Установка для откачки туалетов на газ 53. Вакуумная ассенизаторская машина для утилизации жидких масс

Привычно пользуясь коммунальными удобствами, мы меньше всего задумываемся о магистралях где-то глубоко под нами, по которым все смытое и слитое перемещается, и о колодцах, где оно накапливается. На самом же деле в исчезновении отходов жизнедеятельности нет никакого чуда и все инженерные коммуникации, о которых в приличном обществе и за столом не принято говорить, являются обычной технической системой, требующей ремонта и обслуживания. Практически основным инструментом в этом процессе являются ассенизационные машины, созданные, в основном, на базе шасси автомобилей ГАЗ разных модификаций.

Ассенизационные машины применяются везде, где есть необходимость откачки жидкостей, содержащих большое количество органических и неорганических примесей – песка, ила, фекальных масс. Собственно этим и определяется сфера их применения:

  • откачка септиков систем локальной канализации;
  • очистка сливных систем автомоек, ливневых канализаций;
  • осушение дренажных и смотровых колодцев, подземных магистралей;
  • осушение буровых отверстий, небольших водоемов.

Устройство и принцип работы

Основой устройства ассенизационной машины является металлическая емкость, которую можно герметично закрыть. Поскольку перед этой специальной машиной стоит задача откачки не вполне жидкости, а скорее суспензии, насыщенной примесями, то к этой бочке подключается вакуумный насос. Он создает в цистерне разрежение настолько большое, что через широкий гофрированный приемный шланг можно засосать, например, всю воду из пруда вместе с тиной и карасями.

Вакуумный насос приводится в действие двигателем специальной машины через распределительное устройство, сопряженное с его коробкой переключения передач.

При достижении определенного уровня жидкости в цистерне срабатывает датчик и глушится двигатель. После этого раздаточную коробку привода насоса отключают, и ассенизационная машина может двигаться к месту (специальному полигону), где бочка опорожняется, а ее содержимое утилизируется.

Фото ассенизаторской машины ГАЗ-53

Ассенизационные машины ГАЗ исполняются на базе шасси моделей 3307 и 3309. Основа их конструкции – цельносварная металлическая цистерна с герметично закрываемой горловиной вверху, к которой подключается магистраль вакуумного насоса, и приемным патрубком с четырехходовым краном большого диаметра внизу. Она выдерживает большое давление, изнутри на ее поверхность нанесено химически стойкое покрытие, защищающее металл от коррозии и облегчающее уход за цистерной. Снаружи ее обычно красят в ярко-красный или оранжевый цвет.

Модели несколько отличаются друг от друга набором оборудования и способом их работы. Например, в ассенизационных машинах на базе ГАЗ 3307 при заполнении цистерны автоматически отключается двигатель, приводящий в действие вакуумный насос, у нее самый длинный заборный шланг – 6 метров.

Машины на базе ГАЗ 3309 имеют много дополнительного электрооборудования, в числе которого автоматический клапан на заборной магистрали и звуковой сигнал, срабатывающие при заполнении бочки. Машина на базе ГАЗ 53 имеет самую большую цистерну, в которой есть отсек для чистой воды.

Все ассенизационные машины, согласно правилам дорожного движения, оборудуются проблесковыми маячками и красятся в яркие цвета.

Технические характеристики

У каждой ассенизационной машины на базе автомобиля ГАЗ свои технические характеристики, но основное отличие – в объеме бочки и производительности вакуумного насоса.

Ассенизаторская машина предназначена для проведения работ по удалению различных стоков, а также очистке выгребных ям. С помощью ассенизаторского автомобиля проводится тщательное удаление жидких масс. Техника применяется не только в коммунальном хозяйстве, но и в строительстве. На строительной площадке ассенизаторы помогают откачивать воду от несущих конструкций или очищать конкретную емкость, котлован или техническое углубление. В коммунальном хозяйстве востребованной является .

Разработка и производство ассенизаторских машин

Ассенизаторская машина разрабатывается с учетом современных потребностей. Техника должна обеспечивать необходимую мощность, а также быть достаточно надежной, чтобы исключить вероятность поломки в неблагоприятной для ремонта ситуации. Наиболее распространенной базой для ассенизатора является грузовой автомобиль марки ГАЗ. Данная техника разрабатывается и собирается на Горьковском автомобильном заводе. Комплектующие для производства машины поставляются внутренними изготовителями.

Устройство спецтехники на шасси ГАЗ

Стандартная ассенизаторская машина ГАЗ 53 включает в себя несколько навесных агрегатов, с помощью которых осуществляется рабочий процесс. База грузового автомобиля под ассенизатор ничем не отличается от обычного серийного грузовика. Расположение навесных систем выполнено таким образом, чтобы во время полного наполнения цистерны грузовик имел хорошую управляемость и устойчивость на дороге. На ассенизаторе кабина водителя устанавливается в передней части рамы, а грузовой отсек, в частности цистерна для забора и перевозки нечистот - в задней. Все насосы и продувочное оборудование монтируется между цистерной и кабиной, а также в нижней части автомобиля. Конструкция имеет сходство с .

Особенности ассенизаторской машины ГАЗ-53

Отечественная вакуумная ассенизаторская машина на базе грузовика ГАЗ-53 является наиболее распространенной в своем классе. Данный автомобиль имеет очень простую конструкцию, а также высокую надежность агрегатов и простоту управления. Не смотря на свою устарелую конструкцию и техническую составляющую, ГАЗ-53 ассенизатор по-прежнему остается популярным на отечественном пространстве. Можно выделить главные особенности ассенизаторов на базе ГАЗ-53:

  • простота и надежность конструкции;
  • неприхотливость в работе;
  • низкая стоимость деталей;
  • выносливость автомобиля;
  • дешевое техническое обслуживание;
  • эксплуатация на любых дорогах;

Грузовое шасси ГАЗ-53 обеспечивает высокую производительность автомобиля на различных дорожных покрытиях, независимо от его качества. Стоит отметить неприхотливость 6-ти цилиндрового двигателя к качеству бензина. Мотор способен работать на низкооктановых марках топлива АИ-76, 80 и 92.

ГАЗ-3309 как основа для ассенизаторской машины

Универсальная ассенизаторская машина ГАЗ-3309 является обновленной версией и по сравнению с устарелой ГАЗ-53 отличается своим функционалом и несколько большей производительностью. Во-первых, на данной конструкции имеется более мощный и экономичный дизельный двигатель, а во-вторых, машина оборудована цистерной большего объема и модернизированными вакуумными насосами, которые имеют удобную систему управления и слива нечистот. Продуманная конструкция делают , более практичной.

Технические характеристики:

  1. базовое шасси — ГАЗ-3309;
  2. мощность силового агрегата – 86 кВт;
  3. тип топлива – Дизель;
  4. объем цистерны — 3,75 м3;
  5. глубина очищаемой ямы – 4 м;
  6. производительность – 240 м3/час;
  7. максимальное разрежение в цистерне — 0,08 МПа;
  8. время наполнения цистерны- 3-6 мин;
  9. полная масса – 8180 кг;
  10. габариты — 7000 мм х 2200 мм х 2600 мм.

Некоторые заводские модификации ГАЗ-3309 включают в себя автомобили повышенной проходимостью с полным приводом.

Другие варианты шасси

Металлическая бочка на ассенизаторскую машину может монтироваться практически на любой вид грузового шасси. Наиболее распространенными вариантами является автомобиль МАЗ, КАМАЗ и ЗИЛ. Каждая марка отличается своими характеристиками и грузоподъемностью. На некоторые автомобили возможна установка сразу двух ассенизаторских цистерн, которые способны работать в паре, соответственно резко увеличивается общая производительность техники.

Основные характеристики ассенизаторской машины

Современный вакуумный насос на ассенизаторскую машину (марка КО-503 и другие) обеспечивает наилучшую производительность для данных грузовых автомобилей. Насосы работают от оборотов двигателя, поэтому многое зависит от мощности самого силового агрегата. На автомобили ГАЗ монтируются дизельные или бензиновые двигатели мощностью от 85 л. с. Производительность стандартного насоса варьируется от 240 м3/час, а время полного наполнения цистерны около 3 – 7 минут, в зависимости от консистенции всасываемого вещества и мощности двигателя.

Рабочие показатели

Не смотря на то, что объем ассенизаторской машины часто варьируется от 3 до 7 кубических метров, рабочие показатели отечественных ассенизаторов находятся на достаточно высоком уровне и по сравнению с зарубежными аналогами практически не отличаются.

Автомобиль ассенизатор развивает скорость с загруженной цистерной порядка 80 км/час, а также обладает автоматической системой разгрузки под давлением, которая опорожняет цистерну за 2-4 минуты.

Грузовики ГАЗ считаются довольно экономичными (расход порядка 15 л на 100 км), поэтому активно при меняются в коммунальном хозяйстве.

Сфера выполняемых работ

Вне зависимости от того, сколько стоит ассенизаторская машина, техника используется коммунальщиками для очистки сливных ям и прочих городских коммуникаций, где необходим вакуумный насос высокого давления. Машины успешно используются для выкачки нечистот канализации, воды, мула из водоемов, а также для очистки городских дорог от больших луж.

Управление ассенизаторской машиной

Современная ассенизаторская машина технические характеристики, которой соответствуют всем нормам и стандартам достаточно легка в управлении. Для управления достаточно одного водителя-оператора, который производит практически все манипуляции изнутри водительской кабины. Все ключевые рабочие органы находятся под контролем на панели приборов, соответственно работнику не требуется участвовать в разгрузке и погрузке нечистот. Дополнительно экипаж комплектуется вторым человеком, техником, который производит манипуляции по укладке и раскладке шлангов и прочих магистралей. Номинальная длина шланга ассенизаторской машины может достигать 6 метров.

Дополнительные возможности машины

Большинство владельцев отмечают тот факт, что запчасти для ассенизаторских машин марки ГАЗ можно приобрести практически в любом автомагазине. Данный факт существенно облегчает эксплуатацию и обслуживание этих ассенизаторов.

Главные плюсы ассенизаторов на базе ГАЗ:

  • легкий в ремонте;
  • не требуется дорогое обслуживание;
  • низкая стоимость запасных частей;
  • отсутствие проблемных узлов;

Также к плюсам можно отнести и простоту конструктивных узлов, а также их легкий демонтаж. Единственные минусы данной машины это устарелая конструкция и отсутствие современных электронных систем.

Проведение ремонтных работ

Отечественная ассенизаторская машина цена, на которую варьируется от 300 до 500 тысяч рублей не требует специального оборудования для проведения ремонтных работ. Для ремонта ГАЗ необходим самый минимальный набор инструментов, а также небольшой набор знаний. Главным преимуществом ремонта подобных автомобилей является то, что его конструкция может быть изменена на усмотрение владельца без существенных переделок.

Возможные поломки

Частыми поломками ассенизаторов являются вакуумные насосы и шланги (рукава). Многие владельцы попросту не знают, где купить рукав для ассенизаторской машины, поэтому на ГАЗ устанавливаются системы зарубежных аналогов с более надежными конструктивными характеристиками. Многие запасные детали в целях модернизации устанавливается с других автомобилей.

Наличие запасных частей

Запасных частей для ГАЗ ассенизатора довольно большое количество. На отечественном пространстве можно приобрести запчасти, как на вторичном рынке, так и новые от производителя. Стоимость деталей сравнительно невысокая, поэтому данные автомобили недорогие в обслуживании и ремонте. К примеру, стоимость вакуумного насоса составляет порядка 40 – 60 тыс. рублей, а зарубежного производства от 150 тысяч.

Стоимость ассенизаторской машины

Выгодно купить ассенизаторскую машину можно как на вторичном рынке, так и у официального дилера. В зависимости от финансовых возможностей покупателя ассенизаторы могут иметь дополнительное навесное оборудование, а также модернизированную конструкцию. Стоимость машин на вторичном рынке достигает отметки 250 000 – 370 000 рублей, а цена новой варьируется от 900 000 руб.


Своевременное удаление промышленных и бытовых стоков относится к обязательным условиям функционирования производств и общественных учреждений, коллективных и личных хозяйств. Нормальную работу коммуникаций обеспечивают различные модели спецтехники, одной из наиболее популярных является машина ГАЗ 53 ассенизатор для откачки и вывоза жидких отходов.

Что представляет собой машина

На строительных площадках, в коммунальных хозяйствах, в коммерческих структурах и частных строениях существует необходимость в удалении стоков из мест их сбора или ликвидации подтопления конструкций. На производственной базе горьковского автомобильного завода для этих целей с 1964 года производится спецмашина ГАЗ 53, на которой установлена цистерна для сбора отходов.

Автомобиль обладает хорошей устойчивостью и управляемостью, он надежен, что подтверждается низкой вероятностью выхода из строя узлов. Машина характеризуется простотой в эксплуатации, достаточным объемом резервуара, оптимальным расходом топлива и хорошей ремонтопригодностью при низкой стоимости запасных частей.

На базу серийного грузовика устанавливается навесное оборудование для осуществления рабочего процесса. Важнейшей частью для работы, которой комплектуется специальная машина, является герметичная технологическая цистерна из толстой стали с люком для подачи жидкости.

Оснащение спецтехники

Оборудование ассенизатора ГАЗ 53 состоит из:

  • вакуумного насоса для создания избыточного давления (марки КО-503);
  • сигнально-предохранительного устройства для остановки работы насоса, когда цистерна заполнена;
  • конструкционного шланга, которым заполняется цистерна;
  • механизмов управления;
  • электроники.

Для установки насосов и продувочного оборудования, которым комплектуется ассенизационная машина ГАЗ 53, выбрано место между кабиной и емкостью, а также нижняя часть грузовика. Цистерна обычно бывает окрашена в красный или оранжевый цвет.

Управление автомобилем осуществляется из кабины, где расположены и все датчики контроля. Машина может эксплуатироваться при температурах от -20 до +40 градусов. Скорость передвижения загруженного ассенизатора ГАЗ 53 достигает 80 км/ч. Разгружается цистерна примерно за 2 - 4 минуты.

Сравнение моделей ассенизаторов горьковского завода

На базе ГАЗ 3309 и 3307 выпускается целая линейка техники для откачки жидкости. Для производства модели 39014 - 11 используется горьковская машина 33086. На всех видах грузовиков установлена объемная цистерна. Друг от друга модификации отличаются комплектацией и способом работы.



Технические характеристики ассенизатора ГАЗ 53:

Модификации КО-503В КО-503В-2 КО-522А (Б) ГАЗ-САЗ-39014 - 10 (11)
Габариты 7/2,2/2,6 7/2,2/2,6 7/2,5/2,5 7/2,3/2,6
Тип топлива Бензин Дизель Бензин (дизель) Дизель
Цистерна, м 3 3,75 3,75 4 3,9
Мощность двигателя, кВт 88 86 86,2 92,2
Производительность насоса, куб. м/ч. 240 240 240 240
Время, за которое заполняется цистерна, мин 6 6 6 6
Глубина очистки, м 4,5 4 4,5 4
Вес машины (при цистерне заполненной), т 7,85 8,18 7,85 8,07 (8,18)

Последняя машина, представленная в таблице, выпускается с 2014 года и относится к современным модификациям. Также можно приобрести экономичные грузовики с установленным газобаллонным оборудованием.

Сервис машины

Оперение кабины ГАЗ-53

Ассенизационная машина ГАЗ 53 не нуждается в дорогостоящем обслуживании. Необходим минимальный набор инструментов для осуществления работ по ремонту и базовых знаний. Запасные части стоят недорого, к тому же есть возможность приобрести не только новые детали, которые производятся заводами ко всем модификациям подвижного состава, но и бывшие в употреблении.

Узлов, в которых могут возникнуть проблемы, в ассенизаторе ГАЗ 53 не так много. Наиболее частым видом неисправности подвижного состава является поломка вакуумного насоса или шлага. Для замены можно использовать более надежные зарубежные аналоги. Но нужно понимать, что их стоимость может превышать цену на отечественные детали в несколько раз.

Машина на базе техники горьковского автозавода представляет собой недорогое, надежное и простое в эксплуатации устройство для очистки канализации, водоемов или буровых скважин и последующего вывоза жидких отходов для утилизации.

Предполагает ее регулярную очистку. Если эту процедуру вовремя не выполнять, то на участке ухудшатся санитарные условия, или выгребная яма окажутся переполненными. А дальше будет еще сложнее производить уход за индивидуальной канализацией. Откачать нечистоты быстро и качественно вам поможет вызванная ассенизаторская машина, укомплектованная соответствующим оборудованием. Основным элементом, задействованным в процессе откачки, является вакуумный насос для откачки канализации. С его помощью машина буквально за считанные минуты произведет очистку вашего сливного сооружения.

Вакуумный насос для канализации предназначен для работы в комплекте с другим оборудованием, установленным на ассенизаторской машине. С его помощью содержимое закачивается внутрь специальной цистерны, в которой вывозится к месту утилизации. Принцип работы вакуумного насоса состоит в создании разрежения в рабочей камере за короткий промежуток времени . Как только такое разрежение достигнет требуемой величины, откачиваемое вещество (нечистоты, сточные воды, пар) направляется в аккумулирующую емкость. Такой тип насоса считается наиболее эффективным в работе и безопасным для окружающей среды.

Что собой представляет ассенизаторская машина

Поскольку мы рассматриваем насосы, устанавливаемые на илососных машинах, поясним, что представляет собой ассенизаторская машина для откачки канализации. Это комплекс оборудования на колесной тяге, осуществляющий выкачивание стоков или нечистот из , резервуаров, септиков, отстойников. После выкачивания машина доставляет содержимое в места его утилизации, где производит выгрузку нечистот.

Типичная ассенизаторская машина состоит из следующих основных элементов:

  • накопительная цистерна. Это стальной цилиндрический резервуар, имеющий небольшой наклон для удобства разгрузки;
  • вакуумный насос;
  • устройство сигнально-предохранительное. Его наличие предотвращает переполнение цистерны и сигнализирует оператору;
  • приемный лючок со всасывающим шлангом;
  • управляющий трубопроводом кран;
  • дополнительное электрооборудование.

Вакуумная машина для откачки канализации работает по следующему принципу. Все оборудование задействовано от работающего двигателя. Всасывающий шланг погружается в емкость с откачиваемым содержимым. Включается в работу вакуумный насос, создающий в цистерне разрежение. Цистерна наполняется нечистотами. После того, как она будет полностью заполнена, срабатывает предохранительное устройство, отключающее двигатель. После прибытия на место разгрузки цистерна опорожняется самотеком или за счет давления воздуха в насосе.

Совет: Вызывая ассенизаторскую машину на свой участок, обеспечьте возможность ее беспрепятственного проезда к месту откачки.

Виды вакуумных насосов

  • высоковакуумный насос будет полезен при работе с низкими показателями давления. Как правило, используются 2 последовательно соединенных насоса;
  • низковакуумный насос понижает давление откачиваемых стоков. Также устройство создает давление, присущее для низкого вакуума;
  • форвакуумный насос используется для получения в системе высокого уровня разрежения. Он обеспечивает условия для работы насоса более высокого уровня вакуума. Насос позволяет экономить энергию;
  • бустерный насос создает в системе средний вакуум. Устанавливается обычно между форвакуумным насосом и его высоковакуумным аналогом;
  • насос предварительного разрежения может использоваться для уменьшения давления содержимого, начиная от уровня атмосферы, и заканчивая таким давлением, на котором будет нормально работать другой вакуумный насос.

Основные характеристики насосов

Параметры, характеризующие работу определенной модели вакуумного насоса для откачки канализации:

  • скорость откачивания. Это количество откачиваемого содержимое за единицу времени. Определяется во входном разрезе приемного трубопровода;
  • давление запуска максимальное. Этот параметр характеризует предельное давления на входе, при котором начнется откачка;
  • предельное выпускное давление. Это показатель давления на выпуске оборудования, когда насос будет все еще способен откачивать субстанцию с номинальной скоростью;
  • производительность устройства по выкачке пара. В процессе работы по откачке жидкости количество паров считается в весовых единицах;
  • остаточное давление максимальное. Это теоретическая величина, к которой приближается рабочее давление при стандартных условиях;
  • давление пара максимальное. Это наибольшая величина давления пара на входе насоса. Этот показатель учитывают при откачивании пара;
  • степень сжатия насоса. Показатель характеризует отношение объема газа, сжимаемого во время его компрессии.

Особенности эксплуатации вакуумного оборудования

В процессе эксплуатации вакуумного оборудования необходимо соблюдать некоторые условия, благодаря которым оборудование будет исправно работать длительное время:

  • для безупречной работы устройства необходимо промывать его смазочную систему новым маслом. Не допускается использование отработанного масла;
  • насос должен содержаться в чистоте. Наличие загрязнений способно ухудшить его работу и даже привести к поломке устройства;
  • необходимо постоянно отслеживать расход масла, не допуская достижения им минимального уровня. Средний расход масла составляет около 90 г/ч;
  • недопустимо эксплуатировать насос без остановки более 1 часа;
  • чтобы определиться с направлением вращения, нужно обратить внимание на корпус помпы, где стоит соответствующая стрелка. Насосы с правосторонним кручением приобретаются для установки на дизельных автомобилях. В то же время, на карбюраторные машины устанавливаются помпы, имеющие левостороннее вращение.

Популярные модели вакуумных насосов

КО-503

Это вакуумная помпа, полноценно работающая при температурах -20+40 градусов. Корпус насоса чугунный. Крышка снабжена подшипниками, позволяющими выполнять роторное вращение. В корпусе имеются отверстия для внесения смазки. Поступает смазка из расположенного рядом бачка. Устанавливается данный вакуумный насос на ассенизаторскую машину ГАЗ 53 или ГАЗ 3309. Модель КО-503 0214100 предназначена для левостороннего кручения, а обозначение КО-503 0214100-02 свидетельствует о том, что помпа имеет правостороннее вращение.

Параметры насоса:

  • КПД — 0,8-0,9;
  • мощность — 6 кВт;
  • производительность помпы — 240 куб/ч;
  • габариты — 470 х 225 х 280 мм;
  • вес — 90 кг.

КО-505А

Это вакуумный насос для ассенизаторской машины используется на базе мощных автомобилей, таких как ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ. Эксплуатируется насос в температурном диапазоне -20 +40 градусов. Вращение ротора осуществляется при помощи подшипников, установленным в крышке. Корпус ротора имеет вмонтированные лопатки из прочного текстолита. Корпус насоса изготовлен из чугуна. Для нормального функционирования насоса необходима непрерывная подача масла. Предусмотрено, что масло начинает поступать в механизм автоматически, при включении устройства в работу.

Параметры насоса:

  • КПД — 0,8-0,9;
  • мощность — 9 кВт;
  • число оборотов — 1150 в минуту;
  • производительность насоса — 310 куб/ч;
  • роторное кручение — допускается правое и левое;
  • габариты — 520 х 290 х 300 мм;
  • вес — 110 кг.

КО-510

Насос данного типа предназначен для установки на автомобилях МАЗ, ГАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, КАМАЗ. Допустимый температурный режим, при котором обеспечивается бесперебойная работа насоса, составляет -20 +40 градусов. Модификация устройства с обозначением КО-510 0216000-04 имеет правостороннее кручение, а модель КО-510 0216000-05 является насосом левостороннего вращения.

Параметры насоса:

  • КПД — 0,8-0,9;
  • мощность — 9 кВт;
  • число оборотов — 1450 в минуту;
  • производительность насоса — 360 куб/ч;
  • роторное кручение — допускается правое и левое;
  • габариты — 670 х 338 х 310 мм;
  • вес — 125 кг.