посмотрите себе под ноги и вокруг). Пол может быть окрашен различными красками.
Как мы должны за ним ухаживать?
Моют дощатый окрашенный пол теплой водой, чистой тряпкой, с использованием специального средства.
- Мы должны его мыть.
Записываем тему урока.
Рисуем ведро, тряпку, чистящее средство.
Смотрят на натуральные предметы – инвентарь.
Словарная работа: инвентарь. Инвентарь – необходимое для уборки оборудование.
Ведро, тряпка, швабра, чистящее средство.
Физкультминутка. Последовательность действий при мытье пола:









- Керамический пол моют также, кроме того его можно чистить различными чистящими средствами (Сода-эффект и др.)
- Линолеум моют теплой чистой водой. Практическая часть: как нужно мыть пол показывает учитель, или показывает кто-либо из учеников (по желанию). Используются перчатки.
заключение Что мы сегодня узнали на уроке? Почему важно трудиться – мыть пол с различным покрытием. Итог урока.
Последовательность действий при мытье пола:
- налить теплую воду в ведро;
- добавить в воду чистящее средство;
- намочить в ведре тряпку, отжать;
- обернуть тряпку вокруг швабры;
- протирать пол штриховыми движениями, периодически смачивая тряпку;
- протереть пол хорошо отжатой тряпкой насухо;
- сполоснуть тряпку (сначала в этой воде, а затем в чистой воде, отжать и повесить для просушки;
- вылить воду и ополоснуть ведро;
- убрать инвентарь на место.


Н-сергинского района Свердловской области
2016г



Тема: «Моя малая Родина».
5 класс.
Цель: Формировать представление о Родине - России и Малой Родине.
Задачи: 1.Образовательная: расширить первоначальное понятие о нашей Родине; показать, что личная история является частью своей страны.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию внимания, памяти логического мышления.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к своей Родине, ее людям и к своей семье.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментПриветствие учащихся после летних каникул. Новый материал Перед началом первого в этом году классного часа давайте вместе с вами проговорим правила поведения в школе.
1.Задание. Кроссворд.
Нужно закончить фразу, а последнее слово будем вписывать в кроссворд по горизонтали.
1.Только входим в кабинетГоворим мы всем (пРивет)
2.Утром рано в класс в оконцеК нам заглядывает (сОлнце)
3.Ответить хочешь - не кричи,А только руку (поДними)
4. Чтоб 5-ку получитьУроки надо всем (учИть)
5. В нашем классе есть законВход неряхам (запрещеН)
6. Парта- это не кровать И на ней нельзя (лежАть)
Какое слово спряталось в кроссворде по вертикали.
Ребята, именно это слово будет темой нашего классного часа.

Найдите лишнее из 3-х выражений:
- родимая сторонка
- родные люди
- Родина
- чужбина.
Определите корень в первых трех выражениях. Род – группа родственников, которые имеют общих предков, прадедушек и прабабушек, от которых рождались дети, они взрослели, женились, выходили замуж и у них тоже рождались дети, род продолжался. Давайте вместе подберем к слову «род» однокоренные слова. Род – родители, родня, родичи, родословная, Родина. Родина – это место рождения человека, его страна, его Отечество. Все вместе жители страны – это народ или нация.
2.Вы знаете, как называется наша Родина?
Россия – это страна, в которой мы родились и выросли, мы здесь живем. Мы все россияне, здесь наш род, родственники, Родина.
3.В нашей стране живут многие народы. Назовите, какие вам известны народы?
В нашей стране много национальностей?
В нашей стране проживает более 100 народов. Все они также– россияне. Для их проживания нужно много места, поэтому у нас самая большая территория, границы которой охраняют пограничники. Люди должны быть толерантными, то есть относиться друг к другу с уважением, быть терпимыми к недостаткам других людей.
4.В каждой стране есть главный город – столица.
Выберите столицу России: Москва, Париж, Лондон.
В Москве работает правительство и президент
Знаете ли вы имя президента России?
5. А знаете ли вы столицу нашего Среднего Урала?
6. Главный город нашего района?
7. Назовите название города, в котором вы учитесь?
А почему наш город так называется?
Основание Михайловска связано с именем частного заводовладельца, купца Михаила Павловича Губина (свой род Губины вели из орловских купцов). В 1789 году приезжает на Урал Михаил Губин. У братьев Демидовых Ивана Ивановича и Петра Ивановича он приобретает Нижнесергинский и Верхнесергинский металлургические заводы. В 1790 году Губин строит Атигскую фабрику. А в 1805 году начинает строить сооружение Михайловской плотины. В 2015 году наш город отметил 210 лет.
Ребята, вы все приехали из разных мест.
Расскажите о них. Эти небольшие города, поселки, деревни – это ваша Малая Родина. Ответы детей.
Один учащийся читает громко получившееся слово (РОДИНА)
Ответ обучающихся «чужбина», так как первые три выражения близкие по значению.
Корень в словах – «родимая», «родные», «Родина» - род.
Родня, родственники, то есть группа людей, объединенных кровным родством.

Наша Родина называется – Россия.
Русские, татары, башкиры, марийцы и многие другие.
Наша страна многонациональная.
Дети отвечают - «Москва».
Президент России – В.В.Путин (показываем портрет).
Столица Урала – город Екатеринбург.
Город - Нижние Серги.
Город - Михайловск.
Ученик
Доклад о Михайловске
Игра «Ромашка» (составить ромашку из лепестков, на каждом лепестке название населенного пункта, откуда приехали дети)
Игра: «Нить дружбы».
Рассказы детей о своих родных местах.
Индивидуальное задание Итог подведем в виде творческого задания. На полученном листочке нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Моя Малая Родина». Как вы понимаете эту фразу, мне помогут понять ваши рисунки.
Понравился ли вам классный час? Рисуют рисунок.
Рисунки вывешивают на доску.
Название нашей страны. (Россия).
В трудное время весь народ поднимается на защиту своего отчего (родного) дома, на защиту своего Отечества.
Место, где человек живет. (Дом).
Место, где вы учитесь и проживаете. (Школа-интернат).
Название районного центра. (Нижние Серги).
Запись на конверте, по которому почтальон приносит письмо. (Адрес).
Галина Аркадьевна Захарова, учитель

2016г.



Урок домоводства.
Тема: Деловое письмо - написание адреса на конверте.
Цель: дать понятие делового письма в оформлении подписания конверта обучающимися.
Задачи:
образовательная - ознакомление обучающихся с правилами написания адреса и индекса на конверте;
коррекционная – развитие мелкой моторики у обучающихся;
Воспитательная – уважение и поддержка близких людей посредством общения через написание писем.
Оборудование:
Образец правильно заполненного адреса на конверте.
Словарь: индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.
Оргмомент.
Найди лишнее слово: письмо, телеграмма, посылка, адрес.
Лишнее слово – «адрес», так как письмо, телеграмма, посылка – это почтовые отправления. На каждом письме, телеграмме, посылке есть адрес.
2. Новый материал.
А что такое адрес?
- Адрес – это подробные данные о местожительстве человека.
- Приглашаю тебя, эскимо,
Приходи ко мне в гости само,
Приходи, когда я позову,
Адрес свой я тебе назову. А что будет, если адрес не правильно написан?
Например,
Улица кривая
Трехэтажный дом
И квартира в нем. (Письмо не дойдет до адресата)
Деловое письмо – инструмент деловой переписки, в данном случае правильное написание адреса.
- В адресе указывают:
1.) улицу, переулок, проезд, проспект, шоссе;
2) номер дома, квартиры:
3) город, село, деревню, поселок;
4) республику или область.
- При оформлении адреса используют сокращения, например,
Область – обл., город – г., деревня – дер., село – с., поселок – пос., улица – ул., дом – д., квартира – кв.Рассмотрим образец написания письма.
Письмо на абонентский ящик

Конверты не всегда были в виде прямоугольника, в Великую Отечественную войну конверты были треугольными (показать образец).
4. - Закрепление материала.
Задание: вписать свои данные на конверте.
Об индексе.
- Обратите внимание, что на конверте записан индекс (почтовый) – цифровой указатель почтового отделения. В индексе шесть цифр. Эти цифры обозначают: первые три – область и город, а следующие три – почтовое отделение. Специальные машины считывают цифры и сортируют почтовые отправления.
- Обратите внимание, что на письмах и почтовых карточках с кодовым штампом индекс адресата заполняется стилизованными цифрами всеми цветами пасты, за исключением красного, желтого и зеленого цветов.
Выполнить буквенное задание:
«О» - куда отправляется письмо
«Т» - название города
«П» - напиши от кого
«Ч» - название улицы
«А» - кому адресовано письмо
Словарная работа: конверт, отправитель, получатель. адресат, индекс, почтовое отделение. Разобрать слово «конверт» и составить с этим словом предложение.
- От правильного написания реквизитов адреса зависит скорость доставки почтовых отправлений. Соблюдать правила написания адреса и индекса важно особенно сегодня, когда Почта России внедряет новые автоматизированные технологии сортировки почты.
- О ком говорится в стихотворении? (o почтальоне)
Шагает с сумкой кожаной и кипою газет,Простых, с ответом вложенным, каких тут только нет!И пишут письма люди на запад, на восток,А почтальоны носят шуршащий тот поток.
Кто такие почтальоны? (люди, которые разносят почту по домам)
Домашнее задание. Подписать конверт для бабушки или дедушки.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области
2016г



Урок домоводства по теме: «Питание. Винегрет»(6 класс)
Цель урока: Дать представление обучающимся о приготовлении винегрета, используя технологический план.
Задачи:
- образовательная:
дать сведения, каким образом можно приготовить блюдо «винегрет», перечислить перечень ингредиентов, входящих в блюдо, провести работу по приготовлению винегрета по технологическому плану;
- коррекционно-развивающая: развивать моторику рук, развивать способность к классифицированию различных предметов по различным критериям, совершенствовать пространственную ориентировку, развивать творческое мышление;
- воспитывать аккуратность в работе, расширять социальный опыт ребенка.
Наглядные пособия: карточки со словами, изображение подснежника.
Оборудование: передвижная доска для размещения слов, обеденный стол, тарелки, ножи, вилки, предварительно сваренные овощи.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмомент Проверить готовность к уроку
1.Вводное слово учителя.
- Скажите, какое сейчас время года?
- Пройдет совсем немного времени и появятся первые весенние цветы.
- Какие весенние цветы вы знаете?
-В лесу, на проталинах еще нет этих цветов, а у нас в классе уже появился подснежник. Он необычный, на его лепестках видны вопросы, они обращены к вам.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Повторение.
1-ый лепесток подснежника
-Какую тему мы изучаем в третьей четверти?
2-ой лепесток подснежника
-Для чего человеку нужно питание?
3-ий лепесток
-Пищу, люди готовят в кухонной или столовой посуде?
4-ый лепесток
- Назовите и покажите кухонную посуду.
5-ый лепесток
- Нужно ли ухаживать за посудой?
6-ой лепесток
- Назовите очередность мытья посуды.
- А последний лепесток у меня непростой. Здесь написано слово «загадки». Давайте отгадаем, о чем они?
…На солнце жарком он подсох-
Теперь лишь в суп пойдет…
…Он в пупырышках малецИзумрудный…
…Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали Вы,
Я…
…Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул и вот … Обучающийся обрывает лепесток и отвечает полным ответом. Мы изучаем тему «Питание».
Питание нужно человеку для того, чтобы жить.
Пищу готовят в кухонной посуде.
Кухонная посуда стоит на столе вместе со столовой посудой. Обучающемуся нужно выбрать, отложить и назвать кухонную посуду (классификация предметов)
Нужно ухаживать.
Называют очередность мытья посуды.
Отгадывают загадки на карточках с изображением овощей
горох
огурец
свекла
морковка
Новый материал.
Что можно приготовить из этих овощей?
Салат закуску
Суп винегрет
Выберите правильный ответ
Что такое винегрет?
Сравнить определение слова «винегрет», сказанное обучающимися и определение, которое дается в Словаре С.И. Ожегова
- Какой геометрической фигурой можно изобразить «винегрет»?
Выйдите из-за парт, встаньте, взявшись за руки. Что получилось?
- Перед тем, как начать приготовление винегрета по технологическому плану, Винегрет. Карточку вывесить на доску.
Записать в тетрадь тему.
Дают определения.
Сравнивают.
Работают со словарем.
Круг.
Проговариваем технику безопасности при работе с режущими предметами
Приготовление винегрета по технологическому плану. Игра. Учитель показывает овощи, если они присутствуют в винегрете, то обучающиеся хлопают в ладоши.
Морковь тут! – Свекла тут! – Репа тут! – Картошка тут! – Огурец тут! – Редиска тут! – Зеленый горошек тут! Играют
Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сможете ли вы сами дома приготовить винегрет?
Комментирование отметок Обучающиеся отвечают полным ответом.
Приложение 1.
Технологический план приготовления винегрета.
Продукты: картофель, лук репчатый, соленые огурцы, свекла, морковь, зелень укропа, растительное масло.Инвентарь: ножи, разделочные доски, миски, тарелки, ножи, ложки, салатницы.
Ход работы:
Картофель вымыть, отварить в мундире, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Свеклу вымыть, отварить, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Морковь вымыть, отварить, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Лук очистить от шелухи, вымыть и мелко нарезать.
Соленые огурцы нарезать кубиками.
Все сложить в миску, посолить по вкусу, добавить растительное масло или майонез и перемешать.
Выложить в салатницу, украсить зеленью (зелень можно нарезать и добавить в винегрет)
Приложение 2.
Винегрет. Свекла- 1шт. Картофель- 4 шт. Морковь- 1 шт. Соленый огурец- 1 шт. Лук репчатый- 1 шт. Соль по вкусу. Растительное масло-50 гр. (1 стол. л)
Способ применения
Сварить овощи.
Очистить овощи.
Нарезать кубиками.
Добавить соль, растительное масло, размешать.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области
2016г



Урок домоводства по теме: «Подготовка праздничного стола»
Цель урока: формировать умения и навыки обучающихся при подготовке праздничного стола.
Задачи:
- образовательная (информационная): дать сведения, что обозначает слово «сервировка», цель сервировки, правила установки чайного прибора на праздничном столе;
- коррекционно-развивающая: развивать способности к классификации, совершенствовать пространственную ориентировку обучающихся, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас;
- воспитательная: расширять социальный опыт ребенка.

Оборудование: передвижная доска для размещения слов. Обеденный стол, чайник электрический, сервиз чайный, столовые приборы (чайные ложки), две конфетчицы, лопаточки для торта, нож, набор салфеток.Ход занятия:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяоргмоментВыявление (актуализация) знаний о праздниках, о подготовке праздничного стола Беседа с классом.
- Сравнить определение слова «праздник», данное детьми и определение из словаря С.И. Ожегова. Сделать вывод, правильно ли ответили дети?
Ответы обучающихся: - «праздник – это когда принимаешь подарки, есть угощения.
Ответ из словаря С.И. Ожегова:

-Назвать ближайший праздник для детей.
-Кто герои этого праздника.
- Игра «Волшебный мешочек», назовите аксессуары Деда Мороза.
- Игра «Убери лишнее» Праздник – Новый год. Герои праздника – Дед Мороз.
Обучающиеся достают из мешочка вещи и выбирают те, которые нужны Деду Морозу.
Оставляют те вещи, которые им необходимы для украшения стола.
Основная часть урока
Закрепление Работа со словарем С.И.Ожегова. Выяснить значение слова «сервировка». Карточку со словом «сервировка» вывешиваем на доску.
Учитель объясняет цель сервировки и технологический план «Последовательность сервировки стола». План вывешивается на доску.
- Практическая работа: изготовить праздничные салфетки, украсить елочку, определить ее место на столе, поставить чайные приборы (совершенствование пространственной ориентировки). В центр стола, совместно с детьми ставим торт, конфетчицы, ставим салфетки, разрезаем торт (проговариваем т/безопасности при работе с ножом), берем лопаточкой кусочки торта и кладем детям на тарелочки (предварительно проговариваем правила поведения за столом)
Вспомните или прочитайте на доске, что означает слово «сервировка»?
Для чего нужно знать, как сервировать стол?
Понравился ли вам праздничный стол?
Хотите ли вы дома сервировать стол так, как мы это делали на уроке? Обучающиеся находят значение слова «сервировка», читают вслух, проговаривают хором.
План проговаривается совместно с детьми.
Учитель показывает, дети повторяют и складывают салфетку.
Помогают разместить приборы на столе.
Проговариваем т/безопасности при работе с ножом
проговариваем правила поведения за столом
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя полным ответом.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области 2016г



Тема урока: «Поведение в музее, в библиотеке». 5 класс.
Цель: ознакомить обучающихся с правилами поведения в общественных местах, таких как музей и библиотека.Задачи урока:1. образовательная - приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
- накопление практического опыта и его использование;
- расширение социального опыта;
- подчинение нормам поведения;
2 воспитательная - развитие навыков культуры общения;
3 коррекционная - развитие спонтанной диалоговой речи;
- формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.
Ход урока: 1. Знакомство с новым материалом. Вступительное слово учителя.
Что такое музей? (ответы обучающихся). В словаре С.И.Ожегова сказано, что «музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов…» В целом, вы ответили правильно. Бывали ли вы в музее? Расскажите, что вы там видели.
Моделирование ситуации в музее. Рассказ учителя о поведении в музее.
Поведение в музее: (записать в тетрадь).
- верхнюю одежду сними и сдай в гардеробную;
- не трогай руками экспонаты и витрины;

- слушай внимательно рассказ экскурсовода;

- после экскурсии, поблагодари экскурсовода.
Сюжетно-ролевая игра в библиотеке.
- Что такое библиотека? (Учащиеся дают определение). Сравним его с определением в толковом словаре С.И.Ожегова. Библиотека – это культурное учреждение с произведениями печати.
Один обучающийся - библиотекарь (по желанию), он сидит за столом, у него образцы карточек для детей. Дети спрашивают разрешения войти, по одному заходят в класс-библиотеку, здороваются, выбирают книгу, подходят к библиотекарю. Библиотекарь записывает книги в карточку. Дети расписываются в ней.
2. Предполагаемый диалог. Библиотекарь: - здравствуйте, какую книгу Вы хотели бы выбрать?;
- ученик: я хотел бы прочитать интересные рассказы, про Незнайку, автор – Н.Носов.
- библиотекарь: - пойдемте, я покажу, на какой полке лежат эти книги, выбирайте.
- ученик: я выбрал, запишите книгу мне в карточку.
- библиотекарь: книгу вернете через 10 дней. Всего хорошего!
- ученик: до свидания.
Рассказ учителя. Записать в тетрадь.
Поведение в библиотеке:
- ты можешь записаться в библиотеку и взять книгу домой;
- запрещается шуметь, бегать, брать книги без разрешения библиотекаря;
- будь вежлив и аккуратен;
- взяв книгу в библиотеке, ты обязан вернуть ее в установленный срок;
- с книгой дома будь аккуратен (не пачкай, не рви), после того как взял книгу домой, оберни ее в обложку;
- если вдруг ты испортил книгу, то поставь в известность работников библиотеки, они решат, что можно будет с ней сделать;

3. Подведение итогов урока.

- - верхнюю одежду в музее не снимай и не сдавай в гардеробную;
- трогай руками экспонаты и витрины;
- если ты с группой не отходи от нее;
- не слушай внимательно рассказ экскурсовода;
- если что-то непонятно, спроси разрешения задать вопрос;
- после экскурсии, не благодари экскурсовода.
Выбери верные и неверные утверждения:
- ты можешь записаться в библиотеку и взять книгу домой;
- в библиотеке принято шуметь, бегать, брать книги без разрешения;
- будь невежлив и неаккуратен;
- библиотечную книгу не обязан вернуть в срок; - с книгой дома будь неаккуратен (пачкай, рви) ее;
- если книгу испортил, поставь в известность библиотекаря, она решит, что сделать;
- можешь не брать книгу на дом, а воспользоваться читальным залом.
- Какие слова спрятались здесь? М..ей, б..ли..ка.

Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



Тема: «Правила мытья и чистки посуды». 5 класс
Цель урока: дать представление о последовательности выполняемых действий при осуществлении процесса мытья, правильности их выполнения.
Задачи: образовательная. Научить детей убирать грязную посуду со стола, счищать остатки еды в одну тарелку, складывать тарелки стопкой, уносить посуду к мойке и мыть посуду, соблюдая этапы и очередность мытья;
Воспитательная. Обучать аккуратности, тщательности при вытирании стола, при споласкивании тряпочки.
Коррекционная. Развивать пространственные представления и ориентацию в помещении, за столом.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментНацеливание детей на предстоящую деятельность. Новый материал. Вспомнить гигиенические требования к жилому помещению. Ответ. В помещении должно быть светло, тепло и чисто.
Вспомните название произведения, в котором рассказывается о том, как в доме, на столе, везде было грязно. Хозяйка прибирать не хотела, и посуда от нее побежала.
Зачитать отрывок. Это произведение С. Маршака «Федорино горе».
Оценить, правильный ли поступок сделала Федора, вымыв и прибрав всю посуду.
Игра «Наведи порядок». В кухонной зоне, на столе разложена различная посуда, нужно разложить ее по группам и рассказать, почему вы так сделали. Дети классифицируют посуду и объясняют, почему они так делают.
физпаузаВ повседневной жизни существует очередность мытья посуды: - стеклянная посуда; - чайная посуда; - тарелки; - вилки, ножи, - ложки; кастрюли и сковородки. Записать в тетрадь.
Мытье посуды:
Включить теплую воду;
Намочить губку водой и нанести на нее средство;
Обработать губкой посуду с внутренней, а затем с внешней стороны; тщательно прополоскать посуду в чистой воде;
Поставить в сушку;
Сухую убрать в шкаф.
Следят за действиями учителя по плану.
Затем дети делятся на группы. Каждый ребенок выполняет определенный этап трудового процесса: один организует рабочее место, другой моет посуду, третий – полощет, четвертый – вытирает или расставляет в сушилке.
Затем меняются местами.
Закрепление. Учебная ситуация с сознательно допущенными ошибками, например, учитель показывает, как мыть сначала кастрюлю, затем, чайную чашку и т.д. Учащиеся исправляют ошибки.
Какие моющие средства вам известны? Назовите их и покажите, если они здесь есть. Учащиеся находят и называют средства.
Итог урока Узнали ли вы сегодня что-то новое, интересное, полезное для вас в будущем?
Понравился ли вам урок?
Сможете ли вы дома сами вымыть посуду? Может вам помогут ваши старшие братья и сестры? Ведь близкие люди помогают, поддерживают друг друга в разных жизненных ситуациях.
Дети отвечают и комментируют свои ответы и ответы одноклассников.
Домашнее задание Нарисовать последовательность мытья посуды.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-он Свердл. область
2016г



Урок домоводства по теме: «Праздник в доме. Выбор подарка на день рождения»(7 класс)
Цель урока: развивать практические умения и навыки обучающихся при выборе подарка на день рождения, посредством заполнения таблицы, с помощью применения правил приема подарков.
Задачи:
- образовательная: дать сведения, что такое «подарок», что дарить на день рождения, раскрыть правила вручения подарка;
- коррекционно-развивающая: продолжать развивать способности к классификации; развивать моторику рук; обогащать словарный запас; коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, умение выражать свои чувства;
- воспитательная: проводить эстетическое развитие обучающихся.
Наглядные пособия: карточки со словами.
Оборудование: передвижная доска для размещения слов.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментУчитель активизирует обучающихся на учебную деятельность Актуализация знаний о выборе подарка на день рождения Беседа с классом.
- Сравнить определение слова «подарок», данное детьми и определение из словаря С.И. Ожегова. Сделать вывод, правильно ли ответили дети?
Ответы обучающихся: - подарки – это то, что дарят на праздники, на день рождения.
Ответ из словаря С.И. Ожегова: «Подарок – вещь, которую дарят или подарили»
Обучающиеся делают вывод, что они ответили правильно.
Тест. В каких случаях дарят подарки?
- в воскресенье
- на день рождения
- на день варенья
- когда захотят
Выбрать правильный ответ Подарки дарят на день рождения
Основная часть урока Рассказ учителя. Совместное обсуждение и заполнение таблицы.
Рекомендуется дарить Не рекомендуется
Подписка на интересный журнал Дарить слишком дорогие подарки
Красивый календарь Первые попавшиеся под руку вещи
Оригинальная игрушка Парфюмерия (лак, помада)
Сумка Галстуки
Бумажник Зажигалки, пепельницу
Сумка-косметичка Животных (не посоветовавшись с родителями)
Цветы Громкие музыкальные игрушки
Закрепление Игра: «Волшебный мешочек».
Учитель достает из мешка или сумки различные предметы, а дети отвечают, подходят ли они для подарка?
Всем известно, что лучший подарок, это подарок, сделанный своими руками.
Обучающиеся совместно с учителем изготавливают открытку на День рождения.
Тема: «Правила вручения и прием подарка» (вывешивается на доску)
Сложить поговорки о подарках
Дареному коню дорого вниманье
Дорог не подарок дорога любовь
Не дорог подарок в зубы на смотрят Записывают в тетрадь
Итог урока Отметки и дом. задание. Записать в тетрадь, что бы вы хотели подарить на день рождения маме, папе, брату, сестре. Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области 201



Тема: «Транспорт. Поездка в городском транспорте».
5 класс. (2 часа).
Цель: Ознакомить обучающихся с правилами поездки в городском транспорте.
Задачи: - образовательная. Напомнить обучающимся, какие виды транспортных средств используются в России, какой маршрут может быть от школы до дома, о проезде в школу-интернат, каким должно быть поведение в транспорте и на улице: научить обучающихся адекватному поведению в различных общественных местах, в том числе в транспорте в различных жизненных ситуациях. Воспроизводить оплату проезда в транспорте, рассчитывать стоимость проезда.
- Воспитательная. Воспитывать культуру поведения в транспорте.
- Коррекционно-развивающая. Формировать пространственные представления и ориентацию в автобусе и на автобусной остановке, корригировать и развивать связную устную речь (регулятивная функция речи) на примере рассказа правил поведения в транспорте, проведения сюжетно-ролевой игры «Поездка в автобусе».
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент2. - Опрос домашнего задания.
Я назову основные средства для перевозки пассажиров: автобус, автомобиль, мотоцикл, велосипед…продолжите
Подберите ключевое слово, каким, одним словом можно назвать эти средства для перевозки пассажиров? Транспортные средства. Мы с вами изучаем тему «Транспорт».
- Определи виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трактор, такси, экскаватор.
- Оплата проезда в транспорте:
Проездной билет, билет на поездку в автобусе, билет в кино.
-Чтобы не случилась авария, для порядка на дороге стоят дорожные знаки. Какие дорожные знаки вам известны?
- А знаете ли вы правила поведения в транспорте.
3. Новый материал.
- Игра «Поездка в автобусе».
- Итог урока. Что мы сегодня узнали? Чем мы занимались на уроке? Ответить на вопросы теста. Определяют виды транспорта.
Приводят примеры дорожных знаков.
Ответить на вопросы теста.
Дают полный ответ.
Определяют виды транспорта.
Дают ответ.
Дают полный ответ и приводят примеры дорожных знаков.
Рассказ учащихся.
Вывод учащиеся дают полным ответом.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-он Свердл. область
2016г



Урок домоводства в 5-ом классе

Данный конспект урока по домоводству предназначен для 9 (коррекционного) класса. На данном уроке ребята учатся определять вид комнаты, материал из которой изготовлена мебель, планировать расстановку мебели в комнате в зависимости от её назначения, украшать комнату разными элементами интерьера.

Для получения знаний использовалась презентация «Расстановка мебели», игра «Какая это комната», загадки о предметах мебели, детская игрушечная мебели. Учащиеся на уроках домоводства готовятся к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь.

Конспект урока по домоводству в 9 классе

Цель: учить правильно расстанавливать мебель в комнате, соблюдая все правила и требования интерьера и дизайна.

1. познакомить с правилами расстановки мебели в комнате, требованиями к подбору деталей интерьера

2. корректировать речь, внимание, мышление, глазомер, пространственную ориентировку учащихся, словарный запас учащихся

3. развивать словарный запас учащихся, зрительное и слуховое восприятие

4. воспитывать аккуратность, инициативность, бережное отношение к оборудованию, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Наглядное пособие: презентация, тест, загадки, игрушечная мебель.

1. Организационный момент:

Подготовка к уроку

Проверка посещаемости

2. Актуализация знаний:

Что такое интерьер?

Требования предъявляемые к интерьеру?

Какие основные цвета используются в интерьере?

Какие цвета используются для гостиной, детской?

Какие осветительные приборы применяют в интерьере?

(тест для учащихся)

3.Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего урока: рациональная расстановка мебели в квартире. На уроке вы узнаете, из каких материалов изготавливают мебель, правила расстановки мебели, об элементах интерьера. На практической работе будете учиться подбирать и расставлять в соответствии с правилами интерьера.

Удобство и уют в квартире создаёт мебель и другие элементы интерьера, которые имеются в квартире. Элементы интерьера - ковры, посуда, цветы, картины, осветительные приборы, бытовая техника, предметы искусства. Есть мебель, без которой не может обойтись ни одна семья.

Какая это мебель? (загадывание загадок учащимся)

Он чудак или невежда?

Под крышей четыре ножки,

На любого посмотри:

а на крыше суп да ложки.(стол)

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри (гардероб)

На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

А по ночам Андрюшка.(кровать)

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Я удобный, очень мягкий

На него садятся, но не стул

Вам не трудно угадать, -

С подлокотниками, но не диван.

Любят бабушки и внуки

С подушками, но не кровать. (кресло)

Посидеть и полежать. (диван)

Правила расстановки мебели: (запись в тетрадь)

1. Мебель не должна занимать всё пространство комнаты

2. Правильно расставленная мебельможет делать зоны в одной комнате.

3. Мебель не должна загораживать окно

4. Каждый источник света должен выполнять своё функциональное назначение

5. В комнате должно быть много света и воздуха.

Из какого материала изготавливается мебель?

Что значит многофункциональная мебель? Где она может применяться?

Как расставляется мебель в комнате?

Очень большое место в интерьере отводится шторам.

Окно - это рамы, через которые мы видим внешний мир, и если оно красиво оформлено, то это может быть главным украшением в доме. Цвет ткани штор определяет декоративный стиль комнат. При помощи штор можно сузить или расширить окно, увеличить высоту окна можно повесив над ним рюш, а если у окна красивый вид, то его можно оставить открытым, закрыв шторой лишь его раму.

Украшают интерьер и ковры – это мощное, красивое, богатое декоративное цветовое пятно. Иногда ковёр становится центральной частью интерьера. Ковры осуществляют зонирование интерьера, обозначая в помещении некоторые зоны, например, обеденную или зону отдыха. Но в современном интерьере они встречаются всё реже и реже, т.к. их вытесняют разные новые половые покрытия. Ни одну комнату в современном мире нельзя представить без осветительных приборов, каждый из которых занимает своё достойное место: над диваном, кроватью или креслом - это бра или торшер.

Главный, центральный осветительный прибор в комнате - это люстра, но и, конечно, не забываем о светильниках и настольных лампах. Именно они занимают значительное место в оформлении интерьера и способны полностью изменить его. Поэтому выбирайте светильники нужно в соответствии с его функциональным назначением. Очень важное место в обстановке комнаты занимают картины, цветы. Они делают комнату богаче, уютнее, здоровее.

Цвета могут применяться разные в зависимости от месторасположения, освещения, размеров, дизайна комнаты. Поэтому, планируя оформление квартиры надо позаботиться, чтобы все детали сочетались друг с другом, создавая ваш индивидуальный мир. И здесь без помощи дизайнера нам не обойтись. Дизайнер – специалист по украшению интерьера.

Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

________________(И.В.Кулешова)

«____» _______________2015 года

Программа по домоводству

«Хозяюшка»

г. Нариманов

2015

Пояснительная записка

Занятия программы по домоводству «Хозяюшка» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по домоводству целесообразно проводить группами из 4-5 человек. Это позволит каждому воспитаннику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и документы. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Так же необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов предусмотрена система упражнений, которые каждый воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на других занятиях.

Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 1учебный год.

Принципами построения программы являются:

Непрерывность;

Целенаправленность;

Научность;

Систематичность и последовательность;

Доступность.

Цель: формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи:

- расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе.

- формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи.

Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

Прививать навыки трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду;

Развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию;

Воспитывать интерес к национальным традициям.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения полученных ранее.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.

3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области домоводства.

4. Рефлексивный этап.

Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения проектов.

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

Правильное питание

Расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного питания.

1.Лекция-беседа о правильном и рациональном питании.

2.Творческая работа «Составление ежедневного и праздничного меню»

3. Презентация «Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».

Ролевая игра «Магазин»

4. Практическое занятие. Проект «Мое блюдо»

(приготовление здоровой и правильной пищи)

сентябрь

сентябрь,

декабрь

сентябрь

сентябрь,

декабрь

Кулинария

Формировать умения определять простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

1.Практическое занятие «Печем блины»

2.Практическое занятие

«Варим суп»

3.Практическое занятие

«Салаты»

октябрь

«По одежке встречают»

Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения, заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус.

1. Урок эстетики «Внешний вид - залог успеха!»

2. Практикум «Уроки макияжа».

3. Творческий конкурс «Я – леди!»

ноябрь

Художественно- эстетическая деятельность

Развивать творческие способности детей, аккуратность и тщательность в работе. Формировать эстетический вкус.

1. Изготовление поделок к праздникам с использованием разных техник.

2. Практическое занятие. Проект «Э скиз моей уютной комнаты, кухни, спальной». 3. Проект «Мой костюм на праздничный бал-маскарад»

декабрь

Здоровье и личная гигиена

Научить девочек - подростков управлять своим биологическим началом, подчинять его нравственным принципам и нормам морали.

1. Беседа «Личная гигиена для девочки»

2.Лекция с презентацией «Будущая мама»

3. Просмотр и обсуждение в/фильма «Доврачебная помощь».

4. Практическое занятие «Оказание первой помощи»

январь

Жилое помещение

Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры; организация труда.

1. Беседа « Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению».

2. Беседа «Уход за мебелью в зависимости от её покрытия».

3. Практическая работа: чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал.

Февраль

Уход за одеждой и обувью

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности

1.Беседа-лекция

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды и обуви в порядке.

2. Практическая работа: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок.

3. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

март

Рукоделие. «Мамины руки»

Познакомить с разными видами рукоделия, способствовать развитию творческих способностей, воспитывать художественный и эстетический вкус.

Беседа

1.Знакомство с разными видами рукоделия.

2. Практическая работа:

Вышивка крестом.

3. Практическая работа: Бисероплетение

4. Проект «Мамины руки»

апрель

Семейный бюджет

Повышать уровень общего развития воспитанниц, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни.

1. Ролевая игра «Расходы и доходы»

2. Экономическая игра. «Мой маршрут: магазин, банк, почта».

май

Приусадебный участок.

Познакомить с приемами обработки почвы, прививать интерес к цветоводству и овощеводству.

Практикум.

1.Обработка земли.

2. Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений

3.Выращевание овощных культур.

Июнь

Уход за растениями и уборка урожая

Научить правильному уходу за растениями. Прививать трудолюбие и стремление добиться положительного результата

Практикум.

1.Цветоводство.

2.Рыхление, полив, прополка.

3.Сборка овощей.

Июль

Домашние заготовки на зиму. Консервирование.

Дать знания детям о хранение, сушке, замораживании, солении, консервировании продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.

1.Лекция - беседа о правилах домашнего консервирования.

2.Мастер-класс.

Быстрое приготовление варенья.

3.Презинтация «Технология хранения плодов и овощей»

4. Мастер – класс по приготовлению овощных и фруктовых салатов, муссов, соков.

Август

Критерии оценки:

1) Стартовая:

Результаты первичной диагностики ЗУН;

2) Промежуточная:

Мониторинг освоения знаний, умений и навыков;

Наблюдения результатов практических занятий;

3) Итоговая:

Презентация творческого проекта.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:

Приобретение и практическое использование воспитанницами группы знаний, умений и навыков в постинтернатный период социальной адаптации;

Приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;

Искоренение иждивенческих наклонностей;

Расширение круга социальных коммуникаций;

Приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к самостоятельной жизни и социальной адаптации в обществе.


Конспект урока в 6 «с» классе по домоводству на тему: «Помощники в доме»
(для детей со сложной структурой дефекта)
Цель: обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.

Обучающие задачи:
расширить знания учащихся об электроприборах;
познакомить детей с предметами, которые могут служить источником опасности в доме;
сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами;
Развивающие задачи:
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
Воспитательные задачи:
воспитывать желание выполнять работу сообща.

Тип занятия: интегрированное
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
проблемно-диалогический;
игровой;
словесный;
использование наглядности;
ИКТ
Материалы и оборудование:
Конверт с заданиями, разрезные картинки, загадки, белые листы бумаги, красный карандаш, трафарет номера телефона «01», презентация, мультфильм.
Ход урока
Орг. Момент:
П.: На урок звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы работать дружно,
И узнаем, что нам нужно.
Слайд
П.: Отгадайте загадку:
Окна, крыша, дверь, труба,
Все вы входите туда.
(Дом)
П.: Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен..Когда человеку надоело жить без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали.
Расхотелось ходить к ручью-придумали водопровод. Жарить мясо на костре неудобно-изобрёл электрическую плиту. А сколько электрических приборов придумано, о которых мы сегодня и поговорим.
Тема сегодняшнего урока: «Помощники в доме»
Основная часть.
П.: Сегодня утром у себя на столе нашла письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Послушайте: «Здравствуйте, ребята! Вчера мы с котом Матроскиным и Шариком приехали в гости к д.Фёдору и обнаружили у них много интересных вещей. Эти предметы Шарик сфотографировал своим фото ружьём. Расскажите что это, для чего они нужны, как ими пользоваться»
(Учитель достаёт из конверта фотографии, раздаёт детям)
П.: Ребята, что же сфотографировал Шарик, вы узнаете, если соберёте осколочные картинки.
- Что у тебя получилось?..
-А у тебя
- Как одним словом можно назвать эти предметы?
- Повторяем все вместе. (Электроприборы)
-А почему их называют электроприборами?(ответы детей)
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома и помогает человеку.
В наших квартирах ток «живет» в проводах, лампочках, выключателях и розетках.

Слайд
П.: А сейчас послушайте стихотворение:
Очень любим дом мы свой
И уютный и родной,
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать.
П.: Какие же предметы нам помогают в этом, вы узнаете, если отгадаете загадки. Послушайте внимательно, к каким предметам подходит моё описание.
Слайд
Для белья надежный друг.
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Оставляет нам, ребята,
Любоваться результатом:
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым (Утюг)
Слайд
Смотрю я на экран в квартире, И вижу, что творится в мире.
Погода, новости, кино,
Про спорт узнаю заодно.
(Телевизор)
Слайд
Полюбуйся, посмотри:
Полюс Северный внутри,
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
Слайд
-Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту.
И гудит как лайнер «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Слайд
Греет воду моментально,
Стоит лишь его включить,
Закипает изнутри
И пускает пузыри.
Насладиться вечерком
Можно вкусненьким чайком (Электрочайник)
Слайд
- На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
Слайд
Прибор он замечательный,
Мелодий много знает
И песен зажигательных.
Со мною рядышком живет,
Нажмешь на кнопку – он споет!
Только жалко что певца,
Не покажут нам лица!
. (Магнитофон)
Слайд
Эта машина любит трудиться,
Своею работой очень гордится.
Белью говорит она:
«Эй, замарашки,
Пеленки, футболки, штаны и рубашки!
К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю.
И пятна, и грязь с порошком отстираю!»
(Стиральная машина)
П.: Как называются все эти приборы?
-Что общего у этих приборов?
(Беседа об утюге)
Слайд
Д. У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку.
П.: Они все работают от электричества. Если не включить прибор в розетку, он не будет работать.
Поэтому как называются?
Д.: Электроприборы.
П.: А в чём различие электроприборов мы узнаем, поиграв в игру «Что для чего»
-Утюг что делает? (Гладит бельё)
- Телевизор
- Холодильник
- Пылесос
- Электрочайник
- Настольная лампа..
- Магнитофон
- Стиральная машина
П.: Все эти бытовые электроприборы помогают людям. Они домашние помощники, но могут быть и опасны, потому что работают от электричества.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А теперь все встали. Представьте, что вы маленькие частички тока, которые бегут по проводам
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру к нам,
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос.
Ток энергию принёс.
- Предлагаю поиграть в маленьких хвастунишек. Я называю один предмет, а вы похвалитесь, что у вас их много.
- У меня утюг, а у вас (утюги)
П.: Итак, все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь-не живая, «оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.
П.: - Чем же они могут быть опасны для человека? (Ответы детей)
П.: Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем и запомним правила пользования электроприборами.
Слайды
П.: -И если всё-таки случился пожар, по какому номеру мы будем звонить?
Слайд
П.: -Возьмите все номер телефона пожарной части, закрасьте его и запомните на всю жизнь.
Итог урока.
П.: Итак, мы надеемся, что смогли объяснить Шарику, Коту Матроскину и почтальону Печкину как называются эти приборы, для чего они нужны, а главное, как правильно ими пользоваться.
: -Итак, какие электроприборы вы знаете?
- По какому телефону нужно звонить в пожарную часть?
- Нам очень понравилось как вы сегодня работали.
-Всем спасибо, урок окончен.
Слайд
15


Приложенные файлы

Конспект урока домоводства

в 7-м классе «А»

специальной коррекционной школы № 32 (VIII вида) г. Липецка

Соль и сахар, их применение, польза и вред.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма проведения : интегрированный (стандартный) урок.

Обучающие цели:

· познакомить учащихся с необходимыми питательными веществами, такими как соль и сахар;

· организовать деятельность учащихся по обобщению и системати­зации знаний по пройденному материалу в рамках темы: «Соль и сахар в жизни человека»;

· создать условия для усвоения основных знаний по домоводству, естествознанию, географии;

· сформировать понятия о границах между солью и сахаром, их роли в жизни человека, происхождением этих питательных веществ;

· обеспечить установление учащимися внутрипредметных и меж­предметных связей.

Цели, ориентированные на коррекцию и развитие личности учащегося :

· создать условия для развития у школьников умений формулиро­вать проблемы, предлагать пути их решения;

· развивать мышление через анализ и сопоставление, умение логически и последовательно излагать свои рассуждения, аргументировать, абстрагировать и обобщать;

· находить в приобретенных знаниях полезные для себя выводы;

· задумываться над их реальным значением;

· расширить кругозор учащихся;

· создать условия для развития умения формулировать собствен­ную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели:

· помочь учащимся осознать ценность знаний в заботе о своем здоровье;

· содействовать развитию умения вести здоровый образ жизни;

· воспитывать умение понимать и ценить русские традиции;

· воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарищей по классу, ждать своей очереди в игре).

Оборудование: картины, предметные картинки, дидактический материал, видеофильм.

Оформление доски:

Ход урока

I . Организация начала урока:

(Приветствие детей, познакомиться с каждым, назвать по имени)

(Проверка готовности к уроку. Проверка посадки детей. Настрой учащихся на работу).

II . Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о очень важных в жизни человека пищевых продуктах.

Давайте сейчас с вами подумаем, без чего не может жить человек. Я говорю вам первое предложение, а вы продолжите: «Человек не может жить без воздуха», - (вода, сон, еда)

- Молодцы ребята! Мы сегодня поговорим о еде, а точнее без чего не может быть вкусной еды. Внимание: мама сварила компот, но он кислый. Что нужно добавить, чтоб он стал вкусным? – (сахар ).

(слайд с «кислым» мальчиком и вопросом)

Ребята, а вы знаете, что такое сахар? Какой он? Сахар - сладкое, белое вещество в виде кристаллов. Это необходимое для жизни человека питательное вещество, без которого не возможна жизнедеятельность. Ребят, давайте вспомним, а в каких продуктах содержаться сахар? В сутки человеку требуется около 100г. сахара – то есть 2 столовые ложки или 4 кусочка рафинада.

(слайд с мерами сахара)

Хорошо ребята, а теперь вторая ситуация. Папа приготовил суп, но он безвкусный. Что нужно добавить в него, чтоб он стал вкусным? – (соль )

(слайд с тарелкой супа и отказом мальчика, вопрос)

Ребята, а вы знаете, что такое соль? Какая она? Соль известная приправа в нашей пище. Она белого цвета, состоит из кристаллов. В небольшом количестве она необходима каждому человеку для нормального обмена веществ в организме. Соль участвует в работе органов кровообращения и пищеварения, она используется при построении скелета. Мы потребляем в сутки около 10г. соли или 1 ч. ложка.

(слайд с мерами соли)

Соль так же важна, как и сахар. Так давайте попробуем вывести тему нашего урока. Молодцы, мы вместе с вами подошли к теме. Вика прочитай её. И так, целью нашей работы на уроке выяснить применение таких пищевых продуктов как соль и сахар, определить их пользу и вред.

И так, открываем тетради, берем ручки и записываем. ?

III. Изучение нового материала

1) – Ребята, скажите мне где присутствует сахар?

Сахар присутствует в ягодах, фруктах, овощах и меде.

В каких овощах?

Откуда приходит сахар к нам на стол?

Я вам сейчас расскажу. У нас в России сахар добывают из свеклы. Даже нас в Липецкой области , в Грязях есть завод по переработке свеклы.

(слайд с русским парнем, этапы добычи сахара из свеклы)

Включается музыка индийская, слайд с индийской девушкой

Ребята, вы узнали из какой страны эта музыка? Правильно. Ведь именно Индия является Родиной сахара. Здесь его добывают из сахарного тростника, технология та же, что и при добычи из свеклы.

Давайте закрепим наши знания, из чего делают сахар?

(стук в дверь, заходит девушка в рушнике с караваем, здоровается)

Ребята, давайте, и мы поздороваемся, вставайте из-за парт. Физкультминутка (русская народная музыка).

Хлеб и соль одинаково важны в жизни человека. Раньше люди не умели добывать соль, поэтому она была очень дорогой. В некоторых странах даже были деньги из соли. В старинные времена соль ценилась так же высоко, как и хлеб. Поэтому по старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом и солью.

(говорит пословицу, уходит)

Ребята, а вы знаете, откуда берется соль? Как её добывают? Соль, которую мы каждый день видим на столе, для нас добывают в шахтах.

Запасы соли в природе огромны. Кроме шахт, большое количество соли растворено в воде. Соли, содержащейся в морской воде, хватит надолго.

(слайды с шахтой и морем)

Давайте повторим, где добывается соль? Где еще можно добывать соль?

3) А теперь, ребята, давайте вместе с вами посмотрим, что стоит на этом столике.

Вы узнаете известные нам продукты? Вы знаете, что есть разные виды соли и сахара? Какие?

(на столе стоят: виды соли, продукты, в которые добавляют соль и сахар)

Слайд: варенья, соленья и т. д.

· Крупная соль – добавляется в соленья, супы, салаты;

· Мелкая соль – добавляется в готовую пищу;

· Сахарный песок – добавляется в варенья, чай и т. д.;

· Кусковой (рафинад) сахар – только в чай;

· Сахарная пудра – в кондитерском производстве. Ребята скажите мне – на какой продукт похоже сахарная пудра?

Какие виды соли вы запомнили? А сахара?

Ребят, но мы, же не можем соль и сахар употреблять в таком виде. Мы их растворяем в воде.

Растворение в воде – это одно основное свойства соли и сахара. А свойства воды - растворять эти вещества.

И так ребят, какие виды соли и сахара мы знаем? Как мы их употребляем и где?

4) – Ребята, мы уже с вами поговорили о пользе сахара и соли. Но так же надо знать, что чрезмерное употребление этих полезных веществ очень вредно. Избыток сахара приводит к полнеют, нарушается работа организма, возникают тяжелые заболевания. Избыток соли приводит к отечности, заболеваниям сердца и почек.

Какой вывод вы можете сделать из этой информации, что я сказала?

Поэтому нужно следить за своим здоровьем и употреблять эти полезные вещества в меру. Мы больше пользы извлечем, если будем правильно питаться.

5) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал.

(кроссворд раздается детям, так же выводится на экран)

И так, подведем итоги, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового мы сегодня узнали: – откуда, из чего, виды, польза, вред.

Вывод по уроку: Кто вспомнит, какую цель мы ставили в начале урока? Правильно, целью нашей работы на уроке выяснить применение таких пищевых продуктов как соль и сахар, определить их пользу и вред. Мы с вами достигли этой цели?

Д. з. вырастить кристалл.

Вы сегодня все хорошо поработали. Мне было приятно общаться с вами. Урок окончен.