ТТК. Геодезические работы по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности

Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

По плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

Вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

Полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

Перед срезкой растительного слоя грунта:

Визуально провесить ось дороги;

Закрепить пикетаж;

Установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах. Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли. После срезки растительного слоя грунта:

восстановление и закрепление границ полосы отвода;

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

проверка отметок существующих реперов;

Расхождение проверенных, двойным нивелирным ходом, значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

установка дополнительных реперов;

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.



восстановление и закрепление пикетов и плюсовых точек;

Пикеты и плюсовые точки восстанавливают от начала дороги или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля. Закрепление (выноска) ПК, ПК+ производится под прямым углом к оси дороги, забивкой колышка и сторожка за границей полосы отвода с одной или обеих сторон от оси дороги в створе с пикетным или плюсовым колышком.

На выносных колышках указывается расстояние их выноски от оси дороги N пикета и его высотная отметка. Расхождение в отметках точек дороги между проектными данными и данными двойного нивелирного хода или относительно высот реперов не должно превышать величину (в см) ( в км).

При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых, вдоль дороги находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек, точек начала, середины и конца кривой. НК и КК устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а СК - отложением длины биссектрисы от вершины угла.

восстановление и закрепление углов поворота;

Вершины углов поворота восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны; по створным точкам, оставшимся на линиях по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы. ВУ поворота и створные точки закрепляют колышками и сторожками за границей земляных работ. На сторожках обозначают N угла поворота и его пикетажное положение.

При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья.

Рис.2. Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы

На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой.

Рис.3.Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы

Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражем.

Детальные разбивочные работы производятся после окончания подготовительных работ, восстановления и закрепления дороги. Разбивку выполняют, опираясь на планово-высотную основу восстановленной и закрепленной трассы, а также на проектные и изыскательские материалы, уточненные в процессе восстановления трассы по рабочим чертежам. Последовательность детальной разбивки следующая:

Используя основные осевые точки и выноски их закрепления, намечают положение поперечников на трассе, как правило, их разбивают на всех пикетных и плюсовых точках;

На прямолинейных участках трассы поперечники располагают по перпендикулярам к оси на расстоянии между ними не более 50 м;

На криволинейных участках трассы поперечники разбивают по линии перпендикулярной к касательной в точках кривой, расположенных через 5 м при радиусе до 100 м;

Через 10 м при радиусе от 100 до 500 м и через 20 м при радиусе свыше 500 м.

После контроля геодезической разбивочной основы теодолитными ходами приступают к разбивке пикетажа дороги. В состав работ по разбивке пикетажа входит:

Забивка кольев в пикетах и в характерных промежуточных точках между ними;

Съемка полосы вправо и влево от дороги, шириной, устанавливаемой в зависимости от ширины полосы отвода под трассу газопровода (согласно поперечного профиля);

Разбивка по трассе главных точек кривой (конец, начало и середина кривой);

Ведение пикетажного журнала.

Пикеты разбивают стальной лентой или рулеткой, двойными промерами длин, через каждые 100 метров (на прямых участках), по заранее провешенному направлению и закрепленному вешками во время восстановления дороги.

Чтобы избежать грубых погрешностей при измерении линий лентой, следует особенно внимательно выполнять следующие действия:

Подсчет числа уложенных лент.

По окончании измерений линий следует непрерывно проверить число шпилек, оставшихся у первого рабочего и число шпилек в руках у заднего рабочего, причем одна шпилька при подсчете должна оставаться вертикально установленной в вырезе ленты. Общее количество шпилек в руках должно быть 5 при комплекте в 6 шпилек и 10 при комплекте в 11 шпилек;

Отсчитывание остатка ленты.

Нужно проследить, чтобы не отсчитывать от другого конца ленты. отсчитывание целых метров у цифры 6 нередко принимают за 9 и 9 - за 6. При отсчете этих цифр следует непременно посмотреть оцифровку соседних метров.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют по оси дороги колышками, забитыми в землю так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному фактическому отсчету.

Впереди колышков по ходу трассы забивают сторожки, высотой 30 см, на которых указывают N пикета и его высотную отметку. Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы - с нуля, и до конца трассы. Промежуточные (плюсовые) точки между пикетами обозначают только сторожками, на которых подписывают N пикета и + то расстояние, которое отмерено от пикета по ходу дороги.

Расхождение между отдельными результатами не должно быть больше 1/2000 на ровной местности и 1/1000 на неровной, заболоченной, заросшей. Сравнение результатов промеров ведется от одной вершины угла до другой. За окончательный результат принимается среднее арифметическое двух измерений.

Разбивку кривых закруглений выполняется после разбивки дороги. Разбивку круговой кривой ведут от ее конечных точек, начала и конца кривой (далее НК и КК), к середине кривой (далее СК). Разбивка кривой требует от пикетажиста знаний технических условий строительства автодороги. Разбивка кривой в трех главных точках сопровождается введением в измеренную длину трассы поправки Д (домера), а также выносом пикетов на кривую.

При разбивке кривых в соответствии с принятым интервалом устанавливают положение всех точек на кривой по оси дороги. В полученных точках находят направления нормалей к кривой и затем от оси дороги вдоль каждой нормали устанавливают положение всех точек поперечного профиля дорожного полотна в данном месте.

Геодезические работы при строительстве должны выполняться подрядчиком в объёме и с точностью, обеспечивающей соответствие геометрических параметров и требованиям строительных норм и правил.

Разбивку кривой производят в следующем порядке:

Теодолит центрируют в вынесенной на местность точке ВУ и наводят объектив на прямую ограниченную предыдущим пикетом

По этому направлению рулеткой или стальной лентой откладывают длину тангенса и закрепляют полученную точку НК колышком;

Прибор наводят на центр кривой по радиусу и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор на вбитый колышек отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам. Точное положение точки НК устанавливают гвоздем на колышке;

Наводят прибор, от НК на величину угла поворота отмеренного по лимбу, и отложив в данном направлении рулеткой или стальной лентой длину тангенса плюс домер получают точку КК, которую закрепляют колышком;

Из ВУ прибор визируют на точку НК и устанавливают лимб на 0 градусов, затем наводят прибор по радиусу, отмеряя по лимбу величину угла поворота деленного напополам и в этом направлении рулеткой или стальной лентой откладывают длину биссектрисы и закрепляют полученную точку СК колышком.

-
Рис.4.Схема разбивки горизонтальной круговой кривой

По окончании разбивки кривой вычисляют радиус разбитой кривой по формуле:

-

И сравнивают полученное значение с проложенным на местности, вешением по оси дороги.

Разбивка поперечных профилей земляного полотна

Поперечные профили земляного полотна, заданные в проекте, разбивают на прямых горизонтальных участках - через 50 метров; на вогнутых кривых через 10-20 метров; на горизонтальных и вертикальных выпуклых кривых - через 20-50 метров.

Разбивке насыпей следует давать запас по высоте на их осадку при уплотнении, который можно принимать в следующем процентном отношении, если грунт земляного полотна:

Песчаный, при высоте насыпи до 4 метров - 3%;

Супесчаный и суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 8%;

Глинистый и пылеватый суглинистый, при высоте насыпи до 4 метров - 12%.

На каждом поперечном профиле обозначают колышками ось дороги, бровки и подошвы насыпей и выемок, а также кюветы, бермы, кавальеры, нагорные канавы и др. В случае мелких выемках колышек забивают в углублении, чтобы его верхний срез был на проектной отметке. У подошвы откосов насыпей и бровок выемок устанавливают откосники, обозначающие направление откосов.

При разбивке насыпей, возводимых в несколько слоев, применяются переносные шаблоны, которые устанавливаются в точках подошвы откоса насыпи, наклон визира шаблона устанавливается в соответствии с принятой крутизной откоса насыпи (выемки), что позволяет контролировать заложение откосов. При высоте насыпи до 2-х метров высотники устанавливают по оси дороги на каждом ПК и ПК+.

Разбивка границ откосов земляного полотна (подошв насыпей и бровок выемок) производится раздельно на каждом проектном участке вдоль поперечников или нормалей к кривым, проложенным во всех основных переломных точках местности и продольного профиля.

Рис.5.Схема разбивки выемки

Рис.6.Схема разбивки насыпи

Разбивку земляного полотна производят путем непосредственного откладывания вычисленных проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от оси дороги.

.

Рис.7. Поперечный профиль насыпи в равнинной местности, при заложении ее откоса n не более 10

, где .

Рис.18. Поперечный профиль насыпи с водоотводными канавами

Разбивка дорожной одежды

Перед устройством дорожной одежды проверяют отметки земляного полотна путем нивелирования поперечников, определяя соответствие в натуре проектному поперечному профилю земляного полотна, наличие осевых и выносных закрепительных знаков и реперов.

В случае частичного или полного их отсутствия производится восстановление разбивки. Погрешности, допущенные при возведении земляного полотна, как показывает практика, исправить дорожной одеждой не удается. Поэтому контроль готовности земляного полотна во всех отношениях должен быть самым взыскательным.

При установке высотного положения каждого слоя дорожной одежды нивелировкой производится их увязка с высотными отметками земляного полотна.

Разбивка дорожной одежды начинается с расстановки маяков, являющихся ориентирами, на которых указывается толщина каждого конструктивного слоя дорожной одежды. Разбивку производят поперечниками, отстоящими друг от друга на расстоянии не более 50 м на прямолинейных участках; не более 20 м на вертикальных выпуклых кривых и не более 10 м - на вогнутых.

Маяки для подстилающего слоя, основания и покрытия устанавливают на обочинах, на расстоянии, обеспечивающим их сохранность до окончания устройства дорожной одежды.

Разбивку конструктивных слоев производят в следующей последовательности:

Находят ось дороги;

От оси в обе стороны рулеткой откладывают расстояние, равное половине ширины слоя;

В полученных точках кромки конструктивного слоя забивают колья на уровне верха слоя;

Промежуточные точки определяют при помощи визирок.

Разбивка дорожной одежды должна опережать строительные работы на одну-две смены.

Рис.9.Схема разбивки поперечника

Разбивка искусственных сооружений

Разбивку котлована под водопропускную трубу начинают с нахождения и закрепления продольной оси трубы, выполняя следующие действия:

Восстанавливают ось дороги;

Измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от ПК до продольной оси трубы по оси дороги;

Забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

Центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между осью трубы и осью дороги;

Закрепляют полученную продольную ось трубы четырьмя контрольными столбиками, по два, на каждую сторону, установленными не ближе 3 м от границ котлована;

Переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки лотков входного и выходного оголовков;

Разбивают очертания котлована согласно разбивочному чертежу с закреплением его контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки котлована;

Производят разбивку подводящего и отводящего русел.

Точность плановой разбивки котлована должна быть в пределах 5 см. Закрепительные знаки (колышки с отметками, дополнительные реперы) сохраняются на все время строительства сооружения, до сдачи трубы в эксплуатацию.

Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

Создание геодезической разбивочной основы

Разбивочные работы призваны систематически контролировать соответствия выполняемых земляных работ проекту в части геометрического очертания земляного полотна

Для геодезической разбивочной основы должны быть на местности в пределах полосы отвода, но вне зоны основных строительных работ устанавливают следующие геодезические точки и знаки: знаки, закрепляющие створные точки на прямых участках дороги не реже, чем через один километр; а также вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, реперы, расположенные через два километра вдоль трассы у каждого искусственного сооружения.

При разбивке земляного полотна устанавливаются и фиксируются места пересечения откосов земляных сооружений с поверхностью, земли, высота насыпей и кавальеров и уклоны откосов. Для указания высоты сооружения на пикетах и плюсах (не реже чем через 30-50 м) устанавливаются осевые вехи --высотники представляющие собой шест, на верху которого укрепляется планка с указанием высоты насыпи (кавальера) с учетом запаса на осадку и положение высотника на трассе: пикет, плюс. От оси линии в обе стороны откладывается половина ширины подошвы насыпи, в полученных точках А и В забиваются колья. Направление откоса насыпи фиксируется откосником-- доской, прибитой наклонно к вертикальным кольям. Правильность установки откосников проверяется откосным лекалом, представляющим собой деревянный шаблон в виде прямоугольного треугольника с уровнем.

Откосники и высотники для разбивки насыпи.

В процессе отсыпки насыпи размеры ее периодически контролируются промерами и нивелировкой, а при достижении отметки близкой к проектной проводится повторная и окончательная разбивка каждого поперечника.

Разбивка выемок проводится аналогично разбивке насыпи. На осевых кольях (высотник) указывается глубина выемки с вычетом из рабочей отметки высоты сливной призмы. Выемка разрабатывается с недобором дна и откосов, которые окончательно планируются при производстве отделочных работ. Разбивка станционных площадок проводится от оси главного пути. При большой ширине площадок разбивается базис, на который наносятся все необходимые размеры и отметки. Базис надежно закрепляется на местности. Одновременно с разбивкой насыпей, выемок и станционных площадок разбиваются границы резервов, кавальеров и канав. Точки разбивки на местности закрепляются забивкой кольев и пропашкой борозд.

Восстановление и закрепление трассы

земляное полотно железная дорога

Ось трассы закрепляют точками со сторожками, осевыми и условными столбами, выносными кольями и столбами, установленными вне зоны расположения насыпей, выемок и мест производства работ. Точки со сторожками устанавливают на каждом пикете (ПК) и плюсовых точках, в точках начала переходной кривой (НПК), конца переходной кривой (КПК) и середины круговой кривой (СКК), а также в промежуточных точках при детальной разбивке кривых. На длинных прямых не реже чем через 1000 м устанавливают по теодолиту осевые столбы (места стоянки инструмента),определяющие направление трассы. Выносными столбами закрепляют места стоянки теодолита, вершины углов (ВУ) и точки начала переходных кривых. Выносными кольями закрепляют все четные пикеты точки КПК, места расположения мостов и труб, а в холмистом и горном и осевые точки нулевых работ. При закреплении трасы деревянными столбами и кольями створ обозначают гвоздями, забиваемыми в них. После установки столбы в радиусе 1…1,2 м скапывают канавкой глубиной до 0.3 м. На выносных столбах и кольях делают надписи с указанием закрепляемой точки: ось, НПК, КПК, ПК13+37, ВУ№ и т.д. Все надписи на выносных столбах и кольях должны быть обращены в сторону трассы, а на сторожках - в сторону начала пикетажа.

Понятие о трассировании линейных сооружений

ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ

Линейными называют сооружения, имеющие большую протяжённость при сравнительно малой ширине. К таким сооружениям относятся, в частности, железные и шоссейные дороги. Ось линейного сооружения называется трассой .

В плане трасса состоит из прямых участков, соединяемых кривыми постоянного и переменного радиусов кривизны. В своём продольном профиле трасса состоит из прямых линий разного уклона, соединяемых вертикальными кривыми.

Основное требование, предъявляемое к дорожным трассам, это - обеспечение плавности и безопасности движения с заданными скоростями. Поэтому план трассы и её профиль должны отвечать определённым требованиям, которые регламентируются техническими условиями на проектирование, где задаются предельно допустимые (руководящие) уклоны, минимально возможные радиусы кривых и другие элементы. Вместе с тем трасса должна проходить так, чтобы обеспечивались наименьшие расходы на строительство дороги и последующую её эксплуатацию.

Комплекс работ по определению положения трассы называется трассированием . Сначала выполняется камеральное трассирование - проектирование трассы по топографическим планам и картам или материалам аэрофотосъёмки. При выборе положения трассы в равнинной местности отклоняться от прямого направления между заданными опорными пунктами вынуждает необходимость обходить препятствия (водотоки, болота и др.), участки с застройкой, ценные для народного хозяйства и заповедные земли. В горной местности положение трассы диктуется рельефом. Здесь приходится часто менять направление трассы, двигаясь напряжённым ходом, то есть по линии с предельно допустимым уклоном. В сложных случаях намечают несколько вариантов трассы и после тщательного их анализа выбирают лучший.

Окончательное положение трассы устанавливают в ходе полевых изысканий. Проект трассы выносят на местность. Вершины углов поворота - точки пересечения смежных прямых – выносят измерениями от пунктов геодезической основы или от ближайших чётких контуров, показанных на карте. Установив вехи на линии между соседними углами поворота, обследуют местность по трассе. При наличии препятствий линию смещают. Окончательное положение вершин углов закрепляют.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а ). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе - схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.



Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5¢. Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

α пр = 180°- b 2 (при повороте трассы вправо: b < 180°) или

α лев = b 3 - 180° (при повороте трассы влево: b > 180°).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

а )
б )
2

2 1
1

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению. Конец каждого отрезка - пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол - сторожок (рис. 15.1, б ). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета - 13, расстояние от начала трассы - 1300 м.

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто "плюсы"), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, - только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой "П" (справа от оси трассы) или "Л" (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км - не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально - главным образом, методом перпендикуляров, а дальше - глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал , изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой. На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах - обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве геодезических работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги. Конструктивные особенности геодезических разбивочных работ при строительстве подъездной автомобильной дороги решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для геодезистов, выполняющих геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильной дороги, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Рабочая технологическая карта разработана на комплекс геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

2.2. Работы по геодезической разбивке выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения выработки по сравнению с 8-ми часовой рабочей сменой.

2.3. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным геодезическим звеном с электронным тахеометром Cokkia SET 230 RK , в качестве основного измерительного инструмента.

Рис.1. Электронный тахеометр Cokkia SET 230 RK


2.4. В состав работ, выполняемых при геодезической разбивке автомобильной дороги, входят следующие технологические операции:

- контроль геодезической разбивочной основы;

- разбивка пикетажа, кривых;

- разбивка поперечных профилей земляного полотна;

- разбивка дорожной одежды;

- разбивка водопропускной трубы.

2.5. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- подготовить инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Разбивочные геодезические работы проводятся в следующей последовательности:

- подготовительные работы;

- восстановление трассы подъездной дороги и осей сооружений;

- восстановление опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей подъездной дороги и запроектированных сооружений;

- детальные разбивочные работы.

3.4. В ходе подготовительных работ необходимо:

- принять от Генподрядчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу, в объеме гл.9 СП 11-104-97 ;

- изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

- выбрать методику измерений;

- составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план производства геодезических работ на объекте;

- визуально обследовать трассу строительства дороги.

3.4.1. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности трассы автомобильной дороги. Приемо-передача закрепленной трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приемке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети, используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.2. При передаче ГРО Генподрядчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

- границы полосы отвода земель;

- плановые знаки дороги, закрепленные не реже чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец дороги и промежуточные точки;

- ВУ поворота, точки НК, КК, СК;

- реперы вдоль дороги - не реже чем через 2,0 км (смотри рис.2);

- оси искусственных сооружений;

- места размещения насыпей и выемок.

Генподрядчик также передает следующую техническую документацию:

- схемы закрепления полосы отвода на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

- ведомости: линейных промеров дороги; закрепления оси дороги; реперов; углов поворота; прямых и кривых; координат;

- каталоги координат, высот и абрис всех пунктов ГРО.

Рис.2. Постоянные геодезические знаки - реперы

А) - забетонированный обрезок металлической трубы; б) - стальной штырь; в) - обрезок рельса

1 - плановая точка; 2 - стальная труба с крестообразным анкером; 4 - стальная труба; 5 - граница промерзания


3.5. Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности

3.5.1. Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

3.5.2. После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

3.6. Перед срезкой растительного слоя грунта:

- визуально провесить ось дороги;

- закрепить пикетаж;

- установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах.

Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли.

3.7. После срезки растительного слоя грунта:

3.7.1. Восстановление и закрепление границ полосы отвода

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.7.2. Проверка отметок существующих реперов

Расхождение проверенных двойным нивелирным ходом значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

3.7.3. Установка дополнительных реперов

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.

3.8. Восстановление и закрепление трассы дороги:

3.8.1. Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят:

- инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

- закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

- контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

- возможная корректировка и местное улучшение трассы.

3.8.2. Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

3.8.3. Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые рубленные пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

3.8.4. При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

3.8.5. Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

3.8.6. На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья. Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3,0-4,0 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых (см. рис.3).

Рис.3. Схема закрепления оси дороги на прямом участке дороги


3.8.7. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой (см. рис.4).

Рис.4. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке дороги


Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражом. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины (см. рис.4), при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке (табл.1).

Ведомость закрепления трассы на участке

Таблица 1

N
знака закреп-
ления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Примечание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

С восстановления и закрепления трассы начинается подготовка дорожной полосы строящейся дороги.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со временем проведения изыскательских работ до начала строительства дороги проходит значительный промежуток вре­мени, в течении которого могут измениться условия использования, выделенных для строительства дороги земельных угодий, иногда бывает повреждение отдель­ных знаков, указывающих положение трассы, поэтому перед началом строитель­ных работ, необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восста­новить закрепление трассы. До начала сооружения земляного полотна выполня­ют, следующие виды работ по восстановлению трассы:

Выносят все углы поворота и все пикеты на границу полосы отвода;

Закрепляют вершины углов поворота и створных точек на длинных прямых;

Разбивают круговые и переходные кривые;

Закрепляют начало о конец кривых;

Закрепляют промежуточные точки;

Разбивают и закрепляют оси искусственных сооружений;

Закрепляют пикеты и плюсовые точки;

Проверяют отметки существующих реперов;

Устанавливают дополнительные реперы;

Проверяют продольное нивелирование всех точек и на отдельных участков снимают поперечные профили для более точного подсчёта объёма земляных работ.

На прямых участках дороги закрепление производят через 200 - 400 м (в зависимости от рельефа местности). На границах полосы отвода устанавливают выносные столбы и между ними выставляют промежуточные выносные колья. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через 100 м, на линии перпендикулярной к касательной кривой (см. рис. 2.1.).



1 – граница полосы отвода; 2 – выносные столбы;

Рис.2.1.Схема восстановления и закрепления трассы на прямой.

1 - граница полосы отвода; 2 - выносной столб; 3 - точка со сторожком; 4 - полоса отвода; 5 - касательная к кривой; 6 - вершина угла.

Рис 2.2. Схема закрепления трассы на кривой

Вершины углов поворота закрепляют установкой столбиков на расстоянии 0,5 м на продолжении биссектрисы угла. На этих столбиках записывают порядковый номер угла, радиус, а также и биссектрису угла.

На виражах, переходных кривых, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местом расположения и рельефа местности.

В скальных грунтах положение точек, как на трассе, так и на высотных отметках определяют пересечением двух высеченных канавах в скале. Эти точки обкладывают валиком из камней и делают надписи краской на скале и крупных камнях.

Высотные отметки закрепляют через каждые 1000 - 2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с автомобильной дорогой или железной дорогой около искусственных сооружений на пересечении рек на обоих берегах у высоких насыпей и у глубоких выемок.

Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают не глубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве репера можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

При восстановлении трассы закрепляют на местности земельные угодья отводимые для резервов и карьеров, для размещения производственных предприятий и предприятий дорожно-эксплуатационной службы.

Во время этих работ границы земельных участков обозначают бороздами, столбиками, узкими просеками, отметками на отдельных деревьях.