Русский синодальный перевод. Новый завет Введение к деяниям святых апостолов

Обращение Савла

1 Савл по-прежнему дышал злобой, желая смерти ученикам Господа. Он пришел к первосвященнику 2 и попросил у него письма к синагогам Дамаска, чтобы он мог арестовывать и приводить в Иерусалим всех принадлежащих Пути # 9:2 Принадлежащие Пути – это определение является ранним самоназванием последователей Иисуса Христа, Который и есть «Путь» (см. Ин. 14:6; Деян. 19:9; 19:23; 22:4; 24:14, 22). , которых сможет там найти, будь то мужчины или женщины.

3 Когда он уже приближался к Дамаску, его внезапно озарил свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос:

– Савл, Савл, почему ты Меня гонишь?

5 – Кто Ты, Господи? – спросил Савл.

– Я Иисус, Которого ты преследуешь, – ответил Он. 6 – Вставай и иди в город, там тебе скажут, что ты должен делать.

7 Люди, путешествовавшие вместе с Савлом, стояли онемев: они слышали звук, но никого не видели. 8 Савл поднялся с земли, но когда он открыл глаза, оказалось, что он ничего не видит; и его за руку привели в Дамаск. 9 Три дня он был слеп и ничего не ел и не пил.

10 В Дамаске жил ученик по имени Анания. Господь сказал ему в видении:

– Анания!

– Да, Господи, – ответил тот.

11 Господь сказал ему:

– Пойди на улицу Прямую в дом Иуды и спроси там человека из Тарса по имени Савл. Он сейчас молится, 12 и в видении он видел человека по имени Анания, который пришел и возложил на него руки, чтобы он прозрел.

13 Анания ответил:

– Господи, я от многих людей слышал об этом человеке, о том, как много зла он причинил Твоим святым в Иерусалиме. 14 И сюда он пришел, получив от первосвященников полномочия арестовывать всех, кто призывает Твое имя.

15 Но Господь сказал ему:

– Иди, потому что человек этот – Мое орудие, которое Я избрал, чтобы возвестить имя Мое перед язычниками, перед царями и перед народом Израиля. 16 Я покажу ему и то, сколько ему предстоит пострадать из-за Моего имени.

17 Анания пошел, вошел в тот дом, возложил на Савла руки и сказал:

– Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты опять мог видеть и был исполнен Святым Духом.

18 В тот же момент будто чешуя спала с глаз Савла, и он прозрел. Он встал и принял крещение. 19 Затем он поел, и к нему вернулись силы.

Савл проповедует в Дамаске

Савл провел несколько дней с учениками в Дамаске 20 и сразу же начал возвещать в синагогах о том, что Иисус – Сын Бога. 21 Все, кто его слышал, удивлялись и говорили:

– Разве не он истреблял в Иерусалиме призывающих это имя и разве он не пришел сюда, чтобы арестовывать их и вести к первосвященникам?

22 Савл проповедовал все с большей силой и приводил в замешательство живших в Дамаске иудеев, доказывая, что Иисус есть Христос.

23 Когда же прошло немало дней, среди иудеев был составлен заговор с целью убить Савла. 24 Однако Савлу стало известно об этом. Заговорщики день и ночь сторожили у ворот города, чтобы убить его, 25 но его ученики ночью взяли и спустили его в корзине по городской стене.

Савл в Иерусалиме

26 Савл пришел в Иерусалим и пытался присоединиться к ученикам, но они боялись его и не верили, что он тоже ученик. 27 Варнава же привел его к апостолам и рассказал им о том, как Савл на пути встретил Господа, как Господь говорил с ним и как в Дамаске он смело проповедовал во имя Иисуса. 28 Савл пробыл с ними некоторое время и свободно ходил по Иерусалиму, смело проповедуя во имя Господа. 29 Он часто беседовал и спорил с грекоязычными иудеями, и те пытались убить его. 30 Когда братья узнали об этом, они отвели Савла в Кесарию и оттуда отправили его в Тарс.

31 Между тем для церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии наступило мирное время. Церковь укреплялась и росла, живя в страхе перед Господом и получая ободрение от Святого Духа.

Исцеление Энея

32 Петр, посещая город за городом, решил навестить и святых, живущих в Лидде. 33 Там был один человек, которого звали Эней, он был парализован и не вставал с постели восемь лет. 34 Петр сказал ему:

– Эней! Иисус Христос исцеляет тебя. Встань и собери постель.

В тот же момент Эней встал. 35 Когда все жители Лидды и Шарона увидели его исцеленным, они обратились к Господу.

Воскресение Тавиты

36 В Яффе была одна ученица по имени Тавита, что значит «газель». Она всегда делала добро и помогала бедным. 37 И вот в это время она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 Поскольку Лидда находится недалеко от Яффы, ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек с просьбой: верующих и представил им Тавиту живой. 42 Об этом стало известно во всей Яффе, и много людей поверило в Господа.

43 Петр пробыл в Яффе еще немало дней, он остановился у кожевника Симона.

9:1 Савл. См. 7,58 и ком.

еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение.

9:2 последующих сему учению. Другой перевод: "стоящих на этом пути". Выражение, равнозначное следующим наименованиям: "христиане" (оно встречается только в 11,26; 26,28; 1 Пет. 4,16), "ученики" (ст. 10,19), "святые" (ст. 13), "все, призывающие имя Твое" (ст. 14) и "братья" (ст. 17,30). Слово "путь" указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (Ин. 14,6). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13,10; 16,17; 18,25; 19,9.23). Петр (2 Пет. 2,2) употребляет выражение "путь истины" (ср. Пс. 118,30) как определение христианской веры, в отличие от "пути, ведущего в погибель" (Мф. 7,13).

9:3 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26,13).

9:4 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт. 22,11; 46,2; Исх. 3,4; 1 Цар. 3,10; Лк. 10,41; 22,31).

гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса (Мф. 5,10-12; Ин. 15,19.20).

9:5 кто Ты, Господи. Греч, слово "кириос" может быть употреблено в значении "Господь" (т.е. Владыка Небесный) и "господин", "сударь" (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово "кириос" в его божественном значении - Господь. Ср. Исх. 3,4.

9:7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22,9 Павел говорит, что они голоса "не слыхали". Греч, слово, переведенное как "голос", может означать и "звук". Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.

9:15 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников (Рим. 1,13.14), равно как Петр был апостолом для иудеев (Гал. 2,8). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9,20; Рим. 1,16; 1 Кор. 9,20).

9:17 Господь Иисус, явившийся тебе. Случившееся с Савлом не было видением, он действительно встретил Господа (ср. Ис. 6,1.5).

исполнился Святаго Духа. Ср. 2,38. Здесь ничего не говорится о каких-либо сверхъестественных дарах, подчеркивается лишь убедительность его проповеди об Иисусе как Сыне Божием (ст. 20).

9:18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его. См. Введение: Автор.

9:26 Савл прибыл в Иерусалим. Согласно Гал. 1,18.19, Павел виделся в Иерусалиме только с Петром и Иаковом, братом Господним. Возможно, другие апостолы либо побоялись встретиться с ним, либо в то время проповедовали в других

9:35 в Сароне. Саронская равнина, лежащая вдоль побережья на север от Иоппии.

9:36 В Иоппии. Древний морской порт (позже - Яффа, теперь это южная часть Тель-Авива); см. Иона 1,3.

9:37 Ее омыли. В Иерусалиме тело Иисуса было предано погребению в самый день смерти, но вне города допускалось хоронить менее поспешно (до трех дней).

9:43 у некоторого Симона кожевника. Тот факт, что Петр готов был поселиться у кожевника (иудеи считали это ремесло нечистым, так как занимающиеся им прикасаются к мертвым животным, Лев. 5,2), указывает на то, что евангельская проповедь уже начинала сметать преграды между людьми. Это также предвосхищает видение Петра, описанное в 10,9-23.

В этом отрывке рассказана самая известная история обращения в христианство. Постараемся по возможности проникнуть в образ мысли Павла. Если оно нам удастся, мы увидим, что его обращение не было уж столь неожиданным. Мысли о свидетельстве и смерти Стефана беспокоили его, и он не мог от них отвязаться. Разве мог так умереть Плохой человек? Дабы рассеять свои усиливающиеся сомнения, Павел прибегал к крайнему. Сперва он преследовал христиан в Иерусалиме. Но это лишь усугубляло его собственные впечатления, потому что ему приходилось вновь и вновь задавать себе один и тот же вопрос: что давало этим простым людям способность спокойно и бесстрашно встречать опасность, страдания и смерть? Но, находясь в ожесточении, он направился в синедрион.

Указ синедриона имел силу везде, где были иудеи. Павел слышал, что некоторые христиане ушли в дамаск, ион обратился в синедрион за рекомендательными письмами, с тем, чтобы ему выдали христиан и в Дамаске. От Иерусалима до Дамаска приблизительно 220 км. Путешествовали они пешком, что занимало неделю. Сопроводителями Павла были чиновники из синедриона, своего рода полиция. Но Павел был фарисеем и не мог иметь ничего общего с ними; он шел один и думал, потому что больше ему ничего не оставалось делать.

Дорога шла через Галилею, и Галилея еще живей будила мысль об Иисусе. Напряжение нарастало. И так он подошел к Дамаску, одному из древнейших городов мира. Непосредственно перед Дамаском дорога поднималась на гору Хеврон, и перед глазами путника в зеленой долине лежал белый город Дамаск, "жемчужина в изумрудно-зеленом блюде". В тот момент, когда Павел поднялся на гору Хеврон, приближаясь к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и к нему проговорил Христос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" Победил Христос. Внутреннее сопротивление и внутренняя борьба в Павле прекратилась, и Павел смирился.

И в Дамаск Павел вошел уже измененным человеком. И насколько он изменился! Он, мысливший войти в город с карающей рукой, вошел немощный и слепой, опираясь на руку сопроводителей.

В словах воскресшего Христа к Павлу заключается сущность христианства: "иди в город; сказано будет тебе, что тебе надобно делать". До этого момента Павел делал то, что он хотел, что сам считал за правильное, чему велел ГОЛОС рассудка. Но с этого момента ему приходилось делать то, что ему было велено. Христианин делает уже не то, что ему вздумается, а старается идти путем, предназначенным для него Христом.

ХРИСТИАНСКОЕ РАДУШИЕ (Деян. 9, 10-19а)

Анания, несомненно, один из забытых подвижников христианской Церкви. Если правда, что смерть Стефана воздействовала на Павла, то обращению Павла Церковь обязана и братскому отношению Анании. Репутация Павла шла впереди его.

Анания получил весть от Бога пойти и помочь Павлу: он должен пойти на улицу, называемую "Прямой". Это была большая улица, пересекавшая весь Дамаск с запада на восток. Она была разделена на три части: центральную, по которой проходило транспортное движение, и две боковые пешеходные дорожки, на которых теснилась толпа и где в своих лавочках сидели купцы и расхваливали свои товары. Получив Божью весть, Анания смог бы счесть ее безумной. Ведь она значила: "Иди, помоги человеку, который хотел арестовать или даже убить тебя". Поэтому, он смог бы с подозрением приблизиться к Павлу, как бы выполняя неприятную для него задачу, или начать разговор с обвинениями и упреками; но нет - его первые слова были: "Брат Савл".

Сколько радушия было в этих словах! Это один из ярчайших примеров христианской любви. Вот какое влияние может оказать Христос. Один известный проповедник, проводивший евангелизационную кампанию в Америке, обратился во время своей последней проповеди к собравшимся и спросил, что им дали эти собрания. Встала негритянская девочка. Она не была оратором и смогла лишь связать несколько предложений. Вот что она сказала: "Во время этих собраний я приняла Христа, и Его любовь дала мне возможность простить убийц моего отца". Он дает возможность прощать - в этом сущность христианства. Павел и Анания, бывшие доселе врагами, встретились во Христе как братья.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Деян. 9, 19-22)

Комментарий к Деян. 9,19 смотрите в предыдущем разделе.

Перед нами сообщение Луки о деяниях Павла после его обращения. Для того, чтобы проследить все события этого периода его жизни, надо прочитать также, что говорит Павел в Гал. 1,15-24 . Если свести воедино оба эти описания, мы получим следующую картину:

1. Обращение Савла по дороге в Дамаск.

2. Проповедь в Дамаске.

3. Пребывание в Аравии (Гал. 1,17 ).

4. Возвращение в Дамаск и проповедь там в течение трех лет (Гал. 1,18 ).

5. Приход в Иерусалим.

6. Побег из Иерусалима в Кесарию.

7. Возвращение в Сирию и Киликию (Гал. 1,21 ).

1) Итак, мы видим, что Павел начал сразу со свидетельства в Дамаске, где жило много иудеев, и, следовательно, было много синагог. Именно в них возвысил Павел впервые свой голос, свидетельствуя о Христе. Этим совершил он величайшее духовное мужество. Именно к этим синагогам получил Павел письма и полномочия защищать как официальное лицо интересы иудейской веры и синедриона. Ему было бы намного проще начать свидетельствовать о Христе где-нибудь в другом месте, где его не знали бы, и где его действия не свидетельствовали Против него. Павел говорит: "Я новое творение и считаю, что те, кто меня страшились, должны знать это". И вот он провозглашает: "Я не стыжусь благовествования Христова".

2) Лука не упоминает второго его подвига. Павел отправился в Аравию (Гал. 1,17 ). В жизни Павла произошла перемена, потрясшая его так, что на некоторое время он должен был остаться наедине с Богом. Перед ним открывалась новая жизнь. Ему были необходимы руководство на совершенно новом пути и силы для выполнения чрезвычайно ответственной задачи. За тем и за другим он обратился к Богу. Он получил от Бога видение и теперь он жаждет от Него силы для претворения Божьего откровения в жизнь.

ЧУДНОЕ СПАСЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 23-25)

Здесь ярко показано, какое большое значение имеют несколько слов библейского текста. Лука говорит, что когда же прошло довольно времени, в Дамаске произошло следующее. За этой фразой скрывается срок в три года (Гал. 1,18 ). В течение этих трех лет Павел работал и проповедовал в Дамаске, и иудеи настолько утвердились в решении убить его, что даже поставили охрану у ворот его дома, чтобы он не смог уйти. Но древние города были обнесены стенами, которые иногда были настолько широкими, что по ним могла проехать колесница. На этих стенах были и дома, окна которых выходили за стену. Под покровом ночи Павла доставили в один из таких домов испустили в корзине за стену города; так он выбрался из Дамаска и направился в Иерусалим. Павел стоит еще в самом начале своей опасной жизни, посвященной служению Христу, но уже здесь ему приходится спасаться в крайне трудных условиях, рискуя жизнью.

1) Этот случай свидетельствует о мужестве Павла. Он видел, как иудеи собирались большими группами против него в синагогах. Он знал о судьбе Стефана, помнил о своих планах против христиан и знал, что может произойти с ним. Очевидно, что он ясно давал себе отчет о затруднениях, связанных с принятием христианства, но из тона повествования видно, что Павел проявил мужество в этой ситуации. Этот случай позволил ему доказать свою верность тому Господу, Которого он когда-то преследовал, и Которого он теперь любил, будучи готовым с радостью умереть в служении Ему.

2) Здесь мы также видим последствия его проповеди. Она была столь убедительной и неопровержимой, что иудеи решили прибегнуть к насилию. Никто не станет преследовать бессильного неудачника. Бернард Шоу сказал однажды, что величайшую честь дают автору люди, приказывающие сжечь его книги. Кто-то сказал еще: "Волк никогда не нападет на чучело овцы". Фальшивое, притворное христианство ничем не рискует. Страдать ради Христа - значит заслуживать самую высокую оценку от Бога.

ОТВЕРЖЕН В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян. 9, 26-31)

Когда Павел пришел в Иерусалим, он увидел, что к нему Относятся с недоверием. Но ведь иначе и быть не могло.

Именно здесь он разорял Церковь и влачил мужчин и женщин в тюрьму. Мы уже видели, что в самые критические периоды его жизни определенные люди способствовали обращению Павла и его подвижничеству за дело Церкви. Во-первых, молитва Стефана обратила мысль Павла к Церкви. Далее, радушное всепрощение Анании сыграло решающую роль в том, что Павел обратился и стал проповедовать во имя Иисуса. И вот, мы видим, как чуткое сердце и милосердие Варнавы связали Павла с Церковью. Когда каждый сторонился Павла, Варнава поручился за него. Этот поступок показывает Варнаву как истинного христианина.

1) Он доверял Павлу. Когда другие считали его соглядателем, Варнава утверждал, что Павел верующий. Люди в общем делятся на тех, кто верит в хорошее начало в людях, и на тех, кто видит в них только плохое; и странно, что в других людях мы видим себя и судим о них так, как хотелось бы нам их видеть. Если мы подозрительно отнесемся к человеку, то он действительно начнет делать сомнительные дела. Если же мы будем неуклонно верить в лучшее в нем, то он, в конце концов, оправдает наше доверие. Как сказал сам Павел: "Любовь не мыслит зла". Никто не верил в людей больше, чем Иисус, и его ученик стал достойным своего Господа.

2) Он никогда не упрекал человека его прошлым. Ведь часто человека осуждают навечно за одну совершенную ошибку. Милосердие Господа Бога и состоит в том, что он никогда не ставит нам в вину наши прошлые грехи; и мы тоже никогда не должны осуждать человека за то, что он однажды оступился.

В этом отрывке мы видим Павла и специфической роли: он дискутировал с иудеями, говорящими по-гречески. Стефан был одним из них, и, вероятнее всего, Павел пошел в те же синагоги, в которых он выступал против Стефана, дабы засвидетельствовать, что жизнь его изменилась. Ап. Павел открыто говорил о своей жизни в прошлом, что часто очень трудно.

И снова жизнь Павла в опасности. Ему едва удалось спастись. Из Иерусалима его тайно препроводили в Кесарию, а потом в Тарс. И вновь он повторяет свои действия: он отправляется в свой родной город, чтобы и там засвидетельствовать свое обращение, то есть, что Иисус Христос сделал его новым творением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕТРА (Деян. 9, 32-43)

Некоторое время в центре внимания стоял Павел, но снова это место занимает Петр. В сущности, этот отрывок является продолжением Деян. 8,25 . Петр изображен в действии. Но этого мало. Явно установлен и источник силы Петра. При исцелении Енея Петр не сказал: "Я исцеляю тебя", а "исцеляет тебя Иисус Христос". Прежде чем обратиться к Тавифе, что означает "серна", Петр молился. Петр надеялся не на свои силы, а призывал силу Иисуса Христа. Мы же много думаем о том, что мы можем сделать сами, а слишком мало о том, что может сделать через нас Христос.

В этом отрывке мы встречаем одно интересное слово. Дважды (стих 32 и 41 ) христиане, живущие в Лидде, названы святыми. Это же самое слово было употреблено Ананией по отношению к христианам в Иерусалиме (стих 13 ). Это слово всегда употребляет Павел по отношению к членам Церкви, потому что все его письма адресованы святым в том или ином месте.

В греческом тексте употреблено слово хагиос и оно многозначно. Иногда его переводят прилагательным священный, святой, но в корне оно означает иной, другой человек. В основном, христианин отличается от обычных людей. Но в чем его отличие? Хагиос относилось непосредственно к израильтянам. Это особый священный народ. Их отличие от других народов заключается в том, что Израиль был избран Богом для Своих целей. Но Израиль не выполнил свое предназначение. Он вел себя непослушно. Это привело к утрате данных им Богом привилегий. И Церковь стала истинным преемником Израиля. Отличными от других стали христиане, и эта отличительность состояла в том, что они были избраны для особых целей Божиих.

И мы, христиане, отличаемся от прочих людей не тем, что мы избраны для особых почестей на этой земле, а тем, что мы избраны для великого служения. Мы спасены для служения.



 1 Явление Господа Савлу по пути в Дамаск. 10 Видение Анании относительно Савла; исцеление и крещение Савла. 19 Первая проповедь Савла в Дамаске. 23 Савл спасается в корзине от опасности в Дамаске, приходит в Иерусалим, проповедует там, отправлен в Тарс. 31 Исцеление Петром Енея и воскрешение Серны.

1 Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику

2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сём человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

17 Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27 Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30 Братия, узнав о сём, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришёл и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашёл он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39 Петр, встав, пошёл с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял её, и, призвав святых и вдовиц, поставил её перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Деяния святых апостолов, 9 глава

9:1,2 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим
Рвение Савла в желании истребить богохульников, которыми он искренне считал на тот момент христиан - восхищает: он ДЫШАЛ угрозами, не только изрекал их или думал о них.
Ненависть к противникам Бога в его понимании поглотила его целиком и проникла даже в лёгкие. Его старания сделать что- то для Бога и те усилия, которые он в этом прикладывал - вызывают восторг. Именно в этом и заключается сила любви и веры: в том, сколько сил мы готовы приложить для того, кого мы любим. Можно говорить о любви, а можно делать поступки, радующие того, кого любишь. Или, по крайней мере, не огорчающие.

Это восхищает особенно в связи с тем, что Савл через немного времени стал ДЫШАТЬ совсем другим воздухом, прямо противоположным ненависти к христианам.

Выходит, у Бога - и совсем холодный - может стать горячим, если его подогреть. И наоборот: любой горячий может со временем остыть. А бывает и так: мы думаем, что горячи, а Бог взвесил нас на весах Своих и нашёл нас холодными. Однако тёплые и сомневающиеся во всём - даже Богу не нужны –Откр.3:15,16.

Тёплые - это не только сомневающиеся и не могущие принять твёрдого решения. Это и те, кто не отдаёт себя какой-либо идее целиком, а более склонны ради идеи не сбрасывать совсем со счетов собственные меркантильные интересы. У них всегда стоит условие ЕСЛИ. В духовном - картина у тёплых - та же:
Я сделаю всё в точности и как хочет Бог при условии ЕСЛИ ……. А если условие не соблюдено, то и простите - не выполню или выполню не совсем.
Например: я бы ходил в проповедь чаще, ЕСЛИ бы в собрании было больше любви. Я бы не кричал на семью, ЕСЛИ бы её члены вели бы себя хорошо и правильно. Я бы помогал соверующим, ЕСЛИ бы у меня было бы больше времени, денег и т д.....

У Павла же сама по себе способность не утрачивать первую любовь к Богу – была очень яркой. Предмет любви немного подправили, в нужное русло её энергию направили – и всё встало на свои места: ревность по Богу у Павла совпала, наконец, со знаниями о Нём и Его замыслов. Но это будет чуть позже, а пока - из ноздрей дыхание угроз у Савла валит и ордера на арест христиан у первосвященника выпрашиваются.

9:3-5 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Хотя Савл не гнал Иисуса Христа в буквальном смысле - здесь сказано Павлу, что он гонит Христа. Почему? Потому, что Павел преследовал христиан - духовное тело Христа - что Иисус расценивал как гонение себя самого, так как он и члены "тела" его - суть одно (Кол.1:24).
Иисус видел сверху, что иного способа перенаправить ревность Савла в нужное русло – просто нет, ибо он верил в то, что делал и искренне служил Богу тем, что делал. Пришлось Павлу свыше истину в разум внедрять: ведь воин Господа был отличный, только чуточку стопы направить на правильный путь и всё. Открылся Христос ему с неба и сам лично: похоже, иначе Савл не поверил бы в воскресение Христа и в то, что он – Божий посланник.

Можно поразмыслить - почему с Павлом нужно было поступить так? Разве Павел был не способным понимать? По посланиям его видно, что это не так. Что же тогда?

Павел насколько был увлечён бурной деятельностью для Бога и поглощен этим полностью, что ему просто некогда было остановиться для размышления над своей позицией и над тем, насколько она верна.
Ему надо было, как он думал, бороться с еретиками, а не размышлять.

Так что плоха и одна крайность - не успевать размышлять и другая: много размышлять, но при этом - ничего не делать и всегда бояться ошибиться. Как активно действующие, но не проверяющие время от времени согласованность своих действий с волей Божьей, так и не действующие вообще - одинаково не достигают цели угодить Богу.

В идеале получается, что надо действовать для Бога и для блага людей, но время от времени удостоверятся по Писанию в правильности своих действий.

9:6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Против рожна идти действительно трудно: рогатина упирается в грудь вола и ранит его, если он противится и против человеческого рожна упирается. А против Божьего „рожна”– и того трудней идти: жизнь потерять можно.
Савл испугался слепоты своей и голоса с небес, но понял, что надо что-то менять в своей жизни, если с самих небес его призывают.

9:7-9 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил
Остальные тоже слышали голос с небес, но на них он не подействовал так, как на Савла: оцепенение со временем прошло и ни к чему не побудило.
Савл же ослеп на 3 дня, ни пища, ни питьё на ум ему не шли за это время: настолько велико было потрясение.

9:10-14 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
В тексте 17 разъясняется, что к Анании тоже обратился Иисус Христос с небес. Он знает, что Савла не воспримут как служителя Христова, если не вмешаться и не подкрепить его назначение через известных христианам пророков: после всех „добрых” дел Савла никто из христиан не поверит ему на слово. Но невидимая работа по превращению Савла в апостола Павла - тем временем продолжалась.
Иисус призывает на службу пророка Ананию и научает того, что ему надобно делать в отношении Савла. Анания пытается возразить Богу, указывая на очень скверную репутацию Савла:
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. .
Анания не промолчал, а задал интересующий вопрос, и правильно сделал, чтобы не носить потом камня за пазухой.
Иисус поясняет Анании, что для него - не репутация Павла в глазах людей важна, а пригодность его на дело, которое уготовано для Савла. И если Иисус избирает именно Савла для исполнения воли Божией, то кто же будет этому противиться? Анания – не стал.

Итак, Анания - пророк был послан к Савлу для того, чтобы, во-первых, и самому было возможно принять Савла как служителя Божьего, во-вторых, помочь и Савлу принять путь Божий, в-третьих, помочь всем остальным принять Савла как христианина.

9:15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
Савл оказался сосудом, пригодным для свидетельствования о Христе пред царями и сынами Израиля, хотя христианам могло показаться совсем иначе, ибо много зла сделал им Павел.
Никто не знает, кого именно и по каким критериям избирают Вышние для исполнения определённой воли Божией, но попытка самостоятельно определять –пригоден кто-то для Христа или нет – может для нас плохо закончиться: таки трудно идти против „рожна” Вышних

9:16-19 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске
Пророк не стал, разумеется, перечить Иисусу, пошёл к Савлу и сделал всё, как ему было велено: Павлу надлежало прозреть и исполниться святого духа. Эта физическая слепота как и физическое прозрение – показали Павлу символически суть его духовной слепоты и прозрения, когда уверен, что служишь Богу (Павел именно так считал, преследуя христиан), а на самом деле - противишься Ему. Он словно очнулся от спячки и сразу же принял крещение в знак становления христианином.

Интересно проанализировать ощущения Павла, что может пригодиться христианам, когда им приходится сталкиваться с необходимостью изменить свои внутренние убеждения, порвать со своим прежним прошлым и прочее:

Павел м н о г о л е т был уверен в правильности «своего пути», да и было с чего: он на самом деле был в истинной религии, поклонялся живому Богу и прекрасно знал Писание, более того - воспитывался «при ногах Гамалиила -- ([евр. Гамлиэл, "Божья награда"] фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона), можно сказать, «духовную семинарию» закончил, а ревностным в служении Богу был настолько, что слАва его как гонителя Христова опережала его самого ("я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме" )

И вдруг он узнает, что заблуждался…
Что помогло ему не «слететь с катушек» разочарования и продолжить путь к Богу после того, как он терзал Божьих служителей? Наверное то, что Павел на самом деле любил истину, и она была ему важнее, чем мнение друзей фарисеев и даже синедриона, чем его высокое на тот момент положение в народе израильском и все такое…человеческое..

9:20-24 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его
Молниеносное преображение Павла от гонителей христиан в проповедника Христа – многих свидетелей его гонениям смущало, трудно было поверить в то, что он вдруг стал другим. Но самого Павла это нисколько не смущало: он ревностно отстаивал теперь мессианство Иисуса Христа. Ряды противников Божьих потеряли своего сильного воина, он по их мнению предал доброе имя иудея - ортодокса в вероисповедании. Но для того, но чтобы такой славный воин не достался никому – его решили просто убить и все дела.

9:25–27 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Но Бог позаботился о Павле через учеников Христа и не дал ему погибнуть от рук иудеев, направив путь его в Иерусалим.
Понятно, что в Иерусалиме Павлу присоединиться к ученикам было невозможно: никто не верил ему. Трудно поверить тому, кто вчера тебя готов был растерзать, а сегодня - в объятья готов броситься.
Только один Варнава поверил рассказу Павла о призвании Христом с небес и похлопотал за него пред собранием Иерусалимским. Недаром всё же он имя утешителя носил.

В принципе, это нормально и естественно ТАК реагировать на недавнего гонителя христиан, понятно, почему все испугались Павла. Однако Павел глотку рвать не стал, оправдываясь и доказывая им что-то словами: он на деле решил им показать, кто он.

9:28-31 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.30 Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Павел своей проповедью о Христе раздражил всех иудеев, как коренных жителей Иерусалима, так и Елиннистов (иудеев, прибывших из других стран): так подло он предал (по их мнению) их общее вероисповедание предков.

Ясно одно: активных Божьих проповедников никто не выносит - это раз. И два - их запоминают и узнаЮт все, кому они мешают жить своими иными взглядами на жизнь и на Бога.
И неважно, какого сорта противящийся проповеди христианской: из язычников или из народа Божьего тот, кто думает иначе и говорит иначе, чем привыкли уши.
Если заявился кто как Божий проповедник – всё, готовь «вёсла», и «суши сухари» для дальней дороги: не дадут тебе, инакомыслящему, спокойного жития.
Пришлось и Павлу в Тарс убегать.
Посмотрели на карте - далеко, однако, от Иерусалима. И за месяц пешком не дойти.

9:32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде
Когда читаем о том, что Пётр обходил все собрания по Иудее – представляем, сколько же на это ему требовалось времени? Немало, не день, думаем, и не неделю. Месяцами Пётр в путешествиях пребывал и вдали от дама. Как же он умудрялся всё таки совмещать заботу о семье - с заботой о всех собраниях? До сих пор не встретили разъяснения этого механизма совмещения – в Писании.
Если только представитЬ, что все вместе ходили, с детьми и жёнами? Но это маловероятным кажется: автомобилей не было, а на ишаке с семьёй далеко, думаем, не уйдёшь и широко слово Божье не распространишь.
В общем, одно ясно: как-то получалось у апостола Петра совмещать заботу о домашних своих и о собраниях Божьих. Или благодаря общинному типу собраний в те времена – семьи святых служителей Божьих выживали, пока они с проповедью города обходили.

9: 33-35 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
Чудо исцеления парализованного Петром – многих привлекло к о
Х р и с т у
, не к Петру, ибо Пётр намеренно громко объявлял всем, что « не я, а Христос исцеляет больного»
Заметим для себя: Пётр не насморк или не головную боль лечил, а лечил он совсем безнадежных больных, чтобы ни у кого не было повода усомниться в мощи святого духа, действующего в Павле благодаря Иисусу Христу. Среди иудеев того времени не было споров о том, кто такой Иегова и как произносить правильно Его имя, и кому ещё поклоняться, кроме Него. Не в этом задание Божье для апостолов состояло, а в том, чтобы во Христа воскресшего уверовали Иудеи, поэтому на Христа воскресшего и обращалось внимание прежде всего.

9:36-43 Случай воскрешения Тавифы Петром:
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.... Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Представим себе, что Тавифа при жизни была брюзжащей особью женского пола, запомнившейся только колкостями в адрес своих подруг и собирательницей сплетен, к примеру, по округе. Стали бы её подруги умолять за неё Петра?
Тавифа или по-другому Серна была преисполнена при жизни многими добрыми делами и потому была в любви у многих сохристиан, даже не обладая даром ясновидения или красноречия: не красными словами славится христианин, но добрыми делами.

И проповедывать (а в особенности - укреплять в вере собрания) - очень важно не только словами, но и делами. И, порой, дела громче слов говорят. Посмотрит кто- то за тем, как себя Серна-христианка ведёт - глядишь, и захочется самому христианином стать и среди христиан жить.
А иной христианин - и слова красноречиво говорит, но поглядят на дела его и думают: «да нет, я уж лучше среди язычников останусь, они -попорядочнее будут»

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
Чудо воскрешения умершей сестры – также впечатлило всех жителей Иоппии: апостол Христа обладал умением творить те же чудеса, что и сам Христос: исцелять больных и воскрешать к жизни умерших.
Этими же способностями, только в духовном смысле, обладают и современные ученики Христа: больных и разочаровавшихся в жизни исцеляют духовно силою слова Божьего, укрепляя здоровье их веры, а мёртвых во грехах или не желающих больше жить – оживляют тою же силою, приводя в чувство и показывая, что жить стОит и есть ради чего.