Сам себе финансист. Исаак «девиантный огурец» Калина

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

Видео с экзекуцией директоров столичных школ в Департаменте образования г.Москвы, на которое вчера коллеги дали ссылку, на первый взгляд, представляет узкопрофессиональный интерес. Его и посмотрели всего-навсего менее двух сотен человек. Куда там до 20 миллионов соглядатаев "империи Медведева". Но всё же, по-моему, эти явления неразрывно связаны, и дикий "разнос" несчастных директоров предельно ярко характеризует современную государственную систему, которая порождает коррупцию в самых уродливых и чудовищных формах, которая при всех потугах сохранить внешнюю благопристойность окончательно прогнила, и где в выражениях лиц, интонациях, монологах её деятелей сквозит вселенская спесь и полнейшее пренебрежение к людям. В стране, где чиновник средней руки с абсолютной уверенностью в собственном праве и правоте, ошалевший от власти и безнаказанности, может публично и методично унижать подчиненных, втаптывать их в грязь, а те, уважаемые и авторитетные руководители, в ответ способны лишь блеять, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Тем более если они призваны заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Видеосюжет продолжительный, состоит из пяти "актов возмездия" со стороны главы московского департамента И.И.Калины в отношении специально вызванных для показательной порки директоров школ. Плети Калины - его развязная, хамская манера общения по принципу "я - начальник, ты - дурак"; "крокодиловы слёзы" и такой же крокодиловый пафос мнимого защитника интересов семьи; убогие шутки, натужные остроты и, главное, повторяемый на все лады рефрен: "Я могу вас уволить". Директора заикаются и дрожат, едва сдерживая всхлипы после каждого удара. Когда камера показывает зал, то хорошо видны улыбающиеся и получающие от зрелища удовольствие молодые дамы, кои, предположительно, сразу предпочли школе структуры департамента и получают наглядный урок взаимодействия органа управления образованием с подведомственными учреждениями. Подносчиком розог и шпицрутенов работает заведующая городским методическим центром. Эта старая дива лазает по электронным журналам и смотрит, что учителя задали школьникам на дом. За свою резвость, являющуюся в глазах начальства "методической работой", она получает зарплату. На сей раз она накопала 6 тыс. упоминаний слова "принести", и избранные ею случаи (принести конструктор, емкости под рассаду - пакеты из-под молока или сока, какие-то продукты питания, транспортиры, изделие "Чебурашка") стали предметом крайнего возмущения и осуждения Калины. Глава департамента усмотрел здесь покушение на благосостояние москвичей, аморальные действия (учителей начальных классов, в основном), несовместимые с педагогической деятельностью, и несоответствие занимаемым должностям руководителей.

С одной стороны, московские школы - другая реальность. Остаток на счете одной из них по итогам прошлого года составил 93 миллиона рублей - три бюджета нашей школы (хотя не гигантской, но не самой маленькой, 900 учащихся), а если взять одни учебные расходы, то такие деньги мы получим за 180 лет. Столичные учебные заведения действительно могут многое приобрести. И доходы педагогов там другие, и заработки московских директоров нам не снились. Но дело в другом. Если из общения, из школы, уходит взаимоуважение и самоуважение, их сменяет менторский тон, диктат, отношения выстраиваются на страхе, школа превращается в казарму - там образования больше нет. Там есть дрессировка, а всё что ей достигается, как заметил Я.Корчак, слишком ненадежно.

Ведь спор вырос из-за пустяков. Коррупцию "бытовую" опять углядели? Удивительно, никакой реакции на фильмы "Фонда борьбы с коррупцией" и многомиллиардные состояния и подобная мелочность - какие-то горшочки под рассаду, транспортиры, конструкторы... Торговать ими учительницы что ли станут? Непонятно, так ты её спроси, учительницу. Нет, сразу выговор и угрозы увольнения. И этот стиль воспроизводится сверху донизу, по вертикали. Глава департамента издевается над директорами, директора - над учителями, учителя - над детьми. Впрочем, при серьёзном разговоре с Собяниным сам Калина, думается, будет выглядеть не лучше распекаемых им руководителей. И не сказать, что он непроходимо туп, просто тот, кто любит унижать других, не преминет унизиться сам. К месту снова вспомнить мудрое изречение Г.Померанца: "Дьявол рождается с пеной на губах ангела... Когда я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики". Данную проблему (если она вообще есть) даже и с участием главы системы московского образования можно было обсудить не по образцу "тройки" или "двойки", выносящей приговор "врагам народа", а конструктивно, не порождая страх и ненависть. Но, повторюсь, для этого варианта чиновники должны уважать людей.

В заключение приведу мнение одного из читателей ресурса "Педсовет": "Товарищи, мы в каком театре абсурда живём??? Это вот КТО руководит образованием наших детей?? Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель? Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием. Я, родитель, пишу, что директор ГБОУ № (указан) Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами".


Так, давайте поговорим о новом министре связи - Никифорове Николае Анатольевиче, 1982 года рождения .

Все его хвалят и говорят, что чувак он 1) толковый 2) профессиональный 3) не коррумпированный.
Хвалят его, в том числе, мои всякие знакомые, мнению которых в этом вопросе я вполне доверяю.

Однако, "хороший человек" - это не профессия и это не характеристика для министра.

РосПил уже давно бьётся с совершенно очевидными жульничествами и воровством в IT-госзакупках, и мы бы очень хотели, чтобы замечательный новый министр помог нам в этом деле.
Соответствующие полномочия у него имеются. Должно быть и желание - он ведь честный министр.

Просьба совершенно конктетная: нуждаемся в помощи по одному из кейсов РосПила.

Итак, есть такой жулик по имени Владимир Миклушевский, сейчас он губернатор Приморья , а до этого был ректором Дальневосточного университета.

Став губернатором, кстати, он сразу прославился тем, что заказал на 90 миллионов рублей ремонт в своей резиденции, которая в ремонте не нуждалась (видимо хамам был очень нужен государственному мужу) , но это так, лирическое отступление.

Ну так вот, в период своего ректорства, летом 2011 года, Миклушевский объявил конкурс на создание системы "Электронный университет" на сумму аж 820 миллионов рублей.
Думаете, что на куш в $27 миллионов слетелись многочисленные IT-компании, которые начали между собой бешено конкурировать?
Ничего подобного. При вскрытии конвертов обнаружилось , что заявку подала только одна фирма - ООО "Винтегра проекты", с ними и был заключен контракт на 647 миллионов рублей .

Как такое получилось? Ведь много же компаний, предоставляющих подобные услуги. Прямо скажем, что система "Электронный университет" - это не десять компьютеров в офисе, но и не синхрофазатрон. Подобных проектов реализуются сотни по всему миру.

Очень просто: в конкурсной документации дальневосточно-университетские жулики во главе с Миклушевским указали "исполнитель заказа должен был иметь опыт выполнения работ для федеральных университетов ".
Почему? У нас федеральных уиверситетов всего 10 и нет никаких сведений о том, что в каком-нибудь из них была превосходная система "электронный университет".

Объяснение обычное: мы показывали конкурсную документацию многим экспертам, и все они единодушно утверждали - цена завышена в несколько раз.

Некоторые детали сделки выглядят совсем любопытно:
Миклушевский с 2007 года работал в Министерстве образования бок о бок с гражданином Калиной Исааком Иосифовичем (сейчас он руководитель департамента образования Москвы).
В 2008-2010 годах Калина и Миклушевский оба были заместителями министра образования.

И, надо же, сын Исаака Калины, Роман Калина представлял интересы "победителя" по доверенности:

Может и совпадение, а может и стоит проверить замечательную трудовую династию этих самых Калин, выигрывающих конкурсы именно там, где обладают админресурсом.

Эксперты, которых привлёк ФАС, также подтвердили, что работы эти далеко не уникальные:

Правда, после того, как Миклушевский стал губернатором, Дальневосточному университету стало резко фартить в судах и примоский арбитраж отменил решение ФАС , но мы надеемся, что это будет успешно обжаловано.

Возвращаюсь к нашему хорошему Никифорову.
Есть у его министерства полномочия проводить экспертизу подобных контрактов и их исполнения.
Мы наблюдали это в скандальной ситуацией с сайтом "так здорово":

То есть, грубо говоря, министр Никифоров и должен быть той "управой", которую мы все хотим найти на жуликов, отмывающих на госзакупках IT.

Поэтому проект РосПил убедительно просит нового министра информационных технологий и связи Николая Никифорова разобраться
- насколько была обоснована цена контракта;
- насколько система "Электронный университет", внедренная в ДВФУ (она должна уже работать) соответствует затратам из федерального бюджета на неё (647 млн рублей)

Ну, и направить материалы в правоохранительные органы тогда, когда компетенция Минсвязи закончится.

Это было бы очень правильно и, может быть, стало бы началом наведения порядка в сфере госзакупок IT. Этот АДЪ и трэш с сайтами за десятки миллионов и электронными системами за миллиарды.

Министр «столичных школ» Исаак Калина дискредитирует мэра и его команду

Исаак Калина за несколько лет руководства департаментом образования правительства Москвы стал фигурой одиозной. Его «новации» в столичном дошкольном и школьном образовании вызвали неприятие умногих учителей и большинства родителей. На днях разразился очередной скандал. Члены профсоюза работников столичного образования «Учитель» обратились к президенту с просьбой вмешаться в ситуацию, когда директора школ экономят бюджетные средства на детях, пуская средства на премии себе и приближенным. Более того, к этому их побуждает новая система оплаты труда учителей (НСОТ), внедренная Исааком Калиной.

В ответглава департамента образования правительства Москвы Исаак Калина завертелся как уж на сковородке. Через СМИ он взялся истошно отвергать обвинения в своей адрес .

Скандалы преследуют Калину на протяжении всей его карьеры в руководстве образованием. В мае нынешнего года в ФАС сообщили о нарушении закона «О защите конкуренции» департаментом образования Москвы, который специальным письмом порекомендовал руководителям школ при выборе учебников отдавать предпочтение издательству «Просвещение» . При этом выяснилось, что ранее сам Исаак Калина работал в этом издательстве заместителем генерального директора. Разве дело не пахнет коррупцией?

Вопросы у научного и экспертного сообщества имеются и к докторской диссертации Калины, которую многие исследователи называют плагиатом, а значит, коррупционным продуктом. Диссертация московского министра Исаака Калины «Аксиологические основания модернизации педагогического образования» во многих местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой.

Недавно активисты соцсетиВКонтакте провели опрос среди москвичей о том, как они оценивают деятельность главы столичного департамента образования Исаака Калины. Практически все многочисленные отзывы – убийственные для чиновника.

«Деятельность Калины оцениваю как стремление окончательно уничтожить образование в Москве», - выразил свое мнение пользователь Владимир Сергеев. «Он целенаправленно превращает наших школьников в неграмотных зомби. Кто его поставил на эту должность?» - задается вопросом Александр Штильмарк. «Относительно Калины двух мнений не встречала. Все нормальные люди считают что его миссия - развал образования и превращение учителей в бесправное стадо, которым он распоряжается как вассал», - сообщила Ольга Воробьёва. «Это беспринципное человекоподобное существо не может занимать даже вакансию учителя труда. Развал российского образования и увольнение заслуженных учителей - это самое главное его достижение. Ненавижу этого упыря!» - написал Ратмир Русов.

Больше всего претензий к Иссаку Калине по поводу созданной им системы «образовательных Макдональдсов», как москвичи прозвали созданные по воле чиновника так называемые «холдинги», объединившие школы и детсады. Такая «оптимизация» среднего образования вызвала шквал критики в адрес сумасбродного «новатора». Зашкаливают многочисленные протесты со стороны московских учителей и родителей, которые уже успели оценить всю пагубность «калиновских реформ» .

Возмущенные жители Москвы в своих петициях мэру Сергею Собянину потребовали отстранить Исаака Калину от должности руководителя департамента образования столицы и «остановить его эксперименты над детьми, их родителями и учителями».

«Мы все видим результат – он удручает, - говорится в такой петиции. - Существующее положение вещей оценивается крайне отрицательно. Это можно сравнить с тем, как 20 лет назад реформировали образование на Украине – бездумно, нагло, цинично. К чему это привело? Неужели мы хотим того же ?»

Андрей Федоров

Школы изживания

Недовольные политикой столичного департамента образования и прежде всего насильственным слиянием школ, родители и учителя московских школ вышли на улицу. В субботу прошел митинг, в понедельник — пикет. Одновременно появились слухи об увольнении столичного министра образования Исаака Калины. Правда, департамент образования их не подтвердил.

Пожалуй, самым одиозным плодом модернизации образования стало безудержное слияние школ. Как ни протестовали родители и учителя, а от прежних 2 тыс. школ к началу нового учебного года осталось лишь 700. Но и тогда чиновники не успокоились: слив в крупные «холдинги» все общеобразовательные школы, они принялись за школы для одаренных, инвалидов и трудных подростков-девиантов.

Все средние учебные заведения для детей с особыми потребностями поставили перед выбором: влиться в другие образовательные центры, причем без финансовых надбавок, а значит, без специального педагогического сопровождения сложных детей, либо закрыться вовсе, переведя бывших школьников на надомное обучение.

Впрочем, разница между обоими вариантами невелика. Без специалистов-педагогов ни дети с ограниченными возможностями, ни девианты в обычных школах учиться не смогут и очень скоро окажутся «на дому», а называя вещи своими именами, на улице. Участие же во «всеобщем переселении народов» бывших школ для одаренных детей ставит крест и на их образовании. Неудивительно, что, столкнувшись с подобной перспективой, московские родители вышли на улицы.


«Сливая школы, Департамент образования Москвы говорил о повышении качества образования. А на самом деле их целью была экономия», — выразил мнение субботнего митинга (по данным организаторов, в нем приняли участие 1500 человек) завотделом социальных программ Всероссийского общества глухих, выпускник московской школы-интерната №30 для слабослышащих детей Максим Ларионов.

Циничный обман всегда противен. Но верх цинизма — способы экономии на детях. С января суммы, которые получают школы на оплату коммунальных услуг, уточнила нынешняя глава родительского комитета той же школы Виктория Ермакова, «урезаны до такой степени, что покрывают лишь десятую часть потребности учебных заведений и напрямую зависит от числа учащихся. А в Департаменте образования говорят: «Не хватает? Зарабатывайте по 1,5-2 млн руб. в месяц и самостоятельно покрывайте свои потребности».


Призыв чиновников от образования «зарабатывать» на самых уязвимых учащихся — детях с ограниченными возможностями — лежит за гранью добра и зла. Особенно если учесть, что коммуналка всех прочих учреждений столицы финансируется исходя из площади зданий и не зависит от числа работающих. В полной мере это относится и к департаменту образования.

Впрочем, «экономят» не на одних инвалидах — на талантливых детях тоже. Школе «Интеллектуал», например (о ее злоключениях недавно писал «МК»), бюджетное финансирование сократили в 4 раза: с 83 до 21 млн руб. А школу №1189 им. Курчатова и вовсе «слили» обманом, рассказала «МК» мама одного из учеников. Иначе, видимо, слияние не получалось, ведь будущих математиков и физиков там объединили с девиантами и умственно отсталыми детьми:

— Наша школа при институте им. Курчатова всегда была очень сильной. До сих пор к нам поступали по конкурсу, а теперь нас сливают с комплексом №2077, куда входят 3 общеобразовательные школы, одна девиантная и еще одна — для умственно отсталых детей худшего, 8-го типа. При этом объединение произвели с нарушением закона: без решения управляющего совета школы и оценки последствий слияния. Прежнее руководство школы, родителей, управляющий совет о предстоящем слиянии никто не предупреждал, а просто поставили перед фактом в одно непрекрасное утро. Бывшего директора уволили, педагоги пишут заявления об уходе, а мы пишем во все инстанции, и все, кто физически мог прийти, вышли на митинг в субботу и пойдем на пикет в понедельник. Мы хотим сохранить нашу школу, педагогический состав и программы, по которым до сих пор учились дети. Если уж без слияния нельзя обойтись, пусть нас сольют со школой «Интеллектуал», у которой те же проблемы. Или с любой другой сильной школой.


Московские родители требуют не только остановить непродуманные меры городской «модернизации» образования. Другой их лозунг — отставка нынешнего директора Департамента образования Москвы Исаака Калины. И в воскресенье вечером неофициальная информация о готовящемся увольнении чиновника появилась. Однако в департаменте ее официально не подтвердили. «МК» будет внимательно следить за развитием событий.