Как меняется салонный фильтр. Расположение салонного фильтра

Когда в салоне запотевают часто стекла, плохо проветривается воздух, печка на максимальных режимах неэффективно греет, то следует уделить внимание фильтру салона. Уже все современные авто оснащены таким элементом воздушной системы. Однако, до того как поменять салонный фильтр, потребуется найти его конструкционное расположение.

Иногда инженеры устанавливают его неоправданно глубоко, но в большинстве машин фильтр может быть заменен самостоятельно автовладельцем в течение 10-20 минут. Заменив его единожды, водитель в следующий раз затратит гораздо меньше времени на его поиски и разборку. Посещать станцию для такой процедуры вряд ли стоит.

Первые такие фильтры появились на зарубежных автомобилях в 80-х годах. Такие барьеры предотвращали попадание пыли и крупных частиц в салон. Нетканый фильтрующий материал удовлетворительно справлялся со своими обязанностями, хотя замена салонного фильтра проводилась часто.

Расположение салонного фильтра в иномарках

Современное устройство этого элемента воздушной системы предполагает несколько слоев, служащих барьером для мусора. Нормальной считается блокировка частиц до 5 микрон в диаметре.

Дополнительным слоем в конструкции служит распределенный по площади активированный уголь. В его задачу входит недопущение в салон частиц сажи и гари, а также блокирование некоторых типов газов.

Максимальную эффективность имеют гибридные модели. Помимо угольного слоя и механической защиты, такие фильтры имеют антимикробную защиту и блокировку от электростатики. В некоторых случаях происходит дополнительная ароматизация воздуха.

Никакой самоочистки у таких воздушных очистителей не происходит. Они должны быть заменены, так как проходные каналы забиваются грязью, эффективность остальных фильтрующих слоев со временем падает, задерживается влага, а в салоне образуется неприятный запах.

Сроки эксплуатации

Наиболее популярные простые бумажные фильтры в виде гофрированной кассеты рекомендуется менять в среднем через 5000 км пробега. Если условия эксплуатации экстремальные, то проводится осмотр и замена с более частой периодичностью.

Нужно знать, что регулярные поездки по пыльной грунтовке приводят к быстрому засорению фильтра.

Городские дороги с высокой концентрацией выхлопных газов и загрязненным промышленностью воздухом также не способствуют длительному сроку жизни такого очистителя. Если же автомобиль эксплуатируется в более щадящем режиме, то и вопрос о том, как поменять фильтр салона возникнет нескоро.

Признаками для замены служат слабая эффективность производительности печки и кондиционера. Также нужно проверить состояние фильтра при длительном стойком неприятном запахе, когда включен обдув салона. О низкоэффективной его работе говорит высокая влажность в салоне и сильное запотевание стекол.

Самостоятельная замена

Разобраться, где находится воздушный фильтр салона у автомобилей семейства ВАЗ, можно с помощью автомобильного атласа. Ведь на «старых» «десятках», выпускаемых до 2003 года, он имеет вертикальное расположение, а на более поздних машинах конструкторы установили его горизонтально.

Для замены нужно взять ключ на 10, открутить гайки. Затем убрать саморезы и снять фиксаторы. Омывательную систему затрагивать не придется, достаточно ослабить пластик для освобождения прохода. Далее просовываем руку в отопитель, и, провернув гофру, достаем его наружу. Теперь ставим новый фильтр обратно, проверив плотность установки. После этого фиксируем пластиковую накладку.

В зарубежных автомобилях, таких как Nissan Tiida, он может располагаться таким образом, что замена его проходит через салон. Для этого требуется снять бардачок и поменять этот элемент.

Вывод

Операция по замене салонного фильтра не требует высокой квалификации исполнителя. Все можно сделать самостоятельно. Для правильного подбора фильтрующей кассеты, нужно переписать маркировку с оригинального изделия, а затем подобрать для нее соответствующую замену. Иногда внешне похожие изделия обладают разными свойствами.

Что такое, где стоит и как поменять салонный фильтр узнать предстоит тогда, когда вы замечаете грязь и неприятный запах в салоне. Вообще, это не что иное, как специальный очиститель воздуха, который не пропускает внутрь автомобиля посторонние запахи, пыль, а также очищает воздух от сажи. Особенно это важно, когда едешь по загородной дороге, где поднимаются огромные столбы пыли.

Замена салонного фильтра – когда это становится необходимым?

Различные запахи, которые попадают в салон, могут долгое время не выветриваться, из-за чего ехать в машине становится не так комфортно. Определить, в какое время настала пора менять фильтр для очистки салона, намного проще, чем узнать, когда нужна . Первым признаком является снижение производительности самой системы вентиляции и системы отопления. Например, если при включении вентилятора на полную мощность он выдаст очень слабый поток воздуха, то значит, что фильтр уже забился и его пора заменить.

Второй признак того, что требуется его замена, это интенсивное запотевание стекол, когда мы забираем воздух снаружи. Третий признак касается не всех автомобилей, а только тех, где имеется кондиционер. Речь идет о случае, когда в салоне начнут ощущаться посторонние неприятные запахи. Это может происходить, когда из частиц пыли, которые остались из-за плохой продувки в холодное время года, в оттепель образовывается плесень.


Салонный фильтр – немного истории

Самые простые фильтры появились еще в 1980 году, это были бумажные варианты, в точности такие же, как и для двигателей, для которых применялась механическая очистка. Вскоре появились двухслойные картриджи. Для них было главным преимуществом то, что в первом слое скапливались крупные частицы, а остальные частицы, не превышающие 50 микрометров, оставались во втором слое.

После этого появились и угольные фильтры, в них добавляли активированный уголь для лучшего абсорбирования частиц пыли. Сегодня самыми дорогими и самыми эффективными являются гибридные картриджи, где обе технологии грамотно скомбинированы . Но самыми распространенными и оптимальными по соотношению цена-качество являются все же угольные салонные фильтры.

Адаптер салонного фильтра или как осуществить замену?

Где находится салонный фильтр, для большинства автолюбителей, – большая загадка, а некоторые даже не знают о его существовании. На легковых автомобилях он расположен по-разному, но, в основном, ищите его за бардачком, а в некоторых моделях, к примеру, у Renault Logan , он находится прямо под ним. Чтобы добраться до него, вам следует для начала снять сам бардачок. Снимается он различными способами, в некоторых случаях следует просто надавить на боковые стенки, а подробнее об этом процессе расскажет все же руководство по эксплуатации.

Далее мы обнаружим крышку салонного фильтра, и открывается она с небольшим усилием. Поэтому замена салонного фильтра не доставит вам хлопот, так что не обязательно ехать в сервисный центр, а можно просто поменять его у себя в гараже, но предварительно нужно купить подходящий. Если вид не указан в руководстве, то достаем использованный фильтр и идем с ним на рынок.

Периодичность замены зависит от вида фильтра. Чаще всего нужно менять бумажные картриджи – примерно от 15 до 30 тысяч пробега автомобиля, многослойные – от 30 до 60 тысяч километров, и наконец, угольные – от 50 до 100 тысяч.

Теперь, когда все на руках, для установки надо внимательно смотреть на стрелку указания движения воздуха. Она показывает направление с улицы к салонному вентилятору. Для установки фильтра необходимо вставить его в адаптер салонного фильтра и поставить в соответствии с указателями движения воздуха. Теперь остается только собрать разобранную часть вашего автомобиля.

Салонный воздушный фильтр, имеющийся в большинстве современных автомобилей, очищает воздух, поступающий в салон через систему отопления, вентилирования и кондиционирования воздуха. Фильтр улавливает пыль, пыльцу и другие мелкие частицы, что особенно важно если вы страдаете от аллергии или от других проблем с дыханием. Если в автомобиле установлен угольный салонный фильтр, то такой фильтр будет защищать пассажиров еще и от неприятных запахов.

Когда нужно менять воздушный фильтр салона?

Рекомендации о том, когда воздушный фильтр должен быть заменен, варьируются в зависимости от производителя - как правило, данная процедура совершается каждые 20-25 тыс. км - и может зависеть от того сколько вы ездите и где в каких условиях (в пустыне Сахара или по загазованной автотрассе). Проверьте график технического обслуживания в руководстве пользователя, там вы найдете рекомендованные сроки замены воздушного фильтра салона автомобиля. Если, как правило, вы ездите в плотном движении города, где, несомненно, плохое качество воздуха, то менять фильтр вы будете вынуждены раз в год, а то и больше. Такая же ситуация складывается и для тех автомобилей, которые ездят в пустынном климате, где много пыли.

Признаки того, что салонный фильтр автомобиля подлежит замене.

Одним из признаков того, что пришло время поменять салонный воздушный фильтр является уменьшение потока воздуха через систему отопления, вентиляции и кондиционирования, например, когда вы поставили вентилирование на максимальный уровень, но получаете больше шума, чем результата. Другим признаком является стойкий неприятный запах или же запотевание лобового стекла в салоне. Даже если вы не замечаете подобных признаков, вы должны проверять воздушный фильтр, по крайней мере, один раз в год, причем делать это можно самостоятельно, без помощи специалистов, вот пример.

Где в автомобиле расположен салонный воздушный фильтр?

Большинство салонных воздушных фильтров расположены в внутренней стенке бардачка. Замена их не представляет особого труда. Вам следует лишь снять бардачок с крепежей (инструкция должна быть в руководстве эксплуатации) и вытащить удерживающий фильтр элемент. Другие находятся под приборной панелью и к ним не так легко добраться, или под капотом, где свежий воздух поступает в систему вентиляции и кондиционирования. Некоторые фильтры довольно дорогие, особенно если покупать их у официального дилера, дешевле и проще будет приобрести «не оригинал» в любом магазине автомобильных запчастей и провести замену самостоятельно.

Если при очередном сервисе в дилерском центре или в автомобильной мастерской вам рекомендуют заменить салонный воздушный фильтр, попросите механика сначала показать текущий. В зависимости от того, как долго этот фильтр эксплуатировался, вы можете быть немного шокированы от увиденного: листья, ветки, насекомые, сажа и грязь, которые буквально покрывают всю поверхность фильтра с той стороны, откуда заходит воздух. Все перечисленные признаки лишний раз подтвердят рекомендации сотрудников сервиса, произвести замену воздушного фильтра в салоне.

Салонный фильтр автомобиля отвечает за очистку воздуха, поступающего в салон автомобиля с улицы. От его качества фильтрации напрямую зависит здоровье всех едущих в машине людей и комфорт во время поездки.

Фильтрующие элементы состоят из волокон синтетики, пропитанных антибактериальным раствором. Благодаря этому проходящий через фильтр воздух очищается от пылевых микроскопических частиц и посторонних запахов.

Автомобильный фильтр для очистки воздушных масс, поступающих в салон, выполняет следующие важные функции:

  • производит очистку воздушных масс, проходящих в салон через каналы отопительной и вентиляционной системы;
  • сокращает содержание вредных химических веществ: угарного газа, углеводорода, оксида азота и т. п.;
  • предотвращает попадание в салон различных бактерий, пылевых микроскопических частиц, угарных газов из выхлопных труб, цветочной пыльцы и т. д.

Типы воздухоочистительных автомобильных фильтров

На различных модификациях автомобилей установлены свои типы фильтрующего оборудования. По строению существует картриджные и корпусные воздушные фильтры.

Если в автомашине установлен картриджный фильтр, то при его замене не нужно менять все устройство, достаточно заменить фильтрующий элемент. Элементы очистки воздуха в салонном фильтре имеют несколько разновидностей, но самыми распространенными и недорогими являются угольные и простые:

  • простой элемент фильтрации изготовлен из полипропилена в виде волокон;
  • угольный элемент фильтрации также включает в себя полипропилен, только между его слоями еще располагают активированный уголь, удерживающий запахи и вещества химического происхождения.

Простой фильтр способен задерживать только частицы большого размера, угольный предотвращает попадание в салон различных запахов и газов из выхлопных труб. Простой и угольный фильтр по своему строению практически одинаковые, только в угольном типе добавлен элемент фильтрации из активированного угля.

Расположение воздухоочистительного фильтра


В различных моделях автомобиля очищающий фильтр расположен по-разному. Обычно он размещается перед системой отопления, что является показателем того, что в печку попадает уже очищенный воздух.

Это значит, что потоки воздуха проходят через фильтрацию и уже в чистом виде поступают в отопительную систему, а затем непосредственно в салон. У половины автомобилей очищающий элемент расположен сразу за бардачком либо чуть-чуть ниже. Во многих иностранных и современных отечественных машинах фильтр ставится в районе жабо под капотом (в центре или слева).

Особенности строения


Автомобильный салонный фильтр по своему принципу работы не имеет отличий от воздухоочистительных устройств, используемых в других областях.

Его конструкция состоит из корпуса, у которого есть отверстие для забора воздуха и для его выхода. Внутри расположены элементы фильтрации в виде нескольких пластин. Их количество, порядок расположения и материал зависят от типа салонного фильтра.

Строение фильтра:

  1. Первый слой, очищающий от самых крупных загрязнений.
  2. Волокна ваты, удерживающие бактерии и выхлопные газы.
  3. Волокна из микрофибры.
  4. Активированный уголь (только в угольных фильтрах) удаляет из проходящего воздуха различные запахи.

Многие считают, что салонный фильтр после длительного использования достаточно почистить и продуть, и он будет работать как новенький. На самом деле это неправильное мнение. Вы можете увеличить общий срок службы, очищая фильтр от крупных загрязнений, но если элементы выработали все свои ресурсы, то они уже не будет выполнять необходимой качественной очистки.

Принцип работы салонного фильтра такой, что проходящий через пластины воздух оставляет на них различные примеси и микрочастицы, если же фильтр угольные, то и химические взвеси. Если воздушный фильтр хорошего качества, то он удержит даже незначительные микроскопические частички, размер которых составляет 0,1 мкм.

Установив такой фильтр, вы будете защищены как от дорожной пыли, так и от мельчайшей пыльцы цветов, а также промышленных взвесей.

Срок службы салонного фильтра


Эксплуатационный срок воздушного фильтра зависит от степени использования транспорта и внешних экологических и природных условий. Один автомобиль может проехать 20 тысяч километров, и воздушный фильтр будет забит пылью и грязью, а на другом будет пробег 40 тысяч, а он еще как новенький.

Для обеспечения чистый свежего воздуха в автомобильном салоне необходимо периодически проводить визуальный осмотр воздушного фильтра. Когда вы видите, что его пластины закоптились и забиты различным мусором и насекомыми, значит пришла пора его заменить.

Если же ничего такого не наблюдается, а вы отъездили больше года, тогда стоит купить новый фильтр и поменять его, так как старый уже не справляется с качественной очисткой воздуха. Срок службы салонного воздушного фильтра напрямую связан с его типом:

  • простой фильтр рассчитан на 30 тыс. километров;
  • угольный фильтр меняется после 60 тысяч пробега.

Специалисты советуют менять воздухоочистительный фильтр салона один раз в полгода. Тогда вы будете точно уверены, что система очистки воздуха вашего автомобиля работает на все сто процентов и здоровью пассажиров и самого водителя ничего не угрожает.

Пришедший в негодность салонный фильтр может являться причиной:

  • недостаточного количества свежего воздуха;
  • запотевания стекол;
  • плохой работы отопительной системы;
  • развития симптомов аллергии у водителя и пассажиров.

Если в вашем автомобиле система отопления в исправном состоянии, а на внутренней стороне стекол салона образуется дымчатый налет и не достаточно хорошо греет печка, да еще к тому же появился посторонний запах, это значит, что система кондиционирования требует очистки, а салонный фильтр – замены.

При замене старого фильтра обратите внимание на стрелки-указатели потока воздуха, которые обычно находятся на его боковых частях.

В современных авто комфортабельность стоит чуть ли не на первом месте. И немаловажным критерием этого является чистота поступающего в салон воздуха. Чтобы обеспечить выполнение данного критерия многие современные автомобили оснащаются фильтром поступающего воздуха, он же салонный фильтр.

Основной задачей данного фильтра является улавливание мелких загрязняющих частиц в воздухе, поступающем внутрь авто извне.

Установка салонного фильтра в автомобиль

Виды салонных фильтров

Фильтрующим элементом у пылевого фильтра выступают целлюлозные или синтетические волокна. Представлены они в виде гофрированной бумаги, сложенной в ровные ряды с ячейками. Все это собрано в прямоугольную конструкцию.

Такие фильтры предназначены для улавливания пыли, сажи, мелких и крупных частиц песка, мелких насекомых, а также пыльцу растений.

Угольный фильтр помимо гофрированной бумаги имеет еще и прослойку с активированным углем. Это дает ему возможность задерживать в себе самые мельчайшие вредные частицы. Он улавливает разные окиси, фенольные и бензольные элементы. Но количество вредных элементов, которые может в себе удерживать угольная прослойка, ограничено, со временем она уже не сможет их улавливать, тогда такой фильтр становится по функциональности как обычный пылевой.

Дополнительно они могут иметь антибактериальное покрытие, но не всегда. Это покрытие предотвращает появление на нем плесневелости, грибков. В общем, салонный фильтр выглядит как прямоугольный блок с ребристой поверхностью.

Но со временем при эксплуатации авто данный фильтр постепенно засоряется и свои функции уже не выполняет. В таком случае производится замена фильтрующего элемента.

В технической документации к авто указывается, после какого пробега авто следует произвести замену фильтра. Однако данное условие имеет рекомендательный характер, поскольку частота замены фильтра зависит от условий эксплуатации авто.

Так, в южных широтах, где в воздухе имеется повышенное количество частиц песка, производить замену нужно чаще, чем при использовании автомобиля в северных широтах, где песка и пыли меньше. Постоянное использование авто в городских условиях тоже влияет на скорость засорения фильтра.

Проверка состояния салонного фильтра

Состояние салонного фильтра можно определить по косвенным признакам:

  1. Первое – это появление в салоне сторонних запахов. Получается, что забитый фильтр уже не очищает воздух, а наоборот, начинает добавлять в него загрязняющие частицы.
  2. Вторым методом определения является проверка производительности системы вентиляции салона. Нужно включить электродвигатель вентиляции и проверить рукой поток воздуха, который он создает. Если поток воздуха слабый, фильтр забит и не может в достаточном количестве пропускать через себя воздух.
  3. Ну и третьим методом определения состояния является визуальный осмотр. Если он имеет большой пылевой налет, а между ребрами находится значительное количество загрязняющих элементов, то фильтр подлежит замене.

Но, чтобы произвести визуальный осмотр, а также произвести его замену в случае обнаружения сильного загрязнения, нужно знать, где он располагается в автомобиле и как его извлечь.

Есть три места, где может быть установлен салонный фильтр:

  • внутри передней панели за перчаточным ящиком (бардачком);
  • возле рулевой колонки, рядом с педалью акселератора;
  • также он может размещаться в задней стенке моторного отсека.

Рассмотрим, как извлечь фильтр для определения загрязнения и замены во всех трех местах его установки.

Замена фильтра, установленного за перчаточным ящиком

Примером извлечения салонного фильтра, установленного внутрь передней панели, выступит Toyota Corolla, поскольку именно там он у нее установлен.

Так производится замена фильтра в Toyota Corolla

Инструментов никаких не понадобится, все операции производятся руками. Для доступа к коробу, в котором установлен фильтр, потребуется опустить перчаточный ящик вниз. Для этого после его открытия по бокам нужно нажать на специальные защелки, после чего короб ящика припустится внизу.

Фильтр находится в своем коробе и прикрыт крышкой с фиксаторами. Фиксаторы эти нужно отщелкнуть и крышку снять. Затем пальцами нужно нажать по краям фильтра, чтобы его немного сжать для удобства изъятия и потянуть на себя.

В случае обнаружения сильного загрязнения он заменяется. На торце фильтра нанесена отметка, указывающая правильную его установку. Новый фильтр нужно тоже немного сжать и установить на место. После чего следует пальцами понажимать в торец фильтра, чтобы он правильно стал и расправился. Далее ставится на место крышка фильтра, после чего устанавливается на место перчаточный ящик путем обратной установки защелок.

Замена фильтра, установленного под рулевой колонкой

Замена и установка салонного фильтра на Nissan Qashqai

Из инструментов понадобится только длинная отвертка. Чтобы получить доступ к фильтру, нужно будет снять боковую декоративную накладку на центральном тоннеле под передней панелью со стороны водителя. Она там держится на фиксаторах,и, чтобы ее демонтировать, нужно просто накладку поддеть отверткой.

Короб, в котором установлен фильтр, находится за педалью акселератора.

Чтобы добраться до фильтра, нужно с короба снять крышку, закрепленную фиксирующими защелками. Для этого нижняя защелка поддевается отверткой и крышка снимается.

Извлечение производится после предварительного его сжатия пальцами. Для удобства установки нового фильтра он сжимается по бокам, предварительно узнав, какой стороной его нужно устанавливать. После размещения фильтра его нужно расправить путем нажатия на торец пальцами.

Замена салонного фильтра, установленного под капотом

Местонахождение салонного фильтра на Лада Приора

Конструктивно самой сложной является замена салонного фильтра, установленного на задней стенке моторного отсека. В качестве примера выступит Лада Приора.

Для выполнения этой операции потребуется открыть капот. С правой стороны возле лобового стекла установлена решетчатая панель, в народе называемая «жабо», под которой размещен фильтр.

Для снятия «жабо» нужно будет снять резиновые уплотнители. Со стороны лобового стекла данная панель закреплена тремя саморезами, прикрытые заглушками. Заглушки извлекаются и саморезы выкручиваются. Также имеется три самореза крепления со стороны двигателя, которые тоже нужно выкрутить.

После демонтажа «жабо» появится доступ к решетчатой крышке фильтра, которая закреплена четырьмя саморезами. Нужно выкрутить саморезы, чтобы снять крышку и получить доступ.

Новый фильтр устанавливается согласно отметкам на нем. Это важно, поскольку фильтры на Приору имеют поролоновую уплотняющую окантовку, и, если фильтр неправильно установить, он из-за отсутствия уплотнения будет пропускать пыль в салон.

После замены ставится обратно решетчатая крышка и фиксируется саморезами, после чего устанавливается «жабо» и тоже фиксируется.