Русский литературный язык. нормы русского литературного языка

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

1. Произношение гласных а) редукция: количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога. б) отсутствие /о/ в безударном положении: молоко - м/а/л/а/ко золото - зол/а/т/а/ дорогой - д/а/р/а/г О й.

в) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/: ж/ы/ть, ш/ы/ть д) аканье: в/а/да, п/а/эт иканье: л/и/теть ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей

2. Произношение согласных а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ : /с/иний, /с/ерый, но сэр б) оглушение согласных на конце слова: горо(т), са(т)

в) уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/звонкости: /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

г) сочетания чн как шн: було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая, сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

д) в неопределенной форме глагола на месте -ться произносится -цца: улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое /жьжь/: уезжаю-уежьжьаю вожжи-вожьжи

3. Произношение заимствованных слов а) твердые согласные перед е: в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии: интервью, модернизация.

б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком: к[р"]ем, ака[д"]емия, факуль[т"]ет, му[з"]ей, ши[н"]ель в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к"]ет, [г"]ейзер, [к"]егли, с[х"]ема

Ударение - выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

1 . Различает разные слова: зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный 2 . Различает формы разных слов: нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

3. Различает формы одного слова: кос И те – к О сите, нос И те – н О сите 4. Различает функционально – стилистические варианты: лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно, лежАть, аптЕка, Оптика, поликлИника, стоматологИческий

2. Подвижность ударения бИнт – бинтА врАч – врачА лечИть – лЕчим, вЫлечим лИст – листА, лИстья

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

Коклюш, анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

ударение падает на А ударение падает на О ударение падает на Е ударение падает на И анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее ан А том з А говор н А говор догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та ср Е дства св Е кла крас И вее биопс И я

Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17 Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14. Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева - Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с. Русский язык. 10 класс. Нормы речи. "Заговори, чтобы я тебя увидел". Учебное пособие: Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева - Санкт-Петербург, Легион, 2014 г.- 272 с.


Cлайд 1

Cлайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Cлайд 3

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Cлайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.

Cлайд 5

Cлайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ

Cлайд 7

Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Cлайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки

Cлайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО, проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Cлайд 10

Cлайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег ……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Cлайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег бился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Cлайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой

Cлайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Cлайд 15

Cлайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

Cлайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Cлайд 18

Cлайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

2 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.




4 Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений




6 Определите, в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг,складывалось впечатление,что ты здесь уже был.


7 Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.


8 Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься,у вас было мало времени. Ошибки в построенииКнига учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой.


9 Лексика- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют, абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.


10 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса


11 Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес,директор,доктор, мастер,профессор,шелк. Договор, инженер,офицер,тренер,шофер, месяц, торт, госпиталь. Перепишите,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки,сапоги,чулки, носки); много (дела,места, яблоки,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины,помидоры, томаты); группа (инженеры,тренеры, шоферы). Просклоняйте числительные 749, полтора, обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый,горький, сладкий, глубокий, маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.


12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.


В современной лингвистыке термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 3


Основные особенносты литературной нормы: - относительна я устойчивость и динамвичность - обработанность - распространенность - общеупотребительность - общеобязательность - соответствие традиции и возможностям языковой системы. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 4


В зависимосты от принадлежносты единиц к разным языковым уровням в литературном языке разлвичают следующие виды (тыпы) норм: орфоэпвические (произносительные), акцентологвические (нормы ударения), грамматвические (нормы морфологии и синтаксиса), лексвические. Первые два тыпа норм (орфоэпвические и акцентологвические) применимы только к устной форме речи. Специальными нормами письменной речи являются нормы орфографвические и пунктуационные. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 5


Императывные (т.е. строго обязательные) ¾ это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежносты к грамматвическому роду). Эты нормы не допускают вариантов (они не вариатывные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретылся с Ваней (не с Ванем), звонят (не звонят), квартал (не квартал), моя мозоль (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 6


Диспозитывные (воспалительные, не строго обязательные) нормы допускают стылиствически разлвичающиеся или нейтральные варианты: иначе - иначе, гренки - гренки (разг.), мышление - мышление (устаревающее), вихриться - вихриться (допускимо), корвичневый - корвичневый, кусок сыра - кусок сыру, зачетна я книжка - зачетка, поехало трое студентов - поехали трое студентов. Оценки вариантов в этом случае не имеют категорвического (запретытельного) характера, они являются более "мягкими": "так сказать лучше или хуже, уместнее, стылиствически более оправданно". НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 7


Понятые динамвической нормы ввел в оборот Лев Ивановвич Скворцов. В плане культуры речи наиболее важными признаками нормы являются устойчивость и изменчивость. Литературный язык соединяет поколения людей, и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-речевых традиций, должны быть как можно более устойчивыми, стабильными. Если бы нормы не были устойчивыми, языкова я связь между поколениями была бы нарушена. Но устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и всё в языке, медленно, но непрерывно развивается, меняется, она имеет динамвический характер. Динамвическа я теория нормы 8


В последнее время лингвисты установили, что хронологвический «шаг» - период, в течение которого накапливаются существенные сдвиги в развитыи языка, составляет от до и более лет. Выявлены три тыпа эволюции: 1)высоко динамвический, или ускоренный, тып (лет); 2)умеренно-динамвический тып, который характеризуется более плавными сдвигами во времени (лет); 3)низко динамвический, или замедленный, тып эволюции, который характеризуется незначительным изменением состояния нормы (50 и более лет). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 9


Примером ускоренного тыпа эволюции служит актывное вторжение иноязычной (преимущественно американской) лексики, наблюдающееся с по 1995 год. Именно в это десятылетые вошли в употребление такие слова, как бизнес- тур, боди-билдинг, дайджест, дилер, киллер, эксклюзив и мн.др. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 10


Примером умеренного тыпа эволюции могут служить изменения, произошедшие в норме употребления грамматвических форм, у которых на протяжении лет поменялось соотношение вариантов: норматывными стали не традиционные (характерные для языка 19 или начала 20 в.), а конкурирующие варианты. Так, например, в 3040-е годы происходило постепенное укоренение разговорных форм тыпа «Руководитель женской секции за явила», «Гроссмейстер делала нвичью за нвичьей») (вместо традиционного …за явил, делал – как о мужчине, так и о женщине), а к концу 60-х-началу 70-х гг. нова я норма уже упрочилась в литературном языке. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 11


Замедленный (низко динамвический тып) эволюции можно проиллюстрировать историей форм инфинитыва некоторых глаголов на -нуть. Так, на протяжении уже более двух веков (начина я с 19 века) употребляются две формы: достыгнуть – доствичь, застыгнуть заствичь, настыгнуть – наствичь, постыгнуть – поствичь. Несмотря на то, что в наше время в разговорной речи явно предпочитается более коротка я бессуффиксальна я форма (доствичь, поствичь и т.д.), в письменном литературном языке встречаются оба варианта. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 12


Изменения в языке влекут за собой появление вариантов некоторых норм. Вариантность (вариатывность) - фундаментальное свойство языковой системы (это явление характерно для всех уровней языка). Варианты (или дублеты) - это разновидносты одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но разлвичающиеся по форме. Иначе говоря, - это видоизменения одной и той же языковой единицы, котора я при всех изменениях остается сама собой. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 13


Классифицируются варианты в зависимосты от разных признаков. В каждый период развитыя языка существуют хронологвические варианты нормы: устаревающий (в словарях обычно помечается как допускимый: например, произношение сочетания чн как шн в словах буднвичный, десятыкопеечный), рекомендуемый (в словарях отмечается как основной и приводится первым) и новый (в словарях обычно сопровождается пометой «допускимо новое»: снег [сн] и допуск. новое [сн]). Классификация вариантов 14


В зависимосты от принадлежносты вариантов к разным уровням языка выделяют следующие их тыпы: 1) фонетвические варианты; в зависимосты от характера варьирующегося признака выделяют следующие их разновидносты: орфоэпвические варианты – агрессия – агрессия, дожди – дожди; акцентные – маркетынг – маркетынг; творог – творог; фонематвические – галоша, калоша, ноль – нуль; 2) грамматвические; в соответствии со структурой грамматыки разлвичают следующие виды грамматвических вариантов: словоизменительные (варианты словоизменительных форм): форм рода тыпа спазм – спазма, жираф –жирафа; падежных форм тыпа сыра – сыру, в отпуске – в отпуску; првичастных форм тыпа промёрзший – промёрзнувший и т.п.; словообразовательные: омвич – омчанин, стандартызовать – стандартызировать и т.п.; синтаксвические (варианты управления, согласования и примыкания): большинство стремилось – большинство стремились, нельзя купить спвичек – нельзя купить спвички, просьба предоставить убежище – просьба о предоставлении убежища; 3) лексвические (разновидносты одного и того же слова): злато – золото, посребрённый – посеребренный и т.п. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 15


Обычно выделяют стылиствически нейтральный, или литературный общеупотребительный, и стылиствически окрашенный (маркированный) варианты: 1) нейтральный и разговорный: занята и занята; творог и творог; кусок сыра – кусок сыру; столова я и столовка, зачетна я книжка – зачетка. 2) нейтральный и книжный: серебро и серебро (народнопоэтвический); красивее и краше. 3) нейтральный и профессиональный: добыча и добыча; компас и компас; жёлчь и желчь; разлив и розлив (в значении «переливание из больших сосудов в меньшие») – в данных парах вторые варианты употребляется только в профессиональной речи, например: продажа вина в розлив. Стылиствической дифференциации подвергается большинство вариантов, и лишь некоторые из них не разгранвичиваются стылиствически: иначе – иначе, скирд и скирда, ставень и ставня. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 16


Система норматывных помет в специальных (норматывных) словарях выглядит следующим образом: равноправные варианты обычно соединяются союзом и: волнам и волнам; горнвична я и горни[шн]а я. С точки зрения правильносты эты варианты одинаковы (равноправны). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 17


Варианты норм, из которых один признается основным: а) помета «допускимо» (допуск.) / «допускимо разг.»: отдал и допуск. отдал, шер[ст ׳ ]ь и доп. шер[с ׳ т ׳ ]ь; сейчас [с ׳ вич ׳ ас] и допуск. разг. [час] Помета «допускимо» означает, что вариант, к которому она относится, менее предпочтытелен, хотя и не считается неправильным (используется обычно в разговорной речи). Основной вариант приводится первым; б) помета «допускимо устаревающее» (допуск. устар.): собрался и собрался, тыхий [х ׳ ий] и допуск. устар. ты[хай]. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант в прошлом был основным, а теперь постепенно утрачивается (но он все еще реально употребляется хотя бы частью носителей языка). Рекомендуется употреблять первый (основной) вариант; в) помета допускимо новое (допуск.новое): ба[с ׳ е)эн и допуск.новое баэн, [з ׳ д ׳ ]решений и допуск. новое [зд ׳ ]решений. Эта помета характеризует вариант, правильный с точки зрения нормы, но имеющий оттенок новизны, недавно появившийся в языке и свойственный в первую очередь речи молодого поколения. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 18


Для указания этых (ненорматывных) вариантов вводятся так называемые запретытельные пометы: «неправильно» (неправ.) и «не рекомендуется» (не рек.). Например: национализм! неправ. национали[з ׳ ]м; будущее! неправ. будующее; бытые! не рек. бытыё. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 19


Стылиствическа я окраска слов (принадлежность к тому или иному функциональному стылю) зафиксирована в стылиствических пометах словарей, в которых перед толкованием лексвического значения слова в скобках дается его стылиствическа я характеристыка. Например: конфиденциальный (книжн.), конфигурация (спец.), конфузливый (разг.). У слова может быть две пометы, характеризующие его с точки зрения как функциональной, так и эмоционально-оценочной. Например: бездарь (разг., пренебр.), драндулет (разг., шутл.). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 20


В разных словарях используются разлвичные системы стылиствических помет, но всегда есть функционально- стылиствические пометы «книжное» и «разговорное» (обычно также «специальное» и «официальное») и эмоционально-оценочные пометы: «неодобрительное», «ласкательное», «шутливое», «иронвическое» и «бранное». Пометой «просторечное» в словарях обычно обозначаются слова сниженные, выходящие за пределы собственно литературного языка: забулдыга, брехня, орать. Иногда словари определяют как просторечные слова, которые относятся к устной разговорной речи: валандаться, трудяга, губошлеп. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 21


Между вариантами происходит постоянна я борьба (конкуренция), их равноправие – обычно временное явление. В конечном итоге один из вариантов уступает место другому. Следует отметыть, что в процессе языкового развитыя число вариантов, по мнению большинства исследователей, заметно и непрерывно сокращается. Это происходит вследствие повышения всеобщей грамотносты населения, усиления влияния на культуру речи средств массовой информации и пропаганды, нормализаторской деятельносты языковедов, постоянной унификации в областы орфографии и орфоэпии, усиления книжных стылей языка - речи и т.п. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 22


С понятыем вариантность не следует смешивать понятые речева я ошибка. Первое явление (вариантность) связано с возможностью выбора вариантов, применяемых в разных ситуациях общения, второе (речева я ошибка) - с нарушениями норм. Еще несколько лет назад все отступления от нормы литературного языка (кроме орфографвических и пунктуационных) считались "стылиствическими ошибками", без всякой дальнейшей их дифференциации. Така я практыка была признана порочной. Ошибки стали дифференцировать в зависимосты от того, на каком речевом уровне они допущены. Понятые речевой ошибки 23


Большинство исследователей выделяют речевые ошибки на фонетвическом, лексвическом и грамматвическом уровнях (с дальнейшей их дифференциацией, например, "ошибка в произношении согласных звуков", "смешение паронимов", "контаминация", "ошибки в склонении числительных" и т.д.). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 24


Собственно "стылиствическими" считаются такие ошибки, которые связаны с нарушением требования единства стыля (одностыльносты), т.е. стылиствические ошибки в настоящее время рассматриваются как разновидность речевых: Туристы жили в палатках, к у ш а т ь варили на костре; Настя с б е с и л а с ь, а Актер повесился; В начале романа мы видим Павла обыкновенным рабочим парнем, который увлекается г у л я н к а м и; О т в е т с т в е н н о с т ь за младшего братышку была в о з л о ж е н а на меня. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 25



Слайд 2

Нарушения языковых норм как художественный прием

Обычай обычаев - честь по чести, Но здесь все свои, здесь можно не врать, Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе, Здесь вымыл руки - и можно брать. А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках – Жизнь умножай на судьбу и дели пополам. Мы все будем там - да, но в разных отсеках! Похоже, аукнется каждому по делам. Вы, что вы знаете обо мне? Мой рок-н-ролл - я сам. Все остальное - брехня за глаза, Все остальное - вне: Вне понимания вас и меня, Вне компетенции меня и вас, Все остальное - просто фигня Без права на пересказ, Все остальное - прыжки и ужимки, Все остальное - взаимный расстрел, Все остальное - по жизни пожитки, Но... Такова ЖЗЛ!

Слайд 3

Лексические ошибки

Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

Слайд 4

Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

Слайд 5

Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

Слайд 6

Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

Слайд 7

Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 8

Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 9

Грамматические ошибки

Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

Слайд 10

Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

Слайд 11

Синтаксические ошибки

Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

Слайд 12

Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

Слайд 13

Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 14

Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно:Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 15

Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

Слайд 16

Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

Слайд 17

Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Слайд 18

Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

Слайд 19

Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается. Синтаксические ошибки

Слайд 20

Синтаксические ошибки

Место ошибки: шкура медведя... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 21

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами. Синтаксические ошибки

Слайд 22

Синтаксические ошибки

Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

Слайд 23

Склонение фамилий

  • Слайд 24

    Употребление числительных

    В составных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

    Посмотреть все слайды