Как часто нужно менять антифриз и как это сделать. Как и когда менять антифриз в машине: срок или пробег Срок службы тосола в автомобиле

Антифризом называют охлаждающую жидкость, предназначающуюся для ограждения внутренних стенок двигателя от агрессивного влияния внешних факторов, влекущих за собой ржавчину и коррозию металла. Как часто менять антифриз и чем еще он полезен, узнаете из нашего материала.

[ Скрыть ]

Нужно ли менять ОЖ и почему?

Главное в составе этой жидкости – присадки. С течением времени они теряют свои качества и элементы охлаждающей жидкости, такие как этиленгликоль и вода, начинают оказывать коррозийный эффект. Если в течение 6 месяцев не менять антифриз, то из-за электролитной коррозии в радиаторе машины может образоваться дыра.

Частицы ржавчины, образующиеся в антифризе, могут спровоцировать:

  • некорректную работу термостата;
  • разрушение крыльчатки помпы;
  • засорение радиатора;
  • загрязнение каналов двигателя;
  • разгерметизацию подшипника помпы.

Такие сбои ведут к перегреву двигателя. Сначала перегрев мотора будет выражаться в увеличении потребления топлива, следующий этап - снижение его мощности. Как показывает практика, перегрев двигателя является причиной сокращения продолжительности его службы в 2 или 3 раза.

Важные качества антифриза:

  1. Низкая температура. Охлаждение мотора машины и удерживание его средней температуры.
  2. Защита. Ограждение двигателя от перегрева, коррозии, разрушения и переохлаждения.
  3. Смазка. Жидкость является смазывающим элементом помпы автомобиля.

Чем полезна своевременная замена?

Как уже было сказано, запущенный тосол оказывает разрушительное действие на детали двигателя и для того, чтобы сохранить мотор машины в отличном состоянии важно дважды в год заливать охлаждающую жидкость. Чтобы не пропустить момент «Икс», почаще заглядывайте в расширительный бачок.

Выявляем потерю свойств хладагента

Существуют некоторые параметры, по которым можно определить, через сколько времени пора заменять тосол:

  • мутный цвет;
  • осадки в виде ржавчины, пена, частицы накипи и другие образования в составе жидкости;
  • снижение уровня охлаждающей жидкости.

Если вы обнаружили в бачке хотя бы один пункт, следует понять, что пришло время озаботиться сменой антифриза.

Один из наиболее эффективных методов определения качества ОЖ является использование специальных тест-полосок, которые при погружении в бачок с антифризом приобретают определенный оттенок.

Как часто следует производить замену?

Период, когда нужно поменять охлаждающую жидкость в системе, не может быть однозначным. зависят от условий эксплуатации машины и от свойств самой охлаждающей жидкости. Общие рекомендации предусматривают проведение процедуры после преодоления каждых 40 тыс. км пути (либо с интервалом в два года).

На время замены антифриза в машине влияет:

  • общее состояние автомобиля;
  • пробег;
  • марка машины;
  • производитель антифриза;
  • состав ОЖ.

Классификация антифризов

Каждый класс охлаждающей жидкости имеет свои рекомендации по замене в автомобиле.

Разновидности:

  1. G11 (зеленый) – необходимо производить замену не реже, чем раз в два года.
  2. G12 (красный) – перед заменой антифриза этого класса нужно промыть и просушить систему охлаждения. В случае соблюдения этого этапа, следующую замену можно провести через 5 лет. Если систему не промыли и в ходе эксплуатации подливали охлаждающую жидкость, то ОЖ меняют через 3 года.
  3. G13 – данный класс по сроку службы антифриза аналогичен классу G12. Срок рабочего состояния жидкости варьируется от 3 до 5 лет в зависимости от условий предыдущей замены.
  4. Тосол – частота замены охлаждающей жидкости отечественного производства составляет меньше 2 лет. Необходимо регулярно проверять уровень и состояние тосола в расширительном бачке.

G11 G12 G13 Тосол

Сроки обслуживания системы охлаждения для каждого транспортного средства определяются производителем и указываются в инструкции к эксплуатации.

Одни утверждают, что смена не потребуется на протяжении всего срока эксплуатации, другие рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в несколько лет, например:

  • Volkswagen и General Motors дают пожизненный срок на замену антифриза в машине;
  • Ford дает десять лет или 240 000 км пробега;
  • Mercedes-Benz — пять лет;
  • АвтоВАЗ — 75 000 км пробега;
  • BMW и Mitsubishi рекомендуют менять антифриз каждые 4 года;
  • Daimler — раз в пятнадцать лет;
  • в авто General Motors, Mazda и Renault смена не требуется в течение всего срока эксплуатации машины.

Однако же новые технологии производства антифриза позволяют менять его даже проехав расстояние в 250 000 километров, учитывая, что в момент замены была промыта и высушена система. Также производители настоятельно рекомендуют не смешивать жидкости разных фирм и классов.

Если у машины изношен двигатель или авто подвергается интенсивным нагрузкам, то по рекомендациям автомехаников и производителей авто, замена охлаждающей жидкости отечественного производства и класса G11 должна происходить после 30000 км пробега. Если это антифриз уровнем выше, то допустимо его менять каждые 50000 километров.

Нужно ли менять антифриз перед зимой?

Обязательной является замена антифриза на зиму. Свежая охлаждающая жидкость станет залогом отлаженной работы двигателя при холодных температурах за окном. Если ваше транспортное средство ночует не в теплом гараже, а под открытым небом, то замена антифриза будет так же обязательной, как и смена резины с летней на зимнюю.

На видео демонстрируется, как надо менять антифриз. Видео предоставлено каналом Zanettii1.

При замене термостата

Смена охлаждающей жидкости при замене термостата должна оговариваться с техническим специалистом. Если он видит, что этого не избежать, то лучше следовать рекомендациям автомеханика.

Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Из статьи вы узнаете, чем отличаются и научитесь выбирать качественную охлаждающую жидкость.

Как работает система охлаждения

Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и . Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.

Дальнейший рост температуры приведет к:

  • появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
  • перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
  • ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
  • резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.

Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем , тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.

На что влияет состав ОЖ

В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).

Чем отличается антифриз от тосола

Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах. Однако, производство двигателей не стояло на месте, появлялись новые технологии и антифриз на основе этиленгликоля уже не подходил для использования в качестве ОЖ, потому что сильно повреждал мотор. По всему миру начались исследования, целью которых было создание антифриза нового поколения.

Советский государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) также участвовал в этих разработках. Им удалось создать очень удачную комбинацию антифриза, который не вредил алюминиевым блокам цилиндров и радиаторам. Такой эффект дало добавление некоторых неорганических солей, снижающих коррозионную активность этиленгликоля. Название «Тосол» возникло из начальных букв наименования отдела, в котором и был разработан особо удачный антифриз – Технология Органического Синтеза. А окончание «ол» традиционно для химической терминологии, и обозначает маслянистые вещества. Так возник особый вид антифриза под названием «Тосол».

Под термином «антифриз» подразумевают любую жидкость для системы охлаждения, которая не замерзает при низких температурах. Поэтому тосол – тоже антифриз, только изготовленный по оригинальной технологии, разработанной ГосНИИОХТ. Однако, каждый производитель использует собственную рецептуру антифриза. Одни добавляют в ОЖ глицерин, что позволяет снизить стоимость продукции, но серьезно ухудшает ее качество. Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол. В итоге получается жидкость, которая хоть и выдерживает низкие температуры, но , нагревшись до 90-95 градусов. Единственный документ, который регламентирует качество ОЖ - ГОСТ 28084-89. В нем не предусмотрено добавление в ОЖ ни глицерина, ни метанола.

Как определить, что залито в систему охлаждения

Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей . Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.

Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.

Виды и маркировка тосола

Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:

  • А – полностью готовый к заливке в автомобиль;
  • М – модернизированный, в состав которого включены дополнительные компоненты;
  • К – концентрированное средство, предназначенное для самостоятельного изготовления охлаждающей жидкости.

После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».

Как определить качественный тосол

Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.

Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр . При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.

Каков срок службы тосола и антифриза - когда менять?

Тосол или антифриз. Что лить в двигатель

Среди автолюбителей не утихают споры о том, что лучше, тосол или антифриз. Противники тосола в качестве доказательства приводят мнение автопроизводителей, которые рекомендуют для своих машин определенные марки антифриза. Их противники опираются на результаты независимых исследований, которые показывают, что качественный тосол ничем не уступает лучшим антифризам по температуре замерзания, температуре кипения, сроку службы, эффективности охлаждения двигателя и влиянию на ресурс мотора.

Иногда сторонники антифризов говорят, что тосол теряет свои качества при нагреве до 150 градусов. При этом они забывают, что если охлаждающая жидкость нагрелась до такой температуры, двигателю срочно необходим серьезный ремонт. Многочисленные добавки в антифризы, по словам производителя, улучшают характеристики их продукции, превращая ее в идеальную охлаждающую жидкость. При этом они скромно умалчивают, что идеальная охлаждающая жидкость, это дистиллированная вода и никакой тосол или антифриз не может превзойти ее.

Поэтому нет никакой разницы, какую из качественных охлаждающих жидкостей вы зальете в полностью исправный двигатель. Невысокая цена (ведь производители тосола не берут плату за звучное название и раскрученный бренд) делает подделку тосола куда менее выгодной, чем более дорогого антифриза. Поэтому вероятность приобрести поддельный или некачественный антифриз в 3-5 раз выше. Все это позволяет сделать вывод – для двигателя нет никакой разницы между качественным тосолом и качественным антифризом.

Антифриз — это общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах окружающей среды.

Под этим же названием чаще всего понимают охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания , использующихся в на жидкостном охлаждении.

Стандарты ГОСТ

Общие технические условия и характеристики для тосолов указаны в нормативе ГОСТ 28084-89 .

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет.

До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет . Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов. В частности, это относится к зарубежным.

А состав ввозимого ими сырья проверяется очень редко. Соответственно, на полках магазинов может оказаться антифриз, не соответствующий ГОСТ-стандартам .

Состав охлаждающей жидкости

Точный состав охлаждающих жидкостей производителями держится в строгом секрете, так как эта информация является коммерческой тайной.

Основные компоненты — следующие:

  • пропиленгликоль или этиленгликоль (основа);
  • вода;
  • комплекс присадок;
  • краситель (нужен исключительно для того, чтобы кто-то случайно не выпил охлаждающую жидкость — она крайне ядовита).

Антифриз: красный, зеленый, синий. В чем разница ? Просто о сложном в этом видео:

До и после вскрытия канистры

Производитель не указывает, что срок годности до и после вскрытия канистры может отличаться по каким-либо параметрам.

Есть лишь общий допустимый период хранения, установленный в 5 лет.

Но на практике тосол в запечатанной фляге может храниться и свыше 5 лет , при этом он не поменяет своих технических характеристики, у него не появится осадок, а процентное соотношение воды останется на первичном уровне.

Кстати, для проверки последнего можно приобрести специальный прибор (продается практически в любом магазине автомобильных запчастей и стоит копейки — ареометр).

Почему после вскрытия канистры срок хранения условно снижается? Потому что присадки начинают контактировать с кислородом, а вместе с этим сам пропиленгликоль или этиленгликоль начинают испаряться.

А вот конденсирующаяся влага может их заменять, из-за чего процентное соотношение воды увеличивается .

Как и где правильно хранить?

Главное — защищать от прямых солнечных лучей, так как воздействие ультрафиолета может негативно сказаться на технических характеристиках охлаждающей жидкости.

Также важно сохранять герметичность тары.

Для этого после вскрытия горловину можно прикрыть уплотнителем и сверху закрыть крышкой — доступ воздуха и для влаги будет закрыт .

Если заводская тара была случайно повреждена, то заменить её можно другой, но из поливинилхлорида (ПВХ). Это тот же самый пищевой пластик и его ключевое преимущество — он не вступает в химическую реакцию с маслянистыми веществами.

Зимой хранить антифриз в гараже при отрицательной температуре не рекомендуется. Лучше его убрать хотя бы в подвал или погреб, где температура держится на уровне 2-5 градусов.

Что происходит с тосолом со временем?

При длительном хранении у тосола снижается уровень щелочности, значительно увеличивается коэффициент пенообразования , сам цвет становится более темным, иногда даже с примесью осадка.

На фоне этого снижается ещё и плотность (норма — 1,065, а при длительном хранении она снижается вплоть до 0,9). Эти процессы ускоряются, если хранить тосол либо в неплотно закрытой таре, либо при слишком низкой/высокой температуре.

Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали ? Специалист подскажет в этом ролике:

Работоспособность антифриза, использующегося в автомобильном двигателе, определяет работу охлаждающей системы в целом. Поэтому важно знать о ресурсе эксплуатации этого расходного материала. Какой срок годности антифриза до вскрытия упаковки и после нее и как правильно хранить жидкость, вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Виды антифризов

Продолжительность хранения и эксплуатации зависит от производителя продукта, а также вида расходного материала. Цвет жидкости, будь то красный, синий или зеленый хладагент, играет в этом вопросе неосновную роль.

Выделяются два основных типа антифриза:

  1. Силикатные. К такому типу жидкости относится отечественный «Тосол». В составе расходного материала применяются бораты, фосфаты, силикаты, нитраты и прочие соли неорганических кислот. Основным элементом являются силикаты, входящие в набор присадок. Они обладают серьезными недостатками, отрицательно отражающимися на функционировании охладительной системы мотора в целом. В ходе эксплуатации осадки остаются на внутренних компонентах. Они хоть и защищают систему охлаждения от воздействия ржавчины, так как этиленгликоль является агрессивным компонентом по отношению к металлам. Однако эти же элементы характеризуются пониженной теплопроводностью, в результате чего способствуют ухудшению теплообмена. А если в работе силового агрегата имеются неполадки, это может привести к его быстрому перегреву и ускоренному износу. Также присадки, сделанные на базе силикатов, истощаются спустя 30 тысяч км пробега. Они начинают терять свои антикоррозийные характеристики и способствуют развитию коррозии.
  2. Карбоксилатные. Такие жидкости производятся на базе органических кислот. Они по сравнению с силикатными лишены многих минусов. Карбоксилатные антифризы могут функционировать в более обширном температурном диапазоне. В ходе эксплуатации они не теряют свои рабочие характеристики и создают защитную пленку только в тех местах, где имеются очаги коррозии, не давая ржавчине распространяться дальше по системе. Теплообмен мотора при этом не нарушается. Карбоксилатные расходные материалы более стабильны. Они не образуют осадок в радиаторе, расширительном бачке и патрубках охлаждающей системы, и не становятся со временем гелем. Причем состав таких веществ обедняется немного медленнее. Это обусловлено тем, что ресурс службы таких хладагентов на основе органических компонентов составляет более 200 тысяч км пробега.

Помимо этих двух разновидностей, охлаждающие жидкости для автомобилей разделяются на классы:

  1. G11. Этот хладагент считается одним из самых дешевых. Он производится на основе этиленгликоля, при этом в составе продукта имеется минимальный пакет добавок. Присадки из силиката защищают охладительную систему ДВС от коррозии. Такие жидкости обычно используются в машинах российского производства. Ресурс эксплуатации в среднем составляет около двух лет.
  2. G12. Состав таких продуктов не содержит нитритов. В основе расходного материала лежит этиленгликоль, только более качественный и чистый, с экологической точки зрения. Базу продукта составляют и карбоксилатные соединения. Когда в охладительной системе появляется коррозия, охлаждающая жидкость быстро локализует пораженные участки. По отзывам этот хладагент неплохо зарекомендовал себя при эксплуатации в высокооборотных моторах, образующих повышенную температуру при работе.
  3. G12+. Производится на базе полипропиленгликоля. Это вещество относится к классу неядовитых и быстро разлагающихся. Полипропиленгликоль считается наиболее безопасным хладагентом, с экологической точки зрения. Благодаря тщательно подобранной основе и набору добавок, применение таких антифризов допускается в силовых агрегатах, выполненных с использованием алюминия и чугуна. Стоимость продукта, относящегося к этому классу, более высокая, но это обусловлено хорошим качеством жидкости.
  4. G12++. Этот хладагент считается гибридным вариантом карбоксилатной, а также силикатной жидкости, он относится к универсальным жидкостям. В составе продукта отсутствуют бораты и фосфаты. Хладагенты G12++ являются совместимыми со старыми типами антифризов. Расходный материал эффективно защищает охладительную систему машин с повышенной скоростью циркуляции, а также высокой термической нагрузкой на мотор.
  5. G13. Также относится к гибридному типу. Эта жидкость имеет аналогичные свойства и характеристики с продуктами стандарта G12++. Разница в том, что его состав более усовершенствованный. Но других принципиальных различий между ними нет.


Состав и характеристики

Срок годности антифриза во многом зависит от состава жидкости:

  1. Этиленгликоль. Может использоваться моноэтиленгликоль, этандиол и другие базовые компоненты. Представляет собой двухатомный спирт, характеризующийся маслянистой консистенцией. Жидкость почти не имеет запаха, она вязкая на ощупь. Параметр плотности базового продукта в среднем составляет около 1,112-1,113 г/см3 при условии, что он измеряется при температуре 20 градусов тепла. Температура, при которой закипает жидкость, варьируется в районе 196 градусов, а замерзает она уже при -12. Поэтому данный концентрат всегда разводится с дистиллированной водой. Когда хладагент нагревается, он начинает расширяться. Соответственно, в охладительную систему его надо заливать приблизительно на 10% меньше.
  2. Дистиллированная вода. Ее применение обязательно поскольку чистая основа замерзает при незначительной минусовой температуре. Должен использоваться именно дистиллят. Если вы смешаете концентрат с водой из-под крана, то на внутренних стенках шлангов охладительной системы, а также в радиаторном устройстве образуется накипь.
  3. Пакет присадок. Во всех современных хладагентах используются антикоррозийные добавки, предназначенные для защиты системы охлаждения от образования ржавчины. Такие присадки делятся на несколько видов — карбоксилатные, традиционные, лобридные и гибридные. Первые изготовляются на основе органических соединений, вторые — с применением неорганических и считаются самыми старыми. Они использовались еще в Тосоле, который производился при СССР. Гибридные производятся с применением органических и неорганических соединений, а лобридные считаются самыми совершенными на сегодняшний день. Присадки могут быть антипенными, предназначенными для предотвращения появления пены в системе охлаждения.


Таблица коррозийного воздействия состава хладагента на металлы

Стандарты ГОСТ

Все особенности и характеристики для охлаждающих жидкостей подробно описаны в нормативном документе ГОСТ 28084-89. В соответствии с этим, с 1992 года ресурс годности расходных материалов, предназначенных для применения в машинных моторах, должен быть не меньше пяти лет. До этого срок составлял три года. Но этого ГОСТа придерживаются не все производители, особенно если речь идет о зарубежных компаниях. Состав, который имеют жидкости иностранного производства, по факту практически не контролируется. Поэтому в продаже вы можете найти продукты, которые не соответствуют ГОСТам.

Срок хранения до и после вскрытия упаковки

Производители расходных материалов обычно не указывают, что ресурс хранения до вскрытия бутылки и после будет разным по определенным параметрам. Существует один допустимый период, составляющий пять лет по ГОСТу. Фактически расходный материал, герметично запечатанный в упаковке, может иметь срок хранения более 5 лет. За это время жидкость не сможет изменить свои эксплуатационные свойства и особенности. На дне канистры не должен появляться осадок, а соотношение базы вещества и дистиллированной воды будет на прежнем уровне.

Для диагностики соотношения дистиллята и основы можно использовать ареометр. Если плотность по каким-то причинам нарушена, это приведет к потере технических свойств продукта. После вскрытия бутылки ресурс хранения вещества будет более низким. Это происходит в результате контакта добавок с кислородом, что приводит к испарению основы. Конденсат будет заменять основу, что приведет к повышению процентного соотношения дистиллята.

Канал Автомобили и запчасти снял видео о том, как правильно выполнить смену антифриза.

Как и где правильно хранить?

В соответствии с техническим регламентом, производители расходных материалов советуют хранить охлаждающую жидкость исключительно в заводской упаковке. Это может быть канистра или пластмассовая бутылка. Температура хранения хладагента должна составить до 15 градусов тепла. Основное условие — предотвратить попадание солнечных лучей на канистру, поскольку ультрафиолет отрицательно отражается на технических свойствах расходного материала.

Помимо этого, потребителю надо сохранять герметичность упаковки. Если канистра открыта, то само горлышко следует прикрыть уплотнителем, после чего пробку надо полностью закрутить, чтобы не допустить попадание воздуха или влаги внутрь. При повреждении заводской упаковки допускается ее замена на другую, но важно, чтобы она была выполнена из поливинилхлорида. Этот материал относится к пищевому пластику, при этом ПВХ не вступает в реакцию с маслянистыми компонентами. В холодное время года хранить хладагент в гараже при низких температурах нельзя. Допускается хранение продукта в помещении, температура в котором составляет не менее 2 градусов.

Что происходит с Тосолом со временем?

Если хладагент хранится долгое время, в нем начинает падать параметр щелочности. Повышается вероятность образования пены при использовании жидкости. Цвет расходного материала становится более темным, в некоторых случаях возможно образование осадка на дне. Помимо этого, понижается и параметр плотности, который может быть снижен до 0,9. При хранении продукта в незапечатанной таре или при критически низких либо повышенных температурах эти процессы начинают ускоряться. В результате жидкость потеряет свои технические характеристики.

О сроках замены охлаждающей жидкости можете узнать из видео, снятого каналом Pro Авто32.

Период допустимой эксплуатации

Производители машин советуют не реже, чем один раз в три года или при пробеге 60 тысяч км. Но в ходе эксплуатации автовладелец должен периодически контролировать состояние расходного материала. Для визуального контроля следует открыть крышку емкости в моторном отсеке и оценить жидкость. Диагностика должна выполняться на заглушенном и холодном моторе. Когда хладагент имеет более темный оттенок по сравнению с первоначальным цветом и в нем есть следы накипи или отложений, это говорит о необходимости замены вещества.

Рекомендуется учитывать и температурные параметры силового агрегата. Если температура мотора по неизвестным причинам стала произвольно увеличиваться даже на пять градусов, это говорит о неисправностях в охладительной системе. И диагностика начинается именно с расходного материала. При использовании хладагента со старым сроком годности возможна нормальная эксплуатация мотора, но его температура будет увеличиваться до критической. Из-за потери присадками свойств и подверженности металлических элементов охладительной системы к коррозии, добавки не смогут выполнять их защиту.

Правила замены

При замене расходного материала придерживайтесь правил:

  1. Меняя жидкость, обязательно промойте систему охлаждения. Для этого можно использовать специальные средства, которые заливаются в расширительный бачок. При применении таких веществ на автомобиле следует проехать от 20 до 200 км, в зависимости от рекомендаций, указанных на упаковке. Промывку можно выполнить дистиллированной водой, Кока-Колой, водой с добавлением уксуса либо лимонной кислоты.
  2. При заливе не используйте концентрированную жидкость. Лучше разбавить такой хладагент дистиллятом, пропорции для этого указываются на упаковке.
  3. После залива хладагента не добавляйте в систему охлаждения воду. Не рекомендуется смешивание с другими марками антифризов, особенно, разных по стандарту. При необходимости добавления важно проследить за тем, чтобы совпадали составы веществ.
  4. Если хладагент не рекомендован для вашего автомобиля, лучше воздержаться от его эксплуатации.

Что делать, если залит антифриз, потерявший срок годности?

4. Залейте новый антифриз

Использование старой охлаждающей жидкости приведет к появлению отложений, осадка и образованию накипи в радиаторе охладительной системы. Если вы залили антифриз, потерявший срок годности, необходимо выполнить промывку.

Процедура очистки выполняется так:

  1. Сначала из системы охлаждения сливается старый хладагент. Для этого под сливное отверстие подставьте ведро или обрезанную бутылку, после чего открутите пробку. Процедура слива выполняется на холодном двигателе.
  2. Подождите, пока сольется весь хладагент.
  3. Закрутите пробку. Залейте в расширительный бачок под капотом дистиллированную воду. Ее объем должен соответствовать количеству слитого хладагента.
  4. Заведите двигатель. Пусть мотор поработает около 15-25 минут в холостом режиме. Можно выполнить контрольную поездку, увеличив обороты агрегата.
  5. Заглушите ДВС и слейте дистиллят из системы. Если он слишком грязный и в нем имеются следы накипи, выполните промывку еще раз. Процесс очистки выполняется до того момента, пока из системы не начнет выходить чистая вода.
  6. Затем заливается новый хладагент. После залива заведите мотор и погазуйте, одновременно сжимая резиновые шланги системы охлаждения. Это позволит избежать появления воздушных пробок. Выполните контрольную поездку, добавьте в систему антифриз до уровня.

Сегодня очередной ответ на вопрос нашего читателя, который прислал вот такое письмо.

«Здравствуйте уважаемый автоблоггер. Купил недавно ВАЗ 2114, поменял все и масло в двигателе, и масло в коробке. Вот только в расширительном бачке охлаждающая жидкость, какая то мутноватая. Поэтому у меня вопрос, через сколько менять антифриз / тосол в машине? И мне кажется, что мутная жидкость это не нормально?»


Действительно вы правы — такой мутный в охлаждающей системе говорит, что он уже отработал свое. Нужно заменить и желательно промыть систему. Особенно внимательно относимся к ней летом, так как температурный режим гораздо выше, чем осенью и зимой. Поэтому чтобы избежать перегрева двигателя, нужно поменять сем быстрее тем лучше. Дело в том что этот состав также контактирует с блоком мотора, и высокими температурами, а значит у него тоже есть свой интервал использования.

Также замена тосола или антифриза, обусловлена антикоррозийными добавками содержащиеся в них, обычно это силикаты, фосфаты или бораты. Пока уровень этих присадок находится, на должном уровне, то менять не нужно. Но через некоторое время антикоррозийные вещества теряют необходимый уровень и двигатель, и радиатор подвергаются коррозии. Особенно это опасно для двигателей с алюминиевыми частями. Поэтому заменяем до образования таких процессов.

Помочь определить работоспособность состава, помогут специальные полоски, которые погружаются в жидкость и приобретают определенный цвет. В инструкции можете прочитать, какой цвет полоски у рабочего состава. Если цвет полоски другого цвета, то срочно меняем. Полоски тестеры можно купить в любом автомагазине.

Заменить — можно и самому. Главное помнить, что это токсичный состав, его нельзя сливать ни в реки, и озера. Сливаем в определенную емкость после этого утилизируем. После того как вы слили жидкость — промываем систему. Это можно сделать и обыкновенной водой. Несколько раз залить систему, а затем слить. Главное чтобы в системе не осталось старой жидкости. После того как вы промыли двигатель, можно заливать новую. Как правило, она будет либо зеленого или красного цвета, для антифризов и сине-зеленого для тосолов. Отличие красного и зеленого антифриза можете почитать .

На этом все. Следите за вашей охлаждающей системой, и ваш двигатель проработает дольше.