Национальная педагогическая энциклопедия автор и год издания. Российская педагогическая энциклопедия (Давыдов В.В.)

Российская педагогическая энциклопедия - справочное издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования. Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, истории, методологии, методике психолого-педагогнческих наук и по различным образовательным системам. Поскольку многие педагогические явления и закономерности носят междисциплинарный характер, энциклопедия в значительной мере ориентирована и на специалистов смежных отраслей - психологии, философии, социологии и др. Вместе с тем читатели (и прежде всего родители и воспитатели детей любого возраста), интересующиеся проблемами образования и становления личности, найдут здесь разнообразные материалы но этим проблемам.

В нашей стране есть опыт издания подобных трудов. Однако вышедшая в 1927-29 Педагогическая энциклопедия в 3 тт. под ред. А. Г. Калашникова сегодня представляет собой скорее историко-научный, нежели справочный источник. В известной мере то же можно сказать о двухтомном Педагогическом словаре (1960-61) и четырёхтомной Педагогической энциклопедии (1964- 1968).

Создатели энциклопедии отдают себе отчёт в том, что ни одно научно-справочное издание, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым от идейных течений своего времени, научных традиций, а порой и эмоциональных пристрастий. Аналогичные издания прошлых лет несут на себе отпечаток своей эпохи. В последние десятилетия, и особенно в последние несколько лет, в сфере психолого-педагогического знания происходит переоценка многих казавшихся ранее безусловными теорий и фактов. Накоплен и немалый опыт - как позитивный, так и, необходимо признать, негативный - в сфере образования.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Издательство:

Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1993

От редколлегии

Российская педагогическая энциклопедия - справочное издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования. Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, истории, методологии, методике психолого-педагогнческих наук и по различным образовательным системам. Поскольку многие педагогические явления и закономерности носят междисциплинарный характер, энциклопедия в значительной мере ориентирована и на специалистов смежных отраслей - психологии, философии, социологии и др. Вместе с тем читатели (и прежде всего родители и воспитатели детей любого возраста), интересующиеся проблемами образования и становления личности, найдут здесь разнообразные материалы но этим проблемам.

В нашей стране есть опыт издания подобных трудов. Однако вышедшая в 1927-29 Педагогическая энциклопедия в 3 тт. под ред. А. Г. Калашникова сегодня представляет собой скорее историко-научный, нежели справочный источник. В известной мере то же можно сказать о двухтомном Педагогическом словаре (1960-61) и четырёхтомной Педагогической энциклопедии (1964- 1968).

Создатели энциклопедии отдают себе отчёт в том, что ни одно научно-справочное издание, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым от идейных течений своего времени, научных традиций, а порой и эмоциональных пристрастий. Аналогичные издания прошлых лет несут на себе отпечаток своей эпохи. В последние десятилетия, и особенно в последние несколько лет, в сфере психолого-педагогического знания происходит переоценка многих казавшихся ранее безусловными теорий и фактов. Накоплен и немалый опыт - как позитивный, так и, необходимо признать, негативный - в сфере образования.

Российская педагогическая энциклопедия стремится максимально объективно отразить современный уровень развития отечественной педагогической науки и практики. Сложный и противоречивый этап в жизни государства и общества не может не отражаться на состоянии педагогики и системы образования. Поэтому материал, представленный в энциклопедии, несёт на себе отпечаток тех общественных тенденций, которые, даже не оформившись окончательно, определяют сейчас развитие педагогической науки и практики.

Для укоренившегося у нас восприятия энциклопедической литературы характерна её оценка читателем как нормативного источника. С современных позиций этот взгляд не может считаться оправданным, поскольку в области гуманитарного знания вообще и педагогики в частности монополия на истину отнюдь не служит делу творческого подхода к рассматриваемой тематике. Безусловно, фактический материал, представленный в энциклопедии, тщательно проверен. Что же касается определений, даваемых тому или иному понятию, а также научных трактовок различных явлений и фактов, то редколлегия отказалась от попыток сформулировать их в окончательном варианте. В современной науке ряд понятий имеет много определений, не всегда согласующихся друг с другом. Научная трактовка тех или иных явлений также осуществляется с разных позиций. Поэтому в большинстве случаев содержание проблемной статьи отражает главным образом позицию написавшего её специалиста. Текст статей энциклопедии в этой связи не может и не должен служить непререкаемым аргументом в научной дискуссии. В частности, библиография при статьях включает и источники, отражающие и иные, нежели авторский, подходы к проблеме. В этом отчасти и проявляется одна из целей энциклопедии - стимулировать научную мысль и творческий поиск.

В свете выявившихся тенденций в современной педагогике содержание энциклопедии по сравнению с предшествовавшими изданиями аналогичного профиля претерпело существенные изменения. Создатели энциклопедии стремились освободить текст от идеологических штампов и установок, господствовавших в отечественной педагогике на протяжении десятилетий. Материал, посвящённый отечественным и зарубежным учёным и их взглядам, а также зарубежному педагогическому опыту, представлен по возможности объективно, без однозначного оценивания. Критический разбор различных теорий и подходов уступил место изложению и комментариям. Информация, представляемая таким образом в энциклопедии, достаточна, чтобы читатель мог выделить рациональное зерно в той или иной позиции и вынести собственную оценку.

В целом объединяющей позицией многочисленных авторов энциклопедии выступило признание детства как самоценного, уникального этапа в жизни человека, а также утверждение права каждого ребёнка на полноценное образование в соответствии с его способностями и склонностями. Главный акцент сделан на очевидные преимущества демократичных форм воспитания и обучения над авторитарными подходами. Авторы также стремились подчеркнуть идею необходимой преемственности позитивных исторических и национальных традиций в деле образования и воспитания.

Становление личности составляет не узкопедагогическую, а общечеловеческую проблему. К ней было приковано внимание мыслителей разных эпох, в том числе и тех, кого традиционно не принято относить к педагогам, но чьи рассуждения о природе человека сыграли важную роль в развитии педагогической мысли. В энциклопедии некоторым таким крупным фигурам посвящены отдельные статьи, которые не отражают всей полноты взглядов того или иного учёного или писателя, но ориентированы на изложение его концепции в соответствии со спецификой данного издания.

Отдельные понятия включены в педагогическую энциклопедию впервые. Это ряд психологических понятий, которым прежде уделялось недостаточно внимания, но которые имеют принципиальное значение для педагогики. Это и некоторые понятия философии и этики, без уяснения которых суждения о гуманизации образования теряют научную почву. Сведения из области медицины, физиологии, анатомии, морфологии и т. п. представлены довольно лаконично, т. к. лишь косвенным образом связаны с педагогической проблематикой и могут быть почерпнуты из иных источников.

Материал в Российской педагогической энциклопедии представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических изданиях. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логическое ударение (например, Кризисы возрастные), за исключением случаев устоявшихся словосочетаний (например, Возрастная психология). В некоторых случаях допускается инверсия (например, Народов Севера институт). В необходимых случаях даются этимологические справки. Связи между различными статьями устанавливаются при помощи ссылок (название соответствующей статьи в тексте другой статьи даётся курсивом). В целях компактности изложения использованы принятые в энциклопедии сокращения, список которых приводится на с. 7-8.

Редколлегия выражает благодарность всем организациям и лицам, принявшим участие в создании Российской педагогической энциклопедии.

Педагогические энциклопедии

и словари, научно-справочные издания по педагогике и народному образованию, содержащие сведения по истории, теории и практике воспитания и образования (в целом или по отдельным отраслям педагогической науки). Различают по содержанию П. э. общего характера и посвященные отдельным проблемам, разделам, дисциплинам педагогической науки; по структуре - алфавитно-словарные (основной тип) и систематические; терминологические словари - одноязычные и так называемые языковые. П. э. как особый вид педагогической литературы начали появляться в конце 18 - начале 19 вв. Увеличение числа изданий учебно-педагогических пособий и теоретических работ по педагогике, педагогической психологии обусловило необходимость обобщения накопившегося педагогического опыта в наиболее удобной для обозрения энциклопедической форме. Характерным примером такого сводного фундаментального труда является 16-томное издание «Общий пересмотр школоведения и воспитания» («Allgemeine Revision des gesamten Schulund Erziehungswesen», Hamb.-, 1785-1792), составленный под руководством немецкого педагога-филантрописта И. Г. Кампе. С начала 19 в. П. э. составлялись во многих странах; наибольшее влияние на их развитие оказали издания Германии и Франции, в 20 в.- Великобритании и США.

В России первая попытка создания свода педагогических идей сделана Ф. Ангальтом, составившим два сборника нравоучительных афоризмов (на русском, французском, немецком, латинском языках) - «Говорящая стена» («La muraille parlante», St. Pétersbourg, 1790) и «Зал отдыха» («La salle de récréations», St. Pétersbourg, 1791). В 1829 издатель С. Глинка выпустил в Москве повторное издание этих афоризмов, назвав его «Искусство учиться, прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания». Более серьёзную попытку дать свод педагогических идей, притом впервые в алфавитно-словарной форме, на основе назидательных примеров из истории и цитат из произведений (однако почти не затрагивая вопросов обучения) сделал П. Н. Енгалычев в своих книгах «О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков» (СПБ. 1824), «Словарь физического и нравственного воспитания» (ч. 1-2, СПБ, 1827), «Словарь добродетелей и пороков с прибавлением некоторых достопамятных происшествий» (ч. 1-2, СПБ, 1828). В 1898-1910 родительский кружок Педагогического музея военно-учебных заведений в Петербурге издавал серию брошюр по проблемам дошкольного воспитания - «Энциклопедию семейного воспитания и обучения» (59 брошюр); серия создавалась на основе докладов в кружке педагогов, врачей и родителей под редакцией П. Ф. Каптерева. В начале 20 в. Харьковское общество распространения в народе грамотности выпустило в составе издаваемой им «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний» 2 педагогического тома: т. 9 - «Философия и педагогика» (М., 1911) и т. 10-«Народное образование в России» (М., 1912), с широким систематическим охватом педагогических знаний и большим фактическим материалом. Одновременно ряд деятелей культуры (Н. В. Чехов, Е. М. Чарнолусская, М. М. Рубинштейн, Л. Б. Хавкина, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо и др.) создали под общей редакцией Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова «Практическую школьную энциклопедию» (М., 1912), проникнутую идеями трудовой школы.

Первым советским энциклопедическим изданием была выпущенная в 1927-29 в Москве 3-томная «Педагогическая энциклопедия» под редакцией А. Г. Калашникова и М. С. Эпштейна при участии виднейших советских педагогов. Несмотря на неразработанность многих проблем советской педагогики в 20-х гг., разнохарактерность взглядов авторов, идеологические и методологические ошибки в ряде статей, энциклопедия обобщила большой материал по истории и теории обучения и воспитания. В 1960 АПН РСФСР издала краткий 2-томный «Педагогический словарь» (главный редактор И. А. Каиров). В 1964-68 издательство «Советская Энциклопедия» осуществило выпуск 4-томной «Педагогической энциклопедии» (главный редактор И. А. Каиров и Ф. Н. Петров). Энциклопедия содержит около 3 тыс. статей по основным психологопедическим вопросам воспитания, общим проблемам педагогики, дидактике, методике воспитания, внешкольной и внеклассной работе, педагогической и детской психологии и физиологии, дефектологии, о системах народного образования в СССР и др. странах, отраслях специального образования, об отечественных и зарубежных педагогах и просветителях.

Среди общих П. э. и словарей зарубежных стран имеют значение или сохраняют его для характеристики педагогики своего времени следующие издания.

Великобритания: Флетчер А., «Педагогическая энциклопедия Зонненшейна» (Fletcher А. Е., «Sonnenschein"s cyclopaedia of education», L., 1888; 3 rev. ed., L.- N. Y., 1906); «Учительская энциклопедия по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики в Великобритании и за рубежом», редактор А. П. Лори, т. 1-7 (4) («The teacher"s encyclopedia of the theory, method, practice, history and development of education at home and abroad», ed. by A. P. Laurie, v. 1-7, L., 1911-12; 2ed., V.1-4, L.,1922); Уотсон Ф., «Энциклопедия и словарь по педагогике», т. 1-4 (Watson F., «Encyclopaedia and dictionary of education», v. 1-4, L. , 1921-22); «Практика преподавания в начальной школе [издательства] Макмиллана», редактор Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 («Macmillan"s teaching in practice. An encyclopaedia of modern methods of teaching in primary school», bv Е. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1931-39); «Практика преподавания в школах младших ступеней [издательства] Макмиллана», редактор Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 («Macmillan"s teaching in practice for junior schools. A new encyclopaedia of teaching», ed. by Е. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1938); «Практика преподавания в последнем классе школы [издательства] Макмиллана», редактор Э. Дж. С. Лей, т. 1-8 («Macmillan"s teaching in practice for seniors. An encyclopaedia of modern methods of teaching», ed. by Е. J. S. Lay, v. 1-8, L., 1938); «Педагогическая энциклопедия [издательства] Блонда», редактор Э. Блишен («Blond"s encyclopaedia of education», ed. by Е. Blishen, ).

ГДР: «Малая педагогическая энциклопедия», редактор-издатель Г. Франкевич и др. («Kleine pädagogische Enzykiopädie», hrsg. von Н, Frankiewicz , B., 1960); «Педагогическая энциклопедия», редактор Г. Франкевич и др., т. 1-2 («Pädagogische Enzykiopädie», hrsg. von Н. Frankiewicz , Bd l-2, В., 1963).

Германия (до 1945): Рёйтер Д., «Педагогический энциклопедический словарь, или Справочник по воспитанию и обучению» (Reuter D., «Pädagogisches Reallexikon, oder Repertorium für Erziehungs- und Unterrichtskunde und ihre Literatur», Nürnberg, 1811); «Энциклопедический педагогический словарь, или Полный алфавитный справочник и пособие по педагогике и дидактике», переработка и редакция И. Г. Х. Вёрле («Encyklopädisch-pädagogisches Lexicon, oder Vollständiges alphabetisch geordnetes Hand- und Hilfsbuch der Pädagogik und Didaktik», bearb. und hrsg. von J. G. C. Wörle, Heilbronn, 1835); «Универсальный энциклопедический словарь по воспитанию и обучению», редактор М. К. Мюнх, т. 1-3 («Universal-Lexicon der Erziehungs- und Unterrichtslehre», hrsg. von М. C. Münch, Bd 1-3, Augsburg, 1841-42; 3 Aufl., Augsburg, 1859-1860); «Педагогический энциклопедический словарь, или Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению и их истории...», редактор К. Г. Херганг, т. 1-2 («Pädagogische Real-EncykIopädie, oder Encykiopädisches Wörterbuch des Erziehungs- und Unterrichtswesens und seiner Geschichte...», hrsg. von K. G. Hergang, Grimma, 1843-47; 2. Aufl., Bd 1-2, Grimma, 1851-52); «Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения», т. 1-10 («Encykiopädie des gesamten Erziehungs- und Unterrichtswesens», Bd 1-10, Gotha, 1859-75; 2. Aufl., 1876-87); «Энциклопедия по педагогике с точки зрения современной науки», т. 1-2 («Encykiopädie der Pädagogik vom gegenwärtigen Standpunkte der Wissenschaft», Bd 1-2, Lpz., 1860); «Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению на основе католических принципов», переработка и общая редакция Г. Рольфус и А. Пфистер, т. 1-4 («Real-EncykIopädie des Erziehungs- und Unterrichtswesens nach katholischen Principien», bearb. und hrsg. von Н. Rolfus und A. Pfister, Bd 1-4, Mainz, 1863-66; 2. Aufl., Bd 1-4, Mainz, 1872-74, Ergänzungsband, 1884); Витшток А., «Краткая энциклопедия по педагогике» (Wittstock A., «Encykiopädie der Pädagogik im Grundriß», Heidelberg, 1865); Фогель А., «Систематическая энциклопедия по педагогике» (Vogel A., «Systematische Encykiopädie der Pädagogik», Eisenach, 1881); Зандер Ф., «Энциклопедический словарь по педагогике» (Sander F., «Lexikon der Pädagogik», Lpz., 1883; 2. Aufl., Breslau, 1889); «Энциклопедический справочник по педагогике», редактор В Рейн, т. 1-7(10) («Encykiopädisches Handbuch der Pädagogik», hrsg. von W. Rein, Bd 1-7, Langensalza, 1895-1899; 2. Aufl., Bd 1-10, 1903-11); «Энциклопедический словарь по педагогике», редактор М. Ролов, т. 1-5 («Lexikon der Pädagogik», hrsg. von М. Roloff, Bd 1-5, Freiburg im Breisgau, 1913-17; 2. Aufl., 1921); «Настольный словарь по народному образованию», редактор Э. Клаусницер и др. («Handwörterbuch des Volksschulwesens», hrsg. von Е. Clausnitzer , Lpz.- B., 1920); «Педагогический энциклопедический словарь», редактор Г. Шварц, т. 1-4 («Pädagogisches Lexikon», hrsg. von Н. Schwartz, Bd 1-4, Bielefeld-Lpz., 1928-31); «Справочник по педагогике», редактор Г. Ноль и Л. Паллас, т. 1-5, дополнительный том указателей («Handbuch der Pädagogik», hrsg. von Н. Nohl und L. Pallat, Bd 1-5, Erg.-Bd, B. , 1928-33); «Энциклопедический словарь по современной педагогике», редактор И. Шпилер, т. 1-2 («Lexikon der Pädagogik der Gegenwart», hrsg. von J. Spieler, Bd 1-2, Freiburg im Breisgau, 1930-32); Хельман В. «[Краткий] педагогический словарь» (Hchimann W., «Pädagogisches Wärterbuch», Lpz., 1931; 7. Aufl. [в ФРГ], «Wörterbuch der Pädagogik», Stuttg., 1964).

Польша: «Энциклопедия воспитания», под редакцией Любомирского [и Др.], т. 1-9 («Encykiopedyja wychowawcza», pod red. J. T. Lubomirskiego , t. 1-9, Warsz., 1881-1922); Керский Ф., «Настольная педагогическая энциклопедия», т. 1-2 (Kierski F., «Podręzna encykiopedja pedagogiczna», t. I-2, Lwów, 1923-25); Крулиньский К., «Настольный педагогический энциклопедический словарь» (Króliński К., «Podręzny leksykon pedagogiczny», Poznań, 1935); «Энциклопедия воспитания», главный редактор С. Лемпицкий, т. 1-3 («Encykiopedja wychowania», red. naczelny S. Łempicki, t. I-4, Warsz. 1933).

США: «Энциклопедия по педагогике», редактор Х. Кидл, А. Шем («The cyclopaedia of education», ed. by Н. Kiddle and A. J. Schem, N. Y.- L., 1877); первая педагогическая энциклопедия на английском языке, издана в США и Великобритании; «Энциклопедия по педагогике», редактор П. Монро, т. 1-5 («A cyclopedia of education», ed. by P. Monroe, v. 1-.5, N. Y., 1911- 1913; переиздание в 1926-28); «Энциклопедия педагогических исследований», редактор У. Монро («Encyclopedia of educational research», ed. by W. S. Monroe, N. Y., 1941; 3 ed., by Ch. W. Harris with the assist, of М. R. Liba, 1960; переведена на испанский язык: «Enciclopedia de la educación científica», La Habana, 1956); «Энциклопедия по руководству детским воспитанием», редактор Р. Б. Уинн («Encyclopedia of child guidance», ed. by R. B. Winn, N. Y., 1943); «Энциклопедия современной педагогики», редактор Г. Н. Ривлин («Encyclopedia of modern education», ed. Н. N. Rivlin, assoc. ed. Н. Schueler, N. Y., 1943; 2 ed., 1948; перевод на испанский язык: «Enciclopedia de la educación moderna», v. 1-2, B. Aires, 1956); «Словарь по педагогике», редактор К. В. Гуд («Dictionary of education», prepared under the auspices of Phi Delta Kappa C. V. Good ed...., N. Y.- L., 1945; 2 ed., N. Y., 1959); Дьюи Дж., «Словарь по педагогике», редактор Р. Б. Уинн (Dewey J., «Dictionary of education», ed. by R. B. Winn, N. Y., 1959).

Франция: Морар Т. В., «Общеупотребительный словарь по воспитанию и обучению, или Искусство самообразования и обучения других» (Morard Т. V., «Dictionnaire général usuel et classique d"éducation, d"instruction et d"enseignement, ou l"Art de s"instruire soi-même et d"enseigner les autres», P., 1836); «Всеобщий словарь по воспитанию и обучению», редактор Э. М. Кампань («Dictionnaire universel d"éducation et d"enseignement», red. par E. М. Campagne, Bordeaux, 1869; 3 éd., P., 1873); «Словарь по педагогике и начальному образованию», издан под руководством Ф. Бюиссона, ч. 1 (т. 1-2) - ч. 2 (т. 1-2), 2 дополнительный том («Dictionnaire de pédagogie et d"instruction priinaire», publ. sous la dir. do F. Buisson, pt. 1 (t. 1-2) -2 (t. 1-2), 2 suppL, P., 1878-87), 2 tir. , 1887-88; «Новый словарь по педагогике и начальному образованию», издан под руководством Ф. Бюиссона («Nouveau dictionnaire de pédagogie et d"instruction primaire», publ. sous la dir. de F. Buisson, P., 1911); «Общая энциклопедия французского воспитания», т. 1-4 («Encyclopédie générale de l"éducation française», t. I-4, P., 1952-54); «Практическая энциклопедия воспитания во Франции» («Encyclopédie pratique de l"éducation en France», P., 1960).

ФРГ: «Педагогический словарь» («Pädagogisches Fachwörterbuch», Donauwörth, 1952); «Энциклопедический словарь по педагогике», т. 1-4, дополнительный том («Lexikon der Pädagogik», 3. AufL, Bd 1-4, Freiburg, 1952-55; Ergänzungsband, 1964, 4. Aufl., Bd 1-5, 1964-65); «Педагогический энциклопедический словарь», редактор Г. Г. Гротхоф, М. Штальман («Pädagogisches Lexikon», hrsg. von H. H. Groothoff und М. Stallman, Stuttg., 1961); «Большой энциклопедический словарь для родителей и воспитателей», редактор-издатель В. и А. Нёйбауэр («Das große Lexikon für Eltern und Erzieher», hrsg. von V. und A. Neubauer, Fr./M.- Innsbruck, 1962); «Педагогический энциклопедический словарь», т. 1-2 («Pädagogisches Lexikon», nrsg. von V. Horney , Bd 1-2, ; «Справочник основных педагогических терминов», редактор-издатель И. Шпек и Г. Вело, т. 1-2 («Handbuch pädagogischer Grundbegriffe», hrsg. von J. Speck und G. WehIe, Bd 1-2, Münch., 1970); «Новый педагогический энциклопедический словарь», главный редактор-издатель Г. Г. Гротхоф и М. Штальман («Neues pädagogisches Lexikon», hrsg. von H. H. Grothoff und М. Stallmann, Stuttg.-B., 1971).

Чехословакия: «Педагогическая энциклопедия», редактор О. Хлуп, И. Кубалек, И. Угер, ч. 1-3 («Pedagogická encyclopedie», red. 0. Chlup, J. Kubálek, J. Uher, díl. 1-3, Praha, 1938- 1940); «Педагогический словарь», главный редактор Б. Куяль [и др.], ч. 1-2 («Pedagogický slovník», hlav. red. В. Kujal , díl. 1-2, Praha, 1965-67).

Швейцария: «Энциклопедический словарь по педагогике», т. 1-3 («Lexikon der Pädagogik», Bd 1-3, Bern, 1950-52); Ханзельман Г., «Энциклопедический словарь для родителей» (Hanselmann H., «EItern-Lexikon», Z., 1956).

Югославия: «Энциклопедический словарь по педагогике», редактор Д. Франкович [и др.] («Encikiopedijski rjećnik pedagogije», ured. D. Franković , Zagreb, 1963); «Педагогический словарь», главный редактор Р. Теодосич, 1-2 («Педагогики речник», у ред. гл. уред. Р. Теодöсића, 1-2, Београд, 1967).

П. К. Колмаков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Педагогические энциклопедии" в других словарях:

    Энциклопедии и словари педагогические - научные справочные издания, содержащие систематизированный свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Педагогические энциклопедии подразделяются по характеру содержания на общие и специальные; по структуре на алфавитные и… … Педагогический терминологический словарь

    ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - науч. справочные издания, содержащие систематизиров. свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Осн. задачи: раскрытие в сжатом виде теории и практики педагогики в целом или отдельных её дисциплин, описание систем и состояния… … Российская педагогическая энциклопедия

    I Педагогика (греч. paidagogike) наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями … Большая советская энциклопедия

    Профессор Московского Университета, Ректор С. Петербургского Университета, Сенатор, Почетный Опекун, Член Государственного Совета; родился 4 го октября 1808 г. в г. Ромнах, Полтавской губернии, в семье зажиточного малорусского дворянина помещика … Большая биографическая энциклопедия

    Запрос «Крупская» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Надежда Константиновна Крупская … Википедия

    Janusz Korczak педагог, пи … Википедия


Москва

БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

1993-1999

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Российская педагогическая энциклопедия – справочное издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования. Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, истории, методологии, методике психолого-педагогических наук и по различным образовательным системам. Поскольку многие педагогические явления и закономерности носят междисциплинарный характер, энциклопедия в значительной мере ориентирована и на специалистов смежных отраслей – психологии, философии, социологии и др. Вместе с тем читатели (и прежде всего родители и воспитатели детей любого возраста), интересующиеся проблемами образования и становления личности, найдут здесь разнообразные материалы но этим проблемам.
В нашей стране есть опыт издания подобных трудов. Однако вышедшая в 1927-29 Педагогическая энциклопедия в 3 тт. под ред. А. Г. Калашникова сегодня представляет собой скорее историко-научный, нежели справочный источник. В известной мере то же можно сказать о двухтомном Педагогическом словаре (1960-61) и четырёхтомной Педагогической энциклопедии (1964- 1968).
Создатели энциклопедии отдают себе отчёт в том, что ни одно научно-справочное издание, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым от идейных течений своего времени, научных традиций, а порой и эмоциональных пристрастий. Аналогичные издания прошлых лет несут на себе отпечаток своей эпохи. В последние десятилетия, и особенно в последние несколько лет, в сфере психолого-педагогического знания происходит переоценка многих казавшихся ранее безусловными теорий и фактов. Накоплен и немалый опыт – как позитивный, так и, необходимо признать, негативный – в сфере образования.
Российская педагогическая энциклопедия стремится максимально объективно отразить современный уровень развития отечественной педагогической науки и практики. Сложный и противоречивый этап в жизни государства и общества не может не отражаться на состоянии педагогики и системы образования. Поэтому материал, представленный в энциклопедии, несёт на себе отпечаток тех общественных тенденций, которые, даже не оформившись окончательно, определяют сейчас развитие педагогической науки и практики.
Для укоренившегося у нас восприятия энциклопедической литературы характерна её оценка читателем как нормативного источника. С современных позиций этот взгляд не может считаться оправданным, поскольку в области гуманитарного знания вообще и педагогики в частности монополия на истину отнюдь не служит делу творческого подхода к рассматриваемой тематике. Безусловно, фактический материал, представленный в энциклопедии, тщательно проверен. Что же касается определений, даваемых тому или иному понятию, а также научных трактовок различных явлений и фактов, то редколлегия отказалась от попыток сформулировать их в окончательном варианте. В современной науке ряд понятий имеет много определений, не всегда согласующихся друг с другом. Научная трактовка тех или иных явлений также осуществляется с разных позиций. Поэтому в большинстве случаев содержание проблемной статьи отражает главным образом позицию написавшего её специалиста. Текст статей энциклопедии в этой связи не может и не должен служить непререкаемым аргументом в научной дискуссии. В частности, библиография при статьях включает и источники, отражающие и иные, нежели авторский, подходы к проблеме. В этом отчасти и проявляется одна из целей энциклопедии – стимулировать научную мысль и творческий поиск.
Объединяющим стержнем различных авторских подходов служила общая тенденция – гуманизация педагогической науки и практики, прежде всего обучения и воспитания в современной школе.
В свете выявившихся тенденций в современной педагогике содержание энциклопедии по сравнению с предшествовавшими изданиями аналогичного профиля претерпело существенные изменения. Создатели энциклопедии стремились освободить текст от идеологических штампов и установок, господствовавших в отечественной педагогике на протяжении десятилетий. Материал, посвящённый отечественным и зарубежным учёным и их взглядам, а также зарубежному педагогическому опыту, представлен по возможности объективно, без однозначного оценивания. Критический разбор различных теорий и подходов уступил место изложению и комментариям. Информация, представляемая таким образом в энциклопедии, достаточна, чтобы читатель мог выделить рациональное зерно в той или иной позиции и вынести собственную оценку.
В целом объединяющей позицией многочисленных авторов энциклопедии выступило признание детства как самоценного, уникального этапа в жизни человека, а также утверждение права каждого ребёнка на полноценное образование в соответствии с его способностями и склонностями. Главный акцент сделан на очевидные преимущества демократичных форм воспитания и обучения над авторитарными подходами. Авторы также стремились подчеркнуть идею необходимой преемственности позитивных исторических и национальных традиций в деле образования и воспитания.
Становление личности составляет не узко педагогическую, а общечеловеческую проблему. К ней было приковано внимание мыслителей разных эпох, в том числе и тех, кого традиционно не принято относить к педагогам, но чьи рассуждения о природе человека сыграли важную роль в развитии педагогической мысли. В энциклопедии некоторым таким крупным фигурам посвящены отдельные статьи, которые не отражают всей полноты взглядов того или иного учёного или писателя, но ориентированы на изложение его концепции в соответствии со спецификой данного издания.
Отдельные понятия включены в педагогическую энциклопедию впервые. Это ряд психологических понятий, которым прежде уделялось недостаточно внимания, но которые имеют принципиальное значение для педагогики. Это и некоторые понятия философии и этики, без уяснения которых суждения о гуманизации образования теряют научную почву. Сведения из области медицины, физиологии, анатомии, морфологии и т. п. представлены довольно лаконично, т. к. лишь косвенным образом связаны с педагогической проблематикой и могут быть почерпнуты из иных источников.
Материал в Российской педагогической энциклопедии представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических изданиях. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логическое ударение (например, Кризисы возрастные), за исключением случаев устоявшихся словосочетаний (например, Возрастная психология). В некоторых случаях допускается инверсия (например, Народов Севера институт). В необходимых случаях даются этимологические справки. Связи между различными статьями устанавливаются при помощи ссылок (название соответствующей статьи в тексте другой статьи даётся курсивом). В целях компактности изложения использованы принятые в энциклопедии сокращения, список которых приводится на с. 7-8.
Редколлегия выражает благодарность всем организациям и лицам, принявшим участие в создании Российской педагогической энциклопедии.

РОССИЙСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В ДВУХ ТОМАХ

ТОМ I
(А-Л)


Главный редактор В. Г. ПАНОВ
Заместители главного редактора: В. И. БОРОДУЛИН, А. П. ГОРКИН, А. А. ГУСЕВ, Н. М. ЛАНДА

Москва
Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
1993

Главный редактор В. В. ДАВЫДОВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ


И. Я. ЛЕРНЕР, А. В. МУДРИК, Б. М. ЙЕМЕНСКИЙ,

ТОМ II
(М-Я)

Председатель Научно-редакционного совета издательства А. М. ПРОХОРОВ
Главный редактор А. П. ГОРКИН
Заместители главного редактора: В. И. БОРОДУЛИН, В. М. КАРЕВ, Н. М. ЛАНДА

Москва
Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
1999

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
В. В. ДАВЫДОВ (главный редактор),
Э. Д. ДНЕПРОВ (заместитель главного редактора),
В. П. ЗИНЧЕНКО, И. С. КОН, В. Я. ЛАКШИН,
И. Я. ЛЕРНЕР, А. В. МУДРИК, Б. М. НЕМЕНСКИЙ,
А. В. ПЕТРОВСКИЙ, М. А. ПРОКОФЬЕВ,
М. Н. СКАТКИН, Н. М. ШАХМАЕВ.

УДК 37(03) ББК 74 я2 P 76
Зав. редакцией Д. В. ИГНАТЬЕВ,
ведущие науч. редакторы Л. С. ГЛЕБОВА, О. Д. ГРЕКУЛОВА,
науч. редакторы С. С. СТЕПАНОВ, А. О. ТОЛСТИХИНА,
редактор Н. В. ЛАРИОНОВА.
Сплошное чтение – доктор геогр. наук А. П. ГОРКИН, кандидат фил ос. наук H. M. Л АНД А.
Редакция иллюстраций – главный художник издательства А. В. АКИМОВ, ведущий худож. редактор Н. И. КОМИССАРОВА, художник Б. К. МИРОШИН.
Литературно-контрольная редакция – зав. редакцией Т. Н. ПАРФЁНОВА, редакторы С. Л. ЛАВРОВА, Н. Г. РУДНИЦКАЯ.
Группа библиографии – руководитель группы Т. Н. КОВАЛЕНКО, редакторы Г. А. САДОВА, Н. К. ТОЛМАЧЁВА.
Группа транскрипции и этимологии – руководитель группы кандидат филол. наук Ю. Ф. ПАНАСЕНКО, редактор М. С. ЭПИТАШВИЛИ.
Техническая редакция – зав. редакцией О. Д. ШАПОШНИКОВА, техн. редактор Т. Ф. АЛЕКСАНДРОВА.
Производственный отдел – зав. отделом И. А. ВЕТРОВА, ведущий инженер-технолог Г. Н. РОМАНОВА, инженер-технолог В. Ф. КАСЬЯНОВА, ведущий специалист Г. С. ШУР-ШАКОВА.
Корректорская – зав. корректорской Ж. А. ЕРМОЛАЕВА, ст. корректоры Л. С. ВАЙНШТЕЙН, В. Н. ИВЛЕВА, Е. А. КУЛАКОВА, С. Ф. ЛИХАЧЁВА, А. В. МАРТЫНОВА, Л. А. СЕЛЕЗНЁВА, А. С. ШАЛАЕВА, М. Д. ШТРАМЕЛЬ, корректор А. А. ВОЛЧЕНКОВА.
Отдел считки и изготовления наборного оригинала – зав. отделом Н. В. ШЕВЕРДИНСКАЯ, ст. корректоры О. В. ГУСЕВА, Т. Б. САБЛИНА, И. Т. САМСОНОВА, В. И. ЧУВИЛЁВА, Г. Б. ШИБАЛОВА.
Отдел перепечатки рукописей – зав. отделом Л. П. ГОРЯЧЕВА, Л. А. МАЛЬЦИНА.
Коммерческий отдел – зав. отделом И. Н. ДАНИЛОВА.
Главный экономист А. И. СОЛОДОВНИКОВ А.
Первый зам. директора Н. С. АРТЁМОВ.
Зам. директора по коммерческим вопросам И. 3. НУРГАЛИЕВ.
Федеральная программа книгоиздания России.
ISBN 5-85270-286-2
© Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.

37(03) P76
Редакция педагогики и народного образования
Зав. редакцией Ю. H. KOPOTKOB, Д. В. ИГНАТЬЕВ,
ведущие науч. редакторы Л. С. ГЛЕБОВА, О. Д. ГРЕКУЛОВА, С. Р. МАЛКИНА.
науч. редакторы С. С. СТЕПАНОВ, А. О. ТОЛСТИХИНА, И. В. ШАДРИНА,
редактор Н. В. ЛАРИОНОВА.
В подготовке издания принимали участие:
Зам. главного редактора издательства, доктор геогр. наук А. П. ГОРКИН.
Консультант А. И. ФОТЕЕВА.
Ведущий науч. редактор Научно-редакционного совета кандидат филол. наук Г. В. ЯКУШЕВА.
Зав. редакцией философии кандидат филос. наук Н. М. ЛАНДА.
Группа медицины – науч. редактор кандидат биол. наук Н. Е. ВЕСЕНИНА.
Редакция словника – науч. редакторы Т. А. СВИРИДОВА, Л. П. СИДОРОВА.
Литературно-контрольная рслакгия – зав. редакцией Г. И. ЗАМАНИ, Т. Н. ПАРФЁНОВА, ст. редактор И. И. ПЕТРОВА, редакторы Г. И. ЛЕМЕШОНОК, Н. Г. РУДНИЦКАЯ.
Группа библиографии – ст. науч. редактор В. А. СТУЛОВ, ст. редакторы 3. С. ИЗМАЙЛОВА, Т. Н. КОВАЛЕНКО.
Группа транскрипции и этимологии – науч. редакторы Е. Л. РИФ, Н. К. ТОЛМАЧЁВА, М. С. ЭПИТАШВИЛИ.
Группа проверки и сопоставления фактов – руководитель группы Т. В. ЖУКОВА, науч. редактор кандидат искусствоведения М. В. ЕСИПОВА, редакторы Е. В. АДАМОВА, Н. И. РОДИНА, И. С. РЯХОВСКАЯ, Г. Ф. СЕРПОВА.
Контрольно-диспетчерская служба – руководитель Г. С. ШУРШАКОВА, редакторы Т. И. КРАСОВИЦКАЯ, А. В. САВИНА.
Техническая редакция- зав. редакцией Р. Т. НИКИШИНА, технич. редактор Т. Ф. АЛЕКСАНДРОВА.
Производственный отдел – зам. зав. отделом В. Н. МАРКИНА, инженеры-технологи M. H. АНДРЕЕВА, В. Ф. КАСЬЯНОВА.
Корректорская – зав. корректорской Ж. А. ЕРМОЛАЕВА, ст. корректоры С. Н. БУТЮГИНА, В. Н. ИВЛЕВА, С. Ф. ЛИХАЧЁВА.
Отдел считки и изготовления наборного оригинала зав. отделом Н. В. ШЕВЕРДИНСКАЯ, ст. корректоры Т. Б. САБЛИНА, И. Т. САМСОНОВА, E. E. ТРУБИЦЫНА.
Отдел перепечатки рукописей – зав. отделом Л. А. МАЛЬЦИНА.
Редакция иллюстраций – зав. редакцией А. В. АКИМОВ, худож. редакторы Г. А. ЖУРАВЛЁВА, М. К. МОРЕЙНИС.
Художник Б. К. МИРОШИН.
Зам. директора по производству Н. С. АРТЁМОВ.
Зам. директора по коммерческим вопросам Ю. И. ЗАВЕДЕЦКИЙ.
4303000000-021 007(01) – 93
ISBN 5-85270 140-8 (т. 1) 5-85270-114-9
© Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

абс. – абсолютный
авг. – август
авт. – автономный
адм. – административный
азиат. – азиатский
акад. – академик
АКБ – Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской
альм. – альманах
АМН – Академия медицинских наук СССР
АН – Академия наук
антич. – античный
АОН – Академия общественных наук
АПН – Академия педагогических наук
арх. – архивный, архитектор
архит. – архитектурный
асе. – ассистент
АСУ – Автоматизированная система управления
АХ – Академия художеств
Б. – Большой
б. г. – без года
б. м. – без места
б. ч. – большая часть, большей частью
библ. – библиография, библиографический
биол. – биологический
б-ка – библиотека
Бл. Восток – Ближний Восток
ботан. – ботанический букв. – буквально быв. – бывший бюл. – бюллетень В. – восток
в. – век, выпуск
в т. ч. – в том числе
ВАСХНИЛ – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина
вв. – века
Вел. Отеч. война – Великая Отечественная война 1941-45
вет. – ветеринарный
ВКИП – Высший коммунистический институт просвещения
вкл. – включительно
ВКП(б) – Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)
ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи
чвнеш. – внешний
внешк. – внешкольный
ВНП – валовой национальный продукт
внутр. – внутренний
воен. – военный
вост. – восточный
ВС – Верховный Совет
Всерос. – Всероссийский
Всес. – Всесоюзный
вступ. – вступительный
вуз – высшее учебное заведение
высш. – высший
г. – год. город
газ. – газета
ГБЛ – Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина
гг. – годы, города
ген. – генерал, генеральный
геогр. – географический
геол. – геологический
гл. – главный, глава
гл. обр, – главным образом
гор. – городской
гос. – государственный
гос-во – государство
гражд. – гражданский
губ. – губерния
ГУС – Государственный учёный совет
Д. Восток – Дальний Восток
д. ч. – действительный член
демокр. – демократический
деп. – депутат, департамент
дер. – деревня
дет. – детский
дисс. – диссертация
док. – документальный
Докл. – Доклады
док-ты – документы
доп. – дополнительный, дополнение
дошк. – дошкольный
д-р – доктор
Др. – Древний
др. – другой
ДЮСШ – Детская юношеская спортивная школа_
европ. – европейский
ед. – единица
ежемес. – ежемесячный
ж. д. – железная дорога
ж.-д. – железнодорожный
жен, – женский
журн. – журнал
3. – запад
зав. – заведующий
зам. – заместитель
Зап. – Записки
зап. – западный
заруб. – зарубежный
засл. деят. – заслуженный деятель
зоол. – зоологический
избр. – избранное
изв. – известен, известный
изд. – издание
изд-во – издательство
илл. – иллюстрации
им. – имени
имп. – император, императорский
ин дустр. – индустриальный
инж. – инженерный
ИНО – Институт народного образования
инсп. – инспектор
ин-т – институт
информ. – информационный
ИПАН – Институт психологии АН СССР
ИПК – Институт повышения квалификации
иск-во – искусство
иссл. – исследование
ист. – исторический
источн. – источники
ИУУ – Институт усовершенст-вования учителей
канд. – кандидат
канд. дисс. – кандидатская диссертация
каф. – кафедра
кл. – класс
к.-л. – какой-либо
кн. – книга
к.-н. – какой-нибудь
кол-во – количество
колл. – коллективный
колон. – колониальный
колх. – колхозный
коме. – комсомольский
кон. – конец
конф. – конференция КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза
к-рый – который
к-т – комитет
культ.-просвет. – культурно-просветительный
ЛГПИ – Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена
ЛГУ – Ленинградский государственный университет
Лен. пр. – Ленинская премия
ленингр. – ленинградский
леч. – лечебный
лит. – литературный
лит-ра – литература
ЛИФЛИ – Ленинградский институт философии, литературы, истории
макс. – максимальный
МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
матем. – математический
мат-лы – материалы
маш.-строит. – машиностроительный
МБП – Международное бюро просвещения
МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана
МГЗПИ – Московский государственный заочный педагогический институт
МГПДИ – Московский государственный педагогический дефектологический институт
МГПИ – Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина
МГПИ им. Потёмкина – Московский городской педагогический институт им. В. И. Потёмкина
МГУ – Московский государственный университет
мед. – медицинский, медаль
междунар. – международный
мес – месяц
метод. – методический
мин – минута
мин. – министр
мин-во – министерство
миним. – минимальный
МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории
мл. – младший
млн. – миллион
млрд. – миллиард
мн. – многие
МНП – Министерство народного просвещения
МОИП – Московское общество испытателей природы
МОПИ им. Крупской – Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской
мор. – морской
моек. – московский
МП – Министерство просвещения
муж. – мужской
муз. – музыкальный
мусульм. – мусульманский
Н. СТ. – НОВЫЙ СТИЛЬ
н. э. – наша эра
наз. – называемый, называется
назв. – название
наиб. – наиболее, наибольший
наим. – наименование, наименьший
напр. – например
нар. – народный
нас. – население
наст. – настоящий
нарком – народный комиссар
Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения
науч. – научный
нац. – национальный
нач. – начало, начальный, на-чальник
нед – неделя
неизв. – неизвестно, неизвестный
нек-рый – некоторый
неск. – несколько
н.-и. – научно-исследовательский
НИИ – научно-исследовательский институт
НИИ дефектологии – НИИ дефектологии АПН СССР
НИИ ДВ – НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
НИИ ИВТ – НИИ информатики и вычислительной техники АПН СССР
НИИ ООВ – НИИ общего образования взрослых АПН СССР
НИИ ОПП – НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР
НИИ ОП – НИИ общей педагогики АПН СССР
НИИ ОПВ – НИИ общих проблем воспитания АПН СССР
НИИ ПРЯНШ – НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР
НИИ ПТП – НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР
НИИ СИМО – НИИ содержания и методов обучения АПН СССР
НИИ ТОП – НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР
НИИ УЭНО – НИИ управления и экономики народного образования АПН СССР
НИИ ФДП – НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР
НИИ ХВ – НИИ художественного воспитания АПН СССР
НИИ ШОТСО – НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР
о. – остров
об-во – общество
обл. – область, областной
ок. – около
окр. – округ
ОНО – Отдел народного образования
ООН – Организация Объединённых Наций
опубл. – опубликован, опубликованный
орг. – организован, организованный
орг-ция – организация
ориг. – оригинальный
осн. – основан (ный), основной
отв. – ответственный
отд. – отдельный, отдел
отеч. – отечественный
офиц. – официальный
парт. – партийный
пед. – педагогический
пер. – перевод
переим. – переименован (ный)
петерб. – петербургский
петроград. – петроградский
пл. – площадь
пол. – половина
полиграф. – полиграфический
политехн. – политехнический
пом. – помощник
пос. – поселок
поев. – посвяшён (ный)
пост. – постановление, постановка, постоянный
поч. ч. – почётный член
пр. – премия, прочее
пр-во – правительство
пред. – председатель
предисл. – предисловие
през. – президент. Президиум
преим. – преимущественно
прибл. – приблизительно
прил. – приложение
прим. – примечание
пров.-» провинция
произв. – произведение
произ-во – производство
пром. – промышленный
пром-сть – промышленность
проф. – профессор, профессиональный
проф.-тех. – профессионально-технический
псевд. – псевдоним
психол. – психологический
ПТУ – профессионально-техническое училище
публ. – публикация
р. – река, родился
разд. – раздел
разд. – различный
РАНИОН – Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук
РАО – Российская академия образования
рев. – революционный
ред. – редактор, редакция
реж. – режиссёр
религ. – религиозный
респ. – республиканский
реф. – реферат
рец. – рецензия
рим. – римский
рис. – рисунок
р-н – район
род. – родился
рос. – российский
рр. – реки
РТО – Русское техническое общество
С. – север
с – секунда
с. – село, страница
сан. – санитарный
с. х-во – сельское хозяйство
сб. – сборник, сб-ки – сборники
св. – свыше
с.-д. – социал-демократ, социал-демократический
сев. – северный
сел. – сельский, селение
сер. – середина, серия
сиб. – сибирский
след. – следующий
см. – смотри
СМ – Совет Министров
соавт. – соавтор
СНК, Совнарком – Совет Народных Комиссаров
собр. – собрание
собр. соч. – собрание сочинений
собств. – собственно
сов. – советский
совм. – совместно, совместный
совр. – современный
сокр. – сокращение, сокращённый
соч. – сочинение
спец. – специальный
спорт. – спортивный
СПТУ – среднее профессионально-техническое училище
ср. – сравни, средний
ср.-век. – средневековый
ст. – статья, станция, старший
стлб. – столбец
стих. – стихотворение
стр-во – строительство
с.-х. – сельскохозяйственный
СХ – Союз художников
т. – том
т. е. – то есть
т. к. – так как
т. н. – так называемый
т. о. – таким образом
табл. – таблица
т-во – товарищество
текст. – текстильный
терр. – территориальный, территория
тетр. – тетрадь
техн. – технический
технол. – технологический
т-p – театр
тр. – труды
ТСО – технические средства обучения
тт. – тома
ТУ – техническое училище
тыс. – тысяча, тысячелетие
ТЮЗ – театр юного зрителя
у. – уезд
УВК – учебно-воспитательный комплекс
ун-т – университет
УПК – учебно-производственный комбинат
усл. – условный
устар. – устаревший
уч. – учебный
уч-ся – учащиеся
уч-ще – училище
фам. – фамилия
фаш. – фашистский
феод. – феодальный
ФЗД – фабрично-заводская девятилетка
ФЗО – фабрично-заводское обучение
ФЗС – фабрично-заводская семилетка
ФЗУ – фабрично-заводское ученичество
физ. – физический
физ.-мат. – физико-математический
физиол. – физиологический
фи лол. – филологический
филос. – философский
финанс. – финансочый
фп. – фортепьянный
ФПК – факультет повышения квалификации
ф-т – факультет
х-во – хозяйство
хим. – химический
хоз. – хозяйственный
христ. – христианский
худож. – художественный
церк. – церковный
ЦК – Центральный комитет
ЦИК – Центральный исполнительный комитет
ЦНС – центральная нервная система
ч – час
ч. – часть
чел. – человек
четв. – четверть
чл. – член
ч.-к. – член-корреспондент
шк. – школьный
ШКМ -_ школа крестьянской молодёжи, школа колхозной молодёжи
ШСМ – школа сельской молодёжи
ШРМ – школа рабочей молодёжи
шт. – штат, штука
ЭВМ – электронно-вычислительная машина
экз. – экземпляр
экон. – экономический
эксперим. – экспериментальный
этногр. – этнографический
Ю. – юг
ЮАР – Южно-Африканская Республика
юж. – южный
ЮНРСКО – Организация
Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
юрид. – юридический
яз. – язык
Примечание. 1. Применяются сокращения слов, обозначающих государственную, языковую или национальную принадлежность (напр.. англ. – английский, рус. – русский), название месяцев (напр., апр. – апрель, апрельский). 2. В прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний и суффиксов: «альный», «анный», «ельный», «ельский», «енный», веский», «ионный» и др. (напр., центр., иностр., значит., издат., естеств., практич., демонстрац. и др.).
Сокращения в названиях распространённых научных периодических изданий СССР»
ВЛУ – «Вестник ЛГУ»
ВМУ – «Вестник МГУ»
ВП – «Вопросы психологии»
ВФ – «Вопросы философии»
ВЯ – «Вопросы языкознания»
ДАН – «Доклады Академии наук СССР»
ИАН – «Известия Академии наук СССР» УЗ – «Учёные записки»
ПЖ – «Психологический журнал» ЧОИДР – «Чтения в Обществе истории и
ТОДРЛ – «Труды отдела древнерусской древностей российских при Московском университете литературы Института русской литературы»
Сокращения в названиях педагогических периодических изданий
БШ – «Биология в школе»
BBIII – «Вестник высшей школы»
ВШ – «Воспитание школьников»
ГШ – «География в школе»
ДВ – «Дошкольное воспитание»
ЖМНП – «Журнал Министерства народного
просвещения»
ИАПН – «Известия Академии педагогических наук» ИЯШ – «Иностранные языки в школе»
ЛШ – «Литература в школе»
МШ – «Математика в школе»
НО – «Народное образование»
НШ – «Начальная школа»
ПИШ – «Преподавание истории в школе»
ПТО – «Профессионально-техническое образование»
РЯНШ – «Русский язык в национальной школе»
РЯСШ – «Русский язык в советской школе»
РЯШ – «Русский язык в школе»
СП – «Советская педагогика»
ССО – «Среднее специальное образование»
СШ – «Семья и школа»
УГ – «Учительская газета»
ФШ – «Физика в школе»
ХШ – «Химия в школе»
ШИП – «Школа и производствоа
Сокращения названий городов
На русском языке
А.-А. – Алма-Ата Аш. – Ашхабад Б. – Баку В. – Вильнюс Г. – Горький Душ. – Душанбе Ер. – Ереван К. – Киев Каз. – Казань Киш. – Кишинёв Л. – Ленинград М. – Москва
Мн. – Минск
Новосиб. – Новосибирск
Од. – Одесса
П. – Петроград (Петербург)
Р. – Рига
СПБ – Санкт-Петербург
Тал. – Таллинн
Таш. – Ташкент
Тб. – Тбилиси
Фр. – Фрунзе
На иностранных языках
В. – Berlin
Bdpst – Budapest
Brat. – Bratislava
Brux. – Bruxelles
Buc. – Bucuresti
Camb. – Cambridge
Fr./M. – Frankfurt am Main
Gen. – Geneve
Gott. – Gottingen
Hamb, – Hamburg
Hdeb. – Heidelberg
L. – London
Lpz. – Leipzig Mil. – Milano Munch. – Munchen N. Y. – New York Oxf. – Oxford P. – Paris Stockh. – Stockholm Stuttg. – Stuttgart W. – Wien Warsz. – Warszawa Z. – Zurich.