Дети сами за рулем едут. Меры наказания несовершеннолетних за рулем тс

Согласно Законодательству, получение прав на вождение транспортных средств осуществляется в совершеннолетнем возрасте, поскольку любое ТС представляет большую опасность для всех участников движения. Однако, нередки случаи, когда за рулем автомобиля оказывается подросток, не достигший 18 лет. Причем происходит это как с ведома родителей, так и по самовольному решению ребенка. Такая ситуация, вне зависимости от нюансов, считается передачей руля несовершеннолетнему и карается Законом достаточно строго. Несовершеннолетний за рулем — какое наказание грозит ему и родителям?

Ответственность за передачу руля несовершеннолетнему

Ранее за нахождение несовершеннолетнего за рулем требовалось заплатить всего 2500 рублей, что не являлось большой преградой для некоторых родителей .

И, поскольку количество нарушений не уменьшалось, а в некоторых случаях только увеличивалось, сумму основного штрафного взыскания увеличили в несколько раз, точную сумму мы рассмотрим ниже.

Итак, например, ребенок находится за рулем, не имея прав и, скорее всего, разрешения родителей. Естественно, это привлечет внимание ГИБДД. В этом случае может получиться так, что родителям придется заплатить несколько штрафов одновременно, поскольку ситуация рассматривается с нескольких сторон и зависит от определенных факторов:

  • передача руля несовершеннолетнему без прав. По предписанию п. 1 ст. 12.7 КоАП штраф за езду без прав несовершеннолетним грозит 5-15 тыс. рублей.
  • если несовершеннолетний водитель пьян . В этом случае размер выплаты государству удваивается и составляет не менее 30 000 рублей . Административный арест в данном случае не грозит, поскольку к детям он неприменим. Это наказание регламентируется статьей 12.8 КоАП, пункт 3 . Дополнительно владелец авто может потерять права на полтора-два года. При повторном нарушении удостоверение отбирают уже на 3 года, а штраф увеличивается до 50 тысяч.

Если несовершеннолетний ребенок за рулем был в нетрезвом состоянии, но и взял без спроса ключи от машины, то он может попасть на учет к наркологу, если так решит Комиссия по делам несовершеннолетних. Тогда ему будет гораздо сложнее получить права, поскольку отметка у нарколога также обязательна при медицинской комиссии.

  • передача руля несовершеннолетнему, если сами родители позволили своему ребенку сесть за руль — штраф до 30 000 рублей . Взрослым придется отвечать по п. 3 статьи 12.7.

Юридические тонкости и дополнительные меры наказания

То, что нарушитель несовершеннолетний - можно назвать смягчающим обстоятельством при рассмотрении дела о совершенном правонарушении. Дело проводится с привлечением к делу родителей или прочих законных представителей ребенка, а также прокурора. Рассмотрение идет в суде по месту жительства нарушителя.

Что будет если несовершеннолетнего поймают за рулем автомобиля? О том, что несовершеннолетний нарушитель задержан, родителей тут же уведомляют. Естественно, при остановке инспектором ребенок отстраняется от вождения машины, а автомобиль отправляют на штрафстоянку, за которую платить придется владельцу. Но можно обойтись и без этого, если хозяин авто успеет подъехать до приезда эвакуатора.

При отсутствии у несовершеннолетнего нарушителя, находящегося за рулем без прав, самостоятельного источника дохода, штраф накладывается на его представителей - родителей или опекунов.

Когда несовершеннолетний ребенок садится за руль, то, не имея прав, он автоматически не может быть вписан в полис ОСАГО . Это влечет за собой еще одно наказание для его родителей. Как гласит часть 2 статьи 12.37 КоАП величина штрафа составит не менее 800 рублей .

Однако, если водителю нет 18, но он достиг шестнадцатилетия, то суд имеет полное право привлечь подростка к административной ответственности, так как это разрешается п.1 ст. 2.3 КоАП РФ . Но и здесь может получиться, что Комиссия по делам несовершеннолетних постарается освободить подростка от положенной административной ответственности. Тогда, в соответствии с п. 2 ст. 2.3 КоАП РФ , к ребенку, совершившему данное нарушение, будут применять принудительные воспитательные меры.

Помимо штрафа за нарушение несовершеннолетним водителем ПДД может ждать наказание по ст. 5.35 КоАП РФ . Это произойдет, если инспектор ГИБДД решит передать дело в прокуратуру, где сочтут, что родители не уделяют должного внимания воспитанию своего ребенка. Тогда им может грозить штраф величиной от 100 до 500 тысяч рубле й. А само дело будет передано в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Видео: несовершеннолетний за рулем — какой штраф и наказание грозит нарушителю.

Каким транспортом можно управлять до 18 лет

Несмотря на то, что учиться вождению в большинстве автошкол можно с 16 лет, по достижении данной возрастной отметки управлять можно только мопедом (категория М) и мотоциклом, у которого объем двигателя до 125 см3 (категория А1). Во всех остальных категориях права можно получить лишь с 18 лет. И лишь на такие средства передвижения, как автобусы, трамваи или троллейбусы можно получить заветную пластиковую карточку водителя в возрасте 21 года.

Управление автомобилем - дело сложное и опасное. Тем более для ребенка. По этой причине дети, севшие за руль сами или с разрешения родителей, очень часто попадают в ДТП, подвергая риску многие жизни, не только свою, но и других людей. Поэтому не стоит потакать капризным желаниям или пытаться самостоятельно учить отпрыска вождению. Более правильным решением будет дождаться его совершеннолетия, чтобы можно было отправить ребенка в автошколу. Либо, при наличии детских учреждений, обучающих вождению, использовать такую возможность удовлетворить интерес подростка к машинам.

Маленький ребенок за рулем мощного автомобиля. Пользователи всемирной сети обсуждают видеокадры, размещенные в Интернете. Взрослые приучают детей к нарушению законов, рискуют их жизнью, да еще и гордятся этим.

Ребенок управляет автомобилем, сидя на коленях у взрослого мужчины, водитель комментирует съемку: "Ехали мы ехали, и подумал я, устали мои руки. Вот и решил посадить Егора Алексеевича. Рулит он, я только на газ нажимаю, и то, знаете, устал нажимать на газ, думаю Никиту посадить".

Эта съемка появилась в Интернете вчера, выложил ее Антон Садов именно у него на коленях сидит ребенок, и именно этот человек занимается организацией автомобильных туров. Совсем недавно группа вернулись из поездки по странам СНГ, а зимой маршрут пойдет по Европе. При этом сам Антон в телефонном разговоре утверждал, что ездить в их группе совершенно безопасно, а эпизод с ребенком, который оказался младшим братом Антона, - так, детская шалость.

"То, что с ребенком вы видели, это просто пробка была во Владимире, там машины ехали со скоростью три километра часа в два. И уже от нечего делать я просто ребенка посадил на колени. У нас вполне адекватные водители, опытные, я за рулем пять лет. Об алкоголе, в принципе, тоже не идет речь. Мы пьяные за руль ни в коем случае. У нас компания адекватная, все хорошо в этом плане, можете не переживать", - уверяет Антон Садов.

Мы продемонстрировали это видео врачу-травматологу, вот его диагноз: "Ребенок сидит на коленях на переднем сиденье, при столкновении он сразу же выпадает из автомобиля и уже трудно что-то предсказать. Как правило это травма с летальным исходом. И поэтому кроме ужаса, этот ролик не вызывает никаких эмоций".

Профессионалы автоспорта тоже ужаснулись, увидев ролик.

"Критические ситуации могут возникать просто даже из-за того, что ребенок не может с нужным усилием нажать на педаль, достаточно быстро повернуть руль. Это первое. Второй момент - недостаточное развитие координации движений. Формируется достаточная координация движений только к годам 14-15. И самая основная опасность - это восприятие детьми жизни, они воспринимают жизнь как игру, ребенок может, неадекватно оценивая ситуацию, совершать очень серьезные ошибки, ведущие даже к фатальным последствиям", - объясняет руководитель гоночной Академии, чемпион России по автомобильному ралли, мастер спорта Антон Захаров.

Уже давно установлено: чтобы человек погиб, ему достаточно разогнаться всего до 40 километров в час, а потом резко остановиться. Представим бегуна, перед которым неожиданно возникла бетонная стена. Удар, тело остановилось, а внутренние органы по инерции продолжают движение. Мозг разбивается о черепную коробку, легкие и сердце о ребра. Дальше элементарная физика: два автомобиля, движутся с разрешенной скоростью 60 километров в час, но при лобовом столкновении скорость плюсуется, и это уже 120. То есть смертельная для человека скорость превышена в три раза.

Парадоксально, но факт, оказывается сотрудники ГИБДД практически бессильны против подобных нарушений.

"В данном случае есть определенные сложности установления личности водителя, и, наверное, очень сложно будет доказать, в какое время снят этот ролик, какой период времени прошел с момента его размещения на сайте. Лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение двух месяцев с момента совершения административного правонарушения", - объясняет начальник отдела по исполнению административного законодательства УИГБДД по Нижегородской области Сергей Кулагин.

В данном случае водителя могли оштрафовать только за неправильную перевозку детей, при этом штраф смехотворен - 500 рублей. Может быть, именно поэтому среди комментариев к скандальному ролику фигурируют и такие:

"Лет пять назад мы с мужем ехали в деревню на своем авто. При въезде в Кстово со встречной полосы на хорошей скорости нам перерезал дорогу джип и выехал на обочину, разъехались мы с ним каким-то чудом. За рулем сидел пацан лет 10, а рядом на пассажирском сиденье папашка с довольной усмехающейся рожей. А вот мне в тот момент не очень-то смешно было...".

"Частенько на коленки за руль сажаю, правда, в менее оживленных местах. И на фуру, и на легковую, и даже на мотоцикл. На моте вообще сама и рулит и газ крутит - я только сзади сижу".

На памяти совсем недавний случай, когда за рулем автомобиля восьмилетняяя девочка разогналась до 100 километров, а родители это только приветствовали. Психологи утверждают: если родители не осознают, что автомобиль - средство повышенной опасности и еще сажают детей за руль, то фактически они потенциальные убийцы.

Наш читатель Евгений прислал в редакцию Onliner.by видео, снятое им в микрорайоне Серебрянка. Водитель Renault Scenic усадил одного ребенка себе на колени, а другого - на переднее пассажирское место, не используя при этом ни детского кресла, ни ремня безопасности. Так они ехали по проспекту с оживленным движением.

Что произошло

- Такую картину наблюдал 23 июля около 15:30, - рассказал автор видео. - За рулем Renault Scenic на коленях у водителя сидел несовершеннолетний ребенок. Машина находилась в потоке и двигалась по улице Плеханова, после чего продолжила движение по проспекту Рокоссовского.


По словам Евгения, водитель Renault, заметив, что его снимают, остановился недалеко от кинотеатра «Салют».

- На пассажирском сиденье находился ребенок, которого перевозили без детского кресла и без использования ремней безопасности. При этом в машине было полностью открыто окно, - возмущен наш читатель.

Он утверждает, что направил видео в ГАИ Ленинского района с просьбой дать правовую оценку действиям водителя Renault.

Комментарий ГАИ

Видеозапись корреспонденту Onliner.by прокомментировал начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Сергей Зараник.

- По данному факту проводится проверка. Это грубейшее нарушение правил дорожного движения со стороны водителя. Он создал опасность и для детей, находящихся в авто, и для других участников дорожного движения. В случае аварии дети могли серьезно пострадать, - подчеркнул Сергей Зараник.

Он напомнил, что ГАИ требует неукоснительного соблюдения правил перевозки пассажиров и в особенности детей.

Законодательство

Правила перевозки пассажиров определены главой 23 ПДД. В частности, указано, каким образом водитель должен перевозить детей. П. 178 гласит, что перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте до пяти лет;
  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет.
  • Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
  • Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

Кроме того, есть п. 181.6, который однозначно запрещает перевозить детей на коленях у водителя.
И вот, что еще должен понимать взрослый человек, который отвечает за безопасность детей. За ненадлежащее исполнение этих обязанностей может наступать даже уголовная ответственность по ст. 165 УК - «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей».

Дополнено. Итог

Начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Сергей Зараник сообщил корреспонденту Onliner.by, что личность водителя Renault была установлена - это мужчина 1984 года рождения. Он привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.14 - «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров».

Совершеннолетним в России считается гражданин с 18 лет. В этом возрасте он может официально получить право управления транспортным средством.

Лишь мопедами и легкими квадроциклами, а также мотоциклами с объем двигателя не более 125 куб. см. и мощностью не более 11 кВт можно управлять с 16 лет.

Право на управление автобусом, троллейбусом и трамваем получают с 21 года. Управление транспортным средством без соответствующих разрешительных документов наказывается согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Несовершеннолетние — особая категория

Обучаться вождению в автошколе можно и до достижения совершеннолетия. Лица, прошедшие соответствующую подготовку и достигшие 17 лет, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C».

Но водительское удостоверение будет выдано им лишь по достижении 18 лет (ст.26, п.3 действующей редакции Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения») .

Особенности ведения дел о нарушениях, совершенных несовершеннолетними:

  • несовершеннолетие — обстоятельство, смягчающее административную ответственность (ст.4.2, п.9 КоАП РФ);
  • производство по делу ведется с участием родителей нарушителя (ст.25.3, п.5 КоАП РФ) и прокурора (ст.25.11, п.2 КоАП РФ);
  • об административном задержании несовершеннолетнего нарушителя уведомляются его законные представители (ст.27.3, п.4 КоАП РФ);
  • дела рассматриваются по месту жительства несовершеннолетнего (ст.29.5, п.3 КоАП РФ);
  • при отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с законных представителей нарушителя (ст.32.2, п.2 КоАП РФ).

Наказание за нарушение

Несовершеннолетний водитель не имеет водительских прав, следовательно, управляя транспортным средством без водительского удостоверения, должен быть наказан по ст.12.7, п.1 КоАП РФ штрафом в 5-15 тыс. рублей .

Если при этом окажется, что несовершеннолетний водитель был пьян, то административная ответственность для него наступает по ст.12.8, п.3 КоАП РФ — штраф в 30 тыс. рублей . Так как предусмотренный в качестве основного наказания административный арест к несовершеннолетним не применяется.

Если несовершеннолетний правонарушитель не имеет самостоятельного заработка, административный штраф взыскивается с его родителей (ст. 32.2, п.2 КоАП РФ).

Если же именно родители передали несовершеннолетнему право управления, а не он сам сел за руль без спроса, то для передавшего управление добавляется ответственность по ст.12.7, п.3 КоАП РФ , предусматривающая штраф в 30 тыс . рублей.

Если водителю уже исполнилось 16 лет, именно его привлекают к административной ответственности (ст.2.3, п.1 КоАП РФ). Однако, комиссией по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела, несовершеннолетний нарушитель в возрасте от 16 до 18 лет может освобожден от административной ответственности. В этом случает к нему применяются меры воздействия принудительно-воспитательного характера (ст.2.3., п.2 КоАП РФ).

В любом случае, несовершеннолетний водитель отстраняется от управления, а машина отправляется на штрафную стоянку. Эвакуация и хранение автомобиля на штрафстоянке производятся за счет владельца транспортного средства. Избежать задержания авто удастся только, если к месту правонарушения успеет подъехать совершеннолетний водитель, имеющий право управления данным автомобилем (т.е. имеющий действующие водительские права и полис ОСАГО).

ПРИМЕЧАНИЕ. За первичное нарушение, обычно, назначается минимальное из предусмотренных наказаний. Но не стоит надеяться отделаться только штрафом в 5 тыс. рублей. Так как инспектор ГИБДД имеет право сообщить о факте правонарушения в прокуратуру, и к родителям нарушителя может быть применена ст.5.35 КоАП РФ о ненадлежащем исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего, предусматривающая вынесение предупреждения или штраф в размере 100-500 рублей, с передачей рассмотрения дела в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Если несовершеннолетний, взявший без спросу ключи от автомобиля, управлял им в состоянии опьянения, то по решению отдела по делам несовершеннолетних его могут поставить на учет к наркологу. По достижении 18 лет этот факт может осложнить получение официального водительского удостоверения. Так как, при прохождении водительской медицинской комиссии требуется и заключение нарколога.

В этом видео — о том, зачем садятся подростки за руль.

Согласно законам Российской Федерации до 16 лет ответственность за ребенка несут его родители . Самого юного нарушителя можно привлечь к административной ответственности только с 16 лет. Но и тогда его можно освободить от ответственности, с учетом обстоятельств дела, решением специальной комиссии по делам несовершеннолетних. Назначенный в наказание за нарушение штраф, скорее всего, придется оплачивать родителям.

Если ребенок проявляет повышенный интерес к управлению автомобилем, не стоит соблазнять его оставленными без присмотра ключами зажигания. Лучше отдать юного любителя техники на занятия в автошколу, чтобы он не только получил полезные навыки вождения, но и вовремя «поставил голову на место», научившись понимать логику дорожного движения и поведения его участников. И не подвергал бессмысленному риску себя и окружающих.

В этом видеоролике — вполне адекватные несовершеннолетние за рулем на законных основаниях.

Под присмотром отца. Ситуация относительно под контролем - пацан вряд ли достаёт до педалей, поэтому скорость задаёт взрослый, да и руль он в случае чего перехватит. Но зло в другом: пагубность происходящего для формирующегося детского сознания зашкаливает: ремень не пристёгнут; сотрудников ГИБДД ребёнок уже лихо именует «ментами» и опасается их, понимая незаконность своих действий; он уверен, что права надо покупать; в довершение всего легко соглашается на обман: «маме только не говори». Не нужно быть педагогом, чтобы предсказать деформацию детского сознания и соответствующие проблемы в будущем.

В другом взорвавшем в своё время рунет ролике экстрима больше: ребёнку уже 8 лет, но автомобилем девочка управляет полностью сама. На заснеженной загородной трассе, под чутким руководством отца. Наверняка, искусного водителя. С подопечной он не церемонится, отдавая команды жёстко, словно инструктор строевой подготовки. А чтобы было веселее, прибавляет громкость звучания задорного трека. Тщеславный папа фокусирует внимание оператора-мамы на спидометре и подбадривает дочь: «давай хотя бы соточку!» Стоит ли говорить, что никто из находящихся в машине везунчиков (ведь всё кончилось хэппи эндом) не был пристёгнут?

Перейдём к детям, которые ездят самостоятельно. Следующее видео тоже длинное, но его стоит посмотреть целиком. Молодой «пилот» с друзьями угоняют отцовский Infiniti и едут кататься: с такой посадкой маленькому водителю трудно контролировать руль и педали (друзья это замечают: «посмотрите, как он сидит»), но рулит он для своего возраста грамотно и адекватно комментирует свои действия. Видно, катается не впервые. От кого-то из друзей звучит здравое предложение вернуться и опасение встретить «ментов», но очередная отсылка к авторитету папы (чувствуете, откуда ноги растут?) сводит этот порыв на нет. Вскоре на смену инстинкту самосохранения приходит кураж: «обгони хоть одного!». Никакого эпичного финала, к счастью, не случилось, но что вытворят эти пацаны на дороге в следующий раз?

А вот эти ребятки уже постарше - класс где-нибудь девятый школы. Решили покуражиться на машине родителей, отмечая день рождения. Музон погромче - и вперёд к приключениям, снимая бравый поступок на камеру смартфона. Праздничный повод и манера вождения намекают, что водитель вряд ли был трезв. Финал предсказуем, и при этом парням крупно повезло, что это был всего лишь рельс безопасности, а не столб, пешеход или «встречка». При этом из слов на видео («больше, парни, я тачку не увижу», «скажи, что тебя подрезали») следует, что подросток не впервые за рулём родительского автомобиля и катается с их согласия. Тоже, наверное, рулил в детстве, как в первом примере, да «ментов» за поворотом высматривал. «Надо было в Макдоналдс ехать», - самые мудрые слова в этом видео.

Прививать детям интерес к управлению автомобилем и давать ему соответствующие знания можно и нужно, но при этом следует отдавать себе отчёт, что это должна быть деятельность, прежде всего, воспитательного характера, а не обучающего. Например, в следующем видео инструкторы учат своих детей 8 и 9 лет на закрытой заснеженной площадке, но цели такого урока сомнительны: киндеры совершают нелепые скольжения и бессмысленные «полицейские развороты» в относительной безопасности и под присмотром взрослых. Но зачем? Существует опасность того, что ребёнок досрочно почувствует себя сверхпилотом и в начале официальной водительской карьеры натворит из-за этого дел. А чтобы дети с малых лет умели чувствовать машину, отдайте их лучше в картинг.

Напомним, что, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами категории «B» предоставляется лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, а в соответствии с разделом 21 Правил дорожного движения , учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого (от 16 лет для легковых автомобилей), а обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. В соответствии с КоАП , передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права карается штрафом в 30 000 рублей, а управление транспортным средством водителем, не имеющим прав (за исключением учебной езды) влечёт наложение штрафа в 5 000-15 000 рублей и задержание автомобиля. Лучше потратить эти деньги на автошколу.

Данная порочная практика, когда за руль современного автомобиля с разрешения родителей садится несовершеннолетний, педагогами автошкол не одобряется. Автомобиль весом более тонны не может быть игрушкой для ребёнка 7-12 лет, ведь движение на некоторых автодорогах достигает скорости более 100 км/ час. Нет никакой необходимости в том, чтобы с таких малых лет обучать управлению автомобилем, «адаптировать» ребёнка к сложным условиям реального дорожного движения. Тем более, что родитель не имеет право на обучение управлению автомобилем и не обладает нужными педагогическими навыками. Такое обучение является, по сути, преступлением. Родителям – «новаторам» следует помнить, что нахождение ребёнка за рулём и возникшее вследствие этого необдуманного шага ДТП может иметь необратимые последствия, нанести психологическую травму подростку на долгие годы. Для адаптации к дорожным реалиям можно предложить ребенку для начала заняться велосипедным спортом, картингом, изучить с ним Правила дорожного движения, посетить специальные курсы для детей, пройти обучение в детско-юношеской школе. Только такой здравый родительский и педагогический подход к изучению Правил дорожного движения, получению навыков управления ТС позволит вырастить из маленького человека уверенного и ответственного водителя.

Лобарев Сергей

Председатель правления "НП" Гильдия автошкол"