Чем лучше промывать радиатор и систему охлаждения. Средства для промывки охладительной системы

Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость . Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.

Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения. От нормальной работы системы охлаждения и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс , радиатора отопителя, (помпы) и соединительных патрубков

Читайте в этой статье

Когда и почему нужно менять антифриз

Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступив место антифризу или тосолу. Одним из свойств такой рабочей жидкости в системе независимо от типа (антифриз или тосол) является склонность к постепенному выкипанию.

Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. В этом случае большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама ОЖ представляет собой концентрат, который в определенной пропорции разводится с дистиллированной водой. Добавим, что такая жидкость (при условии хорошего качества самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет сразу две функции:

  1. Основной задачей является отвод тепла от двигателя и перенос нагрева в радиатор, где происходит последующее охлаждение циркулирующей ОЖ;
  2. Дополнительной функцией является защита, очистка и частично смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;

В силу значительного нагрева и выкипания ОЖ, что требует периодической разбавки водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств охлаждающей жидкости. Следовательно, срок службы такой рабочей жидкости ограничен. Результатом становится необходимость ее замены. Также имеет место факт образования накипи и грязи в системе охлаждения. По этой причине происходит заметное изменение цвета (потемнение) и запаха антифриза, что указывает на окончание ресурса ОЖ и/или загрязненность системы охлаждения.

С учетом вышесказанного требуется не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но также производить промывку системы охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование данного правила приводит к тому, что свежий тосол или антифриз темнеет или даже чернеет через несколько десятков километров пробега, так как заливается в грязную систему охлаждения. Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже при учете замены ОЖ.

Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. К первому относят наружную очистку сот радиатора и самого от пыли, пуха, грязи и другого мусора. Для очистки будет достаточно воспользоваться любой влажной ветошью, которой можно протереть лопасти вентилятора. Что касается радиатора, его соты промываются направленной струей воды под небольшим давлением. Обратите внимание, мойка аппаратами высокого давления типа Керхер может повредить мягкие ячейки-соты автомобильного радиатора.

Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывать указанную систему необходимо для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, которые неизбежно возникают после разложения присадок в составе тосола/антифриза. В двигателях, которые имеют определенные неисправности, в систему охлаждения может дополнительно попадать моторное масло или газы из камеры сгорания, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.

Такая промывка осуществляется при помощи различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждый из используемых очистителей имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.

Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы путем откручивания сливной пробки на радиаторе, которая конструктивно расположена в нижней точке. Также потребуется открутить сливную пробку и на (при наличии) для удаления остатков ОЖ из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутите крышку расширительного бачка, подставьте емкости под радиатор и БЦ, открутите сливные пробки.

Следует помнить, откручивать верхнюю или нижнюю пробку радиатора, пробку на БЦ, а также крышку расширительного бачка на горячем двигателе запрещено! В системе образуется повышенное давление, в результате чего жидкость может выплеснуться и вызвать серьезные ожоги и другие травмы!

Сам дальнейший процесс промывки предельно прост:

  • после слива все пробки завинчивают. Затем в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная жидкость-промывка.
  • затем двигатель работает на холостых оборотах около 10-15 минут (до того момента, пока мотор полностью не выйдет на рабочую температуру и включится вентилятор охлаждения).

Отклонения в процессе нагрева двигателя до рабочей температуры могут указывать на наличие образовавшейся воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить посредством прогазовки на холостых или отсоединения патрубков для последующей прокачки системы на заведенном двигателе.

Обратите внимание, включение вентилятора может произойти неожиданно. Не допускайте нахождения посторонних предметов в подкапотном пространстве, которые могут попасть в вентилятор. Это приведет к его поломке. Также берегите конечности от удара лопастями вентилятора системы охлаждения!

После выхода на рабочую температуру двигателю дают остыть, затем жидкость снова сливают описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев. Это позволяет промыть радиатор отопителя, по которому также циркулирует ОЖ. Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного слива из системы охлаждения будет вытекать чистая промывочная жидкость или вода.

Почему загрязняется система охлаждения: основные причины

Главной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильное образование накипи и ржавчины. Также простая вода имеет в своем составе большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Что касается дистиллированной воды, накипи в результате ее использования меньше, но она все равно не способна обеспечить должной защиты от коррозии.

Заливка в систему охлаждения качественного тосола или антифриза не приводит к образованию накипи и замедляет процессы коррозии. Параллельно с этим антифриз после определенного времени теряет свои защитные свойства, присадки в его составе прекращают действовать. В результате может наблюдаться выпадение осадка, продукты разложения скапливаются на стенках патрубков и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность работы системы снижается, в отдельных случаях может произойти закупорка магистралей.

Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что примеры с использованием популярного напитка Кока-Кола для промывки радиатора и системы охлаждения двигателя мы рассматривать не будем. Остановимся на общепринятых решениях:

  • обычная или дистиллированная вода, вода с окислителем;
  • специальные очистители системы охлаждения двигателя;

Что касается проточной воды, указанный способ промывки наименее эффективен, а еще может вызывать дополнительное образование накипи. Лучше заранее накипятить литров 10-15 воды, а уже после заливать кипяченую воду в систему. Более щадящим вариантом можно считать использование дистиллированной воды, которая продается на АЗС или в крупных гипермаркетах. Некоторые автомобилисты предпочитают также использовать дистиллированную воду из аптеки, ссылаясь на лучшее качество.

В любом случае, результативность промывки водой будет низкая и подходит только для относительно чистых систем, так как кипяток не способен удалить большую часть загрязнений. Если в сливаемой ОЖ или воде после промывки обнаружена накипь, но под рукой нет специальных средств для очистки, тогда отмывать подобные отложения лучше при помощи подкисленной воды. Для решения задачи потребуется слабый раствор, который должен состоять из воды, в которую добавляется на выбор каустическая сода, уксус или молочная кислота.

Раствор не должен быт слишком активным, то есть в воду нужно добавлять кислоту в умеренном количестве. В противном случае существует риск повреждения элементов из резины и пластика. Такой раствор заливается в систему охлаждения и предполагает нахождение в контуре несколько часов (от 4-х до 7-и), что зависит от степени загрязнения.

Первые 2-3 часа мотор с залитым составом нужно прогревать на холостых до рабочих температур, затем глушить и ожидать остывания. Необходимо, чтобы нагретый кислотный раствор оставался в системе не менее 3-х часов. Затем раствор сливается, заливается новый и процедура повторяется. Завершением очистки можно считать слив раствора, после чего обязательна итоговая промывка дистиллированной водой.

Наиболее эффективным способом очистки системы охлаждения мотора от грязи является приобретение специальных средств. Для удаления накипи нужны кислоты, для органических соединений и жиров требуется щелочной раствор. В обычных условиях кислотно-щелочной раствор изготовить нельзя, так как кислота и щелочь не являются совместимыми и нейтрализуют друг друга. Также щелочи и кислоты оказывают влияние на различные элементы в системе, которые выполнены из резины и пластика.

С учетом данных особенностей в продаже довольно слабо представлены отдельно щелочные и кислотные составы, так как риск негативных последствий очень высок. Главной причиной является повышенная агрессивность по отношению к резине и пластику, а также необходимость нейтрализации и тщательной промывки системы после применения подобных средств.

На этом фоне более популярны так называемые двухкомпонентные очистители системы охлаждения двигателя. В упаковке находятся сразу два состава, щелочной и кислотный. Указанные составы поочередно выливаются в радиатор или бачок. Также в комплекте может присутствовать и промывочная жидкость-нейтрализатор.

Самыми дорогими являются нейтральные очистители. Такие средства исключают негативные последствия, которые возникают после использования воды, кислоты и щелочи, комплексно ведут борьбу с разными типами загрязнений в системе: накипью, органическими отложениями и жирами. Их можно использовать как для профилактики при очередной замене антифриза, так и для удаления обильных загрязнений.

В состав подобных средств для очистки входят:

  • активные чистящие вещества для комплексного удаления загрязнений;
  • пакеты диспергентов, которые не позволяют ранее отмытым от стенок отложениям повторно прилипать к поверхностям и деталям;
  • средства для защиты резиновых и пластиковых элементов системы охлаждения от воздействия на них кислот и щелочей;
  • компоненты для борьбы с коррозией;

Напоследок добавим, что к замене антифриза следует относиться с таким же вниманием, как и к вопросу замены моторного масла. Только своевременная замена ОЖ и использование качественной охлаждающей жидкости позволит содержать жидкостную систему охлаждения двигателя в исправности и чистоте.

Читайте также

Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.

  • Отличие тосола от антифриза, совместимость разных видов охлаждающей жидкости. Что выбрать, тосол и антифриз. Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле.


  • Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя , интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами . Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. О тех и других вариантах остановимся подробнее.

    Средства для очистки системы охлаждения от масла, ржавчины и отложений

    Как часто делать промывку

    Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит , накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

    Грязный радиатор

    Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

    На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня , но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

    Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

    • частые перегревы двигателя;
    • проблемы в работе помпы;
    • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
    • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
    • проблемы в работе “печки”;
    • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

    Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть , и выбирать для этого время и возможности.

    Народные средства промывки охлаждающей системы

    Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

    Лимонная кислота

    Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

    Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

    Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

    Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

    Уксусная кислота

    Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

    Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

    Fanta

    Использование Фанты для очистки системы охлаждения

    Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

    Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

    Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

    Молочная кислота или сыворотка

    Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

    Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

    Использование молочной сыворотки

    • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
    • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
    • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
    • проехать с ней километров 50-60;
    • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
    • дать двигателю остыть;
    • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
    • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
    • дать остыть двигателю;
    • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
    • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

    Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

    Каустическая сода

    Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

    Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

    В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

    Каустическая сода

    • снять с автомобиля радиатор;
    • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
    • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
    • нагреть состав минимум до +90°С;
    • залить в радиатор приготовленный состав;
    • дать ему настояться 30 минут;
    • слить раствор;
    • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

    Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

    В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

    Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

    Coca-Cola

    Использование Coca-Cola в качестве очистителя

    Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота , с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам.

    Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой.

    Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут!

    Fairy

    Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

    Calgon и его аналоги

    “Белизна”

    Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

    “Крот”

    Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители.

    Другие смеси

    Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали.

    Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения.

    Специальные жидкости для промывки радиатора

    Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу.

    Виды жидкостей

    Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности:

    • Нейтральные . Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики.
    • Кислотные . Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений.
    • Щелочные . Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений.
    • Двухкомпонентные . Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений.

    Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

    Популярные жидкости

    Представляем для вас обзор наиболее популярных в нашей стране жидкостей для промывки системы охлаждения автомобиля, а также некоторые отзывы автолюбителей, которые использовали ту или иную жидкость. Надеемся, что приведенная ниже информация окажется полезной для вас, и вы будете знать, чем лучше промыть систему охлаждения.

    ТОП 3 лучших жидкостей для промывки системы охлаждения

    LAVR Radiator Flush

    LAVR Radiator Flush Classic . LAVR - российский бренд автохимии. Средство LAVR Radiator Flush Classic - отличное решение для промывки системы охлаждения любого автомобиля. Каталожный номер продукции - LN1103. Приблизительная стоимость упаковки объемом 0,43 литра - 3...5$, а упаковки 0,98 литра - 5...10$.

    Бутылки объемом 430 мл вам будет достаточно для использования в системе охлаждения общим объемом 8...10 литров. Состав заливают в систему, и доливают теплой водой до отметки MIN. После этого двигатель должен поработать около 30 минут на холостом ходу. Далее средство удаляют из системы и промывают дистиллированной водой в течение 10...15 минут при запущенном двигателе на холостых оборотах. После этого можно заливать новый антифриз.

    К полезным свойствам средства относится увеличение срока службы антифриза на 30...40%, эффективное удаление накипи, продуктов разложения антифриза, ржавчины, грязи. Содержит ингибитор коррозии, увеличивает ресурс помпы и термостата.

    7-минутная промывка Hi-Gear Radiator Flush

    Hi-Gear Radiator Flush - 7 minute . Производится в США компанией Hi-Gear. Реализуется в странах СНГ, а также Европы и Америки. Промывка системы охлаждения Hi-Gear - очень популярное средство у автомобилистов во всем мире. Артикул - HG9014. Цена одной банки объемом 325 мл составляет около 4...6$.

    Баллончика объемом 325 мл вам будет достаточно, чтобы промыть охлаждающую систему объемом до 17 литров. Средство можно использовать для чистки систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Отличительная особенность - малое время работы, а именно 7 минут .

    К полезным свойствам средства относится то, что оно на 50...70% увеличивает эффективность работы радиатора, устраняет перегревы стенок цилиндров, восстанавливает циркуляцию охлаждающей жидкости, уменьшает вероятность перегрева двигателя, защищает сальник помпы. Средство не содержит кислот, не требует нейтрализации, не агрессивно к пластмассовым и резиновым деталям.

    LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

    LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger . Это популярное средство от известной немецкой компании-производителя автохимии. Его можно использовать в любых системах охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных щелочей и кислот. Приблизительная цена баллончика объемом 300 мл - 6...8$. Артикул - 1994.

    Отлично подойдет для автовладельцев, желающих промыть систему охлаждения двигателя от масла, эмульсии и ржавчины. Банки объемом 300 мл хватает для создания 10 литров очищающей жидкости. Средство добавляют к охлаждающей жидкости и оставляют двигатель запущенным на 10...30 минут. После этого проводят чистку системы и заливают новый антифриз.

    Чистящее средство растворяет жировые, масляные и известковые отложения, убирает загрязнения и осадки. Вещество нейтрально к пластмассам, резине, совместимо с любыми охлаждающими жидкостями. Не содержит агрессивные кислоты и щелочи.

    Как правило, на упаковке каждого средства для очистки системы охлаждения вы найдете инструкцию по его применению. Обязательно ознакомьтесь с ней перед непосредственным использованием.

    Это далеко не полный список средств для очистки охлаждающей системы автомобилей, которые реализуются в магазинах нашей страны. Однако мы остановились лишь на более популярных из них, поскольку они зарекомендовали себя лучше других. Любое из перечисленных средств можно использовать для промывки системы, например, когда в антифриз попало масло .

    Выводы

    Как видите, выбор средств для очистки ОС достаточно широк. Рекомендуем вам использовать профессиональные средства , а не различные народные методы которыми пользуются что бы промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях, когда нет возможности купить спец средства. Так вы убережете охлаждающую и другие системы вашего автомобиля от возможных поломок и продлите срок их эксплуатации. Поскольку различные кислоты разъедают не только осадок, но некоторые компоненты и детали ОС.

    Также помните, что если вы хотите перейти с одной марки антифриза на другую, то при этом вам нужно обязательно промыть охлаждающую систему чистой дистиллированной водой. Это является самым простым и дешевым методом профилактической очистки ОС.

    Важный составляющий узел двигателя внутреннего сгорания система охлаждения, которая заправляется или тосолом, или антифризом, или водой (в основном грузовые рабочие отечественные автомобили заправляют водой на Севере, поэтому они не глушат двигатели весь холодный период зимы).

    Промывка системы охлаждения двигателя.

    Антифризы, в основном, имеют эксплуатационный срок 5 лет или пока двигатель не пройдет 250 тыс. км. У тосола срок службы 2-3 года. Кстати, можете посмотреть, что будет, если смешать . В зависимости от эксплуатации автомобиля и качества охлаждающей жидкости, если не менять жидкость или, если разбавлять охлаждающие жидкости, то забиваются каналы радиаторов и рубашка охлаждения. Поэтому для увеличения межремонтного ресурса мотора, требуется периодически делать промывку системы охлаждения двигателя. Промывать можно как в автосервисах, так и в домашних условиях в собственном гараже.

    Многие водители очищают систему охлаждения своими руками. Кто-то использует лимонную кислоту, кто-то кока-колу, кто-то солярку, кто-то использует спецсредства (напр. Лавр), кто-то еще что-нибудь.

    Кто хочет, чтобы у него не было проблем с двигателем, тот должен регулярно с определенной периодичностью промывать систему охлаждения. За время работы двигателя на стенках радиатора и патрубков собираются отложения, ржавчины, масляные отложения, осадки и накипь. Засоряющих веществ будет намного больше, если двигатель работал в повышенном режиме, температура почти достигала красной отметки.

    Если каналы радиатора и патрубков забились, то, соответственно, ухудшилась циркуляция. А плохая циркуляция двигателя создаст дополнительные проблемы: двигатель будет перегреваться (что может стать для замены прокладки), из печки будет дуть прохладный воздух, детали мотора подвергаются повышенному износу.

    Желательно промывать систему охлаждения авто 1 раз в год. Для замены ОЖ нужна теплая погода.

    На панели приборов есть значок радиатора охлаждения, который, если горит, говорит либо о низком уровне антифриза или тосола, либо о том, что радиатор надо прочистить или заменить. Такой значок имеется в некоторых марках авто.

    Список автомобилей, мы рассматривали в другой статье. В нем приведены марки и модели машин и необходимые объемы ОЖ для них.

    Признаки того, что пора чистить систему охлаждения.

    Если один из следующих признаков обнаружен, то надо обязательно делать чистку системы охлаждения ДВС:

    1. Температура двигателя резко повышается, причем происходит это часто.
    2. При рабочей температуре мотора из печки дует холодный воздух.
    3. Плохо работает помпа (насос).
    4. Вентилятор рано включается и работает на высоких оборотах.

    При появлении таких признаков и причин, надо изучить схему промывки, как промывать, чем промывать, как правильно заливать новую охлаждающую жидкость.

    Промывка системы охлаждения двигателя своими руками.

    Средства используемые для промывки системы охлаждения двигателя используют как химические спецсредства, так и народные. Народные средства для очистки системы — недорогие и многократно проверенные. Кислотосодержащие средства способны очистить от ржавчины и такого рода отложений, а щелочные средства — от накипи.

    Рассмотрим промывку лимонной кислотой.

    Так как лимонная кислота (формула С6Н8О7) способна разъедать ржавчину и отложения окисленных металлов, то эффективно использовать ее, если в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовалась вода.

    Как разводить лимонную кислоту для промывки радиаторов:

    1. Берем один литр чистой воды.
    2. Добавляем в эту воду 20-40 грамм порошка лимонной кислоты (1-2 столовые ложки) — это для легкой чистки или профилактики. Если система давно не промывалась, имеет сильные загрязнения, то надо добавить на 1 литр воды 80-100 грамм лимонной кислоты (8-10 ст. ложек). Чтобы вода стала сильно кислотной, а не щелочной, то есть уровень pH чтобы был меньше 7. Если добавить это количество лимонной кислоты в дистиллированную воду, то уровень pH будет около 3.
    3. Сделать объем готовой жидкости, сколько полезет в пустую систему охлаждения. В зависимости от двигателя. Сколько литров заливали тосола, воды или антифриза, в таком же объеме надо приготовить чистящую жидкость. То есть, чтобы приготовить 10 литров лимонной агрессивной жидкости, потребуется 10 литров дистиллированной воды и 0,8-1 кг лимонного порошка.


    Последовать промывки системы охлаждения:

    1. Полностью слить из системы жидкость охлаждения.
    2. Залить приготовленный раствор.
    3. Запустить двигатель, нагреть до рабочей температуры и оставить на несколько часов.
    4. Слить жидкость из системы охлаждения.
    5. Если жидкость очень мутная и грязная, то надо промыть еще раз, пока жидкость не станет прозрачной.
    6. После того, как слитая промывочная народная жидкость оказалась чистой, то надо в обязательном порядке промыть систему обычной чистой водой (желательно дистиллированной или кипяченой).

    Следующее распространенное народное средство для промывки системы охлаждения двигателя — это уксусная кислота.

    Раствор из уксусной кислоты эффективно удаляет ржавчину. Для приготовления промывочного раствора потребуется:

    • 10 литров чистой воды;
    • 0,5 литра уксуса.

    Порядок замены такой же, как с использованием лимонной кислоты:

    • слить;
    • залить;
    • запустить мотор;
    • дать поработать двигателю около 1 часа;
    • слить;
    • повторять, пока жидкость не станет чистой;
    • промыть дистиллированной или кипяченой водой;
    • залить новый антифриз или тосол.

    Еще одним народным средством в качестве промывочной жидкости всех каналов систем охлаждения является газированный напиток Fanta (Фанта).

    В составе фанты есть лимонная кислота. Поэтому ее также используют для чистки некоторые домашние мастера. Они сливают старую жидкость, заливают всю систему этой фантой, потом дают поработать мотору около часа на холостых оборотах или, если сильное загрязнение, то эксплуатируют авто с залитой фантой пару дней. После чего сливают и заливают дистиллированную воду, и также эксплуатируют дня два. Затем сливают, и смотрят на состояние жидкости. При необходимости проделывают процедуру, пока сливаемая жидкость не станет, относительно, чистой.

    После промывки надо проверить все трубки системы охлаждения и радиатор. Бывает так, что ржавчина перекрывала дырочки и система оставалась герметичной. Но после промывки, может потечь радиатор или трубки.

    Промывка системы охлаждения молочной кислотой или сывороткой.

    Менее распространен вариант использования сыворотки или молочной кислоты в качестве промывающей жидкости системы охлаждения двигателя.

    Если есть в наличии молочная кислота, ею заполняют всю систему. Запускают двигатель и дают некоторое время поработать на холостом ходу или под нагрузкой.

    Но, не у всех есть возможность использовать молочную кислоту для промывки. Поэтому, вместо нее используют сыворотку.

    Последовательность промывки системы охлаждения сывороткой:

    1. Найти или приготовить 10 литров сыворотки.
    2. Процедить несколько раз, чтобы не было кусочков жира.
    3. Слить старую ОЖ.
    4. Залить сыворотку.
    5. Запустить двигатель и отправиться в путь. Проехать километров 50, но ездить не более 2 часов. Потому как основные хорошие свойства сыворотка утрачивает после 2 часов.
    6. Надеть плотные резиновые перчатки, чтобы не обжечься.
    7. Слить горячую сыворотку. Если остынет, то на стенках каналов, рубашки системы охлаждения опять образуются отложения.
    8. После слива, дать мотору остыть.
    9. Залить в систему предварительно вскипяченную воду.
    10. Запустить мотор.
    11. Дать поработать минут 20.
    12. Слить воду.
    13. Залить свежий антифриз G11, G12, G12+ или G13. Лучше заливать от G12 и выше.
    14. Выгнать воздух. Это тоже требует определенных знаний — .
    15. Проверить уровень, долить при необходимости.

    Следующим народным средством для очищения системы охлаждения ДВС является каустическая сода.

    Каустическая сода, она же «едкая щелочь», она же — гидроксид натри, она же — каустик — эффективное средство, но только для, внимание! — медных радиаторов. Содовые составы запрещено заливать в алюминиевые радиаторы и любые другие детали из алюминия. Для использования этого способа и соблюдение инструкций, придется снимать радиатор.

    Заводом-изготовителем медных радиаторов разработана настоящая инструкция для промывки каустической содой:

    1. Демонтировать основной радиатор.
    2. Промыть каналы водой.
    3. Продуть воздухом под давлением не выше, чем 1 кгс/см2 (1 атмосфера).
    4. Надеть резиновые плотные перчатки и респиратор, так как такая сода разъедает кожу и оказывает вред лёгким.
    5. Из 10% каустической соды приготовить 1 литр раствора.
    6. Нагреть раствор до +90 градусов.
    7. Залить в радиатор содовый раствор.
    8. Подождать пол часа.
    9. Слить жидкость.
    10. Промывать горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно. Делать это много раз, около часа. Производить процесс в направлении обратном движению.
    11. Проверить холодной водой на герметичность радиатора.

    Какими средствами нежелательно промывать систему охлаждения ДВС.

    КоКа-КоЛа

    Многие знают, что кока-колой можно удалять накипь и чистить радиаторы. В интернете много видео по использованию кока-колы для чистки чайников и других предметов, в которых образуются отложения.

    Для промывки радиаторов и всех каналов системы охлаждения двигателя возможно применение Coca-Cola. Кока-кола содержит ортофосфорную кислоту, благодаря которой отлично удаляются ржавчины, жирные налеты масла и присадок. Но есть одно но. Дело в том, что помимо кислоты ортофосфора, в кока-коле есть сахар и много углекислого газа.

    Если вы выбрали метод промывки системы охлаждения кока-колой, то:

    1. Надо выпустить из него углекислый газ.
    2. Слить старую жидкость.
    3. Залить колу.
    4. Подождать не более 10 минут, так как она разъедает пластиковые и резиновые изделия и поверхности алюминиевых деталей.
    5. Слить колу.
    6. Промыть несколько раз чистой водой, чтобы не осталось сахара в системе. Оставшиеся капельки с сахаром при заливке потом антифриза могут вступить в реакцию и свойства антифриза изменятся.

    Fairy (Фэйри)

    Некоторые может и используют данное химсредство для промывки хладильной системы ДВС, но не стоит. Он отлично удаляет жир, но не растворяет ржавчину и другие отложения. Зато с помощью фейри можно отлично промыть радиатор снаружи. За лето спереди на радиатор прилипают много мух и других насекомых.

    Calgon (Калгон)

    Такие средства как калгон и другие (Мистер мускул, Тирет), подобные им, используются для защиты от образования накипи. Удалить ржавчину и отложения он вряд ли сможет. Лучше добавлять его в стиральную машину, чтобы накипь не оседала на барабане.

    Белизна

    Мощное средство для удаления грязи, микробов, плесени с едким стойким запахом. В белизне есть гидрохлорид натрия, способный разъедать поверхности деталей из алюминия. При нагревании белизна быстро разъест алюминиевые трубки. Поэтому не стоит использовать и испытывать на своем опыте.

    Крот

    Чистящее средство Крот можно использовать только в медных основных радиаторов и радиаторов печки, потому что в его составе есть каустическая сода. Алюминиевые поверхности он испортит. Также он разъедает резиновые уплотнители, сальники.

    После промывки заливать новую охлаждающую жидкость тоже надо уметь, иначе может образоваться воздушная пробка. Потом придется выгонять эту воздушную пробку из системы.

    Комбинированный способ из лимонной кислоты, уксуса и соды

    Есть такие, кто смешивает различные вещества в надежде получить супер средство для промывки системы охлаждения двигателя.

    Делают такой состав смеси:

    • 50% соды;
    • 25% лимонной кислоты;
    • 25% уксуса.

    Такие самодельные химические смеси может и очистят каналы в системе, но вместе с этим, разрушат резиновые уплотнители.

    Специальные жидкости для промывки системы охлаждения

    Те, кто не собирается испытывать в качестве очистителя напитки, средства от накипи, а также народные средства и не доверяет им, они выбирают продукции автохимии.

    Производители автохимии постоянно разрабатывают новинки, благодаря чему ассортимент выбора велик.

    Классификация жидкостей химическому составу:
    1. Нейтральные. Нейтральными называют такие, у которых показатель pH=7. Можно приобрести ph-метр и проверять какую воду мы пьем (полезно пить щелочную воду), и тд. Нейтральные жидкости не имеют различных щелочных и кислотных примесей. Такие жидкости сами по себе не могут хорошо прочистить каналы охлаждающей системы.
    2. Кислотные. Такие жидкости имеют показатель pH<7. Хорошо применяются для очищения органических веществ.
    3. Щелочные. У щелочных показатель pH>7. Эффективно растворяют органические загрязнения.
    4. Двухкомпонентные. В таких жидкостях присутствуют и кислотные, и щелочные элементы. Эффективно растворяют и удаляют накипь, ржавчину, различных отложений результата распада антифриза или тосола.

    Желательно использовать только одну жидкость по химическому составу. Не так, сначала щелочной, потом кислотной или, наоборот.

    Среди ТОПовых средств автохимии для промывки системы охлаждения двигателя выделяют следующие:

    1. Lavr Radiator Flush Classic (Лавр Радиатор Флуш Классик) — это химическое средство от российских производителей. Эффективно применяется для полной очистки системы охлаждения ДВС. Стоимость пол литровой емкости Лавра около 300 рублей.

    Как использовать ЛАВР:

    1. Слить охлаждающую жидкость.
    2. Залить двухкомпонентный ЛАВР. Объем 430 мл достаточно.
    3. Заливаем в систему воду после Лавра.
    4. Запускаем двигатель и даем поработать на холостом ходу 30 минут.
    5. Заглушить и слить жидкость.
    6. Залить для промывки дистиллированную воду.
    7. Запустить мотор и дать поработать 15 минут на холостом ходу.
    8. Слить эту жидкость и залить новый антифриз или тосол.

    После такой очистки из системы удалятся отложения накипи, ржавчины и грязи. Помпа и антифриз прослужат дольше.

    2. LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger (Ликуи Моли Кахлер-Рейниджер) — средство от немецкого производителя химии для автомобилей. Стоимость в районе 500 рублей за 300 мл баллончика. В составе нет агрессивных веществ.Если надо промыть каналы радиатора и системы в целом от ржавчины и масляных налетов, то Liqui отлично для этого подойдет. Не разрушает резиновые и пластмассовые изделия.

    Чтобы приготовить промывочную жидкость для охлаждающей системы авто, достаточно одного баллона 300 мл.

    Порядок использования LIQUI MOLY:
    1. Слить часть старой жидкости из системы.
    2. Налить все содержимое баллончика прямо в радиатор.
    3. Завести мотор и дать поработать минут 30 на холостом или, также можно покататься.
    4. Слить жидкость. Обычно выливается грязная коричневая жидкость.
    5. Промыть дистиллированной или кипяченой водой.
    6. Залить новый антифриз или тосол.

    3. Hi-Gear Radiator Flush-7 minute — средство от американских производителей. Цена сосуда объемом 325 мл около 6 долларов. Применяется в разных странах для очистки системы охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Заявленное производителем рабочее время составляет 7 минут. Также есть 5-ти минутного действия.
    После использования Хай Гир Радиатор Флюш 7 повышается эффективность радиатора в 1,5 раза, восстанавливается циркуляция жидкости в системе, не разъедает сальник помпы и других резино-пластмассовых изделий.

    Вывод

    Как видите, эффективно сделать промывку системы охлаждения двигателя своими руками можно, но я рекомендую использовать спецсредства автохимии, предварительно прочитав инструкции. Народные методы также могут быть эффективны, но, кто знает, может для вашего двигателя она не подойдет.

    Многие водители знают, что в тёплый период времени в системе охлаждения автомобиля используется вода, а в холодный - антифриз. Но очень редко используют очищенную обработанную воду, довольствуясь лишь обычно водопроводной. А ведь качество водопроводной воды является крайне низким. И это значит, что использование такой воды, при высоких температурах, приводит к образованию отложений в виде накипи на патрубках и в каналах системы охлаждения. Антифриз напротив не образует накипи, но имеет способность разлагаться, в результате чего возникает ржавчина.

    Возможные последствия в результате загрязнения

    Очевидным является важность промывки системы охлаждения двигателя. Водители, которые не понимают важность процесса промывки системы, лучшим транспортом будет для них - гужевой.

    Одним из основных элементов каждого автомобиля является система охлаждения, особенно, если она жидкостная. Нарушение её работы приводит к необратимым последствиям:


    Предупреждение! Нарушение работы системы охлаждения во многом зависит от загрязнения радиатора и водяных проёмов в блоке цилиндров.

    Эффективные способы промывки

    Эффективными способами промывки водяной системы охлаждения являются:

    1. Промывка дистиллированной водой.
    2. Промывка кипячёной водой.
    3. Промывка подкисленной водой.
    4. Применение специальных средств.

    Каждый применяемый способ промывки зависит от степени загрязнённости.

    Определение степени загрязнённости

    Для определения степени загрязнённости следует слить антифриз и, если в нём наблюдается присутствие частиц ржавчины, жирных пятен или цвет жидкости тёмный или чёрный, это говорит, что загрязнение системы - высокое. В таком случае необходимо выбрать способ промывки подкисленной водой или с использованием специальных средств.

    Совет! Если цвет антифриза имеет более светлый оттенок и не наблюдается присутствие частиц, то при промывке можно использовать кипячёную или очищенную (дистиллированную) воду.

    Промывка кипячённой или дистиллированной водой

    В процессе промывки системы охлаждения, возможно попадание на кожу рук вредной жидкости. Чтобы избежать этого, необходимо использовать резиновые перчатки. Перед промывкой необходимо слить охлаждающую жидкость, для этого нужно открыть капот автомобиля и снять крышку расширительного бачка. Для слива жидкости с двигателя нужно открутить болт на блоке цилиндров и открыть краник на радиаторе для его опустошения.

    После полного слива, необходимо всё вернуть в исходное состояние: пробку на блоке цилиндров и краник на радиаторе. После этого - залить кипячёную или очищенную, обработанную воду через расширительный бачок и закрутить крышку. Запускаем двигатель и даём поработать до 20 мин. на низких оборотах.

    Подкисленная вода при промывке системы охлаждения

    Кислота лимонная

    Трёхосновная карбоновая кислота или в простонародье называют лимонной кислотой. Часто используется как дополнительный компонент при промывке охлаждающей системы. При образовании реакции лимонной кислоты необходима высокая температура 70-90 градусов по Цельсию. При промывке лимонной кислотой, необходимо правильно приготовить раствор. Это нужно для того, чтобы не повредить резинотехнические изделия и металл.

    Для приготовления раствора нужно соблюдать следующие пропорции, они являются оптимальными:

    • 100-120 гр. лимонной кислоты разбавить в 5 литрах воды;
    • 80-100 гр. лимонной кислоты разбавить в 4 литрах воды.

    После, производим полный слив системы охлаждения, вливаем подготовленный раствор через расширительный бачок. После этого запускаем двигатель и доводим температуру жидкости системы охлаждения до 90 градусов по Цельсию.

    При достижении требуемой температуры начинается процесс реакции лимонной кислоты. Общее время работы двигателя автомобиля, должно составлять до 40 минут. После слива промывочного раствора, необходимо дополнительно промыть кипячёной или дистиллированной водой, для удаления остатков лимонной кислоты.

    Промывка при помощи столового уксуса

    При промывке системы охлаждения столовым уксусом, также необходимо соблюдать рекомендованные пропорции для подготовки раствора.

    Для правильного приготовления нужно 500 мл столового уксуса разбавить в 10 литрах воды. Содержимое вливаем в систему охлаждения, запускаем двигатель и доводим до рабочей температуры. По достижению, выключаем двигатель и оставляем минимум на 8 часов. После, сливаем жидкость и оцениваем результат, при недостаточно хорошем результате, необходимо повторить процедуру. По окончании финальной промывки, нужно дополнительно промыть систему дистиллированной водой.

    Совет! При использовании чистой уксусной кислоты будьте осторожнее, она имеет концентрацию 70%.

    Промывка системы охлаждения молочной кислотой

    Этот способ даёт положительный результат, но при правильном приготовлении раствора. Одной из главных проблем применении такого способа, является то, что молочную кислоту проблематично найти. Многие люди находят её на автомобильных форумах, где можно выйти на соответствующих поставщиков.

    Для промывки системы охлаждения нужна молочная кислота с концентрацией 6%. Концентрат молочной кислоты составляет 36%. Чтобы добиться необходимой концентрации, нужно пропорционально разбавить концентрат в дистиллированной воде. При расчётах получается соотношение 1:6, т. е. 1 кг концентрата разбавляем в 6 литрах воды, при этом мы получим наши требуемые 6%.

    При приготовленном растворе, на ваше усмотрение можно поступить двумя способами:

    1. Залить приготовленный раствор в систему охлаждения и подождать какое-то время, пока перестанет выделяться углекислый газ. После, необходимо слить промывочную жидкость.
    2. При залитом растворе проехать некоторое количество километров, после чего нужно слить отработанную жидкость.

    Некоторые водители предпочитают ездить с таким промывочным раствором сутки, затем сливают, смотрят на результат и при необходимости повторяют процедуру.

    Важным моментом после такой промывки, следует провести нейтрализацию остатков молочной кислоты, путём промывки дистиллированной водой. Двигатель при этом должен быть в запущенном состоянии и оставаться в нём до 20 минут.

    Использование Coca-Cola при промывке системы охлаждения

    Как бы это странно ни звучало, но раньше Coca-Cola использовалась при промывке системы охлаждения и давала положительный результат. Он зависел от ортофосфорной кислоты, которая содержалась в Coca-Cola. В данный момент эту кислоту не используют в напитке и прошлого эффекта очистки ожидать не стоит. Но почему бы не попробовать? Ведь вред двигателю Coca-Cola уж точно не нанесёт.

    Промывка с использованием специальных средств

    Большое преимущество такого способа заключается в том, что специальные химические средства направлены на выполнение эффективной очистки системы охлаждения.

    При их изготовлении и применении учитывается тот факт, что для двигателя такие средства не представляют никакого вреда. В алюминиевых радиаторах используют одни средства, а в медных другие. Также существуют универсальные средства.

    Наружная чистка радиатора

    Если произошла чистка системы охлаждения изнутри, то наружная чистка тоже является необходимой. И не уделять ей особого внимания, является большой ошибкой. Ваша система охлаждения не даст вам должного эффекта, если на радиаторной решётке накопилось много различного мусора в виде: пыли, пуха, грязи и т. д.

    Для эффективной чистки радиатора необходима мощная подача воды или воздушного потока. Для этой задачи прекрасно справится мойка фирмы «Karcher». При её использовании не следует очень близко подносить шланг, т. к. можно повредить пластины на радиаторе. Иногда используют обыкновенный домашний пылесос совместно со щёткой.

    После такой комплексной очистки системы охлаждения, нет необходимости, беспокоится за перегрев и закипание вашего двигателя.

    Перед тем как узнать, чем очистить систему охлаждения двигателя от ржавчины необходимо разобраться в причинах ее образования.

    Основной проблемой загрязнения радиатора является использование неочищенной воды и неправильное обслуживание механизма охлаждения. Вследствие этого, в сотах радиатора и трубопроводах образовывается накипь, происходит ржавление. Также, в состав проточной воды входят соли, которые под действием высоких температур оседают и разрушают внутреннюю часть патрубков радиатора. Использование дистиллированной воды защитит механизм от накипи, но она не способна справится с процессом коррозии.

    Эффективную работу охладительного механизма обеспечивает залив качественного тосола, антифриза. Параллельно с этим, неправильно разбавленная охладительная жидкость и не своевременная замена приводит к потере защитных качеств присадок и выпадения их в осадок. Продукты разложения накапливаются на стенках радиатора и патрубках, что приводит к внутреннему разрушению каналов.

    Последствия загрязнения радиатора

    Проверку технического состояния элементов охлаждения рекомендуется проводить раз в два года или после 70 - 80 тыс. км пробега. При этом нужно выполнить такие действия:

    • почистить элементы системы от пыли и грязи;
    • визуально осмотреть детали и патрубки узла на наличие механических повреждений;
    • заменить жидкость в радиаторе;
    • при необходимости, провести промывку.

    Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины можно узнать в интернет-магазине или сервисном центре.

    Несвоевременное проведение технических работ приводит к преждевременной поломке механизма охлаждения.

    Образования ржавчины и накипи на сотах радиатора и каналах циркуляции воды приводит к следующим последствиям:

    • перегрев и заклинивание силового агрегата;
    • износ подогревателя ОЖ;
    • выход из строя обогревателя салона транспортного средства;
    • повреждение водяного насоса.

    По этому, для бесперебойной эксплуатации автомобиля очень важно знать, чем прочистить систему охлаждения двигателя от ржавчины.

    Способы самостоятельной очистки системы

    Очистка выполняется в два этапа.

    • Первый этап - это наружная очистка: охлаждающий радиатор, вентилятор и решетку промывают от мусора, пыли, налипшей грязи.
    • На второй этапе проводится внутренняя очистка с применением специальных средств.

    Чтобы понять, чем очистить систему охлаждения любого двигателя от ржавчины, необходимо провести визуальный анализ сточенной жидкости из установки. Ее цвет и наличие инородных загрязняющих частиц подскажет, каким способом нужно промывать механизм. Темный цвет, жирные пятна, частицы ржавчины указывают на сильное загрязнение.

    В этом случае желательно применять подкисленный раствор. При светлом оттенке без явных осадков, достаточно применить дистиллированную воду.

    Промывка дистиллированной водой

    Робота начинается со слива отработанной жидкости. Для этого, автомобиль оборудован краном на радиаторе и специальным болтом на блоке мотора. Далее, необходимо залить дистиллированную воду и завести автомобиль. После 20 минут работы на малых оборотах глушим двигатель и сливаем воду. По состоянию воды определяем необходимость повторной промывки:

    • если вода чистая, заливаем приготовленный состав антифриза;
    • в случае присутствия грязи - промываем систему повторно.

    Лимонная кислота

    Применяется в случае коррозии¸ сильного загрязнения элементов радиатора.

    Эффективное действие компонента начинается после прогрева мотора до 70 - 80 градусов. Чтобы не повредить металлические и резиновые детали, раствор нужно готовить в таких пропорциях:

    • на каждые 5 литров воды необходимо добавлять 100 - 120 гр. лимонной кислоты;
    • 80 - 100 гр. - на 4 литра воды.

    Применение раствора.

    Для начала необходимо слить всю воду с радиатора и блока цилиндров. После этого заливаем приготовленный раствор, заводим мотор и прогреваем до 80 градусов. Общее время выполнения процедуры должно быть в пределах 30 −40 минут. Процедура завершается полным сливом раствора и дополнительным промыванием дистиллированной или кипяченой водой. Делается это для полного удаления остатков раствора.

    Промывка каустической содой

    Метод подходит для медных радиаторов механизма охлаждения. Способ запрещается использовать, если установленные алюминиевые детали.

    Способ использования:

    • 50 - 60 гр. соды разводят в 1 литре воды;
    • промывают смесью демонтированный радиатор.

    После работы устройство нужно промыть кипяченой водой.

    Авто химические средства

    Преимущество их использования в том, что в их состав входят присадки, которые эффективно бурятся с последствиями коррозии и не вредят двигателю.

    Надежным средством для защиты радиатора от коррозии - это водный раствор этиленгликоля.

    Для обеспечения надежной защиты от ржавчины, необходимо учитывать значения зависимости процентного состава этиленгликоля от температуры кристаллизации охлаждающей жидкости.