«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11%. Темпы падения снизились втрое благодаря программам господдержки, стабилизации экономики и отложенному спросу, отмечают эксперты

«Финальный поиск дна»

В декабре 2016 года в России было продано около 146 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 10% превышает результат ноября (132,3 тыс.), следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Но по итогам всего 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее. Таким образом, прошлый год стал четвертым подряд годом падения российского автомобильного рынка, хотя темпы падения снизились в 3,2 раза: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м — на 10,3%, в 2015-м — на 35,7%.​

В сравнении с «двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года» декабрьские продажи — это «хороший результат», отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении ассоциации). «Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — добавил он. АЕБ надеется, что в 2017 году у российского рынка «есть потенциал» закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Общий объем продаж автомобилей по итогам 2017 года, как ожидается, составит 1,48 млн штук, то есть на 4% больше, чем в 2016 году, сказал Шрайбер.

В Subaru и Suzuki считают, что в 2017 году рынок может вырасти даже чуть больше — на 4-5%, говорят их представители. «Пока предпосылок к глобальному росту нет», — признает руководитель департамента продаж и маркетинга «Сузуки Мотор Рус» Ирина Зеленцова. «В 2017 году мы не ожидаем драматических изменений», — соглашается гендиректор «Субару Мотор» Есики Кишимото. А в Toyota считают, что объем рынка в 2017 году останется на уровне 2016 года, говорит ведущий специалист по связям с общественностью компании Наталья Астафьева. «Российский автомобильный рынок остается одним из приоритетных рынков для Toyota, и мы рассматриваем его как перспективный», — указывает она.

Относительная с​табилизация авторынка произошла благодаря программам господдержки, улучшению экономической ситуации и отложенному спросу, сказал РБК исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Прогноз «Автостата» не сильно отличается от АЕБ, прирост по итогам года может составить около 5%. При этом авторынок достаточно волатильный, если будут резкие движения в экономике, то, возможно, восстановление рынка пойдет быстрее, добавляет он.


Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом. Как следует из опубликованного в четверг сообщения компании, за год завод продал в России 266,23 тыс. автомобилей, что на 1% (на 2,8 тыс. штук) меньше, чем в 2015 году. По собственной оценке АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке по итогам года составила 20%, что на 2,2 п.п. лучше показателей 2015 года. Впрочем, по данным АЕБ, в 2016 году доля концерна составила 18,7%, увеличившись лишь на 1,9% п.п.

Как АвтоВАЗ нарастил долю

По итогам 2015 года продажи Lada снизились на 30%, при этом доля АвтоВАЗа составляла 16,8% (по данным АЕБ) в общем объеме. В начале марта акционеры завода — альянс Renuat-Nissan и «Ростех» — решили отправить в отставку его президента Бу Андерссона, который возглавлял компанию с января 2014 года. Одной из основных причин стали огромные убытки по итогам 2015 года — 73,9 млрд руб. Вместо того чтобы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, Андерссон предпочел идти «по самому легкому пути», говорил тогда гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, объясняя причину отставки топ-менеджера и плохие финансовые результаты компании. По его словам, это было «большой ошибкой».

За месяц до отставки Андерссон сказал, что в 2016 году АвтоВАЗ увеличит свою долю до 20%. В пресс-службе завода в четверг заявили, что эта цель достигнута — завод контролирует 20% продаж новых машин. Но, по данным АЕБ, доля Lada в общем объеме продаж составила 18,7%.

После отставки президента АвтоВАЗа компанию возглавил Николя Мор, который перешел из другой «дочки» альянса Renault-Nissan — румынской Dacia. «Во-первых, основная моя цель — вернуть компанию к прибыльности. Во-вторых, усиление присутствия Lada на российском рынке. В-третьих, необходимо привнести стандарты и способы управления альянса на АвтоВАЗ, привлекать все больше сотрудников с АвтоВАЗа в проекты, которые реализуются в периметре альянса Renault-Nissan», — говорил Мор в интервью «Ведомостям» в июне 2016 года.

К тому же перед Мором была поставлена задача повысить уровень локализации комплектующих, которые АвтоВАЗ использует в своих моделях, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Южнокорейский производитель сидений Daewon локализует на площадке «ИжАвто» (один из заводов АвтоВАЗа) в Ижевске производство каркасов сидений для Lada Vesta, которые ранее импортировались, рассказал Чемезов на брифинге в декабре: «Задача — в максимально короткие сроки локализовать каркасы». По его словам, завод может повысить уровень локализации новых моделей как раз за счет активного привлечения иностранных поставщиков в Россию, АвтоВАЗ должен за три года поднять локализацию Vesta и Xray на 10 п.п., примерно до 50%.

Занявшие по итогам 2016 года второе и третье места корейские производители Kia (149,5 тыс.) и Hyundai (145,25 тыс.) сократили продажи на 9 и 10% соответственно, следует из отчета АЕБ. Нарастить продажи по итогам года также смогли Lexus (рост на ​19%, до 24,1 тыс.), Lifan (+15%, до 17,46 тыс.), Ford (+10%, до 42,5 тыс.), Skoda (+1%, до 55,4 тыс.) и УАЗ (+1%, до 48,85 тыс.). А аутсайдерами по итогам 2016 года оказались SsangYong (-78%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%).

Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам 2016 года стала Hyundai Solaris, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на 20% (до 90,38 тыс. штук). На втором месте — Lada Granta (-27%, 87,72 штук), на третьем месте — Kia Rio (+9,7%, 87,66 тыс. машин).

Оптимистичный настрой

Позитивные изменения на рынке в 2016 году видят как компании, сумевшие за год улучшить свои результаты, так и автопроизводители, снизившие долю продаж. Доля Kia по итогам года составила 10,5%, увеличившись на 0,3 п.п., сказал РБК управляющий директор «КИА Мотор Рус» Александр Мойнов. Цель на 2017 год — довести этот показатель до 11%, добавил он.

Россия остается «ключевым стратегическим рынком» и для Nissan, компания реализует долгосрочные планы по увеличению локализации и укреплению позиций, передал РБК через пресс-службу глава Nissan в России Андрей Акифьев. «Фундамент, построенный нами в России, достаточно прочен, но в то же время в связи с внешними факторами нам приходится корректировать свой курс в соответствии с новыми условиями», — признал он.

Директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала РБК, что, несмотря на то что в 2016 году автомобильный рынок упал на 11%, компания смогла увеличить свою долю рынка с 10,3 до 11%. В 2016 году Volkswagen реализовал в России 157 тыс. автомобилей, из них 147 тыс. произведены на местных производственных площадках — в Калуге и Нижнем Новгороде. Объем локального производства в 2016 году вырос на 9%, уточнила она.

«Результаты 2016 года вполне ожидаемы. Конечно, мы хотели продать больше автомобилей, но мы сделали неплохой задел на будущее. Наша цель на 2017 год — увеличение доли на рынке до 1% (около 0,5%), а при оптимистичном сценарии — до 4%», — сказал управляющий директор Peugeot, Citroen и DS Александр Мигаль.

«В 2016 году продажи Subaru снизились на 18%, это вызвано тем, что изначально мы планировали продажи исходя из того, что рынок упадет на 20%, поэтому для нас это вполне ожидаемый результат», — передал РБК через пресс-службу Кишимото. Изначально в 2016 году компания планировала продать 5,5 тыс. автомобилей, но в итоге реализовала чуть больше — 5,7 тыс.

Рост не в России

По предварительным оценкам, по итогам 2016 года объем мирового авторынка составит 90,9 млн штук, что на 1,7% выше 2015 года (89,4 млн штук — данные IHS Automotive). В отличие от российского авторынка мировые продажи демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет.

Лидером мирового авторынка по итогам прошлого года, следует из данных focus2move, стал Volkswagen, продавший 10,1 млн автомобилей, что на 1,4% выше показателей 2015 года. А Toyota опустилась на второе место с 9,95 млн машин (+0,2%). Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%), корейские Hyundai и Kia — 8,17 млн штук (+1,9%). Пятерку замыкает американская General Motors — 7,97 млн (+0,3%).

В конце 2014 года произошло падение цен на нефть, ослабление рубля, дестабилизация экономики, это вызвало рост цен на автомобили, напоминает Удалов из «Автостата». В итоге российский авторынок пошел на спад в отличие от мирового, замечает он.

Но в 2017 году эксперты ожидают падение продаж мирового рынка автомобилей. До конца этого года может быть продано лишь 83,6 млн новых машин (на 8% меньше, чем ожидается по итогам 2016 года), прогнозирует Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA).

В условиях роста цен на новые автомобили в последние годы многие покупатели предпочитали уходить на вторичный рынок, где можно найти машину по любому карману. В результате этот сегмент оказался достаточно устойчивым к кризису: продажи бэушек показали падение лишь в 2015 году, и с тех пор спрос на них стабильно увеличивается. Впрочем, темпы этого роста значительно ниже, чем на рынке новых машин, где с прошлого года измеряется в двузначных величинах. Так, в 2017-м россияне купили 5,3 млн автомобилей с пробегом - лишь на 2,1% больше, чем годом ранее. И хотя в количественном выражении вторичный авторынок более чем в три раза превосходит первичный, можно констатировать, что часть потребителей сегодня возвращается к своей мечте о покупке новой машины. Поэтому продажи бэушных автомобилей хоть и продолжат расти, но более умеренными темпами.

«Подержанные машины по-прежнему значительно популярнее у россиян, чем новые. Однако факторы, сдерживающие продажи автомобилей с пробегом, также присутствуют: началось на первичном рынке, предложение свежих машин в возрасте до 3 лет сократилось - многие автомобилисты увеличили сроки владения авто», - комментирует руководитель «Avito Авто» Сергей Литвиненко.

В свою очередь, директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко отмечает, что возвращение потребителей в сегмент новых автомобилей, в частности, связано с хорошими скидками по программам трейд-ин, которые дилеры стали активно развивать в последнее время. В целом же динамика спроса на вторичном рынке находится в пределах статистической погрешности, и ни о каком росте сегодня говорить не приходится.

Закон сообщающихся сосудов

Согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», в 2018 году вторичка вырастет на 3,2%, до 5,47 млн машин. Через год рынок автомобилей с пробегом прибавит еще 1,5% и достигнет 5,5 млн штук. Темпы роста будут снижаться и далее, и в 2020 году реализация бэушек составит 5,6 млн единиц. Таким образом, после пяти лет восстановления сегмент «секонд-хэнда» так и не сможет достигнуть докризисного уровня в 6,1 млн авто. Как говорится в исследовании «Автостата», сформировавшийся отложенный спрос, а также неизбежное увеличение парка создают предпосылки для роста вторичного рынка в ближайшие годы. В то же время продолжающееся удорожание жизни при отсутствии роста реальных доходов могут заставить россиян на неопределенный срок откладывать дорогостоящие покупки, к которым относится и автомобиль. Это приведет к увеличению срока владения автомобилем и как следствие уменьшению продаж подержанных машин.

В ГК «Рольф» также прогнозируют рост рынка автомобилей с пробегом в 2018 году, особенно в сегменте до семи лет, с которым как раз активно работают официальные дилеры. Это будет следствием наметившегося увеличения продаж новых машин, ведь объем вторичного рынка зависит не только от размера автопарка страны, но и от динамики реализации новых автомобилей. По словам директора подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексея Баринова, сейчас на рынке не так много «первичных» сделок, когда покупатель выбирает свою первую машину. Значит, с приобретением нового автомобиля он отправляет предыдущий на вторичный рынок. Как ожидается, уменьшится и число случаев, когда автомобиль продается и ничего не покупается взамен - в разгар спада в экономике такие продажи были не редкостью.

Однако с завершением программ господдержки и возможным повышением цен из-за очередной индексации рынок новых автомобилей ждет сокращение спроса, что через несколько лет отразится и на вторичке , полагает генеральный директор CarPrice Денис Долматов. Впрочем, падение продаж подержанных машин в целом маловероятно, но отдельные возрастные сегменты уже в ближайшее время могут уйти «в минус». «Прежде всего это касается „трехлеток“, ведь в 2015 году продажи новых автомобилей значительно просели, из-за чего сейчас на вторичный рынок будет выведено существенно меньше машин в возрасте трех лет. А сокращение предложения неизбежно вызовет рост цен», - предупреждает Денис Долматов.

Молодые набивают себе цену

Между тем уже в прошлом году «трехлетки» показали по сравнению с другими возрастными сегментами - на 9,6%, согласно оценкам «Автостата». Это связано с тем, что именно с 2014 года новые автомобили начали расти в цене, а сейчас они выходят на вторичный рынок. Также повышение цен было зафиксировано по машинам в возрасте двух (+3,8%) и четырех (+5,2%) лет. При этом старые автомобили (10 лет и старше), помимо того что их число на рынке существенно увеличивается, наоборот, дешевеют (-1,3%). В целом средневзвешенная стоимость автомобиля с пробегом в декабре 2017 года составила 561 тыс. рублей - это на 1,9% меньше, чем годом ранее (572 тыс. рублей). При этом снижение цены обусловлено в первую очередь изменением структуры вторичного авторынка в сторону более старых машин.

Статистика «Avito Авто» подтверждает эту тенденцию: средняя стоимость по всем опубликованным объявлениям о продаже машин в 2017 году снизилась на 9% - до 511 тыс. рублей. При этом активнее всего (в 65% случаев) покупатели интересовались машинами старше семи лет, что объясняется, прежде всего, их относительно невысокой средней ценой - 284 тыс. рублей.

Согласно данным CarPrice, снижение средней цены в прошлом году было на уровне 0,8%, что говорит о стабильности бюджета на покупку автомобиля. «Люди готовы тратить не больше, чем в прошлом году - в районе полумиллиона рублей. Эта сумма для многих комфортна, поскольку позволяет обойтись без кредита. Впрочем, небольшая коррекция цен в большую сторону вполне возможна. Причиной могут стать новые кредитные программы для покупателей подержанных машин», - отмечает Денис Долматов. По его мнению, свежие подержанные автомобили, приобретенные в 2015 году по новым посткризисным ценам, будут продаваться дороже, чем сейчас. Но на машинах, которым 10 и более лет, это подорожание никак не отразится, поскольку там на стоимость влияет лишь состояние, а не цена, за которую машина когда-то приобреталась новой одним из предыдущих владельцев.

Сильно постарел

А вот в ГК «Рольф» прогнозируют постепенное подорожание на вторичном рынке, и коснется оно автомобилей любого возраста: цены на новые машины продолжают расти, а за ними постепенно подтягиваются и цены на автомобили с пробегом . «При этом логично, что покупатели, у которых нет необходимой суммы для покупки нового или „молодого“ автомобиля, вынуждены выбирать из более доступных, а следовательно - более возрастных вариантов», - рассуждает Алексей Баринов.

Действительно, в условиях падения реальных доходов потребителей спрос на старые автомобили растет с каждым годом. В стране миллионы людей, которым нужен автомобиль, но не хватает денег на новый, и единственная альтернатива для них - это покупка старой машины за 200–300 тыс. рублей. Только в прошлом году более 2,65 млн россиян купили себе машины старше 10 лет. В результате доля таких автомобилей на вторичном рынке впервые превысила отметку в 50%, констатируют в агентстве «Автостат». Для сравнения: до 2014 года она составляла около 40%, а в кризисные 2015–2016 годы выросла до 44–45%.

Как считает директор по продажам «Авилон-Трейд» Антон Демкин, эта тенденция, прежде всего, обусловлена машин в возрасте до трех лет, поскольку многие автовладельцы увеличили сроки владения автомобилем из-за нехватки денег на смену машины.

В свою очередь в CarPrice прогнозируют, что доля автомобилей старше десяти лет продолжит расти до того момента, пока не стабилизируются цены на новые автомобили . Ведь спрос на «десятилетки» поддерживается во многом благодаря продолжающемуся удорожанию новых машин, которое подтягивает за собой и цены на свежую вторичку.

Корейский прорыв

Между тем марочная структура продаж новых машин за последние годы постепенно начинает влиять на расстановку сил в сегменте автомобилей с пробегом. Так, рвутся вперед корейские Hyundai и Kia , которые в прошлом году смогли обогнать по продажам подержанных машин Chevrolet и Volkswagen соответственно. И если у Hyundai впереди остались только Toyota и Nissan , которые пока сохраняют значительный отрыв, то Kia уже в этом году должна обойти Ford .

Топ-10 марок на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Марка 2017 г. Изм., %
1. Lada 1 442 975 -0,2
2. Toyota 586 528 -0,6
3. Nissan 284 587 3,1
4. Hyundai 242 116 10,1
5. Chevrolet 229 480 3,4
6. Ford 207 735 2,4
7. Kia 201 826 15,3
8. Volkswagen 201 722 6,5
9. Renault 175 812 9,5
10. Mitsubishi 160 448 -1,5
Всего 5 301 190 2,1

Улучшают позиции в рейтинге продаж и бестселлеры этих марок: Solaris по итогам 2017 года впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок с пробегом, став популярнее таких седанов, как Toyota Camry , Renault Logan и Daewoo Nexia . А Kia Rio в прошлом году оставил позади Volkswagen Passat и Mitsubishi Lancer . Кстати, Passat пока является самым продаваемым подержанным автомобилем у Volkswagen, однако уже в ближайшей перспективе этот статус займет Polo седан, реализация которого набирает обороты на вторичном рынке. Бестселлерами же среди иномарок с пробегом остаются Ford Focus и Toyota Corolla, несмотря на то что их парк уже многие годы пополняется очень слабо.

Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Модель 2017 г. Изм., %
1. Lada 2114 155 503 -0,8
2. Lada 2107 141 172 -3,2
3. Ford Focus 132 731 2,6
4. Lada 2110 119 413 -4,1
5. Lada 2170 105 659 6,2
6. Toyota Corolla 102 172 -1,7
7. Lada 4x4 97 475 -0,9
8. Lada 2112 88 232 -2,5
9. Lada 2115 87 374 -0,6
10. Hyundai Solaris 79 637 27,6
«Volkswagen Passat и Toyota Corolla хорошо продавались на протяжении многих лет, а также ввозились из-за рубежа уже с пробегом. Доля этих автомобилей в автопарке достаточно велика, и пока они остаются бестселлерами. Ford Focus также сохраняет лидерские позиции, завоеванные в прежние годы, во время выпуска второй генерации модели. Однако в ближайшее время рынок будет пополняться молодыми моделями бюджетного сегмента B+, и скоро именно они выйдут на первые места в структуре продаж», - комментирует Алексей Баринов.

По мнению Дениса Долматова, лидерам продаж последних лет - Hyundai Solaris и Kia Rio - нужно время, чтобы вытеснить бестселлеры конца 2000-х, но рано или поздно это произойдет.

PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.

Что происходит на авторынке

В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне - к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.

У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.

Уход General Motors - на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% - это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.

**Hа 35%** может сократиться автомобильный рынок в России в этом году **на 50%** в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных - на 20%

У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.

Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.

Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.

Фотография: Алешковский Митя/TASS

Как уход General Motors скажется на рынке

У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее - основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.

Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.

Останутся ли россияне без иномарок

Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.

Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.

В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса - это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.

Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS

Как ситуация скажется на вторичном рынке

Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера - в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный - только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.

Какие перспективы у российского автопрома

Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.

По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка - 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.

Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS

Если раньше аналитики закрывали глаза на падение продаж автомобилей, называя это небольшими трудностями, то сейчас то, что автомобильный рынок России стремительно рушится, понял даже ленивый.

По их оценке уровень продаж по сравнению с мартом прошлого года упал вдвое - если в прошлом году российскими компаниями было продано 240 тысяч автомобилей за месяц, то в этом году удалось реализовать 139 850 машин.

Эксперты также замечают, что реальные цифры продаж автомобилей российскими дилерами могут быть еще плачевнее, ведь в сведениях, предоставленных АЕБ, указано количество автомобилей, которые якобы проданы, а не поставлены на учет.

Председатель комитета производителей автомобилей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер отметил, что падение российского авторынка является предугаданным событием, которое вызвано стремительным ростом цен, наблюдавшимся у российских дилеров в начале настоящего года.

«Ситуация в России должна стабилизироваться, однако мы не можем сказать, сколько времени займет этот процесс», - добавил Шрайбер.

К слову, многие европейские эксперты связывают уход с российского авторынка крупных международных автомобильных дилеров с введением против РФ экономических санкций, приведших к кризису, инфляции и девальвации рубля.

По состоянию на март 2015 года на российском авторынке лидирующие позиции заняли Lada, Hyundai, Renault, Toyota и Kia.

Как известно, Россию были вынуждены покинуть компании Chevrolet и Opel после того, как уровень их продаж снизился до недопустимого минимума. К слову, Chevrolet покидает российский авторынок частично - американцы оставляют дорогостоящие элитные модели и полюбившуюся россиянам Niva.

Эксперты полагают, что вслед за ними может «уйти» и Ford, объемы продаж которого снизились на 73%, вопреки выходу нового бюджетного кроссовера Ecosport.

По их мнению, такое же будущее может ожидать SsangYong, Citroen, Suzuki и Peugeot, потерявшие до 80% прибыли. А уровень продаж автомобилей Honda и вовсе упал на 91%, что можно считать катастрофическим минимумом.

Кризис также смог затронуть и модели премиум-класса, такие, как: Mercedes-Benz, BMW, Infiniti, Audi и Porsche. К слову, автоконцерн Porsche особых трудностей на российском авторынке все же не испытывает и даже смог поднять уровень продаж на 27%. По словам главы автомобильного концерна в России, Porsche не смогло сломить только то, что компания давно готовилась к кризису в российской экономике. Поэтому основной тенденцией ее работы стало эффективное сотрудничество с дилерами и грамотная ценовая политика, позволяющая лояльно относиться к каждому потенциальному клиенту.

Продажи новых машин в России упали в феврале на 4,1%. Месяцем ранее была зафиксирована почти аналогичная динамика. При этом часть брендов, в том числе лидеры рынка, смогли улучшить свои позиции по сравнению с прошлым годом. Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы кардинального изменения ситуации ждать не стоит, но во втором полугодии продажи должны пойти вверх.

В феврале 2017 года в России было продано 106 658 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), это на 4,1% меньше, чем в феврале прошлого года. Всего с начала года в России реализовали чуть больше 184,5 тыс. машин.

Таким образом, после пятипроцентного спада в январе рынок хоть и незначительно сократил темпы падения, но по-прежнему никак не может перейти в рост. Стабилизация валютного курса и ощутимое укрепление рубля на ситуацию пока никак не влияют - автокомпании продолжают повышать цены, стремясь компенсировать потери от обвала конца 2014 года. При этом ситуация с продажами для разных брендов складывается совершенно по-разному - у кого-то наметился ощутимый рост, а у кого-то - резкий спад.

«В этом месяце мы наблюдаем очень разнонаправленную динамику продаж от бренда к бренду, что в итоге оказалось недостаточным для того, чтобы вывести рынок в плюс, так как некоторые традиционные лидеры сделали меньший вклад, чем в аналогичный период прошлого года. Возможные причины для этого разнообразны, но можно предположить, что они временные. Это предположение улучшает перспективы рынка на предстоящие месяцы», - прокомментировал результаты продаж глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидерство на рынке с большим отрывом сохраняет Lada. В феврале «АвтоВАЗ» реализовал 20 003 машины, что на 5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Заметно отстал от него южнокорейский бренд Kia - 12 390 машин (+8%). Еще недавно нога в ногу со вторым местом шел и Hyundai, материнская компания Kia, но в последнее время продажи этого бренда замедлились. По итогам февраля Hyundai просел на 11% и с результатом 9391 автомобиль опустился на четвертую строчку рейтинга самых продаваемых марок в России. На третье вырвалась французская марка Renault - 9626 машин (+9%).

Также в десятке лидеров обосновались Volkswagen - 6361 машина (+18%), Toyota - 6346 единиц (-20%), Nissan - 5300 единиц (-28%), Skoda - 4262 автомобиля (+5%), УАЗ - 3507 единиц (+13%) и коммерческие машины производства ГАЗа - 3407 экземпляров при росте 4%.

Серьезно просели в феврале ряд премиальных брендов: Mercedes (-22%), BMW (-13%), Audi (-23%), Land Rover (-19%), Porsche (-41%). Впрочем, о тенденции здесь говорить рано, ведь ряд марок смогли прибавить, причем достаточно серьезно: Jaguar (+210%), Infiniti (+51%), Lexus (+24%).

Кроме того, резко снизился спрос и на китайские машины - продажи некоторых брендов просели более чем в 10 раз.

Среди конкретных моделей продукцию «АвтоВАЗа», имеющего две одинаковые по популярности машины - Granta (4624 машины) и Vesta (4088), заметно обогнал главный бестселлер марки Kia - Rio. Обладателями этой машины в феврале стали 5693 человека. На четвертом месте недавно обновившийся Hyundai Solaris - 2886 машин, замыкает пятерку лидеров Hyundai Creta - 2565 автомобилей. Заметное отставание моделей Hyundai можно объяснить маркетинговым решением компании. С недавним выходом на рынок компактного кроссовера Creta корейцы отказались от выпуска хетчбэка Solaris, в то время как Kia, как и прежде, выпускает Rio в двух вариантах кузова.

Среди других моделей из топ-10 можно выделить заметный рост спроса на Skoda Rapid и Chevrolet Niva и ощутимое снижение продаж у Renault Duster.

«Я бы не стал из падения на 4% делать какие-то серьезные выводы. Дело в том, что январь и февраль месяцы не очень показательные, в это время спрос ослаблен, поэтому любые разовые факторы могут вызвать существенное отклонение как в одну сторону, так и в другую. Нет никакой отчетливой динамики и по брендам, - говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. - Я думаю, что в этом году рынок все-таки вырастет на 5-6%, но произойдет это ближе ко второму полугодию. Наиболее показательной должна оказаться тенденция марта - апреля».

Отвечая на вопрос о разнонаправленной динамике многих брендов, эксперт затруднился с однозначным ответом. «Тут может быть много факторов. Например, в начале года компании часто проводят промоакции, которые увеличивают спрос. Одни компании провели такие акции в этом году, какие-то - в прошлом, вот и разница. Влияет и обновление модельного ряда. У Hyundai, например, снижается спрос на Solaris за счет того, что они Creta запустили. Но сказать, что это устойчивая тенденция, нельзя».

По мнению Беспалова, последовательное снижение спроса на новые машины в России объяснимо, но есть фактор, способный улучшить ситуацию. «Люди последние четыре года меньше покупают автомобили. Многие ушли на вторичный рынок. Прежде всего это связано со снижением потребительского спроса, при таких тенденциях в экономике люди стараются экономить на товарах длительного пользования, - говорит эксперт. - Но есть и фактор поддержки, который должен сыграть в этом году. Дело в том, что в 2012 году был пик продаж, а средний срок владения автомобилем составляет примерно пять лет, поэтому я думаю, что за счет обновления своих автомобилей рынок будет поддержан».

«Падение объемов продаж автомобилей в России в январе - феврале 2017 года связано с отсутствием поддержки автопроизводителями продаж моделей 2017 года выпуска, - заявил «Газете.Ru» директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. - В марте ситуация изменилась - большинство автопроизводителей уже запустили бонусные программы, направленные на привлечение покупателей. При этом говорить о том, что авторынок уже начал или сейчас резко начнет восстанавливаться, рано, но можно отметить, что падение продаж замедляется, колебания находятся в пределах разумного. Мы прогнозируем рост российского авторынка на 5-7% по итогам 2017 года. Рост продаж можно ожидать не ранее третьего квартала, пока же происходит сокращение падения продаж, что уже в общем-то неплохо».