Не работает отопитель салона. Почему печка в машине плохо греет и дует холодный воздух: причины и способы решения

Статья о том, почему может не греть печка в салоне автомобиля, и как это исправить. Важные советы. В конце статьи - видео о том, почему в машине не греет печка.


Содержание статьи:

Наступают первые морозы, и многие автовладельцы столкнулись с проблемой отопления машины – в салоне печка греет либо слабо, либо не работает совсем. Данная неисправность приносит дискомфорт, поскольку в автомобиле холодно, а также негативно влияет на безопасность движения – стекла замерзают и видимость значительно ухудшается.

Причины некачественной работы печки


Причин, по которой печка работает неудовлетворительно, может быть несколько, рассмотрим основные из них.

Перед началом поиска неисправности необходимо внимательно ознакомиться с устройством и принципом работы системы отопления автомобиля. Устройство отопителя салона на всех машинах практически одинаковое, состоит он из основных элементов:

  • мотор-вентилятор;
  • система воздуховодов;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • теплообменник печки;
  • кран для регулировки подачи охлаждающей жидкости;
  • блок управления работой отопителя;
  • заслонки с механическим или электрическим приводом.
Как правило, причина кроется в одном из этих элементов:

Неисправность блока управления работой отопителя

Неисправный блок управления (контроллер) выявляется нестабильной работой вентилятора в определенных режимах. Некорретно работающий датчик температуры воздуха в салоне машины также может влиять на работу блока – он будет давать неверные команды, и обеспечить комфортную температуру в автомобиле будет невозможно.

Выход из строя крана подачи антифриза

Данная неисправность очень часто встречается в автомобилях российского производства. Происходит механическая выработка или закисание крана, передавливаются или пересыхают уплотнительные резиновые элементы.

В этом случае кран подлежит замене, причем замену желательно производить вместе с радиатором.

Салонный фильтр

Многие автолюбители пренебрежительно относятся к салонному фильтру - его либо никогда не меняет, либо просто выбрасывают. Но не стоит забывать, что забитый салонный фильтр может стать препятствием для поступления теплого воздуха в салон автомобиля.

Неисправность вентилятора

Бывает, что выходит из строя моторчик вентилятора. Это может выражаться в свисте при его работе, постоянном изменении скорости вращения от минимального до максимального и наоборот. При такой поломке радиатор отопителя может быть горячим, но этого будет недостаточно для обогрева салона.

Основные причины такой работы мотора – стирание графитовых щеток коллектора, выход из строя подшипника вала. Если мотор не работает вообще, необходимо проверить предохранитель или реле в электрической цепи питания.

Термостат


Это устройство непосредственно участвует в регулировании кругов циркуляции охлаждающей жидкости. При прогреве двигателя сразу после запуска циркуляция антифриза происходит по малому кругу, в котором участвует рубашка охлаждения двигателя и печной радиатор.

При достижении двигателем рабочей температуры открывается большой круг циркуляции, в который добавляется главный радиатор системы охлаждения.

Неисправный термостат будет непосредственно влиять на температуру в салоне машины. Он имеет два рабочих положения: отрытый и закрытый. Выход его из строя характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.

  • Если термостат заклинило в открытом положении, то это становится понятно по температуре охлаждающей жидкости. При езде на высоких передачах она будет ниже нормы, соответственно, температура воздуха в машине будет низкой. При езде на низких передачах с частыми остановками и разгонами температура жидкости будет нормальной.
  • При заклинивании термостата в закрытом положении температура охлаждающей жидкости будет в норме, если ездить на 4-й и 5-й передачах. Но езда в городском режиме вызовет повышение температуры антифриза, поднимется и температура воздуха внутри автомобиля. Но из-за высокой температуры охлаждающей жидкости возможен перегрев двигателя, что чревато выходом его из строя.

Забит теплообменник отопителя

Со временем внутри радиатора образуются отложения, состоящие из грязи и посторонних примесей, так или иначе присутствующих в системе охлаждения. Также причиной таких наростов в патрубках может быть сам антифриз, если он некачественный.

Также внутренние полости теплообменника могут забиваться из-за неправильного смешивания антифриза. Например, категорически запрещено к антифризу марки G13 добавлять G11. Образовавшийся осадок вскоре выведет из строя радиатор.

Кроме того, снаружи теплообменник может забиваться пылью, грязью, насекомыми, опавшей листвой.

Завоздушенная система охлаждения

Если в систему охлаждения мотора машины попал воздух, печка не сможет полноценно выполнять свою функцию.

Воздух может попадать из-за негерметичности головки блока цилиндров, которая устраняется путем установки новой прокладки.

Завоздушить систему можно и выполняя техническое обслуживание автомобиля, когда меняется охлаждающая жидкость. Рекомендации по развоздушиванию системы охлаждения можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.


Следует также проверить и уровень антифриза. Если в системе его недостаточно, радиатор печки не сможет прогреться до необходимой температуры. В салон воздух будет поступать, но он будет либо чуть теплый, либо холодный.

В этом случае необходимо довести антифриз до нормы, залив его в расширительный бачок. Если уровень вновь снижается – проверить все шланги и патрубки на наличие течи.

Следует также осмотреть основной радиатор и печной. При наличии течи радиатор меняется. Хотя в продаже имеется большой ассортимент специальных герметиков для радиаторов, не рекомендуется их использовать, поскольку надежность таких средств обычно низкая.

Неисправная помпа

Помпа (водяной насос) предназначена для принудительной циркуляции антифриза по системе охлаждения двигателя, в том числе для обеспечения работы печки.

Помпа – это металлический цилиндр, внутри которого установлена крыльчатка, насаженная на шкив. При вращении шкива крыльчатка проталкивает жидкость от блока двигателя по патрубкам к радиаторам.

Помпа обычно приводится во вращение через ременной передачу, хотя иногда встречается и электрический привод.

Основные неисправности помпы:

  • Износ внутренней части крыльчатки. Плохое качество металла либо агрессивное воздействие охлаждающей жидкости приводят к тому, что при фактическом вращении шкива помпы циркуляция антифриза очень слабая, соответственно, печка работать не будет.
  • Обрыв ремня от коленчатого вала двигателя. В этом случае вращение помпы будет невозможно – в результате печка не работает, а двигатель перегревается.
  • Механическое заклинивание. Помпа просто не вращается, циркуляции антифриза нет.
При всех этих поломках поможет только замена. Причем «умирающую» помпу можно диагностировать по характерному свисту под капотом при работающем двигателе и по температуре шлангов: если шланг до помпы горячий, а после нее холодный, то следует произвести замену, не дожидаясь ее полного выхода из строя.

Профилактика работы печки в салоне


Чтобы печка не подвела в самое неподходящее время, необходимо соблюдать простые правила:
  • Качественный антифриз. От его свойств зависит работа не только печки, но и двигателя. Необходимо использовать только хороший антифриз и регулярно производить его замену согласно требованиям производителя авто.
  • Чистый радиатор. Снаружи грязь и насекомых на радиаторе можно устранить с помощью пылесоса. Внутренние полости можно очистить с помощью специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя.
  • Салонный фильтр. Грязный салонный фильтр ухудшает не только интенсивность нагрева салона, но и в целом систему вентиляции и кондиционирования. А поскольку в забитом фильтре часто содержится пыльца различных растений, то езда в такой машине для аллергиков может закончится обострением заболевания.

Когда считать работу печки ненормальной

Считается, что если на улице -25 градусов, то исправно действующая система отопления должна обеспечивать температуру не менее +16 градусов снизу салона и +10 у его потолка. Если эти значения ниже, то печка неисправна.

Следует помнить, что чем больше лет автомобилю, тем больше внимания следует уделять обслуживанию системы отопления. Соблюдение всех вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет поддерживать ее в исправном состоянии, независимо от года выпуска и марки машины.

Видео о том, почему не греет печка в салоне автомобиля:

Хорошей новостью является то, что автомобильная технология нагрева в печке довольно проста по сравнению с множеством других систем в Вашем автомобиле, так как она на самом деле не изменялась на протяжении многих лет. Но плохая новость заключается в том, что есть много разных вещей, которые могут вызвать такую проблему как отказ работы печки, и некоторые из них попадают под статус "продиагностировать у профессионального механика". Для того, чтобы получить лучшее представление о том, что случилось, почему печка не работает каковы причины этого, и что нам, возможно, потребуется сделать, чтобы исправить это, мы разберёмся в главных компонентах печки.

Если печка работает, но не греет (дует холодный воздух)

Прежде всего, важно понять основную суть работы большинства автомобильных отопителей. Есть исключения, но печки, которые используют двигатели с водяным охлаждением также используют очень горячую охлаждающую жидкость, чтобы согреть салон машины. Это достигается путём прогона антифриза через специальный компонент, называемый стержнем нагревателя , который аналогичен по конструкции и функциональности небольшому радиатору. Когда двигатель вентилятора втягивает воздух через этот теплообменник, то этот воздух проходит в салон машины, который (салон) в результате и нагревается.

Если Вы имеете дело с ситуацией, когда из дефлекторов печки дует холодный воздух, даже когда автомобиль достаточно прогрет, то Вы могли бы иметь дело с одной из нескольких причин неработающей печки, таких как:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • закупорка в магистрали нагревателя;
  • не работают заслонки печки;
  • заело клапан нагревателя;
  • проблема в электронике: плохой переключатель или разорванные провода.

После того, как Вы заглушили автомобиль и после ожидания достаточно долгого времени, чтобы дать двигателю и системе охлаждения сбросить давление, Вы можете начать с проверки уровня охлаждающей жидкости. Если уровень антифриза низкий, то это может быть причиной переставшей работать печки - горячий антифриз просто не циркулирует в достаточной степени через теплообменник для получения тепла печки, и потому из последней дует холодный воздух. Заполнение охлаждающей жидкости может решить Вашу проблему, однако, сам по себе низкий уровень охлаждающей жидкости часто указывает ещё на одну проблему - утечку её через прокладку или шланг, а в худшем случае даже на сжигание охлаждающей жидкости в камерах сгорания двигателя.

Если проверка показала, что Ваша система охлаждения в норме касательно уровня антифриза, то Вы можете снова запустить двигатель и дать ему прогреться , а затем проверить температуру по той магистрали течения охлаждающей жидкости, где основные шланги отопителя входят в корпус основного нагревателя. Самый безопасный способ сделать это - воспользоваться бесконтактным инфракрасным термометром - пирометром. Если все основные шланги находятся в пределах той же температуры, что подавляющая часть магистрали охлаждающей жидкости, но один из шлангов при этом холодный, то, вероятно, есть засорение в теплообменнике нагревателя. Если транспортное средство использует клапан в одном из шлангов отопителя, то также важно проверить работу этого клапана. Если клапан заклинило, то причина неработающей печки, скорее всего, кроется в нём.

Если Вы были в состоянии определить, что горячий антифриз течёт через теплообменник печки в нормальном режиме, и все шланги нагреваются, то Вы можете иметь дело с посторонними предметами в воздушной магистрали печки, либо с заклинившими заслонками печки. Если Вы переключите регулятор нагрева печки в салоне от горячего к холодному и обратно, и не сможете услышать механическое перемещение заслонок, то это может указывать на проблему с заслонками, которая вызывается либо непосредственно проблемой с механикой этих заслонок, либо с электропроводкой, переключателем терморегулятора или иными подобными неисправностями, в зависимости от Вашего автомобиля.

Если не работает вентилятор печки (не дует)

Другой основной вид проблем с автомобильными печками, кроме холодного воздуха из дефлекторов - это отсутствие потока воздуха из дефлекторов вообще. Как правило, причина не работающей таким образом печки кроется в плохом электровентиляторе, но она также может быть вызвана несколькими другими связанными компонентами. Единственный способ определить, какой компонент является причиной - это взять некоторые основные диагностические инструменты, найти электровентилятор и проверить его, получает ли он вообще питание электричеством. Причина также может быть в резисторе вентилятора, в реле или сам переключателе. Вообще, сама диагностическая процедура будет отличаться в зависимости от конкретного транспортного средства.

Если Вы определили, что вентилятору подаётся питание, то вполне вероятно, что он попросту сгорел. Тем не менее, есть редкие случаи, когда Вы можете удалить вентилятор и обнаружить, что в его роторе так много мусора, что электродвигатель не в состоянии раскрутить лопасти, пробивая их сквозь такой мусор. В других случаях, Вы можете найти обрыв провода, окисленные соединения проводов.

Если, с другой стороны, вентилятору вовсе не подаётся питание, Вам придётся проследить причину этого обратно к источнику питания, но начать это делать следует с проверки предохранителя. Перегоревший предохранитель часто указывает на другую основную проблему, так что Вы должны не просто заменить предохранитель , но и выяснить причину сгоревшего предохранителя. Тем не менее, если Вы просто замените сгоревший предохранитель вентилятора печки предохранителем того же номинала, который впоследствии не перегорит, то, возможно, проблема и была исключительно в этом предохранителе - они ведь тоже стареют.

В зимний период, когда перестаёт работать салонный отопитель, ощущается дискомфорт: в машине холодно и замерзают стёкла. Чтобы разобраться, почему не работает печка на ВАЗ-2114, автомобиль следует загнать в гараж.

Перед началом проведения работ необходимо познакомиться с устройством отопительной системы автомобиля. Конструкция состоит из следующих элементов:

  • радиатор отопителя;
  • патрубки, подводящие разогретую охлаждающую жидкость;
  • краник, регулирующий поток жидкости;
  • салонные заслонки, направляющие воздушный поток;
  • вентилятор, создающий воздушный поток;
  • регулятор частоты вращения вентилятора;
  • помпа, создающая поток нагретой жидкости;
  • термостат, отвечающий за направление движения охлаждающей жидкости.

Когда все эти элементы функционируют в штатном режиме, то в салоне машины тепло. Но когда один из них перестаёт работать, проявляются перебои в обогреве.

Если не работает вентилятор печки ВАЗ-2114, причины автомеханики чаще всего называют следующие:

  • поломка вентилятора;
  • перегорание предохранителя;
  • отсутствие контакта в электрической цепи;
  • неисправность радиатора печки;
  • термостат не реагирует на изменение температуры;
  • поломка краника;
  • пониженное давление в системе циркуляции ОЖ;
  • воздушная пробка;
  • прогорела прокладка головки цилиндров двигателя.

Устранение дефектов электрической цепи

Если при включении обогрева поворотом рукоятки не работает печка и не слышно работающего электродвигателя, то в первую очередь проверяется предохранитель, находящийся в цепи управления.

Чтобы проверить его целостность, надо заглянуть в моторный отсек. В нише под лобовым стеклом находится монтажный блок. Предохранитель, отвечающий за работу электродвигателя вентилятора, маркируется F7 и имеет номинал 20А.

Заменив его на аналогичный, проверяется работоспособность двигателя. Если эта процедура не принесла успеха, необходимо проверить контактное реле. При включении бортовой сети испытывает значительные нагрузки. Для их снижения применяются контактные реле. Такие же устанавливаются и в цепи отопителя. Когда реле неисправно, вентилятор включается не каждый раз, особенно на холодном двигателе.

Причина может быть в проблемах с контактной колодкой. Контактные разъёмы находятся в моторном отсеке и на них воздействует повышенная влажность. Поэтому они интенсивно окисляются, это приводит к отсутствию контакта, поэтому вентилятор может перестать работать.

Восстановить электрическую цепь можно разъединением колодок с последующей очисткой клемм. Но при сильной коррозии происходит поломка контактов, тогда требуется замена контактной группы.

Следующая деталь, которая может влиять на работу печи - переключатель. Установка частоты вращения вентилятора задается переключателем. Внутренний механизм включает в себя контакты, которые со временем изнашиваются. Ремонт обычно нецелесообразен, проще заменить переключатель на новый.

Резистор, входящий в схему управления, регулирует малые и средние обороты. Если при перемещении рукоятки в крайнее правое положение двигатель работает на максимальных оборотах, то причина в резисторе и он подлежит замене.

Последним элементом электрической схемы является непосредственно электродвигатель с крыльчаткой, подающей воздух. Работать он отказывается при прогорании изолирующего слоя лака и возникновении межвиткового замыкания. Раньше пользовались услугами перемотки двигателей. Но сегодня это практически не используется, поэтому придётся приобретать новый мотор.

Когда не работает печка на ВАЗ-2114, причины, кроме электрических, могут крыться в системе циркуляции охлаждающей жидкости:

  1. Воздушная пробка . При остывании ОЖ в верхней части радиатора скапливается воздух. В дальнейшем воздух попадает в термостат и блокируется большой круг движения ОЖ. Радиатор отопителя остается холодным.Для устранения проблемы есть множество способов. Но самым простым считается выдавливание лишнего воздуха из системы. Для этого откручивается пробка с бачка. На заведённом двигателе холодный шланг интенсивно сжимается, при этом в бачок выходит воздух. Если такой метод не подошёл, придётся отсоединять шланг для удаления воздушной пробки.
  2. Радиатор . Немногие выделяют время на техническое обслуживание своего автомобиля, а в особенности системе отопления. Внутреннее пространство забивается грязью, что препятствует току ОЖ. Внешняя многоячеистая поверхность забивается пылью и сторонними предметами, что нарушает теплоотдачу. В этом случае поможет только прочистка радиатора и замена салонного фильтра.
  3. Помпа . Износ заборных лопастей приводит к снижению продуктивности, а, следовательно, падению давления. Пониженное давление на холостых оборотах неспособно подавать в радиатор нагретую ОЖ. Только высокие обороты двигателя позволяют создать необходимое давление.
  4. Низкий уровень охлаждающей жидкости. Уровень тосола ниже минимального провоцирует завоздушивание трубопроводов. Просто необходимо долить тосол до максимального уровня.
  5. Прокладка ГБЦ . Постепенное снижение уровня ОЖ, интенсивный белый дым из выхлопной системы и запах бензина (масла) в бачке говорит о прогорании прокладки. Через появившуюся щель тосол попадает в цилиндры и в картер с маслом. Замена прокладки сопряжена с необходимостью снятия большого количества деталей.
  6. Термостат . Принцип работы термостата основан на свойстве определённого металла изменять первоначальную форму при повышении температуры. Если элемент вышел из строя, охлаждающая жидкость движется по малому кругу, не попадая в радиатор отопителя. В этом случае поможет только замена термостата.
  7. Краник. Им регулируется поток ОЖ, то есть температура внутри салона автомобиля. При его поломке протекание жидкости прекращается. Хотя и держится он на двух винтах, но устанавливается в труднодоступном месте, под приборной панелью, что сопряжено с определёнными сложностями.
  8. Шланги . Соединительные резиновые шланги после продолжительной эксплуатации приходят в негодность. Они трескаются и ломаются. Через образовавшиеся трещины происходит разгерметизация системы, а следовательно, возникает течь тосола, попадание внутрь воздуха и прочее.

С приходом холодов часто востребованной в автомобиле становится печка. Теплый уютный салон, в котором можно защититься от осенней и зимней непогоды – мечта любого водителя и пассажира. Но, иногда печка в машине греет слабо настолько, что о том, чтобы обогреться не идет и речи. Если автомобиль еще и стоял без движения какое-то время, то что делать потом с сильно обмороженными окнами – серьезный вопрос. Из-за чего же периодически начинаются проблемы с отоплением автомобиля и ? Для того, чтобы лучше разобраться в этом, надо поближе познакомиться со всей системой отопления.

Для того, чтобы печка работала в полном режиме и без сбоев необходимо исправное состояние всех ее запчастей. Устроена она достаточно просто и состоит из непосредственно радиатора, специального устройства для регулирования движения жидкости, патрубков, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, воздушных заслонок и воздуховода. Также в систему отопления автомобиля входит вентилятор. Печка будет работать, если нет сбоев в работе каждой отдельной ее части.

Основные составные печки автомобиля. Печка и её неисправности.

Основные причины отказа работы печки

  1. Система отопления не будет работать в нормальном режиме, если в нее попал воздух в момент замены охлаждающей жидкости.
  2. Воздух может попадать в систему отопления, если имеются повреждения основного блока цилиндров .
  3. Может заклинить термостат в открытом положении. Если при достаточно быстром движении, Ваша печка не справляется с отоплением, а на малых скоростях греет хорошо, то, скорее всего, проблема именно в этом.
  4. Также система отопления – охлаждения не может работать на 100%, если забит радиатор печки . Это может случиться по нескольким причинам. В радиатор попадают насекомые, листья и пылью. Либо в радиатор мог попасть герметик. Возникнет проблема, если в радиатор попала вода или некачественный тосол.
  5. К сбоям в отоплении может привести и салонный фильтр в случае сильного загрязнения.
  6. Достаточно частой поломкой является поломка самого вентилятора . Подшипники или щетки могут выйти из строя, и это приведет к нестабильной работе всей системы. Могут возникать и проблемы непосредственно связанные с электроникой.

Это несколько наиболее распространенных проблем. Иногда, система отопления выходит из строя из-за повреждений радиаторной заслонки . Воздух может не попадать в систему или попадать в недостаточном количестве.

Плохо работающие заслонки радиатора и дефлекторы часто становятся причиной плохой работы печки.

Немного по-другому обстоит дело, если речь идет об отечественных автомобилях. Выделим несколько причин, по которым , в этих автомобилях может не работать система отопления.

  1. Рычаг крана отопителя сработался . Могли пересохнуть резинки или сам рычаг закисает. В этом случае следует заменить его на новый вместе с радиатором самой печки.
  2. Сломался верхний патрубок . Из-за его расположения в автомобиле, этот патрубок очень легко нечаянно задеть. Он ломается и совершенно не пригоден для ремонта. Его также следует заменить на новый, после чего работа печки должна нормализоваться.
  3. Мог выйти из строя блок управления печкой , он же контролер отопителя. Это станет заметно, если вентилятор будет плохо работать в положении 1 и 2. К сбоям в работе системы отопления может привести неисправный датчик температуры воздуха в салоне автомобиля.

Сильно засоренный или поврежденный радиатор отопителя является одной из основных причин плохо греющей печки.

Для того, чтобы печка всегда находилась в рабочем состоянии и не подвела в нужный момент, необходимо следовать нескольким простым советам:

  1. Необходимо регулярно чистить радиаторы от различного вида засорений. Внешний радиатор можно очистить потоками сжатого воздуха, а при необходимости его можно снять и вымыть под струями воды. Внутренней радиатор очистится и пылесосом, если уровень загрязнения не очень велик.
  2. При использовании не оригинального или просто не совсем качественного тосола не избежать наростов внутри каналов патрубков. Можно легко очистить радиатор не снимая его. Нужно просто поменять местами верхние и нижние патрубки и дать машине немного поработать. Также произвести очистку можно бытовой лимонной кислотой или использовать специальную промывающую жидкость. Чтобы такая проблема не возникала вовсе, рекомендуется менять антифриз не реже одного раза в год.
  3. Срочной замене подлежит неисправный термостат . Если он заклинил в открытом состоянии, то печка не сможет полностью прогреть салон, а сам автомобиль будет греться дольше. Если же термостат заклинил в открытом состоянии, то это может привести к перегреву всего автомобиля, что повлечет за собой большой ремонт.
  4. Если воздух из печки горячий, но его поток очень слабый, то, скорее всего, забился салонный фильтр . Использовать автомобиль без салонного фильтра не рекомендуется, так как вся пыль и микробы с улицы будут попадать напрямую в салон. Поэтому фильтр следует заменить на новый.
  5. Система отопления будет работать плохо, если в ней образовались пузырьки воздуха. Это не страшная проблема, решить ее можно. Для начала следует попробовать выгнать воздух при заглушенном двигателе. Открыть пробку расширительного бочка, найти шланг от бочка к радиатору и попробовать переливать антифриз вручную. Если этот способ не подходит, то необходимо дать автомобилю поработать на холостом ходу.
  6. Также нужно обращать внимание на рычаги управления заслонками самой печки. Если соскочил тросик или кран отопителя, это может быть причиной плохой работы всей системы.
  7. Периодически следует смазывать подшипники на вентиляторе печки , а также очищать ее от пыли.

Если при температуре воздуха на улице -25 градусов, печка Вашего автомобиля прогревает салон до +16 градусов снизу и +10 градусов сверху, печка может считаться вполне исправной. Температура на задних сидениях автомобиля при этом должна составлять приблизительно +15 градусов. Наличие такого заметного перепада между температурой внизу салона и температурой вверху обеспечит комфортную поездку, как водителю, так и пассажиру.

Во избежание подобных проблем рекомендуется вовремя и тщательно проводить все профилактические мероприятия. Это позволит Вам наслаждаться спокойным передвижением в хорошо прогретом автомобиле. Вы защитите стекла от намерзшего слоя, благодаря чему передвижение станет более безопасным. Чем больше срок службы автомобиля, тем больше внимания требует его система отопления. Это касается всех автомобилей, независимо от страны – производителя.

Если в ВАЗ 2109 не работает печка, это приводит к неудобствам в эксплуатации авто, особенно в зимнее время. Знание устройства отопительной системы, а также причин неисправностей позволит разобраться в проблеме и выполнить ремент печи самостоятельно.

[ Скрыть ]

Схема устройства печки ВАЗ 2109

Печь в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из следующих конструктивных элементов:

  • 1 — скоба, предназначенная для фиксации кожухов отопительного узла;
  • 2 — заслонка, использующаяся для управления режимами печки;
  • 3 — левая часть корпуса печки;
  • 4 — тяга заслонки, предназначенной для обогрева ног;
  • 5 — уплотнительный элемент радиаторного устройства;
  • 6 — сам радиаторный узел;
  • 7 — уплотнительный элемент отопительного узла;
  • 8 — электрический моторчик, предназначенный для активации и отключения системы;
  • 9 — кожухи вентилирующего устройства;
  • 10 — рабочее колесо вентилятора;
  • 11 — заслонка системы обогрева;
  • 12 — воздуховод, по которому осуществляется подача воздуха для обдува лобового стекла;
  • 13 — воздуховод, использующийся для обогрева бокового сопла;
  • 14 — само боковое сопло;
  • 15 — заслонка для управления центральным соплом;
  • 16 — толкательное устройство для лопаток;
  • 17 — ось лопатки;
  • 18 — непосредственно лопатка;
  • 19 — рычаг управления, предназначенный для перекрытия центрального сопла;
  • 20 — тяга заслонки, предназначенной для прогрева лобового стекла;
  • 21 — рычаг, использующийся для регулировки направления потока воздуха;
  • 22 — рычаг для управления подогревом воздушного потока, устанавливается в салоне машины;
  • 23 — рычаг для подачи воздушного потока для ;
  • 24 — рычажок для подачи воздушного потока в ноги пассажиров и водителя;
  • 25 — кронштейн рычагов управления отопителем;
  • 26 — скоба, использующаяся для фиксации оболочки тяги;
  • 27 — непосредственно сама тяга управления краником;
  • 28 — тяга управления заслонки отопительного узла;
  • 29 — заслонка, предназначенная для направления воздушного потока на обогрев ног;
  • 30 — оси рычагов управления системой прогрева воздушного потока;
  • 31 — стяжной винтовой хомутик;
  • 32 — клапан краника отопительного устройства;
  • 33 — корпус краника радиаторного устройства;
  • 34 — рычаг управления клапаном;
  • 35 — патрубки, предназначенные для соединения краника с радиаторным устройством печки ВАЗ 2109;
  • 36 — воздуховод внутренней вентиляционной системы;
  • 37 — технологические окна, по которым воздушный поток подается на ноги пассажиров, сидящих сзади;
  • 38 — краник отопительной системы;
  • 39 — технологическое окно, по которому воздушный поток подается на ноги водителя;
  • 40 — облицовка центральной стойки;
  • 41 — внутренняя поверхность центральной стойки;
  • 42 — воздуходув вытяжной вентиляционной системы;
  • 43 — декоративная обивка центральной стойки;
  • 44 — пластиковая облицовка дефлектора вытяжной вентиляционной системы;
  • 45 — прорезиненый клапан;
  • 46 — корпус дефлекторного устройства;
  • 47 — сам дефлектор;
  • 48 — отопительный узел (I);
  • 49 — схема функционирования печки на ВАЗ 2109 (II);
  • 50 — краник отопительного устройства (III);
  • 51 — вытяжная (IV).
Схема устройства отопительного узла

Отопительный узел включает в себя два пластиковых кожуха, соединенных друг с другом посредством скоб. В качестве уплотнения используется жгут, который устанавливается в пазы кожухов. Вентилирующее устройство, предназначенное для принудительной подачи воздушного потока в салон, фиксируется посредством двух болтиков на верхней части печки. На ВАЗ 2109 общая конструкция узла выполнена так, что владелец машины может демонтировать вентилирующее устройство со стороны подкапотного отсека мотора.

На кожухи вентилирующего устройства устанавливается электрический моторчик. На валу этого узла монтируется рабочее колесо вентилятора, который может функционировать в одном из трех режимов. Это обеспечивается благодаря двум спиралям резисторного устройства. Дополнительный резисторный элемент применяется для получения необходимой частоты вращения колеса вентилятора, он фиксируется в технологическое отверстие кожуха отопителя. Резисторная деталь подогрева фиксируется к правому кожуху посредством трех болтов.

Этот элемент состоит из:

  • двух рядов магистралей;
  • пластины охлаждения;
  • двух бачков, выполненных из пластмассы.

Кран отопительной системы состоит из корпуса и двух пар шлангов, подключается к охладительной системе посредством резиновых магистралей. При помощи насосного устройства выполняется циркуляция антифриза. На подводящем патрубке в кранике располагается пластинчатый клапан, в котором имеется отверстие для хладагента. Сам рычажок подключается к рукоятке, предназначенной для управления подогревом воздушного потока. Когда рукоятка поворачивается, в клапане открывается шланг, позволяющий антифризу попадать в радиаторный узел.

Процедура управления отопительным узлом выполняется посредством рычагов, расположенных в салоне на центральной консоли. Их фиксация осуществляется на осях пластикового кронштейна. Рычаг управления системой обогрева воздействует на рукоятку краника посредством тяги, а также на рычаг приводного устройства. Когда заслонка привода перемещается в правую сторону, она открывается. Это позволяет воздушному потоку вентилирующего устройства поступать на радиаторный узел.

Канал Автоэлектрика ВЧ представил ролик о схеме, устройстве и принципе действия отопительного узла на автомобилях ВАЗ 2109.

Как самостоятельно снять и разобрать печку ВАЗ 2109?

Если печка перестала работать, то ее придется ремонтировать, для решения проблемы надо выполнить демонтаж и разбор устройства:

  1. Производится слив хладагента из силового агрегата машины, при выполнении задачи надо открыть краник отопления. Под сливное отверстие устанавливается емкость. После слива выполняется разбор центральной консоли, демонтируется воздуходув внутренней системы вентиляции.
  2. При помощи отвертки с крестовым наконечником выкручиваются саморезы, которые фиксируют к консоли кронштейн рычагов управления печкой. После этого кронштейн вместе с тягами отводится вниз.
  3. Отключается штекер от выключательного устройства электрического мотора вентилятора. Производится демонтаж рычага управления устройством.
  4. Чтобы произвести снятие переключательного механизма, с помощью пинцета надо открутить пластмассовую гайку. Она фиксирует к кронштейну переключатель. После этого узел демонтируется.
  5. Извлекается патрон со световым индикатором подсветки управляющего устройства печи. С использованием отвертки скоба фиксации к кронштейну оболочки тяги освобождается. Сама тяга демонтируется из ручки приводного устройства заслонки. Аналогичным образом выполняется демонтаж оставшихся тяг управления.
  6. Чтобы снять печку, надо разобрать центральную консоль. От радиаторного устройства отключаются магистрали. Саму печку можно демонтировать с радиаторным узлом. Скоба, которая фиксирует тягу заслонки системы прогрева лобового стекла, отсоединяется от кожуха печки. Производится демонтаж тяги с ручкой заслонки.
  7. При помощи головки на 10 надо открутить 4 фиксирующих гайки, которые крепят кожух печки к кузову. Открутив гайку, расположенную спереди слева, производится снятие со шпильки клеммы кабеля массы электромотора вентилирующего устройства.
  8. Производится отключение разъемов от резисторного устройства. Также отсоединяются электроцепи моторчика вентилятора. Отопительный узел демонтируется вместе с вентилирующим устройством.
  9. С использованием отвертки с крестовым лезвием выкручиваются болты, фиксирующие вентилирующее устройство к печи. Вентилятор демонтируется.
  10. Той же отверткой откручивается саморез, фиксирующие резисторный элемент электрического мотора. Затем выкручивается еще три самореза, расположенные на левой крышке печки. Крышка демонтируется.
  11. Затем семь защелок, фиксирующие две части кожуха друг к другу, освобождаются. При помощи крестовой отвертки саморез, который крепит две части корпуса, откручивается. Этот элемент располагается справа в небольшом углублении.
  12. Канцелярским ножом разрезается уплотнительный элемент от плоскости штекера. Две части корпуса отопительного узла разделяются.
  13. Ручка заслонки обогревательной системы лобового стекла выводится из отверстия внешнего рычага приводного устройства. Выполняется демонтаж заслонки.
  14. При помощи пинцета или плоскогубцев сжимаются усики фиксирующего устройства. Производится снятие ручки привода заслонки, использующейся для обогрева ног. Заслонка демонтируется. Аналогично снимается заслонка управления отопителем. Дальнейшая процедура сборки устройства производится в обратном порядке.

Неисправности печки ВАЗ 2109

Все причины проблем, связанные с работой системы отопления ВАЗ 2109, можно исправить самостоятельно.

Проблемы в работе отопительного узла могут быть связаны с:

  • поломкой термостата;
  • появлением воздушной пробки в системе отопления;
  • засорением радиаторного устройства;
  • поломкой помпы;
  • падением уровня хладагента;
  • поломкой краника.

Поломка в термостате

О выходе из строя термостата в печке ВЗ 2109 может сообщить нестабильная работа отопительного узла в целом. Температура двигателя будет резко падать или увеличиваться, что приведет к перегреву силового агрегата.

Для диагностики термостата надо завести ДВС и потрогать нижнюю магистраль под устройством. Она должна быть холодной и нагреваться по мере прогрева силового агрегата.

Как самостоятельно заменить термостат?

Замена устройства выполняется так:

  1. Открывается капот, выкручивается крышка расширительного резервуара с антифризом.
  2. Под сливное отверстие подставляется емкость, выкручивается крышка и сливается хладагент из радиаторного устройства.
  3. Затяжка хомутов ослабляется, для этого используется отвертка.
  4. Три патрубка с хладагентом отсоединяются от корпуса термостата.
  5. Затем ослабляется затяжка хомутика и устройство демонтируется вместе с магистралью. От термостата надо отсоединить короткий патрубок.
  6. Устройство опускается в воду, которую надо заранее подогреть примерно до 80 градусов. При нагреве жидкость надо перемешивать. Для определения температуры используется термометр.
  7. Когда температура воды поднимается примерно до 87 градусов, клапан устройства должен открыться. Если он не открывается, то термостат подлежит замене. Процедура монтажа устройства выполняется в обратной последовательности.

О процессе замены термостата рассказал пользователь Сергей Серж.

Образование воздушной пробки

Появление воздушной пробки в охладительной системе приведет к перегреву мотора. Также ее образование может стать причиной неработоспособности печки — в зимнее время года отопитель не будет греть.

Как решить эту проблему?

Решить проблему появление воздушной пробки можно так:

  1. Откручивается крышка радиатора.
  2. По очереди рукой надо продавить на верхнюю и нижнюю трубки, подключенные к термостату.
  3. Если после этих действий уровень антифриза в радиаторном устройстве снизился, то воздушная пробка вышла из системы. Если нет, действия повторяются.
  4. Затем отсоединяется нижняя магистраль отопительного узла, этот патрубок располагается за силовым агрегатом. Если после отключения из него не стал выходить хладагент, то надо запустить мотор и подождать, пока начнется течь.
  5. Затем магистраль подсоединяется обратно.
  6. Если машина оборудована карбюраторным мотором, то через него проходит хладагент, использующийся для подогрева горючей смеси. В этом месте иногда собирается воздух. Поэтому выполняется демонтаж правой магистрали, и запускается мотор. Надо подождать, пока жидкость не выйдет из системы.
  7. После выполнения этих действий все патрубки подсоединяются обратно, закручивается крышка радиаторного устройства. Выполняется контрольная поездка, надо проехать около 5 км.

Канал Koztas рассказал об удалении воздушной пробки из охладительной системы на примере модели ВАЗ 21099.

Засорение радиатора

При длительной эксплуатации радиаторный узел может засориться. Это приведет к появлению накипи и осадка на устройстве, в результате чего отопитель будет функционировать некорректно.

Как диагностировать проблему и устранить ее?

Определить проблему можно визуально — на радиаторном узле будут явно видны следы загрязнений. Иногда грязь собирается внутри, в таких случаях требуется промывка устройства. Действия по очистке выполняются на остывшем агрегате. Для этого потребуется керхер, позволяющий подать поток воды под высоким давлением. Это эффективно удалит грязь, но действовать надо аккуратно, чтобы не повредить устройство.

Но этой проблемы можно избежать, правильно отрегулировав работу оборудования. Для промывки радиаторного устройства используется насадка «варио». При использовании максимальных оборотов промывку надо выполнять на расстоянии примерно 40-50 см. Для очистки допускается применение компрессорного устройства. Принцип чистки аналогичен, только вместо потока воды на узел подается воздух.

Александр Волошанин подробно рассказал о процедуре промывки радиаторных устройств на авто.

Возможен вариант удаления загрязнений с помощью мыльного раствора и строительной кисти. Кисточкой надо водить вдоль направления креплений, установленных на радиаторе. Не менее эффективный вариант — использовать специальные химические средства для чистки. Жидкость наносится на узел, после чего надо подождать определенное время. Затем средство смывается водой.

Чтобы выполнить очистку внутренних поверхностей устройства, надо открутить пробку и удалить хладагент из радиатора. Затем в узел направляется поток воды, а после его заполнения она сливается, процедура повторяется несколько раз. Если из устройства выходит много загрязнений, то для внутренней очистки также потребуются моющие средства.

Нерабочая помпа

Помпа представляет собой водяной насос отопительной системы. Если в ВАЗ 2109 не работает печка, то проблема может заключаться именно в насосе. Сама помпа располагается в моторном отсеке под крышкой ГРМ.

Как заменить помпу своими руками?

  1. Производится слив хладагента из системы. Перед выполнением задачи ГРМ надо правильно выставить по меткам, чтобы поршень цилиндра 1 располагался в положении верхней мертвой точки.
  2. Затем выкручивается три винта, которые фиксируют крышку кожуха механизма. Они располагаются справа от силового агрегата.
  3. Кожух демонтируется, для этого его надо отвести в левую сторону до конца и вытянуть через верх.
  4. Гаечным ключом откручивается натяжитель ремешка ГРМ, после чего устройство демонтируется.
  5. Ремешок скидывается и остается висеть только на коленвале. Затем выкручивается звезда распределительного вала, при выполнении задачи ее надо удерживать от прокручивания. Звезда демонтируется и отводится в сторону.
  6. Откручивается 1 гайка и 4 винта, которые фиксируют внутреннюю металлическую крышку. Сама крышка отводится в сторону и извлекается.
  7. Так можно получить доступ к помпе. С помощью отвертки это устройство поддевается. Корпус отсоединяется от БЦ силового агрегата.
  8. Сам водяной насос находится близко к корпусу машины, поэтому при демонтаже могут возникнуть трудности. Просто так извлечь насос не получится. Для выполнения задачи потребуется отвести силовой агрегат в сторону либо приподнять его часть на домкрат. Поднятие двигателя выполняется до момента, пока автовладелец не сможет беспрепятственно извлечь помпу.
  9. После извлечения водяного насоса место его установки очищается от остатков уплотнительного элемента. Производится установка новой помпы, дальнейшие действия по монтажу выполняются в обратной последовательности. При установке надо поставить новую прокладку.

Каналом Различные видеоролики представлено руководство по замене водяного насоса печки на автомобиле ВАЗ 2109.

Снижение уровня антифриза

В результате падения уровня рабочей жидкости отопительный узел не сможет выполнять свои функции. Особенно если эта проблема случилась зимой, печка просто не будет греть. Утечка антифриза чревата перегревом ДВС.

Как устранить эту проблему?

Для устранения проблемы выполняются следующие действия:

  1. Производится тщательная диагностика всех составляющих компонентов системы охлаждения. Если хладагента не хватает, вероятнее всего, проблема заключается в его утечке в результате механического повреждения одной из деталей. Поломке могут быть подвержены термостат, расширительный бачок, радиатор, со временем изнашиваются патрубки системы, через них тоже может происходить утечка. О повреждении радиатора сообщит лужа в салоне автомобиля, в районе переднего пассажирского кресла. Все поврежденные компоненты подлежат замене.
  2. Не всегда проблему можно определить визуально. К примеру, если пробита прокладка ГБЦ, то антифриз будет уходить в двигатель, из-за этого его уровень будет снижаться. Надо убедиться, что в моторной жидкости нет следов хладагента, а в охлаждающем веществе — жирных следов смазки.
  3. Иногда утечка происходит через сливную пробку, если на ней изнашивается уплотнитель. Для решения проблемы этот элемент подлежит замене.
  4. После того как проблема будет решена, в системе возобновляется объем жидкости до нормы.

Подробно о поиске места утечки хладагента рассказал пользователь Сергей Серж.

Неисправность крана печки

Чаще всего наши соотечественники сталкиваются с проблемой поломки краника радиаторного устройства. Решить такую неисправность можно только путем замены детали.

Как заменить кран печки на ВАЗ 2109 своими руками?

Чтобы поменять устройство, из системы охлаждения надо слить весь хладагент. Потребуется демонтаж радиаторного узла.

Какие инструменты потребуются для проведения замены?

Заменять устройство надо после подбора всех компонентов:

  • новый кран, лучше использовать керамическое либо шаровое устройство;
  • набор уплотнительных резинок и прокладок, обычно входит в комплектацию крана;
  • средство WD-40;
  • строительная щетка по металлу;
  • комплект торцевых и накидных ключей;
  • две отвертки с разными наконечниками;
  • силиконовый герметик;
  • емкость для сбора хладагента;
  • новая охлаждающая жидкость.
Инструкция по замене крана печки

Руководство по ремонту:

  1. Машина загоняется на яму, под колеса ставятся опоры. Выполняется натяжка рычага стояночного тормоза.
  2. Под радиаторный узел подставляется емкость, на устройстве выкручивается пробка, выполняется слив хладагента.
  3. После слива хладагента надо ослабить хомуты, фиксирующие магистрали от мотора к кранику печки. С помощью щетки выполняется зачистка резьбовых соединений. С использованием средства WD-40 производится обработка соединительных мест и их очистка. Без этого возникнут сложности в демонтаже краника.
  4. Хомуты полностью выкручиваются с помощью отвертки.
  5. По очереди производится отсоединение магистралей. Из них может выходить хладагент, поэтому под патрубки желательно подставить емкость.
  6. В салоне машины производится демонтаж накладки центральной консоли. При необходимости отсоединяются магистрали. Но их необязательно снимать, если они целые и их замена не требуется. Внутри магистралей может остаться часть хладагента.
  7. Из-под днища машины откручиваются гайки, которые крепят кран. Для этого потребуется торцевой ключ на 10.
  8. В салоне авто надо потянуть на себя краник и произвести демонтаж пружинного крепления. Затем от него отключается трос управления.
  9. Выполняется демонтаж старого устройства. Перед установкой нового краника производится подсоединение тросика. Затем новый кран закручивается на корпусе авто. Процедура сборки выполняется в обратном порядке.
  10. При соединении магистрали надо пользоваться силиконовым герметиком. Это позволит снизить вероятность образования течи через соединительные места. В конце закручивается пробка сливного отверстия. В завершение систему надо заправить новым хладагентом.

При замене крана печки на автомобиле ВАЗ 2109 нельзя использовать старые уплотнители.

Подробное руководство по замене краника представлено каналом Овер 9000.

Что делать, если из печки дует холодный воздух?

Если отопительный узел не греет, это может быть связано с описанными выше неисправностями. Но иногда причина кроется в работе электродвигателя отопительной системы. Решение проблемы заключается в замене устройства.

Последовательность действий при ремонте устройства

Процедура замены выполняется так:

  1. В моторном отсеке открываются пять винтов, которые фиксируют пластмассовую накладку, расположенную под лобовым стеклом. Затем она демонтируется.
  2. Производится снятие уплотнительной резинки моторного отсека.
  3. Демонтируется пластиковый кожух, расположенный посредине под лобовым стеклом. За этой накладкой располагается электромотор печки. По бокам от устройства располагается два винта, их надо выкрутить.
  4. Следующие действия производятся в салоне. Надо просунуть руку под центральную консоль со стороны водителя. Нащупав штекер положительного проводника, его нужно отключить — это провод питания моторчика. Действовать из моторного отсека нельзя, поскольку к самому электродвигателю проводники припаяны.
  5. Здесь же, под центральной консолью, располагается отрицательный проводник. Он фиксируется с помощью гайки, для ее откручивания потребуется время. Гайку надо нащупать рукой, а затем ключом трещоткой и головкой открутить. Из салона электроцепи проталкиваются через уплотнительный элемент в отверстие между подкапотным пространством и салоном.
  6. Затем электродвигатель системы отопления проворачивается под разными углами, чтобы его можно было снять. Устройство извлекается с правой стороны, если смотреть по ходу движения машины. Из моторного отсека электромоторчик демонтируется и меняется на новый.

Видео «Руководство по демонтажу моторчика печки»

Пользователь Коп Карельских Земель представил подробное руководство по демонтажу электродвигателя отопительной системы на ВАЗ 2109.