Двигатель брдм технические характеристики. Стальные разведчики

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ . Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира , ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка », установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании . Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Литература

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2

Разработана на базе шасси БРДМ с изменением компоновки и улучшением боевых и технических характеристик. Разработана в КБ ГАЗа. Принята на вооружение в 1962 году. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1963 по 1989 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БРДМ-2 – закрытый герметичный корпус сварен из катаных броневых листов, герметизирован и оборудован нагнетателем. Отделение управления расположено в передней части, боевое – в средней, силовое – в кормовой. Двигатель мощностью 1400 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы, термосифонный подогреватель, калориферный отопитель корпуса, лебедка, навигационная аппаратура ТНА-2, более мощная радиостанция, новые приборы наблюдения. Над боевым отделением установлена башня, заимствованная у бронетранспортера БТР-60ПБ. Принцип действия ходовой части, включающей в себя помимо двух основных ведущих мостов два опускаемых вспомогательных, идентичен БРДМ.

Боевая машина 9П122 (ГАЗ-41-06, 1969 г.) – ПУ самоходного ПТРК 9К11. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14М «Малютка-М» вместо пулеметной башни. Система управления – ручная, по проводам. Дополнительный возимый боекомплект 8 ПТУР.

Боевая машина 9П133 – ПУ самоходного ПТРК 9К11П. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14П «Малютка-П». Дополнительный возимый боекомплект 10 ПТУР.

Боевая машина 9П148 (ГАЗ-41-08, 1973 г.)-ПУ самоходного ПТРК 9К113. Выдвижной пакет на пять пусковых контейнеров с ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М111 “Фагот”. Система управления – полуавтоматическая, по проводам. Боекомплект- 25 контейнеров в механизированной боеукладке.

БРДМ-2у – командирский вариант. Отличался от базового отсутствием башни с вооружением и установкой дополнительной радиостанции.

БРДМ-2рхб – химическая разведывательная машина. Оснащена специальными средствами химической и радиационной разведки: автоматическим газосигнализатором ГСА-12, войсковым прибором химической разведки ВПХР, измерителем мощности дозы радиационного заражения ДП-5В, рентгенометром ДП-ЗБ.

БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные подразделения Советской Армии, а также в войска связи и химические войска. Они использовались также во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. Самоходные ПТРК всех типов состояли на вооружении противотанковых подразделений мотострелковых и танковых полков. На базе БРДМ-2 была создана ПУ 9П31 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1 М», поступавшая в зенитные ракетно-артиллерийские батареи полкового подчинения. БРДМ-2 использовались Советской Армией во время боевых операций в Афганистане, главным образом, для несения патрульной службы и охранения. По западным данным, на 1995 год в Российской Армии имелось около 2400 БРДМ-2 (по-видимому, включая ПТРК). БРДМ-2 и машины на ее базе, включая ПТРК и ЗРК, активно экспортировались и в разные годы состояли или состоят на вооружении в Алжире (115 единиц на 1995 г.), Анголе, Афганистане, Бенине(12), Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии (только ПТРК и ЗРК), Вьетнаме, Гвинее, Гвинее-Бисау (12), ГДР, Египте, Замбии, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Йемене, Кабо Верде (4), Конго, Латвии (2), Ливии (242), Литве (10), Мадагаскаре (26), Мали (20), Мозамбике, Намибии, Никарагуа (70), Перу (15), Польше, Румынии (121), Сейшелах (6), Сирии (600), Словении, Сомали, Судане (30), Танзании (24), Хорватии, Центральной Африканской Республике (4), Экваториальной Гвинее (6), Эстонии (3), Эфиопии, Югославии (ПТРК и ЗРК).

Боевое крещение БРДМ-2 и машины на ее базе получили в ходе «Войны судного дня» в 1973 году, когда активно применялись египетскими и сирийскими войсками. Впоследствии использовались во Вьетнаме, в ирано-иракской войне, в многочисленных локальных военных конфликтах, военных переворотах и связанных с ними внутренних беспорядках в Африке и Азии. По-видимому, последняя поставка БРДМ-2 за рубеж состоялась в 1995 году, когда 45 машин этого типа были подарены Россией вновь созданной Палестинской автономии. БРДМ-2 состоят на вооружении армий всех стран СНГ и достаточно активно используются в различных «горячих точках» на его территории.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРДМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина – 4750,
ширина – 2350,
высота – 2310,
база – 3100,
колея передних колес/ задних колес – 1840/1790,
дорожный просвет – 340.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61А.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 6…10, лоб башни – 6.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-41, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 140 л.с. при 3200 об/мин, рабочий объем 5530 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач в сборе с коробкой отбора мощности на водомет, раздаточная коробка в сборе с коробками отбора мощности на дополнительные колеса и лебедку, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов, карданная передача и редуктор водометного движителя, карданная передача лебедки, карданная и цепная передачи дополнительных колес.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, размер шин 13.00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 2,7 до 0,5 кг/см2, подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические телескопические амортизаторы по два на каждом мосту, четыре дополнительных пневматических колеса (по два на борт) размером 750х250 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 95, на плаву – 9…10.
ЗАПАС ХОДА: на суше – 750 км, на плаву – 17…19 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 1,22;
высота стенки, м – 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом.. Машина была принята на вооружение в 1966 году.

БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.

Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, - 30°, наибольший угол крене составляет 25°.

Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.

В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров.

Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 - ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.

На машине установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с. Удельная мощность – 20 л.с./т.. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров. Запас хода 750 км.

Трансмиссия механическая. Все колеса БРДМ-2 - ведущие. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту. Они опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Передний мост отключаемый с места водителя. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно.

На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт диаметром 500 мм засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. Дополнительное оборудование машины включало навигационную аппаратуру ТНА-2, систему ПАЗ, отопитель.

Модификации БРДМ-2

Модернизированный вариант БРДМ-2. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.

Технические характеристики БРДМ-2.

БРДМ-2 состоит (состояли)на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Латвия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестина - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении
  • Бывшие СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Сербия и Черногория - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Разведка и наблюдение за врагом являются значительной составляющей победы. Это позволяет оперативно оценивать силы противника и планировать свои действия.Особенно важны тактические разведывательные действия, позволяющие выявлять скрытые укрепления, дозоры и засады противника. Перед началом наступления командованию требуется знать месторасположение техники и живой силы врага, а также степень боеготовности противника.

Для этих целей и была создана легкая колесная бронемашина БРДМ-2, позволяющая вести оперативную разведку в условиях бездорожья и способная вести бой с пехотой противника. Хотя конструкции машины уже более 50 лет, она до сих пор состоит на вооружение армий ряда стран и применяется в локальных вооруженных конфликтах.

История создания

Броневики БРДМ (аббревиатура расшифровывается как Боевая Разведывательная и Дозорная Машина) являются плодом творчества конструкторов Горьковского автомобильного завода. Из-за этого машины имеют двойное обозначение, так сказать, заводское и армейское. Заводское, как и положено, начинается с букв ГАЗ (Горьковский автозавод), далее следует номер разработки.

БРДМ-2 не первый броневик на ГАЗе. В разработке машины нового поколения принимали участие авторы проекта предыдущей версии БРДМ-1. Опыт работы помог при создании преемника, который избавился от ряда слабых сторон предшественника, и в конце весны 1962 года машина под обозначением БРДМ-2 была официально одобрена для поставок в строевые части Советской армии.

Заказчик отмечал в акте приемки ряд недостатков машины, таких как плохая устойчивость на склонах (обусловленная узкой колеей), отсутствие башни (позднее исправили), стесненные условия для экипажа.

Однако это были только ходовые испытания. Сборка серийных машин началась в 1963 году. Машину серийно производили на двух заводах: ГАЗ (с 1963 года) и на Арзамасском машиностроительном заводе (с 1982 года).

В серийном производстве было две модификации, продержавшиеся на конвейере до 1989 года. Всего было выпущено около 9500 единиц БРДМ-2. Бронеавтомобиль до сих пор производится в других странах, правда под иными обозначениями.

Применявшийся на предшественнике 90-сильный нижнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40 сменили на V-образную «восьмерку» ГАЗ-41, обладавшую мощностью 140 сил. Корпус стал полностью герметичным, что дало машине возможность преодолевать без специальной подготовки водные преграды. Также появился усилитель рулевого управления гидравлического типа и вакуумный усилитель привода тормозов.

Броневой корпус и башня

В передней части машины размещены механик-водитель и командир, а также следующее оборудование и оснащение:

  • органы управления;
  • два раздельных сидения;
  • контрольные приборы;
  • рация;
  • перископы для наблюдения.

Броневая защита состоит из катаных стальных листов толщиной от 5 до 10 мм. Броня обеспечивает защиту на некотором расстоянии от винтовочных и автоматных пуль, а также осколков гранат и снарядов. Защита экипажа относительная: крупнокалиберный пулемет пробивает лобовую броню с дистанции 500 метров, а борта – с 1200 метров.


Башня имеет форму усеченного конуса, который вращается, по сути, на радиально-упорном подшипнике диаметром 1424 мм. Хотя конструкторы называет его шариковым погоном. Башня сварена из листов броневой стали с прорезью для установки спарки: КПВТ и ПКТ.

Боевое отделение

Боевая часть расположена в середине машины. В ней расположились два члена экипажа. На крыше установлен погон для размещения орудия с башней.

Внутри неё находится подвесное сиденье, на котором размещается стрелок, выполняющий функции как заряжающего, так и наводчика.

На полу под откидным капотом (крышкой) находится раздаточный редуктор и ниша для хранения инструментов и запасных узлов.

Силовое отделение

В кормовой части корпуса расположен силовой отсек, отделенный от боевой части стальной переборкой толщиной 5 мм. В нём находится двигатель, коробка передач, аккумулятор, радиатор системы охлаждения, а также различное вспомогательное оборудование.


На БРДМ-2 был установлен двигатель с объёмом цилиндров 5,5 литра. Мотор является дефорсированной модификацией силового агрегата ГАЗ-13, который использовался на легендарной «Чайке». Двигатель обладает сниженной степенью сжатия, позволяющей использовать сорта бензина А76 или А-80.

Возможно использование высокооктанового топлива А-92 при корректировке угла опережения зажигания. Средний расход горючего составлял около 30 литров на 100 км. Два бака общим объёмом 280 литров обеспечивали усредненный запас хода 750 км. На ровном покрытии машина способна разогнаться до 100 км/час.

Вооружение

На первых БРДМ-2 не предусматривалось установка башни. Вместо неё были люки для пулемёта КПВТ (крупнокалиберный пулемёт конструкции Владимирова), который имел калибр 14,5 мм и массу 52 кг. Прицельная дальность ведения огня составляла 2000 м. Также с него можно вести стрельбу по воздушным целям.


Позднее специально для машин БРДМ-2 была сконструирована башня БПУ-1. В ней располагалась спаренная установка уже упомянутого ранее пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Башня могла поворачиваться на 360 градусов по горизонту.

Углы вертикальной наводки составляли от -5 до 30 градусов. Пулемёт КПВТ мог пробить защиту любой бронемашины условного противника того времени, а также полевые защитные сооружения, находящиеся на расстоянии 2 километров и ближе.

Средства наблюдения и связь

Командир машины наблюдает за полем боя через перископическую бинокулярную танковую панораму ТПКУ-2Б, которая имеет 5 кратное увеличение при поле зрения в 7,5 градусов. Это помогает вести наблюдение до 2,5…3 километров, причем на все 360 градусов.


В ночное время суток была возможна установка прибора ночного видения ТКН-1С. Но дальность обзора у него только до 300 метров. Также командир имел ещё 4 неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б. Приборы имеют однократное увеличение, но в качестве компенсации оснащены автоматическим обогревом, который предотвращает покрытие инеем и конденсатом стекла при низких температурах.

Механик водитель располагает 6 приборами, через них он вёл обзор передней и правой бортовой части. Также в темное время суток один из приборов для лобового обзора мог быть заменён на прибор ТВНО-2Б, который даёт обзор на 30 градусов и на дальность 50 метров.


В боевом отделении у стрелка помимо прицела для пулемёта имеется перископный прибор ТНПТ-1, ставящийся на крышу башни и позволяющий вести наблюдение за кормовой частью машины в секторе 52 градуса. У наблюдателя в расположении есть по три перископических прибора в каждой из сторон бортовой части корпуса.

Трансмиссия

Во время разработки БРДМ-2 на заводе ГАЗ уже был налажен серийный выпуск армейского внедорожника ГАЗ-66 «Шишига». Для обеспечения унификации большая часть узлов позаимствована именно у него.


Коробка передач механическая 4-х ступенчатая, оснащена задней скоростью. На коробке предусмотрено место для размещения редуктора отбора мощности, используемого для привода лебедки. Лебедка находится в передней части бронемашины.

Все колёса бронетранспортёра имеют полный привод через 2-ступенчатый раздаточный редуктор. Мосты оборудованы самоблокирующимся дифференциалами. Также была возможность выключить передний мост для меньшего расхода топлива.

Колёса имеют функцию автоматической подкачки, это безусловный плюс на поле боя. Также имеется возможность регулировки давления в каждом из колёс. С помощи этой функции можно повышать проходимость машины на сложных участках дорог.

Ходовая часть

Угол развала колес составляет около 0°45′. Для установки подходят шины 12,00-18 ” с центральным регулированием давления, аналогичные шинам , ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. В подвеске дополнительно к листовым рессорам установлены амортизаторы телескопической схемы.


Также в центре корпуса машины установлено 4 вспомогательных авиационных колеса размером 750х250 мм. Они помогают не сесть машине на «брюхо» при преодолении рвов и окопов шириной до 1,2 метра, тем самым увеличивая показатели проходимости. Резина колёс очень толстая и при попадании осколка вряд ли будет пробита. Привод на дополнительные колеса отсутствует.

Плавание

Большим преимуществом БРДМ-2 стала возможность преодоления водных препятствий. Бронемашина оснащена герметичным корпусом. Перед началом движения по воде необходимо сдвинуть заслонку водомёта и опустить волноотражатель. По воде машина развивает скорость до 10 км/час. При выходе из строя водомёта машина сможет добраться до берега за счет вращения ведущих колес.


Для этого необходимо включить двигатель на 3 передаче. БРДМ-2 умеет двигаться по воде в обратное направление, так как винт может вращаться в противоположную сторону. Управление машиной происходит при помощи как колёс так и руля направления на водомёте.

Боевое применение

БРДМ-2 поступали на вооружение армии и ВМФ СССР. На настоящее время в частях и на базах хранения Российской армии находится не менее 2000 единиц этой техники.

Благодаря широким поставкам машина находится на вооружении:

  • Ливии (поставлено около 250 единиц);
  • Сирии (поставки составили 600 шт.);
  • Алжира (110 машин);
  • Анголы, Афганистана, Бенина (по 12 бронемашин);
  • Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии (по 4 единицы).

В составе Советской армии БРДМ-2 впервые приняли военное участие в операции «Дунай» – вводе войск в Чехословакию в 1968 г. Операция прошла без значительных потерь со стороны СССР, так как 200-тысячная армия Чехословакии не решилась дать отпор.

Через 10 лет БРДМ-2 снова пришлось принять участие в реальных боевых действиях, но уже в Афганистане. В тяжёлых климатических условиях и условиях высокогорья бензиновый мотор терял мощность, перегревался и часто глох. Недостаточной была и защита от крупнокалиберных пулеметов и тем более снарядов.

Малый угол вертикальной наводки не давал возможность ведения огня по горным склонам, где обычно устраивали засаду моджахеды. На практике броня показала свою незащищённость от РПГ, которые прошивали технику насквозь.

Противник сначала обездвиживал машину, а потом добивал из стрелкового вооружения.

Также машина применялась во время первой и второй чеченских войн, причём обеими сторонами. По итогам было потеряно три БРДМ-2 со стороны РФ.
У иностранных операторов она впервые приняла участие в «войне Судного дня», начавшиеся 6 октября 1973 года.


В первый же день египетским спецподразделениям с помощью БРДМ-2, на которую установили , удалось добиться определенных успехов при прорыве израильской обороны.

Также они отметились в джунглях Вьетнама, где пригодилась проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в Анголе. Там они стали популярны из-за своей дешевизны и надёжности.

Модификации

В основном модификации БРДМ-2 состоят на вооружение Белорусской, Украинской и Польской армиях.

Наименование Страна
производитель
Год Основные
изменения
Брдм-2ЛД Украина 1999 Установлены боковые двери для десанта и дизельный двигатель СМД-21-08
БРДМ-2ДИ «Хазар» Украина 2005 Установлены боковые двери для десанта, новый мотор FPT IVECO Tector итальянского происхождения, также установлен новый комплекс вооружения.
МБТС «Кайман» Белоруссия 2015 Передняя часть корпуса остеклена бронестёклами. Мосты редукторы и другая ходовая часть была взята с БТР-60. Двигатель заменён на дизель Д 245 с электронной системой управления. Машина сумела сохранить плавучесть.
BRDM-2M-96ik «Szakal» Польша 2003 Установлен двигатель IvecoAifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500 и противокумулятивные решётки. Вместо 14,5-мм пулемёта установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

Списанные бронемашины без вооружения и спецоборудования можно приобрести на аукционах. Стоимость будет варьироваться от 500 до 1,5 миллиона рублей, в зависимости от состояния.

На базе БРДМ-2 народными умельцами на случай мирового апокалипсиса была создана У.М.К.А. (Универсальный Мобильный Кемпер Амфибия), в простонародье машина судного дня. Правда за неё придётся заплатить не малую сумму, которая начинается от 7 млн. рублей.

Видео

Является дальнейшим развитием БРДМ-1 . Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище Бардак. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

Состоит на вооружении

Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
-Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард, по состоянию на 2010 год
-Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
-Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
-Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
-Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
-Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
-Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
-Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
-Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
-ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Боевое применение

Операция «Дунай»
-Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра-Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
-Китайско-вьетнамская война
-Афганская война (1979-1989)
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии - по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу».
-Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Характеристики

Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 7,0
-Экипаж, чел.: 4
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5750
-Ширина корпуса, мм: 2350
-Высота, мм: 2395
-База, мм: 3100
-Колея, мм: 1840 спереди 1790 сзади
-Клиренс, мм: 330
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 2..3
-Крыша корпуса, мм: 7
-Лоб башни, мм/град.: 10
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7
-Крыша башни, мм: 7
-Вооружение:
-Углы ВН, град.: -5..+30
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: ПП-61АМ
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ
-Подвижность:
-Двигатель: Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-41 Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 5530 куб.см. Максимальная мощность: 103 кВт (140 л.с.), при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 350 Н·м, при 2500 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 100 мм Ход поршня: 88 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 3650 Рекомендованное топливо: А-76
-Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: до 750
-Удельная мощность, л. с./т: 20,0
-Колёсная формула: 4х4 (8х8)
-Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,5..2,7
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает