Самый новый российский корабль. Строительство кораблей и вспомогательных судов для вмф россии


Развитие флота — приоритетная задача министерства обороны на период до 2025 года. В указанный период новые корабли ВМФ России должны поступить на все базы флотов.

Военно-морской флот неотъемлемая составляющая вооруженных сил России. Он обеспечивает защиту морских границ страны, подавление противника в международных водах и обеспечение торгового мореплавания в зоне экономической ответственности России.

назад началось становление и развитие военно-морского флота РФ

Становление и развитие флота началось 300 лет назад при Петре 1. Российский военно-морской флот второй по боевой мощи и общему тоннажу в мире.

Перспективы проекты новых кораблей ВМФ России

Государственная программа вооружения, принятая в 2011 году, предполагала перевооружение основных сил военно-морского флота к 2020 году и перевод техники в статус современных образцов.

Доля новых кораблей России к 2020 оду должна составить 70%. Количественный состав флота ежегодно пополняется новыми образцами боевых и вспомогательных кораблей модификаций океанской и морской зон.

Организационно флот РФ включает 4 флота и одну флотилию.

Которые входят в состав военных округов. Эта специфическая черта российского флота сложилась из-за размеров территории и протяженности морских границ.

На каждом ответственном участке флотам необходимо иметь современные корабли ВМФ России, в том числе и подводные лодки. Это влечет расходы по финансированию отдельных группировок и невозможностью в короткие сроки быстро сформировать крупную флотилию, в составе которой будут современные военные корабли России.

Новейшие корабли России. Ледокол проекта 23550

Программой перевооружения до 2020 года для каждого флота запланировано усиление в определенной части согласно задачам и территориальной принадлежности. Каждый из флотов имеет свою специфику и решает задачи в связи с местом дислокации.

Новые военные корабли России несут боевое дежурство в мировом океане с целью обеспечить безопасность Родины от возможных нападений со стороны США и НАТО.

Тихоокеанский флот

Решает задачи по боевому дежурству и защите морских границ на Тихом океане в зоне Дальнего Востока.

Тихоокеанский — самый географически удаленный флот.

Главной базой является Владивосток. На вооружении состоят новые российские военные корабли 1 и 2 рангов, а также подводные лодки, в том числе и с атомной силовой установкой. Современные возможности флота ограничены ближней океанской зоной действия, а количественный состав достиг исторического минимума.

Совокупная мощь уступает флотам Японии и Китая, а время ожидания поддержки со стороны остальных флотов России составит от 2 до 5 недель.

Учитывая удаленность и автономность флота программой перевооружения уделяется особое внимание перевооружению тихоокеанского флота. В строй будут введены корветы, противолодочные корабли и подводные лодки с атомными двигателями стратегического и многоцелевого классов, чтобы уровнять боевой потенциал флота с остальными военно-морскими силами стран Азиатского региона.

Балтийский флот

Балтийский флот по количественному составу является компактным и базируется в Санкт-Петербурге и Калининграде. Выполняет задачи по защите морской границы и береговых объектов в акватории Балтийского моря, а также потенциальному противодействию флотов стран НАТО в этом регионе.

Балтийский -по боевому потенциалу является самым скромным флотом РФ.

Так как не имеет на вооружении стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок и крупных кораблей тоннажем больше 6 тысяч тонн.

Черноморский флот

Черноморский флот за последние три года получил усиление в виде кораблей ВМС Украины и новых боевых кораблей России, введенных в строй в последнее время. Группировка флота усилена дизельными подводными лодками и ракетными катерами. Флот выполняет задачи защиты морских рубежей в акватории Черного и Средиземного морей.

Северный флот

Северный флот является мощнейшим среди всего состава ВМФ. Флот обладает группировкой подводных лодок с атомной установкой, которые несут ядерные боезаряды и крылатые ракеты большой дальности.

Финансирование развития военно-морского флота не ограничивается созданием и проектированием новых типов кораблей.

Триллион

рублей направлен на модернизацию верфей и уже существующих боевых кораблей.

Потенциал, доставшийся флоту России от советского предшественника огромен, тяжелые корабли первого ранга поддаются модернизации и возвращению в строй, а срок службы оставшихся кораблей при достаточном финансировании увеличивается на 30-50%.

К началу реализации программы перевооружения флота морские силы пришли к упадку по количественному составу и боевым возможностям. Для действий в дальней океанской отсутствовала возможность формирования боевой группы кораблей. Тем самым флот лишился возможности решать боевые задачи за дальними пределами морских границ.


Малый сторожевой корабль (корвет)

Программой перевооружения предусматривается постановка на боевое дежурство 50 боевых кораблей разных классов и рангов. Реализация идет согласно графику с введением новых кораблей и модернизацией советского наследия.

Новейшие корабли ВМФ России

Модернизация и расширение возможностей морского флота предполагают поставки не только боевых кораблей, но и судов обеспечения. Транспортные силы будут пополнены кораблями с тоннажем от 6 до 20 тысяч тонн. Ниже описано, какие военные корабли сейчас строятся в России, и скоро сойдут со стапелей.

Проект «Иван Грен»

Разработаны и ведется строительство новых кораблей для ВМФ России класса «Иван Грен», которые должны обновить и обозначить новый облик транспортной составляющей морского флота. Морские силы обзаведутся 30 кораблями транспортного класса и 30 судами трального флота.


Проект «Буревестник»

Приоритетом модернизации и выпуска новейших кораблей России дальней морской зоны направлена на строительство фрегатов проекта «Буревестник». Эти корабли оснащены ракетным и артиллерийским вооружением, которые призваны заменить устаревшие модели советского производства и добавить мощи российскому флоту в действиях за пределами морской границы государства.


Проект «Адмирал Эссен»

До конца программы перевооружения флот получит новые корабли этого типа в количестве 7 единиц. Они будут распределены по флотам, в соответствии с потребностями. Также построен новейший военный корабль России — фрегат «Адмирал Эссен».

Он имеет оснащение равное эсминцу и предназначен для патрулирования и боевых действий в пределах дальней морской зоны. На верфях идет строительство еще 3 новейших российских кораблей проекта 22350.


Проект «Лидер»

Новыми проектами реализации и замены существующих кораблей класса миноносец станут суда проекта «Лидер». Эти корабли оснащены средствами активной ПВО, ракетным вооружением (в том числе и крылатыми ракетами) и артиллерийским вооружением. Водоизмещение кораблей составит 17,5 тысяч тонн.

Разрабатывается концепция построения и оснащения флота ударными авианосцами с ядерной силовой установкой. Предположительно полное водоизмещение проекта составит 100 тысяч тонн. В качестве вооружения корабли оснастят 2 эскадрильями и ракетным вооружением с применением систем ПВО.


Проект «Борей»

Внимание уделяется развитию подводного флота. На верфях находятся 5 многоцелевых и стратегических подводных лодок проекта «Борей». До конца 2020 года флот должен получить в общей сложности 8 подводных лодок способных нести на борту ядерной вооружение и крылатые ракеты. Также новые лодки оснащены гиперзвуковыми торпедами нового типа.


Проект «Варшавянка»

Дальнейшее производство ожидается в отношении дизельных субмарин проекта «Варшавянка», которые должны поступить в распоряжение Черноморского и Балтийского флотов. Эти субмарины оснащены крылатыми ракетами «Калибр», способными уничтожать объекты противника на расстоянии до 3 тысяч километров.


Патрульный корабль «Василий Быков»

Разработка малых патрульных и сторожевых современных боевых кораблей России является приоритетной задачей для ведомств Минобороны страны. Выпускать за нарушителями границ крупные суда не целесообразно и требует подготовительных работ, а охрана рубежей родины требует оперативности.

Советские образцы патрульных кораблей устарели, срок эксплуатации вышел, поэтому флоту срочно требуются новые проекты военных кораблей России.

Такой заменой стали корабли проекта 22160.

Корабли имеют следующие характеристики:

  • максимальное водоизмещение составляет 1300 тонн — это малый класс кораблей, который не требует сложного технического обеспечения и наличия крупного обслуживающего персонала. Также такое водоизмещение позволяет производить корабли в массовом количестве;
  • максимальная скорость составляет 30 узлов, чего достаточно для выполнения поставленных задач и охраны морских границ в 200 мильной экономической зоне;
  • дальность автономного действия корабля — 6 тысяч морских миль. Это расстояние позволяет одному кораблю контролировать участок протяженностью в 1000 километров морской границы;
  • экипаж судна — 80 человек;
  • вооружение включает в себя артиллерийское вооружение, а главной особенностью является установка пусковых шахт для крылатых ракет «Калибр» Это означает, что небольшое по размерам судно способно нанести непоправимый урон судам класса фрегат, эсминец и иным кораблям. Также присутствует возможность точечного уничтожения наземных объектов противника.

До 2020 года программой вооружения предусмотрено строительство и постановка на флот 7 кораблей данного типа.


Десантный вертолетоносный корабль-док «Мистраль»

В период улучшения отношений между Францией и Россией в 2008 году достигнута договоренность о поставках больших вертолетоносцев проекта «Мистраль».

Новейшие боевые корабли России указанного проекта предназначены для действий в дальней морской зоне в составе авианесущей группировки и осуществлять поддержку наземных сил посредством действия боевых вертолетов.

Стоимость контракта составила 1,2 млрд. долларов.

Однако, с введением санкций Франция заморозила поставки кораблей России и выплатила сумму штрафов с неустойкой. Впоследствии корабли переданы Египту.

Вертолетоносец имеет следующие характеристики:

  • максимальное водоизмещение 32 тысячи тонн;
  • экипаж корабля 160 человек;
  • вооружение представлено радиолокационными станциями обнаружения, артиллерийскими комплексами, зенитной артиллерией, пусковыми шахтами для ракет и авиационной группой, рассчитанной на 16 ударных вертолетов.

После поставки двух кораблей Египту этой стране пришлось закупить у России комплекты ударных вертолетов, так как проекты кораблей «затачивались» под российское вооружение.


Вертолетоносный корабль-док типа Мистраль

Перспективный авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013

Оснащение флота авианосцами является для руководства приоритетной задачей. Имеющийся на вооружении авианесущий крейсер не отвечает современным требованиям по вооружению и нагрузке в виде палубных самолетов.

Поэтому ведутся активные разработки и проектирование новых образцов тяжелых авианесущих кораблей, оснащенных ядерной энергетической силовой установкой. Приоритетным является новый крейсер для ВМФ России проекта «Шторм», поставки которого на флот не определены. Проект обладает следующими характеристиками:

  • водоизмещение корабля в 100 тысяч тонн. Авианосец станет крупным кораблем в составе морского флота;
  • экипаж обслуживающего персонала составит 5000 человек;
  • максимальная скорость — 30 узлов;
  • вооружение составит 90 летательных аппаратов в виде ударных палубных самолетов и вертолетов;
  • дальность действия не ограничена благодаря ядерному двигателю.

Реализация проекта предполагает постройку авианосца до 2035 года.


Перспективный эсминец «Лидер»

Эсминцы проекта 23560 призваны заменить устаревшие советские образцы и усилить группировку дальней морской зоны флота. До 2025 года государство планирует построить новейшие российские военные корабли этого класса в количестве до 20 единиц, оснащенных полным комплексом вооружения.

Новый корабль России имеет следующие характеристики:

  • длительность плавания составит до 90 суток автономного хода, а дальность до 8000 морских миль;
  • максимальная скорость составляет 32 узла, экипаж состоит из 300 человек;
  • боекомплект включает в себя артиллерийские системы «Армат», зенитные комплексы Панцирь, ударное вооружение ракет Циркон и многоцелевой группы вертолетов.

Эсминец «Лидер»

Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны

Сторожевые корабли проекта 11356 является продолжением проекта «Буревестник» и дальнейшим совершенствованием кораблей дальней морской зоны. В отличие от иных перспективных видов вооружения эти корабли успешно вводятся в эксплуатацию — 3 находятся в строю, 3 строятся на верфях.

Проект имеет вооружение, сравнимое с эсминцами и следующие характеристики:

  • водоизмещение составляет 4 тысячи тонн;
  • максимальная скорость достигает 30 узлов, максимальное действие в автономных условиях составляет 30 суток;
  • экипаж — 180 человек;
  • вооружение — ракетное вооружение «Калибр» — 8 единиц, комплексы зенитной артиллерии и противолодочного вооружения.

ВТС «БАСТИОН»

Начало нового тысячелетия стало своеобразным рубежом в истории развития военных флотов. Изменившаяся после распада Советского Союза и развала «советского блока» военно-политическая обстановка в мире привела к смене курса в развитии военно-морских сил ведущих государств. Сегодня военный флот рассматривается уже не только как один из компонентов, составляющих ядерные силы сдерживания. Основная ставка делается на универсализацию военных флотов. На смену старым кораблям, способным выполнять ограниченные тактические задачи, приходят новые универсальные корабли, обладающие большими техническими возможностями и оснащенные современными огневыми средствами борьбы.

Новые технологии – важнейший элемент развития военного флота

Технический прогресс влечет за собой появление новых технологий. Соответственно происходит развитие средств вооружения, изменение военной тактики и стратегии. Так было, так есть и так будет всегда. Военный флот в этом плане всегда находился на первых позициях, являясь самым передовым и технически совершенным видом вооружения. Ушли в историю те времена, когда одной из главных составляющих военной мощи флота являлось количество. Эпоха парусников завершилась появлением паровой машины и брони. На смену парусным армадам пришли боевые эскадры, состоящие из стальных бронированных монстров. Военный корабль превратился в сложнейший технический механизм, где на небольшом и ограниченном пространстве сосредоточена масса агрегатов и машин, устройств и снаряжения.

Вместе с совершенствованием двигательной установки, шел прогресс в средствах вооружения и защиты. Первоначально артиллерия была основой ударной мощи военного корабля. Появление нарезной артиллерии и увеличение калибра артиллерийских орудий неизбежно влекло за собой утолщение брони. Чем больше становился калибр корабельных орудий, тем толще был броневой пояс. Соответственно увеличивалось водоизмещение военных судов. Соперничество брони и снаряда продолжалось вплоть до середины XX века. Артиллерийская дуэль главных сил флота лежала в основе линейной тактики. Главная задача противоборствующих сторон во время боевых столкновений заключалась в нанесении противнику большего урона. С выходом на сцену минно-торпедного оружия и появление авиации положило конец господствующему положению артиллерии на флоте. Превосходство на море теперь не зависело от количества линкоров и крейсеров. Требовались новые боевые суда и плавсредства, специально предназначенные для выполнения определенных боевых задач на море.

Сначала появляются подводные лодки, минные заградители и торпедные катера. Чуть позже на арену морских сражений выходят авианосцы. Торпеда и самолет становятся основными средствами ведения войны на море. Военный флот превращается в универсальный вид вооруженных сил, способный решать различные боевые тактические задачи и выполнять стратегические функции. Вторая Мировая война внесла свои коррективы в развитие военно-морских вооружений, а последующая «холодная война» привела к изменению политики использования военных флотов. Ушли в историю линейные корабли. Крейсера утратили свое лидирующее положение на флоте. Вторая половина XX века стала эрой господства авианосцев и подводных лодок. Ракетное оружие и авиация практически вытеснили артиллерию с флота, отведя ее второстепенные роли. Следом за пушками отошла на задний план и броня. Залогом высокой эффективности военного флота стали мощность вооружения, скрытность, большая дальность хода и техническая оснащенность. Современные флоты перестали быть молчаливым орудием демонстрации силы на море, став инструментом проведения внешней политики.

Концепция военного флота будущего – наличие новых и современных боевых кораблей

В нынешней военно-политической обстановке все больше и больше стран делают ставку на усиление собственных военно-морских сил. Даже небольшие страны, имеющие выход к морю, стремятся обзавестись собственными ВМС. Военный флот на сегодняшний день становится едва ли не единственным средством предупредить внешнюю агрессию и обеспечить сохранность морских рубежей. К тому же новые технологии сегодня позволяют строить корабли умеренного водоизмещения, оснастив их при этом всеми доступными средствами вооружения, связи и обнаружения.

В период «холодной войны» появились новые классы военных кораблей. Сегодня вместо торпедных катеров появились ракетные катера и катер, вооруженный противокорабельными ракетами. Небольшие по размерам и водоизмещению такие суда являются полноценным боевыми единицами, способными на равных тягаться с более крупными судами. Подводные лодки разделились на два класса — стратегические подводные ракетоносцы и торпедные подводные лодки с атомной или с обычной двигательной установкой. И те, и другие обладают достаточной огневой мощью, способной не только стереть с лица земли целые города, но и нанести точечные удары по противнику в любой точке земного шара, как на суше, так и на море.

На смену линкорам и крейсерам приходят суда новых классов. За рубежом строятся фрегаты и корветы. Вместе с авианосцами и подводными лодками эти суда составляют основу современных флотов иностранных государств. В составе флотов наряду с ударными силами появляются крупные десантные суда – вертолетоносцы, строятся и спускаются на воду суда специального назначения. Если в США основная ставка делается на авианосный флот, то в таких странах как Великобритания, Франция, Япония и Китай основными боевыми судами становятся эсминцы, фрегаты и корветы. Советский Союза в попытке добиться военного паритета с Соединенными Штатами и блоком НАТО, строит для нужд своего ВМФ Большие Противолодочные Корабли (БПК), Тяжелые Авианесущие Крейсера (ТАКР), сторожевые корабли.

Новые военные суда кардинально отличаются от своих предшественников набором средств вооружения и тактико-техническими характеристиками. Теперь каждый отдельно взятый боевой корабль – это самостоятельная боевая единица флота, которая способна выполнять огромный объем работы. К примеру:

  • эсминцы — корабли, способные нести боевое патрулирование в дальней морской зоне и атаковать любого противника, как на море, так и на суше;
  • фрегаты и корветы являются судами, отвечающими за охрану рубежей на ближних и дальних подступах, ведут разведку и патрулирование в зоне ответственности, могут атаковать любого противника на поверхности, под водой и на суше;
  • малые ракетные корабли по своей функциональности схожие с корветами, однако, в ряде случаев являются ударной силой флота;
  • патрульные корабли отвечают за охрану морских рубежей в ближних акваториях;
  • десантные суда-доки способны доставить в любой уголок земного шара личный состав пехотных подразделений, военную технику и снаряжение, обеспечить зону высадки морского десанта техническими средствами и огневой поддержкой;
  • авианесущие суда становятся универсальными, способными нести как самолеты, так и вертолеты.

Концепция развития флотов свидетельствует о том, что военные суда должны выполнять широкий спектр боевых задач тактического плана. Происходит отход от концепции строительства крупных и дорогостоящих кораблей, отдавая предпочтение строительству универсальных судов, меньших по размеру и водоизмещению.

Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России

Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.

Государство в те годы было не в состоянии поддерживать в рабочем и в боевом состоянии огромный военный флот. К тому же, стремительное развитие техники, наметившееся в конце 90-х годов, привело к тому, что основная масса советских БПК, авианесущих крейсеров, крейсеров, эсминцев, тральщиков и подводного флота одновременно оказалась устаревшей. Российскому флоту для того, что бы сохранить за собой статус морской державы в срочном порядке требовались новые могучие и мощные боевые корабли.

Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.

В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.

Что может сегодня показать миру Россия на море

Следует отметить, что до недавнего времени новые боевые суда ВМФ Российской Федерации являлись последующим развитием проектов, созданных еще в советский период. Началу реализации новой концепции строительства океанского флота положили проекты и технические решения, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Именно здесь родился первый эскизный проект корабля будущего для российского военного флота. Следующим этапом стала концепция перспективного эсминца «Лидер», который должен был дать старт началу строительства военных судов нового поколения. Если с эсминцем типа «Лидер» решение дальше чертежей и расчетов не продвинулось, то в другом направлении заметен явный прогресс.

На базе технической документации, разработанной в Крыловском ГНЦ, сегодня уже активно продолжается работа над другими перспективными кораблями дальней морской зоны. Речь идет о фрегатах проекта 22350, которыми присвоены имена видных советских адмиралов. В ближайшее время ожидается ввод новых кораблей в строй.

Всего в соответствии с реализацией предыдущих судостроительных программ планируется до 2019 года передать в состав флота до 50 новых военных кораблей различных классов.

Делая отступление от реализации программы будущего развития флота, не лишним будет сказать о реализации ранее принятых программ развития флота. Параллельно с созданием кораблей дальней морской зоны идет обновления парка десантных судов. Большой десантный корабль «Иван Грен» стал ответом российской оборонки на отказ Франции передать России большие десантные корабли-доки типа «Мистраль». На ведущих верфях страны, в Калининграде, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке идет строительство современных океанских судов. На них планируется установить новые противокорабельные комплексы «Оникс», которые могут одновременно наносить удары по любым целям на расстоянии до 2500 км.

В Зеленодольске идет строительство малых ракетных кораблей, класса корвет. Вооруженные ракетами «Калибр» эти суда нанесли ракетный удар по силам Исламского Государства на территории Сирии осенью 2015 года. Современные военные корабли для российского ВМФ построены с учетом технологии «стелс» и вооружаются отечественными новейшими ракетными комплексами.

Активно идет пополнение состава флота подводными лодками с дизельными двигателями проекта 636 типа «Варшавянка» и подлодок улучшенной модификации «Амур». На сегодняшний день флот уже получил 6 судов подобного класса. До 2021 года планируется передать еще 6 однотипных судов. Планируется начать строительство новой подводной многоцелевой лодки типа «Хаски» и другого подводного корабля типа «Калина».

Отдельной строкой идет восстановление ракетно-ядерного щита России, строительство атомных подводных ракетоносцев. Три ПЛАРБ проекта 935 «Борей» уже вошли в строй ядерных сил флота в период с 2012 по 2014 год. Ведется перевооружение ракетами «Калибр-ПЛ» четырех атомных ракетных крейсеров типа «Атлант», готовых до 2020 года составить основную ударную мощь Тихоокеанского флота.

30 октября 1696 года в Российской империи было принято решение, которое до сегодняшнего дня является основополагающим в военной стратегии страны – Боярская Дума по просьбе Петра I издала постановление об основании постоянно работающего Морского Флота.

Морские границы во все времена были выходом в мировую торговлю, путем для роста и прогресса. С развитием судостроения развивалось общее технологическое оснащение государства. С расширением флота появилась уверенность в суверенитете страны, в нерушимости территории.

На сегодняшний день ВМФ Российской Федерации строится на Черноморской, Тихоокеанской, Балтийской и Северной флотилии. Морская техника состоит из подводных лодок, кораблей и военных катеров. С каждым годом флот модернизируется и расширяется, многие технологические решения используются только в нашей в стране.

10 место - Корвет «Сообразительный»


Начал свое плавание в 2010 году по Балтийскому морю. Полная ширина и длина 13 и 104,5 метров соответственно. Скорость, на которую способно судно - 27 узлов. Главная задача корвета – противоборство надводным и подводным преградам, оказание помощи десанту на воде. На судне базируются зенитная система «Редут », артсистемы АК-630, ракеты «Уран », вертолет «Ка-27ПЛ ».

9 место - Эсминец «Настойчивый»


Служит под эгидой Балтийской флотилии. Предназначен для устранения наземных целей, противокорабельной обороны и боя с десантными войсками . Длиной корабль 156,5 метров, а ширина достигает более 17 метров, масса 8 000 тонн. К боевому оснащению на корабле относятся артиллерийские орудия разных калибров (АК-630, АК-130 ), пусковые ракеты, зенитные системы «Ураган », вертолеты класса «Ка-27 ».

8 место - Сторожевой корабль «Татарстан»


Судно стоит в Каспийском флоте. Для меньшей заметности надстройка корабля сделана из сплава алюминия и магния. Корабль занимается охраной границ, устранением целей на воде, под водой, а также в воздухе. На базе судна размещен противокорабельный комплекс «Уран », артустановки, система «Оса-МА-2 ». Габаритные размеры : длина около 102 метров, ширина 13,2 метра, водоизмещение 1930 тонн.

7 место – Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»


В 1991 году отпущен в плавание под названием «Бесстрашный », а в 2004 году изменил название на «Адмирала Ушакова ». Состоит в эскадрильи Северного флота. В боевой готовности артиллерийские установки АК-130, ракетные «Москит –М» и «Ураган – Торнадо », минометно-торпедные и противолодочные системы, воздушная группа в виде вертолета «Ка-27ПЛ ». На судне, длиной около 156 и шириной 17 метров, в военное время можно разместить 358 человек и в автономном цикле работать 30 суток.

6 место - Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»


Это судно принимало участие в морских учениях России и Венесуэлы, стало первым из русских экипажей, который проплыл по Панамскому каналу в период после Второй Мировой. Относится к Северному флоту. На борту размещены противокорабельные ракеты «Москит », система гидроакустики «Звезда-2» , различное торпедное и минное вооружение, поддержку в небе могут оказать вертолеты «Ка-27 ».

Длина судна составляет 162,8 метра, ширина 19 метров, развиваемая скорость 29 узлов, Рабочая группа размером 296 человек может передвигаться в автономном режиме 30 суток.

5 место – Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской»


Судно относится к стратегически значимому. В 1976 году был внесен в разряд кораблей Военно-Морского Флота. Основное на крейсере – ракетный комплекс с ядерными боеголовками «Булава », дальность которых превышает 9 000 километров. На борту размещается 165 человек, подводное автономное плавание может затянуться на 4 месяца. Предельная скорость на воде 12 узлов, а в подводном режиме 27, максимальный глубинный спуск 400 метров.

4 место – Гвардейский ракетный крейсер Ордена Нахимова «Варяг»


Лидер Тихоокеанского флота. Был заложен в 1979 году, а введен в эксплуатацию через 10 лет. Участвовал в разные годы в общих учениях с Индией и Китаем. Оснащен ракетным вооружением «Оса-МА», «Вулкан», «Риф» , противолодочным орудием РБУ-6000, артиллерийскими установками. Дальность плавания составит 7500 миль, скорость 32 узла. В автономном цикле с экипажем в 480 человек крейсер может провести 30 суток.

3 место - Гвардейский ракетный крейсер «Москва»


Звезда Черноморского флота, принимал участие в нескольких боевых конфликтах последнего десятилетия. На вооружении стоят ракетные установки «Риф», «Вулкан», «Оса», РБУ-6000 (реактивный бомбомет), мощное артиллерийское оборудование. Водоизмещение судна составляет 11 490 тонны, экипаж в количестве 510 человек может провести в автономном плавании около месяца. Скорость, развиваемая кораблем, составляет 32 узла, ширина около 21 метра, а длина 186,4 метра.

2 место - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»


Стоит на вооружении Северной флотилии. На своем борту способен перемещать более 50 единиц авиатехники. За свою историю поменял 4 имени. В длину крейсер достигает 302,3 метра, может похвастаться скоростью в 29 узлов, а полное водоизмещение достигает 61 тысячу тонн. В регулярной боевой готовности ракетное вооружение «Кортик», «Гранит», «Кинжал », также глубоководные ракеты «Удав »

1 место - Ракетный атомный крейсер «Петр Великий»


При длине 251 метр и ширине 28,5 метров масса корабля составляет 25 860 тонн. Петр Великий начал свое плаванье в 1989 году, а в 2011 был признан как самый большой ударный корабль в мире. Ядерные реакторы, установленные на борту, могут обеспечить энергией город. Эта мощность позволяет развить скорость в 32 морских узла.

Вмещает 1035 человек экипажа, способен выдержать 2 месяца автономного плаванья. Корабль оснащен огромным количеством ракетных, артиллерийских установок различной дальности действия, а также является базой для воздушных бортов «Ка-27 ».

10 самых больших военных кораблей России. Корабли оснащены новейшим вооружением и оборудованием, на борту некоторых из них могут расположиться более 1000 человек. Данные корабли являются мощным оружием ВМФ России.

Предлагаю Вашему вниманию список боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов для ВМФ России, строящихся или проходящих испытания по состоянию на 08.08.2017.

1. Многоцелевой патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550.

Заводской № 02460 - заложен 19.04.16 - «Иван Папанин»

2. 3. 4. 5. Фрегаты проекта 22350.

№ 921 - заложен 01.02.06 - спущен 29.10.10 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

№ 922 - заложен 26.11.09 - спущен 12.12.14 - «Адмирал флота Касатонов»

№ 923 - заложен 01.02.12 - «Адмирал Головко»

№ 924 - заложен 14.11.13 - «Адмирал флота Советского Союза Исаков»

6. 7. 8. 9. Фрегаты проекта 11356.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01359 - заложен 29.02.12 - спущен 02.09.15 - «Адмирал Макаров»

Заводской № 01360 - заложен 12.07.13 - спущен 02.03.16 - «Адмирал Бутаков»

Заводской № 01361 - заложен 15.11.13 - «Адмирал Истомин»

Заводской № 01362 - в постройке

10. Корвет проекта 20386.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1009 - заложен 28.10.16 - «Дерзкий»

11. 12. Корветы проекта 20385.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1005 - заложен 01.02.12 - спущен 30.06.17 - «Гремящий»

Заводской № 1006 - заложен 25.07.13 - «Проворный»

13. 14. 15. 16. 17. Корветы проекта 20380.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Зав. № 1007 - заложен 20.02.15 - «Ретивый»

Зав. № 1008 - заложен 20.02.15 - «Строгий»

ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)

Зав. № 2102 - заложен 20.04.12 - «Громкий»

Зав. № 2103 - заложен 22.07.15 - «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов»

Зав. № 2104 - заложен 01.07.16 - «Резкий»

18. 19. 20. 21. 22. Патрульные корабли проекта 22160.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 161 - заложен 26.02.2014 - «Василий Быков»

Заводской № 162 - заложен 25.07.2014 - «Дмитрий Рогачёв»

Заводской № 163 - заложен 18.02.2016 - «Павел Державин»

Заводской № 164 - заложен 08.05.2016 - «Сергей Котов»

Заводской № 165 - заложен 25.11.2016 - «Виктор Великий»

23. 24. 25. 26. 27. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М».

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».

Строительство ведёт ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 636 - заложен 29.08.13 - спущен на воду? - «Вышний Волочёк»

Заводской № 637 - заложен 29.05.14 - «Орехово-Зуево»

Заводской № 638 - заложен 29.08.14 - «Ингушетия»

Заводской № 639 - заложен 10.04.15 - «Грайворон»

Заводской № 640 - заложен 24.04.17 - «Гром»

28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Заводской № 251 - заложен 24.12.2015 - спущен 29.07.2017 - «Ураган»

Заводской № 252 - заложен 24.12.2015 - «Тайфун»

Заводской № 253 - заложен 29.07.2016 - «Шквал»

Заводской № 257 - заложен 24.12.2016 - «Буря»

ФГУП «Судостроительный завод «Море»

Заводской № 254 - заложен 10.05.2016 - «Шторм»

Заводской № 255 - заложен 17.03.2017 - «Охотск»

Заводской № 256 - готовится к закладке

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 801 - заложен?.2016

Заводской № 802 - заложен?.2016

37. 38. Ракетные катера проекта 12418.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01301 - в постройке

Заводской № 01302 - в постройке

39. 40. 41. Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)

Заводской № 522 - заложен 24.04.2015 - «Георгий Курбатов»

Заводской № 523 - заложен 25.01.2017 - «Иван Антонов»

Заводской № 524 - заложен 20.04.2017 - «Владимир Емельянов»

42. 43. 44. 45. 46. 47. Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».

ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 988 - заложен 12.01.15 - спущен?

Заводской № 989 - заложен 07.05.15

Заводской № 8005 - в постройке

Заводской № 8006 - в постройке

Заводской № 8007 - в постройке

Заводской № 01224 - заложен 15.04.16 - спущен 22.06.17

48. 49. Большие десантные корабли (БДК) проекта 11711.

Проектант - ОАО «Невское Проектно-Конструкторское Бюро» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)

Заводской № 01301 - заложен 24.12.04 - спущен 18.05.12 - «Иван Грен»

Заводской № 01302 - заложен 11.06.15 - «Пётр Моргунов»

50. Средний разведывательный корабль (СРЗК) проекта 18280.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 788 - заложен 14.11.13 - спущен 15.05.17 - «Иван Хурс»

51. Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград)

Заводской № 01604 - заложено 09.06.2016 - «Алмаз»

52. Океанографическое исследовательское судно проекта 02670.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград) с использованием корпуса морского буксира проекта В92.

Заводской № 08766 - заложено 19.03.2016 - «Евгений Горигледжан»

53. Океанографическое исследовательское судно проекта 16450.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 451 - заложено 15.09.2016 - «Академик Агеев»

54. 55. Опытовые суда проекта 11982.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 150 - заложено 12.09.14 - спущено 29.07.2016 - «Ладога»

Заводской № 151 - заложено 04.12.14 - «Ильмень»

56. Океанографическое исследовательское судно проекта 20183.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01280 - заложено 20.12.12 - спущено 16.05.17 - «Академик Александров»

57. Морской транспорт вооружения проекта 20181 (20180ТВ).

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск)

Заводской № 01283 - заложен 23.07.15 - «Академик Макеев»

58. Морской транспорт вооружения проекта 20360М.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01551 - заложен 05.05.2017 - «Геннадий Дмитриев»

59. 60. 61 Суда тылового обеспечения ледового класса проекта 23120.

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 880 - заложено 14.11.12 - спущено 26.06.15 - «Эльбрус»

Заводской № 881 - заложено 19.12.13 - спущено 14.11.16 - «Всеволод Бобров»

Заводской № 882 - заложено 24.07.14 - «Капитан Шевченко» (строительство приостановлено)

62. Средний морской танкер проекта 23130.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)

Заводской № 901 - заложен 26.04.14 - спущен 26.05.16 - «Академик Пашин»

63. 64. Средние морские танкеры проекта 23131.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 301 - заложен 26.12.2014

Заводской № 302 - заложен 26.12.2014

65. 66. 67. Малый морской танкер проекта 03182.

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»

ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)

Заводской № 9001 - заложен 27.10.215 - «Михаил Барсков»

ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)

Заводской № 850 - заложен 01.09.2016 - «Вице-адмирал Паромов»

Заводской № 851 - заложен 10.03.2017 - «Василий Никитин»

68. 69. Кабельные суда проекта 15310.

Проектант - ОАО «ХС Морское проектирование»

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 301 - заложено 06.01.2015 - «Волга»

Заводской № 302 - заложено 06.01.2015 - «Вятка»

70. Дизель-электрический ледокол проекта 21180.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 02470 - заложен 23.04.15 - спущен 10.06.16 - «Илья Муромец»

71. 72. Морские буксиры проекта 23470.

Проектант - ЦКБ «Балтсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ярославский судостроительный завод»

Заводской № 410 - заложен 30.10.14 - спущен 27.12.16 - «Сергей Балк»

Заводской № 411 - заложен 23.07.15 - спущен 29.06.17 - «Андрей Степанов»

73. 74. Спасательно-буксирное судно проекта 22870.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Астраханский судоремонтный завод» (филиал ОАО «ЦС «Звёздочка»)

Заводской № 009 - заложено?

Заводской № 010 - заложено 27.10.16

75. Рейдовый буксир проекта 16609.

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 632 - спущен 27.07.2017 - РБ-369

76. Рейдовый буксир проекта 90600.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 946 - спущен 26.05.2017 - РБ-393

77. Буксирный катер проекта 04690.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 461 - спущен 12.07.2017

78. 79. Катер-торпедолов проекта 1388НЗТ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Заводской № 404 - в постройке

Заводской № 405 - в постройке

80. Катер связи проекта 1388НЗ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское)

Заводской 403 - в постройке

81. Катер связи проекта проекта 21270.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт АО «Окская судоверфь» (Навашино)

Заводской № 3705 - заложен 15.04.2016 - «Иоанн Кронштадтский»

82. Доковый комплекс проекта 23380.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»

Строительство ведёт ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)

Заводской № 08380 - заложен 01.09.2016 - «Звезда»

83. 84. 85. 86. 87. Малые гидрографические суда проекта 19910.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01801 - заложено 24.12.15 - «Николай Скосырев»

ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (Благовещенск)

Заводской № 201 - заложено 19.02.16 - «Александр Рогоцкий»

ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 801 - заложено 26.07.2016

Заводской № 802 - заложено 18.11.2016

Заводской № 803 - заложено 30.06.2017

88. 89. Большие гидрографические катера 23040 Г.

Проектант - ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Строительство ведёт ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Заводской № 1201 - заложен 16.08.2016 - «Георгий Зима»

Заводской № 1202 - заложен 16.08.2016 - «Александр Евланов»

90. 91. 92. 93. 94. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 09552 «Борей-А».

Заводской № 204 - заложен 30.07.12 - К-? «Князь Владимир»

Заводской № 205 - заложен 27.07.14 - К-? «Князь Олег»

Заводской № 206 - заложен 26.12.14 - К-? «Генералиссимус Суворов»

Заводской № 207 - заложен 18.12.15 - К-? «Император Александр III»

Заводской № 208 - заложен 23.12.16 - К-? «Князь Пожарский»

95. 96. 97. 98. 99. 100. Многоцелевые АПЛ проекта 08851 «Ясень-М».

Проектант - ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заводской № 161 - заложена 24.07.09 - спущена 31.03.17 - К-561 «Казань»

Заводской № 162 - заложена 26.07.13 - К-573 «Новосибирск»

Заводской № 163 - заложена 27.07.14 - К-571 «Красноярск»

Заводской № 164 - заложена 19.03.15 - К-564 «Архангельск»

Заводской № 165 - заложена 29.07.16 - К-? «Пермь»

Заводской № 166 - заложена 28.07.17 - К-? «Ульяновск»

101. АПЛ специального назначения проекта 09851.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

«Хабаровск» - заложена 27.07.14

102. АПЛ специального назначения проекта 09852.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заложена 24.07.92 по проекту 949А - повторно заложена 20.12.12

103. 104. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01614 - заложена 28.07.17 - Б-274 «Петропавловск-Камчатский»

Заводской № 01615 - заложена 28.07.17 - Б-603 «Волхов»

105. 106. Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Ответ редакции

День Военно-морского флота (ВМФ) в России отмечают в последнее воскресенье июля. В 2015 году этот праздник приходится на 26 июля.

Зарождение Военно-морского флота в России началось в конце XVII века при Петре I . В честь первой победы русского флота 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года при Гангуте Пётр I повелел ежегодно отмечать этот день торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками.

С 1980 года по настоящее время День ВМФ в России отмечают в последнее воскресенье июля.

Военные корабли, которые входят в состав ВМФ России, служат для разных целей и соответственно делятся на разные классы. АиФ.ru рассказывает в инфографике о современных типах военных кораблей.

В зависимости от назначения (выполняемой задачи), корабли можно разделить на следующие классы (типы):

  • авианосцы;
  • крейсера;
  • универсальные десантные корабли;
  • эсминцы;
  • фрегаты;
  • корветы;
  • десантные корабли.

Авианосцы

В настоящее время крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных являются авианосцы. Такой военный корабль имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики и т. д. Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку и несёт большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.

Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4-6 млрд долларов. Месячные расходы по содержанию авианосца составляют свыше 10 млн долларов.

В России с 1991 года было построено два авианесущих крейсера. Проект под номером 1143.5. «Кречет» может размещать на борту до 50 самолётов и вертолётов. На данный момент в составе ВМФ России остался лишь один — «Адмирал Кузнецов». «Варяг» был продан Китаю, сейчас он носит имя «Ляонин».

Авианосец «Адмирал Кузнецов». Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

Авианосцы выполняют ряд военный целей, в частности, их применяют для:

  • противовоздушной обороны морских соединений;
  • противолодочной обороны;
  • воздушной поддержки сухопутных войск в прибрежной зоне;
  • уничтожения противовоздушной обороны противника;
  • для уничтожения кораблей противника.
Сегодня авианосцы оснащены, помимо основного оружия (палубной авиации), ракетами и пушками. Основным преимуществом авианосца является его мобильность, что позволяет размещать такие корабли в конкретной точке.

Крейсеры

Ракетный крейсер — военный корабль крупного водоизмещения, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый пусковыми установками управляемых ракет. Крейсер способен поражать воздушные, надводные и подводные цели, производить артобстрел прибрежных территорий.

Одним из самых мощных кораблей Военно-морского флота России является крейсер «Пётр Великий». Он способен выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. В настоящее время это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Основное его предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Крейсер «Пётр Великий». Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Универсальные десантные корабли

Универсальный десантный корабль (УДК) по своему боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу. Сегодня затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию делают контракт на поставку такого корабля сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев.

В России контракт на строительство для России УДК типа «Мистраль» осуществляется французскими компаниями DCNS и STX. Его стоимость — 1,12 млрд евро (около 1,52 млрд дол.).

В соответствии с подписанным контрактом, при строительстве 2 УДК типа «Мистраль» сборка 12 блоков кормовой части корпуса каждого из десантных кораблей производится в России.

На УДК будут базироваться вертолёты российского производства, основу которых составят Ка-52 «Аллигатор», рассматривается также возможность размещения вертолётов Ка-27М и Ка-226.

Первый УДК «Владивосток» будет поставлен ВМФ РФ в 2014 году, второй — «Севастополь» — в конце 2015 года.

Спуск на воду кормовой части первого российского десантно-вертолётного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль» — «Владивосток». Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

Эсминцы

Эскадренные миноносцы представляют собой корабли многоцелевого назначения. Они предназначены для:

  • нанесения мощного ракетного, торпедного и артиллерийского ударов по кораблям противника;
  • разведывательной службы в море;
  • охраны крупных кораблей от надводных, воздушных и подводных атак.

Эсминцы также могут устанавливать минные поля и поддерживать артиллерийской поддержкой высадку десанта.

Эскадренный миноносец «Быстрый» Тихоокеанского флота России. Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Фрегаты

Основное назначение фрегата — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Это универсальный корабль, способный действовать на любом удалении от берега и принимать участие в военных конфликтах.

В России после ухода парусного флота фрегатам по размерам и функциям соответствуют сторожевые корабли. Они предназначены для:

  • поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника;
  • обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море;
  • нанесения ударов по кораблям и судам в море и на базах;
  • поддержки боевых действий сухопутных войск;
  • обеспечения высадки морского десанта и решения других задач.

Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: Commons.wikimedia.org

Корветы

Согласно классификации НАТО, к классу корветов относились:

  • советские малые противолодочные корабли (МПК);
  • малые ракетные корабли (МРК).

Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.).

В России суда проекта 20380 являются первыми боевыми кораблями, построенными в РФ под официальным наименованием класса «корвет». Прежде в советском и российском ВМФ класс корветов отдельно не выделялся.

На 1 июля 2014 года в боевом составе ВМФ России находятся четыре корабля проекта — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», все — в составе Балтийского флота; ещё четыре корвета строятся.

Корвет «Бойкий». Фото: Commons.wikimedia.org / CC BY-SA 3.0/Radziun

Большой десантный корабль

Большой десантный корабль (БДК) предназначен для транспортировки и высадки сил десанта. Данные корабли способны доставлять (перевозить, транспортировать) различные виды бронетехники, включая танки.

Главным отличием таких кораблей от универсальных десантных кораблей является наличие носовой аппарели, что позволяет высадить десант на берег в короткие сроки (в том числе, и в силу меньших размеров).

БДК обычно оснащаются такими средствами самозащиты, как зенитный ракетный комплекс и артиллерийские орудия, а также средствами огневой поддержки десанта.

Большой десантный корабль «Азов». Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

Подводные лодки

Данные корабли имеют значительные преимущества перед надводными кораблями. Для них характерны скрытость манёвра и внезапность удара по противнику. Основным назначением подводных лодок являются боевые действия на морских путях противника, выполнение заданий всех видов разведки (в том числе и радиолокационного дозора) и обстрел реактивными ракетами любых целей противника.

В соответствии с вооружением, подводные лодки подразделяются на ракетоносцы, ракетно-торпедные, торпедные, минно-торпедные и специального назначения — транспортные лодки, лодки радиолокационного дозора и пр.

В зависимости от водоизмещения, подводные лодки делятся на подклассы:

  • большие подводные лодки водоизмещением в подводном состоянии до 8200 т и достигающие максимальной скорости хода 25 узлов, оборудованные атомной силовой установкой, с глубиной погружения — до 450 м;
  • средние подводные лодки подводным водоизмещением до 1500 т и скоростью хода 15-20 узлов;
  • малые подводные лодки подводного водоизмещения до 550 т. К этому подклассу относятся подводные лодки водоизмещением до 3 т.

В состав ВМФ РФ входят:

  • 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами,
  • 27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением,
  • 19 дизельных подводных лодок,
  • 8 атомных подводных лодок специального назначения,
  • 1 дизельная подводная лодка специального назначения.

В течение ближайших 20 лет основу подводных сил Военно-морского флота России составят подводные лодки четвёртого поколения классов «Борей», «Ясень» и «Лада» разработки двух ведущих российских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А после 2030 года речь может идти о создании подводных лодок пятого поколения и соответствующего оружия к ним на основе баллистических ракет типа «Булава» и крылатых — типа «Калибр».

Подводные лодки у причала в порту Владивостока. Фото: РИА Новости / Александр Вильф