Биография. От семейной фирмы до мирового гиганта: история компании Луи Рено Трехвальная коробка передач луи рено

Баловень судьбы из богатой семьи, юноша-мажор, как сказали бы сегодня, он увлекся идеями механического транспорта еще в детстве. Но в отличие от многих аристократов-современников, не ограничился участием в модных автогонках, а создал целую автоиндустрию. Великий француз Луи Рено был один из тех, кто дал нам автомобиль таким как он есть – массовым и надежным средством передвижения.

Бренд, который несут на себе автомобили крупнейшей французской компании – не просто фамилия основателя. Луи Рено стал тем, кто определил пути развития самого популярного транспорта ХХ столетия. Между тем, он пришел в автопром в его самые первые годы, когда наматывали свои первые тысячи километров, а для их производителя самым главным было просто выжить на рынке.

Чем бы дитя не тешилось…

Младшему сыну парижского промышленника Альфреда Рено и его почтенной супруги мадам Луизы-Берте на роду было написано стать коммерсантом: семья потомственных галантерейщиков располагала галантерейной фабрикой, торговым домом в Париже и заграничными филиалами.

На фото: Маленький Луи Рено с родителями

Но никто не думал, что младший из пяти детей променяет дамские кружева и гламурную фурнитуру на коптящие и стреляющие дымом утлые тележки со спицованными колесами.

Заметим – мальчишка родился в 1877 году, на дворе стоял конец ХIХ века, период особо интенсивного развития прикладной науки и техники. Биографы Рено любят рассказывать, как в одиннадцатилетнем возрасте он оборудовал свою детскую комнату электрическим освещением с лампой мощностью в 4 свечи, причем управлять работой кислотной аккумуляторной батареи можно было, не вставая из теплой постели – подумайте только, это был 1888 год!

Не отличаясь прилежанием в учебе, Луи еще в школьном возрасте сбегал с уроков, чтобы при посредничестве знакомого кочегара съездить в дальний рейс на паровозе – настолько не терпелось ему разобраться с устройством паровой машины. Но наступили уже 1890-е, в Германии Карл Бенц вовсю выпускал товарные образцы своего автомобиля с бензиновым мотором внутреннего сгорания, такие же двигатели Готлиба Даймлера ставили на лодки и дирижабли… И ДВС стали следующим объектом интереса для младшего сына потомственного галантерейщика.


На фото: Марсель Рено за рулем Voiturette

К счастью, несмотря на весьма скромные достижения в школьных делах, Луи рос башковитым парнишкой, посему его увлечение техникой семья посчитала оправданным и перспективным. Тяга младшенького к технике получила, так сказать, организационную и финансовую поддержку. Отец выделил сыну сарай в саду их загородного дома недалеко от Парижа, где тот мог бы заниматься своими шумными и неприятно пахнущими экспериментами. А в качестве объекта для них был специально куплен старый двигатель внутреннего сгорания марки Panhard.

Также Рено-старший познакомил своего любознательного ребенка – к тому времени уже выпускника школы – с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле, который стал наставником начинающего великого технаря. Взамен юноша пообещал отцу, что получит хорошее – пусть даже и техническое – образование. Но выполнить обещанное не смог, и по причине целиком уважительной: проводя все свое время в мастерской Серполле и вышеупомянутом садовом сарае, абитуриент оказался не готов к поступлению в Высшую техническую школу и завалил все экзамены, кроме черчения. После чего был призван в армию. Службу в которой смог поставить на пользу своему увлечению.


На фото: Renault Type C 3 ½ HP Tonneau

По-взрослому

Во время военной службы Луи смог накопить денег, чтобы после возвращения «на гражданку» в 1898 году приобрести еще один «материал» для своих упражнений. Теперь им стал французский трицикл De Dion-Bouton c одноцилиндровым бензиновым моторчиком. Это был серийный образец, считавшийся по тем временам совершенным, но молодой изобретатель подверг его решительным доработкам.

Помимо мелкого апгрейда, он добавил ему четвертое колесо и создал полностью новую трансмиссию. На продуваемой всеми ветрами тележке появилась настоящая коробка передач – трехвальная, с кулачковым зацеплением шестерен. Это решало ключевую по тем временам проблему автомобилизма – невозможность преодолевать подъемы из-за недостатка тяги на ведущих колесах. Благодаря трехступенчатой трансмиссии хиленький моторчик получил возможность уверенно тащить машину по дорогам любого профиля. Еще одно принципиальное новшество на первом детище Луи Рено – карданный вал для передачи крутящего момента на заднюю ось, тогда как в ту пору традиционной была цепная передача, недолговечная и ненадежная.


На фото: Конвейер на предприятии Renault

Бизнес

Реальную отдачу от своих «механических практик» самодеятельный конструктор получил совсем скоро. За ужином в рождественский вечер Луи поспорил с друзьями, что его модернизированное детище сможет самостоятельно одолеть улицу Лепик на парижском Монмартре, известную своим крутым подъемом. Проверять отправились тут же, и пари разрешилось в пользу конструктора: автомобиль легко одолел непростой рельеф. Выигранные деньги были не главным обретением того вечера – не сходя с места Рено получил сразу 12 заказов на невиданный автомобиль, способный преодолевать крутые горки. Первый экземпляр был передан одному из клиентов незамедлительно, с еще не остывшим после штурма холма мотором. Так что день 24 декабря 1898 года можно считать историческим для всего мирового автопрома – машины перестали бояться подъемов и покупатели по достоинству оценили это.


На фото: Три брата Рено – Луи, Фернан и Марсель


Продажи росли – только победа в гонке Париж-Бордо принесла молодой компании 350 заказов на автомобили. Невиданный тираж для Европы на рубеже ХХ столетия! Между тем, автомобили с брендом Renault, быстрые в спорте, были удобными и практичными в повседневном пользовании.

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто. В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На фото: Renault Type AX Tourer, Renault Type CB Coupe de Ville, Renault Type CB Coupe de Ville by Kellner et ses Fils, Renault Type CE 20/30 HP Limousine by Kellner et ses Fils

Имея достаточно свободных средств, Луи Рено начинает развивать производство в родственных сферах. На новых заводах и в цехах проектируются и серийно строятся двигатели для аэропланов, судовые машины, сельхозтехнику, автобусы, такси и грузовики собственной конструкции, в том числе и передовые для того времени «трехоски». Привлекая в свои КБ лучших конструкторов и технологов, Луи сам принимает участие в проектировании. Он лично патентует турбонаддув, барабанные тормоза, гидравлический амортизатор, раскладное сиденье.

Рено – это Франция

Позволила компании Луи Рено показать себя во всей красе. Для армии выпускали тяжелые грузовики и легкие «санитарки», авиамоторы и артиллерийские снаряды, санитарные носилки и бронетехнику. Легкий и маневренный танк Renault FT-17 стал одним из символов французского успеха в этой кровопролитной войне. Модель послужила образцом для копирования, в том числе и в Советской России.


На фото: Renault FT-17

Делу защиты страны от врага послужили даже такси Renault: история об их участии в обороне Парижа стала хрестоматийной. В сентябре 1914 года в ходе битвы у реки Марна возникла угроза захвата Парижа. Остановить немцев было некому: ближайшие резервы французов находились в самой столице, в полусотне километров от полей решающего сражения. Правительство уже эвакуировалось из столицы, но тут едва ли не впервые в мировой практике, показал свои военно-транспортные возможности автомобиль: Полиция Парижа мобилизовала 600 таксомоторов (по некоторым данным – около тысячи) – в основном это были ландо модели Renault AG-1.


Совершив по две ходки в течение дня и ночи, таксисты перебросили прямо на поле боя около 5000 бойцов с амуницией. Столица Франции была спасена. По итогам всей войны соотечественники назвали Рено «спасителем нации», появился эпитет: «Рено – это Франция». Родина удостоила Луи Рено своей высшей награды – Ордена Почетного легиона. В том же 1918-м молодая супруга Кристиана подарила 41-летнему миллионеру наследника – сына Жан-Луи.

Между двух Мировых

На волне успеха военных поставок Рено развивал свой бизнес. Став самым мощным автопроизводителем на родине, Automobiles Renault развернула деятельность за рубежом: за пределами страны было открыто 31 отделение компании.

1 / 4

Луи Рено вошел в историю автомобильной индустрии как гениальный инженер и промышленник, чьи изобретения навсегда изменили автопроизводство. При этом в жизни самого конструктора нашлось место не только стремительному взлету, но и сокрушительному падению.

Из «золотого мальчика» в промышленные магнаты

Рено была уготована судьба «золотого мальчика»: ему повезло родиться в семье богатого коммерсанта, сделавшего себе состояние на галантерее и дамских аксессуарах. Впрочем, Луи совершенно не интересовало делом отца: он грезил всем, что связано с техникой, и уже в 11 лет самостоятельно оборудовал свой персональный сарайчик с электролампой и кислотным аккумулятором. Пока сверстники Луи постигали науки, мальчик мечтал лишь об одном - поскорее разобраться в сложной конструкции паровой машины. Чтобы приблизить мечту, он катается на паровозе со знакомым кочегаром, а в 13 лет поступает в подмастерье к Леону Серполе, который собирал паровые автомобили.


Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин

Чуть позже, несмотря на имеющиеся опыт и рвение, Рено с треском провалит экзамены в техническую школу. Во Франции тех лет для абитуриентов-неудачников был один путь - служить родине. Казалось бы, Луи должен был расстаться с мечтой, но даже на службе он не переставал постигать инженерную науку. Из армии Рено вернулся не с пустыми руками - он приехал домой на автомобиле «Де Дион-Бутон» , который подверг глубочайшей модернизации. На его доработку обратили внимание, и Луи решил начать посторойку собственных автомобилей, пока в обычном сарае.


Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома

На Type A , а именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулем и трансмиссией с прямой передачей. Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами, не прошло и пяти лет!


Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C . Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки

Последующие успехи компании на рынке тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одерживают несколько ярких побед, и заказы начинают сыпаться в огромных количествах.


Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания

Да, именно в начале ХХ века и создавалась великая спортивная марка, которая спустя годы станет непобедимой в «Формуле-1» . А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьезный. В 1903 году в гонке погибает его брат Марсель, и Луи дает себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго, конструктор понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Роковая ошибка и возвращение к корням

До Первой мировой войны фирма весьма неплохо заработала на производстве автобусов, став фактически монополистом на французском рынке такого рода техники. Ну а потом… пришлось помогать своей стране в борьбе с врагами, и предприятие Рено переключилось на выпуск армейских грузовиков и танков. Историки не без оснований полагают, что вклад фирмы в расклад сил на Западном фронте был неоценим. Впрочем, когда война закончилась, компания быстро вернулась к истокам, наладив выпуск сразу нескольких автомобилей, сегодня причисляемых к представительскому классу. А вот про малолитражки в Renault забыли до 1938 года.


Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella , 1935 год

Следующий, 1939 год можно считать поворотным в истории как самого Луи Рено, так и его компании. На Берлинском автосалоне Рено знакомится с Адольфом Гитлером, который советует французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV . По словам самого Рено, после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешевые автомобили.


Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек

И война пришла. Фашистские войска маршировали по Парижу, а предприятия Рено перешли под контроль немцев и вновь начали выпускать военную технику. В 1944 году авиация союзников разбомбила все заводы компании, а в августе того же года Луи Рено был арестован за пособничество нацистам. Генерал Шарль де Голль не стал делать скидок на известность промышленника и разбираться в деталях. Рено был помещен в тюрьму, откуда спустя два месяца был доставлен в госпиталь с пробитой головой: 24 октября 1944 года гениальный конструктор и инженер скончался, так и не дождавшись суда. Впрочем, придуманная им малолитражка 4CV вскоре была запущена в производство, хотя впервые сошла с конвейера уже после смерти своего создателя - в 1947-м.


Установка двигателя на модель 4CV , последнюю машину Луи Рено

Покорение России

История автомобилизации нашей страны тесно связана с маркой Renault , причем началось все 110 лет назад. Да кто бы мог подумать, но уже в 1907 году в России появился первый официальный дилер Renault , и им стал никто иной, как Петр Александрович Фрезе - талантливый инженер и отец первого российского автомобиля. Акционерное общество Фрезе занималось продажей как французских автомобилей, так и созданием собственных конструкций на тех же агрегатах. Особо ко двору в прямом смысле слова автомобили Луи Рено пришлись в 1913 году, когда в парке Николая II насчитывалось целых пять Renault , которые самодержец очень любил. Во время Первой мировой войны французские грузовики возили русских солдат на передовую, а в 1916-м было создано акционерное общество «Рено Россия» с заводом в Рыбинске.

Спустя год в стране началась революция, и предприятие было национализировано, а потом и вовсе перестало существовать. Тут история французской марки в нашей стране могла бы закончиться, хотя В.И. Ленин ездил на автомобиле Renault , а в конце 1930-х французские автомобили работали в качестве такси в Москве. Тем не менее растущая в мире напряженность, Вторая мировая и передел Европы остановили сотрудничество Франции и СССР в автомобилестроении на долгие годы. Лишь в начале 1960-х французы вернулись к нам, чтобы остаться, надеемся, навсегда.

Советский автопром искал свой путь, и во многом его становлению мы также обязаны Renault . Начиная с 1970-х годов СССР и Франция заключили несколько соглашений о сотрудничестве в сфере производства автомобилей. В какой-то момент мы даже чуть не стали выпускать французские автомобили под своей маркой, но сыграла роль политическая конъюнктура, и от Парижа нам достались лишь технологии производства. Что, впрочем, тоже немало.


Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России

В 1998 году историческая справедливость была восстановлена. В Москве, на территории АЗЛК, открылся завод Renault . Это возвращение можно считать почти триумфальным, хоть и произошло оно спустя почти век. Сейчас мы с трудом представляем себе наши города без Duster, Sandero и Logan . Они стали и честными работягами, и членами семей, и одними из самых популярных в службах такси. Но французская марка решила не останавливаться на успехах своих малолитражек. Буквально недавно в России стартовали продажи нового кроссовера Koleos .

Koleos отражает новую философию бренда и его стремление быть одновременно и премиальным, и относительно доступным. Его предшественник был достаточно компактным, а вот новый автомобиль уже претендует на звание самого большого в модельном ряду. Помимо внушительных размеров, кроссовер может похвастаться целым арсеналом новейших технологий как для безопасности, так и для удобства пассажиров.

Наконец, недавно компания Renault предложила новую концепцию: . По прогнозам инженеров, полностью электрический и совершенно автономный концепт-кар Symbioz появится на дорогах к 2030 году. История продолжается!

Фото: adoc-photos / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, adoc-photos / Contributor / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Stringer / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Fox Photos / Stringer / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, INA / Contributor / Getty Images, Antoine Gyori - Corbis / Contributor / Getty Images

Луи Рено — изобретатель кардана, гидроамортизатора, коробки передач. Удачливый бизнесмен и локомотив автомобильной промышленности Франции. «Спаситель Франции» в Первую мировую войну и изменник родины во Вторую мировую.

Этот человек своей работой и изобретениями определил развитие автомобильной промышленности в XX веке. Многие узлы, без которых теперь трудно представить автомобиль, были изобретены Луи Рено и впервые использованы на его автомобилях. Но он был не только гениальным инженером, но и отличным бизнесменом, сделав в 30 лет первый миллион на производстве и продаже машин.

ШКОЛЬНИК

Луи Рено родился 12 сентября 1877 года. Он был младшим сыном в семье богатого потомственного галантерейщика Альфреда Рено. У семьи была своя галантерейная фабрика, магазины в Париже и Лондоне. Маленький Луи должен был продолжить дело отца, но с юных лет его интересовала исключительно техника. В 11 лет он оборудовал свою детскую электрическим освещением, а в 12 сбежал из дома, чтобы прокатиться на паровозе с целью изучения его устройства. Отец поощрял увлечения Луи. Он купил ему двигатель «Панард» для экспериментов, познакомил с Леоном Серполе — изобретателем парового автомобиля. Луи должен был поступить в престижную Высшую техническую школу, но завалил вступительные экзамены и отправился в армию.

КОНСТРУКТОР

По возвращении из армии в 1898 году Рено приобрел трицикл «Де Дион-Бутон» с двигателем мощностью 0,75 л. с. Используя его в качестве основы, он создал свой первый автомобиль: добавил к трем колесам четвертое, и, главное, снабдил экипаж новой трансмиссией собственной конструкции. Рено отказался от системы цепей и шестеренок и установил трехвальную коробку скоростей и карданный вал. Коробка передач решала важную задачу: возможность подъема по крутому склону экипажа, снабженного маломощным двигателем. Это гениальное изобретение до сих пор используется в автомобилях.

Модифицированный автомобиль Рено 24 декабря 1898 года, на спор, преодолел парижскую улицу Лепик с уклоном 13°. Луи выиграл не только 60 луидоров, он получил заказ сразу на 12 машин. Через год Рено запатентовал коробку переключения скоростей.

Луи Рено решил выпускать собственные автомобили. С помощью старших братьев Марселя и Фернана Луи в 1899 году открыл автомобильную фирму «Братья Рено». Старшие братья Рено занялись коммерческой стороной дела, а Луи полностью посвятил себя инженерной работе.

За первый год было выпущено 76 автомобилей и 15 машин продано.

АВТОГОНЩИК

Братья Рено прекрасно понимали, что самый лучший способ рекламы — это победы в автомобильных гонках, которые были чрезвычайно популярны в начале века. В своей первой гонке Париж — Трувиль Луи побеждает уже в августе 1899 года. Затем череда побед продолжается. Продажи росли. Победа в гонке Париж — Бордо принесла сразу 350 заказов.

Череда побед братьев Рено заканчивается трагически. В «кровавой гонке» Париж — Мадрид, унесшей жизни десяти гонщиков, погибает старший брат Марсель. Луи, пораженный смертью брата, прекращает участие в гонках. Но сами автомобили «Рено», под управлением других пилотов, продолжают побеждать.

БИЗНЕСМЕН

Луи принимает стратегическое решение о производстве собственных двигателей. Для серийного автомобиля «Рено Н» создается двухцилиндровый ДВС мощностью 14 л. с, а для гоночного «Рено К» — четырехцилиндровый мощностью 24 л. с. В дальнейшем фирма «Рено» будет выпускать не только автомобильные, но и авиационные двигатели.

В 1905 году «Рено» получает большой заказ на производство 250 автомобилей такси. «Рено» становится «законодателем мод» в этом виде транспорта. Такси «Рено» экспортируются в Великобританию, США, Бразилию. В 1906 году Луи становится кавалером ордена Почетного легиона.

Средний брат Фернан в 1908 году отходит от дел, а в 1909-м умирает. Луи становится единственным собственником компании. В 1911 году он посещает заводы Форда, после чего решает резко повысить производительность труда на своих предприятиях. Жесткие меры привели к массовым забастовкам рабочих в 1913 году. К этому времени на заводах Рено работало 5200 человек. Выпуск составлял около тысячи автомобилей в месяц.

«Рено» выпускает практически весь модельный ряд автопродукции на 10 базовых платформах: недорогие и представительские автомобили, такси, грузовики и автобусы.

«СПАСИТЕЛЬ НАЦИИ»

К началу Первой мировой войны «Рено» была готова выпускать технику для французской армии. Тяжелые грузовики, санитарные машины, авиамоторы и даже пушки и артиллерийские снаряды теперь сходили с конвейеров компании.

Самый известный эпизод, связанный с продукцией «Рено», произошел в сентябре 1914 года. В ходе битвы у р. Марна возникла угроза захвата Парижа. Для срочной переброски 3 тыс. солдат было мобилизовано 600 парижских таксомоторов модели «Рено» AG-1, которые ночью за два рейса успешно выполнили задачу.

Одним из символов победы Франции становится легкий танк «Рено» FT-17. Во Франции было выпущено ок. 3500 танков. Кроме того, его делали по лицензии в США и России. Конструкция оказалась настолько удачной, что FT-17 находился на вооружении Франции до начала Второй мировой войны. Он стал прототипом для создания танков в Италии, СССР и других странах.

За вклад в победу Луи получает неофициальный титул «Спасителя Нации». В 1918 году ему присваивают звание офицера ордена Почетного легиона.

МЕЖДУ ВОЙНАМИ

Война позволила компании «Рено» окончательно окрепнуть. После ее окончания Рено работает над развитием международной сети компании. В течение короткого времени открываются 31 филиал в разных странах. В 1922 году Рено запускает свой первый современный сборочный конвейер. Новые изобретения Рено, такие как барабанные тормоза и раскладные сиденья, становятся стандартом промышленности. В 1932 году он уже Великий Офицер Почетного легиона.

В 1936 году производство достигло рекордных 61 146 машин. В том же году Луи был награжден высшей наградой Франции — Большим крестом ордена Почетного легиона.

СМЕРТЬ

В июне 1940-го большая часть территории Франции, включая заводы «Рено», оказывается в руках немцев. Луи Рено отказывается оставить свое детище. Это решение привело его к гибели.

После освобождения Франции в 1944-м Луи арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами и отправлен в тюрьму Френ. Вскоре с проломленным черепом и отбитыми почками его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он скончался 24 октября 1944 года. Никакого расследования не производилось. Луи Рено похоронили в деревне Эреквиль, где у него был дом. Три месяца спустя компания «Рено» была национализирована.