Цепи противоскольжения своими руками. Повысим проходимость: как сделать цепи противоскольжения своими руками и видео рабочих моментов Самодельные цепи на автомобильные колеса своими руками

Всем привет! Зимняя эксплуатация любого автомобиля приносит множество хлопот и проблем водителю, если он не проживает, конечно, где-нибудь в Таиланде или на Бали. А в наших широтах нередко лежит многосантиметровый слой снега, плюс гололед, мороз и так далее. В таких условиях нужно предусматривать разные приспособления, которые повысят сцепление с дорогой. Как сделать цепи противоскольжения своими руками, и что это вообще такое - разберемся далее.

Бывалые водители заблаговременно готовятся к зиме - кто-то попросту ставит , а кто-то старается обеспечить свое авто более надежными средствами противостояния скользкому покрытию. Многие приспособления стоят дорого или не обеспечивают качественный контакт колес с дорогой в гололедицу. В то же время, изготовление таких цепей не составит особого труда, а необходимые комплектующие можно найти в магазинах даже маленьких городов.

Для изготовления несложной конструкции потребуется запастись:

Из инструмента необходимо приготовить болгарку, тиски, набор гаечных ключей, молоток, отвертки. Для того, чтобы начать готовить стальной обвес в домашних условиях, следует знать размеры своих покрышек, или провести предварительные замеры. Потребуется знать значения диаметра и ширины каждого ската. Под каждую модель автомобиля индивидуально надо подобрать и поперечные элементы, так называемые грунтозацепы.

Как сделать цепи - читаем инструкцию

Теперь посмотрим, как сделать противоскользящие цепи, которые позволят поднять проходимость Вашего автомобиля. Алгоритм выполнения работ будет примерно следующим:

  1. Болгаркой нарезаем поперечные и продольные элементы из приготовленной цепи.
  2. Находим 6-е звено и фиксируем на нем первый поперечный элемент. Сделать это можно сваркой или же болтами и крючками.
  3. Через каждые несколько звеньев монтируем следующие поперечные элементы.
  4. Для обеспечения хорошего натяжения всей конструкции на одном продольном элементе ставим отрезок, включающий 7–8 звеньев. Он придаст дополнительную надежность.
  5. По концам продольных участков крепим карабины, диаметр которых должен быть не менее 5 мм.

Если заранее запастись всем необходимым инструментом и есть некоторые навыки пользования им, то операция по созданию цепей для легковых автомобилей не отнимет больше часа времени. Применение сварки даст возможность не пользоваться крепежными элементами, а это положительно скажется на общей конструкционной надежности. Теперь останется лишь установить собранные цепи на колеса автомобиля.

Проводить эту операцию лучше всего в условиях гаража. Понадобится поддомкратить транспортное средство, чтобы одеть на каждое из колес отрезок цепи. Чтобы облегчить одевание, надо выпустить часть воздуха из колеса. Если нет возможности применить домкрат, можно действовать и другим способом. Цепи выкладываются перед колесами так, чтобы нигде не было перекручиваний. Автомобиль наезжает колесом на конструкцию и ставится на ручной тормоз.

После этого цепь для внедорожников и других типов авто одевается таким образом, чтобы крюк с карабином располагались на внешней стороне покрышки. Карабинная муфта надевается снаружи на систему натяжения и фиксируется. По периметру автомобильного ската равномерно распределяются поперечные элементы и можно выполнять общую натяжку. Теперь можно завести двигатель и проехать несколько десятков метров. После этого производится окончательная подгонка и регулировка, чтобы цепь максимально плотно прилегала к колесу.

Некоторые водители упрощают конструкцию и ставят так называемые браслеты. В них нет продольных элементов, а только лишь поперечные. Для них требуется более скромный набор инструментов и до 5 метров стальной цепи. Они удобны тем, что не занимают много места в багажнике, зато всегда будут под рукой в зимнее время года.

Для тех, у кого остались вопросы по технической части сборки, советуем посмотреть видео на описываемую тематику. Если Вы любите улучшать свой авто самостоятельно, то для Вас есть целый блок статей начиная с самостоятельного изготовления и , до реализации . На сегодня будем прощаться с Вами. Не забывайте подписаться на обновления и рассказать о блоге своим коллегам и друзьям. Спасибо за внимание!

Потребуется : цепь со сваренными (спаянные - менее прочные) звеньями с толщиной прутка звеньев 5 мм, куча болтов, гаек и шайб, болгарка. Размеры и количество заготовок зависят от габаритов используемой шины.

Для самодельных цепей противоскольжения лучше всего подойдет конструкция "лесенка", она наиболее простая в исполнении и достаточно надежная. Процесс изготовления достаточно прост:

  1. Разрезать цепь на заготовки, используя болгарку.
  2. Закрепить поперечные элементы цепи на 6-8 звене продольной цепи (Чем больше будет поперечных перекладин, тем лучше станет проходимость автомобиля). Соединить цепи можно при помощи болтов и шайб, карабинов или сварки.
  3. Для удобства установки на один конец цепи можно установить устройство натяжения (на фото №4), а на другой крюк (на фото №5).

Самодельные цепи на колеса обойдутся в такую же сумму (около 1500р.), что и покупка готовых цепей противоскольжения. Разница будет в качестве материалов, как правило готовые цепи менее надежные.

Видео, как одеть цепи противоскольжения

Существует несколько способов того, как одеть цепи на колеса. Все методы можно разделить на два типа: с использованием домкрата и без него. Если было решено использовать домкрат, то не забудьте хорошо зафиксировать автомобиль упорами. После поднятия колеса цепь равномерно натягивается, а замки защёлкиваются. Этот метод подойдет в том случае, когда автомобиль уже застрял и не может двигаться.

В другом случае цепи одевают заранее без домкрата, непосредственно перед бездорожьем. Цепи необходимо уложить перед колёсами на ровной поверхности. Заезжаем колесами на середину цепи, тогда при натяжении замок цепи будет располагаться в удобном месте - сверху колеса. Если наехать одновременно на обе цепи не удается, то установку можно выполнить поочередно.
Для более удобного натяжения цепей на ведущих колесах автомобиля можно использовать брусок.
После установки цепей на колеса необходимо неспешно проехать 50 метров, чтобы цепи противоскольжения равномерно распределились по всей площади шины. Также убедитесь, что цепи во время движения не задевают элементы кузова или тормозной системы.
Кстати, металлический или резиновый трос может использоваться, как альтернатива цепям противоскольжения. Можно элементарно обмотать шину тросом через отверстия в колесном диске. Однако, такой вариант можно использовать только с барабанными тормозами, в противном случае трос может повредить элементы тормозной системы. Напомним, что Вы можете также ознакомиться с

Потребуется : цепь со сваренными (спаянные - менее прочные) звеньями с толщиной прутка звеньев 5 мм, куча болтов, гаек и шайб, болгарка. Размеры и количество заготовок зависят от габаритов используемой шины.

Для самодельных цепей противоскольжения лучше всего подойдет конструкция "лесенка", она наиболее простая в исполнении и достаточно надежная. Процесс изготовления достаточно прост:

  1. Разрезать цепь на заготовки, используя болгарку.
  2. Закрепить поперечные элементы цепи на 6-8 звене продольной цепи (Чем больше будет поперечных перекладин, тем лучше станет проходимость автомобиля). Соединить цепи можно при помощи болтов и шайб, карабинов или сварки.
  3. Для удобства установки на один конец цепи можно установить устройство натяжения (на фото №4), а на другой крюк (на фото №5).

Самодельные цепи на колеса обойдутся в такую же сумму (около 1500р.), что и покупка готовых цепей противоскольжения. Разница будет в качестве материалов, как правило готовые цепи менее надежные.

Видео, как одеть цепи противоскольжения

Существует несколько способов того, как одеть цепи на колеса. Все методы можно разделить на два типа: с использованием домкрата и без него. Если было решено использовать домкрат, то не забудьте хорошо зафиксировать автомобиль упорами. После поднятия колеса цепь равномерно натягивается, а замки защёлкиваются. Этот метод подойдет в том случае, когда автомобиль уже застрял и не может двигаться.

В другом случае цепи одевают заранее без домкрата, непосредственно перед бездорожьем. Цепи необходимо уложить перед колёсами на ровной поверхности. Заезжаем колесами на середину цепи, тогда при натяжении замок цепи будет располагаться в удобном месте - сверху колеса. Если наехать одновременно на обе цепи не удается, то установку можно выполнить поочередно.
Для более удобного натяжения цепей на ведущих колесах автомобиля можно использовать брусок.
После установки цепей на колеса необходимо неспешно проехать 50 метров, чтобы цепи противоскольжения равномерно распределились по всей площади шины. Также убедитесь, что цепи во время движения не задевают элементы кузова или тормозной системы.
Кстати, металлический или резиновый трос может использоваться, как альтернатива цепям противоскольжения. Можно элементарно обмотать шину тросом через отверстия в колесном диске. Однако, такой вариант можно использовать только с барабанными тормозами, в противном случае трос может повредить элементы тормозной системы. Напомним, что Вы можете также ознакомиться с

Цепи на автомобильные колеса – это атрибут, необходимый в каждом транспортном средстве, для передвижения в суровых погодных и климатических условиях. Благодаря им удается перемещаться не только по снежной поверхности, но и по песчаному грунту, рыхлому желтозему или даже слякоти. Высокая цена оригинальных цепей для повышения проходимости, заставляет владельцев автомобилей создать цепи на колеса своими руками.

Необходимые составляющие для этого без особых проблем удастся отыскать в любой торговой точке, занимающейся продажей крепежной техники. Цепи противоскольжения являются съемной защитой, которая улучшает ходовые возможности автомобиля и выполняет функцию «грузозацепа». Их создали не для одного вида автомобиля, поэтому они актуальны для следующих ТС:

Каждый вид цепи зависит от величины размера колеса. Для вездеходов и тяжелых машин подобные атрибуты дополняются вспомогательными шипами, способствующие лучшей проходимости автомобиля.

Материалом для данной конструкции являются:

  • металлический трос, диаметр которого должен быть не меньше 0,4 см;
  • разноразмерные крюки;
  • зажимы с завинчивающимся фитингом;
  • механический натяжитель цепи;
  • небольшие крепежные элементы.

Принцип использования включает в себя одинаковый порядок размещения всех звеньев по поверхности покрышки колеса. Разрыв устройства и утрата возможности скольжения произойдет в том случае, если нарушатся данное условие. Одна из распространенных моделей, испытанная многими специалистами, состоит из внешних и внутренних частей, проходящих по всей поверхности покрышки колеса.

Детали вертикально соединены друг с другом «грузозацепами». Работа по созданию цепи для колес своими руками доступна даже новичкам. Различают три основных рисунка цепи:

  • лесенка;
  • ромб;
  • соты.

Каждая модель в текущей конфигурации имеет положительные и отрицательные стороны. Наиболее доступным и быстрым в изготовлении способом является методика – «лесенка».

После точных замеров можно будет узнать, сколько метров цепи вам понадобится для создания. Однако, стоит учитывать, что в среднем для сборки цепного приспособления легкового автомобиля понадобится примерно 14-15 метров. Как правило, рекомендованным материалом являются материалы из нержавеющей стали, выдерживающие длительные нагрузки и способные сопротивляться трению по абразивным поверхностям. Но для начала необходимо разобраться, какие в принципе бывают цепи противоскольжения на колеса.

Широкий выбор

Множество вариантов «заводской» продукции представлено различными производителями. На сегодняшний день можно выделить мягкие и металлические цепи. К мягким относятся следующие элементы безопасности авто:

  • пластиковые цепи на колеса;
  • резиновые изделия;
  • полиуретановые сцепки.

Они могут различаться не только по материалу, но и по рисунку. Востребованными являются такие металлические и мягкие в равной степени. Металлические считаются самыми прочными и надежными в использовании. Можно применять как на легковом транспорте, так и на тяжелых грузовых машинах. Могут отличаться по рисунку. Мягкие цепи производятся из пластика, резины и полиуретана. Принцип их действия состоит в специальных нашивках с шипами.

Пластиковые цепи на колеса являются одними из последних разработанных материалов. Не особо выделяются своей прочностью и используются исключительно по рыхлой поверхности, чаще по снегу.

Резиновые цепи противоскольжения накидывают на легковые автомобили. Они пользуются популярностью в режиме городской эксплуатации авто.

Полиуретановые цепи пользуются наибольшим спросом в продаже. По своим характеристикам, считаются лучше резины из-за своих характеристик:

  • повышенная износостойкость;
  • устойчивость к разным химическим продуктам;
  • надежны к трещинам;
  • наличие неплохой гибкости;
  • хорошая растяжимость (даже при минусовой окружающей температуре воздуха).

Достоинства полиуретановых изделий:

  • возможная скорость передвижения достигает 60-80 км/ч;
  • бесшумность и плавный ход машины;
  • толщина звеньев цепи меньше, по сравнению с металлическими;
  • минимальное изнашивание протектора колес;
  • имея шипы из металла и пластика;
  • обладают прекрасной вездеходностью по таким поверхностям, как снег, грязь и гололед;
  • могут устанавливаться на любую резину.

Недостатки сводятся к таким факторам, как:

  • затвердевание покрышек автомобиля в морозную погоду, что затрудняет монтаж;
  • не так долговечны как железные;
  • дороже металлических.

Как сделать цепи на колеса своими руками

В каждом случае используется свой метод изготовления. Он немного отличается как для металлической продукции, так и для иных материалов.

Мягкие цепи

Немалая цена товара служит основной причиной, чтобы владелец своего транспорта решил изготовить мягкие цепи самостоятельно. Рассмотрим одну из актуальных методик.

Противобуксовочные цепи своими руками представляют собой арматурный провод, соединяющийся пластинами, имеющие способность растягиваться и охватывать колесо по кругу. Устройство выглядит таким образом: по внутреннему и внешнему ободку шины проведены два осевых каната, соединенных резиновыми пластинами «грузозацепами».

Пошаговый алгоритм производства:

  1. Отрезаем четыре осевых ветви, примерно по 83 звена каждая. Для соединения используются «грузозацепы», по обе их сторон устанавливаются крючки, для следующих соединений.
  2. Необходимо выполнить соединение всех частей. Первое соединение крепится на шестом звене, а все последующие через десять звеньев.
  3. На оба конца резиновых пластин крепятся карабины и после четвертой поперечной пластины на одну из осевых ветвей присоединяем отрезок цепи. К одному краю имеющегося сегмента с помощью зажима удерживается натяжное строение, к другому краю фиксируется крючок, для дальнейшей сцепки.

Металлические цепи

Металлические цепи отличаются надежной прочностью и гарантируют предельную вездеходность. В критический момент можно обойтись способом, обмотав автошину канатом, но, естественно, не все имеют его в багажнике машины. И это грозит опасной аварией для системы торможения, так как нарушает принцип действие установки.

Рассмотрим, как сделать цепи на колеса самому из металла. Для этого требуется:

  • металлическая цепь;
  • крючки;
  • зажимы с завинчивающейся муфтой;
  • угловая шлифмашина;
  • тиски для фиксации;
  • натяжитель цепи.

Внимательно рассмотрите цепь, убедившись в отсутствии технологических дефектов. Определиться с размерами звеньев цепи, можно после уточнения размера необходимой шины. Опытные водители предлагают сделать так, чтобы в точке пересечения с поверхностью грунта конструкция соприкасалась с двумя пластинами. При этом увеличивается сила тяги и прочность всей вспомогательной системы.

Подготовительная работа по монтированию колеса своими руками состоит из следующих этапов:

  • нарезание осевых структур;
  • нарезание вертикальных структур;
  • фиксации вертикальной детали на шестом карабине осевой цепи;
  • установка с помощью колец или крючка дальнейших вертикальных пластин через каждые девять звеньев;
  • в центр устанавливается продольная заготовка, закрепляем отрезок, он состоит из шести карабинов и одного натяжного устройства с крюком.

Весь этот процесс при определенном опыте занимает не больше 45 мин. Если имеется в наличии электросварочный аппарат, вполне можете отказаться и не использовать соединений с резьбами. Однако, это повлияет на качество материала и эстетичность.

Установить изделие на колеса машины, можно только удостоверившись в его надежности.

Стоит учесть, что подобные внедрения в конструкцию автомобиля чреваты определенными минусами:

  • значительно увеличивается механическая нагрузка на шестерню, рулевую рейку и подвеску, в результате частого интенсивного или необоснованного использования таких вспомогательных приспособлений ломается рулевая рейка;
  • увеличивается изнашивание резины;
  • уменьшается коэффициент полезного действия;
  • производится сильный шум;
  • ограничивается предельная скорость передвижения, которая не может быть выше 50-60 км/ч.

По виду соприкосновения поверхности цепи различают по рисунку:

  1. «Лесенка» - самая простая разновидность цепи. Наиболее простой вариант, в котором поперечные пластины соединяются с двумя канатами параллельно.
  2. «Ромб» - вязка цепей установлена по рисунку шины, обеспечивает хорошую долговечность и улучшает качество сцепления.
  3. «Соты» - замысловатое строение, в котором канаты соединяются по диагонали, в итоге получаем своего рода переплетение.

При самостоятельном производстве, цепи противоскольжения фиксируются на покрышке такими замочными механизмами:

  • S-образная замочная конструкция запирается четырехгранным, или возможно шестигранным ключами. Но поступали недовольства на недостаток регулирующих элементов и на слабое крепление. Установка такого приспособления достаточно неудобна.
  • Крюкообразная замочная конструкция широко распространена и пользуется хорошим спросом. Уложив правильно цепь, вы не столкнетесь с проблемами. Скрепление проводится с помощью одной отвертки. Демонтаж конструкции проходит без особых сложностей.
  • Храповый тип замкового механизма используется на тяжелых транспортных средствах. Главное достоинство в этом механизме он выделяется прочностью и простотой использования. Монтируется без вспомогательных инструментов.

Неправильно установленный механизм нарушает работу датчиков антиблокировочной системе тормозов и подкрылков. На внедорожниках, где подключается второй мост, механизм ставится на постоянно рабочую пару колес. Работа по монтажу выполняется двумя методами:

  • с поддомкрачиванием;
  • на ровно стоящей машине.

Первый метод с использованием домкрата очень прост. Фиксируете машину на высоте с помощью домкрата, снижаете давление в колесах, чтобы легче выполнить работу. Надеваете цепь и защелкиваете замки.

Другое дело, если домкрата нет в наличии, тогда необходимо сделать следующее:

  • укладываете цепи перед колесами машины, не позволяя перекрутиться звеньям;
  • заезжаете парой колес на цепи, не доезжая до конца примерно 30-40 см;
  • ставите на стояночный тормоз;
  • длинную сторону цепного механизма набрасываете на покрышку колеса, чтобы крюк и зажим оказались на внешней части колеса;
  • последнее звено осевой запчасти и крюк соединяете с внутренней частью колеса;
  • муфту карабина соединяем с системой натяжения и закрепляем узел;
  • поправить все вертикальные детали по всей поверхности колеса, направить по всей области покрышки и затянуть.

Для одинакового направления элементов конструкции и добиться максимального прилегания всех звеньев необходимо проехать на машине примерно 50 метров.

Реальная альтернатива

В магазинах можно встретить браслеты противоскольжения. Но смекалка отечественных гаражных специалистов безгранична. Они смогли создавать копии оригинальных браслетов своими руками. Это те же металлические цепи только отсутствуют поперечные пластины.

Достоинство браслетов:

  • неприхотливы в изготовлении;
  • легко устанавливаются;
  • прочная и эффективная модель.

Необходимые детали для создания:

  • деталь из резины с крепления глушителя ВАЗ;
  • цепь диаметром не меньше 0,5 см.

Остается только нарезать цепи необходимой длины для покрышек.

Комплекты для сборки браслетов своими руками является еще одним вариантом полезного приспособления для передвижения автомобиля по проблемным участкам. На них установлена приемлемая цена и при этом они демонстрируют неплохое качество.

В состав набора входят элементы:

  • нарезные части цепи;
  • крепежные материалы;
  • канат;
  • тиски.

Важно всегда тщательно читать инструкцию по сборке от производителя. Неплохо было бы, если заранее провести тренировку в теплое время или в гаражных условиях. Вы получите опыт, который в дальнейшем облегчит установку цепей в холодное время года.

Важно знать, что использование противоскользящих цепей непозволительно для движения по твердому дорожному покрытию такому, как асфальт или бетон. Если передвигаться по снегу или рыхлой земле соблюдайте скорость 15-20 км/ч. Категорически не допускается пробуксовка, поэтому не стоит резко жать на акселератор.

Зимний тюнинг колес

Цепи противоскольжения представляют собой разновидность съемного протектора, при помощи которого обычное колесо для шоссе превращается в резину улучшенной проходимости. С точки зрения конструкции цепи на колеса представляют собой связанную проволоку с армированием, равномерно обхватывающую всю длину окружности шины. В состав таких цепей входит два продольных троса, расположенных на окружности колеса внутри и снаружи. Для их соединения между собой используются поперечные элементы или специальные «грунтозацепы», изготовленные из армированной резины.

Применение цепей противоскольжения позволяет существенно повысить проходимость транспортного средства за счет повышения сцепных характеристик покрышек. Это актуально при езде по таким поверхностям, как лед, грязь, рыхлый или мокрый снег и т.д. Например, при поездке за город первые 100 км пути могут пролегать по обычной дороге, покрытой асфальтом, тогда как далее необходимо повернуть на грунтовую трассу, которая и представляет собой «непроходимое» бездорожье.

В этом случае на колеса надевают цепочки против скольжения и продолжают свой путь. В противном случае существенно возрастает риск застрять в непролазной грязи, в результате чего придется искать трактор или другое транспортное средство для буксировки автомобиля. Кроме того, цепи противоскольжения существенно облегчают прохождение таких участков, как крутые подъемы, покрытые льдом, достаточно сложно преодолеваемые даже при наличии шипованной резины.

Виды колесных цепей

Разные виды защитных цепей

Существуют две основные разновидности цепей противоскольжения: мягкие и жесткие. В мягких цепях в роли поперечин выступают резиновые «грунтозацепы», тогда как жесткие соединяются при помощи звеньевых элементов. Кроме того, различают две разновидности рисунка цепей: «лесенка» и «ромбик» (другое название — «соты»). В случае рисунка «лесенка» соединения между продольными тросами выполняются в виде прямых линий, расположенных поперек аналогично веревочной лестнице. Соединения в цепях с рисунком типа «ромб» или «соты» выполняются по диагонали, в результате чего получается переплетенная конструкция.

Цепи противоскольжения также классифицируются по следующим признакам:

  • размер;
  • форма звеньев или «грунтозацепов»;
  • материал изготовления: сталь, алюминий, титан, стеклопластик с армированием и так далее.

В ряде случаев выполняется дополнительное армирование колесных цепных конструкций при помощи металлических шипов. Однозначно ответить на вопрос о том, какую именно разновидность цепей стоит предпочесть, достаточно сложно, поскольку индивидуальные характеристики во многом зависят от планируемых условий эксплуатации. В частности, жесткие цепи лучше, чем мягкие, подходят для передвижения в условиях тяжелого бездорожья, такого как рыхлый снег или грязь.

При этом с жесткими конструкциями связаны и определенные ограничения, поскольку при скорости, превышающей 40 км/ч, возникает риск повреждения трансмиссии. В случае же мягких цепей противоскольжения, оптимально подходящих для обледенелых или немного раскисших участков дороги, можно разгоняться до 80 км/ч. При этом изнашивание резины существенно снижается по сравнению с жесткими цепями.

Аналогичная ситуация и с размерами цепей: увеличение звеньев повышает проходимость, но при этом возрастает и масса конструкции, а движение автомобиля на ровных участках дороги становится более сложным и неприятным. К тому же сильнее нагружается трансмиссия и ускоряется изнашивание резины.

Самостоятельное изготовление

Все что нужно для изготовления аксессуара

Случается также, что необходимо проехать по бездорожью, а готовой цепи противоскольжения под рукой нет. В такой ситуации можно попытаться изготовить цепи противоскольжения своими руками, используя доступные инструменты и материалы. Для этого понадобятся следующие детали:

  • натяжные приспособления;
  • цепочка с диаметром проволоки 4-5 мм;
  • карабины диаметром 5 мм;
  • крючки.

Нарезаем цепь на куски определенного размера. Для изготовления продольных участков потребуется четыре куска, в каждом из которых по 83 звена. Поперечные участки будут изготовлены из шестнадцати 13-звенных куска. Первый поперечный участок крепится на шестом звене продольной цепочки, последний — на двенадцатом. Остальные поперечные цепи закрепляются с интервалом в 10 звеньев. Для соединения поперечных и продольных звеньев используются крючки или кольца. После четвертой поперечной цепочки с одной стороны крепится пятизвенный отрезок. На концах звеньев, расположенных вдоль, устанавливаются карабины. Натяжное приспособление ставится на закрепленном конце карабина, крючок — на другом. На этом цепь можно считать готовой и пригодной для испытания на колесах автомобиля УАЗ.