Метро Тбилиси — схема, станции и другой общественный транспорт Тбилиси. Грузия: городской транспорт в Тбилиси и транспорт внутри страны Междугороднее сообщение в Грузии

В машине или на автобусе во время экскурсий легко и приятно, но бывают моменты, когда хочется самостоятельно осмотреть город, насладиться неспешной прогулкой по древним улочкам, почувствовать себя полностью самостоятельным и независимым туристом. Для этой цели в качестве недорогого и очень удобного средства передвижения по Тбилиси отлично подойдет метро. С помощью быстрого подземного транспорта, Вы сможете добраться к самым интересным частям города. А зная некоторые особенности метро, еще и неплохо сэкономить в дальнейшем.

Метро Тбилиси

История тбилисской подземки, скорее всего, мало интересна путешественникам, а потому считаем предпочтительнее рассказать о тонкостях передвижения по городу. Существующие две ветки метро расположены далеко не под всем городом, а значит, к некоторым местам столицы придется ехать на автобусе или такси. И все же, практически ко всем основным туристическим достопримечательностям можно добраться вполне экономно, довольно быстро и главное (особенно актуально в летний зной), в более комфортной температуре, чем на поверхности.

Карта метро Тбилиси

Для удобства публикуем карту метро Тбилиси с существующими ветками и станциями в том виде, в котором Вы увидите ее в подземке. Рекомендуем обратить внимание на центральную часть ветки Akhmeteli — Varketili (показана красным цветом). Обычно это именно тот кусок метро, что пользуется популярностью у туристов.

Удобная карта с точно нанесенными ветками и станциями метро в Тбилиси.

Станции метро Тбилиси

Если Вы выбрали в качестве средства передвижения по Тбилиси метро, то дальнейшая информация о наиболее «ходовых» станциях может оказаться очень полезной.



Железная дорога Грузии имеет кроме внутренних линий связь с Азербайджаном и Арменией. Особенно удобен этот вид транспорта, если поездка многочасовая. Такие поезда отправляются в основном в вечерние часы - ложишься спать, просыпаешься на месте. С недавнего времени оплатить билет на поезд (как и многое другое) можно в специальных автоматах Paybox, которые находятся повсюду - в банках, магазинах, просто на улицах.

Пассажирские перевозки осуществляет в основном Центральный вокзал
адрес: Вокзальная площадь,2
тел: 219 95 95, 219 92 92


Наиболее популярным видом транспорта внутри Тбилиси является метро. Метрополитен охватывает практически все части города (кроме Ваке - одного из самых престижных и дорогих районов города) и имеет 22 станции.


Стоимость проезда - 0,50 лари (0,30$).
Следует отметить, что в последние годы он также был реконструирован.

Перед тем как сесть в автобус, нужно убедиться, что при себе есть 0,50 лари (0,30$), поскольку приобрести билет возможно только в кассовом аппарате, который принимает только точную сумму и сдачи не дает. Оплата водителю запрещена. Автобусы, в отличие от маршрутных такси, останавливаются только на автобусных остановках. Все автобусы относительно новые и исправны технически. На автобусных остановках установлены электронные табло, по которым можно узнать прибытие ближайших номеров.

Недавно в Тбилиси начали заменять старые маршрутные такси на новые, также технически исправные и довольно комфортабельные. В отличие от автобусов, оплатить проезд можно как через аппарат, так и водителю. Останавливаются маршрутки по требованию.

Автовокзалы

- «Окриба»: ул.Каралетская, 14; тел. 234 26 92
- «Центральная автостанция»: ул. Гулия, 11; тел. 275 34 33
- «Дедакалаки»: площадь Вокзальная; тел. 256 61 13
- «Свири»: ул. Векуя, 110; тел. 262 65 15
- «Навтлугская автостанция»: Московский проспект, 12; тел: 271 66 29

Если вы собираетесь задержаться в Тбилиси, то удобнее приобрести за 2 лари (чуть больше доллара) специальную пластиковую карту и положить на нее некую сумму на депозит. Этой картой можно оплачивать проезд в метро, автобусе и маршрутном такси. При этом в метро и автобусе действует система скидок, за второй и третий проезд в один день стоимость снижается на 0,1 лари.




Такси самое удобное средство передвижения, довольно популярное в Тбилиси и относительно недорогое из-за высокой конкуренции.

Существует несколько компаний, где такси можно вызвать по телефону.

ООО «Тико»
тел: 220 02 00
тариф по договору
автомобиль: «Нисан»

Экспресс - такси
тел: 291 06 07; 291 20 05
тариф по договору
автомобиль: «Опель»

Сервис
тел: 003
тариф по договору
автомобиль: «Мерседес», «Опель»

Омега - такси
тел: 237 78 77
тариф по договору
автомобиль «Мерседес», «Опель»

Сервис - центр
тел: 088
тариф по договору
автомобиль: «Мицубиси»

Сервис - люкс
тел: 253 55 35
тариф: 0,6 лари
автомобиль: «Тойота»

Автогаз - Ностальгия
тел: 291 14 14; 294 14 14
тариф: 0.3 лари
автомобиль: «Мерседес», «Фольксваген», «Опель», «Газ 31».

Самый дорогой тариф - 0,6 лари (0,4$) за километр. Ожидание в среднем 10 лари (около 6$) за час. Кроме того на улице можно остановить частника и договорится о цене, но лучше этого не делать, так как, к сожалению, многие частники говорят цену намного завышенную, если поймут, что человек не местный. А отличить их очень просто, автомобиль, принадлежащий компании кроме шашечек имеет номер телефона этой самой компании.



Что касается аренды автомобилей, в Тбилиси существует множество компаний, предлагающих эту услугу, с водителем и без, с предоставлением детских сидений или GPS навигацией, с большим набором других услуг. Все машины в отличном рабочем состоянии и, естественно, застрахованы. Цены зависят от сроков аренды, ну и класса самого автомобиля. Постоянным клиентам - скидки. И если вы прилетели в Тбилиси на самолете, то прямо в аэропорту к вашим услугам одна из таких компаний.

Ведущие компании в этой области:

Avis
Аэропорт Тбилиси
пр. Руставели, 1 (головной офис)
тел: 2923594
www.avis.ge

Concord Motors
ул. Барнова, 82
тел: 2220960
www.concordmotors.ge

CT Auto Ltd
ул. Леселидзе, 44/II
тел: 299 91 00
www.hertz.ge

Geo Rent Car
ул. Лермонтова, 9
тел: 293 00 99
www.georentcar.ge

Info Tbilisi Cars
ул. Николадзе, 6
тел: 218 22 44
http://cars.info-tbilisi.com

Jeep Rent
ул. ул.Марджанишвили, 5
тел: 294 19 10
www.jeeprent.info-tbilisi.com

MSG +
ул. Костава, 40
тел: 247 00 47
www.carrental.ge

Naniko
тел: 214 11 22
www.naniko.com

Для перемещения по городу без транспорта не обойтись. Транспортная система города Тбилиси разнообразна: метро, автобусы, маршрутки, фуникулер, канатные дороги и такси. Вот и весь список. Троллейбусов и трамваев нет, что даже хорошо. Ведь движение на дорогах насыщенное, а в час пик всегда пробки.

В статье расскажу о транспорте, находящемся в ведомстве «Тбилисской транспортной компании»: метро, автобусы и канатные дороги. Как правильно спланировать маршрут из пункта А в пункт Б. Как оплачивать проезд, стоимость проезда, льготы. Давайте обо всем по порядку. Подробную информацию о маршрутках, такси и фуникулере смотрите .

Тбилисская транспортная компания

Официальный сайт (грузинский/английский язык) : http://ttc.com.ge

«Тбилисская транспортная компания» начала свое существование в 1966 году, когда открылась первая ветка метрополитена. Собственник компании – мэрия города Тбилиси, которой принадлежат 100% акций. В 2009 году в ведомство компании были переданы муниципальные автобусы. С 2012 года добавились еще две канатные дороги Рике–Нарикала и проспект Чавчавадзе–Черепашье озеро.

Карта Metromoney

Чтобы перемещаться по городу общественным транспортом, понадобится карта Metromoney. С ее помощью оплачивается проезд в метро, автобусах и маршрутках, на канатных дорогах.

Сколько стоит: 2 лари (~ 0,8$).

Где купить: в кассах на станциях метро и на канатной дороге Рике–Нарикала.

Карта не именная, поэтому паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, не нужны. Одной карты на всю семью или компанию будет достаточно.

Где пополнять:

  • в кассах метро и на канатной дороге;
  • в терминалах Bank of Georgia.

Возврат Metromoney:

В течение 30 дней возможно вернуть карту. Чтобы получить обратно свои 2 лари, в тех же кассах предъявляем карту и чек на ее покупку. Чеки пополнения карты не нужны.

Тарифы на поездки:

  • метро, автобусы – 50 тетри (~ 0,2$);
  • канатная дорога Рике-Нарикала в одну сторону – 2,5 лари (~ 1$);
  • канатная дорога к Черепашьему озеру – 1 лари (~ 0,4$).

Дисконт:

После оплаты проезда 50 тетри картой Metromoney, предоставляется льготное время 1,5 часа для пересадки на другие автобусы или метро. При этом дисконт не распространяется на канатные дороги.

Например: в 10:00 зашли в метро и оплатили 50 тетри. В 11:00 пересели на автобус и провели картой по считывающему устройству. При этом на карте деньги не спишутся, а в полученном чеке на проезд указана стоимость 0,00 лари.

Метро Тбилиси

На сегодняшний день(2018 год) метро Тбилиси состоит из 2 веток: красная – Ахметели–Варкетили и синяя – Сабуртало, с одной станцией пересадки «Вокзальная площадь». Последняя 23-я станция метро «Государственный университет» открылась в октябре 2017 года. Первая ветка тбилисского метрополитена из 6 станций Дидубе – Руставели была запущена в 1966 году. В период с 2002 по 2012 г.г. проводилась реконструкция станций и были обновлены вагоны. В это же время жетоны заменены на единую карту Metromoney.


На фото: Станция метро «Руставели»

Пользоваться метро в Тбилиси удобно – остановки объявляются на грузинском и английском языках. Сами указатели на платформах указаны на русском, ведь первая красная ветка построена еще во времена СССР.

Время работы: с 6:00 до 24:00.

Стоимость проезда: 50 тетри. Оплачивается проезд только картой Metromoney.

Интервалы между поездами:

  • в час пик 2-4 минуты;
  • в вечернее время ~ 10 минут.

Схема метро Тбилиси на русском языке:


На фото: Схема метро Тбилиси

Канатная дорога, связывающая парк Рике и древнюю крепость Нарикала, открылась в 2012 году. Состоит из 8 стеклянных кабинок-гондол с двумя мягкими лавочками внутри, в каждую кабину помещается 8 человек. Движутся гондолы непрерывно, слегка притормаживая на станциях. Есть пандус для лиц с ОВЗ. С комфортом прокатились на канатке вместе с ребенком в детской коляске.

Канатная дорога Рике-Нарикала пользуется большой популярностью у туристов. В летнее время выстраиваются очереди, чтобы полюбоваться видами Старого города с высоты птичьего полета. Поэтому планируйте посещение крепости на утро, с момента открытия канатки.

Время работы: с 11:00 до 23:00.

Стоимость проезда: 2,50 лари. Оплачивается проезд только картой Metromoney.

Продолжительность поездки: 1 минута 42 секунды.


На фото: Канатная дорога Рике–Нарикала

Канатная дорога к Черепашьему озеру

В сентябре 2016 года после капитального ремонта начала работать канатная дорога, связывающая проспект Чавчавадзе в центре Тбилиси и . Состоит из двух гондол в ретро-дизайне. В одну гондолу помещается 10-12 человек плюс постоянный проводник. Предусмотрены крепления для транспортировки велосипедов. Канатная дорога адаптирована для перевозки пассажиров с ОВЗ.

Время работы: в летнее время с 8:00 до 24:00, зимой с 8:00 до 22:00.

Стоимость проезда: 1 лари. Транспортировка велосипедов оплачивается дополнительно – 1 лари. Оплачивается проезд только картой Metromoney.

Продолжительность поездки: ~ 6 минут.


На фото: Вагон на канатке Чавчавадзе–Черепашье озеро

Автобусы

Автобусы и маршрутки – основное средство передвижения по городу. С их помощью можно добраться куда угодно. Автопарк «Тбилисской транспортной компании» насчитывает 750 муниципальных автобусов. Ежедневный пассажирооборот превышает 200 тысяч человек. Самый длинный маршрут составляет чуть более 30 км, а самый короткий – 4,6 км. Остановки оборудованы электронным табло, на котором отображено время ожидании следующего автобуса. Информация представлена на грузинском языке и дублируется на английском.


На фото: Муниципальный автобус Тбилиси
На фото: Остановка с электронным табло

С 2017 года на маршрутах города Тбилиси появились экологически чистые автобусы, соответствующие европейским стандартам евро-5. На нескольких улицах выделены отдельно линии для общественного транспорта, чтобы сократить время движения по маршруту. Помимо этого мэрия планирует завести около 700 новых автобусов, чтобы заменить старые «Богданы» и пополнить автопарк.

В чем отличие автобусов от маршруток?

Муниципальные автобусы – большие автобусы синего или желтого цвета. Во многих размещены электронные табло с маршрутом движения и указанием следующей остановки. Остановки объявляются на грузинском языке, изредка на английском. Они останавливаются только на остановках, в отличие от маршруток.

Время работы: с 6:00 до 20:00.

Стоимость проезда: 50 тетри. Оплачивается проезд картой Metromoney или наличными при входе. Кассовый аппарат сдачи не выдает, поэтому лучше иметь точную сумму монетками.

Планирование маршрутов по Тбилиси

Как спланировать маршрут по Тбилиси, и сократить время ожидания транспорта? Для этого воспользуемся сайтом «Тбилисской транспортной компании» http://ttc.com.ge . На сайте размещены полезные разделы:

  • Journey Planner (планирование маршрута).

К примеру, хотим добраться к парку Ваке от метро «Авлабари». Заходим в Journey Planner, выбираем пункты отправления и прибытия на английском, транспорт и нажимаем кнопку планировать маршрут.


На фото: Планирование маршрута

После этого на карте отобразится сам маршрут, а слева на экране подробное описание – номера автобусов или необходимые станции метро, время в пути и пересадки.


На фото: Маршрут построен

Journey Planner не очень удобен для пользования, но уж какой есть. Карта Тбилиси на грузинском, радует что план маршрута на английском.

  • Timetables (расписания движения автобусов).

В данном разделе представлена полная информация о движении поездов метро и муниципальных автобусов: номера маршрутов, станции отправления, прибытия и промежуточные станции, график движения.

  • Bus in Real Time (движение автобусов в режиме реального времени).
  • Stop Board Info (информация о времени ожидания автобусов на каждой остановке) – помогает подгадать время выхода из дому, чтобы долго не ждать на остановке транспорт.

Надеюсь информация оказалась вам полезной. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Статья о городском транспорте Тбилиси и внутреннем транспорте Грузии (как лучше добраться из пункта А в пункт Б внутри страны): авиасообщение, автобусы и маршрутки, железные дороги Грузии.

Городской транспорт в Тбилиси

Городской транспорт Грузии — это в основном автобусы и маршрутки. Троллейбусов я не видел ни разу, метро же есть лишь в Тбилиси. Стоимость проезда на маршрутке обычно указывается на лобовом стекле или на двери, оплачивать нужно при входе (проблема лишь в том, что все надписи в маршрутках на грузинском языке). В Тбилиси вполне может случиться такая ситуация, что местные жители, опознав в вас туриста, начнут наперебой давать вам советы, как добраться в нужное место, что еще посмотреть в Тбилиси и окрестностях и как вам вообще жить дальше, при этом могут попытаться заплатить за ваш проезд в маршрутке. Это нормально, просто расслабьтесь, улыбайтесь и наслаждайтесь ситуацией — к гостям в Грузии всегда было особо трепетное отношение.

За проезд в тбилисских метро, автобусах, микроавтобусах и канатных дорогах нужно расплачиваться с помощью специальной транспортной карты Metromoney . Приобрести ее можно в кассах на станциях метро или в кассах канатных дорог. В залог с вас возьмут 2 лари, которые затем можно будет вернуть в течение 30 дней с даты покупки, предъявив паспорт и чек на самую первую оплату – то есть нужен чек, по которому вы покупали эту карту, а не чеки на дальнейшие пополнения ее баланса.

Оплата проезда в тбилисских автобусах организована так: заходим через среднюю или заднюю дверь, в середине автобуса сидит кондуктор с устройством для считывания карт. Подходим к кондуктору и прикладываем свою метрокарту к считывателю, если все ОК, кондуктор дает нам чек об оплате проезда.

Метро Тбилиси

На данный момент состоит из 2 линий: «Дидубе — Самгори» и «Субуртало»:

Схема метро Тбилиси

и там до сих пор бегают старые добрые поезда Мытищинского вагоностроительного завода:



Кстати, если решите их сфотографировать, имейте ввиду, что грузинская полиция иногда довольно нервно реагирует на попытки фотографирования вокзалов, поездов и тому подобных транспортных объектов: я однажды имел воспитательную беседу с одним таким бдительным стражем порядка. В Москве, к примеру, ты можешь в метро хоть обфотографироваться- а вот в Тбилиси так не принято.


Кстати, зимой в тбилисском метро грузины косят под китайцев: изрядная часть пассажиров ездит в марлевых медицинских повязках-«намордниках».

Стоимость проезда в городском транспорте Тбилиси

Метро и автобусы: 0,5 лари (следующие поездки в течение полутора часов после первой оплаты будут бесплатны).
Маршрутки: 0,8 лари
Канатные дороги: 1 лари (данной картой можно оплачивать поездки на тбилисской канатке к крепости Нарикала и к Черепашьему озеру).

Фуникулер на гору Мтацминда не относится к системе городского транспорта Тбилиси и проезд на нем надо оплачивать с помощью пластиковой карты парка развлечений «Мтацминда», стоимость этой карты зимой 2017 года составляла 2 лари, проезд в один конец – также 2 лари.

Как добраться до аэропорта из центра Тбилиси

Дешевле всего это сделать на автобусе N37. Ходит каждые 20 минут, можно сесть как возле ж/д вокзала , так и на остановке около метро «Площадь Свободы». Заплатить за проезд можно как метрокартой, так и наличными, дорога до аэропорта занимает примерно 40 минут.

На некоторых тбилисских маршрутах, например N61 от площади Свободы до района Ваке , работают большие современные автобусы MAN. На прочих же используются маленькие украинские «Богданы». Именно они бегают по маршруту 37 до аэропорта. И, так как маршрут проходит через жилые кварталы, поездка в аэропорт в час-пик может быть очень некомфортным мероприятием, особенно с большим и громоздким багажом (я, например, однажды ехал на нем с чемоданом и горными лыжами – впечатления так себе). Хотя поездка на автобусе в аэропорт стоит 50 тетри, а на такси – 25 лари, возможно лучше все-таки предпочесть такси. Народу в час-пик набивается столько, что “Богданчик” в горку еле ползет.

Внутренние авиалинии в Грузии

В принципе, несмотря на скромные размеры страны, между крупными городами Грузии есть даже авиасообщение, но из-за низкой популярности этого вида внутреннего транспорта билеты на эти рейсы сравнительно дороги. Основным авиаперевозчиком между грузинскими городами является авиакомпания Georgian Airway s (www.airzena.com), примерная цена билета на рейс Тбилиси-Батуми составляет 180 лари (во время проведения акций можно купить за 90 лари), время в пути 35 минут; от Тбилиси до Кутаиси лететь 20 минут. Неоднократно предпринимались попытки запустить регулярное авиасообщение между основной Грузией и затерянной в горах Сванетией – например, по маршруту Тбилиси-Местия (аэропорт царицы Тамары) летала компания Pegasus , но сейчас полеты приостановлены. Есть еще рейсы некоей компании Kenn Borek – но кто это такие и каково ими летать, я не знаю.

Автобусы и маршрутки

Практически в любой уголок Грузии (кроме Сванетии) проще и дешевле добраться по земле: на автобусе, маршрутке или поезде. Маршрутки и автобусы это вообще лучшее и самое популярное средство передвижения по Грузии. Автобусы предпочтительнее при поездках между крупными городами, маршрутки – на горных дорогах. На дальние (по грузинским меркам) расстояния – например Тбилиси-Батуми, лучше ехать рейсовыми автобусами, они однозначно комфортабельнее маршруток и более склонны придерживаться расписания. Грузинские маршрутки – это самые разномастные микроавтобусы от новеньких Mersedes до Ford Transit весьма почтенного возраста — то есть никаких удобств вроде кондиционера там вполне может не быть.

Маршрутки на автовокзале Дидубе в Тбилиси

Маршрутка Гудаури-Тбилиси

Цены на переезды на маршрутках внутри Грузии очень гуманные – например, поездка из Тбилиси в Казбеги, расположенный почти на российской границе, обойдется в 7-8 лари (210-240 рублей).

Для поездок на не очень далекие расстояния маршрутка зачастую самый лучший и дешевый вид транспорта, сопряженный, однако, с некоторыми минусами:

Грузинские водители обожают русскую попсу. А особо «продвинутые» — русский шансон. Так что во время, например, 6-часовой поездки из Тбилиси в Батуми у вас есть прекрасный шанс наслушаться всего этого добра до тошноты. Но попса и шансон это полбеды. Где-нибудь в горной Аджарии водитель (и пассажиры) спокойно может закурить во время движения. И ему даже в голову не придет, что в маршрутке в это время могут ехать дети или беременная женщина. По моим наблюдениям, в этой части Грузии курение — это часть менталитета и имиджа, все «настоящие джигиты» смолят одну за другой.

Еще один момент: остановок в пути обычно не предусмотрено, кроме самых дальних поездок типа Тбилиси-Батуми. Так что перед дорогой лучше не пейте много воды (и тем более пива). В принципе, если кто-то из пассажиров настойчиво попросит, водитель остановится на какой-нибудь заправке, но сам он это делать, скорее всего, не будет.

Еще один нюанс: водители грузинских маршруток водят точь-в-точь как их московские собраться по ремеслу (ибо и те и другие зачастую родом из горных аулов) – что может не самым лучшим образом отразиться на безопасности пассажиров.

Декабрь 2016 — едем на маршрутке в Гудаури

Железные дороги Грузии

Грузия еще с советских времен имеет довольно разветвленную сеть железных дорог; ж/д транспорт бывает двух типов: поезда и пригородные электрички – и то и другое это дешевый и удобный способ перемещения по стране. Расписание и цены можно уточнить на сайте railway.ge (но желательно это делать в присутствии русскоговорящего грузина, чтобы он вам перевел то, что там будет написано затейливыми грузинскими буквами – ни на русский, ни на английский языки сайт так и не смогли перевести).