Газ 2330 тигр гражданская версия расход топлива. Бронеавтомобиль "тигр" - технические характеристики и фото

В качестве примера такого необычного и любопытного транспортного средства, изначально создававшегося для нужд военной промышленности, можно привести ГАЗ Тигр, разработанный и сконструированный нижегородскими специалистами по заказу арабской корпорации «Bin Jabr Group Ltd».

Поводом для такого сотрудничества стало «появление на свет»в 1999 году иорданской компании «King Abdullah II Design and Development Bureau», призванной заниматься развитием отечественного вооружения, которой и была поставлена задача создания многофункционального транспортного средства, обладающего повышенной проходимостью. Разработки велись под кодовым обозначением АВ17.

Российские компаньоны должны были осуществить разработку общего стиля и конструкции автомобиля и изготовить несколько вариантов демонстрационных моделей в различных кузовных модификациях и подготовить их для участия в специализированной выставке военной техники IDEX 2001. Затем планировалось проведение совместных полномасштабных испытаний автомобилей на территории Объединенных Арабских Эмиратов, в ходе которых они должны были преодолеть «испытание» трехсоткилометровым пробегом по пустынной местности.

В перечень пунктов технического задания при этом входили:

  • разработка рационального и эргономичного дизайна внешнего облика и внутренней экипировки авто.
  • создание комфортных условий для перевозки пассажиров, соответствующих уровню легковых автомобилей среднего производственного сегмента.
  • достижение оптимальной технологичности и функциональности при выпуске модели в серийное производство.
  • комплектация авто максимально простыми и ремонтопригодными узлами и агрегатами.
  • достижение устойчивости и выносливости при использовании в экстремальных условиях, в частности, в температурном режиме, превышающем +50 градусов.
  • маневренность и проходимость, которую можно было бы использовать для прохождения песчаных барханов и водных преград.

Покоритель аравийской пустыни

Задание было принято к исполнению и проектно-конструкторские работы проведены в кратчайшие сроки. При этом в разработках принимали участие не только специалисты ОАО «ГАЗ», но и сотрудники Арзамасского машиностроительного завода и авиастроительного завода «Сокол». Пробный экземпляр «появился на свет» в 2000 году, получив звучное и красивое имя ГАЗ 2975 Тигр.

В основе его конструкции была задействована лонжеронная рама, изготовленная из специального стального сплава, обладающего повышенными прочностными характеристиками. Автомобиль комплектовался турбодизельным силовым агрегатом марки Cummins В-180, а также одним из вариантов механической или автоматической коробки передач, в том числе Allison AT-545 и Allison LCT-1000. В дополнение к ним устанавливалась раздаточная коробка с двумя ступенями, имеющая функцию блокировки дифференциала, которая «досталась» Тигру от другой модели выпуска Горьковского автозавода: ГАЗ-3937 с именем «Водник». Оттуда же «перекочевала» и система рулевого управления с гидроусилителем, а также топливные баки в количестве двух штук, вместительность каждого из которых составляла 70 литров.

Помимо этого, ГАЗ Тигр комплектовался независимой торсионной подвеской, отличительной особенностью которой являлось присутствие энергоемких амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости. Данный конструкционный элемент был «позаимствован» у бронетранспортера БТР-80, так же, как и основные передачи мостов автомобиля и межколесные самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы повышенного трения.

Еще одной особенностью ГАЗ-2975 можно назвать возможность регулировки его дорожного просвета в диапазоне ста миллиметров посредством перемещения торсионов, располагающихся внутри лонжеронов рамной конструкции. Кроме того, дорожный просвет автомобиля мог увеличиваться за счет срабатывания герметичных колесных редукторов, установленных в его колесах. В комплектацию также входила гидравлическая тормозная система двухконтурного типа с пневматическим усилителем.

Все образцы получили различные варианты кузова, крепившегося к рамной конструкции при помощи специальных болтов на резиновых подушках. В их число вошли: пятидверная модификация, сваренная из листов брони толщиной 5 мм, а также два варианта, в основе которых были использованы дюралевые листы. При этом в комплектацию трехдверной модификации, «скроенной» из алюминия (которая, кстати, имела складывающееся ветровое стекло), входила электрическая лебедка, а пятидверная версия экипировалась специальным приспособлением - «кенгурином».

Готовые образцы оказались в столице Арабских Эмиратов в марте 2001 года, куда они были переправлены по воздуху, на самолете Ил-76. В рамках выставки опытная модель демонстрировалась под именем «Tiger 4x4 HMTV» (аббревиатура расшифровывается как «высокомобильная машина тактического назначения).

Обновления и новые модификации Газ 2975

Уже через год автомобиль подвергся некоторым изменениям и доработкам, в ходе которых «на свет» появились 5 версий многоцелевого назначения, обладающих повышенной проходимостью, имевших кузовные решения трех типов. «Свежеиспеченные» авто отправились в Москву, причем, на этот раз, своим ходом. Две из них должны были принять участие в международном автосалоне, а еще три - демонстрировать свои тактико-технические способности на показательных испытаниях многофункциональных транспортных средств на полигоне 21-го НИИИАТ МО РФ.
Рестайлинговые модели получили следующие имена и условные обозначения:

  • вариант с тремя дверями и отсеком для перевозки грузов и пассажиров назвали «Тигр I» или ГАЗ-29751.
  • пятидверная версия с грузоподъемностью от 500 до 1000 кг груза, в том числе четырех взрослых человек, была названа «Тигр I I» (или ГАЗ 29752).
  • модификация с тремя дверями, оборудованная грузовой платформой тентового типа, стала называться «Тигр I I I» (ГАЗ-29753).

Все перечисленные автомобили экипировались двигателем Cummins В-180 и трансмиссией механического типа с шестью передачами Praga 6PS51 , произведенной в Чехии.

Посетители московской выставки и присутствующие на ней журналисты, отметив сходство «Тигра» с небезызвестной и достаточно популярной моделью из Северной Америки, дали ему прозвище «Хаммер». При этом это необычное транспортное средство получило немало разнообразных наград, в том числе звание «Лучшего специального автомобиля», а также почетную «бронзу» в конкурсе дизайнерских проектов.

Не хуже «Хаммера»: гражданская версия 2330 и ее достоинства

Особенный интерес к автомобилю был проявлен со стороны представителей топливно-энергетического комплекса и силовых структур. Это вполне объяснимо, учитывая тот факт, что цена на ГАЗ 2975, составляющая порядка 65 тысяч долларов, отличалась в лучшую сторону от его североамериканского конкурента (средняя стоимость «Хаммера» - 80 тысяч).

Следствием такой популярности и интереса к модели стало проведение внутризаводских испытаний во второй половине 2002 года, в ходе которых появилось еще 5 версий «Тигров», после чего было запланировано начало мелкосерийного промышленного производства ГАЗ-2975, с задействованием мощностей ООО «Завода автомобилей малых серий». И, на протяжении 2003 года, было выпущено еще пять модификаций, с после прохождения процедуры сертификации соответствия категории 2, «дружному семейству» внедорожников был присвоен новый индекс: ГАЗ Тигр 2330.

Датой серийного выпуска модели стал 2005 год. При этом автомобиль позиционировался как «многофункциональный транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по сложным трассам». В роли заказчика выступило руководство МВД РФ.

За основу было взято шасси рамного типа, на котором разместилась большая часть его основных узлов и агрегатов. Он получил 5-дверный цельнометаллический кузов, оборудованный грузовым отделением, предназначенный для перевозки четырех человек либо тонны груза. При этом грузовой отсек отделяется от пассажирской части при помощи специальной перегородки. Кроме того, гражданская версия ГАЗ 2330 Тигр выпускалась в кузове «пикап».

Что касается стандартной комплектации, она включает:

  • гидравлический усилитель руля;
  • независимая подвеска торсионного типа, в оснастку которой входили гидравлические двухтрубные амортизаторы,с принципом действия, идентичным устройствам, устанавливавшимся на БТР;
  • стабилизаторы поперечной устойчивости;
  • «раздатка», наделенная функцией блокировки межосевого дифференциала и имеющая пониженную передачу для улучшения тягловых качеств авто и т.д.

В число опций могут быть также включены:

  • система кондиционирования;
  • лебедка с электрическим приводом;
  • аудио проигрыватель;
  • дополнительные отопительные модули;
  • система АВS и т.д.

Особенности технической экипировки Газ 2330

Упоминая про технические характеристики Газ Тигр 2330, отдельно стоит остановиться на силовом агрегате авто. В этом качестве был задействован 205-сильный 6-цилиндровый рядный турбодизельный мотор Cummins B 205, оснащенный системой охлаждения надувочного воздуха. Вместимость топливного бака: 136 литров. Скорость расходования топливных ресурсов: 40 л на сто км.

Особенностью построения трансмиссии авто можно назвать использование в основе ее конструкции схемы с межосевым дифференциалом симметричного типа, имеющей электропневматическую блокировку и оборудованную кулачковыми межколесными дифференциалами самоблокирующегося типа. При этом данная функция срабатывает посредством нажатия кнопки, имеющейся на приборной панели авто.

Еще одной характерной чертой технической составляющей Тигра можно назвать присутствие в его ступицах встроенных колесных редукторов с шестернями внешнего зацепления. Данное решение было позаимствовано у того же БТР. От специализированной бронированной техники ему также достались тормозные устройства герметичного типа и подвеска, базирующаяся на спаренных рычагах поперечного типа.
Отдельно необходимо упомянуть имеющуюся у авто функцию мониторинга и регулировки давления в его шинах, имеющую электронное управление. То есть, благодаря этой «хитрой» системе, водитель может самостоятельно изменять уровень «накачанности» шин, в зависимости от дорожной ситуации, нажатием одной кнопки, выбрав нужный режим: «Песок-Грунт-Дорога».

В качестве передаточной коробки на автомобиле задействована «механика» с пятью ступенями. Однако некоторые гражданские версии экипируются «автоматом» Alison - LST 1000.

Как и прочие представители отряда «двойного назначения», в число модификаций ГАЗ- 2330 входит бронированная версия, изготовление корпуса которой производится посредством монтажа пяти миллиметровых листов из брони, прошедших термообработку. Процесс сварки при этом завершается отпуском, необходимым для снятия внутренних напряжений.

При этом вес бронированной конструкции превышает «стальной» вариант на 700 кг, а сам кузов отличается очень высокой прочностью и надежностью. Кроме того, он, как и другие варианты, является съемным. Таким образом, на унифицированном шасси, можно устанавливать всевозможные кузовные версии, в том числе пассажирские, бронированные и грузовые. Кстати, грузоподъемность последних составляет порядка полутора тонн.

Современные версии и модификации

В настоящее время осуществлен выпуск следующих модификаций модели:

  • специального назначения, для нужд полицейской службы: СПМ-1 и СПМ-2. Используются в качестве автомобиля оперативно-служебного назначения в ходе выполнения различных задач оборонного характера, в том числе, в контртеррористических операциях, маршах и т.д. При этом СПМ-2 представляет собой транспортное средство бронированного типа, имеющее 5 класс защиты. Помимо стандартной экипировки, оно комплектуется двумя люками, расположенными в крыше, а в салоне автомобиля имеется специально отведенные места для размещения радиостанции и устройства, осуществляющего блокировку взрывных механизмов на радиоуправлении. Габариты: 5700 х 2400 х 2400 мм
  • версия в кузове «пикап» с 4 дверями и пятидверный «универсал». Представляют собой автомобили гражданского назначения, без дополнительного бронированного слоя. Реализация небольших партий данной модификации началась в 2008 году. Помимо стандартной комплектации, был выпущен вариант ГАЗ Тигр Люкс с габаритными размерами: 4610 х 2200 х 2000 мм, хорошо зарекомендовавший себя в кругу профессиональных рыболовов и охотников.
  • «пикап» грузового назначения, с двумя дверями.
  • вариант в кузове «универсал», имеющий 3 двери.
  • версия в «универсальном» кузове с 5 дверями.
  • бронированный трехдверный «универсал», имеющий 3 класс защиты с вместимостью - 9 человек. Более ранние версии данной модификации оборудовались бойницами, представляющими собой заслонки довольно крупного размера, расположенные в дверях и корпусе авто. Окна - распашного типа. Крыша автомобиля может дополнительно быть оборудована установкой отстрела спецсредств для подавления демонстраций «Лафет».
  • бронированная трехдверная версия в кузове «универсал», имеющая 5 класс защиты, оконные проемы которого оборудованы в виде бойниц, не предназначенных для открывания, встроенных в корпус авто. Может быть использована для перевозки 9 человек.
  • ГАЗ-233014 «Тигр». С 2007 года состоит на снабжении ВС РФ. Имеет шесть пассажирских мест, оборудуется люком круглой формы поворотного двухстворчатого типа, располагающимся на крыше. Имеет окна распашного типа. Конфигурация и параметры люка позволяют осуществлять ведение огня двумя одновременно стрелками по разным направлениям.
  • КШМ Р-145 БМА - автомобиль командно-штабного предназначения.
  • СТС «Тигр» в кузове «кабриолет». Основным назначением данной модификации, выпущенной в ограниченном количестве, является участие в парадах. Имеют автоматическую передаточную коробку, кожаную обивку салона и специальное устройство в виде регулируемой ручки для того, чтобы можно было находиться в кузове в положении «стоя» во время движения.
  • Тигр 6А. Версия, базирующаяся на модификации специального назначения СПМ-2, выполненная в кузове «пикап», с усиленным бронезащитным слоем класса 6А. Данное покрытие обеспечивает защиту от попадания боевых зарядов с расстояния 5-10 м. Кроме того, авто имеет противоминную защиту.

Стоимость современных версий Тигра

При всех многочисленных достоинствах и оригинальности русского «Хаммера» цена на ГАЗ 2330 Тигр в комплектации для гражданского пользования составляет около 3 млн. 500 тыс.рублей. Это, конечно, немало, но при этом иностранный аналог модели, неоднократно упомянутый ранее «Хаммер» имеет гораздо более высокую стоимость. А, «Тигр», без преувеличения, можно назвать автомобилем, уникальным во многих отношениях, и с точки зрения технической оснастки в том числе.

Купить ГАЗ 2330 Тигр можно в нескольких вариантах комплектации, в том числе базовом: «Лимитед», а также более комфортном «Люкс». При желании также можно найти ГАЗ-2975 в военной версии, стоимость которой будет составлять порядка 100-120 тыс. долларов.

Одним словом, остаться равнодушными к этому «монстру» с брутальной внешностью и жестким, мужским характером, просто невозможно. Он впечатляет даже самых отъявленных скептиков и обывателей, критически относящихся к достижениям отечественного автопрома. Это, действительно, стоящий автомобиль, достойный уважения и восхищения.

Внедорожник «Тигр» (ГАЗ-2330) называют русским «Хаммером» из-за его внешнего сходства с известным американским собратом. Несмотря на это, машина представляет собой оригинальную российскую разработку, получившую распространение в армейской и гражданской версии исполнения. Познакомимся с этим транспортным средством как с универсальным многоцелевым автомобилем повышенной проходимости.

История модели

Прототип «Тигра» был создан в конце 90-х одной из дочерних структур Горьковского автозавода на основе ряда хорошо себя зарекомендовавших агрегатов БТР-80. В середине первого десятилетия нового века машиной заинтересовалось российское МВД, после чего она пошла в серию. Выпуск техники освоил Армавирский машиностроительный завод, который и сегодня производит все эти внедорожники.

Гражданская версия: зачем и для кого

Гражданская версия машины создана в 2009 году на основе базового армейского варианта с применением всех технологий, предназначавшихся для военной техники. Она специально рассчитана на тех потребителей, кому нужно надёжное транспортное средство повышенной проходимости для перевозки людей и различных грузов по труднодоступной местности. От прототипа авто отличается небронированным алюминиевым кузовом, улучшенной внутренней отделкой и большей грузоподъёмностью. За счёт сочетания проходимости, комфорта и приемлемой стоимости «Тигр» пользуется популярностью не только у «нефтяных» менеджеров высшего звена, его часто приобретают охотники, рыбаки и туристы.

Гражданский «Тигр» создан на базе армейского варианта ГАЗ-2330

Технические характеристики (таблица и описание)

Основой автомобиля является рамная конструкция с цельнообъёмным пятидверным кузовом и платформой грузоподъёмностью 1500 кг, которая отделена от пассажирской части перегородкой. Для заказа также доступен вариант с кузовом пикап. Функции силового агрегата выполняют 6-цилиндровые рядные дизели мощностью 205 л. с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. «Тигр» оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач.

С учётом резкого увеличения расхода горючего при движении по бездорожью и естественных проблем с заправками вдали от дорог на машине предусмотрены два топливных бака общей ёмкостью 136 литров.

Комплектация и варианты исполнения русского джипа

«Тигр» комплектуется гидроусилителем руля, встроенными колёсными редукторами, раздаточной коробкой и механизмом блокировки межосевого дифференциала с кнопочным управлением. Плавность хода машины во многом обеспечена применением независимой торсионной подвески, дополненной энергоёмкими двухтрубными амортизаторами. Торсионы смонтированы внутри лонжеронов рамы. Выдающаяся проходимость также обеспечивается наличием регулируемой системы централизованной подкачки воздуха в шины. Из дополнительных опций и агрегатов в комплектацию входят:

  • аудиосистема;
  • кондиционер;
  • предпусковой обогреватель;
  • усиленная система отопления салона;
  • электрическая лебёдка;
  • антиблокировочная система колёс;
  • электростеклоподъёмники.

Машина оборудована вместительным багажником и лестницей на задней двери. В крыше авто установлен люк с электроприводом, а при отделке интерьера салона использована натуральная кожа и замша. «Тигр» оборудован электрической регулировкой передних сидений и видеокамерой заднего обзора.

Достоинства и недостатки

Ценность машины заключается в том, что она великолепно выполняет свои функции в тех условиях, для которых изначально создавалась – «Тигр» уверенно движется и легко перевозит грузы по бездорожью. Фактически этот джип может остановиться только тогда, когда сядет на брюхо или завязнет на половину корпуса. Салон автомобиля отделан с применением натуральных материалов, в нём установлена качественная стереосистема с шестью динамиками. Удобство посадки водителя и пассажира обеспечивается регулировкой сидений, на которых предусмотрен подогрев, а также подлокотниками на всех креслах.


«Тигр» уверенно ведет себя на бездорожье

Из немногочисленных минусов отметим недостаточную управляемость машины при движении на высоких скоростях по накатанной колее. Впрочем, чего-то иного ожидать от автомобиля массой в 6,5 тонн, пусть даже он и оборудован штатным гидроусилителем, просто затруднительно. Взыскательные потребители обращают внимание на некоторую примитивность салона «Тигра», а также недостаточное качество швов и применяемых заклёпок. Многие отмечают излишний уровень шума при движении, что определяется расположением коробки передач в салоне.

Фото гражданских вариаций авто

Цена автомобиля

Для автомобилей своего класса «Тигр» широко представлен в открытой продаже, причём можно приобрести как подержанную, так и новую машину. Стоимость нового ГАЗ-2330 колеблется в пределах 6–9 миллионов рублей - такой разброс цен зависит исключительно от комплектации, которая каждый раз отдельно оговаривается при заказе.

Специфический круг владельцев гражданского «Тигра» определяет большое количество тюнинговых ателье, которые доводят авто под индивидуальные требования заказчика. Доработка машины руками таких специалистов может удвоить её заводскую стоимость.

ГАЗ-2330 "Тигр" - военное многоцелевое транспортное средство, запущенное в серийное производства в 2005-м году. Автомобиль предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью.

История этого автомобиля началась с разработки ГАЗ-2975 "Тигр" (Tiger HMTV). Иорданский король Абдула II (Абдулла бен Хусейн), в лице только созданной с целью развития отечественных вооружений компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) заключил с фирмой Bin Jabr Group Ltd. (BJG) из ОАЭ контракт на разработку многоцелевого автомобиля повышенной проходимости альтернативного "Хаммеру". Для реализации проекта BJG обратилась на Горьковский автомобильный завод, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО "ГАЗ") ЗАО "Промышленные компьютерные технологии" (ПКТ). Разработанный автомобиль заказчику понравились, но после испытаний машин в пустынных условиях отношения между компаниями BJG и ПКТ были прекращены, при этом у каждой из них остался пакет технической документации. Опытные образцы остались в Абу-Даби. Позже на ГАЗе вернулись к машине. Были произведены технические доработки, изменена внешность и интерьер. В течении 2002 года для различного рода испытаний былы собраны пять "Тигров" и после получения сертификата соответствия транспортных средств категории N2 семейство нижегородских внедорожников получило новый "грузовой" индекс - ГАЗ-2330.

Прототип автомобиля "Тигр" на показе в Бронницах, август 2002 г .

После того, как в конце того же года два опытных образца автомобиля поступили в московский СОБР в опытную эксплуатацию, машиной заинтересовалось руководство МВД РФ и выступило заказчиком «Тигров». Серийное производство автомобилей «Тигр» было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ). На Горьковском автозаводе автомобили «Тигр» больше не выпускаются.

Конструкция шасси рамная, несущая на себе основную часть агрегатов и кузов. Кузов автомобиля цельнометаллический пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырёх человек и от 500 до 1000 кг груза. Грузовое отделение отделено от пассажирского перегородкой. Также есть вариант пикап. В стандартную комплектацию автомобиля входят: гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колёс с гидравлическими двухтрубными амортизаторами (аналогичные тем, что установлены на БТР) и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, колёсные редуктора и автоматическая подкачка шин.

На автомобиле установлен турбодизель с охлаждением наддувочного воздуха Cummins B205, шести цилиндровый рядный, с турбонаддувом 205 л.с./150 кВт, производства американской корпорации CUMMINS INC. Топливный бак ГАЗ-2330 вмещает 136 литров топлива, которое расходуется со скоростью 40 литров на 100км. На ГАЗ-2330 дополнительно могут быть установлены: кондиционер; электрическая лебёдка; аудиосистема; электростеклоподъёмники; дополнительный отопитель; предпусковой подогреватель; независимый отопитель; ABS.

Трансмиссия «Тигра», обеспечивающая автомобилю постоянный полный привод, построена по схеме с симметричным межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой и самоблокирующимися кулачковыми межколесными дифференциалами (аналогичными широко известным по ГАЗ-66) с коэффициентом блокировки от 2,3 до 4. Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели. Для повышения тяговых свойств в раздаточной коробке имеется пониженная передача (включается рычагом) с диапазоном изменения передаточных чисел 2,14. В ступицы встроены колесные редукторы с шестернями внешнего зацепления, аналогичные тем, что применяются на всех бронетранспортерах горьковской разработки. От бронемашин также позаимствованы встроенные в ступицы герметичные тормозные механизмы, подвеска колес на сдвоенных поперечных рычагах и встроенная система регулировки давления воздуха в шинах. Последняя интересна тем, что она с электронным управлением: водитель нажатием кнопки выбирает режимы: «Дорога» – «Грунт» – «Песок», а система выставляет соответствующее давление: «4,65» – «3,0» – «0,9» атмосфер.

Коробка передач на «Тигре» – механическая пятиступенчатая арзамасского производства. На гражданскую версию устанавливают и пятиступенчатый «автомат» Allison – LCT 1000.

Как и полагается автомобилю двойного предназначения, Тигр имеет бронированную версию.Опираясь на накопленный при разработке боевых машин опыт, газовцы заранее предусмотрели бронированный вариант. Корпус сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм, после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. Бронированный кузов получился настолько прочным, что можно было вполне обойтись и без отдельной рамы как на бронетранспортерах. Но в целях унификации бронированный кузов сделали съемным. Так что на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова - закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой Тигр может перевозить полторы тонны груза.

Тигр имеет ряд модификаций: специальная полицейская машина (СПМ-1 и СПМ-2) «Тигр» предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия ФПС России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств. СПМ-2 ГАЗ-233036 «Тигр» - бронированный автомобиль, которому присвоен 5-й класс защиты. В крыше машины имеется два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. СПМ-1 ГАЗ-233034 укомплектован дополнительными опциями такими, как система кондиционирования, кронштейн под установку вооружения и др.

Модификации ГАЗ-2330 "Тигр"

Модификации : расшифровка индекса модели - последняя цифра - тип кузова и бронирования (предпоследняя - тип двигателя):

  • 1 - 4-х дверный пикап / 5-и дверный универсал
  • 2 - 2-х дверный пикап с грузовым кузовом
  • 3 - 3-х дверный универсал
  • 4 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 3-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
  • 5 - 5-и дверный универсал
  • 6 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 5-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96

Модификации :


Габаритные размеры ГАЗ-2330 "Тигр"

Технические характеристики ГАЗ-2330 "Тигр"

Двигатели : изначально планировалась установка на автомобиль дизеля ГАЗ-5621.
Марка двигателя Cummins B180-20 Cummins B205-20 Cummins B215-20 ЯМЗ-5347-10 Dodge
Мощность двигателя 180 л.с. 205 л.с. 215 л.с. 215-300 л.с. 420 л.с.
Объем двигателя 5883 куб.см 5883 куб.см 5883 куб.см 4400 куб.см
Дополнение с турбонаддувом 6-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува с турбонаддувом 4-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува, оснащен дополнительным противопульным бронированием
КПП и трансмиссия 5-ступенчатая механическаятрехвальная синхронизированная, раздаточная коробка - механическая, двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом;
Модели автомобиля

СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034

СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036

Р-145БМА "Тигр"

ГАЗ-233001 (вариант)

"Тигр-М" ВПК-233114 опытная модель 2010 г.
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 "Тигр" граждан. "Тигр-6А" "Тигр-М" ВПК-233114
Длина 5700 мм 5700 мм 5650 мм 5700 мм
Ширина 2400 мм 2400 мм 2400 мм 2400 мм 2400 мм
Высота 2400 мм 2400 мм 2400 мм 2250 мм 2300 мм (по корпусу)
2500 мм (по ФВУ - фильтро-вентиляционному устройству)
База 3300 мм 3300 мм 3300 мм 3300 мм 3300 мм
Колея 1840 мм 1840 мм
Клиренс 400 мм 400 мм 400 мм 400 мм 400 мм
Масса полная
7300 кг 7600 кг 7800 кг 7800 кг
Масса снаряженного транспортного средства 6100 кг 6400 кг до 3500 кг 7100 кг 6600 кг
Масса груза 1200 кг 1200 кг
700 кг 1200 кг
Масса прицепа


2500 кг 2500 кг
Скорость максимальная по шоссе
140 км/ч 140 км/ч
125 км/ч 120-125 км/ч (140 км/ч по др.данным)
Скорость максимальная по грунту 70 км/ч 70 км/ч


Запас хода 500 / 1000 км по разным данным
1000 км 1000 км
Радиус поворота минимальный


10 м 10 м
Глубина брода 1.2 м 1.2 м 1.2 м 1.2 м 1.2 м
Подъем 52 град. 52 град.


Сделать специальный автомобиль для использования в зоне вооруженного конфликта – далеко не новая идея. Такая машина должна быть защищена броней, иметь прекрасную проходимость и способность передвигаться вне дорог, на автомобиле должна быть предусмотрена возможность установки оружия. Самым известным примером такой машины является американский военный джип Хаммер (настоящее его название HMMWV, а Хаммером называют гражданскую версию машины). Идея армейского автомобиля зародилась еще в годы Второй Мировой войны, и одной из воплощений ее стал знаменитый Jeep Willys. На рубеже XXI века разработкой подобной машины занялись и в России. Предыстория российского армейского автомобиля, который сегодня мы знаем как «Тигр», довольно любопытна.

История создания ГАЗ-2330 «Тигр»

В 1999 году король Иордании Абдула II озаботился состоянием отечественных вооруженных сил и решил для их развития создать специальную компанию, которая бы занималась этим вопросом. Компания получила название King Abdullah II Design and Development Bureau. Иорданцы решили, что их вооруженным силам очень не хватает специального армейского внедорожника, который стал бы альтернативой американскому «Хамви». Американский броневик не устраивал арабов по причине высокой цены и дороговизны его обслуживания.

Заниматься новым автомобилем должна была компания Bin Jabr Group Ltd из ОАЭ, и она, в свою очередь, предложила выполнить эту работу Горьковскому автозаводу. Российская сторона должна была разработать три опытных образца с разными видами кузова. При этом это был полностью военный автомобиль, проектирование гражданской версии не предусматривалось. Разработчикам предложили сделать простой в производстве, а главное, надежный автомобиль, способный легко справляться с тяжелыми условиями пустыни (Хаммеры там постоянно ломались). За основу будущего бронеавтомобиля взяли тот же «Хаммер», к проекту были подключены еще несколько российских заводов и КБ. За короткий период времени заказ был выполнен: разработаны бронированная и небронированная версии машины. Созданный автомобиль получил обозначение Газ-2975 «Тигр». В автомобиле широко использовали узлы и компоненты БТР-80 и бронированного автомобиля «Водник».

Первые опытные автомобили были готовы уже через два года, их продемонстрировали в Абу-Даби на оружейной выставке в 2001 году. Русский бронеавтомобиль понравился заказчику. Забегая наперед, отметим, что автомобили Иордания так и не купила, зато создала совместное предприятие и начала выпускать очень похожие автомобили в 2005 году. А у российских автостроителей остался опыт создания военного бронеавтомобиля и проект, практически готовый к реализации. Первоначально автомобиль «Тигр» не планировали собирать в России, но интерес к его техническим характеристикам проявили российские силовые ведомства. В течение следующих двух лет специалисты ГАЗа значительно переработали первоначальный проект, учитывая пожелания новых заказчиков, и уже в 2002 году пять новых «Тигров» отправились в Москву для участия в автосалоне и для прохождения испытаний. На автомобильной выставке МIMS-2002 эти машины уже шли под обозначением Газ-2330 «Тигр».

В конце 2002 года два «Тигра» поступили в пробную эксплуатацию в московский СОБР и после этого ими заинтересовались в МВД России. Была заказана первая партия машин. Серийно автомобили «Тигр» производятся на Арзамасском машиностроительном заводе.

К новому автомобилю проявили большой интерес силовые ведомства, а также сотрудники нефтегазовой отрасли. По мнению военных, подобный автомобиль был нужен уже давно: он может решить вопрос обеспечения транспортом командиров среднего звена — как в военное время, так и в мирный период.

Устройство автомобиля

Газ «Тигр» был создан как автомобиль повышенной проходимости и высочайшей надежности. Технические характеристики этой машины позволяют использовать ее в любых, самых неблагоприятных условиях, она может преодолевать сложные препятствия и даже дорога ужасного качества ей покажется нипочем.

Газ-2330 «Тигр» имеет классическую компоновку. Сварная рама служит основой, на которую крепятся узлы автомобиля и его рама. Она усилена лонжеронами. Кузов стальной, цельнометаллический. Грузовой отсек отделен от пассажирского. «Тигр» может перевозить до 1500 килограмм груза, в этом с ним не сравнится никакой внедорожник.

В автомобиле базовой комплектации установлены: независимая торсионная подвеска всех колёс, гидроусилитель руля, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, автоматическая подкачка шин. На машину может быть установлен кондиционер, электрические стеклоподъемники, аудиосистема, ABS.

Многие элементы ходовой части автомобиля позаимствованы из конструкции БТР, точно так же, как и система подкачки колес. С одной стороны, это многократно увеличивает надежность и прочность конструкции, но с другой – не очень положительно влияет на плавность хода. «Тигр» оборудован системой контроля давления в шинах. На автомобиль устанавливают двигатель Cummins серии «В» объемом 5,9 литра, а также двигатель ЯМЗ-534. В зависимости от модификации двигатель может иметь мощность 180, 205 и 215 лошадиных сил.

Технические характеристики автомобиля

Модификации Газ «Тигр»

  • ГАЗ-233034 - СПМ-1 «Тигр», третий класс защиты.
  • ГАЗ-233036 - СПМ-2 «Тигр», пятый класс защиты.
  • ГАЗ-233014 «Тигр» - армейский бронеавтомобиль.
  • КШМ Р-145БМА «Тигр» - автомобиль для командного состава.
  • ГАЗ-233001 «Тигр» - небронированный автомобиль повышенной проходимости.

СПМ-1 и СПМ-2 – это бронированные автомобили третьего и пятого класса защиты соответственно. Они предназначены для использования силовыми структурами: полицией, пограничной службой, могут использоваться для подавления массовых беспорядков и разгона демонстраций.

Газ-233014 – это армейский вариант «Тигра». Автомобиль бронирован, в крыше установлен вращающийся люк и крепления для установки оружия. В салоне предусмотрены места для хранения боекомплекта и оружия.

КШМ Р-145БМА – это автомобиль для перемещения и обеспечения связи военного командования или гражданской власти. Может эффективно использоваться в зоне боевых действий или в районе стихийного бедствия. Этот автомобиль аналогичен СПМ-2 и также бронирован. Имеет пятый класс баллистической защиты.

Особое внимание следует обратить на ГАЗ-3121 «Тигр-2». Это опытная машина, гражданский внедорожник, который впервые был представлен в Москве на автосалоне в 2006 году. Выпускается он на Арзамасском машиностроительном заводе. На этот автомобиль устанавливают шестицилиндровый Cummins B205 (мощность 205 л.с.) или турбодизель Steyr мощностью 190 л.с. Скорость автомобиля по шоссе — 140-160 км/ч. Весит машина 3500 кг и потребляет 15 литров топлива на 100 километров. Стоимость внедорожника — 120 тысяч долларов.

На базе этих модификаций сделаны интересные специализированные автомобили.

Абаим-Абанат. Создан на базе автомобиля СПМ-1, имеет специальный выдвижной трап для проникновения бойцов антитеррористических подразделений на верхние этажи здания. Трап управляется из кабины водителя, имеет несколько защитных щитов.

ГАЗ-СП46 «Тигр» — это специальный автомобиль для приема парадов. Имеет открытый кузов типа «кабриолет». Отличается дорогой отделкой салона на уровне автомобилей элитного класса. Салон даже оборудован ручкой-поручнем для удобства.

«Тигр» сейчас довольно дорог, но конструкторы обещают в 2019 году снизить его цену и порадовать россиян отечественным внедорожником. Возможно, на автомобиле будут шире использовать российские комплектующие, что существенно снизит его цену.

Видео о машине


Изначально ГАЗ 2330 Тигр планировался исключительно для ВС РФ. Впервые он был представлен в 2005 году, в ОАЭ. Дело в том, что тогда армия вышеуказанного государства планировала закупить американские Хаммеры, сделка затянулась, поэтому арабы заказали России разработку нового бронеавтомобиля, который может эксплуатироваться при температуре до 60 градусов, вложив в это дело порядка 65 миллионов долларов. Спустя полтора года эта версия была представлена заказчику.

Однако, она не устроила их, после чего были закуплены Хаммеры. Странно, но сейчас Тигр интересен многим государствам, и не только. Вскоре руководство ГАЗ решило, что нужна версия внедорожника на базе Тигра. Так вот, на данный момент можно купить ГАЗ Тигр гражданский цена его будет составлять порядка 120 000 в американской валюте.

Внешний вид

Внешний вид версии для повседневного использования мало чем отличается от своего армейского собрата, разве что бронелистов нет. Круглые фары. Как ни странно прекрасно подходят к общим квадратным формам, а габаритные огни с указателями поворота позаимствованы у всем известного УАЗика.

Посмотрим на размеры этого авто. Надо сказать, он небольшой, он просто огромный.

  • Длина – 5,7 метра
  • Ширина – 2,3 метра
  • Высота – 2,3 метра
  • Дорожный просвет – 40 см

Впечатляет. Честно сказать, трудно себе представить, как этот гигант вообще может уместиться на одной полосе движения. Ширина колеи, что спереди, что сзади – 1,84 метра. Только в нескольких, а может и в одном государстве конструкторам могла прийти в голову мысль, сделать из боевой машины повседневный серийный автомобиль.

На цена значительно меньше, чем на военный потому что оборудования здесь нет практически никакого. Однако, как ни крути, колеса пришлось оставить прежними. Язык не поворачивается назвать этот автомобиль внедорожником. Его проходимость куда выше.

Интерьер

Внутри этот автомобиль выглядит более повседневно, чем кажется на первый взгляд. Так, например, здесь есть все те же спидометр и тахометр а рычаги управления трансмиссией расположены на центральном тоннеле. Здесь может быть установлен кондиционер, климат-контроль, сидения с подогревом, вентиляцией и сервоприводом регулировок, которые есть даже по высоте. Уже понятно, что это отечественный ответ Хаммерам, которые так же отличаются роскошью.

Непривычно выглядит панель, потому что основные приборы располагаются на щитке, а второстепенные вынесены над центральной консолью, которую конструкторы предусмотрительно приподняли надо полом. Широкое распространение уже получил тюнинг Тигра. Вообще, эти операции могут проделать и на заводе, такие как, например, обивка слона замшей или алькантарой, установка навигации, мультимедиа системы.

Исходя из размеров, можно сделать нехитрый вывод, что на задних рядах, которых два, предостаточно места. О досуге этих пассажиров тоже могут позаботиться, установив в подголовники дисплеи с беспроводными наушниками. Пожалуй, у внедорожника нет конкурентов на отечественном рынке, только вот гражданскую версию ГАЗ 2330 Тигр купить не так-то просто, поскольку каждый автомобиль, который производится на АМЗ, уже заказан конкретным покупателем, так что придется становиться в очередь.

Технические характеристики

Как уже говорилось выше, разработка заняла всего полтора года. Такой короткий срок обосновывается тем, что большинство деталей были взяты с БТР-80. Например, если присмотреться, то можно обнаружить колеса с этой техники, которые оснащены автоподкачкой с цифровым контроллером.

О подвеске говорить не будем, она практически полностью позаимствована у БТР. Стоит отметить, что глубина преодолеваемого брода составляет невероятные 1,2 метра. Для этого на крышу специально выведен шноркель с фильтром. Грузоподъемность его составляет порядка полутора тонн. Существует пятидверный вариант, либо пикап, но последний вариант редко можно встретить на дорогах. За всю историю производства в частные руки было продано всего 7 таких.

В качестве силового агрегата может выступать либо отечественный, либо иностранный Cummins. Производство первого налажено на Ярославском моторном заводе. Он имеет всего 4 цилиндра и 4,45 литра рабочего объема. Двигатель является многотопливным и выдает 215 лошадок. Но это не все. Главным преимуществом отечественного силового агрегата перед иностранным является крутящий момент в 700 Нм.

Само собой, расход у монстра тоже соответствующий. Крейсерская скорость автомобиля составляет 60 км/ч, а максимальная – 160. в первом случае расход солярки не превышает 35 литров. Ну а если «дать жару», то цифра становится непредсказуемой. Турбина начинает работать уже на 1000 оборотов, для охлаждения установлен интеркулер.

Так же ГАЗ 2330 Тигр купить можно с известным на весь мир Cummins 205. этот индекс соотвествует мощности силового агрегата, а его объем (двигателя) составляет 5,9 литра. При этом крутящий момент равен 687 Нм. Как видно, такой мотор значительно уступает в производительности своего конкуренту из Ярославля.

Максимальная скорость автомобиля с таким двигателем не превышает 140 км/ч. Производитель заявляет расход в пределах 15 литров. Честно признать, для почти 6-литрового двигателя – это бред сумасшедшего, даже несмотря на то, что он дизельный. По словам немногочисленных владельцев, расход переваливает за 25 литров, а если пересечь отметку в 100 км/ч, то можно выйти и на 40 литров на сто километров. Чему верить – совсем неясно. Однако, можно выбрать среднее значение. Так же надо отметить тот факт, что покупателей Тигра вряд ли будет заботить такая характеристика, как расход.

В качестве КПП используется механика с 6 ступенями, к которой «пристегнута раздатка». ГАЗ Тигр гражданской версии запросто преодолевает рыхлый и улежавшийся снег до полутора метров. Пониженная передача имеет соотношение 1:4,5. таким образом, на колеса передается невероятный крутящий момент, более 2000 Нм.

С автомобилем предлагается и дополнительное оборудование. Здесь будет установлена лебедка с тяговым усилием 4 тонны, кенгурин, который прошел испытания и выдерживает массу до 12 тонн. Так, например, лобовой удар с бетонный блок на скорости в 40 км/ч не приносит автомобилю ровным счетом никакого ущерба. Также под картер устанавливается защита, а на крыше, независимо от типа кузова, будет установлен экспедиционный багажник. Фары могут быть выполнены на ксеноновой основе, а габаритные огни – на светодиодной, вместе с указателями поворота.

Заключение

Пожалуй, пришло время узнать, сколько стоит это чудо техники. На ГАЗ 2330 Тигр цена начинается с 3 миллионов рублей. В начальной комплектации, что логично, будет представлен иностранный агрегат, а вот отечественный предлагается в более дорогих версиях, которых на данный момент насчитывается порядка 10 штук. Как уже говорилось, купить модель непросто. В первую очередь выполняются гособоронзаказы, а потом уже гражданские.

Кроме того, ГАЗ Тигр гражданский нельзя купить в иностранное государство. Они продаются исключительно гражданам Российской Федерации. Арзамасский завод в год производит всего несколько десятков таких автомобилей, поскольку сборка, как признается руководитель, «отверточная». Не удивительно, ведь для силовых структур, куда в первую очередь поставляются Тигры, нужно непревзойденное качество и надежность.